Асоциальная семья. Характеристики разных семей

На чтение 15 мин.

Будущее любого общества зависит от подрастающего поколения. Именно дети будут определять то, что будет в нем цениться и порицаться, какие традиции будут сохранены, а какие забудутся. Именно поэтому современные проблемы семейного воспитания ребенка касаются не только его родителей, но всего социума в целом.

Современные родители имеют широкие возможности для всестороннего и грамотного развития ребенка с любыми интересами и потребностями. Они могут определить его в любую студию или кружок, нанять специалиста, готового поставить ребенку речь, решить проблемы его развития, прогнать страх, стать более дружелюбным и общительным… Список услуг, предоставляемых детям, можно продолжать бесконечно. Но при всем при этом несомненно важную, ключевую роль в процессе воспитания во все времена играло родительское воспитание.

Семейные ценности – основа воспитания полноценной личности

Лишенный поддержки и заботы со стороны самых близких людей, ребенок, даже будучи окруженным множеством высококлассных специалистов, не сможет принять и по-настоящему глубоко усвоить правила воспитания.

Принципы семейного воспитания

Каковы особенности семейного воспитания, учет которых обязателен для любой семьи, заинтересованной в воспитании достойного человека?

Первое и, пожалуй, главное условие успешного семейного воспитания – абсолютная и безусловная любовь к ребенку.


Родительскому дому суждено стать в жизни ребенка той территорией, где он не только будет чувствовать себя защищенным и в безопасности, но рассчитывать на понимание и заботу, что бы не случилось. Причем, очень важно чтобы ребенок понимал, что его любят вне зависимости от его успехов и личных достижений. И принимают таким, каков он есть на самом деле.

Несмотря на то, что на первый взгляд это условие воспитания может показаться наивным и очевидным, оно несет в себе важный смыл. Ребенок, понимающий, что мера родительской любви зависит от того, насколько хорошо он учится, радует близких спортивными и другими достижениями, растет неуверенным в себе, тревожным.


Задачи и цели семейного воспитания

В том случае, если привлечь к себе внимание хорошими поступками не удается, ребенок выбирает принципиально иную стратегию. И начинает упрямиться, хулиганить, демонстрируя беспричинный на первый взгляд негативизм. Родители чаще всего не понимают причины подобного поведения ребенка, списывая все на недостаток воспитанности и чаще всего «нагружают» его еще сильнее, отдаляя тем самым от себя и провоцируя на еще более неадекватные поведенческие реакции. Получается замкнутый круг.

Понимание и принятие чувств и эмоций, которые испытывает ребенок, готовность продемонстрировать самое живое и непосредственное участие в жизни ребенка – вот, что должно стать основой семейного воспитания.

Вопреки распространенному заблуждению, безусловная любовь, не способна испортить ребенка и разбаловать его. Позволяя ребенку чувствовать себя защищенным и уверенным в себе, она открывает ему множество путей для саморазвития.


Потакание капризам – воспитание будущего эгоиста и тирана

Конечно же, безусловную любовь нельзя путать с потаканием малейшим капризам ребенка. Грань, отделяющая дозволенное от запретного в семье должна быть одновременно четкой для полноценного формирования в сознании ребенка представление о запретном и дозволенном, и достаточно гибкой чтобы приспосабливаться под меняющиеся потребности ребенка. Но, большинство родителей, доверяя интуиции и зная своего ребенка, как правило, сами способны понять, какая именно мера свободы нужна ему на том или ином этапе. И именно любящие родители как никто другой знают, как важно подготовить ребенка к разумной самодисциплине, саморазвитию, работе над собой.

Усвоение ребенком представлений об окружающей среде, формирование картины мира – вот еще одна, не менее важная задача семейного воспитания.

Он в ненавязчивой форме узнает о правилах, действующих в том обществе, в котором он живет. И со временем начинает понимать, как лучше вести себя в той или иной ситуации, а как поступать не следует. Семейное воспитание учит ребенка самым простым навыкам взаимодействия с людьми, которые его окружают. Позже он будет переносить свои привычки и использовать полученные навыки, играя со сверстниками, а после – общаясь с соседями, учителями и т.д.


Семья – место общения представителей разных поколений

Рассуждая о роли семьи в развитии навыков общения, нельзя не отметить, что помимо всего прочего она позволяет ребенку взаимодействовать с представителями разных возрастных категорий.

Со временем он начинает понимать, что с представителями старшего поколения нужно общаться совсем не так, как с ровесниками. И что существуют отдельные правила этикета, регулирующие взаимодействие с мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами и т.д. Семья становится «уменьшенной копией» общества, в котором он будет жить.

Семьи группы риска и их особенности

Рассматривая современные проблемы семейного воспитания, нельзя обойти вниманием проблему неблагополучных семей и семей группы риска. Безусловно, каждая семья заинтересована в том, чтобы ребенок, воспитывающийся в ней, был окружен заботой, вниманием и ни в чем не нуждался. Однако ряд экономических, демографических, медико-санитарных и других факторов приводит к тому, что семья оказывается в затруднительном положении и оказывается не в силах обеспечить ребенку полноценное воспитание и развитие. Такие семьи «группы риска» нуждаются в дополнительной помощи. А зачастую, из-за углубления проблем, не в силах исполнять родительские обязанности должным образом.


Стили семейного воспитания и их признаки

Чем грозит рост действия неблагоприятных факторов?

Прежде всего отметим пугающие тенденции: неблагополучие грозит росту числа безнадзорных и беспризорных детей, семей, не имеющих постоянного места жительства, а также малоимущих семей и т.д.

Пугающая статистика, показывающая постоянный рост количества случаев лишения и ограничения родительских прав, постановки семей на учет свидетельствует о том, что проблема семейного неблагополучия требует незамедлительного решения.

Рассмотрим основные типы неблагополучных семей, которые встречаются в настоящее время

Неполные семьи

Неполными признаются те семьи, где ребенок проживает совместно с одним из родителей. Проблемами таких семей чаще всего становятся:

Социально-экономические проблемы. К ним относятся ограниченные доходы, низкая материальная обеспеченность. Чаще всего присущи таким детям, поскольку они имеют в большинстве случаев ограниченный источник доходов. Кроме того, вынужденная совмещать работу с уходом за детьми, женщина, оставшаяся единственным опекуном, чаще всего не может устроиться на полную рабочую ставку, что препятствует получению полноценной заработной платы. А детские пособия, алименты, а также другие социальные выплаты чаще всего не могут покрыть и части расходов на детей.


Причины возникновения неполных семей в России

Поведенческие проблемы. Отсутствие одного из родителей чаще всего в негативную сторону меняет стиль семейного воспитания. Например, стараясь максимально оградить ребенка от стресса, связанного с переживанием развода, а также перемен, коснувшихся образа жизни семьи, многие мамы начинают излишне опекать детей, лишая их самостоятельности. А некоторые впадают в другую крайность, лишая детей родительской заботы и внимания, загружая себя работой. Еще одним примером нездоровых отношений в системе «ребенок-родитель» может стать стремление матери проявлять излишнюю строгость, желая тем самым «компенсировать» ему отсутствие отца. Во всех этих случаях атмосфера в семье, где воспитывается ребенок, становится крайне нездоровой.

Зачастую после развода, мама не может справиться с негативными эмоциями, связанными с бывшим супругом. И начинает вымещать свою злобу на своем ребенке.

Закономерным итогом сформировавшихся негативных стилей семейного воспитания, становится разрыв дето-родительских отношений, тенденции к взаимному недоверию, нарушение коммуникативных связей и множество проблем, с которыми ребенок столкнется в будущем.

Психологические проблемы. К ним относятся, в первую очередь, переживания, связанные с отсутствием моральной поддержки со стороны одного из родителей. В семьях, где ребенок пережил развод родителей, у него формируется множество комплексов – это и переживание разлуки с одним из родителей, и обвинение себя в том, что произошло. Кроме того, отсутствие одного из родителей может крайне негативно отразиться на самооценке ребенка.


Основные проблемы неполных семей

Отдельной проблемой семейного воспитания в неполных семьях является усвоение ребенком моделей полоролевого поведения. Как известно, гендерные модели, то есть модели поведения, характерные представителям того или иного пола, ребенок усваивает, прежде всего, глядя на родителей. Воспитываясь в семье, ребенок начинает постепенно отмечать сначала очевидные внешние, затем поведенческие различия между мужчинами и женщинами, а также соотносить себя с одной из этих моделей. Неполная семья существенно ограничивает ребенка в этой возможности. И если, например, мальчик растет без отца, в будущем ему будет сложнее демонстрировать формы мужского поведения во многих ситуациях.

Многие родители стремятся решить эту проблему, заключая повторные браки. Тем не менее, налаживание отношений с новым членом семьи также требует немалых усилий со стороны близких ребенка.


Пути решения проблем неполных семей

Расширенная неполная семья представляет собой отдельную категорию неполных семей. Если в обычной неполной семье ребенок воспитывается мамой или, реже, папой, то в расширенной в качестве опекунов выступают бабушки и дедушки. В такой семье, помимо социально-экономических, возникает целый ряд специфических трудностей. Бабушки и дедушки из-за большой разницы в возрасте с детьми, часто испытывают трудности в построении конструктивных отношений с ними, им тяжело заслужить их авторитет. Дети таких опекунов чаще других демонстрируют формы делинквентного и девиантного поведения.


Виды девиантного поведения детей из неполных семей

Многодетные семьи . Несмотря на то, что еще в начале двадцатого века наличие в семье восьми и более детей считалось практически нормой, сегодня ситуация в корне изменилась. И несмотря на то, что воспитание в многодетной семье во многом облегчает социализацию ребенка, развивая в нем навыки общения и взаимодействия со сверстниками, а также воспитывает в нем ответственность, они все же относятся к семьям группы риска.


Главные проблемы многодетных семей

Многодетные семьи могут быть запланированными и незапланированными. Также, в зависимости от некоторых особенностей, их подразделяют на следующие категории:

  1. Семьи, многодетность которых связана с культурно-обусловленными факторами (например, в случаях когда религия, которую исповедуют родители категорически запрещает аборты, или традиции, а также личные убеждения членов семьи поощряют многодетность.) Такие родители могут испытывать немало трудностей, связанных с воспитанием и обеспечением детей, тем не менее, дети в них всегда желанны, запланированы и у родителей есть стремление рожать их и воспитывать в дальнейшем.
  2. Многодетные семьи, обусловленные созданием повторных браков. Зачастую мужчина и женщина, заключающие соглашение жить вместе, уже имеют собственных детей, рожденных в предыдущих браках. В большинстве случаях такое решение принимается ответственно с пониманием того, на что идут потенциальные супруги. Но чаще всего они вполне благополучны за исключением тех случаях, когда родителям не удалось наладить отношения между родственниками.
  3. Многодетные семьи, обусловленные низким социокультурным уровнем родителей. Это – самая сложная категория многодетных семей, поскольку родители в силу сниженного культурного развития, вредных привычек, асоциального образа жизни не осознают ту меру ответственности, которая возлагается на них в связи с родительством. И ребенок, рожденный в такой семье, чаще всего не имеет необходимых условий для полноценного развития. И поэтому нуждается в серьезных реабилитационных мерах.

Факторы риска для детей из многодетных семей

Проблемы детей, воспитываемых в многодетных семьях, как правило, схожи:

  • Из-за недостатка родительского внимания у детей чаще всего формируется неадекватно низкая самооценка.
  • Из-за того, что в многодетных семьях часть заботы о младших ложится на старших, социальный возраст первых повышается, последних – становится заметно ниже.
  • Чем меньше интервал между рождением детей, тем сильнее будет их конкуренция за родительские ресурсы.
  • Тенденции к негативному восприятию социальных институтов (в частности семьи).

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья . Социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день существенно затруднена. Инвалид нуждается в постоянном уходе, его доходы значительно ограничены, а адаптационные возможности снижены. Все это сказывается не только на материальном положении семьи, где есть человек с ограниченными возможностями здоровья, но и на ее психологическом климате.


Семьи с детьми-инвалидами входят в группу риска

Семья, которая воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья, чаще всего вынуждена решать следующие проблемы:

  1. Социально-экономические проблемы. Для ухода за ребенком-инвалидом, один из родителей часто вынужден оставить место работы, либо нанять человека, берущего на себя часть этих обязательств. И то и другое негативно сказывается на семейном бюджете. Кроме того, для полноценного роста и развития такого ребенка зачастую нужны дорогостоящие препараты и специальное оборудование. Льготы и социальные пособия в большинстве случаев способны решить эту проблему только частично.
  2. Психологические проблемы. Несмотря на то, что внутрисемейный климат таких семей может быть вполне благоприятен и благополучен, риск развода в них значительно выше. В результате этого ребенок лишается значительной части поддержки и помощи.
  3. При наличии у ребенка комплексных или сложных нарушений, отсутствие профессиональной помощи со стороны специалистов зачастую приводит к тому, что у ребенка начинает отмечаться серьезное отставание в интеллектуальном развитие. отсутствие или ограничение во взаимодействии ребёнка с окружающими замедляет его социальное развитие, провоцируя психологическую незрелость.

Семьи, в которых присутствует жестокое обращение . Жестокое обращение в семье может затрагивать как самих детей, так и членов их семьи. В отношении ребенка может устанавливаться:

  1. Экономическое насилие. Лишение ребенка материальных благ, сознательный отказ от обеспечения ребенка должным уровнем обеспечения одеждой, пищей и т.д.
  2. Сексуальное насилие. Насильственное принуждение ребенка к сексуальному взаимодействию, а также развратные действия сексуального характера в его отношении.
  3. Физическое насилие. Побои, нанесение ребенку телесных повреждений, ухудшающих его состояние здоровья.
  4. Психологическое насилие. Лишение ребенка должной среды для полноценного развития и воспитание. Лишение ребенка полноценного контакта со взрослым.

Насилие в семье передается “по наследству”

Какой бы характер не носило жесткое обращение с ребенком, его систематическое использование в корне ломает личность ребенка, делая его неуверенным в себе, боязливым, а в других случаях – излишне агрессивным и конфликтным.

Жестокое обращение в семье также может распространяться и на других ее членов (например, жестокость отца в отношении матери, жестокость родителей в отношении бабушек и дедушек).

Несмотря на то, что такая форма жестокости не затрагивает ребенка напрямую, она не может не отразиться на его морально-психологическом благополучии.

Кроме того, ребенок, в присутствии которого происходят семейные конфликты, рискует в будущем включится в одну из моделей поведения:

  1. Самому стать объектом насилия. В семьях, где практикуется жестокое обращение, жестокость со временем начинает восприниматься как норма. И создавая семью в будущем, ребенок будет сам того не понимая воплощать в жизнь модели поведения, практикуемые в его родительской семье.
  2. Стать субъектом насилия, копируя действия агрессивной стороны, осуществляющей насилия.

Детская травма оставляет след на всю жизнь

В любом из вышеперечисленных случаев коррекция жестокого обращения невозможна без учета не только наиболее очевидных и явных, но и скрытых форм риска.

Несмотря на то, что мы привели пример семей с наиболее явным и выраженным неблагополучием, трудности воспитания не минуют и полные, малодетные семьи.

Многие обстоятельства – к примеру, временная отсутствие рабочего места одного и обоих родителей, задержки заработной платы, болезнь одного из членов семьи – все это может привести к тому, что еще вчера благополучная семья сегодня будет нуждаться в помощи. Дальнейшая судьба этой семьи во многом будет зависеть от того, насколько своевременной и качественной будет адресованная им помощь. Таким образом она может либо справиться с трудностями, либо перейти в разряд неблагополучных.

Кроме того, специалистами выделяется отдельная категория семей со скрытым неблагополучием:

  • Семьи с высоким уровнем дохода.
  • Семьи, один или несколько членов которой являются известными, медийными лицами.
  • Семьи с излишне жесткими, либо напротив, размытыми семейными границами.
  • Семьи с созависимыми членами.
  • Недоверчивые семьи.
  • Семьи, ориентированные на безусловный успех ребенка.

Неблагополучные семьи должны быть под постоянным контролем

Отличительной чертой семей со скрытым неблагополучием является то, что хотя их трудности не настолько бросаются в глаза и не так очевидны, они оказывают не менее негативное воздействие на развитие ребёнка, который в ней воспитывается.

Это в существенной степени затрудняет признание семьей наличие факта неблагополучия и, как следствие – работу с ней.

Пути коррекции социальных проблем семейного воспитания

Трудности, с которыми в настоящее время сталкиваются социальные службы для решения проблем семейного неблагополучия, безусловно масштабны. И решить их в максимально сжатые сроки практически невозможно. Но, несмотря на это принимать меры для решения задач такого типа можно и нужно.


Среди возможных путей коррекции:

  1. Развитие сферы профилактики и ранней диагностики жестокого обращения с детьми и других форм семейного неблагополучия
  2. Расширение сети Телефонов доверия, повышение психологической культуры населения.
  3. Расширение сетей социально-реабилитационных центров, а также центров помощи и поддержки неблагополучным семьям и семьям группы риска
  4. Организация курсов приемных и патронатных семей, где кандидаты на усыновление или опекунство могли бы приобрести необходимые навыки для взаимодействия с приемным ребенком
  5. Система мероприятий по профилактике социального сиротства, беспризорности и безнадзорности

Работа с семьями группы риска, безусловно, требует комплексного подхода, учитывающего все обстоятельства, в которой она находится. Но какой бы сложной не казалась ситуация, в которой оказался ребенок, правильно построенная стратегия взаимодействия и вера в его лучшие качества позволит ему вернуть радость жизни. И возможность смотреть с улыбкой в будущее, где не найдется места насилию и жестокости.

Наибольшую тревогу за здоровье, психологическое состояние, развитие ребёнка вызывает его нахождение в асоциальной или аморальной семье. Родителей именно из этих семей в основном лишают прав на своих детей.

Как уже отмечалось, асоциальные семьи отличает злоупотребление алкоголизмом, склонность к наркомании, занятием проституцией и другими девиантными действиями. Аморальные же семьи характеризует использование её членами насильственных мер воздействия по отношению к близким людям. В реальной жизни асоциальные и аморальные проявления нередко сочетаются, что усугубляет положение наиболее беззащитных членов таких семей. В ряде исследований прослежена связь между физическим насилием и алкоголизмом, наркоманией. Показательно, что среди семей, в которых наблюдается инцест, 35% - семьи алкоголиков. Такие родители имеют низкую самооценку, они теряют уверенность в своих родительских способностях, чувствуют себя неудачниками. Отцы с отрицательным чувством самооценки могут проявлять насилие в ярости, чувствуя себя отвергнутыми.

Следует заметить, что в общественном мнении семейное неблагополучие ассоциируется, прежде всего, с асоциальностью. Судя по данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в июне 2013 г., главные критерием, по которому россияне относят конкретную семью к разряду неблагополучной, является пьянство родителей (41% респондентов). Наркоманию в семье назвали 6% опрошенных, 4% респондентов считали, что основным проявлением семейного неблагополучия является аморальной образ жизни и только 1% опрошенных считал, что виной всему семейные конфликты, ссоры.

Причины злоупотреблением алкоголя могут быть разные. К типичным из них исследователи относят:

  • - семейная предрасположенность;
  • - личностные особенности;
  • - условия жизни и др.;

Важнейшим фактором появления семей алкоголиков является влияние родительской среды. Исследователи считают, что склонность к спиртному может идти от пьющих родителей или прародителей, среди которых рос ребёнок. В его сознании закрепляются образы позитивного отношения к распитию алкоголя. Например, после ужина со спиртным у отца улучшалось настроение, он становился более добрым. В результате у взрослеющего подростка вырабатывалась установка, что «пить - это хорошо». А со временем появлялась и алкогольная зависимость.

Способствовать пристрастию к спиртным напиткам могут и особенности личностного статуса человека. К спиртному могут располагать следующие качества: инфантилизм, зависимость, неустойчивость психики, слабость характера. С помощью бутылки люди с такими чертами характера зачастую пытаются «снять стресс», преодолеть проблемные ситуации на работе, в семье.

Ещё одним фактором, способствующим частому употреблению спиртного, являются неблагоприятные условия жизни. А это может быть отсутствие благоустроенной квартиры, холостяцкая жизнь после развода, низкая заработная плата при нелюбимой работе, неумение организовать свое свободное время и др.

Выше отмеченные причины усиливают риски пристрастия человека к спиртному. Однако они вовсе не являются априорными. Немало есть случаев, когда в семье алкоголика вырастал ребёнок с крайне негативной установкой к спиртному. И во взрослой жизни он практически не пил алкогольные напитки.

Исследователи, занимающиеся проблематикой асоциальных семей, выделяют определенные типы семей алкоголиков. Основными из них являются: семьи с пьющим отцом, семьи с пьющей матерью и семьи с пьющими обоими родителями} В количественном отношении преобладает первый тип. Дети в таких семьях или сильно боятся своих отцов, пытаясь угодить им, или, напротив, грубят, мстят за обиды путем высмеивания и пренебрежения. Нередко эти семьи распадаются. В ещё более сложном положении находится ребёнок в условиях второго и третьего типов данных семей. Часто у детей пьющей матери развивается комплекс неполноценности, они перманентно испытывают чувство стыда, унижения, обиды. Очевидно, что в семьях, где пьют оба родителя, все эти беды усугубляются. Нередко, что в такой ситуации возникает угроза здоровью, а иногда и жизни ребёнку. У него формируются искаженные представления о ценностях и нравственных устоях.

Социальная работа с семьями алкоголиков проводится специализированными социальными учреждениями, призванными оказывать позитивное содействие в решении проблем неблагополучных семей. Эта

работа включает в себя определённые этапы. На первом этапе проводится диагностика, которая нацелена на выявление причин злоупотребления спиртными напитками. Для этого используются психологические тесты, беседы, изучение социальной биографии членов семьи.

На втором этапе социальной работы составляется коррекционная программа. Одним из важнейших её направлений является усиление личностного ресурса лица, склонного к алкоголизму. Для этого могут использоваться психологические тренинги, психодрама и др. методы. В некоторых случаях целесообразным является использование социально-трудовой реабилитации алкоголика. Следующий этап работы с семьей, где злоупотребляют спиртным, является подведение промежуточного итога реализации коррекционной программы. Затем специалистом вносятся необходимые коррективы и продолжается процесс социального сопровождения проблемной семьи до получения позитивных результатов.

Огромные испытания приходится претерпеть семье, член которой испытывает наркотическую зависимость. Более всего страдают его самые близкие люди - родители, супруга (супруг), сёстры, братья, дети. Многие специалисты считают, что, чем болезненнее их эмоции в связи с данной проблемой, тем менее адекватной от них будет помощь. Нельзя помочь наркоману бросить приём наркотиков, если не побуждать его внимательно отслеживать свои реакции, пытаться решительным образом изменить себя и свой образ жизни.

Социальная работа с семьями наркоманов предполагает проведение профессионального консультирования. Важно убедить наркомана и его семью, что реальную помощь в решении их проблемы следует искать вне круга родственников, друзей, соседей, знакомых. Она должна прийти от лиц, специально подготовленных для такой работы. В различных регионах России действуют специальные программы профилактики наркомании и помощи наркозависимым людям. Использование их возможностей может стать действенным подспорьем в решении проблем семей наркоманов.

Игнорирование жизненно необходимыми потребностями ребёнка, использование насильственных мер по отношению к нему формирует аморальный облик семьи. В современной России пока ещё сохраняются значительные масштабы насилия в отношении детей. От преступных посягательств ежегодно страдают примерно около 100 тыс. детей и подростков. Причём возраст пострадавших детей

снижается. Сегодня жертвами насилия в среднем являются подростки, которым не более 12 лет. 1

Насилие в нашей стране является уделом не только асоциальных и материально неблагополучных семей. По данным ряда психологов (С.А. Беличевой, Е.В. Княжко, И.В. Воробьевой), среди детей, пострадавших от семейного насилия, 50% - из внешне благополучных семей. Это практически в два раза выше, чем из тех семей, которые ведут аморальный образ жизни. В последних выявлено 36% детей, пострадавших от жестокого обращения родителей.

По данным Института социологии РАН 40% насилия в нашей стране осуществляется в семье. Только за первую половину 2015 г. в российских семьях было зафиксировано 2 тыс. убийств и 5 тыс. фактов тяжёлого умышленного причинения вреда здоровью.3 При этом люди, потерпевшие в семейных конфликтах, не часто обращаются в правоохранительные органы. По справедливому мнению ряда аналитиков, семейное пространство становится у нас опасным для жизни, как и улица.

В последние годы в нашей стране наблюдается тенденция роста числа зарегистрированных преступлений, совершённых в отношении несовершеннолетних детей. С 2013 по 2015гг. их количество увеличилось на 10 тыс., составив 96,5 тыс. человек.

Семейное насилие является разнообразным по объекту. По этому критерию можно выделить три его вида:

  • насилие родителей в отношении детей;
  • межсупружеское насилие;
  • насилие детей и внуков в отношении родителей, бабушек, дедушек и других старших родственников.

В течение уже многих лет наиболее распространённым остается первый вид семейного насилия. На рубеже XX-XXI в. в Российской Федерации при семейных конфликтах родители осуществляли насилие в отношении своих детей в 65% случаев, а дети в отношении родителей в 35% случаев.

Применительно к межсупружескому насилию жертвами в большинстве случаев являются женщины. К началу XXI столетия в нашей стране ежегодно от рук своих мужей погибало примерно 15 тыс. женщин, а среди изнасилований каждое шестое приходилось на мужей. 1

В современной России 36 тыс. женщин в день подвергаются избиениям в семье. Около половины избиваемых женщин подвергались нападению в то время, когда были беременны, кормили грудью, имели

маленького ребёнка или испытывали физические, моральные страда- ния, находились в состоянии беспомощности.

помощью в полицию, в медицинские учреждения или к юристу.

Сравнительно «новым» явлением в России стал рост насилия в семье в отношении мужей. По некоторым данным из 100 случаев домашнего насилия примерно в 40 случаях агрессором является женщины.

В условиях ослабления традиционных семейных ценностей определённое распространение получил третий вид семейного насилия. По данным американских исследователей (Бартол и др.), в среднем около 1 миллиона пожилых американцев (от 500 тысяч до 2,5 миллионов) ежегодно подвергаются жестокому обращению со сто- роны тех, кто за ними ухаживает.

Материалы исследований, проводившихся в Российской Федерации, свидетельствуют, что в отношении пожилых членов семьи психологическое насилие применяется чаще, чем физическое, составляя от 46 до 58 процентов случаев насилия. Тогда как побои и другие формы физического насилия в отношении этой категории членов семьи отмечаются в 15-38 процентах случаев.

Как уже отмечалось, из вышеназванных видов семейного насилия преобладает тот, который направлен против детей. В зависимости от субъектного выражения таких насильственных действий их можно классифицировать на различные типы. По мнению большинства исследователей основными из них являются:

  • - психологическое насилие;
  • - физическое воздействие на детей;
  • - сексуальное насилие;
  • - пренебрежение нуждами ребёнка.

Некоторые авторы (М. Роттер и др.) психологическое насилие рассматривают чрезмерно расширенно, включая в него многие аспекты и проявления, связанные с пренебрежением интересами детей. Однако всё же более распространённой является четырёхзвенная типологиза- ция детского насилия в семье.

Данные российских служб экстренной психологической помощи детям и подросткам (телефонов доверия) свидетельствуют, что самой распространённой формой семейного насилия является психологическое. 1 Это подтверждают и материалы различных социологических исследований. Несколько лет назад учеными Мурманского государственного педагогического университета совместно со специалистами областного кризисного центра для женщин «Приют» был проведен социологический опрос с целью выявления общественного мнения о проблемах семейного насилия. Опросили тогда 239 человек. Известные респондентам случаи проявления жестокого обращения осуществлялись в следующих формах: психологическое насилие (угрозы, оскорбления, запреты и др.) - 66%, физическое насилие (избиение, издева- тельства с применением силы и др.) -62%, сексуальное насилие - 25%. Следовательно, наиболее массовой формой насилия в семье является психологическое.

Психологическое или эмоциональное насилие выражается в частых унижениях, оскорблениях, угрозах, насмешках в отношении ребёнка. В этом случае с ним разговор осуществляется на повышенных тонах, раздаются угрозы его физической расправы, присваиваются унизительные клички.

Современные исследователи к проявлениям психологического насилия относят также преднамеренную изоляцию ребёнка, предъяв-

ление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям. 1 Даже частая, почти постоянная критика ребёнка вполне может рассматриваться как начальная форма эмоционального насилия.

Психологическое насилие крайне негативно сказывается на психическом развитии ребёнка, его настроении и общем самочувствии. Можно выделить определённые личностные и поведенческие особенности ребёнка, подвергшегося эмоциональному насилию. К их числу специалисты относят: инфантильность, нерешительность, боязливость ребёнка; низкую самооценку; его тревожность, нарушение сна, нервные тики; уступчивость ребёнка, склонность к уединению или, напротив, проявление агрессивности в отношении сверстников, взрослых и др.

Следующей по распространенности формой семейного насилия в отношении ребенка является физическое воздействие, приводящее к повреждениям на теле или их рискам. Для физического насилия характерен неслучайный характер такого воздействия. Оно может осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами и др. На страницах «Российской газеты» приводился один из вопиющих фактов физического истязания матерью своего ребёнка. Девочка оказалась в Алтуфьевском приемнике Москвы, куда попадают самые тяжелые по своей судьбе дети и проводят иногда по полгода. У неё на щеке были видны ожоги от затушенных сигарет. Она рассказала, что это мама привела любовника, они хорошо выпили, и потом по очереди ей на щеках тушили сигареты.

К проявлениям физического насилия над детьми относятся и такие случаи, когда ребёнка без теплой одежды выгоняют на мороз, держат в холодном подвале, запирают на длительное время (в ванной комнате, на балконе и пр.), лишают воды, еды. К данному виду насилия может быть отнесено и грубое нарушение режима жизнедеятельности ребёнка, включая лишение сна.

Мотивация физического насилия может быть разной. В качестве ведущих причин такого воздействия на детей специалисты называют следующие три:

  • - личностная специфика ребёнка (наличие неизлечимой болезни, инвалидность, умственная отсталость, нарушение психического и физического развития, недоношенность детей, несоответствие личности ребенка ожиданиям родителей, гиперактивность, импульсивность, агрессивность, отклоняющееся от нормы поведение ребенка и др.);
  • - личностные особенности родителей (их повышенный уровень тревожности, высокая импульсивность, ригидность в поведении, взаимоотношениях, низкий уровень контроля собственных действий и поступков, признание необходимости использования в процессе воспитания системы физических наказаний, низкий уровень самооценки и образования, опыт жестокого отношения к себе в детстве и др.);
  • - сложная психологическая атмосфера в семье (отсутствие у членов семьи умения адекватно выражать свои чувства и эмоции, неуважение и недоверие по отношению друг к другу, насаждение домостроевских принципов в семейной жизни и др.) 1

Во многих странах мира, включая Российскую Федерацию, физическое воздействие на своих детей в виде наказания остаётся довольно распространенной практикой. Некоторым родителям кажется допустимым и оправданным наказывать ребёнка путем шлепков по «мягкому месту», использовать подзатыльники, тычки, удары ремнём.

Социологические исследования отношения взрослых к применению различных видов насилия над детьми, проведенные отечественными и зарубежными учеными и практиками, позволили установить, что 60% респондентов - опрошенных родителей считали, что физическое наказание является необходимым и эффективным средством кон- тролирования детского поведения." По данным опроса 120 родителей, имеющих детей 3-7 лет, проведенного В.В. Солодниковым и Н.И. Симоненко на рубеже XX-XXI вв. в Рязанской области, лишь 6% респондентов - мужчин и 15% респондентов - женщин осуждали себя за применение физических наказаний при воспитании ребенка. Все опрошенные женщины и 86% мужчин считали, что без физических наказаний в воспитании дошкольников не обойтись.

С целью предотвращения физического воздействия в отношении своих детей частью родителей социальные работники, социальные педагоги, психологи призваны убеждать их не допускать такой практики. Им важно предложить иные, альтернативные физическому насилию формы наказания детей (нахождения в углу, временный запрет на просмотр мультфильмов, на посещение детских аттракционов и др.)

Родителям необходимо отдавать себе отчёт в том, что из-за физического воздействия на ребёнка у него могут возникнуть устойчивые невротические проявления (нарушение сна, моргание глаз, энурез и др.) Кроме того физическое насилие зачастую не даёт ожидаемого результата. Если, например, нарушение поведения ребёнка обусловлено гиперактивностью, то физическое воздействие на него может лишь усугубить проблему.

Зачастую родители, особенно молодые, просто не знают, что пройдут годы, и они будут корить себя, а в некоторых случаях и расплачиваться за удары ремнём по «мягкому месту» своих детей. Ведь последствием такого воспитания может стать в будущем недопонимание между ними и их повзрослевшими детьми, отсутствие доверительных отношений. Более того ребёнок, который подвергался физическому наказанию, во взрослой жизни зачастую использует этот опыт в отношении своих детей. И логически здесь всё укладывается в установку: «Меня воспитывали так, значит и я могу это делать».

Следует заметить, что в некоторых странах (Япония) и у отдельных народов нашей страны (горцы Кавказа) существуют запреты на применение физического насилия в отношении детей. Они формировались в течении многих веков и являются устойчивой традицией. Например, горцы хорошо понимали, что, унижая достоинства ребёнка, нельзя из него вырастить мужественного, честного, уверенного в себе человека. Не случайно сегодня психологи подтверждают, что у ребёнка, который подвергался физическому насилию, может сформироваться заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, склонность ко лжи, жестокости, ощущение одиночества и др. Родителям, склонным к физическим наказаниям детей, необходимо это знать.

Одной из наиболее постыдных форм насилия над детьми является сексуальное. Оно означает вовлечение взрослым человеком ребенка в действия сексуальной направленности. Сексуальное насильственное поведение наряду с изнасилованием включает в себя такие действия, как демонстрация половых органов (эксгибиционизм), скабрезные оскорбления и замечания, ощупывание частей тела, осуществление полового сношения в присутствии ребёнка, принуждение к проституции, демонстрация ребенку порнографических фильмов и другое. Следовательно, сексуальное насилие над ребёнком в семье может проявляться не только в виде полового сношения, но и в форме развратных действий в отношении его.

Масштабы сексуального насилия над детьми значительны. По данным Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, органы внутренних дел нашей страны ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми. В 2012 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 8800 таких случаев. 1 В реальной жизни численность эта выше. Ведь далеко не всегда подобные факты становятся известны правоохранительным органам.

Более заниженные данные о численности детей, признанных в Российской Федерации пострадавшими от действий сексуального характера, приводит Росстат. Это связано с различиями в подсчётах. Данные МВД включают в себя всех лиц, в отношении которых обратились в ведомство, а Росстат, вероятно, фиксирует лишь тех из них, против кого вынесено официальное признательное решение. В 2013 г. Росстат насчитал по стране около 1 тыс. детей, признанных пострадавшими от действий сексуального характера. В 2014 г. их было уже 2,4 тыс., а в 2015 г. число таких детей увеличилось до 3,7 тыс.“ Даже несколько заниженная статистика статистического ведомства свидетельствует о тенденции значительного роста числа сексуальных жертв среди российских детей.

Некоторые исследования, проводившееся по проблеме сексуального насилия детей, показали, что одна из четырех девочек и один из восьми мальчиков подвергались сексуальному насилию в возрасте до 18 лет, а дети-инвалиды подвергаются сексуальным домогательствам в 2-10 раз чаще, чем нормальные дети. Наиболее частый (модальный) возраст жертв сексуального насилия из числа детей - 8-12 лет.

В абсолютном большинстве случаев насилия над детьми совершают знакомые и родные для них люди. По разным источникам от 75 до 90 процентов всех случаев насилия в отношении детей осуществляется известными им лицами. В 35-45 процентов случаев насильником является родственник (отец, брат, отчим, свекор, дедушка и др.), а в 30-45 процентов - знакомый (сосед, друг семьи и др.)

Печальная статистика свидетельствует, что сексуальные преступления чаще совершаются в неполных семьях, а также в семьях, созданных после второго брака. По данным, приведенным в одной из публикаций журнала «Российская юстиция», девять процентов от общего числа таких деяний были на рубеже XX-XXI в. совершены в полных семьях, 23% - в неполных семьях и 68% - в семьях, где мать или отца заменяли отчим или мачеха. 1 Именно последняя категория семей имеет наибольший риск сексуального насилия в отношении ребёнка (детей).

Во взрослой жизни последствия сексуального насилия могут появляться в форме психосоматических заболеваний, различных злоупотреблений (наркотиками, алкоголем, лекарственными препарата- ми), различных нарушений, связанных с неприятием своего тела." У таких лиц иногда отмечаются нарушения в сексуальных отношениях. Кроме того, специалисты полагают, что для определенной части людей, подвергшихся в детстве сексуальному насилию, характерна склонность к агрессии. Они порой в своих семьях проявляют насильственные действия различных видов (психологическое, физическое и др.)

Реакция детей, подвергшихся сексуальному насилию, зависит во многом от возраста, уровня развития, характера злоупотребления, их отношения к обидчику и других факторов. С целью выявления случаев сексуального насилия работниками социальных служб, специализированных центров необходимо знать поведенческие проявления , которые могут свидетельствовать об этом или вызывать подозрения на данный счёт. К ним можно отнести: регрессивное состояние ребёнка (возврат к былой плаксивости, к преодолевшим с возвратом страхам и др.); побег из дома; несоответствующие возрасту ребёнка знания о сексе; соблазняющее поведение со взрослыми противоположного пола; чрезмерная замкнутость или агрессивность, истеричность; суицидальные мысли и попытки; пристрастие к алкогольным напиткам, наркотикам и др.

Для оказания помощи жертвам семейного насилия существуют специализированные службы - кризисные центры. В последние годы значительный опыт их работы накоплен в Санкт-Петербурге, Оренбургской области, в Ханта-Мансийском автономном округе. В г. Ростове-на-Дону функционирует кризисный центр «Афина», где специалисты оказывают поддержку не только подросткам - жертвам насилия, но и женщинам, нуждающимся в помощи и временном убежище.

Социальная работа с детьми-жертвами сексуального насилия имеет свою специфику. Как считают психологи, наиболее сложным и ответственным её этапом является проведение расспроса ребёнка. Он включает в себя пять основных стадий:

  • 1. Установление эмоционального контакта и доверительных отношений с ребенком. Целесообразно начать беседу с безопасных для него тем, например, с рассказа психолога о себе и своей роли.
  • 2. Оценка развития ребёнка, уровня его психологической зрелости, в том числе способности понимать произошедшее событие.
  • 3. Получение необходимой информации. Если не удается вызвать ребёнка на откровенность, то ему следует задавать конкретные вопросы о случившимся. Беседа начинается с открытых общих вопросов, а затем следуют целенаправленные вопросы о насилии (времени и обстоятельствах, характере насилия, о человеке, совершившим его). Вопросы с несколькими заданными вариантами ответов, прямые и наводящие можно задавать, если все остальные возможности получения сведений от ребенка не дают эффекта.
  • 4. Завершение беседы. В конце её необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество, вне зависимости от того, сколь плодотворна была беседа. Кроме того, необходимо успокоить ребёнка, если он взволнован, укрепить уверенность в его защищенности.
  • 5. Анализ полученных сведений. Важно учитывать информацию, полученную из разных источников. Для этого необходимо получить сведения о семье ребёнка, включая информацию об отношении родителей между собой, родственников с ребенком, о распорядке его дня, интересах и увлечениях ребёнка, о его отношениях со сверстниками... и др. Эти сведения могут помочь дополнить рассказ ребенка и увидеть случившиеся в более широком контексте.

Пренебрежительное отношение к нуждам детей , являясь видом семейного насилия, представляет серьёзную угрозу для жизнедеятельности ребенка, его нормальной социализации. Такое отношение к ребёнку проявляется в неисполнении родителями или лицами, его заменяющими, обязанностей по уходу за ним, по его защите и присмотру, обеспечению ребёнка пищей, одеждой, жильем, необходимыми медицинскими нуждами, доступом к начальному и общему образованию.

К разновидностям пренебрежения нуждами ребёнка можно отнести и постыдную практику передачи его третьим лицам. Бывают случаи, когда «родители» с целью получения денежного вознаграждения передают своего ребёнка для занятия проституцией, для пособничества в мошенничестве, воровстве или пытаются вообще продать. Несколько лет назад в прессе сообщалось о попытке женщины из г. Ростова-на- Дону (неоднократно судимой) продать шестилетнюю дочку. Своего ребёнка эта женщина оценила в 4 млн. руб. Сразу после передачи оперативниками денег её задержали, а ребёнка передали под защиту органов опеки. 1

Недостаток заботы о ребенке со стороны родителей может быть и непреднамеренным. Он иногда мотивирован их болезнью, чрезмерной бедностью, неопытностью. Отсутствие должного внимания со стороны родителей к обеспечению ребёнка всем необходимым может являться следствием социальных потрясений, например, гражданских войн, стихийных бедствий (наводнение, землетрясение и др.) Конечно, это иная ситуация. Вынужденное ограничение ребёнка по обеспечению его пищей, одеждой, жильем зачастую носит временный характер.

Социальные работники, призванные профессионально оказывать помощь детям, нуждами которых пренебрегают, должны уметь своевременно выявлять такие семьи. Среди особенностей психического состояния и поведения ребёнка, позволяющих заподозрить пренебрежительное отношение к нему, специалисты выделят: постоянный голод или жажду; кражу пищи; стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых; требование ласки и внимания; подавленное настроение, состояние апатии; пассивность или, напротив, агрессивность и импульсивность; делинквентное (антиобщественное) поведение вплоть до вандализма; неумение общаться с людьми, дружить; неразборчивое дружелюбие; регрессивное поведение; трудности в обучении, слабую успеваемость, недос- таток знании; низкую самооценку.

В решении проблем семейного насилия важная роль принадлежит профилактической работе. Наиболее уязвимой целевой группой здесь являются дети и подростки. С учетом наработок по данной проблеме некоторых авторов можно выделит три уровня деятельности по предупреждению семейного насилия. Первый уровень ориентирован на профилактику насильственных действий путем формирования неагрессивной модели поведения в обычных семьях. Для этого могут использоваться такие методы, как психологические тренинги, ролевые игры, направленные на повышения уровня самооценки, психологической устойчивости ребенка, подростка. Второй уровень профилактики направлен на предупредительную работу в неблагополучных семьях и семьях социального риска. Он предусматривает меры по выявлению детей, испытывающих жестокое обращение со стороны близких и родных людей. Третий уровень профилактики можно лишь условно назвать предупредительным. Он по сути своей носит коррекционнореабилитационную направленность, будучи нацелен не только на прекращение насильственных действий, но и на проведение реабилитационных мер в отношении ребенка, испытавшего насилие. В таком случае социальная работа может включать в себя коррекционные, психотерапевтические методы и медико-социальные средства.

Деятельность по предупреждению и преодолению негативных последствий семейного насилия в отношении детей достигает необходимого эффекта при обеспечении координированной работы специалистов (социальных педагогов, педагогов-психологов и др.) с воспитателями детских садов, учителями школ. На рубеже XX-XXI в. в Российской Федерации лишь о 7% случаев жестокого обращения с детьми становилось известно правоохранительным органам. При этом учителя и воспитатели детских садов были в 8-10 раз лучше осведомлены о таких фактах, чем сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних (отделов профилактики правонарушений). 1

Таким образом, сохранение значительного числа детей, находящихся в социально опасном положении является одной из важнейших социальных проблем. В современной России более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывается в неблагополучных семьях, где «нормой» являются ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство, разврат. Осмысление специфики проблем конфликтных, педагогически несостоятельных, асоциальных и аморальных семей, а также анализ возможных негативных последствий на судьбы детей, проживающих в этих семьях, создают необходимую теоретическую основу для выработки действенных мер по профилактике и преодолению семейного неблагополучия.

Давно известно, что злоупотребление алкоголем и особенно хронический алкоголизм родителей не проходит бесследно для детей. Учёные, наблюдая у детей тяжёлые последствия пьянства родителей, приходят к выводу, что, вырастая, такие дети не смогут выполнять полностью общественные функции, которые на них возложит общество в будущем.

Введение
Основная часть:
1. Дефекты воспитания детей со стороны родителей:
1.1 Недостойное обращение с детьми
1.2 Притеснение детей
1.3 Пренебрежение
2. Особенности психо-эмоционального формирования личности ребенка
3. Типовые признаки для определения ребенка из семьи алкоголиков по поведению в школе
4. Особенности формирования личностных качеств
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

План:

Введение

Основная часть:

1. Дефекты воспитания детей со стороны родителей:

1.1 Недостойное обращение с детьми

1.2 Притеснение детей

1.3 Пренебрежение

2. Особенности психо-эмоционального формирования личности ребенка

3. Типовые признаки для определения ребенка из семьи алкоголиков по поведению в школе

4. Особенности формирования личностных качеств

Заключение

Библиография

Введение

Давно известно, что злоупотребление алкоголем и особенно хронический алкоголизм родителей не проходит бесследно для детей. Учёные, наблюдая у детей тяжёлые последствия пьянства родителей, приходят к выводу, что, вырастая, такие дети не смогут выполнять полностью общественные функции, которые на них возложит общество в будущем.

«Здоровым может считаться человек, который обладает гармоничным развитием и хорошо приспособлен к окружающей его физической и социальной среде, который полностью реализует свои физические и умственные способности, правильно реагирует на изменения окружающей среды, если они не выходят за пределы нормы, и вносит посильный, соразмерный с его способностями, вклад в благополучие общества». Здоровье подрастающего поколения, следовательно, имеет особую значимость для каждого общества, и уберечь детей от влияния на них пьяниц-родителей – задача государственной важности. Основу воспитания дети получают в семье. Семья формирует личность человека. Детские дошкольные учреждения, школа, которую посещает ребёнок, дают только дополнительные штрихи к основному – семейному воспитанию.

Для освещения более полной картины здоровья членов семьи алкоголика в данной работе я рассмотрела некоторые причины употребления алкоголя, особенности женского алкоголизма, здоровье детей и взрослых членов семьи. Также я считаю необходимым, в данном контексте, рассмотреть последствия воспитания в семье алкоголика для ребёнка.

Здоровье взрослых членов семьи (психическое и физическое) отражается непосредственно как на развитии детей, так и на дальнейшем течении алкоголизма.

Проблема семейного алкоголизма в настоящее время вызывает особую тревогу. В первую очередь от злоупотребления спиртными страдают дети. Негативные последствия имеет зачатие в состоянии опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности- все это приводит к разнообразным дефектам развития многих органов и систем организма ребенка. Особенно часто отмечаются нарушения центральной нервной системы. Кроме того, при семейном алкоголизме умственная отсталость нередко сочетается с тяжелыми нарушениями внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.

Неблагоприятное влияние алкоголизма родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическом уровне. Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной дезадоптации таких детей. Эмоцианально-поведенческие и личностные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом.

В свою очередь, социальная дезодаптация является мощным неблагоприятным фактором, утяжеляющим личные и поведенческие нарушения. Она способствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм поведения. В связи с этим особую важность приобретает своевременная и целенаправленная работа с такими детьми. К сожалению, опыт показывает, что педагоги, как массовых школ, так и ^ специализированных недостаточно осведомлены о специфических трудностях воспитания и обучения детей из алкогольных семей. Поэтому представляется необходимым более детальное изучение характерных нарушений психического и личностного развития детей алкоголиков с целью дальнейшего использования полученных результатов для улучшения методов коррекции и воспитания таких детей.

Основная часть

1. Дефекты воспитания детей со стороны родителей

1.1 Недостойное обращение с детьми

Под недостойным обращением понимается либо притеснение детей, либо пренебрежение. Притеснение детей выражается в намеренном нанесении им телесных повреждений и оскорблений, сексуальных злоупотреблениях и/или нанесении им эмоциональных травм. Детей могут подвергать жестокому физическому наказанию, избивать ремнём или кулаками, бросать на пол, бить головой о стену, что приводит к появлению переломов, кровотечений, гематом. Нанесение эмоциональной травмы происходит в результате постоянной ругани, криков, оскорблений, использования в отношении ребёнка непристойных кличек, жестокой критики, насмешек, невыгодных сравнений с другими братьями и сёстрами или постоянного игнорирования. Пренебрежение означает неспособность обеспечить ребёнку хотя бы самый минимальный уход: предоставить необходимое для поддержания жизни питание, одежду, жильё и медицинское обслуживание, а также неспособность удовлетворить его эмоциональные, социальные и интеллектуальные потребности.

1.2 Притеснение детей

Родители, применяющие против своих детей физическую силу, оказывают разрушительное воздействие на них как эмоционально, так и физически. Некоторые дети погибают от жестокого обращения; другие на всю жизнь остаются искалеченными. Ненависть, направленная на ребёнка, мучает и страшит его, оставляя в душе глубокие, незаживающие раны. В результате развиваются патологическая трусость, робость, пассивность, затаённая враждебность, тупость и холодная, индифферентная неспособность любить других. Подростки, которые подвергались насилию со стороны родителей, с большой степенью вероятности в своё время применят насилие по отношению к родителям.

1.3 Пренебрежение

Пренебрежение является наиболее распространённым видом жестокого обращения с детьми и подростками. Оно может принимать различные формы. Под физическим пренебрежением понимается неспособность обеспечить ребёнку достаточное питание или правильную диету, соответствующую условиям жизни одежду, необходимую медицинскую помощь, достойное жилище, выполнение элементарных требований личной гигиены. Эмоциональное пренебрежение – это недостаточное внимание, отсутствие любви, заботы и нежности, неспособность удовлетворить потребности ребёнка в одобрении его действий, признании его заслуг и дружбе. Интеллектуальное пренебрежение может проявляться в дозволении детям систематически без причины пропускать занятия, в неспособности обеспечить их учёбу и предоставить условия для выполнения домашних заданий, в отсутствии необходимых материалов, стимулирующих их интеллектуальное развитие. Социальное пренебрежение может включать в себя недостаточное внимание к социальной активности ребёнка, к кругу его общения и товарищам по играм, нежелание занять ребёнка полезными видами деятельности или неспособность приучить ребёнка к жизни в обществе других людей. Под термином моральное пренебрежение подразумеваются такие явления, как неспособность подать ребёнку положительный пример, осуществить какое-либо нравственное воспитание.

2. Особенности психо- эмоционального формирования личности ребенка

Влияние алкоголизма на семью в целом заключается в искажении и неправильном использовании 3-х элементов, необходимых для здорового функционирования семьи: создание семейных правил, ролей и границ. Правила в семьях, злоупотребляющих алкоголем, искажаются в 2-х направлениях: слишком свободны или слишком строги. Это приводит к хаотической ситуации, в которой теряется чувство надежности, безопасности. Дети могут брать на себя несвойственные им ролевые функции, например роль родителя, а в таком случае они не могут обнаружить никаких признаков слабости, уязвимости или сочувствия. Границы каждого члена семьи размыты или слишком регидны. В последнем случае члены семьи недоступны друг для друга, выражения чувств запрещено.

Алкоголь, даже если оставить в стороне медицинские аспекты, вызывает массу проблем. Основная доля всех случаев насилия, вандализма, нанесения телесных повреждений в семье связана с пьянством.

Можно отметить, что каких-то универсальных правил поведения в семьях злоупотребляющих алкоголем не существует: что хорошо, а что плохо определяется от случая к случаю. Все зависит от физического и эмоционального самочувствия родителей, а не от какой-то философии домашнего воспитания. Подчас ребенок получает взбучку за то, что недавно разрешалось делать, и, может быть, считалось похвальным. Отношения между взрослыми и детьми также носят весьма неопределенный характер. То они могут быть непринужденными и открытыми, так что ребенок чувствует себя очень хорошо в семье, с ним играют, его балуют. То с ребенком начинают говорить менторским тоном, и тогда превалирует авторитарный стиль общения.

Жизнь в семье, злоупотребляющей алкоголем, непредсказуема. Данные родителями обещания часто не выполняются. Сказанное ранее отрицается, ребенка могут обвинить в том, что он врет, если делает попытку напомнить об обещанном. Если отец что-то обещает и затем не обращает на это внимание или просто забывает о сказанном, у ребенка могут зародиться сомнения в своей памяти. У детей развивается недоверие, в результате чего, они никому не рассказывают, что испытывают чувство стыда, страха, вины, неловкости и зависти к "нормальным" сверстникам. Клиницисты считают таких подростков группой высокого риска развития эмоциональных проблем.

Часто родители не могут сойтись во мнениях относительно какого-либо решения, сделанного или сказанного. Ссоры, сопутствующие расхождению во мнениях, делают ситуацию еще хуже. Ребенок думает, что он является причиной ссоры и боится последствий, которые могут заключаться в том, что кто-то будет оскорблен физически или на словах, или что еще хуже, родители могут разойтись. Все это вызывает чувство неуверенности и страха, от которого некуда скрыться и не у кого найти утешения. Столь же тягостным как гнев может быть родительское безразличие. Успехи ребенка могут восприниматься как нечто само собой разумеющееся, его попытки вызвать на этом основании родительское внимание и ласку отвергаются. Подобное поведение родителей в данной ситуации воспринимается ребенком как крайне негативное. Кроме того, деформируется самооценка. Если о тебе не заботятся и не ценят, то поневоле закрадывается сомнение, а существуешь ли ты на самом деле? В этом случае, пожалуй, основным способом заставить родителей обратить на себя внимание становится плохое поведение, вызывающее родительский гнев. Гнев, который, во всяком случае, означает хоть какое- то внимание. Это лучше, чем ничего.

Эмоциональная неразвитость, присущая человеку, злоупотребляющему алкоголем, может причинить непоправимый вред психике ребенка, его заставляют сидеть на коленях нетрезвого и пахнущего спиртным отца и выслушивать разглагольствования о том, как сильно он любит своего ребенка и как трудно ему от того, что его не понимают и ему не доверяют. Часто настроение родителей подобно маятнику колеблется от выражения жалости к самому себе до преувеличенной агрессивности к кому-то или чему-то. Ребенок, по-видимому, чувствует, что каким-то непостижимым образом сцена эта может закончиться тем, что гнев отца обратится против него самого. Поэтому ребенок не отваживается уйти из-за боязни наказания, вынужден переживать состояние испуга, "нечистой совести" по поводу своего неприятия отца и его поведения. Потребность захмелевшего взрослого в нежности и близости с ребенком не всегда оказывается в ладах с рассудком. Ласка может перерасти в сексуальное заигрывание, тем более, что допустимая грань общения в алкогольных парах видится совсем по-иному. Ларс Сэдерлинг отмечает, что в действительности, можно говорить о наличии нескольких ступеней на пути к инцесту, как наиболее болезненному проявлению эмоциональной недифференцированности присущей человеку, злоупотребляющему алкоголем. Во всяком случае принято считать, что в 50 случаев инцест происходит по изложенной выше схеме.

Психика ребенка, естественно, в подобной ситуации оказывается надломленной, он испытывает чувство стыда и вины. Изнасилованию могут подвергнуться и друзья ребенка, оказавшиеся у него дома. Они также могут стать объектом неприличных шуток или других неприятных для них действий. Или же родитель может выставить себя на посмешище в глазах детей, если ведет себя глупо и недостойно. Ребенок постепенно прекращает приглашать к себе друзей, предпочитая находиться у них дома, а поскольку и там зачастую имеется аналогичная ситуация, то подобные встречи все чаще проходят в подъездах или ближайшей подворотне.

Реакция родителей, злоупотребляющих алкоголем, на те или иные поступки или высказывания детей отличаются (из-за особенностей алкоголизма как заболевания) непредсказуемостью и непоследовательностью, оно может быть разным в зависимости от настроения. Поэтому ребенок не знает, какие из его мыслей и действий получат одобрение, а какие - осуждение. Это дезорганизует его психическое развитие, не вырабатываются навыки правильного реагирования на то или иное явление, поступки друзей, учителей и иных воспитателей.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи

Неблагополучная семья - это в первую очередь та семья, где имеются явные дефекты воспитания, низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями. Их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.

Явное или скрытое эмоциональное отторжение. Ребёнка не любят, ему это постоянно показывают, на сей счёт у него нет никаких иллюзий. Ребёнок реагирует на эту истину по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учёбой, порой хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему.

Еще один вид дурного воспитания - гиперопека, или гиперпротекция. Она бывает скрытая и явная (как и гипоопека, или гипопротекция). При гиперопеке очень часто с ребёнка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Бабушки, дедушки, родители норовят внести свой вклад в изоляцию ребёнка от прозы жизни.

Из таких школьников, лишенных бойцовских качеств, нередко вырастают капризные, привередливые, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Такие люди склонны к пьянству, социальной пассивности и другим никого не украшающим формам поведения. Особенно заметно это у представителей мужского пола. Они оказываются вялыми, ленивыми, неприспособленными к жизни, не способными взять на себя ответственность, должны быть обращены к семье - именно в ней истоки этого социально-психологического уродства.

Асоциальные семьи

Асоциальная семья - это семья, в которой нарушаются права ребёнка. Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:

1. Жестокое обращение с ребёнком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.

2. Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.

3. Отрицательное влияние родителей на ребёнка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни и употребление наркотических веществ).

4. Вовлечение ребёнка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).

Асоциальная семья. В такой семье, родители «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических веществ. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.

Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями из группы «риска», просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье - результат работы всех компонентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации и социально опасной жизненной ситуации.

Социальная функция семьи

В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить только через защиту семьи. Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности .

От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Являются ли образцом для детей отец и мать, отсутствие их отрицательно влияет на развитие ребенка, такие дети чаще ущербны, нервозны, тревожны.

Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают. В дошкольном возрасте (3-7 лет) ему открывают мир. Помогают в учении младшему школьнику, подростку и юноше выбрать жизненный путь.

В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее.

В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки. В семье ребенок приучается трудиться, выбирает профессию, юноша готовится к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи.

Между типами семей нельзя провести точную границу, если в семье, в которой есть любовь к ребёнку, но испытывает материальные затруднения, может считаться благополучной, так как никакие материальные блага не заменять родительской любви к ребёнку. Семья, в которой есть достаток, но нет любви к ребёнку, не может считаться благополучной, скорее всего она будет считаться семьей группы риска или проблемной семьёй. Из семей группы риска возникают неблагополучные семьи, и в конечном случае это приводит к появлению асоциальных семей. Таким образом, семья может деградировать до низкого состояния своего существования, если она будет испытывать, равнодушие и отсутствие любви в семье. Материальные возможности отходят на второстепенный уровень.

Дети, воспитывающиеся в семьях широких материальных возможностей, растут парой несчастными, так как испытывают недостаток родительской любви и заботы, по сравнению с детьми воспитывающиеся в семьях материальных затруднений, но не лишенные родительской любви и заботы. Они растут счастливые и радостные их круг общения среди сверстников очень широк, так как развиты коммуникабельные способности. Они быстрее находят выход из трудных ситуаций, быстрее приспосабливаются в новом коллективе.



Случайные статьи

Вверх