Аналогичные рабочие места при проведении специальной оценки условий труда. Аналогичные рабочие места: специальная оценка условий труда

Основной дилеммой, с которой сталкивается работодатель перед проведением специальной оценки условий труда, является определение количества рабочих мест, подлежащих СОУТ. В большинстве случаев расчеты оказываются неверными, так как неверно используется понятие “аналогичных” рабочих мест. В данной статье постараемся разобраться, как избежать типичных ошибок.

Какие рабочих места можно отнести к аналогичным?

Согласно п. 6, ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» “аналогичными” считаются рабочие места, которые:

— расположены в одном или нескольких однотипных помещениях (зонах);

— оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения;

— заняты работниками одной профессии, должности, специальности с одинаковыми функциями и режимом работы; они должны использовать одинаковые - , инструменты, приспособления, материалы и сырье, а также обеспечиваться однотипными СИЗ.

Все эти условия должны выполняться одновременно. Если хотя бы одно условие не соблюдаются, то рабочие места невозможно подвести под понятие “аналогичные” рабочие места.

Для примера: можно рассмотреть рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера, которые не являются аналогичными. Все потому, что у них разные названия должностей и, как следствие, разная трудовая функция.

Стремление работодателя отнести как можно больше рабочих мест к “аналогичным” понятно. Это уменьшает расходы на спецоценку, так как на “аналогичные” рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда и для них оформляется общий перечень мероприятий по улучшению условий труда.

Но стоить понимать, что не все так гладко, как видится. Согласно п. 1, ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» оцениваться должны 20% от общего числа “аналогичных” рабочих мест, но не менее двух.

Как действует понятие не менее двух?

Пример:
Штат компании насчитывает пять кладовщиков, которые работают на одном складе и выполняют одинаковые обязанности. Казалось бы, речь идет об “аналогичных” рабочих местах и оценивать нужно 20% от их общего числа, т.е. одно рабочее место. Но, опираясь на п. 1, ст. 16, “Определение количества рабочих мест подлежащих СОУТ” сводиться, как минимум, к двум рабочим местам.

Это необходимо, чтобы получить объективный результат при инструментальных исследованиях. В случае несовпадения хотя бы с одним измеряемым параметром, согласно п. 5, ст 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» оценке будут подлежать 100% рабочих мест.

Рабочее место при специальной оценке условий труда будет приравниваться к одному независимо от размера ставки сотрудника. То есть занятость на полставки - одно рабочее место, на 0,3 ставки - одно рабочее место, на 2,15 ставки - одно рабочее место.

Почему рабочие места с одинаковым оборудованием не всегда “аналогичные”?

Одинаковое на рабочих местах не всегда является признаком одинакового производственного процесса. Обратимся к примеру.

Пример:
В кабинете работают: бухгалтер, ведущий бухгалтер, главный бухгалтер. Все, как правило, используют персональный компьютер, монитор и оргтехнику. Тем не менее, данные рабочие места не могут быть “аналогичными” по причине того, что на рабочих местах должно быть абсолютно идентичным: и марка, и модель, и год выпуска.
Похожий пример можно привести для рабочих мест водителей.

Проанализируем ситуацию с автомобилями:

Пример:
В организации - пять водителей, которые работают на следующих автомобилях.

ФИО водителя Марка авто Год выпуска Масса,т Гос.номер
Иванов Renault 2010 6 в111мр
Сидоров Ford 2009 5 с777кк
Петров Ford 2013 7 к999кк
Стаханов Ford 2013 7 к999кк
Павлов Ford 2013 7 к999кк
Кожемякин MAN 2017 5 о009ат
Петрухин MAN 2017 5 т567тт

Зачастую работодатели относят все такие рабочие места к “аналогичным”. Это неверно в принципе.

“Аналогичными” будут только рабочие места Петрова, Стаханова и Павлова,так как к ним относится один и тот же автомобиль.

У водителя Иванова автомобиль другой марки, другого года выпуска и грузоподъёмности, имеет совершенно другой регистрационный номер.

В общем, так можно перечислять до бесконечности. Целесообразно упростить подход к решению данного вопроса.

В данном случае количество подлежащих СОУТ рабочих мест равно количеству автомобилей. За одним автомобилем можно закрепить столько “аналогичных” мест, сколько водителей закреплено за этим же автомобилем по приказу.

Когда рабочие места для одинаковых должностей нельзя считать “аналогичными”?

Иногда рабочие места, на которых трудятся работники с одинаковыми должностями, все равно не являются “аналогичными”. Допустим, что в штатном расписании организации имеется пять руководителей многофункционального отдела. Однако это не значит, что у них одинаковые функции.

В подобных ситуациях следует уточнять, каким отделом руководит сотрудник. Например, рабочее место руководителя:

  • отдела продаж,
  • интернет-отдела и
  • отдела маркетинга должны оцениваться отдельно. Не менее важный момент в определении “аналогичности” рабочих мест возникает вследствие сменности работ.

Пример:
На производстве - 24 оператора производственной линии. Операторы могут работать в одну смену или несколько смен. В данном случае необходимо четко понимать, как проводить расчеты. Обратимся к таблице:

Из таблицы наглядно видно, как происходит определение количества рабочих мест, подлежащих СОУТ. Главное запомните, сменность должна быть подтверждена документально во внутренних локальных актах (коллективном договоре, трудовом договоре или описании организационной структуры организации и т.п.)

Теперь в картинках для закрепления результата.

Таким образом, если вы не уверены, что учли все особенности и правильно определили “аналогичные” рабочие места, то лучше обратиться за помощью в организацию, которая будет проводить спецоценку. Необходимую информацию по данному вопросу вы можете скачать во вложении Excel файл. В данном файле автоматически производится определение количества рабочих мест, подлежащих СОУТ. Достаточно внести определенные данные.

Специальная оценка условий труда (СОУТ), сменившая в 2014 году аттестацию рабочих мест, внесла заметные коррективы не только в подходы к проведению процедуры, но и в процесс назначения льгот и гарантий по ее результатам.

За время активного проведения спецоценки на российских предприятиях, удалось накопить немалую правоприменительную практику и принять множество судебных решений самой разной направленности.

Но случаи несоблюдения требований законодательства в рамках проведения СОУТ все еще остаются достаточно распространенными. Во многих просчетах виноваты экспертные организации, но большая их часть допускается работодателями и комиссиями по осуществлению СОУТ на самом раннем подготовительном этапе.

Как составить перечень рабочих мест для СОУТ?

Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест представляет собой задачу первостепенной важности для комиссии. Как показывает практика, трудности возникают именно на данном этапе. Причина кроется в подсчете количества рабочих мест по должностям (с одинаковыми наименованиями и несколькими работниками).

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ под рабочим местом подразумевают определенное пространство, занимаемое работником, или куда ему требуется прибыть для выполнения должностных обязанностей, находящееся под прямым или косвенным контролем работодателя.

Количественные расчеты

Для безошибочного выполнения расчетов требуется понимать, сколько работников задействовано на одном рабочем месте в одно и то же время. Если в организации одновременно трудится 3 бухгалтера в одинаковом временном режиме, без смен и вахтового метода, то в список рабочих мест для СОУТ вносится 3 рабочих места по должности «бухгалтер».

Если речь идет о 4 охранниках, работающих в режиме «сутки через трое» (4 работника сменяют друг друга – на рабочем месте одновременно только один охранник), в списке для СОУТ отражают только одно рабочее место, на котором посменно трудится 4 человека.

Чаще всего ошибки случаются при внесении в перечень рабочих мест с одинаковым наименованием, оборудованием, помещениями, а также нестационарных рабочих мест, особенно со сменным или вахтовым режимом работы. Избежать просчетов можно, придерживаясь нехитрого правила – количество рабочих мест равняется числу одновременно работающих на нем сотрудников.

Например, 6 фрезеровщиков работают в 2 смены на 3 станках в одном цеху. На протяжении смены каждый фрезеровщик поочередно работает на всех трех станках, значит, в список вносится 3 рабочих места. В случае соответствия определенным признакам эти рабочие места могут быть признаны аналогичными, что позволит минимизировать траты на СОУТ.

Чтобы упростить оформление списка рабочих мест, члены комиссии по СОУТ приравнивают количество единиц оборудования к количеству рабочих мест. Такой подход может быть целесообразным в отдельных ситуациях, но будет ошибочным, если:

  • один работник применяет более одной единицы оборудования;
  • два и более работника одновременно используют одно и то же оборудование.

То же самое можно сказать о нестационарных рабочих местах, рабочие зоны которых могут меняться территориально. Нельзя расценивать в качестве одного рабочего места нестационарные рабочие места с одинаковым наименованием.

Наименование рабочего места для СОУТ

Безошибочное внесение наименований рабочих мест в перечень, также важно, как и правильное количество. Согласно инструкции, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, наименование должности в документации специальной оценки условий труда должно полностью совпадать со своим аналогом, зафиксированным в штатном расписании предприятия.

Случается, что комиссия из соображений коммерческой тайны предоставляет экспертной организации по СОУТ перечень рабочих мест, не соответствующий оригинальному штатному расписанию. Однако в процессе дальнейшего применения результатов СОУТ при назначении льгот и гарантий выясняется, что спецоценкой были охвачены не все рабочие места.

В таких ситуациях инспекционные проверки могут обернуться судебными разбирательствами, приводящими к выводу о неполноте проведения СОУТ по причине отсутствия сведений по отдельным должностям. Избежать подобных оплошностей можно только путем внимательного отслеживания совпадения наименований вносимых в материалы СОУТ с должностями, зафиксированными в действующих документах по штатному составу.

С такой же проблемой часто сталкиваются организации, которые проводят реструктуризацию, чтобы оптимизировать бизнес. Процесс, как правило, связан с изменениями наименований должностей без заметных преобразований условий труда и должностных обязанностей.

Многие работодатели не видят в этой ситуации причин для проведения внеплановой СОУТ. Но они ошибаются, поскольку наименования должностей в перечне СОУТ, зачастую не совпадают со своими аналогами в новом штатном расписании и прочих документах.

Рассмотрим случаи некорректного объединения и внесения рабочих мест в материалы СОУТ на примере судебного разбирательства по делу № А59-2617/2015 Пятого арбитражного апелляционного суда. Рыболовецкой организацией была проведена процедура АРМ в отношении рабочего места «вахтенный помощник капитана» без учета того, что в действующем штатном расписании также значились должности первого, второго и третьего помощника вахтенного капитана.

В рамках СОУТ данные рабочие места были признаны одним и тем же рабочим местом. В знак подтверждения данного обстоятельства, экспертной организацией, проводившей оценочные мероприятия, было составлено соответствующее письмо. Тем не менее, суд не принял обоснования работодателя и экспертной организации по причине отсутствия оценочных материалов по рабочим местам первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана.

Окончательный вывод судебного решения указывал на отсутствие правовых оснований распространения результатов АРМ на «должности со схожими или одинаковыми должностными обязанностями, имеющимися в штатном расписании», поскольку такая возможность не предусмотрена Порядком проведения АРМ и СОУТ.

С более сложными проблемами сталкиваются организации, для которых частые изменения являются нормой. Им даже в процессе проведения СОУТ приходится помногу раз корректировать штатное расписание. Эксперты рекомендуют членам комиссии по спец.оценке и инженерам по охране труда таких организаций в обязательном порядке доводить до сведения руководящего состава финансовые последствия проводимых ими реформ.

Они должны знать, что в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ, в отношении каждой новой должности требуется проведение внеочередной СОУТ в течение полугода с момента ее введения. В принципе, любые преобразования штатного расписания, связанные с наименованием должности являются поводом для проведения спецоценки вне графика.

Аналогичные рабочие места

На завершающем этапе оформления перечня мест, на которых будет проводиться СОУТ, требуется определить соответствие наименований и количества рабочих мест признакам аналогичности, что позволит значительно сэкономить денежные ресурсы на процедуре.

Проведение СОУТ является обязательным только для 20% от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух). Полученные результаты распространяются на все аналогичные рабочие места. На рабочие места, признанные аналогичными оформляется общая карта спецоценки условий труда и разрабатывается единый список действий, направленных на совершенствование условий труда и защиту персонала.

В ст. 9 Федерального закона о спецоценке изложены следующие признаки аналогичных мест:

  • обладание одинаковыми наименованиями;
  • расположение в одном или нескольких однотипных помещениях (рабочих зонах);
  • Оснащение одинаковыми коммуникационными системами (вентиляция, освещение и т.д.);
  • Подразумевают осуществление персоналом одинаковых должностных обязанностей в одинаковом рабочем режиме;
  • монотипные технологические процессы;
  • используется одинаковое оборудование, приборы, устройства, сырье и материалы;
  • персонал обеспечен одинаковыми СИЗ.

Соответствие аналогичных рабочих мест указанным особенностям является обязательным и определяется комиссией по СОУТ. Корректность их определения устанавливает эксперт аккредитованной организации, осуществляющей процедуру спецоценки.

Даже единственное рабочее место, не согласующееся со всеми особенностями, изложенными в Федеральном законе № 426-ФЗ, является поводом для проведения спецоценки всех рабочих мест, которые были признаны аналогичными.

Знание нескольких правил позволит составить корректный перечень рабочих мест для СОУТ:

  1. Подготовка списка рабочих мест исключительно на базе действующего штатного расписания.
  2. Одинаковое количество рабочих мест и работников, одновременно выполняющих на них свои должностные обязанности.
  3. Рабочие места с разными наименованиями (в т. ч. незначительно отличающимися друг от друга) и схожими или одинаковыми трудовыми функциями - это разные рабочие места.
  4. 4. Аналогичные – это рабочие места, отвечающие всем признакам, изложенным в ст. 9 ФЗ № 426-ФЗ.

Соблюдение вышеуказанных требований гарантирует успешный результат.

При проведении специальной оценки условий труда (далее - СОУТ, спецоценка) используется такое понятие, как «аналогичные рабочие места». Специальная оценка условий труда в данном случае может быть проведена в отношении меньшего числа рабочих мест, а значит, работодатель имеет возможность сэкономить на проведении СОУТ. Рассмотрим данное понятие более подробно.

Общие положения

Закон о спецоценке N 426-ФЗ от 28.12.2013 перечисляет признаки, по которым рабочие места могут быть объединены в категорию аналогичных.

Итак, данные рабочие места характеризует следующее:

  • они находятся в одном помещении или нескольких однотипных помещениях, в которых созданы одинаковые условия с использованием однотипного оборудования (вентиляция, отопление, кондиционирование, освещение);
  • эти места занимают работники одной профессии, специальности, должности, выполняющие одни и те же трудовые функции в том же режиме рабочего времени;
  • работа на этих местах представляет собой однотипный процесс;
  • в работе используются одинаковые оборудование, материалы, инструменты, средства защиты.

Если в ходе спецоценки будет выявлено хотя бы одно несоответствие рабочих мест по указанным признакам, СОУТ должна быть проведена в отношении всех рабочих мест, ранее объединенных в одну категорию.

Комиссия по проведению спецоценки до начала процедуры должна утвердить перечень рабочих мест, которые будут подвергнуты СОУТ. В этом же перечне указываются аналогичные рабочие места. При проведении спецоценки рабочих мест из этой категории результаты будут применяться ко всем таким рабочим местам.

При определении их количества работодатель должен учитывать, что СОУТ должна проводиться в отношении 20 % от общего количества одинаковых рабочих мест (но не менее двух).

По этим рабочим местам составляется одна карта СОУТ, устанавливается один перечень мероприятий по улучшению условий труда.

Основные ошибки при определении аналогичных рабочих мест

Прежде чем заказать услуги по СОУТ, работодатель оценивает, в какую сумму ему обойдется данная процедура. Зачастую подсчеты работодателя оказываются неверными, поскольку не учитываются следующие моменты.

Ситуация 1. Рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера находятся в одном кабинете, а значит, они работают в одинаковых условиях по температуре воздуха, освещению и т.д. Трудовая деятельность данных работников одинаково связана с работой на компьютере. И все-таки данные рабочие места нельзя признать аналогичными, поскольку у этих работников разные должности, а значит, и разные трудовые функции.

Ситуация 2. В службе техподдержки в одном помещении работают 10 человек. У них одна и та же должность - оператор службы поддержки, одинаковые трудовые функции. Все они используют компьютеры и телефонную аппаратуру. Для того, чтобы данные рабочие места могли быть признаны аналогичными, работники должны использовать именно одинаковое оборудование: одной марки, одного года производства, с одинаковыми техническими характеристиками и т.д.

Ситуация 3. В юридическом отделе работает 5 юристов. Согласно требованиям законодательства спецоценке подлежат двадцать процентов аналогичных рабочих мест. Путем несложных вычислений получается, что СОУТ может быть проведена в отношении одного рабочего места из пяти. Однако при таком подсчете не учитывается другое правило - спецоценка проводится в отношении не менее двух рабочих мест из категории аналогичных.

Заключение

Итак, возможность сократить число рабочих мест, которые должны пройти СОУТ, за счет отнесения их к аналогичным действительно очень полезна для работодателя. Главное в этом вопросе - правильно установить количество рабочих мест в данной категории, а также рабочих мест, в отношении которых все-таки будет проведена спецоценка, и вовремя утвердить список таких рабочих мест.

Первое, что должна сделать комиссия по проведению специальной оценки условий труда, – это утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться спецоценка, с указанием аналогичных рабочих мест. На практике комиссия испытывает значительные трудности на этом этапе, особенно, при подсчете количества рабочих мест по должностям с одинаковыми наименованиями и несколькими работниками.

В 2014 году аттестацию рабочих мест заменила специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) на основании Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ), которая существенным образом изменила подход к оценке условий труда на рабочих местах и к предоставлению гарантий и компенсаций по ее результатам.

Более двух лет специальная оценка условий труда активно проводится на территории России, накоплена обширная правоприменительная практика, принято значительное количество судебных решений по самым разным вопросам проведения СОУТ. Однако до сих пор весьма распространены случаи грубейшего нарушения законодательства при проведении СОУТ. Многие ошибки допускаются по вине организаций, проводящих СОУТ. Вместе с тем нельзя не отметить, что немало упущений допускается по вине работодателя и комиссии по проведению СОУТ. При этом львиная их доля приходится на самое начало – подготовку к проведению СОУТ.

На основании статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, для расчета количества рабочих мест, которые подлежат СОУТ, необходимо понять, сколько работников одновременно трудится на одном рабочем месте.

ПРИМЕР 1

Если в организации работают пять бухгалтеров, при этом на рабочих местах отсутствует сменность и вахтовый метод работы (все пять работников работают одновременно), то в перечне рабочих мест в рамках проведения СОУТ должно быть заявлено пять рабочих мест по должности «Бухгалтер».

ПРИМЕР 2

На предприятии четыре сторожа работают в режиме «сутки через трое» (четыре работника сменяют друг друга, на рабочем месте работает только один работник). В этом случае при проведении СОУТ в перечне рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ (далее – перечень), должно быть отражено лишь одно рабочее место, на котором работают четыре человека. Ошибки часто допускаются при включении в перечень мест с одинаковым наименованием, на которых работники используют одно и то же оборудование, работают в одних и тех же рабочих зонах и помещениях, нестационарных рабочих мест, особенно, если на данных рабочих местах используется сменный режим работы. В данных случаях действуют тот же самый принцип – количество рабочих мест соответствует числу одновременно работающих работников.

ПРИМЕР 3

Шесть токарей работают в две смены на трех станках в одном цехе. При этом в течение смены каждый работник поочередно работает на всех трех станках. В этом случае необходимо фиксировать три рабочих места. Однако в целях минимизации затрат данные рабочие места можно признать аналогичными в случае соответствия необходимым признакам, о чем будет рассказано далее.

Иногда для упрощения оформления перечня члены комиссии по проведению СОУТ приравнивают количество единиц оборудования к количеству рабочих мест. В некоторых случаях это может быть оправданно, однако не будет правильным, например, при:

  • использовании одним работником нескольких единиц оборудования;
  • использовании одного и того же оборудования двумя или более одновременно работающими работниками.
Отметим, что с рабочими местами с территориально меняющимися рабочими зонами (т. е. нестационарными рабочими местами) используется тот же самый подход.

Неверно автоматически расценивать нестационарные рабочие места с одинаковым наименованием как одно рабочее место.

Разобравшись с количеством рабочих мест, нельзя забывать и о наименовании рабочих мест в соответствии с законодательством. Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н, предписывает указывать наименование должности в материалах специальной оценки условий труда в строгом соответствии со штатным расписанием организации. Нередко экспертам организации, проводящей СОУТ, комиссия проведению СОУТ не предоставляет штатное расписание, руководствуясь соображениями коммерческой тайны, а предоставляет перечень, не соответствующий штатному расписанию. В дальнейшем, при применении результатов СОУТ, предоставлении гарантий и компенсаций и проверках контролирующими органами оказывается, что не все рабочие места организации оценены.

ПРИМЕР 4

В рамках разбирательств по делам № 33-4199/2015 и № А59-2617/2015) судебные органы приходят к выводу о неполноте проведения СОУТ из-за отсутствия материалов СОУТ по некоторым должностям, присутствующим в штатном расписании (апелляционное определение Астраханского областного суда от 7 декабря 2015 года по делу № 33-4199/2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 года по делу № 05АП-9269/2015).

Чтобы избежать ошибок, необходимо тщательно сверять соответствие наименований должностей в штатном расписании, трудовых договорах и материалах СОУТ.

Существует еще одна проблема при проведении СОУТ. В целях оптимизации бизнес-процессов многие организации проводят реструктуризацию, которая неизбежно сопровождается изменением наименований должностей, иногда совершенно незначительным. При этом изменение должности не ведет к существенному изменению должностных обязанностей и условий труда. В связи с этим многие работодатели принимают необоснованное решение о непроведении внеплановой СОУТ, несмотря на то, что наименования должностей в материалах СОУТ не соответствуют новому штатному расписанию и трудовым договорам.

К чему приводит несоответствие штатного расписания и материалов СОУТ, а также некорректное объединение рабочих мест можно рассмотреть на следующем примере в рамках судебного разбирательства по делу № А59-2617/2015 (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 года по делу № А59-2617/2015).

ПРИМЕР 5

Организация, занимающаяся ловлей рыбы, провела аттестацию рабочих мест по условиям труда в отношении рабочего места «Вахтенный помощник капитана» в соответствии с законодательными актами, действующими на момент аттестации. При этом в штатном расписании присутствовали должности первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана. В рамках аттестации было принято решение, что данные рабочие места являются одним и тем же рабочим местом. Такое решение было оформлено организацией, проводившей аттестацию рабочих мест по условиям труда, в виде письма, составленного после завершения процедуры этой аттестации. Это письмо было представлено суду организацией, занимающейся рыбной ловлей.

Однако суд не встал на сторону работодателя и организации, проводившей аттестацию рабочих мест по условиям труда, указав на то, что по рабочим местам первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана материалы аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда) отсутствуют. В мотивировочной части судебного решения Пятый арбитражный апелляционный суд указал на отсутствие правовых оснований распространения результатов аттестации на «должности, которые имеются в штатном расписании со схожими или одинаковыми должностными обязанностями», поскольку ни Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года №342н (утратил силу на основании приказа Министерства труда и социальной защиты российской Федерации от 20 февраля 2014 года № 103н), ни Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года №33н, не предусматривают такой формы оформления результатов аттестации или специальной оценки рабочих мест по условиям труда.

Есть еще и другая, более сложная проблема. В некоторых организациях настолько часто происходят изменения, что только во время проведения СОУТ штатное расписание корректируется множество раз. Как поступать в этом случае?

На наш взгляд, члены комиссии по проведению СОУТ, а также инженеры по охране труда обязаны довести до сведения руководства организации последствия подобных реформ, которые потребуют новых финансовых затрат. Ведь в этих случаях в отношении вновь организованных рабочих мест неизбежно потребуется, руководствуясь статьей 17 Закона № 426-ФЗ, провести внеплановую СОУТ в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию новых рабочих мест.

Изменение штатного расписания в части наименования должности –основание для проведения внеплановой СОУТ.

Для формирования перечня в окончательном виде при проведении СОУТ, помимо наименований и количества рабочих мест, потребуется определить их соответствие признакам аналогичности. Выделение рабочих мест в аналогичные позволит сократить затраты на СОУТ, так как проведение СОУТ обязательно только в отношении 20 % от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух), поскольку полученные результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда и разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Аналогичными признаются рабочие места, соответствующие признакам, сформулированным в статье 9 Закона № 426-ФЗ:

  • рабочие места расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  • помещения оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • на рабочих местах работники:
– работают по одной и той же профессии, должности, специальности;
– осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени;
– ведут однотипный технологический процесс;
– используют одинаковое производственное оборудование, инструменты и приспособления, материалы и сырье;
– обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Однако нужно учитывать, что все вышеперечисленные условия являются обязательными. Ранее отмечалось, что определение аналогичности рабочих мест – задача комиссии по проведению СОУТ. При этом правильность выделения мест в аналогичные устанавливает эксперт организации, проводящей СОУТ. В случае выявления в ходе проведения СОУТ хотя бы одного рабочего места, не соответствуещего признакам аналогичности, установленным статьей 9 Закона № 426-ФЗ, из числа рабочих мест, раннее признанных аналогичными, СОУТ проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Резюмируя вышесказанное, сформулируем несколько правил, придерживаться которых необходимо для составления перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ:

1. Формирование перечня проводится на основе действующего штатного расписания.

2. Количество рабочих мест для целей проведения СОУТ должно соответствовать количеству работников, одновременно работающих на рабочих местах.

3. Рабочие места с различными (в т. ч. незначительно отличающимися друг от друга наименованиями) и схожими или одинаковыми должностными обязанностями являются разными рабочими местами.

4. Аналогичными признаются те рабочие места, которые соответствуют всем признакам аналогичности, перечисленным в статье 9 Закона № 426-ФЗ.

Не следует забывать, что при составлении перечня, нужно учитывать пол работников, если тяжесть труда является характерным для данного производства фактором. Это связано с тем, что тяжесть труда для мужчин и женщин оценивается по классам и при работе в одинаковых условиях общий класс условий труда может оказаться различным.

При составлении перечня рабочих мест необходимо учесть все рабочие места, которые в полной мере соответствуют признакам аналогичности. Это позволит в значительной мере сократить затраты на проведение СОУТ, ведь на все эти места будет составлена одна карта. Но к этому вопросу следует подходить очень внимательно. Ведь в случае, если будет выявлено, что рабочие места, подлежащие проверке на самом деле не аналогичны, то придется проводить процедуру для каждого рабочего места индивидуально.

Кроме того, в перечне рабочих мест подлежащих СОУТ, обязательно указываются места, где будут выполняться необходимые замеры и оцениваемые факторы, список которых устанавливается исходя из необходимости и разумности. Но практически на каждом рабочем месте оцениваются такие факторы: , и . Список остальных факторов составляется в соответствии с правилами по ОТ, санитарными нормативами. От того насколько правильно и тщательно будет составлен перечень во многом зависит качество и скорость выполнения специальной оценки условий труда.



Случайные статьи

Вверх