Как правильно составить пояснения на требования налоговой. Электронный документооборот с налоговыми органами Визуальное отображение электронного требования об уплате налога

Одним из инструментов налогового контроля является истребование инспекторами документов (информации, пояснений) у налогоплательщика или его контрагентов. Когда и что именно вправе запросить налоговики? Как быстро и в каком виде нужно представить данные?

Налоговые инспекторы вправе истребовать у вас:

Документы, связанные с вашей деятельностью (п. 1 ст. 93 НК РФ);

Документы и информацию о деятельности вашего контрагента, в отношении которого проводится проверка (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

Информацию и документы о конкретной сделке, в которой вы участвовали или о которой располагаете сведениями (п. 2 ст. 93.1 НК РФ);

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В общем случае штраф за непредставление истребованных инспекцией документов составляет 200 руб. за каждый не представленный в срок документ (п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ).

Однако если речь идет о документах о деятельности контрагента или касающихся конкретной сделки, штраф составляет 10 тыс. руб. независимо от количества непредставленных документов (п. 6 ст. 93.1, п. 2 ст. 126 НК РФ).

Когда могут истребовать документы

В большинстве случаев направление соответствующего требования правомерно только в случае проведения налоговой проверки или дополнительных мероприятий налогового контроля, которые и сами связаны с проверкой (п. 1 ст. 93, п. 1 ст. 93.1, п. 6 ст. 101 НК РФ). Вне рамок какой-либо проверки инспекторы вправе истребовать только документы или информацию о конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Формат выездной проверки позволяет налоговикам знакомиться с оригиналами документов налогоплательщика, которые им необходимы для контроля за исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ). И, как правило, в первую очередь инспекторы используют именно это право. А если полученной информации недостаточно, уже направляют требование о представлении всех или некоторых документов в виде заверенных копий. При этом никаких дополнительных оснований кроме факта проведения выездной проверки инспекторам не требуется, а перечень испрашиваемых документов ограничен только периодом и предметом проводимой проверки.

Обратите внимание! Инспекция не вправе истребовать документы, копии которых вы ранее представляли в ИФНС для камеральной или выездной проверки, если, конечно, ИФНС не утратила их в результате форс-мажора (наводнения, пожара и т.п.)) (п. 5 ст. 93 НК РФ, Письмо ФНС России от 04.12.2015 N ЕД-16-2/304 (п. 2)).

При камеральной проверке налоговики, помимо документов, вправе истребовать у налогоплательщика пояснения, но для любого истребования, в том числе документов, нужны дополнительные основания (п. п. 3, 7 ст. 88 НК РФ, Письмо Минфина России от 13.10.2015 N 03-02-07/1/58461). Формы требований о представлении пояснений и документов утверждены Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ - Приложения N N 1 и 15 (см. таблицу 1).

Таблица 1

Основание

Что вправе потребовать ИФНС

В декларации обнаружены ошибки

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ)

Сведения в декларации противоречат сведениям из документов, представленных налогоплательщиком

Сведения в декларации не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации (п. 4 ст. 88 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 N 14951/11)

В декларации отражен убыток

Пояснения, обосновывающие размер убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ)

Сумма налога в "уточненке" меньше, чем в первоначальной декларации

Пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога (п. 3 ст. 88 НК РФ)

"Уточненка", уменьшающая сумму налога к уплате или увеличивающая убыток, представлена по истечении двух лет с последнего дня срока подачи декларации. Например, "уточненка" по НДС за I квартал 2014 г. с суммой налога к уменьшению представлена 22.04.2016 или позже

Первичные документы, регистры налогового учета и иные документы, на основании которых уменьшена сумма налога к уплате или увеличен убыток (п. 8.3 ст. 88 НК РФ)

К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы

Документы, которые прилагаются к декларации (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС, указанные в ст. 165 НК РФ

В декларации заявлены налоговые льготы

Пояснения об операциях (имуществе), по которым применены льготы.

Документы, подтверждающие право на льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ)

Представлена декларация по НДС с суммой налога к возмещению

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 16.09.2015 N СД-4-15/16337)

В декларации по НДС сведения об операциях:

Или противоречат другим сведениям в этой декларации;

Или не соответствуют сведениям об этих операциях в декларации по НДС, поданной в ИФНС другими лицами;

Или противоречат сведениям из журнала учета счетов-фактур.

При этом такие противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении НДС к уплате или завышении налога к возмещению

Пояснения и любые документы (в т.ч. счета-фактуры и первичные документы), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия (п. 8.1 ст. 88 НК РФ, Письма ФНС России от 06.11.2015 N ЕД-4-15/19395, от 16.09.2015 N СД-4-15/16337)

Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов (п. 9 ст. 88 НК РФ)

Представления документов или информации о контрагенте или конкретной сделке инспекция, проводящая у него проверку, вправе запросить у вас только через инспекцию, в которой вы состоите на учете. То есть она должна направить в вашу ИФНС поручение на истребование, а уже ваша инспекция выставит вам само требование, приложив копию поручения (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).

Срок и способ исполнения требования

Таблица 2

Что требуют

Срок представления

Документы (информацию) о контрагенте, в отношении которого проводится камеральная или выездная проверка

5 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (п. 5 ст. 93.1 НК РФ)

Документы (информацию) о конкретной сделке

Документы при проведении в отношении вас камеральной или выездной проверки

10 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (п. 3 ст. 93 НК РФ)

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию и документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации, при проведении камеральной проверки

5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ)

Если вам недостаточно времени, отведенного на исполнение требования, вы можете попросить отсрочку. Для этого не позднее следующего дня со дня получения требования направьте в ИФНС уведомление, в котором укажите (п. 3 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ):

Причины, по которым не можете представить запрошенные данные в срок;

Срок, в который вы обязуетесь представить документы.

Решение по поводу отсрочки ИФНС должна вынести в течение двух рабочих дней со дня получения уведомления (п. 3 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Принимают такое решение инспекторы полностью на свое усмотрение. Поэтому начать готовить запрошенные документы стоит сразу после получения требования.

Направить собранные документы в ИФНС можно тремя способами:

Лично или через представителя;

По почте заказным письмом;

В электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через Личный кабинет налогоплательщика.

Электронные и бумажные документы

Документы могут иметь одну из двух форм - бумажную или электронную.

Документы, составленные на бумаге, представляют в ИФНС в виде заверенных копий (п. 2 ст. 93 НК РФ). Это могут быть:

Бумажные копии;

Электронные образы.

Бумажные копии - это ксерокопии с надписью "Копия верна", заверенные подписью руководителя организации с указанием его должности и даты заверения. Печать в данном случае необязательна, даже если организация не отказалась от ее использования (Письмо ФНС России от 05.08.2015 N БС-4-17/13706@). При этом листы документов нужно пронумеровать и прошить по правилам, которые должна утвердить ФНС (п. 2 ст. 93 НК РФ, п. 1 ст. 2 Закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ). Пока же в этих целях можно руководствоваться прежними разъяснениями Минфина и ФНС.

В частности, если в вашей подборке есть многостраничные документы, у вас два варианта:

Отдельно заверить каждую страницу документа;

Прошить и пронумеровать документ и заверить всю подшивку, но ее объем не должен превышать 150 листов (Письма Минфина России от 29.10.2015 N 03-02-РЗ/62336, от 07.08.2014 N 03-02-РЗ/39142, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ (п. 21)).

Электронные образы - это скан-копии. Скан-копии, которые отвечают формату, установленному ФНС, можно направлять в ИФНС по ТКС (п. 2 ст. 93 НК РФ, п. 1 ст. 2 Закона N 130-ФЗ). Такие форматы ФНС еще должна утвердить, но уже сейчас допустимо представлять в ИФНС в виде скан-копий некоторые документы (Письма ФНС России от 25.01.2016 N ЕД-4-15/887@, от 09.12.2015 N ЕД-4-2/21577). Всего их 11:

Вид документа

Счет-фактура

Товарно-транспортная накладная

Акт приемки-передачи работ (услуг)

Грузовая таможенная декларация/транзитная декларация

Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации

Спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости)

Товарная накладная (ТОРГ-12)

Дополнение к договору

Договор (соглашение, контракт)

Корректировочный счет-фактура

Отчет НИОКР

Имя файла со скан-копией должно содержать присвоенный документу код, сам файл - иметь расширение tif, pdf, jpg или png. При этом передать в инспекцию нужно структурированную информацию, содержащую не только сам файл сканированного документа, но и:

Имя файла;

Дату и номер сканированного документа;

Сумму денежной оценки операции и сумму налога;

Реквизиты документа-основания;

Роль участников сделки и их идентификаторы (таблицы 4.9, 4.10, 4.13, 4.17, 4.18 Формата).

Электронные документы тоже иногда могут нуждаться в копии. Дело в том, что направить в ИФНС по ТКС можно только те электронные документы, которые составлены по установленным форматам. А установлены они далеко не для всех документов. Среди избранных (Письмо ФНС России от 09.02.2016 N ЕД-4-2/1984@):

Счет-фактура, в том числе корректировочный, УПД, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок и книга продаж, в том числе дополнительные листы к ним;

Товарная накладная (ТОРГ-12) и акт приемки-сдачи работ (услуг);

Документ о передаче товаров при торговых операциях и документ о передаче результатов работ.

Если электронные документы, которые вам нужно направить в инспекцию, составлены не по утвержденному ФНС формату, тогда их нужно распечатать и отправить в ИФНС в бумажном виде. Такие "копии" заверяются в том же порядке, что и копии бумажных документов с добавлением отметки о подписании документа квалифицированной электронной подписью (Письмо ФНС России от 09.09.2015 N СА-4-7/15871).

В любом случае представляемые в ИФНС документы нужно сопроводить описью:

В двух экземплярах в свободной форме, если представляете документы лично;

В двух экземплярах по форме 107, если представляете документы по почте;

По Формату, утвержденному Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@, если направляете документы по ТКС.

Что делать, если вы получили налоговое требование об уплате налога и не согласны с ним? Если вы обнаружили в требовании, выставленном налоговиками, ошибки, вы можете признать данное требование недействительным. Для этого вам необходимо написать жалобу в УФНС по вашему региону и передать ее через вашу налоговую инспекцию. Для обжалования налоговых требований определен срок один год с момента его получения вами. Конечно, никакая инспекция не будет ждать, пока вы раскачаетесь, и за этот период процедура взыскания уже может быть завершена. Поэтому, если вы все-таки решили отменить требование, не затягивайте с подачей жалобы.

В связи с тем, что разбирательства с налоговой идет в , такую процедуру нарушать нельзя, т.е. пойти сразу в суд вы не можете. Чтобы подать иск в суд, необходимы несколько условий:

Ваша жалоба была рассмотрена в УФНС и решение по ней вас не удовлетворило;

Решение по вашей жалобе опоздало со сроками. Срок для рассмотрения жалобы - 15 рабочих дней со дня ее получения из ИФНС. Налоговая инспекция должна передать вашу жалобу в УФМС в течение 3 рабочих дней с момента ее получения. Жалоба должна быть рассмотрена, и в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения вам должен прийти ответ. По закону срок рассмотрения жалобы может быть увеличен еще на 15 рабочих дней.

Поэтому, если первичные сроки прошли, а решения вы так и не получили, необходимо узнать в УФНС, на какой стадии находится ваше дело. Возможно, решение по жалобе уже выслано на ваш адрес, и оно зависло на почте. Чтобы ускорить процесс его получения, попросите в УФНС номер почтового идентификатора.

В какой срок обращаться в суд по налоговым требованиям?

Если вы жалобу получили, и решение по ней неудовлетворительное для вас, тогда можете обращаться в суд. Для этого у вас будет 3 месяца:

С момента получения неудовлетворительного решения УФНС;

С даты, когда вы решение УФНС должны были получить, но не получили.

Если вы пропустили сроки подачи заявления или жалобы, суд может пойти вам навстречу и восстановить их при указании уважительных причин. Чтобы воспользоваться данным правом, необходимо подать ходатайство в суд или УФНС.

Если инспекторы пропустили сроки на досудебное взыскание, они имеют право также обратиться в суд с заявлением о взыскании:

В течение 6 месяцев после истечения срока уплаты, указанного в требовании, если вам выставили требование о взыскании за счет денег;

В течение 2 лет после истечения срока, уплаты, указанного в требовании, если вам выставили требование о взыскании за счет имущества.

Если налоговые инспекторы задержались с подачей заявления в суд, они могут взыскать с вас недоимку только в случае, если обратятся с ходатайством в суд о восстановлении срока подачи данного заявления и указанная причина задержки со сроками будет уважительной.

В каком случае нужно писать жалобу?

Налоговики могут нарушить срок направления требования на уплату недоимки, и вы на основании этого имеете право написать жалобу, но не всегда вы будете правы. Если при этом в требовании нет других нарушений, а общие сроки для взыскания соблюдены, суд чаще всего принимает сторону налоговиков.

Сроки предъявления требования об уплате налогов.

Напомню, что если налоговая прислала вам требование об уплате налога, проверьте дату высланного требования. Налоговики должны направить вам требование:

1. Если недоимка образовалась по результатам налоговой проверки – в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу "проверочного" решения.

2. Если недоимка сформировалась по текущим платежам - в течение 3 месяцев с момента обнаружения этой недоимки.

Днем выявления недоимки на основании Пленума ВАС считается:

День, следующий после окончательного срока наступления уплаты после сдачи декларации по налогу (если декларация сдана без нарушения сроков подачи);

День, следующий за днем предоставления декларации, если декларация сдана с опозданием;

Если же декларация сдана с опозданием, а срок оплаты еще не наступил, днем недоимки считается день, следующий после установленного дня уплаты налога.

При выставлении требования на уплату пени налоговикам дается 3 месяца. Днем выявления недоимки в этом случае является:

День погашения недоимки по налогу, если задолженность оплачена в полном объеме;

День погашения последней части недоимки, если уплата производилась частями.

Если сумма долга по налогу меньше 500 рублей, то требование может быть направлено в течение года с момента обнаружения данной недоимки. Данное правило введено в действие недавно, и сделано для того, чтобы налоговики сначала требовали суммы с крупных должников, а потом уж взялись и за мелких.

Какие ошибки совершают налоговики при выставлении налоговых требований, читайте .

Бесплатная книга

Скорее в отпуск!

Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу".

Коммерческие предприятия довольно часто сталкиваются с необходимостью предоставить в налоговую инспекцию пояснения по какому-либо вопросу. Для того, чтобы эти пояснения не привели к дальнейшим проверкам со стороны надзорного органа, к составлению ответа следует относится крайне внимательно, скрупулезно и не затягивать с его отправкой.

ФАЙЛЫ

Наиболее частые вопросы от налоговой

Обычно требование предоставить пояснения поступает через некоторое время после сдачи всевозможных отчетов и деклараций, так что поводом для них может стать любая, даже самая незначительная ошибка или неточность в документах. Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному , из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления , подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.

В какой форме приходит требование

Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.

Порядок действий при получении требования

После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными.

В первую очередь, при проверке , анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам). Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).

Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль , следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета. Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.

После того, как ошибка будет найдена, нужно передать в налоговую уточненную отчетность с исправленными данными — но это касается только сумм. Если же ошибка не относится к финансовой части, то «уточненку» сдавать не надо, достаточно предоставить необходимые пояснения.

Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е. это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа.

Как поступить, когда требование налоговой несправедливо

Случается, что налоговая инспекция требует пояснений необоснованно, т.е. в отчетности не было допущено никаких ошибок. В таких ситуациях игнорировать письма от налоговой тоже нельзя.

Во избежание каких-либо санкций (в том числе и внезапных ) необходимо своевременно уведомить надзорную службу о том, что в соответствии с информацией предприятия, все предоставленные сведения верны.

В любом случае, при составлении ответа надо помнить, что для налоговой важно даже не столько содержание письма, сколько сам факт ответа на требование.

Как оформить ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений

Оформить его можно либо на бумаге, написав «от руки», либо в электронном виде, напечатав на компьютере. При этом, если пояснение пересылается по обычной почте, то отправлять его надо заказным письмом с уведомлением о вручении, тогда риск того, что письмо затеряется, будет сведен к минимуму.

Использование электронного формата возможно только при наличии у организации электронной цифровой подписи.

К пояснению могут быть приложены какие-либо дополнительные документы – их наличие нужно отразить в содержании ответа.

Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.

  1. Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
  2. Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
  3. Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
  4. После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.

    Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.

  5. После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).

С 25 августа 2015 г. действует новый порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде, утвержденных приказом ФНС России от 15.04.15 г. № ММВ-7-2/149@ (далее – Порядок). Новый Порядок предусматривает обновленный перечень документов, направляемых налоговыми органами налогоплательщикам в электронном виде.

Начиная с 1 января 2015 г. у налогоплательщиков, представляющих налоговую отчетность через Интернет, появилась новая обязанность. Согласно обновленной редакции п. 5.1 ст. 23 НК РФ (п. 5.1 введен Федеральным законом от 28.06.13 г. № 134-ФЗ) такие налогоплательщики при получении по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) документов, используемых налоговыми органами для проведения мероприятий налогового контроля, обязаны передать квитанцию о приеме документов. Срок передачи – в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Какие санкции грозят налогоплательщику при невыполнении нового требования?

Налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств. Однако п.п. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ установлен перечень истребуемых электронных запросов для применения подобных действий со стороны налоговых органов. Речь идет о неисполнении обязанности по передаче квитанции в отношении следующих документов:

Требования о представлении документов;

Требования о представлении пояснений;

Уведомления о вызове в налоговый орган.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств принимается налоговыми органами в течение 10 рабочих дней со дня истечения установленного срока для передачи электронной квитанции. Следовательно, фактически получается 16 рабочих дней с момента получения электронного запроса от налогового органа (6 рабочих дней отводится на передачу квитанции + 10 рабочих дней на принятие самого решения о блокировке счета).

Не стоит забывать, что такая обязанность может возникнуть и у налогоплательщиков, не являющихся плательщиками по соответствующему налогу, но представивших декларации по ТКС. Например, налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, по просьбе покупателя выставил счет-фактуру с выделенной суммой НДС и соответственно вынужден был представить декларацию по НДС в электронном виде.

Следует отметить, что при получении от налоговых органов запросов о прогнозной величине налоговых поступлений и просьб подобного характера налогоплательщик может без последствий игнорировать такие электронные запросы. Благоприятная поправка для налогоплательщика внесена в п.п. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ, касающаяся ограничения сроков принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

Напомним, что может приостановить операции по счетам и переводы электронных денежных средств налогоплательщика при непредставлении декларации в течение 10 рабочих дней от установленного законодательного срока (например, по налогу на прибыль срок представления декларации – 28.10.14 г., а 13.11.14 г. истекает последний срок представления декларации без блокировки счета). А конкретный период для вынесения подобного решения в НК РФ не прописан, поэтому на практике решения о блокировке счетов налоговыми органами могли выноситься и по прошествии трех лет.

С 1 января 2015 г. установлен период для вынесения такого решения – в течение трех лет с момента окончания 10 рабочих дней, следующих за сроком представления декларации.

ФНС России в письме от 27.01.15 г. № ЕД-4-15/1071 напомнила о последствиях неисполнения налогоплательщиками обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов – приостановлении операций по его счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

Движение по счетам в банке налогоплательщика будет возобновлено не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

День передачи налогоплательщиком квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

День представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом.

Новый порядок

С 25 августа 2015 г. введен новый Порядок направления документов налоговыми органами в электронной форме, который заменил ранее действовавший Порядок, утвержденный приказом ФНС России от 17.02.11 г. № ММВ-7-2/169@.

Настоящий Порядок разработан для проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля и предусматривает 48 различных видов документов вместо 23 документов «старого» Порядка.

Участниками информационного обмена при направлении данных документов в электронной форме по ТКС являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, их представители, операторы электронного документооборота, налоговые органы (п. 2 Порядка).

Ранее в письме ФНС России от 22.04.15 г. № ЕД-4-15/6906@ налоговые органы отмечали, что положения НК РФ не обязывают налогоплательщика направлять квитанцию в налоговый орган исключительно со стационарного рабочего места должностного лица организации. В этом случае электронную квитанцию о приеме документов из налоговой инспекции может отправить законный или уполномоченный представитель налогоплательщика. Напомним, что законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов (ст. 27 НК РФ), а уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или , уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, регулируемых законодательством о налогах и сборах на основании доверенности (ст. 29 НК РФ). Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что участники информационного обмена обеспечивают хранение всех отправленных и принятых документов, а также технологических электронных документов с квалифицированной электронной подписью (далее – КЭП).

Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки должны проверять поступление документов и технологических электронных документов (п. 6 Порядка). Так, большинство операторов электронного документооборота предлагают налогоплательщикам контролировать входящую корреспонденцию с помощью электронной почты или сервиса смс-уведомлений.

В обновленном Порядке указано, как определяется дата получения электронного документа. Так, датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) документа в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (п. 10 Порядка). При получении налоговым органом квитанции о приеме документа датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) в электронной форме по ТКС считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме (п. 11 Порядка).

Пример

Налогоплательщик получил требование от налоговой инспекции о представлении пояснений в части убытков в налоговой отчетности по налогу на прибыль за первое полугодие 2015 г. Срок исполнения данного требования установлен 5 дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Какую дату следует считать началом срока исполнения требования?

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Таким образом, пояснения нужно представить в налоговую инспекцию в течение 5 рабочих дней со дня получения требования.

Предположим, что квитанция о приеме требования, подписанная электронной подписью налогоплательщика, датирована 12 октября 2015 г. Отчет срока начинается со следующего дня. Таким образом, налогоплательщик должен представить пояснения в период с 13 октября по 19 октября 2015 г. Выходные дни в подсчет сроков не включаются.

Процедура направления документа в электронной форме

Процедура направления документа в электронной форме по ТКС описана в разделе II Порядка.

Следует отметить, что приведенный порядок корреспондирует с положениями п. 5.1 ст. 23 НК РФ.

Первоначально документ формируется на бумажном носителе, подписывается и регистрируется в налоговом органе. Не позднее следующего рабочего дня после регистрации документ формируется в электронной форме, подписывается КЭП, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган, и направляется по ТКС в адрес налогоплательщика (представителя налогоплательщика). При этом налоговым органом фиксируется дата его отправки налогоплательщику (представителю налогоплательщика).

Налоговый орган в течение следующего рабочего дня после дня отправки документа в электронной форме по ТКС должен получить от оператора электронного документооборота подтверждение даты отправки (п. 13 Порядка).

Далее при получении от налогового органа документа в электронной форме по ТКС и отсутствии оснований для отказа в приеме указанного документа налогоплательщик (представитель налогоплательщика) формирует квитанцию о приеме, подписывает ее КЭП налогоплательщика (представителя налогоплательщика) и направляет в налоговый орган.

Квитанцию о приеме налогоплательщик (представитель налогоплательщика) обязан направить налоговому органу по телекоммуникационным каналам связи в течение шести дней со дня отправки ему документа налоговым органом.

А при наличии оснований для отказа в приеме документа налогоплательщик (представитель налогоплательщика) формирует уведомление об отказе в приеме, подписывает его КЭП налогоплательщика (представителя налогоплательщика) и направляет в налоговый орган (п. 14 Порядка).

Основания для отказа в приеме налогоплательщиком электронных документов

В п. 15 Порядка указано три таких основания:

Ошибочное направление документа налогоплательщику (представителю налогоплательщика);

Несоответствие утвержденному формату;

Отсутствие (несоответствие) КЭП налогового органа.

И если по первому основанию вопросов не возникает (документ выслан на имя другого налогоплательщика), то в отношении последних двух оснований непонятно, как налогоплательщик технически сможет установить несоответствие документов утвержденному формату и КЭП налогового органа.

Таким образом, в течение шести рабочих дней со дня отправки документов налоговые органы должны получить от налогоплательщика (представителя налогоплательщика) квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме документов.

В завершение отметим, что перечень электронных сервисов ФНС России содержится на официальном сайте http://www.nalog.ru/rn77/about_fts/el_usl/ . В указанном разделе расположены сервисы, предусматривающие электронный документооборот, например представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, – юридического лица, подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Если налогоплательщик проигнорирует требование, полученное из ИФНС, налоговики могут заблокировать его расчетный счет. Мы публикуем пошаговую инструкцию о том, как правильно отвечать на электронные требования о предоставлении документов, которые ИФНС прислала через систему для отправки отчетности. В настоящей статье будут описаны общие правила работы с требованиями. А требованиям по НДС будет посвящен отдельный материал. Инструкция подготовлена экспертами системы для отправки отчетности « ».

Чем регулируется направление требований

Порядок направления требований устанавливается следующими приказами ФНС:

В соответствии со п. 5.1 статьи НК РФ, налогоплательщики, которые обязаны представлять налоговые декларации в электронном виде, должны обеспечить возможность получения требований в электронном виде, а также обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Какие документы ИФНС может послать через систему для отправки отчетности

В электронном виде могут, в частности, передаваться:

  1. Документы, которые используются налоговым органом при реализации своих полномочий. Например, решения, принимаемые в ходе налогового контроля; уведомления о вызове налогоплательщика; решения о возмещении НДС и акцизов;
  2. Требования по предоставлению документов (информации). Например, документы о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте;
  3. Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Порядок документооборота

  1. Налоговый орган формирует и отправляет требование в электронном виде (например, в формате PDF).
  2. Оператор электронного документооборота (ЭДО) формирует «Подтверждение даты отправки», в котором фиксируется дата направления требования в электронном виде. Данное подтверждение передается в адрес ИФНС и налогоплательщика.
  3. После получения требования налогоплательщик передает в адрес ИФНС «Квитанцию о приеме» или «Уведомление об отказе».

«Квитанция о приеме» — документ, подтверждающий факт получения требования (но не обязательно согласия с ним). Квитанция должна быть передана в инспекцию не позднее шести рабочих дней с момента отправки требования инспекцией.

Если налогоплательщик, который обязан обеспечить получение требований в электронном виде, не отправит квитанцию о получении требования в срок, то ФНС может заблокировать расчетные счета такого налогоплательщика (см. « »).

«Уведомление об отказе» формируется в следующих случаях:

  • требование направлено данному налогоплательщику ошибочно (предназначался другому адресату);
  • требование не соответствует установленному формату;
  • в требовании отсутствует (не соответствует) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа.

В системе для формирования и отправки отчетности «Контур.Экстерн» данные проверки выполняются. Если требование корректное, то абоненту предлагается отправить квитанцию о приеме. Если же будет обнаружена одна из вышеперечисленных ошибок, то система предложит отправить уведомление об отказе.

Налогоплательщик обязан ознакомиться с требованием ФНС и выполнить его в сроки, установленные в поступившем документе. В случае несогласия с требованием налогоплательщику следует обратиться в инспекцию, выставившую его.

Требования в системе «Контур.Экстерн»

Для просмотра требований необходимо:

1. На главной странице «Контур.Экстерн» перейти в меню «Новое, выделить раздел «Требования» и нажать ссылку «Все требования».

Чтобы вовремя отслеживать поступление требований от налоговых органов, рекомендуется настроить уведомления на электронную почту или мобильный телефон о новых входящих документах в «Контур.Экстерн».

2. Кликнуть по названию поступившего документа. В открывшейся странице будут содержаться следующие данные:

  • «Файлы требований» — в рамках одного документооборота ИФНС может выслать несколько типов документов. Для их просмотра необходимо нажать на название требования и сохранить предложенный файл. Файл сохраняется в формате PDF и может быть открыт с помощью программы Adobe Reader.
  • Ссылка «Квитанция о приеме» либо «Уведомление об отказе».
  • Ссылка «Сохранить все документы и подписи» при нажатии на которую сохраняются требования, подписи к ним, а также «Описание требования»— файл, представляющий собой xml-структуру и содержащий служебную информацию о составе документооборота.

«Контур.Экстерн» проверяет направленные ФНС требования на предмет ошибок. Если проверки пройдены, то пользователю предлагается отправить квитанцию о приеме. Квитанция подтверждает факт получения требования, но не выражает согласия с ним. Квитанция должна быть передана в инспекцию не позднее шести рабочих дней с момента отправки требования инспекцией.

Если поступает требование о представлении документов, то после отправки квитанции о приеме становится активной кнопка «Загрузить и отправить документы».

Отправить в инспекцию отказ предлагается в одном из трех случаев.

  1. Требование ошибочно направлено налогоплательщику.
  2. Требование не соответствует утвержденному формату.
  3. Отсутствует электронная подпись ответственного лица налогового органа.

Для направления отказа следует нажать на кнопку «Уведомление об отказе».

После отправки квитанции о приеме/ уведомления об отказе статус документооборота меняется на «Обработан». Как только документ будет получен ИФНС, статус будет изменен на «Документооборот завершен».

Если организация не является прямым адресатом требования (например, при отправке отчетности за организации на обслуживании), то требование можно переслать на электронную почту представителю организации, которой предназначалось требование. Для этого следует нажать на кнопку «Переслать требование на электронную почту».

Квитанцию или отказ на требование можно отправить в налоговую повторно, нажав на ссылку «Перевыслать».



Случайные статьи

Вверх