Основные задачи и проблемы педагогической психологии. Основные проблемы педагогической психологии (по Р.С.Немову) Основные проблемы исследований педагогической психологии

Воспитание традиционно понимается как процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. Обучение – это процесс, основная цель которого – развитие способностей ребенка. Воспитание и обучение составляют основные стороны педагогической деятельности.

В педагогической психологии эти процессы рассматриваются отдельно, хотя такое деление весьма условно. Тем не менее воспитание и обучение имеют различные цели, содержание, методы и ведущие типы реализующей их активности.

Воспитание имеет дело с чувствами, межличностными отношениями, передачей социальных ценностей и установок, норм и правил поведения. Воспитание основывается на понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.

Обучение же имеет дело с познавательными процессами ребенка, использует разнообразные приемы передачи знаний, умений и навыков. Основано обучение на восприятии и понимании человеком предметного мира.

Основные проблемы педагогической психологии 1. Проблема сенситивного периода. Она связана с выделением и максимально возможным использованием определенных возрастных периодов для развития тех или иных способностей или качества ребенка. В настоящее время неизвестны все сенситивные периоды развития интеллекта и личности, их начало, длительность и конец. Скорее всего, эти периоды индивидуальны и своеобразны. Возможно несколько сенситивных периодов, характерных для одних и тех же свойств в разные возрастные периоды. Пока однозначного решения этой проблемы не существует.

2. Проблема связи сознательно организованного воздействия и естественного психического развития ребенка, иными словами, проблема связи биологического созревания и обучения с развитием ребенка (помогает специально организованное обучение развитию ребенка или мешает ему).

3. Проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания: какие приоритеты и в каком возрасте должны быть, как гармонично объединить процессы обучения и воспитания?

4. Проблема осуществления системного характера развития ребенка и комплексного педагогического воздействия: по каким законам должно протекать педагогическое воздействие и каковы его ключевые моменты?

5. Проблема взаимосвязи созревания и обучения ребенка, его задатков и способностей, генетической и средовой обусловленности, развития психологическиххарактеристик и поведения ребенка.

6. Проблема определения психологической готовности ребенка к сознательному обучению и воспитанию, поиск валидных средств диагностики.

7. Проблема педагогической запущенности: как отличить безнадежно отставшего в развитии ребенка от педагогически запущенного; какие дефекты в развитии устранимы на определенном этапе, а какие – нет?

8. Проблема обеспечения индивидуализации обучения: каким образом можно создать условия для индивидуального обучения (темпы, ритм усвоения знаний с ориентировкой на индивидуальные особенности ребенка), когда учебный процесс в целом носит групповой характер.

проблема генотипической и средовой обусловленности психологических характеристик и поведения ребенка;

проблема соотношение развития и обучения;

проблема взаимосвязи обучения и воспитания;

проблема сенситивных периодов в развитии;

проблема детской одаренности;

проблема готовности детей к обучению в школе;

проблема индивидуализации;

проблема психолого-педагогической диагностики;

проблема оптимальной психолого-педагогической подготовки учителя и воспитателя и др.

Цель педагогической психологии - скоординировать педагогический процесс и процесс индивидуального развития ученика и тем самым обеспечить включение ученика в педагогический процесс.

Исходя из этого, основной главной задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности и образовательного процесса.

Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания. Педагогика же исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

На современном этапе развития предмет педагогической психологии включает в себя все больше различных задач, которые ставит перед этой наукой жизнь. Отказ от единой для всей системы образования идеологии, разнообразие предлагаемых образовательных программ, новые жизненные требования к интеллекту и личности гражданина заставляют и педагогическую психологию обращаться к все новым областям исследований.

Наиболее важные и актуальные задачи педагогической психологии таковы:

Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;

Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

Изучение психологических основ деятельности педагога;

Определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;

Разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.

Основные практико-ориентированные задачи педагогической психологии -- изучение основных психологических закономерностей формирования единого педагогического процесса и управления, выявление психологических резервов его совершенствования, разумного сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения и воспитания, создание такого психологического климата в образовательном учреждении, который поддерживал бы психологическое здоровье всех субъектов взаимодействия (учащихся, учителей, родителей).

Отечественный психолог и педагог, богослов и философ В.В.Зеньковский связывал педагогическую психологию с социальной, видя задачу педагогической психологии в изучении психологии педагогического процесса как особой формы социального взаимодействия. В соответствии с этим в систему педагогической психологии впервые вводится анализ "педагогической среды" как социально-психического предисловия педагогического процесса".

По мере изменения задач, развития практики обучения и воспитания, организационных форм и средств обучения и воспитания существенно менялся и предмет научной дисциплины. В условиях всеобщего обязательного среднего образования особую значимость приобрела проблема индивидуальных различий, включающая вопросы выявления природы этих различий, при необходимости учета их коррекции и т.д.

Значительно меняется предмет педагогической психологии в зависимости от того, где, в каких условиях и на решение каких задач направлено обучение. Условия обучения и воспитания в средней школе, профессионально-техническом училище, техникуме, колледже, гимназии или высшем учебном заведении различны.

Наряду с дифференциацией предмета и задач возрастной и педагогической психологии, о которой говорилось выше, нельзя не отметить, что в их развитии наблюдается и обратная тенденция -- сближение, интеграция. Это обусловлено тем, что в нашей стране практически все дети, если не с ясельного, то с дошкольного или, в крайнем случае, с младшего школьного возраста включаются в систему организованного общественного обучения и воспитания. А это значит, что их психическое развитие непосредственно связано с системой обучения и воспитания, которая, в свою очередь, строится с учетом не только реального, но и потенциально возможного развития ребенка.

Именно эта неразрывная взаимосвязь самой реальности, выступающей как объект психического исследования (дети, условия их жизни, система обучения и воспитания), обусловила переход к комплексным исследованиям возрастной и педагогической психологии и их интеграции.

В психологии и педагогике давно известно, что обучение и воспитание -- единый и неделимый процесс. Вместе с тем вопрос о том, как оптимизировать процесс гармоничного развития личности, как и на каком этапе можно и нужно достигать максимального расцвета умственных способностей и нравственных качеств, развития эмоциональной и волевой сфер человека, остается до сих пор не решенным. Поиски решения этого вопроса - одна из важнейших задач современной возрастной и педагогической психологии.

Условия научно-технической революции породили необходимость овладения школьниками не только системой глубоких и точных знаний, но и приемами самостоятельного их приобретения.

Да, современный человек может быть воистину образованным и отвечать требованиям бурного развития науки и производства, если он непрерывно пополняет свои знания, а это возможно при овладении приемами самоорганизации познавательной деятельности, переработки знаковой (текстовой) информации. Вопросы, вытекающие из необходимости решения этих задач, входят в содержание современных психолого-педагогических исследований.

Таким образом, педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.

А завершим вопрос о предмете и задачах возрастной и педагогической психологии словами выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях"

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Педагогическая психология традиционно рассматривается в составе трех разделов :

· психология обучения,

· психология воспитания,

· психология учителя.

И.А.Зимняя выделяет следующую структуру педагогической психологии:

1) психологию образовательной деятельности (как единства учебной и педагогической деятельности);

2) психологию учебной деятельности и ее субъекта – обучающегося;

3) психологию педагогической деятельности (в единстве обучающего и воспитывающего воздействия) и ее субъекта (учителя).

4) психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Данная структура расширяет область исследования педагогической психологии и в то же время, по сути, остается традиционной (обучение, воспитание, учитель).

Задачи педагогической психологии. В целом педагогическая психология выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса (И.А.Зимняя).

Н.Ф.Талызина подчеркивает, что ПП призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса учения.

Н.Д.Левитов формулирует следующие задачи ПП:

1) раскрыть психологическое содержание воспитания и обучения и дать психологический анализ требований, предъявляемых в учебно-воспитательной работе к личности учащегося;

2) помочь педагогу построить обучение и воспитание на психологической основе и тем содействовать развитию педагогического дела.

И.А.Зимняя выделяет и конкретные задачи педагогической психологии:

Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании и использования в различных ситуациях;

Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения);

Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

Изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;

Определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения;

Определения психологических основ диагностики уровня и качества усвоения знаний и их соотнесения с образовательными стандартами;

Разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Так, М.И.Смирнов выделяет следующие актуальные проблемы педагогической психологии:

1.Психологические вопросы педагогического мастерства, мастерства преподавания, воспитательной работы.

2. Педагогическое общение: не только «учитель-ученик», но и – «учитель-учителя», «учитель-родители ученика».

3. Трудовое общение школьников – психология трудового воспитания: формы, направленность, содержание.

4. Педагогический коллектив: его состав, отношения, длительность, виды влияния, связь с детским коллективом.

Можно выделить также и другие проблемы не менее значимые (А.В. Петровский):

1. Проблема соотношения развития и обучения.

2. Проблема взаимосвязи обучения и воспитания.

3. Проблема связи созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка. 4. Проблемы сенситивных периодов в жизни ребенка. Суть проблемы состоит в том, что:- во-первых, не известны все сензитивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, деятельность и конец;- во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны наступают в разное время и протекают по-разному. Трудности возникают и с определением психологических качеств ребенка, которые могут формироваться и развиваться в данном сензитивном периоде.

5. Проблема детской одаренности.

6. Проблема готовности детей к сознательному обучению и воспитанию в школе.

Решая ее, нужно определить, что означает психологическая готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует эту готовность понимать: - в смысле наличия у ребенка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению; - в смысле личного уровня развития;- в смысле достижения определенной ступени интеллектуальной и личностной зрелости.

7. Проблема индивидуализации обучения.

Под ней понимается необходимость научно обоснованного разделения детей по группам в соответствии с имеющимися у них способностями и задатками, а так же применения к каждому ребенку методов обучения и воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям.

8. Проблема психолого-педагогической диагностики.

9.Проблема оптимальной психолого-педагогической подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителя и воспитателя.

10. Проблема активизации деятельности учащегося в процессе обучения.

11. Проблема педагогической запущенности ребенка (под которой подразумевается его не способность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванную устранимыми причинами, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали).

12. Проблема системного характера развития ребенка и комплексности педагогических воздействий. Суть ее заключается в том, чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных свойств, каждое из которых можно развивать отдельно, но развитие каждого сказывается на становлении множества других свойств и в свою очередь зависит от них.

13. Проблема социальной адаптации и реабилитации. Здесь речь идет о приспособлении детей, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях. Например, дети много болевшие, из детских домов, интернатов и других закрытых учебных заведений. Социальная реабилитация - это восстановление нарушенных социальных связей и психики таких детей, чтобы они могли успешно учиться и развиваться как все нормальные дети в общении и взаимодействии с окружающими людьми. Связь педагогической психологии с другими отраслями знания

Педагогическая психология имеет взаимосвязь со многими отраслями знания и рассматривается как самостоятельная отрасль общепсихологического знания.

Педагогическая психология связана со многими другими науками в силу целого ряда причин.

1) она является конкретной отраслью общепсихологического знания;

2) она связана с другими науками в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социокультурного опыта, в котором аккумулировано самое разноплановое цивилизационное знание в знаковой, языковой форме;

3) предметом ее изучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, что изучается многими другими человековедческими науками.

Педагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как педагогика, физиология, философия, лингвистика, социология и др. А также: с различными отраслями психологии: социальной, возрастной и т.д.

Философия рассматривает вопросы воспитания под углом зрения становления в человеке собственно человеческих черт.Социологические аспекты образования охватывают структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, выполняющих воспитательные и обучающие функции, являясь частью системы образования; исторические проблемы образования охватывают становление и преобразование учебно- воспитательных институтов, целей, содержания и методов обучения и воспитания в различные исторические эпохи. Но, конечно, более всего с проблематикой обучения и воспитания связаны педагогика и психология.

Педагогика рассматривает цели и задачи обучения и воспитания детей, его средства и методы, способы их реализации на практике. Одновременно с этим предметом педагогических исследований является так же общее актуальное содержание образования.

Взаимосвязь педагогики с психологией:

1. Предмет наук : психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности.

2. Методы исследования: многие инструменты психологического научного исследования составляют основу решения педагогических исследовательских задач (психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологический тест, формирующий эксперимент).

Что же касается личности ученика, индивидуальных психологических особенностей учителя, взаимоотношений между учителем (воспитателем) и ребенком, то это является предметом специального, внимательного и детального изучения в психологии. Психологическим основанием педагогического процесса являются:1. Теории личности (З. Фрейд, Г. Олпорт, К. Левин, Э. Фромм, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович).2. Теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).3. Возрастная психология (психология развития).4. Теории научения (восходящие к бихевиоризму).5. Психология познавательных процессов (когнитивная психология, гештальтпсихология, психология речи).6. Психология индивидуальных различий (темперамент, характер, способности).7. Системный подход в психологии (В.М. Бехтерев, М. Вертгеймер, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов)8. Нейропсихология (А.Р. Лурия).9. Психодиагностика.10. Сравнительная психология.11. Гуманистическая психология.12. Психотерапия.Общая характеристика методов педагогической психологии.

Педагогическая психология располагает основным арсеналом научных методов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование, социометрия.

Существует два основных метода психологического изучения школьников – наблюдение и эксперимент. Все остальные являются частными разновидностями этих методов.

Наблюдением называется целенаправленное и планомерное восприятие исследуемых явлений с помощью органов чувств. Научное наблюдение имеет несколько признаков: целенаправленность, планомерность и компетентность наблюдателя.

Объективное наблюдение называют непосредственным, когда оно ведется лицом, проводящим исследование. Если используются результаты наблюдений, выполненных другими лицами, то наблюдение называют опосредованным.

Наблюдение за самим изучаемым школьником – прямое, а продуктов его деятельности – косвенное. Процедура и результаты опосредованного наблюдения могут иметь форму обобщения независимых характеристик, либо экспертных оценок. В первом случае, лицо, выполняющее функции эксперта, дает описательную характеристику наблюдавшегося явления, во втором – количественную оценку в числовой форме – в баллах, рангах, процентах.

Самонаблюдение также может быть ориентировано либо на содержательную характеристику, либо на оценивание в форме числовых показателей. При этом самооценка реализуется с помощью анкет и опросников, а самохарактеристика – с помощью беседы и интервью.

Научное наблюдение обладает рядом достоинств, благодаря которым оно считается основным методом изучения школьников. Главное из них состоит в том, что методом наблюдения ребенок изучается в естественной обстановке, психические явления предстают перед наблюдателем в природном, неискаженном виде. При этом наиболее продуктивной формой исследования считается включенное наблюдение.

Процедура наблюдения, в отличие от эксперимента, строго не регламентирована, и исследователь может варьировать ее в широких пределах применительно к специфике ситуаций, своим личным предпочтениям и опыту.

Наблюдение имеет дело со спонтанно возникшими явлениями и берет их в той ситуации, в которой они сами оказались, что не всегда отвечает задачам исследования. С помощью наблюдения трудно установить причинно-следственные зависимости и количественные характеристики наблюдаемых явлений. Эти недостатки компенсируются введением модифицированных форм наблюдения. Например, введение в процедуру наблюдения приемов контент-анализа, шкалированных анкет и экспертных оценок позволяет получать числовые показатели, характеризующие изучаемые явления в рамках метода наблюдения. Другой путь компенсации – использование эксперимента.

Экспериментом называют метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психолого-педагогических явлений. Целью эксперимента всегда является проверка гипотезы, сформулированной в процессе анализа результатов, полученных в ходе наблюдений или экспериментов.

Лабораторный – протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией. Естественный – предполагает изучение, осуществляемое в обычных условиях.

Констатирующий – изучение предполагаемых психолого-педагогических явлений, определяет факты. Формирующий предусматривает, что в процессе эксперимента развиваются определенные качества обучаемых.

В педагогической психологии психолого-педагогическому эксперименту отводится особая роль, поскольку в нем проверяются гипотезы научного характера, позволяющие получать достоверные психолого-педагогические знания, а также отрабатываются приемы и методы, с помощью которых на ребенка оказываются различные психолого-педагогические воздействия. Для того, чтобы психолого-педагогический эксперимент давал достоверные знания, необходимо, чтобы он отвечал ряду требований. Во-первых должна быть заранее продумана логика организации эксперимента, рассчитанная на то, чтобы не совершить ошибки в выводах.

В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний.

Одной из важнейших в развитии детей является проблема сензитивных периодов в жизни ребенка. Суть проблемы состоит в том, что:

¨ во-первых, не известны все сензитивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, деятельность и конец;

¨ во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны наступают в разное время и протекают по-разному. Трудности возникают и с определением психологических качеств ребенка, которые могут формироваться и развиваться в данном сензитивном периоде.

Вторая проблема касается связи, существующей между сознательно организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием . Ведет ли обучение и воспитание за собой развитие ребенка или нет? Всякое ли обучение является развивающим (развивает)? Как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие ребенка? Это лишь некоторые вопросы, входящие в состав данной проблемы.

Третья проблема касается общего и возрастного сочетания обучения и воспитания . Известно, что каждый возраст ребенка открывает свои возможности для интеллектуального и личностного роста. Одинаковы ли они для всех детей, как оптимально использовать эти возможности? Как соединить в педагогическом процессе воспитательные и обучающие воздействия, чтобы они стимулировали развитие?

Следующей является проблема системного характера развития ребенка и комплексности педагогических воздействий . Суть ее заключается в том, чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных свойств, каждое из которых можно развивать отдельно, но развитие каждого сказывается на становлении множества других свойств и в свою очередь зависит от них.

Другой проблемой является проблема связи созревания и обучения , задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка. В обобщенной форме она представляется в виде вопроса о том, как генотип и среда раздельно и совместно воздействуют на психологическое и поведенческое развитие ребенка.

Шестой является проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению . Решая ее, нужно определить, что означает психологическая готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует эту готовность понимать:

¨ в смысле наличия у ребенка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению;

¨ в смысле личного уровня развития;


¨ в смысле достижения определенной ступени интеллектуальной и личностной зрелости.

Важна и проблема педагогической запущенности ребенка (под которой подразумевается его не способность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванную устранимыми причинами, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали).

Восьмой проблемой является обеспечение индивидуализации обучения . Под ней понимается необходимость научно обоснованного разделения детей по группам в соответствии с имеющимися у них способностями и задатками, а так же применения к каждому ребенку методов обучения и воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям.

Последняя из нашего списка - это проблема социальной адаптации и реабилитации . Здесь речь идет о приспособлении детей, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях. Например, дети много болевшие, из детских домов, интернатов и других закрытых учебных заведений. Социальная реабилитация - это восстановление нарушенных социальных связей и психики таких детей, чтобы они могли успешно учиться и развиваться как все нормальные дети в общении и взаимодействии с окружающими людьми.

Решение перечисленных психолого-педагогических проблем требует от учителя высокой профессиональной квалификации, немалую часть которой составляют психологические знания, умения и навыки.



Случайные статьи

Вверх