К чему снится перестрелка с врагами?
По мишени: может означать фокусировку силы на определенной цели.Тщательно присмотритесь к своим жизненным целям, так как...
Памятка для логопеда
по заполнению речевой карты
Анамнестические данные
Перенесенные заболевания – пневмония, простуда, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы.
Слух – норма, снижение слуха.
Сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы
Выводы:
Связная речь
Соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована.
Пересказ:
Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые. ()
Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала в окно. Прилетели птички и стали клевать кашу. Сыта Наташа и птички сыты (По)
Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как и Шарик. ()
Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец некрасивое, колючее платье!» «Правда, отвечал ёжик, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?»
Вместо ответа зайчик только вздохнул. ()
У Вари был Чиж в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу
Пора тебе, чиж, петь.
Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. ()
Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи – будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко – высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак. (По)
Вывод:
Рассказ по серии картин
Вывод:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Обследования детей, обучающихся сдиагностической целью в СКОУ 5 ВИДА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Фамилия, имя, отчество учащегося________________________________________
Год рождения____________________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________
ДОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
Крик Гуление Лепет Первые слова Первые фразы
ДЫХАНИЕ.
Вдох: глубокий, поверхностный.
Выдох: длительный, короткий.
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ.
Речь: разборчивая, неразборчивая, убыстренная, замедленная, ритмичная, неритмичная.
Голос: сильный, слабый, высокий, низкий, хриплый, звонкий, модулированный, немодулированный, выразительный, невыразительный.СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ.
Лицевая мускулатура. Гипомимия, сглаженность носогубных складок, асимметрия (левосторонняя, правосторонняя), гиперкинезы.
Тонус мускулатуры (повышен, понижен, нормальный)
Губы: толстые, тонкие, нормальные, расщелина (левосторонняя, правосторонняя), рубцы, тонус мускулатуры (повыше, снижен, нормальный), асимметрия движений (правосторонняя, левосторонняя).Зубы: Крупные, мелкие, частые, редкие, двурядье (верхний ряд, нижний ряд), искривления.
Небо:
Твёрдое нёбо: нормальное, широкое, узкое, высокое, низкое, расщелина (отсутствие,открытая,субмукозная).
Мягкое нёбо: нормальное, короткое, длинное, наличие расщелины, подвижное, слабоподвижное.
Увуля: длинная, короткая, норма, раздвоенная, подвижная, неподвижная, девиация (вправо, влево).
Челюсти:
Расщелина: односторонняя, двусторонняя.
Прикус: открытый передний, открытый боковой (двусторонний, правосторонний, левосторонний), глубокий передний, прогения, прогнатия.
Язык: Длинный, узкий, широкий, тонкий, большой, толстый, нормальный, девиация (вправо, влево), тонус мускулатуры (повышен, понижен, нормальный), тремор, гиперкинезы, амплитуда движений (норма, снижена, чрезмерно выражена),точность движений (норма, неточные),асимметрия (правосторонняя, левосторонняя), изменение окраски при нагрузке, саливация.
Подъязычная связка: нормальная, короткая, толстая.
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ.
Контакт: В контакт вступает легко, контакт затруднён, в контакт не вступает.
Общение устойчивое, неустойчивое, инициативен в общении.
ПСИХОМОТОРИКА.
Пересчет пальцев.
пальцы Нет ошибок
0 Пропуск пальца 2 Нарушение порядка 2 Синкинезия одна 1
Синкинезии множест. 4
1-2 1-3 1-4 1-5 1-5 1-4 1-3 1-2
Пальцевой гнозис.
пальцы Не выполнено 1 Не точно
0,5 Замедленно
1 Медленно
2 Очень медленно
3
Все пальцы выпрямлены и сомкнуты. Ладонь вперед 1-й поднят вверх остальные – в кулак2-й выпрямлен, остальные в кулак2и3,как Y 2и5 выпрямлены,остальные в кулак 2 и 3 скрещены, остальные в кулак 2 и 3 как Y,остальные в щепоть 1 и 2 кольцом, остальные выпрямлены. ИССЛЕДОВАНИЕ ГНОЗИСА.
Узнавание изображений предметов с недостающими деталями.
картинки ответ Называние недостающих деталей
кастрюля кресло часы дом стул машина стол Узнавание предмета изображенного контурно
картинки контурно пунктирно
лошадь корова чашка чайник
Соотнесение контурного и реального изображения предмета.
Лента Земляника Акула Тюльпан Совок Сахарница
Узнавание предметов наложенных друг на друга.
картинка ответ Покажи предмет (для не говорящих детей)
Телефон
Будильник
груша Кукла
Миска
Круг
яблоко Лист
Гитара
Гриб
лопата Узнавание вписанных друг в друга геометрических фигур
Квадрат, треугольник, круг.
Прямоугольник, овал, квадрат.
Три круга разного диаметра, треугольник.
Буквенный гнозис.
Нахождение буквы среди ряда других по образцу:
А М Х О И Ш Т У С Н
Нахождение буквы по словесной инструкции:
А П Р М У Е Ш В Б Д К О С Г З К
Узнавание букв неправильно расположенных на листе бумаги.
Узнавание букв, наложенных друг на друга.
Дифференциация правильно и зеркально написанных букв.
Называние и сравнение букв, сходных графически:
БУКВЫ ЧЕМ ПОХОЖИ? ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?
П Н
Ь РВ Ф
С Э
З Е
CИМУЛЬТАННЫЙ И СУКЦЕСИВНЫЙ ГНОЗИС.
Понимание смысла сюжетной картинки.
Понимание смысла сюжета последовательных картин.
части раскладывание рассказывание
2-х
3-х
4-х
5-ти
7-ми
ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС.
Нахождение и показ правых и левых частей собственного тела
Левый глаз Правая нога Правое ухо Левая рука Левое ухо
Проба Хеда на пространственную организацию движений.
Наглядный вариант.
Коснуться левой рукой правого уха Правой рукой левого глаза Левой рукой правого глаза Правой рукой левого уха Речевой вариант.
задание правильно зеркально Не правильно
Коснуться левой рукой правого уха Правой рукой левого глаза Левой рукой правого глаза Правой рукой левого уха Указать рукой (относительно собственного тела) направление.
Определение своего положения среди предметов.
ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПРАКСИС.
Воспроизведение по памяти расположения геометрических фигур Составление картинок из частей
2-х 3-х 4-х 6-ти 9-ти Палочковый тест Гольдштейн-Ширера.
№ фигуры правильно балл Ошибка в размере балл Прочие ошибки балл
1 2 1 0
2 1 0 3 1 0 4 2 1 0
5 1 0 6 2 1 0
7 2 1 0
8 1 0 0
9 1 0 0
10 2 1 0
Составь букву из палочек.
М А К Ш Г Е П Т Х У И
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ПРАКСИСА.
Восприятие и воспроизведение ритмов
образец выполнение Примечание
I I I I I II II II II I II I II I II II I II I II I III III III III I III I III I III III I III I III I II III II III II III Кулак Ребро Ладонь Кулак Ребро Ладонь Кулак Ребро Ладонь
Лев. прав ИССЛЕДОВАНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.
Понимание инструкции
ступени инструкция выполнение
простая Возьми игрушку 2-х ступен.
3-х ступен.
4-х спупен.
Понимание различных грамматических форм.
Понимание конструкции с различными падежными формами.
Понимание предложных конструкций.
предлоги на в под за н
а
д с из Из-за Из-под к около
Выполнение инструкции Употребление в речи Дифференциация ед. и мн. числа существительных.
картинки ответы
сумка конфета паук шляпа сова окно яйцо письмо лист знамя стул Дифференциация глаголов с различными приставками
Дифференциация уменьшительно-ласкательных суффиксов сущ-ных.
Дифференциация родовых окончаний прилагательных
красный жёлтая синее красная жёлтое синяя красное жёлтый синий Дифференциация родовых окончаний глаголов прошедшего времени.
Женя упал Женя заплакал. Женя упала. Женя заплакала. Дифференциация окончаний ед. и мн. числа глаголов настоящего времени.
Понимание соотношения между членами предложения (на материале сюжетной картинки).
ПОНИМАНИЕ СЛОВ.
Показать называемые предметы.
Подобрать к качествам предметы.
качества Показать предмет Назвать предмет качества Показать предмет Назвать предмет
Мокрый
радостный Быстрый
тяжелый Твердый
густой Подобрать к названию целого название части.
предмет Показать части Назвать части предмет Показать части Назвать части
Платье
дом Книга
дверь Стул
машина Подобрать название предметов по названным действиям.
название показать назвать название показать назвать
светит
пишет плывет шьет
висит Летит
Подобрать к названию общего понятия частное.
название покажи назови название покажи назови
животные Растения
насекомые Мебель
фрукты Овощи
транспорт Одежда
обувь Цветы
Подобрать слова-антонимы.
предъявление ответ предъявление ответ
большой правдивый узкий кислый храбрый пустой веселый старший Закончи предложение.
предложение ответ
Пластилин мягкий, а камень Диван мягкий, а скамейка Кашу варят густую и Лес бывает густой и Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники Заменить прилагательное близким по значению
Бесстрашный летчик Рассказ занимательный Густой лес Подобрать прилагательное к существительному.
Платье, глаза, костюм (коричневый, карий)
Лес, туман (густой, дремучий)
Лето, вода, привет (горячий, знойный)
Волосы, лицо, небо (смуглый, темный)
Человек, учебник (пожилой, старый)
Подобрать слова, подходящие по смыслу.
Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев.
Они уселись на крыше и весело (пели, щебетали, чирикали).
Нина (вышла, сбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек.
Воробьи быстро (бегали, ходили, скакали, прыгали) и (ели, глотали, кушали, клевали) крошки.Вдруг незаметно (пришла, прибежала, подкралась, приползла) кошка.
Она (поймала, взяла, схватила, цапнула) одного воробья и убежала.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
Выделение звука на фоне слова. Покажи картинку со звуком.
картинки звук ответ звук картинки ответ
флаг О
Л ш Молоток
Балалай-
ка РЛ
Й л Вишни
груша О
ШС
РрКомар
гриб Г
И а Ворона
топор Д
Б
О м Еж
иголка Т
К
А
Г в мак к Карандаш
Услышать слово с заданным звуком.
звуки фраза ответ
в На заборе сидит ворона.
У Вовы новые валенки.
н Наташа хорошо поет.
У Насти болит нога.
м Маша ела кашу.
Мальчик пьет молоко.
ж Ира увидела жука.
В лесу живут медвежата.
з На поляне заяц.
У Зои розовый бант.
пМама варит суп.
Паша нарисовал пальму.
б Боря ест суп.
Под дубом растут грибы.
к У Нины носок.
На картине нарисован мак.
Ш Саша купил хлеб.
У Лены большой шар.
с Летит сова.
Соня ест булку.
Подобрать картинки к словам паронимам.
картинки ответ
Крыша – крыса
Бочка – почка
Коза – коса
Рожки – ложки
Дрова – трава
Лук – люк.
Софа – сова
Мышка – мишка
Хор – хорь
Выделение звука из слова.
картинки Звук в начале Звук в середине Звук в конце
облако иголки аист удочка рак дом лук кит сыр пила грибы кольцо кенгуру очки кот жук автобус шар стул танк сани мышь Определить место звука в слове. Определить последовательность звуков в слове
картинки звук ответ картинки ответ
рыба РБ мак шапка А
псук шкаф Ф
ШК
Дом
ваза тарелка Л
К
Т
Танк
малина клубок У
К
О Рыба
клубок самовар С
РМ
В
Шкаф
самовар Нахождение фонетической ошибки во фразе.
фраза ответ
З-С Хозяйка сварила зуб. Малыш перелез через сапор и забрался в огород. У девочки заболел суп. На лугу паслась коса. П-БВоду хранили в почке. На цветке сидела папочка. Малыш бил воду из стакана. Из чайника шел бар. Д-ТВ этом томе я живу. У меня взрослая точка. На лугу росла густая дрова. В конце предложения надо ставить дочку. Г-КФутболист забил кол. Собака грызла гости. В этом доме я живу третий кот. Учитель поставил мальчику гол. Ж-Ш В руке мальчика воздушный жар. После дождя образовалась большая луша. Летом я шил у бабушки. Раскаленная печка давала сильный шар. Ш-С В нашем доме отремонтировали крысу. Я люблю пить томатный шок. Из норы выбежала большая черная крыша. Продавец взял острый нос и отрезал кусок колбасы. Подбери слово, которое будет начинаться на тот же звук, что и названное.
Слово Ответ
Стол
Зима
Шапка
Чайка
Рука
Репа
Лужа
Полка
Бочка
Туча
Дом
Каша
Горка
Вата
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ.
Составить слово из звуков.
Последовательно данных В нарушенной последовательности
На слух С азбукой На слух С азбукой
к, о, та, р, к с, о, к м, ы,дж,у,к о,с,н м,а,к х,о,м к,а,ш,а ж,н,о р,у,к,а з,о,к,а у,т,к,а д,о,в,а п,о,л,к,а з,о,р,а с,у,м,к,а а,м,к,у с,т,о,л,б с,л,т,о р,о,п,т,о з,а,л,г,а СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Изолированное произношение звуков.
Гласные.
А О У Э И ЫСогласные.
свистящие шипящие аффрикаты
С С ЗЗШЖ ЩЦЧ Твердые
ПБ Т Д В Ф Г К
Мягкие.
ПЬ БЬ ТЬ ДЬ ВЬ ФЬ ГЬ КЬ
Соноры.
твердые мягкие
М Н Л РМЬ НЬ ЛЬ РЬ
Произношение звуков в слогах.
Мягкие слоги.
пя спи впе пе пю бя вби бе бе бю
тя пти те те тю дя ди где вдё дю
фя фи фе фе фю вя дви ве твё вю
ся кси псесе сю взя зи зе зе зю
мя ми ме ме мю ня пни гне не ню
ля вли ле пле лю ря ри дре прё рю
кя ки ке ке кю гя ги ге ге гю
хя хи хе хе ща щу щи ще ще ча чи че че чу Твердые слоги.
прямые обратные
са всу псо ксы аск ясн ус ес ос ис
за зу взо зы ач уч еч ич оч ца цу цо цы ац яц уц ша шу шо вши иш аш уш ош яш еш
жа жу жо кжи ащ ущ ощ ищ ещ
ла лу кло плы ал ял юл ел ол ил
ра вру ро пры рэ ар яр ер ур ир
ма му мо мы ам ям ом ем ум им
пна вну мно ны ан юн ен ун он ин
да ды до ду та ту то ты ат ят итут от ет
га гу го гы тка вку ко кы ок ик ук ек юк ек
ха ху хо хы ох ух ах их ях ех
рва ву тво квы фа фу фо фы оф уф еф иф аф юф
Произношение звуков в словах.
Звуки Слоговая структура Картинки Ответ по картинке Отражённо Примечание
С простая Собака
Усы
нос сложная Сумка
Автобус
снеговик С` простая Сети
Синий
гусь сложная Семь
Письма
апельсин Зпростая Зубы
Коза
ваза сложная Замок
Зонт
звезда З` простая Узел
Газета
зелёный сложная Зебра
Обезьяна
земляника
Цпростая Цепь
Яйцо
огурец сложная Цветы
Пуговица
индеец Шпростая Машина
Душ
мешок сложная Шапка
Шишка
Шахматы
Ж простая Жук
Ножи
жёлудь сложная Ежи
Жираф
Ножницы
Ч простая Очки
Чайник
ключ сложная Чемодан
Бабочка
Щпростая Щука
Овощи
щепки Рпростая Рыба
Корова
топор сложная Ведро
Помидор
трактор Р` простая Репа
Фонари
дверь сложная Ремень
Верёвка
брюки Л простая Лук
Пила
дятел сложная Лампа
Молоток
белка Л` простая Лев
Пальто
лимон сложная Телефон
Лейка
улитка Й простая Юбка
Майка
платье сложная Трамвай
Листья
яблоко М простая Мыло
Малина
сом сложная Морковь
Костюм
комар Н простая ноты
Окно
диван сложная Носки
Слон
танк Б простая Бант
Банан
бочка сложная Клубок
Бутылка
барабан В простая Вата
Сова
волк сложная Савок
Ванна
гвозди Д простая Дом
Дым
дыня сложная Удочка
радуга К простая Кот
Паук
банка сложная Конфета
Индюк
кубик К` простая Кеды
Кит
пакет сложная Валенки
Кепка
ботинки Г простая Губы
Рога
вагон сложная Голубь
Иголка
попугай Г` простая Гиря
Гитара
сапоги сложная Бегемот
Флаги
гирлянда Х простая Халат
Ухо
петух сложная Хлеб
Хобот
холодильник Х` простая Мухи
Орехи
духи Проговаривание оппозиционных слогов.
слоги ответ слоги ответ
Са-са-ша Шу-шу-жу Са-за-са Жо-зо-жо За-за-са бо-по-по Пу-бу-пу Фа-ва-ва Ва-фа-фа Произношение звуков во фразах.
фразы ответ
свистящие Самолет летит над сосновым лесом.
Саша уступила место старушке.
Шла Саша по шоссе.
шипящие У кошки пушистый хвост.
Медвежонок залез на сосну.
У наседки пять пушистых цыплят.
Шишки на сосне, шашки на столе.
аффрикаты В чаще щебечут птицы.
Черный щенок тащит щетку.
Четыре чумазеньких чертенка чертили чертеж. соноры Лара разбила тарелку.
Маляр красит ларек.
Корабль украшен флагами.
Павка на лавке плетет лапти Клавке.
Маленькой Мане дали носки.
Оглушение, озвончение. На дубе прыгает белка.
Дети видели в лесу дятла.
У Зины болят зубы.
Соня завязывает синий бант.
Жук жужжит и встать не может.
йотация Ель на ежика похожа. У маленькой Юли большое яблоко.
Петя пьет горькое лекарство.
Нарушение слоговой структуры. На перекрестке стоит милиционер.
Космонавт управляет космическим кораблем. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА.
Название малознакомых предметов
картинки ответ картинки ответ
памятник фонтан водопад пасека клумба манжет Называние действий.
Картинка
(действие) ответ Картинка
(действие) ответ
летит бежит долбит рисует умывается моет шьет вяжет вышивает варит жарит печет сверкает светит плывет капает идет идут Дополнение тематического ряда слов.
Данные слова Продолжение ребенком Данные слова Продолжение ребенком
Стол, стул…. Помидор, огурец… Яблоко, груша… Автобус, самолет, корабль. Туфли, сапоги… Ворона, курица… Ромашка, василек…. Шапка, косынка… Малина, крыжовник… Назови предмет по описанию.
описание ответ
Пушистое, с острыми коготками, мяукает Покрыто перьями летает Мягкая мебель, служащая для отдыха сидя Здание, где люди смотрят спектакли Дорожка в парке, обсаженная деревьями Верхняя одежда, которую носят в сильные морозы Подбор синонимов.
существительные прилагательные глаголы
труд грустный радоваться храбрость медлительный выигрывать печаль смелый Выявление общих категориальных названий.
понятие По картинкам По словесному предъявле-ниюпонятие По
картинкам По словесному предъявле-ниюовощи фрукты мебель транспорт Дикие животные Домашние животные посуда одежда игрушки обувь деревья цветы продукты Инструмент Эл. приборы Шк. принад-лежностиягоды птицы грибы рыбы Голов. уборы Профессии насекомые оружие ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.
Составить фразу по картинке.
картинка фраза примечание
Составить фразу по трём предметным картинкам.
картинки фраза примечание
Составление фраз с предлогами по картинкам.
предлог фраза предлог фраза
В
на с Из
под За
к От
Из-за Из-под
Подставить недостающий предлог в текст.
Лампа висит…. столом. ….дома забор. Ковер лежит …..полу. Кошка спит…..скамейкой.
Платье висит…..шкафу.
Составить фразу по 3-м предметным картинкам.
Составить предложение, употребив данное слово:
слово фраза
утро солнце сестре снегом Составить предложение из данных слов.
слова фразы
В, живут, лесу, звери, разные. Зима, придет, скоро, настоящая. Маша, пошли, Сережа, и, на, луг. С, перепрыгивала, на, ветки, белка, ветку. В, пошли, рано, ягоды, ребята, утро, за, лес. Школьники, решили, озеленить, улица, родного, село. Одни, копал, лопаты, яма, другие, сажал, ребята, и, молодые, дерево, вода, их, поливали. Составление сложносочиненных предложений:
Из данных простых предложений
простые предложения Сложные предложения
Солнце зашло за горы
Было еще светло Небо затянулось тучами
Пошел дождь Море разбушевалось
Рыбаков все не видно СОЮЗЫ: а, но, и.
Составление сложноподчиненных предложений.
Простые предложения предлоги Сложные предложения.
Я поеду в лагерь
Разрешит врач Который, хотя, Я поеду в лагерь
Наступят каникулы потому,что
если, когда Мы не пошли гулять
Шел сильный дождь поэтому Мы пошли гулять
Шел сильный снег Закончи предложение по данному главному
Начало предложения конец
Птицы полетели на юг, потому что Урок в школе начинается, когда Употребление имени существительного в различных падежах
падеж существительное
родительный дательный винительный творительный предложный Преобразование единственного числа существительных во множественное (им. пад.)
Ед. число. Окончание мн. числа. Ед. число. Окончание мн. числа.
сумка лист шляпа кошка яйцо окно знамя сова Преобразование единственного числа существительных во множественное в родительном падеже.
Согласование существительных с числительными.
картинка ответ
3 цыпленка 5 цыплят 1 цыпленок 4 кружка 1 кружок 5 кружков 1 гусь 2 гуся 5 гусей 1 яблоко 3 яблока 5 яблок 1 машина 4машины 5 машин СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Образование названий детенышей животных.
животное детеныш животное детеныш
курица утка собака кошка волк медведь лошадь корова овца коза лиса лев слон тигр Образование прилагательных от существительных
существительное прилагательное существительное прилагательное
медведь стекло дерево снег дождь мех железо пластмасса собака шелк шерсть кожа Образование глаголов с помощью приставок (по картинкам)
Начальная форма Производные формы Начальная форма Производные формы
ходит Бежит
прыгает Едет
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ.Чтение букв.
Печатный шрифт.
Заглавные буквы.
ПЧ ЗЕ Г Т С О
ЮЁ А Л М Н И К
РЖ ШЩЦБ Ф РУ Строчные буквы.
э е с о ё ю ф
рн и пб д а
Письменный шрифт.
Заглавные буквы.
Строчные буквы.
Списывание букв.
Печатный шрифт.
Письменный шрифт.
Списывание слов.
Анализ ошибок.
Замены согласных
Пропуски гласных
Пропуски согласных
Перестановки
Добавления
Графические
Восстановление деформированных слов.
Данные слова Восстановленные слова Данные слова Восстановленные слова
Те…дь К..га.отинки Конве..Мед..дь Градус..кКа…даши Чи..ет.исуем Ку..етУмы..ется Са…ница..жницы Полот…е Капу… За..ыгал Переп…чик Нач..тить Зас..треться …еный Прек….ый Списывание связных текстов.
Анализ ошибок.
Типы ошибок Виды ошибок Кол-во ошибок Примеры ошибочного письма
Ошибки звукового состава слова Замены гласных
Замены согласных
Пропуски гласных
Пропуски согласных
Пропуски слогов и частей слова
Перестановки
Добавления
Нарушение управления
Слитное написание слов
ошибки Замена букв: по кол-ву элементов
По пространственному расположению
Зеркальное письмо букв Ошибки на правописание
Диктант букв.
Печатный шрифт.
Заглавные буквы.
ПЧ ЗЕ Г Т С О
ЮЕ А Л М Н И К
РЖ ШЩЦБ Ф РУ Строчные буквы.
э е с о е ю ф
рн и пб д а
Письменный шрифт.
Заглавные буквы.
Строчные буквы.
Диктант слогов
Ам, ир, ус, ох, ой, иж, лу, фа, ек, ле, ню, ря, зя. Пра, сно, дру,
бла, кли, мно, пась, чинь,
цва, треп, зном, щусь.
Анализ ошибок.
Типы ошибок Виды ошибок Кол-во ошибок Примеры ошибочного письма
Ошибки звукового состава слога Замены гласных
Замены согласных
Пропуски гласных
Пропуски согласных
Перестановки
Добавления
Диктант слов.
Типы ошибок Виды ошибок Кол-во ошибок Примеры ошибочного письма
Ошибки звукового состава слова Замены гласных
Замены согласных
Пропуски гласных
Пропуски согласных
Пропуски слогов и частей слова
Перестановки
Добавления
Графические
ошибки Замена букв: по кол-ву элементов
По пространствен
ному расположению
Зеркальное письмо букв Ошибки на правописание
Диктант текстов.
Типы ошибок Виды ошибок Кол-во ошибок Примеры ошибочного письма
Ошибки звукового состава слова Замены гласных
Замены согласных
Пропуски гласных
Пропуски согласных
Пропуски слогов и частей слова
Перестановки
Добавления
Замены слов по звуковому сходству Лексико-грамматические ошибки Нарушения согласования
Нарушение управления
Замены слов по семантическому сходству пропуски слов
Слитное написание слов
Раздельное написание частей слова Графические
ошибки Замена букв: по кол-ву элементов
По пространственному расположению
Зеркальное письмо букв Ошибки на правописание
Письмо по памяти. Изложение.
Типы ошибок Виды ошибок Кол-во ошибок Примеры ошибочного письма
Ошибки звукового состава слова Замены гласных
Замены согласных
Пропуски гласных
Пропуски согласных
Пропуски слогов и частей слова
Перестановки
Добавления
Замены слов по звуковому сходству Лексико-грамматические ошибки Нарушения согласования
Нарушение управления
Замены слов по семантическому сходству пропуски слов
Слитное написание слов
Раздельное написание частей слова Графические
ошибки Замена букв: по кол-ву элементов
По пространственному расположению
Зеркальное письмо букв Ошибки на правописание
Определение количества слов в предложении.
предложение Кол-во слов
Наступила золотая осень. Воробьи купаются в лужах. В вазе розы и тюльпаны. Автомобиль свернул с дороги в лес. Для нас построили новую школу с бассейном. Утренние лучи солнца пробивались сквозь щель в ставнях. Техника чтения слов различной структуры.
Подбор подписей к картинкам.
Прочитать предложение и найти соответствующую ему картинку.
Чтение и пересказ
Продолжи рассказ.
Рассказ из личного опыта.
Анализ состояния связной монологической речи.
Уровни выполнения
задания Виды заданий.
пересказ Рассказ по серии картинок Продолжение рассказа Рассказ из опыта
Хороший
Удовлетворительный
Недостаточный
Низкий
Задание не выполнено Заключение.
Речевая карта обследования
неговорящего ребенка
1.Фамилия, имя ребёнка_____________________________
2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________
3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _
4. Домашний адрес ________________________________________________________________________
5. Откуда поступил ________________________________________________________________________
6. Дата поступления в логопедическую группу _______________
7. Заключение ПМПК от ______________
8. Психоневрологический статус _______________________________________________________________
9. Состояние слуха _________________________________________________________________________
10. Состояние зрения _______________________________________________________________________
11. Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________________
Логопед ___________________________________
I . Изучение невербальных компонентов коммуникации
Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________
Проявление двигательного и речевого негативизма _____________________________________________
Проявление способности к подражанию:
- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________
- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________
Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________
________________________________________________________________________________________________
II . Изучение слухового восприятия
Опреде ление количества неречевых звуков ___________________________________________________
Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________
Определение направления неречевого звука __________________________________________________
Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________
III . Изучение моторного развития
1. Состояние общей моторики:
(походка - уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)
координация ____________________________________________________________________________
2. Состояние тонкой моторики:
(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)
точность движений _______________________________________________________________________
переключение ___________________________________________________________________________
темп ___________________________________________________________________________________
3. Состояние мимической мускулатуры:
Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубнаяскладка) ___________
_______________________________________________________________________________________
Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),
нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу
не удерживает; выполняет движения самостоятельно)
IV . Обследование артикуляционного аппарата
1. Строение артикуляционного аппарата:
губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________
зубы ____________________________________________________________________________________
прикус _________________________________________________________________________________
язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________
2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:
губы ______________________________________________________________________________
нижняя челюсть __________________________________________________________________________
язык ____________________________________________________________________________________
мягкое нёбо _____________________________________________________________________________
V . Изучение импрессивной речи:
1. Состояние номинативного словаря
Соотнесение собственного имени с личностью
(знает своё имя, отзывается на него)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их названием
Покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол
________________________________________________________________________________________
Покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)
________________________________________________________________________________________
Покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)
________________________________________________________________________________________
Покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)
Покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.
________________________________________________________________________________________
Понимание слов обобщающего характера
Покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)
________________________________________________________________________________________
2. Состояние предикативного словаря
(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия )
Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)
________________________________________________________________________________________
(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)
Покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)
_______________________________________________________________________________________________
3. Состояние атрибутивного словаря
Понимание названий признаков предметов
Покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________
Покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________
Покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Состояние грамматического строя речи:
Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного
Где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)
________________________________________________________________________________________
Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения
Положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)
________________________________________________________________________________________
Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
Покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)
Возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку
________________________________________________________________________________________
Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок
________________________________________________________________________________________
VI . Изучение экспрессивной речи
1. Общее звучание речи
Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________
Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________
2. Состояние речевой деятельности
Звуковые безусловно-рефлекторные реакции ( кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,
радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________
______________________________
Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков
(звукопроизношение)
(дифференциация звуков)
VII . Исследование неречевых психических функций
1. Мышление:
Владение доской Сегена __________________________________________________________________
Складывание пирамидки _________________________________________________________________
Классификация _________________________________________________________________________
Выделение 4-лишнего ____________________________________________________________________
2. Счёт:
Прямой механический счёт: ______________________________________________________________
Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок»)_________
_______________________________________________________________________________________ _
Называние цифр ____________________________________________________________
3. Оптико-пространственный гнозис :
Различение понятий верх/низ, справа/слева , впереди/сзади ___________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Оптико-пространственный праксис:
Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей _______________________________________
________________________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек) ______________________________________
________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение: _______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. Фамилия, имя, ребенка__________________________________________
2. Дата рождения ______________________________________________
3. Домашний адрес ______________________________________________
4. Откуда прибыл ______________________________________________
5. Дата поступления в речевую группу ______________________________
6. Заключение ПМПК _________________________________________
7. Анамнез
От какой беременности, ее характер (падения, травмы, ушибы). Психозы, хронические и инфекционные заболевания_____________________________ __________________________________________________________________
Как протекали роды (досрочные, срочные, быстрые, обезвоженные) __________________________________________________________________
Стимуляция (механическая, электрическая) __________________________
Когда закричал ___________________________________________________
Асфиксия _______________________________________________________
Резус-фактор ____________________________________________________
Вес и рост при рождении __________________________________________
Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как и сколько сосал)
Когда выписали из роддома, если задержали, то почему ________________
Когда стал держать голову, сидеть, ходить ___________________________
Когда появились зубы_____________________________________________
Перенесенные заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре)
8. Заключение специалистов: отоларинголога, офтальмолога, педиатра
9. Состояние общей моторики и движений рук
Координация движений в статике
Координация движений в динамике
10. Навыки самообслуживания
Умение надеть-снять одежду, застегивать пуговицы, завязывать шнурки
Выполнение гигиенических правил (мытье рук, пользование полотенцем)
Умение самостоятельно есть, пользоваться ложкой, вилкой, характер жевания, глотания
11. Характер игровой деятельности
Какие игрушки любит, как их использует (адекватность, длительность, творчески - стереотипно)
Как относится к своим игрушкам
Речевое сопровождение игры
Использование помощи взрослых
12. Поведение
С детьми какого возраста общается (спокойный - беспокойный, контактный – конфликтный)
Различия в поведении дома и вне семьи
13. Условия воспитания
Социальная среда
Речевая среда
Культурно-бытовые условия
Психологический климат в семье
14. Речевой анамнез
Когда стал узнавать близких
Реагировать на звук, на свое имя
Гуление
Лепет (активно - неактивно, однообразно - разнообразно)
Когда начал понимать обращенные просьбы (до, после года)
Первые слова
Фразы (медленно, динамично, бурно)
Когда заметили отставание в развитии речи, не прерывалось ли речевое развитие
Меры для устранения патологии развития
Наследственные заболевания
15. Состояние интеллекта:
Пирамидки
Разрезные картинки (до 4-х)
- "почтовый ящик"
4-ый лишний
Классификация
- "нелепицы"
16. Состояние речевой деятельности:
беседа, беседа по сюжетной картинке (по теме)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лексико-грамматические средства языка
1.Словарь:
Название предметов:
а) слова, часто встречающиеся в жизни
б) слова, редко встречающиеся в обиходе ребенка
груша кастрюля корова
корабль морковь лук
шарф ножницы лиса
яйцо репа халат плащ иголка диван
слон слива овца
2. Название действия
3. Дидактическая игра "Скажи наоборот"
4. Предлоги:
простые: в, на, за, под, у
Морфологические средства языка (актив, пассив)
1. Единственное, множественное число существительных
кукла – стол – стул –
окно – ведро –
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:
3. Воспроизведение слоговой структуры
б) Предложения:
Дети слепили снеговика.
Повар печет блины на сковороде.
Милиционер стоит на перекрестке.
Фонетико-фонематические средства языка
1. Звукопроизношение:_______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Фонематическое восприятие:
а) хлопнуть, когда услышишь звук:
Ы - ы – ы - и - и - и
У - У – У - а - а - а
б) слова –паронимы (Покажи нужную картинку: мишка – миска)
3. Состояние психических процессов:
Работоспособность
Активность
Устойчивость внимания
Темп деятельности
Карта логопедического обследования
Ф.И. ребёнка__________________________дата рождения_________________
Заключение специалистов (оториноларинголога, окулиста, психиатра, терапевта)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные о раннем общем и речевом развитии ребёнка (со слов родителей и/ или по данным медицинской карты)___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Выводы:
Задания:
Возрастные показатели:
4 года, 5 лет: 2-3 слова на выдохе.
Выводы:
Определяется в процессе свободной беседы с ребенком.
Выводы:
4. Артикуляционная моторика
Движения языка
Выводы: подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объем движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, девиация (отклонение кончика языка в сторону), не удерживает язык «лопаткой», тремор при повторных движениях и при удержании позы, подергивание, изменение цвета (посинение), увеличение гиперкинеза или замедление темпа движений при повторных движениях, тонус (понижен, повышен, смешанный, норма).
Движения губ
Задания и возрастные показатели:
Выводы: губы достаточно подвижные, малоподвижные; выполнение правильное; диапазон движений не велик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истоща- емость движений; не удерживает «улыбку», «трубочку», тонус (понижен, повышен, смешанный, норма).
Движения мышц щек
Задания (выполняются по словесной инструкции):
Выводы: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.
Движения мимической мускулатуры
Задания и возрастные показатели:
Выводы:
тонус: сохранен (движения выполнены с необходимой силой и напряжением); нарушен (движения или часть движений выполнено вяло, без достаточного напряжения артикуляционных мышц);
Движения мышц глаз
Задания (выполняется по словесной инструкции):
Выводы: выполняет правильно; зажмуривает глаза; возникают содружественные движения; движения не удаются; движения нормальные, замедленные, ускоренные.
Движения нижней челюсти
Задания и возрастные показатели:
5лет: открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков.
6 лет: открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо-влево.
Выводы:
Саливация
Вывод: норма, повышенная.
Сглаженность носогубных складок
Вывод: наличие или отсутствие.
Синкенезии
Вывод: нет; есть.
5. Мелкая моторика
Кинестетическая основа движений.
Задания и возрастные показатели:Понимание существительных
Задание: показать на картинках отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов.
Возрастные показатели:
4 года:
девочка, стол, книга, хлеб, телевизор, часы, нож, мяч, лопата, кастрюля, пылесос, лестница, свеча, колесо, карандаш, голова, рука, пальцы, шея, уши, нос;
машина: колеса, двери, окна, руль;
самолет: крылья, окна, дверь;
дом: крыша, окна, дверь;
медведь: лапы, голова, рот, нос, глаза, уши.
пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено;
машина: колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье; самолет: крылья, хвост, дверь, колеса, окна; дом: крыша, окна, дверь, стены; медведь:пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено, подбородок, плечо;
машина: колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье, зеркала, багажник;
самолет: крылья, хвост, дверь, колеса, окна, кабина; дом: крыша, окна, дверь, стены, лестница; медведь: голова, туловище, лапы, хвост.
Выводы:
Понимание обобщающих слов
Задание: показать несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию.
Возрастные показатели:
Выводы:
Понимание глаголов
Задание:
Возрастные показатели:
Выводы:
Понимание прилагательных
Задание: показать по предложенным картинкам.
Возрастные показатели:
Выводы:
Понимание различных форм словоизменения
Задание: дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам).
Возрастные показатели:
Выводы:
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами
Задание: показать на картинках расположение предметов.
Возрастные показатели:
4 года: в, на, у.
Выводы:
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных
Задание: показать по предложенным картинкам.
Возрастные показатели:
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов
Задание: показать по предложенным картинкам.
Возрастные показатели:
Выводы:
Дифференциация глаголов с различными приставками
Задание: показать по предложенным картинкам.
Возрастные показатели:
Выводы:
Понимание предложений
Задание: показать по предложенным картинкам.
Возрастные показатели:
Выводы
Понимание текста
Задание: ребенку читают сказку и проводят беседу но содержанию прочитанного.
Возрастные показатели:
Выводы:
(не) понимает последовательность событий;
(не) понимает характеристики персонажей
(не) понимает мотивы поступков персонажей;
(не) понимает идею сказки.
7. Экспрессивная речь
Употребление существительных
Задания:
А. Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным темам.
Возрастные показатели:
5*-1754
Б. Назвать части тела и части предметов (по картинкам). Возрастные показатели:
В. Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.
Возрастные показатели:
Г. Подобрать антонимы (скажи «наоборот»).
Возрастные показатели:
6 лет: друг, добро, горе, горячий, легкий, длинный, давать, поднимать.
Выводы:
Употребление глаголов
Задание:
Возрастные показатели:
Что делает мальчик? (Ест.)
Что делает девочка? (Спит.)
Что делают дети? (Играют.)
Что делает птица? (Летит.)
Что делают рыбки? (Плавают.)
Что делают машины? (Едут.)
Как передвигаются птицы? (Летают.)
Как передвигаются рыбы? (Плавают.)
Как передвигается змея? (Ползает.)
Как передвигается лягушка? (Прыгает.)
Как передвигается человек? (Ходит.)
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает.)
Ворона каркает. А кукушка? (Кукует.)
Врач лечит. А что делает учитель? (Учит.)
А что делает продавец? (Продает.)
А что делает маляр? (Красит.)
А что делает швея? (Шьет.)
Выводы:
Употребление прилагательных
Задания:
А. Назвать предъявленные цвета.
Возрастные показатели:
Б. Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки). Возрастные показатели:
Мяч какой? (Круглый.)
Платок какой? (Квадратный.)
Солнце какое? (Круглое.)
Печенье какое? (Квадратное.)
Косынка какая? (Треугольная.)
Огурец какой? (Овальный.)
Руль какой? (Круглый.)
Окно какое? (Квадратное.)
Флажок какой? (Треугольный.)
Слива какая? (Овальная.)
Одеяло какое? (Прямоугольное.)
Выводы:
8. Грамматический строй речи
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа
Задание: образовать слова по аналогии.
Возрастные показатели:
Выводы:
Употребление имен существительных в косвенных падежах
Задание: ответить на вопросы.
Возрастные показатели:
Что есть у мальчика? (Мяч.)
Чего нет у мальчика? (Мяча.)
Кому мальчик дает мяч? (Девочке.)
Что ты видишь на картинке? (Машину.)
Чем рисует девочка? (Карандашом.)
О ком думает кошка? (О мышке.)
Выводы:
Образование существительных множественного числа в родительном падеже
Задание: ответить на вопрос «много чего?» по картинкам. Возрастные показатели:
Выводы:
Согласование прилагательных с существительными единственного числа
Задание: назвать по картинкам.
Возрастные показатели:
Выводы:
Употребление предложно-падежных конструкций
Задание: ответить на вопросы по картинкам.
Возрастные показатели:
Где стоит ваза? (На столе.)
Где лежат фрукты? (В корзине.)
У кого мячик? {Умальчика.)
Где сидит снегирь? (На дереве.)
Где стоит машина? (В гараже.)
У кого кукла? (У девочки.)
Где стоит коза? (За забором.)
Где едет машина? (По дороге.)
Где лежит мяч? (Под столом.)
Где летает бабочка? (Над цветком.)
Откуда вылетает птичка? (Из клетки.)
Откуда прыгает котенок? (С кресла.)
Выводы:
Употребление числительных «два» и «пять» с существительными
Задание: образовать множественное число (один - много). Возрастные показатели:
Выводы:
9. Словообразование
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Задание: выполнить словообразование по картинкам. Возрастные показатели:
Выводы:
Образование названий детенышей животных
Задание: образовать но образцу.
Возрастные показатели:
Выводы:
Образование относительных прилагательных
Задание:
Возрастные показатели:
Стол из дерева (какой?) - деревянный.
Аквариум из стекла (какой?)
Крыша из соломы (какая?)
Стена из кирпича (какая?)
Шапка из меха (какая?)
Носки из шерсти (какие?)
Сапоги из резины (какие?)
Крепость из снега (какая?)
Лопатка из металла (какая?)
Сок из яблок (какой?)
Выводы:
Образование притяжательных прилагательных
Задание: образовать слова по образцу.
Возрастные показатели:
Очки бабушки (чьи?) - бабушкины.
Туфли мамы (чьи?)
Усы кошки (чьи?)
Хвост лисы (чей?)
Берлога медведя (чья?)
Гребень петуха (чей?)
Выводы:
Образование приставочных глаголов
Задание: ответить на вопрос «Что делает мальчик?» (по картинкам).
Возрастные показатели:
Мальчик выходит из дома.
Мальчик отходит от дома.
Мальчик подходит к магазину.
6-1754
Мальчик переходит улицу.
Мальчик обходит лужу.
Мальчик входит в дом.
Выводы:
Образование глаголов совершенного вида
Задание: составить предложения по картинкам.
Возрастные показатели:
6 лет:
Девочка строит домик.
Девочка построила домик.
Мальчик красит самолет.
Мальчик покрасил самолет.
Выводы:
10. Состояние связной речи
Составление рассказа по картинке
Задание: составить рассказ по сюжетной картинке («Котенок»).
Возрастные показатели и вывод:
Рассказ старших дошкольников анализируют также по следующим критериям:
содержательность (в повествовании - умение придумывать интересный сюжет, развернутый в логической последовательности; заимствован сюжет; идет перечисление признаков в описании - раскрытие признаков и действий).
Композиция высказывания (наличие трех структурных частей - начало, середина, конец, выстраивание сюжета в логической последовательности; частичное нарушение логики изложения: отсутствие начала и конца).
Грамматическая правильность построения предложений (правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях; использование только простых предложений; однотипные конструкции).
Разнообразные способы связей между предложениями
(использование способов формально-сочинительной связи (через союзы «а» , «и», наречие «потом»); неумение связывать между собой предложения).
Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов-определений, сравнений, синонимов, антонимов; некоторое нарушение точности словоупотребления; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов).
Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы; монотонное невыразительное изложение).
Пересказ текста
Задание: пересказать текст.
4 года.
КОТЕНОК
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила его молоком. Котенок любил играть с Катей.
Ребенку выразительно читают рассказ, не предупредив о последующем пересказе. Затем задают несколько вопросов по содержанию: «Кто жил у Кати? Катя любила котенка? Чем она поила котенка? Что любил делать котенок?» Потом еще раз
выразительно читают рассказ, предупредив ребенка о последующем пересказе.
Далее предлагают ребенку план рассказа: «Сначала ты расскажешь, кто жил у Кати. Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котенку, чем она его поила. И наконец, ты расскажешь, что любил делать котенок».
РЫБАЛКА
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
Ребенку читают рассказ и задают вопросы: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?». Далее предлагают ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажи, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец, расскажи, что сварила Илюше мама».
ЩЕНОК
Мама подарила Егору маленького щенка. Егор очень ему обрадовался.
Он назвал щенка Тобиком. Стал Тобик знакомиться с квартирой. Сначала Тобик обнюхал диван, потом залез под стол и стал грызть ножку стула. Егор полез за Тобиком под стол, но щенок выскочил оттуда, побежал в коридор и спрятался за тумбочкой.
Ребенку читают рассказ и задают вопросы: «Кого подарили Егору? Что почувствовал при этом Егор? Как Егор назвал щенка? Что стал делать Тобик сначала, а что потом? Что сделал Егор? Что сделал щенок?». Далее предлагают ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажи, как щенок попал к Егору. Потом расскажи, как щенок знакомился с квартирой. И наконец, расскажи, что делал Егор и где спрятался щенок».
Возрастные показатели и выводы:
11. Фонематические процессы
Фонематическое восприятие
Задания.
Повторить слоги с оппозиционными звуками:
Возрастные показатели:
ба-па, па-ба; га-ка, ка-га; да-та, та-да; ма-ба, ба-ма; ва-ка, ка-ва; ня-на, на-ня.
ба-па-ба; па-ба-па; да-та-да; та-да-та: га-ка-га; ка-га-ка; за-са-за; са-за-са; та-тя-та; тя-та-тя.
са-ша-са; ша-са-ша; жа-ша-жа; ша-са-ша; жа-ша-жа; ша-жа-ша; са-ца-са; ца-са-ца; ча-тя-ча; тя-ча-тя; ла-ля-ла; ля-ла ля.
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении
Задание: показать по картинкам.
Возрастные показатели:
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении
Задание: показать по картинкам.
Возрастные показатели:
4 года: коса - коза, мишка - миска, кочка - кошка, малина - Марина
5лет: речка - редька, цвет - свет, челка - щелка, рейка - лейка.
6лет: лук - люк, марка - майка, ель - гель, плач - плащ. Выводы:
Фонематический анализ
Задания и возрастные показатели:
На каком месте стоит звук С в слове САНИ; ОСА; НОС;
Какой звук ты слышишь в начале слова ССАНИ; какой звук ты слышишь после звука С СААНИ; после звук А САННИ;
после звук Н САНИИ;
Сколько звуков в слове МАК; МУКА; КОМОК
Фонематический синтез
Задания:
6 лет:
С-А-Д; Д-О-М; Р-У-К-А; П-О-Ч-К-А;
М-О-С; О-Л-Б; У-Ш-А-Б; А-М-Р-К-А.
Фонематические представления
Задания:
Выводы:
12. Слоговая структура слова
Задание: повторить слова с опорой на наглядность.
Возрастные показатели:
Сестренка развешивает простыни.
Самолет совершил посадку.
В универсаме продают продукты.
Парашютисты готовятся к прыжку.
Виолончелист укладывает инструмент в футляр. Регулировщик руководит движением на перекрестке.
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.
Экскаватор роет землю.
Выводы:
Указывается характер искажений слоговой структуры слова: сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных звуков), уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков внутри слога и слова
12. Анализ звукопроизносительной стороны речи
Экран коррекции звукопроизношения
С | С`, | З | З`, | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Р | Р`, | Л | Л`, | Й | Другие звуки |
||||||||||||||||||
О-отсутствие, З- замена (указать на какой звук), И- искажения
Наглядный материал: Иншакова О.Б. Альбом для логопеда
Выводы:
13. Способ общения
Определяется на основе анализа высказываний ребенка при выполнении предыдущих заданий.
Выводы:
Варианты пересечения двух классификаций
Примерные формулировки логопедического заключения
Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.
Общее недоразвитие речи. Детская афазия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.
Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.
Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.
Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.
Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.
Примерные формулировки логопедических характеристик