Нешёлковый путь. Ю.Н

История наставления Белого Манджушри традиции Великого пандита Мати из садханы и ритуала последующего разрешения (paN+Di ta ma ti nas brgyud pa"i "jam dbyangs dkar po"i sgrub thabs rjes gnang las tshogs dang bcas pa), составленных Джамьянгом Кенце Вангпо.

Джитари (тиб. dgra las rnam par rgyal ba, санск. jitāri, около 940-1000) выслушал учение напрямую от Манджушри и обрел сиддхи. Однажды Манджушри прибыл к нему и сделал предсказание: "Тебе сейчас сто десять лет. Это тело не выдержит больше десяти лет. Поэтому найди духовного сына, являющегося подходящим сосудом, объясни и передай это учение лишь ему одному".

Тогда Джитари волшебным способом взлетел в небо и стал искать во всех сторонах света духовного приемника, являющегося подходящим сосудом, но так и не смог его найти.

Он снова отправился на поиски, на этот раз в царстве Магадха. Там он увидел немощного старика пастуха буйволов, не имеющего средств к существованию, который был подходящим сосудом, и отправился к нему.

Он сказал ему: «Ты - подходящий сосуд, поэтому оставь эту работу и войди во врата дхармы».

Старик ответил: «Я стар и немощен и не имею средств к существованию. Я даже не умею читать, поэтому прошу, возьмите меня в ученики в следующей жизни».


Ачарья Джитари ответил: «У меня есть способ». - и дал старику эту садхану Белого Манджушри. Тот стал заниматься практикой этого божества и, за пять дней став великим ученым пандитом, обретшим знание, не опираясь на других, прославился как Пандита Мати. Ачарья Джитари даровал ему посвящение в мандалу гневного и мирного Манджушри, и он стал известен под тайным именем Лалита Ваджра (тиб. sgeg pa’i rdo rje, санс. Lalitavajra). Так как он родился на Ратнадвипе (древнее название Шри Ланки), его называли Ратнадвипи (тиб. nor bu gling pa).

Затем Пандита Мати сделав простирания пред Ачарьей Джитари, сказал: «Наставник, хотя вашей заботой я стал ученым, так как я стар, у меня нет времени заниматься объяснением учения, поэтому я займусь практикой". Наставник Джитари ответил: "Тебе осталось жить десять лет. Мое медитативное божество предсказало, что я проживу еще десять лет, из них два уже прошли. Теперь у меня осталось восемь лет, я отдам их тебе, ты в течение восемнадцати лет радей о благе живых существ. Затем молитвенно обращайся к медитативному божеству. Возможно, ты обретешь продолжительность жизни, равную Солнцу и Луне». Сказав так, ачарья Джитари отправился в чистую землю Кхечари.

Затем Лалита Ваджра объяснил это учение младшему Ратнадвипи (тиб. тиб. nor bu gling pa chung ba). Тот передал его Акарагупте (тиб. "byung gnas sbas pa, санск. Ākaragupta). Тот передал Великому пандите Шакьяшри (санск. Śākya Śrī Вhadra). Тропу-лоцава (тиб. khro phu lotsA ba) пригласил Шакьяшри в Тибет. Когда Шакьяшри совершал затвор сезона доджей в Центральном Тибете на горе Синпо, так как у тибетцев не было индийской мудрости, Тропу-лоцава попросил устных наставлений по увеличению мудрости у учителя Шакьяшри.

Пандита Шакьяшри сказал: «В океане устных наставлений, которые у меня есть, четыре особенные: это наставление по достижению пробуждения посредством Белого Чакрасамвары; наставление по увеличению мудрости с опорой на Белого Манджушри; наставление одного светильника и одного черепа, вследствие практики которого возможно обходиться лишь одной хлопковой одеждой; наставление по обретению богатства с опорой на Черного Джамбхалу. Из них - это наставление по увеличению мудрости с опорой на Белого Манджушри». Сказав так, Шакьяшри дал всем это учение. От Тропу-лоцавы эти наставления испросил Кенпо Вангчуг Сенге, тот Гьятон Ананде, тот мне.

В этой статье:

Манджушри называют великого Будду и бодхисатву мудрости. В свою очередь мудростью в буддистском учении называют владычество над самим собой, всем своим существом, аурой, делами, вверенными опеке людьми. Именно мудрость наиболее всего почитают в буддизме, как добродетель и называют «Матерью всех Будд».

Мантра манджушри – это заряд мудрости и положительной энергии. Именно о ней пойдет речь в данной статье, а также о том кто есть Манджушри.

Манджушри

«Вестник освобождения» — именно таким видят буддисты Манджушри, которого также почитают, как покровителя искусств и наук, оратора, покровителя и защитника астрологов. Например, писатели буддисты, прежде, чем приступить к написанию книги или стихотворения, сначала обращаются за помощью к этому Богу или начинают творение молитвой в его честь.

Буддисты просят Манджушри даровать им умственные способности, мудрость, мастерство в учении, способность толкования священных текстов, красноречие и хорошую память. Он является покровителем литературы, сознательно используя Слово, как орудие для освобождения в виде острого меча, побеждающего и рассеивающего невежество. Простой человек может просить Манджушри о просветлении.

Манджушри считают бодхисатвой, достигшим просветления Будды в другой вселенной, много эр назад став полностью просветленным Буддой. Буддистские учения утверждают, что Манджушри посочувствовал китайскому народу, жившему далеко от Индии, где когда-то произошло воплощение Господа Гаутама. Вследствие этого он пообещал себе помочь китайцам и создал свою «Чистую Землю», именуемую Раем Пяти Гор, который находился в северном Китае. «Чистой Землей» называли духовное царство, управляемое Буддами, и созданное ими же для своих учеников. Именно здесь лучше всего проходило обучение.

В некоторых текстах говорится о том, что у Манджушри имелась «Чистая Земля» и в другой вселенной, в которой он может проявляться, как совершенный Будда, которым и есть на самом деле. Его земная «Чистая Земля» стала любимым местом тибетских, монгольских, китайских буддистов; приверженцами Манджушри совершаются постоянные паломничества в эти места, там они надеются хоть на одно мгновение увидеть своего учителя и идола.

Однако узреть его могут только те люди, которые обладают чистыми сердцами и видением. Но даже при этих условиях требует еще определенное мастерство, позволяющее узнать Манджушри, так как часто он предстает перед людьми в обличии сироты или бедного человека. Те, кто не могу из-за собственной кармы воочию увидеть Манджушри, часто видят его во сне, например, вне своего физического тела.

На санскрите имя Манджушри означает «спокойное блаженство». Тибетские художники часто изображают Манджушри с Гаутама Буддой и Майтрейей, где первый представляет мудрость идеала бодхисаттвы, а Майтрейя – сострадание, вместе – две стороны пути бодхисаттвы.

Мантры

Манджушри имеет несколько мантр. Вот они:

ОМ АРА ПА ТЦА НАДИ. Используется с целью развития памяти, мудрости, понимания мантр и молитв.

ОМ ВАГИ ШОРИ МУМ. Повышает эффективность общения, восхваляет речь – «Слава Богу Речи».

ГАТЭ ГАТЭ ПАРА-ГАТЭ ПАРА-САМ-ГАТЭ БОДИ СВАХА. При помощи этой мантры вы можете призвать мудрость, которая сокрыта в священных текстах.


МАНДЖУШРИ

С чтения мантры бодхисаттвы мудрости буддист начинает любые занятия наукой, поэтому она сопровождает монаха с самых первых шагов его, еще послушника, в монастыре.

Манджушри – один из немногих бодхисаттв, который упоминается как в сутрах, так и в тантрах. Его особая цель – помочь буддисту постичь свою собственную сущность и истинную природу всех вещей. Согласно легенде, он восемьдесят четыре тысячи лет назад верой и правдой служил тогдашнему будде и стал бодхисаттвой, дав обет не уходить в нирвану, пока не придут все тысяча будд этой кальпы.

Вот текст одного из духовных стихов, посвященных бодхисаттве мудрости:

ПРЕКЛОНЯЮСЬ ПЕРЕД МАНДЖУШРИ, БУДДОЙ МУДРОСТИ!

Я кланяюсь моему гуру и покровителю Манджушри,
Который держит у своего сердца священный текст,
символизирующий его видение всех вещей таковыми, каковы они на самом деле,
Чей ум освещает даль подобно солнцу,
не заслоняемому иллюзиями или слезами невежества,
Кто с состраданием и любовью отца к его единственному ребенку
обучает посредством шестидесяти способов все существа,
заключенные в темницу сансары,
сознание которых омрачено тьмой невежества и кто сокрушен страданием.
Ты, чье подобное реву дракона провозглашение Дхармы
пробуждает нас от оцепенения под властью наших неверных взглядов
и освобождает нас от железных оков нашей кармы,
Ты, кто держит меч мудрости, разрубающий страдание,
где бы его ростки ни появились, рассеивающий тьму невежества,
Ты, чье царственное тело обладает ста двенадцатью признаками будды,
Кто прошел все ступени, ведущие к высшему совершенству бодхисаттвы,
Кто был чистым с самого начала, –
Я кланяюсь тебе, о Манджушри!

Сиянием твоей мудрости, о Сострадающий,
Рассей тьму, в которую заключен мой разум,
Просвети мой ум и мудрость,
Чтобы я мог устремить мой взгляд
в слова Будды и тексты, объясняющие их.

На картинах Манджушри изображается в виде шестнадцатилетнего юноши, поскольку буддийская мудрость – результат не умудренности годами, а озарения, позволяющего сразу проникнуть в сущность бытия. Такая мудрость и освобождение от страданий – одно и то же.

В нашей коллекции есть три замечательные картины, представляющие бодхисаттву мудрости.

На полотне №23 Манджушри изображен в окружении своих ипостасей (ил. 27).

В центре – Манджушри в своей обычной форме: его тело оранжево-желтого цвета, что связано с его именем, означающим “Славный сиянием”, в правой руке он держит пламенеющий меч, рассекающий мрак невежества, в левой – лотос, на котором лежит книга Праджняпарамита-сутры. Обращает на себя внимание такая иконографическая редкость, как отсутствие лучей в синем круге сияния за спиной бодхисаттвы. Трон окружен облаками, перед ним в темно-синей чаше, стоящей на лотосе, лежат оранжевое зеркало, лютня, три плода и раковина; над чашей – желтое сияние, пронизанное золотыми лучами (также редкость).

Паривару составляют четыре ипостаси Манджушри. Вверху – синетелый Кришна Манджушри (Черный Манджушри), его руки в жесте Поворота Колеса Закона, он держит лотосы, на которых стоят меч и книга; краснотелый Манджушри Джнянасаттва (Мудрая Сущность), держащий в своих четырех руках меч, лотос с книгой, лук и стрелу (они являются символами медитации и мудрости, направленными против внутреннего эгоизма). Внизу – оранжевый Симханада Манджушри, едущий, в соответствии со своим именем, верхом на льве, его левая нога приспущена со спины льва, он держит меч и лотос с книгой; белотелый Облаченный-в-Листья Манджушри, с тем же жестом рук и оплечьем из листвы.

Тханка обильно прописана золотом; эта пропись хорошо сохранилась, хотя краски потемнели от времени. Работа монгольского художника XVIII в.

Картина №24 также представляет Манджушри с окружением.

Центральное изображение идентично предыдущему, по краям сияния за спиной бодхисаттвы четыре цветка лотоса.

Вверху в облаках – Цзонхава и два его ученика; изображение Великого Реформатора слегка повреждено. Внизу в центре – Белая Тара.

По углам картины мы видим четыре ипостаси Манджушри. Вверху – зеленотелая форма, определяемая Ю.Н.Рерихом как Кумара, его руки – в жесте Поворота Колеса Закона, на лотосах он держит меч и висваваджру; краснотелый Манджушри Джнянасаттва, изображенный, как на предыдущей картине. Внизу – белотелый Симханада Манджушри, сидящий на белом льве; оранжевый Облаченный-в-Листья Манджушри с мечом и книгой на лотосах, правая рука в мудре щедрости, левая – у бедра в непонятной мудре.

Внизу картины дважды изображена Триратна.

Работа монгольского художника XVIII в. Вверху картина повреждена.

Картина №25 принадлежала к числу личных тханок Е.И.Рерих, подаренных ей Учителями. На этой картине изображен с окружением (ил. 28).

Белый Манджугхоша находится в центре, его правая рука в мудре щедрости (варада), левая – у груди в мудре поучения (витарка), в обеих руках он держит лотосы, на которых стоят меч и книга.

Вверху над бодхисаттвой находятся три божества долгой жизни – Амитаюс, Ушнишавиджая и Белая Тара. Внизу – два трудноопределимых божества. Левое – белотелое с ваджрой у груди и колокольчиком у бедра (это атрибуты Ваджрасаттвы, однако изображение Абсолютного Будды в низу картины странно, ведь тханка строится по законам иерархии пантеона – чем выше класс божества, тем выше он будет расположен на картине); ср. также аналогичное изображение Ваджрапани в милостивой ипостаси (ил. 13). Справа – вероятно, Красная Тара в обычном для богини облачении; в правой руке она держит драгоценный камень (ее традиционный атрибут – сосуд с эликсиром бессмертия в правой руке), левая рука в витарка-мудре.

Внизу в центре желтотелый бог богатства Кубера.

Вокруг божеств лежат различные священные символы – зеркало, раковины, плод в чаше, цимбалы, зерна в чаше и др.

Тханка тибетской работы прошлого века, исключительно красиво написанная.

Бодхисаттва Манджушри.


Манджушри или Сарвадхармапрапаньча (санскр . मञ्जुश्री, Mañjuśrĩ; кит . Вэнь-шу ; яп. 文殊 / Мондзю; тиб . Джампэл / Jampal – букв. "Красивое сияние", "Святое великодушие"), – бодхисаттва семейства Падма (см. будда Амитабха).
Манджушри у страняет все разделения обликов, пребывает в самадхи "пустоты, отсутствия обликов и желаний". Пребывает во Вратах Освобождения. Открывает дхармакая таковости, которое всегда радостно и чисто. Бодхисаттва Манджушри олицетворяет высшую мудрость, разум и волю, персонифицирует всеведение и осуществляет полную просветлённость.
В ваджраяне Манджушри почитается как мать, отец и сын всех Татхагат. Он мать всех Татхагат, ибо Он – сущность всех мудростей; Он – отец всех Татхагат, ибо Он является в мир в виде духовных руководителей и зарождает в существах бодхичитту; Он – сын всех Татхагат, ибо Он принимает форму бодхисаттв .
Бодхисаттва Манджушри легендарный сподвижник будды Гаутамы , является "Хранителем Рая на Востоке", покровитель искусств и всех стремящихся к знаниям. Иногда его изображают с книгой – символом просвещения и с мечом, которым он рассекает тьму неведения.
Манджушри был в предыдущем воплощении царём Амба, который поклялся стать бодхисаттвой на благо всех живых существ. Для спасения живых существ бодхисаттва Манджушри проявляется в разных формах. Многие буддийские тексты описывают 41 форму Манджушри, из них изображения пяти мирных и гневных форм встречаются наиболее часто.
Манджушри также считают бодхисаттвой ясного слова, одна из наиболее популярных его форм называется Манджугхоша (Manjughosa, тиб . Джампеянг, Джамъянг / Jampeyang, Jamyang, букв. "Красивый голос"), или Вагишвара – "Господин речи", "Владыка Ясного Слова". Ещё однин из его часто встречающихся титулов – Любящий Людей.

Манджушри – Бодхисаттва Мудрости. Выполнение практик, повторение мантр, связанных с ним, развивает мудрость, укрепляет память, способствует более глубокому постижению Дхармы.

Один из его эпитетов – Кумарабхута, "Бывший принц". Согласно писаниям Махаяны, 70 мириад кальп тому назад Манджушри был королём в одной буддакшетре (мир), которая находилась в восточном направлении вселенной. Между этим миром и нашим миром была дистанция в 7200 миллиардов миров. Король проникся великим состраданием к блуждающим в страданиях существам Сансары. Обретя Просветление, он дал решимость следовать по Пути бодхисаттвы до тех пор, пока в Сансаре не останется ни одного живого существа, нуждающегося в спасении.
Как бодхисаттву , сопровождающего будду Амитабху , его изображают в положении стоя, светло-зелёного цвета; он держит лилию, которая символизирует отказ и отдаление от беспокоящих эмоций.
В древних манускриптах описывается резиденция Манжушри, которая находится на пяти вершинах Утай-Шаня, к северо-западу от Пекина. С древних времён тысячи буддистов совершали паломничества к подножию этих вершин. Считается, что верующий, поклоняющийся Манжушри, обретает глубокий ум, хорошую память и красноречие.
Тибетцы считают, что одним из земных воплощений Манджушри был их царь Трисонг Децен (742-810гг). Благодаря его содействию буддизм широко распространился в Тибете, и лама Цонкапа , основатель школы гелуг тибетского буддизма.

Манджушри (Манджугхоша) — бодхисаттва мудрости, согласно Алмазному Пути или Ваджраяне 13 будда из 1000 будд, которые проявятся в нашем мире, будущий будда.

Есть несколько текстов о бодхисаттве Манджушри, которые хотелось, чтобы вы увидели и прочитали.

«Арья Манджушри нама самгити» (Перечисление имён Манджушри) — это текст, которым начинается раздел тантры в Ганджуре, и его называют средоточием всех тантрических наставлений. Его ежедневно читали наизусть многие иерархи и практики тибетского буддизма.

«В местности, где жил один человек, проживало четыре людоедки-ракшаси. Одна из них как-то раз явилась к нему домой и заявила, что подошла очередь его съесть, и наказала ему быть завтра дома, когда они придут.

Тот человек решил спастись бегством, и убежал из дому. На его пути попалась одна пещера, там он и решил спрятаться. В пещере он нашёл чей-то череп с зубами, поставил его перед собой и уселся, думая переждать беду.

Людоедки же, выследив его, зашли в пещеру, но чуть только приметили череп, как тут же принялись метаться из стороны в сторону, и в конце концов свалились на землю. Вскоре они очнулись и пустились бежать оттуда сломя голову.

Человек же пошёл за ними. «Что тебе потребно? Всё дадим» - сказали они ему. «Почему вы убежали?» - спросил он. «Так ведь на каждом зубе твоего черепа сидит множество свирепых божеств с грозными лицами!

Отныне мы будем выполнять все твои приказы» - такую клятву принесли они ему. Тогда тот человек пошёл к одному прорицателю и, показав ему череп, спросил о причинах такого их поведения. Тот ответил, что этот череп некогда принадлежал человеку, который читал «Манджушри-намасамгити», творил созерцание Манджушри и в итоге достиг состояния будды. «И ты, если будешь, как он, созерцать, тоже встретишься с Манджушри» - поведал он».

«Жил был один лама, у которого было обыкновение по пути в храм на утренний хурал наизусть начитывать «Имясловие святого Манджушри» - выходя из дому, он начинал своё чтение, и читал с такой скоростью, чтобы как раз к моменту входа в двери храма начитывание оканчивалось. Однажды этот лама поссорился с одним шаманом, и тот наслал на него проклятие. И вот как-то раз лама, как обычно, утром отправился в храм, читая «Имясловие», но, подойдя к дверям храма и протянув руку, чтобы войти, замешкался, осознав вдруг, что читаемый им текст-то ещё не закончился. Тогда он отвёл руку от двери, хлопнул в ладони… - и очнулся ото сна в шаге от края крутого обрыва, куда его привели сомнамбулические чары шамана».

Коренному учителю - Суматикирти, первейшему будде - Сладкогласному, кланяюсь!

Перед Сетью Морока и ликом
Пустоты, перед Алмазным телом,
Пред вместерождённой невозвратной
Страстью величайшего блаженства,
Перед тем, что в пустоте безликой
Зримо проявился в грубом теле,
Пред Вождём могучих и Владыкой
Всех, кто обладает речью, ныне
Я благогоговейно простираюсь.
Перед надо всем победоносным -
Наивысшим и святым Манджушри,
Тем, кто покоряет непокорных -
Перед Ямантакою блаженным,
Тем, кто прояснил стезю благую -
Перед светочем Суматикирти,
Пред стопами этой неделимой
Троицы главу свою склоняю.
Пред бессчётными, как капли Ганги

Мудрецами Индии с Тибетом,

Что ума темницу осветили

Высшего Учения зарёю,

С благом, добродетелью сроднились -

Перед ними кланяюсь стократно.

Сообразно тройственному смыслу

Изречённой Мудрецов Владыкой

Сети Морока великой тантры

И Ума порядку объясненья

Сочиненье это зачинаю.

Высшей тантры смысл постичь непросто

Даже совершенным, как макара,

Что из пресмыкающихся лучший.
Где мне, черепахе из колодца

И обыкновенному невежде,

Взять хотя б надежду на такое?

Но слетает липкий пух с деревьев

Дуновеньем ветра-урагана.

Улетучивается незнанье

Силой совершенного Ученья,

Что друзья благие оглашают,

Направляя ум; и я отправлюсь

Хоть умом и слаб, по следу лучших.

Чтоб учения Суматикирти

Сотни лепестков испить нектара

Тем, кто в сей тяжёлый век родился,

Разум свой исследованьем этим

Расширяя, водопад словесный

Этот восславляю всевозможно.

Хоть глубинного пути ступени

Неохватны и необозримы,

Но, чтобы в ученьи Тайной Мантры

В заблужденье не впадала вера,

Вы на то, Учения Владыки,

Речи непрерывность продолжая,

Мне соизволение даруйте!

Собрание имён Благородного Манчжушри

На санскрите: Арья Манчжушри Нама Самгити

1. Тогда славный Ваджрапани, наивысший укротитель трудноукрощаемых, герой-победоносец трёх миров, мощный владыка молнии, повелитель тайного,

(2) с глазами, подобными распустившимся белым лотосам, ликом, подобным цветущей падме, потрясающий наилучшей ваджрой в руке,

(3) вместе с бессчётными ваджрапани, каковые суть яростные виры, укротители трудноукрощаемых, устрашающие и героические образом,

(4) со сверкающими на концах ваджрами в руках, наилучшими в исполнении целей скитальцев, с великим состраданием, мудростью и искусными средствами,

(5) имеющими счастливые, радостные и приятные расположения, однако яростными и угрожающими образом, стражами пробуждающей деятельности будд, с телами, согбенными в поклоне,

(6) вместе с ними простёрся он пред защитником, Аннутара-самъяк-самбуддой, Бхагаваном, Татхагатой, и, стоя со сложенными ладонями, обратился к нему с такими словами:

7. «О Владыка, дабы исполнить мою цель твоим состраданием ко мне, да обрету я состояние достигшего пробуждения от сети иллюзий, (8) дабы исполнить цели скитальцев, погрязающих в болоте неосознанности с умом, исполненным омрачениями, дабы обрели они высший плод,

(9) прошу тебя, о Самъяксам-будда, Бхагаван, Наставник, Учитель скитальцев, знаток действительности великой самаи, наивысший знаток способностей и расположений, поведать

(10) о Манчжушри, существе глубокого осознавания, саморождённом, о Воплощённом Знании, Джнянакае Бхагавана, Владыке речи, великом небосводе, —

(11) Собрание его имён, глубинного значения, широкого значения, с великим значением, несравненным и непревзойдённым в умиротворении, благим в начале, середине и конце,

(12) что провозглашено предыдущими буддами, будет провозглашаемо будущими, и которое нынешние полностью Пробуждённые провозглашают вновь и вновь,

(13) и которое, превозносимое в Майяджала-махатантре, величественно начитывают бессчётные пробуждённые великие ваджродержцы, держатели Тайной мантры,

(14) да буду я, о Страж, сохранять его вплоть до окончательного отбытия, ведь я и есмь держатель тайных учений полностью Пробуждённых,

(15) и буду проповедовать его ограниченным существам соответственно их личным обстоятельствам, дабы рассеивать их омрачения без остатка и без остатка уничтожать их неосознанность».
16. Испросив этими словами, Владыка тайн Ваджрапани соединил ладони, и склонился в поклоне перед ним,

(17) и тогда Бхагаван, Самъяксам-будда Шакьямуни, наивысший из двуногих, исторг изо рта прекрасный язык, длинный и широкий,

(18) и обнажил улыбку, очищающую три злых юдоли и озарившую три мира, укрощающую четырёх зловредных врагов-мар,

(19) и наполняя три мира сладкоголосьем, ответствуя Ваджрапани, величественно сильному Владыке тайн, изрёк:
20. «Великолепно, о славный Ваджродержец, говорю я тебе, достойно это тебя, Ваджрапани, тебя, обладающего великим состраданием на благо скитальцам,

(21) и жаждущего услышать от меня Собрание имён Джнянакаи глубокого осознавания, Манчжушри, великая цель коего — очищать и уничтожать препятствия.

(22) Поэтому, о Повелитель тайного, великолепно то, что поведаю я тебе, великолепно. Так слушай с однонаправленным умом, о бхагаван!»
23. Затем Бхагаван, Победоносный, Шакьямуни, обратился к трём семействам, полному семейству тайной мантры, семейству мантра-видьядхар,

(24) семейству мира и надмирному семейству, великому семейству, освещающему мир, наивысшему семейству Махамудры, и великому выдающемуся семейству,

(25) провозгласил сию тайную речь, — наделённую шестью мантрараджами и обладающую качествами невозникающего, недвойственную в возникновении, единую со Владыкой речи:

26. А А- И И- У У- Э АИ О АУ АМ А: что располагается в сердце. О Будда, воплощённое знание всех будд трёх времён,

(27) ОМ, слава тебе, о Воплощённое Знание мудрости, о Отсекающий Страдание, Ваджрноострый! О Владыка Слов, Джнянакая, Арапачана, слава тебе!

Четырнадцать строф о махамандале Ваджрадхату

28. Так бхагаван будда (Манчжушри), аннутара-самъякасам-будда, рождён из слога А: – наивысшее из всего исходящего из слога А:, слога великого значения, слога наиглубочайшего,
29. Вдохновенный, невозникающий, не произносящий ни звука, он – высшая причина всякого проявления, сияющий изнутри всей речи.
30. Его великое желание – празднество, хранящее счастье всех существ, великий гнев его – празднество, враг любых осквернений.
31. Его великое заблуждение – празднество, подчиняющее заблуждения слабоумных, великая ярость его – празднество, великий враг великой ярости.
32. Его великая зависть – празднество, подчиняющее всякую зависть, великое желание его – великое наслаждение, великое счастье и великое удовольствие.
33. Великого образа и великого тела, великого цвета и великого сложения, с возвышенным именем, благороднейший, с великой обширною мандалой.
34. Держащий меч различающего осознавания, со слоновьим бивнем для клеш, наивысший, великославный, чрезвычайно наделённый великим светом и великолепием.
35. Носитель великой иллюзии (махамайи), мудр он, исполняя цель (скитальцев) в великой иллюзии. Наслаждающийся удовольствием великой иллюзии, он – conjuror великих иллюзий.
36. Высший, будучи владыкой великого даяния, непревзойдённый в возвышенной нравственности, твёрд в объятии великого терпения, ревностен в великом рвении.
37. Существующий в возвышенных дхьяне и самадхи, неся тело великой осознанности, он великая сила, великие средства, он вдохновение и океан знания.
38. Безграничен в любящей доброте, великомилосердный и наипроницательнейший, с великим осознаванием и великим умом, велик он в средствах глубинного исполнения.
39. Появившись великой силой и телесной мощью, очень сильно и очень быстро, задействуя великую телесную мощь и нося имя Великий Владыка, его рвение – в великой силе.
40. Раскалыватель огромной горы существования, будучи великим Ваджродержцем, он неуничтожим. Будучи очень яростным и очень ужасающим, он вызывает страх в самых яростных.
41. Наивысший с махавидьями, он – защитник, наивысший с махамантрами, он – проводник. Взойдя в практику Махаяны, он – наивысший в практике Махаяны.

25 строф о пречистой мудрости Дхармадхату

42. Будучи Махавайрочаной, он будда, он Махамуни с глубинной мудростью, и, ибо произведён великой практикой мантр, по природе он – великая практика мантр.
43. Обретя десять парамит, он – основа для десяти парамит. Будучи подлинностью десяти парамит, он – практика десяти парамит.
44. Будучи владыкой десяти бхуми, он – защитник, установленный на десяти бхуми. Сам чист десятью знаниями, он – подлинный носитель десяти знаний.
45. С десятью аспектами, смысл его – десять соотносящихся, он вождь мудрецов, Десятисильный, Повелитель. Исполняя все и каждую цель, он велик, повелевая десятью аспектами.
46. Безначальный и по природе лишённый смешения, естественно чистый и естественно таковый, провозглашает, лишь как оно есть и, как говорит, так и делает, не произнося более ничего.
47. Недвойственный и провозглашающий недвойственность, он стоит прямо на грани действительности. Своим львиным рыком бессамостности он распугивает оленей — ложные воззрения.
48. Проницая повсюду, его путь плодоносен, скор как мысль Татхагаты, он победитель, чьи повержены враги, завоеватель, всеобщий правитель сильнейший.
49. Во главе сонмов, наставник сонмов, владыка сонмов, руководитель сонмов с помощью силы, он наивысший своею великою непреходящей силою и превосходной практикой, другими не ведом.
50. Владыка речи, руководитель речи, красноречивый, он — господин речи, бесконечной в текучести, и истинной речью он глаголет истину, поучая в Четырёх Истинах.
51. Не поворачивающий назад и не взыскующий перерождения, он — как носорог, вождь пратьекабудд, отбыв множеством способов отбытия, он – единственная причина махабхути.
52. Архат, бхикшу, чьи иссякли нечистоты, он отделился от страсти, чувства его подчинены. Обрёл он покой и бесстрашие, становясь прохладен, прозрачен.
53. Совершенный в мудрости и добром поведении, он – сугата, лучший советчик мира. Без ощущений «я» и «моё», утвердился он в практике двух истин.
54. Стоя на самом пределе самсары, покоится он на краю, труды его осуществлены. Отвергнув обособленное знание, он — секущий меч осознанности.
55. С истинным Учением, Дхармараджа, сияющий, непревзойдён в освещении мира. Владыка Учения, Дхармараджа, он наставляет на путь к благой участи.
56. Его цель свершена, его мысль свершена, покинул он мысль. Отстранённая он умствований, его сфера – неразрушима, Дхармадхату, наивысшая, непреходящая.
57. Обладая заслугой, накопленной заслугой, он – знание и великий источник знания. Обладая знанием, зная действительное и недействительное, он накопил два накопления.
58. Вечный, всеобщий правитель, йогин, он – дхьяна и её предмет, владыка проницательных. Он долженствует быть лично осуществлённым, истинно непоколебимый, исконный, несущий Трикаю.
59. Будда, по природе пятителый, природный повелитель пятью видами знания, венценосный, природа коего – пять будд; пятиокий и тем поддерживает разъединённость.
60. Прародитель всех будд, сын будд, высший и лучший. Возникший из существования среди осознанности, не имеет источника, его источник – Дхарма, коль полагает он конец существованию.
61. Его единственная сущность непроницаема, сам он – ваджра; немедленно возникающий, он – владыка мира, возникший из неба и самовозникший, он – великое пламя ведения осознанности.
62. Вайрочана, великое светило, свет ведения, светоч; освещающий мир, факел ведения, в великолепии лучащийся свет.
63. Видьяраджа, владыка мантр превосходных, мантрараджа, исполняющий великую цель. Как возвышенный небосвод, чудесный небосвод, научает он всеми способами, владыка пространства.
64. Наивысший, ибо он – телесное присутствие всех будд; с очами, несущими счастье миру; многообразный, он – творец, великий мудрец, чтимый и славимый.
65. Носитель трёх семейств, он обладатель мантр, носитель мантр и самаи, лучший в несении Трёх Драгоценностей и высший учитель в трёх колесницах.
66. Будучи Амогхапашей, он победоносен, будучи Ваджрапашей, он великий захватчик, он – Ваджранкуша с великим арканом.

«Великое существо ужаса, Ваджрабхайрава,
67. Царь яростей, шестиглавый и ужасный, шестиокий и шестирукий и сильный, он – скелет, обнажающий клыки, стоглав – Халахала.
68. Ямантака, царь препятствий, ваджросильный, страхотворец, он – славный ваджра, с ваджрою в сердце, с иллюзорной ваджрой и огромным желудком.
69. Владыка со своим оружием, чей источник – ваджра, с сущностью ваджры он подобен небу, имеет неповторимое недвижное множество пучков волос, влажен он от носимой им шкуры слоновьей.
70. Ужасает, произнося «ха-ха» и устрашает, произнося «хи-хи», с ужасным хохотом, великим хохотом, он – Ваджрахаса, великий грохот.
71. Он Ваджрасаттва, махасаттва, и Ваджрараджа, с великим благословением. Неуничтожимо жестокий с превеликим удовольствием, исполняет он «ХУМ» Ваджрахумкары.
72. Беря оружием ваджрную стрелу, ваджрным мечом рубит. Держа вишваваджру, обладатель ваджры, с единственной ваджрой он одерживает в битве победу.
73. С жуткими глазами, сияющими подобно ваджрам, и власами, сверкающими подобно ваджрам; он Ваджравеша, в возвышенном обладании, с сотнею глаз, ваджрных очей.
74. Волоски на теле его сверкают подобно ваджрам, единственное тело с ваджрными волосами, происхождение его ногтей – кончики ваджры; кожа его непроницаема и суть — ваджра.
75. Славный в ношении ваджрной гирлянды и изукрашенный ваджрными украшениями, он – великий шум и жуткий хохот «ха-ха», и шесть слогов шумом подобны ваджре.
76. Сладкоголосый (Манчжугхоша), с великим рыком, он велик звуком, единственным в мире. Он – звучание вплоть до пределов сферы пространства, и лучший из наделённого звуком.

42 строфы о знании в личном рассмотрении

77. Будучи таковостью, действительной бессамостностью, пределом действительности, и лишённый слогов, он – телец среди вещающих о пустоте, с рёвом и глубоким и громким.
78. Как у раковины Учения, у него — великий звук, как у гонга Учения, у него – великий шум, со своею безместною нирваной он – барабан Учения в десяти сторонах.
79. Без формы и с формой он высочайший с различными формами, сотворёнными мыслью. Будучи величием в сиянии всех форм, он несёт отражённые образы в их целостности.
80. Непобедимый, различимый, повелитель трёх миров, существо, далеко продвинувшееся на благородном пути, он – венчает Учение с великой независимостью.
81. С телом, несравненно молодым в трёх мирах, он – старший, старый, владыка существ. С тридцатью двумя знаками (махапуруши) он очарователен и красив в трёх мирах.
82. Наставник качеств и знания мира, с уверенностью он – Наставник миру. Он – защитник, хранитель, надежный в трёх мирах, Прибежище и высший страж.
83. Его самбхога – продолжение пространства, он – океан знания Всеведущего. Колет скорлупу яйца неведения и порывает сеть существования.
84. С полностью утишенными главными клешами, он переправился на тот берег океана самсары. Нося венец посвящения знания, он благодаря сему украшению – Самъяксам-будда.
85. Утишая три вида страдания и сводя их все на нет, он – бесконечен, пришедший к троичному Освобождению, свободный ото всех завес, он пришёл к равностности подобно пространству.
86. Чистый от грязи клеш, он глубоко внимает трём временам и безвременности, он – великий змей для всех существ, венец увенчанных качествами.
87. Избавленный ото всех осадков, он добротно утвердился на пути пространства, нося чинтамани, он — высший из всех самоцветов, Повелитель.
88. Он – раскидистое древо (исполнения) желаний и лучший из великих сосудов, благодетель скитальцев, благожелатель, любвеобильный.
89. Зная искусное и разрушительное и ведая выбор времени, он понимает случай, и обладая самаей, он – повелитель. Зная склонности существ и правильную возможность, он – искусен в троичном избавлении.
90. Обладая качествами, зная качества и зная Учение, он – благоприятен, возникший из благоприятности. Благоприятный среди благоприятного, он – слава и удача, известность и благополучие.
91. Будучи великим празднеством, великим отдохновением, великим счастьем и великим удовольствием, он – благоприятствование, гостеприимство, процветание, действительная радость, слава и владыка признания.
92. Обладающий превосходством, лучший благодетель, дающий Прибежище, он – высшее Прибежище. Лучший средь врагов великого страха, он уничтожает весь страх без остатка.
93. С пучком из волос, с гребнем из волос, косматый аскет спутанными прядями, у него — обритая голова и венец. Пятиликий, с пятью волосяными узлами, его венец, украшенный цветами – из пяти волосяных узлов.
94. Держась великого обета суровости, он носит аскетическую травяную повязку, его практика чиста и высок его суровый обет. С великой строгостью достигнув исполнения аскетизма, от свершил обрядовое омовение, дабы стать высшим Гаутамой.
95. Божественный брахмана, знаток брахмана, он – Брахма, обретший брахманирвану. Он – избавление, освобождение, его тело – подлинное освобождение, он подлинное избавление, умиротворённость и окончательная благословенность.
96. Он нирвана, прекращение, мир, благополучие, отбытие и окончание. Прекращая удовольствие и боль, он – высшее заключение, отказ от уничтоженных остатков.
97. Непокорённый, несравненный, неразличимый, невидимый и незаметный, он бесчастный, всепроникающий, всеохватывающий, но тонкий; семя без нечистот.
98. Без грязи, без пыли, без ржавчины, с истощившимися проступками, безболезненный, широкободрствующий, самопробуждённый, всеведущий, всезнающий, превосходный.
99. Ушедший от условностей сознательности, он – ведение, носящий форму недвойственности. Непричастный умствованию, внезапный, он исполняет дело будд трёх времён.
100. Безначальный и бесконечный, он Будда, Адибудда без причинной связи. Нерушимый со своим единичным оком ведения, он – Воплощённое Знание, Татхагата.
101. Владыка речи, великий толкователь, царь говорящих, вождь говорящих, он – высший, будучи наипревосходнейшим среди говорящих, непобедимый лев разъяснителей.
102. Видимый со всех сторон, сам восторг, с ожерельем великолепия, мужественный, возлюбленный Шри, лучащийся, освещающий, он – свет с великолепием светильника.
103. Будучи лучшим из великих лекарем, он – высший, и как хирург – умелец. Как древо всевозможных лекарств, он – великий враг болезней клеш.
104. Будучи тилакой трёх миров, он благостен и славен, с таинственным кругом лунных дворцов. Простирающийся как небо в десяти направлениях, он воздвигает стяг Дхармы.
105. Будучи широчайшим балдахином над миром, он – таинственный круг любящей доброты и сочувствия. Как Падманартешвара он – славен, пёстр как самоцвет, великий повелитель.
106. Будучи возвышенным царём среди будд, он носит тело всех будд, как махайога всех будд, он – наиредчайшие учения всех будд.
107. Славный посвящением Ваджраратны, он – владыка среди всех властителей драгоценностей. Будучи владыкой над всеми локешварами, он – властитель над всеми ваджрадхарами.
108. Как великий ум всех будд, он присутствует в уме всех будд. Имея возвышенное тело всех будд, он – Сарасвати среди всех будд.
109. Ваджроподобное солнце, великий свет, с нерушимым блистанием ваджрной луны, имеющий великое желание отречения и прочего, он – искрящийся свет всевозможных оттенков.
110. Оставаясь со скрещёнными ногами в позе полностью пробуждённого, он сохраняет Учение, рассказанное буддами. Возникший из лотоса Будды, он – славен, нося драгоценность знания Всеведущего.
111. Неся всевозможные иллюзии, он – царь, и как держатель всех заклинаний будд, он – возвышенный. Ваджратикшна с великим мечом, он чист своим великим слогом.
112. Чей великий меч – Ваджрадхарма Махаяны, отсекающий страдание, побеждающий победителей и, глубок как ваджра, с ваджрным разумом, знает вещи какими они есть.
113. Исполняющий все парамиты, носит украшениями все бхуми; как бессамостность чистой Дхармы, свет из сердца его – от луны пражняпарамиты.
114. С великим сохранением Майяджалы, становясь царём всех тантр, он – высший. Поддерживая каждую позицию со скрещёнными ногами, он носит каждую джнянакаю.
115. Как Самантабхадра — разумнейший, как Кшитигарбха — миродержец, как великое лоно всех будд, он несёт колесо всевозможных преобразований.
116. Высший как настоящая природа всех существующих, он поддерживает настоящую природу всех существующих. Природой невозникающей, однако обладающей всевозможными referents, он несёт настоящую природу всех дхарм.
117. Великопрозревающий мгновенно, поддерживает внутреннее восприятие всех дхарм. С осознанием по отношению ко всем дхармам, как мудрец на краю действительности, очень остёр.
118. Недвижный, сам наичистейший, несёт просветление совершенно и полностью Пробуждённого, лицом к лицу со всеми буддами, в языках пламени ведения, лучащийся светом.

24 строфы ведения равностности

119. Как свершитель желанного, высший, утишающий злые юдоли, будучи высочайшим из существ, он – защитник, освободитель всех существ.
120. Одинокий герой в бою с осквернениями, убивает гордость врага «Незнание». Он – разум и слава, несомые с любовью, хоть образ его героичен и страшен.
121. Потрясая булавами в ста руках, танцуя на ступнях, с протяжёнными славными руками, пляшет он по всему пространству.
122. Стоя на поверхности на вершине земли, покрываемой одной его подошвой, он стоит на ногте большого пальца, превосходящем верхушку яйца Брахмы.
123. Будучи одною целью в высшем смысле недвойственной Дхармы, он – абсолютная правда, непреходящий. В то время как предметы его чувств – в формах различных представлений, в уме же с сознанием он – небеспокоим.
124. С удовольствием ото всех существующих предметов и с удовольствием от пустоты, он обладает наивысшим разумом. Преодолев желание и прочего, присущего существованию, его великое удовольствие направлено на три вида существования.
125. Бел словно чистое лучистое облако, светел словно лучи осенней луны, с красотою тайного круга только восходящего солнца, свет ногтей его ярко-красен.
126. Его прекрасные пряди усыпаны сапфирами, в гребне волос – великий сапфир, славен блеском великих самоцветов, его украшения суть преобразования Будды.
127. Потрясая сотни мировых сфер, он шагает широко «стопами телесной мощи». Неся великое памятование, он – действительность, царь над посвящением четырех памятований.
128. Благоуханен от цветения ветвей Пробуждения, будучи океаном качеств Татхагаты, зная практику Восьмичленного пути, он знает путь совершенного полностью пробуждённого.
129. Чутко внимая всем существам, он ничему не внимает, подобно небу, возникший из умов всех существ, он – семя умов всех существ.
130. Зная ценность склонностей существ, схватывает сердца всех существ, зная действительное значение пяти скандх, он – подлинный носитель пяти скандх.
131. Обосновавшийся на краю всех видов отбытия, он искусен во всех способах отбытия, обосновавшись на пути всех видов отбытия, он – учитель во всех видах отбытия.
132. Искореняя существование в его двенадцати звеньях, он – подлинные носитель двенадцати звеньев, с аспектом практики Четырёх истин он поддерживает осуществление восьми знаний.
133. Его относительная истина — в двенадцати аспектах, зная шестнадцать аспектов действительности, он полностью просветлён в двадцати аспектах, пробуждён, всеведущ, наивысший.
134. Рассылая crores излучённых тел бессчётных будд, его полное осуществление – в каждом мгновении, знает предметы каждого мига ума.
135. Учитывая цель мира средствами практики разных колесниц, отбывший посредством троичной колесницы, он укрепился в плоде несравненной колесницы.
136. Самоочищенный от загрязнённых элементов, подчиняет элементы кармы, пересёк океан многих вод, отдалился от привязанностей.
137. Совместно с благоухающими элементами он отбрасывает клеши, вторичные клеши и главные клеши. Будучи состраданием, мудростью и средствами, действует успешно ради блага мира.
138. Его цель в отбрасывании всех концепций, относительно предметов сознательности осуществляет подавление. Относясь ко всем умам существ, он присутствует в умах всех существ.
139. Обоснованный в умах всех существ, он вступает в равенство с их умами, удовлетворяя умы существ, он – удовольствие в умах существ.
140. Будучи окончательным состоянием, свободный за заблуждений, он не допускает ошибок, имея три отношения, его ум свободен от сомнения, и имея все предметы, его природа трёхкачественна.
141. Его соотносимое – пять скандх и три времени, он внимает каждому мигу, обретая полное Пробуждение в единый миг, он – носитель истинной природы будды.
142. Имея бестелесное тело, наивысшее из тел, рассылает crores тел; являя образы без исключения, он – Ратнакету, великая драгоценность.
143. Он – то, что должно быть осуществлено всеми буддами, ведь он – просветление Будды, он – наивысший, лишённый слогов, его источник – в мантре, он – триада великих мантровых семейств.
144. Прародитель значения всех мантр, он – великое бинду, лишённый слогов, с пятью слогами и великопустое, он – пустота в бинду, стослоговый.
145. Имея все аспекты и не имея никаких, несёт четыре бинду, безчастный, несчисляемый, на краю уровня четвёртой дхьяны.
146. Прямо зная все ветви дхьяны, зная линии и семьи сосредоточения, с телом сосредоточения, высшим из тел, он – царь всех самбхогакай.
147. С нирманакаей, высшим из тел, держа линию воплощений Будды, он излучает тела в каждую из десяти сторон, действуя на благо мира, как оно есть.
148. Божество среди богов, вождь богов, вождь небесных существ, вождь полубогов, вождь бессмертных, поводырь небесных существ, пахтатель и владыка пахтающих.
149. Пересёкший болота существования, он неповторим, учитель, поводырь мира, чтимый, и, будучи даятелем Учения миру в десяти его сторонах, он – велик.
150. Облечённый в латы любящей доброты, снаряжённый оружием сострадания, с пражней, мечом, луком и стрелой, победоносен в битве против клеш и незнания.
151. Враг его – Мара, подчиняет он Мару, герой, уничтожающий ужас четырёх мар, победитель войск всех мар, самъяксам-будда, вождь мира.
152. Досточтимый, славный, хвалимый, неиссякающе уважаемый, лучший из тех, кому поклоняются, достопочтенный, достославный, высший вождь.
153. Его походка – один шаг чрез три мира, его путь лежит до пределов пространства, троемудрый, искусный в письме и чистый, у него – шесть высших preceptions и шесть памятований.
154. Бодхисаттва, махасаттва, за пределами мира, с великой силою, совершенный в пражняпарамите, осознал ею действительность.
155. Зная себя и зная других, будучи всем для всех, несомненно, высший тип личности, за пределами всяких сравнений, он — то, что должно узнать, высший царь ведения.
156. Будучи даятелем Учения, он лучший, наставник в значении четырёх мудр, лучший из тех чтимых миром, что отбытии троичным отбытием.
157. Славный и очищенный абсолютной истиной, великий в судьбе трилоки, славный во всём, что успешно, Манджушри наивысший из славных.

Пять строф о мудрости пяти татхагат

158. Честь тебе, даритель лучшего, высшая ваджра.
Почёт тебе, предел действительности.
Честь тебе, чьё лоно – пустота.
Почёт тебе, просветление Будды.

159. Честь тебе, желание Будды,
Почёт тебе, страсть Будды.
Честь тебе, радость Будды,
Почёт тебе, счастье Будды.

160. Честь тебе, улыбка Будды,
Почёт тебе, смех Будды.
Честь тебе, речь Будды,
Почёт тебе, внутренняя сущность Будды.

161. Честь тебе, возникший из несуществования,
Почёт тебе, возникающий из будд.
Честь тебе, возникающий из неба,
Почёт тебе, возникающий из мудрости.

162. Честь тебе, Майяджала,
Почёт тебе, плясун Будды,
Честь тебе, всё для всего,
Почёт тебе, Джнянакая.

ОМ САРВА ДХАРМА БХАВА СВАБХАВА ВИШУДДХА ВАДЖРА А АА АМ А: ПРАКРИТИ ПАРИШУДДХА САРВА ДХАРМА ЯД УТА САРВА ТАТХАГАТА ДЖНЯНА КАЯ МАНДЖУШРИ ПАРИШУДДХИТАМ УПАДАЕТИ А А: САРВА ТАТХАГАТА ХРИДАЯ ХАРА ХАРА ОМ ХУМ ХРИ: БХАГАВАН ДЖНЯНА МУРТЕ ВАГИШВАРА МАХА ПАНЧА САРВА ДХАРМА ГАГАНАМАЛА СУПАРИШУДДХА ДХАРМАДХАТУ ДЖНЯНА ГАРБХА А:

ОМ, чистая ваджра, чья подлинная природа – несуществование всех дхарм, А АА АМ А: — должное сказать, задействуя чистоту Манджушри, Джнянакаи татхагат, А А: держись, держись в сердце всех татхагат – ОМ ХУМ ХРИ. О Бхагаван, Владыка речи, Воплощённое Знание, Велеречивый, о зародыш знания Дхармадхату, пречистый и нерушимый подобно полю всех дхарм — А:.

163. И тогда славный Ваджрадхара, рад и доволен, со сложёнными в почтении ладонями, поклонился Защитнику, Полностью Пробуждённому, Бхагавану, Татхагате, (164) и совместно со многими иными родами Ваджрапани, вождей тайн, охранителей, царей ярости, громко ответствовал:
165. «Мы рады, о Защитник, сие хорошо, сие прекрасно, сие добро сказано. Великую пользу принёс ты нам ради достижения совершенного просветления.

166. И также ради сего беззащитного мира, жаждущего вкусить плода Освобождения, сей очищенный путь к благой участи был провозглашён практикой Майяджалы.

167. Он глубок, возвышен и обширен, великого значения, исполняет цели мира; несомненно, сей предмет знания будд был преподан Аннутара-самъяксам-буддой.

168. Итак, Провозглашённое Бхагаваном Татхагатой Шакьямуни, в главе о Сети Самадхи, обретающейся в Махайогатантре, Арья-Майяджале из 16 тысяч строк, это Собрание Имён бхагавана, Джнянакаи Манджушри, в совершенной точности, на этом завершено.



Случайные статьи

Вверх