Какие бывают типы сложных предложений. Сложное предложение

Частями, характеризующееся структурным и семантическим единством. Простые предложения в составе сложного взаимосвязаны с помощью интонации .

Сложное предложение – это синтаксическая единица высшего, по сравнению с простым предложением, порядка.

Изучение сложного предложения началось во второй половине 20 века – в трудах В.В. Виноградова , Н.С. Поспелова, Л.Ю. Максимова, В.А. Белошапковой, М.И. Черемисиной и других исследователей.

Сложное предложение характеризуется:

1) в структурном аспекте – полипредикативностью и набором структурных элементов для связи предикативных частей;

3) в коммуникативном аспекте – единством коммуникативного задания и интонационной законченностью.

Основные виды сложных предложений

Сложные предложения, в зависимости от того, какой связью связанны части, делятся на два основных вида: союзные и бессоюзные .

Части сложного предложения между собой соединены при помощи трех средств связи: интонации, союзов или союзных слов.

1. И все-таки ему было грустно, он как-то особенно сухо ответил ей, отвернулся, пошел прочь. В этом предложении части соединяются друг с другом при помощи интонации, никаких других средств связи не используется.

2. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой . В этом предложении части соединены с помощью интонации и союзов ЧТОБЫ и КАК.

3. Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы. В этом предложении части соединены при помощи интонации и союзного слова КОТОРЫЙ.

Существует три основных вида сложных предложений: сложносочинённые , сложноподчинённые и бессоюзные .В бессоюзных сложных предложениях связь между простыми предложениями осуществляется исключительно за счет интонации.

Например: Утро великолепное: в воздухе прохладно; солнце еще не высоко.

В союзных предложениях такую функцию исполняют союзные слова и союзы. Все союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

В сложносочиненных предложениях простые предложения равноправны и связаны между собой сочинительными союзами (и, то…то, или, но, а). и интонацией.

Например: И ерзает руль, и обшивка скрипит, и забраны в рифы полотна.

Части сложносочиненного предложения равны между собой: здесь нет ни придаточного, ни главного предложения. В сложноподчиненных предложениях простые предложения связаны при помощи подчинительных союзов (так как, что, если, как, хотя) и союзных слов (чей, где, который). В таких предложениях придаточная часть зависит от главной.

К примеру: Я в России рожден. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь (С. Островой).

Сложное предложение с разными видами связи

Сложное предложение с разными видами связи представляют собой синтаксические конструкции, в которых присутствуют предложения со смешанными видами связи.

Например: Горе забудется, чудо свершится, сбудется то, что покуда лишь снится. Или: Наступила ночь, в домах зажглись огни.

Существует четыре разновидности сложных предложений с разными видами связи:

1) с подчинительной и сочинительной;

Задание В6 проверяет твое умение анализировать и разбирать сложное предложение. В зависимости от варианта необходимо будет найти:

1) сложносочиненное предложение;

2) сложноподчиненное предложение;

3) сложноподчиненное предложение с определенным видом придаточного;

4) сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными с указанием видом присоединения придаточных к главному;

5) сложное бессоюзное предложение;

6) сложное предложение с разными видами связи.

Подсказка от сайт.

Чтобы вспомнить разные виды связи, перечитай задание А9.

Также тебе поможет следующая схема:

Сложноподчиненное предложение.

Сложноподчиненное предложение – это предложение, в состав которого входят две и более основ, где одна основа подчиняется другой.

Так как структура предложения, вопрос от главной основы к зависимой (придаточной) может быть разный, то и видов сложноподчиненного несколько:

Тип придаточного Особенности придаточного На какой вопрос отвечает Средства связи
союзы союзные слова
определительное содержит характеристику предмета, раскрывает его признак (относится к существительному в главной части) какой?

какой именно?

чтобы, как, словно, как будто который, какой, что, чей, когда, куда, где и т.д.
местоименно-определительное относится к местоимению в главной части СПП (то, та, те, каждый, всякий, любой, весь, вся, все ) и конкретизирует значение местоимения кто именно?

что именно?

как, словно, как будто, что, чтобы кто, что, какой, каков, чей, который и т.д.
изъяснительное придаточную часть требуют слова со значением мысли, чувства, речи (глагол, прилагательное, существительное) вопросы косвенных падежей (что?

о чем? чего?)

что, как, будто, как будто, как бы, словно, чтобы, пока кто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда, сколько, насколько, почему
образа действия и степени 1) раскрывает способ или качество действия, а также меру или степень проявления признака в главной части предложения;

2) имеют в главной части указательные слова (так, столько, таким образом, до того, настолько, до такой степени… ).

как?

каким образом?

в какой мере или степени?

что, чтобы, как, словно, точно
места 1) содержит указание на место или пространство, где совершается то, о чем говорится в главной части;

2) может распространять главную часть или раскрывать содержание наречий там, туда, оттуда, везде, всюду и др.

где? где, куда, откуда
времени 1) указывает на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главной части;

2) может распространять главную часть или уточнять обстоятельство времени в главной части

когда?

как долго?

с каких пор?

до каких пор?

когда, пока, как, в то время как, после того как, с тех пор как, едва, лишь
условия 1) содержит указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части;

2) условие может подчеркиваться в главной части сочетанием в том случае

при каком условии? если, как, как скоро, раз, когда, ли…ли
причины содержит указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главной части почему?

по какой причине?

потому что, оттого что, так как, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, поскольку и т.д.
цели содержит указание нацель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения зачем?

с какой целью?

для чего?

чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы
уступки содержит указание на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной части несмотря на что?

вопреки чему?

хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром что
сравнительное сравнивает предметы или явления в главной части и придаточном как?

(на что похоже?)

как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы
следствия указывает на следствие, вытекающее из содержания главной части предложения что из этого следует?

что стало следствием?

так что

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Сложное предложение с разными типами связи (примеры)

(1) Утро великолепное: в воздухе прохладно; солнце еще не высоко.

(2) И ерзает руль, и обшивка скрипит, и забраны в рифы полотна.

(3) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

(4) Для каждого есть слава, трудись – и она твоя.

(5) Горе забудется, чудо свершится, сбудется то, что покуда лишь снится.

(6) Я посмотрел на избу, и у меня сжалось сердце – так всегда бывает, когда увидишь то, о чем думал много лет.

(7) И все-таки ему было грустно, и он как-то особенно сухо сказал начальнику штаба, что у него убили адъютанта и надо найти нового.

Алгоритм действия.

1. Выделить основы.

2. Исключить все простые предложения.

3. Посмотреть, чем связаны основы: союзом, союзным словом, интонацией.

4. Определить границы основ.

5. Определить вид связи.

Разбор задания.

Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

Выделяем основы:

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец . (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький , толстенький , рано начал лысеть , и, хотя никогда не пил , нос у него почему-то всегда был свекольно -красного цвета , как у клоуна. (5)Дети , когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый , говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

Простым является предложение №3. Исключаем его.

Определяем границы предложений и смотрим, чем связаны основы:

(1) [В детстве я ненавидела утренники], (потому что к нам в садик приходил отец) . (2) [Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию],а [наша воспитательница строго говорила ему]: «Валерий Петрович, повыше!» (4)[Он был маленький , толстенький , рано начал лысеть] , и , (хотя никогда не пил) , [нос у него почему-то всегдабыл свекольно -красного цвета , как у клоуна]. (5) [Дети , (когда хотели сказать про кого-то), (что он смешной и некрасивый) , говорили так]: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

Первое предложение – сложноподчиненное с придаточным причины (я ненавидела утренники почему? потому что приходил отец).

Второе предложение – сложносочиненное с прямой речью.

Четвертое предложение – сложное с сочинительной связью (союз и) и подчинительной связью (придаточное хотя…).

Пятое предложение – сложноподчиненное с двумя придаточными и прямой речь. Первое придаточное – времени (дети говорили когда? когда хотели сказать про кого-то); второе придаточное – изъяснительное (хотели сказать про кого-то что? что он смешной и некрасивый).

Таким образом , правильный ответ – предложение №5.

Потренируйся.

1. Среди предложений 1 – 9 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное условия. Напишите номер этого предложения.

(1) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения. (2) …Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира. (3) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (4) Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. (5) Пришлось адьютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете. (6) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (7) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится в одиночку. (8) И еще, может быть, Барклая утешила надежда. (9) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.

2. Среди предложений 1 – 10 найдите сложное предложение, в состав которого входит (-ят) придаточное (-ые) сравнения. Напишите номер (-а) этого предложения.

(1) Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили белье…(2) Никакого знака былой жизни! (3) Ничего! (4) Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…(5) Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обнажилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (6) Не может быть! (7) Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности? (8) Вечером я варил уху. (9) Мишка подбрасывал дрова в костер и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. (10) Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.

3. Среди предложений 1 – 11 найдите сложное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) О чем думал он? (6) До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

Слова, при образовании которых сложились два корня, называются сложными.

Например, носорог (два корня нос- и рог-, буква о — соединительная гласная), пылесос (корни пыл- и сос-, буква е - соединительная гласная).

Сложными бывают и предложения. В них, как и в словах, соединяется несколько частей.

Прочитайте предложения и подумайте, чем они отличаются друг от друга?

1) Прозвенел звонок.

2) Ребята зашли в класс.

3) Начался первый урок.

4) Прозвенел звонок, ребята зашли в класс, начался первый урок.

Найдём грамматические основы.

Предложение, в котором одна грамматическая основа,— простое предложение.

1, 2 и 3 предложения простые , так как в каждом из них по одной основе.

4 предложение сложное , состоит из трёх простых предложений. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены, своя основа.

Предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений. Сколько простых предложений, столько и частей в сложном предложении.

Части сложного предложения - это не просто соединённые вместе простые.

Объединившись, эти части продолжают, дополняют друг друга, превращают разные мысли в одну, более полную. В устной речи на границе частей сложного предложения нет интонации конца каждой мысли.

Помни: в письменной речи между частями сложного предложения чаще всего ставятся запятые.

Определяем, сложное предложение или простое

Определим, сложное предложение или простое. Сначала найдём главные члены (основы) предложений и посчитаем, сколько основ в каждом.

1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

2) Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.

3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи. (По Г. Скребицкому)

1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса .

2) Распевают синицы , звонко отстукивает клювом дятел .

Кто? синицы, что делают? распевают - первая основа.

Кто? дятел, что делает? отстукивает - вторая основа.

Это сложное предложение, состоит из двух частей.

3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги , обнажатся на полях проталины , зажурчат ручейки , пожалуют грачи .

Что? солнце, что сделает? пригреет - первая основа.

Дороги почернеют - вторая основа.

проталины обнажатся - третья основа.

Ручейки зажурчат - четвёртая основа.

Грачи пожалуют - пятая основа.

Это сложное предложение, состоит из пяти частей.

Наблюдаем, с помощью чего соединяются части сложного предложения

Прочитайте сложные предложения. Понаблюдайте, с помощью чего соединяются части сложного предложения?

1) Зима приближается , холодное небо часто хмурится.

Части 1 сложного предложения соединяются при помощи интонации. Между частями предложения стоит запятая.

2) Днём пригревало солнце , а ночью морозы доходили до пяти градусов.

3) Ветер затих , и погода улучшилась.

4) Солнце только ещё поднималось , но его лучи уже освещали верхушки деревьев.

Части 2, 3, 4 предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но . Перед союзом стоит запятая.

Каждый из союзов выполняет свою работу. Союз и соединяет слова, а союзы а, но ещё и помогают что-то противопоставить.

При письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы (и, а, но), запятая ставится перед союзом.

Сравниваем схемы предложений и запоминаем правила постановки запятой

Предложения нашего языка очень разнообразны. Иногда при одном подлежащем может быть несколько сказуемых или при одном сказуемом может быть несколько подлежащих. Такие члены предложения называются однородными. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. В схеме каждый однородный член мы будем обводить в кружок.

В простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях между их частями используются одни и те же союзы: и, а, но.

Помни!

1. Перед союзами а, но всегда ставится запятая.

2. Союз и требует особого внимания: соединяет однородные члены - запятая чаще всего не ставится; употреблён между частями сложного предложения — запятая обычно нужна.

Потренируемся. Поставим запятые

1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и два сказуемых — собака подкралась и улеглась. Союз и соединяет однородные сказуемые, поэтому запятая не ставится.

2) Люди спали, и собака ревниво сторожила их.

Предложение сложное, так как две основы - люди спали, собака сторожила. Союз и соединяет части сложного предложения, поэтому перед союзом нужна запятая.

3) Пеликан бродил вокруг нас, шипел, кричал, но в руки не давался.

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и 4 сказуемых - пеликан бродил, шипел, кричал, не давался. Перед союзом но всегда ставится запятая. Запятые ставим между однородными сказуемыми.

4) Весна сияет на небе, но лес ещё по-зимнему засыпан снегом.

Предложение сложное, так как две основы - весна сияет, лес засыпан. Перед союзом но всегда ставится запятая.

С каких слов обычно начинается новая часть сложного предложения?

Предложения, в которые входят слова что, чтобы, поэтому, потому что , — чаще всего сложные. С этих слов обычно начинается новая часть сложного предложения. В таких случаях перед ними всегда ставится запятая.

Приведём примеры.

Мы увидели, что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.

что ставится запятая.

Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья . (К. Паустовский)

Это сложное предложение, перед словом чтобы ставится запятая.

Птицы умеют сообщать обо всём голосом, поэтому они поют.

Это сложное предложение, перед словом поэтому ставится запятая.

Я люблю сказки, потому что в них добро всегда побеждает зло.

Это сложное предложение, перед словом потому что ставится запятая.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

§1. Сложное предложение. Общие понятия

Сложное предложение - это единица синтаксиса.

Сложными называются предложения, состоящие из двух и более грамматических основ, связанных в единое целое по смыслу, грамматически и интонационно.
От простого предложения сложное отличает то, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном - более одной. Сложное предложение, таким образом, состоит из частей, каждая из которых оформлена как простое предложение.
Но сложное предложение - это не случайный набор простых предложений. В сложном предложении части связаны между собой по смыслу и синтаксически, с помощью синтаксических связей. Каждая часть, будучи оформлена как предложение, не обладает смысловой и интонационной завершённостью. Эти признаки характерны для всего сложного предложения в целом.

Сложные предложения, как и простые, характеризуются по цели высказывания. Они могут быть невосклицательными и восклицательными.

В отличие от простого предложения сложное требует определения, из скольких частей оно состоит и какой связью соединены его части.

§2. Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть:

  • союзной
  • бессоюзной

Союзная связь - это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.

Союзная связь может быть:

  • сочинительной
  • подчинительной

Сочинительная синтаксическая связь - это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: сочинительных союзов.

Гроза прошла, и выглянуло солнце.

Подчинительная синтаксическая связь - это вид синтаксической связи с неравноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна - главное предложение, другая - подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.

Мы не пошли гулять, потому что началась гроза.

(Мы не пошли гулять - главное предложение, а потому что началась гроза - придаточное предложение.)

Бессоюзная синтаксическая связь - это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:

Тренер заболел, занятие перенесено на следующую неделю.

Характер синтаксической связи между частями сложного предложения - это важнейший классификационный признак сложных предложений.

§3. Классификация сложных предложений

Классификация сложных предложений - это классификация по синтаксической связи между его частями. Сложные предложения делятся:

на 1) союзные и 2) бессоюзные, а союзные, в свою очередь - на 1) сложносочинённые и 2) сложноподчинённые.

Следовательно, выделяются три типа сложных предложений:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные

Каждый из этих типов подлежит дальнейшей классификации по значению.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Сколько грамматических основ в сложном предложении?

    • две и более
  2. Как связаны между собой части в сложном предложении?

    • по смыслу
  3. Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?

    • да, каждая часть - это отдельное самостоятельное предложение
  4. Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?

  5. Могут ли сложные предложения быть восклицательными?

  6. Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?

  7. Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?

    • главной
    • придаточной
  8. Возможна ли синтаксическая связь между частями сложного предложения без союзов?

  9. Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?

    • равноправное отношение характеризует подчинительную связь
  10. Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?

    • неравноправное отношение характеризует сочинительную связь

Правильные ответы:

  1. две и более
  2. по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)
  3. нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением
  4. сочинительной и подчинительной
  5. равноправное отношение характеризует сочинительную связь
  6. неравноправное отношение характеризует подчинительную связь

Простое и сложное предложения

Предложения, имеющие в составе одну грамматическую основу (подлежащее и сказуемое или только подлежащее и только сказуемое) называется простым предложением (см. Простое предложение ) . Два или более простых предложения могут объединяться в сложное предложение . Соответственно, в сложном предложении можно выделить несколько грамматических основ (см. Основа предложения).

Примеры простого предложения: Я вышел на улицу. Дверь захлопнулась.

Примеры сложного предложения: Я вышел на улицу, и дверь захлопнулась. Когда я вышел на улицу, дверь захлопнулась.

Виды связи простых предложений в сложном

Возможные виды связи предложений отражены в схеме:

Пример бессоюзной связи : Я вышел из дома, дверь за мной захлопнулась.

Пример сочинительной связи : Я вышел из дома, и дверь за мной захлопнулась.

Пример подчинительной связи (жирным выделено придаточное предложение): Когда я вышел из дома , дверь за мной захлопнулась.

Пример разных видов связи в одном предложении: Когда я вышел из дома, дверь за мной захлопнулась и я не смог уже вернуться в квартиру; в это время улица заполнялась народом.

Виды сложных предложений

Соответственно предложения делятся на бессоюзные сложные , сложноподчиненные и сложносочиненные . Предложения, в которых имеется три и более простых, связанных различными видами связи, так и называют: предложения с различными видами связи .

Сложное предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, называется сложносочиненным .

Сочинительная связь предполагает равноправность простых предложений, входящих в состав сложного, эта равноправность проявляется на синтаксическом уровне. По смыслу предложения могут быть равноправными или зависеть друг от друга.



Случайные статьи

Вверх