Почему распускаются цветки вьюнка. Информационная поддержка кампании в защиту дунайского заповедника

Транскрипт

1 В.А. Самкова Д.И. Рокотова Рабочая терадь к учебнику «Биология. 5 класс» Условные обозначения: Наблюдение, опыт, моделирование Сложный вопрос Работа в паре, группе Творческое задание Работа с дополнительными источниками информации

2 ВВЕДЕНИЕ Урок 1. Величайшее чудо на планете Планеты Земной группы 1. Три ближайшие к Солнцу планеты по ряду признаков похожи на нашу Землю. Они получили название планет земной группы. Подпиши названия этих планет, если известно, что: А. Венера меньше Земли, но больше Меркурия. Б. Марс больше Меркурия, но меньше Венеры. Рис. 1. Планеты земной группы Рассмотри снимки поверхности планет земной группы и Луны, полученные с помощью исследовательских космических станций. Подбери прилагательные, которые наиболее точно характризуют эти пейзажи. Встречаются ли похожие пейзажи на нашей планете? 2

3 Рис. 2. Поверхность Марса 3. Прочитай пункт 1 в рубрике «Хотите знать больше?» (с. 47). Что известно в настоящее время о существовании жизни на других планетах Солнечной системы и за её пределами? Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовь небольшое сообщение о том, какими методами ведутся поиски жизни в Солнечной системе и за её пределами. 4. Прочитай стихотворение. Догадайся, что автор назвал самым большим чудом. Чудо Удивительное Чудо: Там, Где магазин «ПОСУДА», Возле дома Номер три, Сквозь асфальт У перёкрестка Пробивается. Роман Сеф 3

4 Приходилось ли тебе наблюдать подобное явление? Удивило ли оно тебя? Какие это были растения? А что ты считаешь самым большим чудом? 5. Вспомни, какие условия необходимы для жизни растений, животных и человека. На какой из сказочных планет на Посейдоне, Урании, Эоле или на Гее возможно существование жизни? На планете Посейдон есть вода, тепло, но нет воздуха. На планете Урания есть вода, воздух, но очень холодно. На планете Эол есть воздух, тепло, но нет воды. На планете Гея есть воздух, вода и тепло. Запиши свой ответ. Объясни выбор. 1.Жизнь возможна на планете, потому что 2. На нашей планете существует жизнь, так как 6. Как назваются организмы, которые в опыте Франческо Реди могут легко проникнуть сквозь ткань? Вспомни, что тебе известно о них из начальной школы. 7. Прочитай текст на с. 8 и рассмотри иллюстрацию. Предложи опыт, который бы доказал ошибочность утверждения Яна ван Гельмонта о самозарождении мышей в сосуде с зерном. Как ты думаешь, откуда там могли появиться мыши на самом деле? 4

5 Тема 1. ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ЖИВУЮ ПРИРОДУ Урок 2. В поиске ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы Кто самый наблюдательный? Сколько сов изображено на этой картине- загадке? Названия каких из них тебе известны? Рис. 3. С. Гарднер. Совы Ответ: 2. Запиши вопрос о каком-либо объекте или явлении живой природы, на котрый тебе бы хотелось получить ответ. Обменяйся вопросами с одноклассником. Постарайся ответить на его (её) вопрос, а он (она) на твой. Если это сложно, как ты можешь узнать правильный ответ? Мой вопрос: 5

6 Ответ, который дал(а) : Правильный ответ я могу узнать 2. Как ты думаешь, в чем сходство и в чем различие в получении новых знаний у людей в глубокой древности и в настоящее время? 3. Картины или другие произведения искусства также могут быть для нас источником информации. Внимательно рассмотри репродукцию картины художника. Что нового ты узнал, рассматривая её? Рис. 4. Е. Тихменёв. Охота с беркутом 6

7 4. Продолжи предложение: «Если бы все люди воспринимали окружающий мир одинаково, то» 5. Как ты думаешь, почему наша нервная система быстрее всего передает сигналы от органов слуха, осязания и зрения, а медленнее всего сигналы о болевых воздействиях (укол, ожог, порез и др.)? 7

8 «Таинственные следы» Что изображено на этой фотографии? Рис. 5. Фотография с вертолета Урок 3. Биология наука для всех 2. Используя учебник и дополнительные источники информации, заполни схему «Классификация наук». Науки (социальные) естественные экономика психология антропология информатика электротехника машиностроение 8

9 3. Заполни пропуски в предложениях, используя диаграмму на с. 20 учебника. А. По числу выполненных разработок биотехнология занимает место. Б. Биологические знания необходимы в таких научных областях, как В. Например, знания по биологии необходимы в (название области), потому что 4. «Домашняя инвентаризация». Выполни задание 2 в рубрике «Творческие задания» (с. 51). Что мы имеем благодаря биотехнологиям Продукты Лекарства Бытовая химия Другое Лимонная кислота Левомицитин Удобрение для комнатных растений 5. Сложно подсчитать, сколько существует сегодня профессий, в которых необходимы знания по биологии. Это врач, эколог, агроном, ветеринар, селекционер, ландшафтный дизайнер, психолог, зоолог, микробиолог и десятки других профессий. Заполняя этот кроссворд, ты узнаешь, как называют специалистов в области некоторых биологических наук. Б о т а н и к - специалист, изучающий растения И х т и о л о г - специалист, изучающий рыб О к е а н о л о г - специалист, изучающий жизнь океана Л е с н и ч и й - специалист по лесному хозяйству О х о т о в е д - специалист по ведению охотничьего хозяйства 9

10 Г и д р о б и о л о г - специалист, изучающий население водоёмов И п п о л о г - специалист, изучающий лошадей Я Осталась буква Я впиши название профессии, которую ты хотел бы получить в будущем. 6. «Знания по биологии нужны каждому из нас». Запиши не менее 5 доводов, подтверждающих эту точку зрения. Обменяйся тетрадями с соседом по парте. Выберите три наиболее убедительных довода (аргумента). Повторите эту работу в группе из 4-х человек. Обсудите полученные результаты всем классом. Отберите три главных аргумента. Я считаю, что знания по биологии нужны каждому человеку, потому что: Три главных аргумента: 10

11 Урок 4. Какие научные методы используют биологи? «Узнай по полёту». Эти птицы проводят в полёте почти всю свою жизнь, на земле их увидеть почти невозможно. Весной, с появлением насекомых, они прилетают к нам из теплых краев, а осенью улетают обратно. Кто это? По какому признаку ты можешь различить этих птиц в полёте? Рис Рассмотри иллюстрации к заданию 2 в рубрике «Творческие задания» (с. 51). Картина В.Г. Перова «Ботаник» написана в 1874 г. На ней изображён увлеченный наукой человек, собирающий гербарий. На второй иллюстрации современный специалист. Как ты думаешь, что общего в их работе, а что изменилось за разделяющие их 140 лет? 3. Научное описание приём, который не утратил своей важности и в наши дни. Один из крупнейших научных проектов международный проект «Полог» по изучению тропических лесов мира. Его цель описание видового многообразия этой уникальной экосистемы. В распоряжении ученых огромный башенный кран высотой с 10-этажный дом, воздушные шары и даже дирижабли. Как ты думаешь, почему именно в тропических лесах больше всего неизвестных науке живых существ? 11

12 Почему учёные всего мира придают такое большое значение открытию и описанию организмов, живущих на нашей планете? 4. Вспомни уроки «Окружающего мира» в начальной школе и ответь на вопрос: какой признак называется главным (существенным)? Отметь главный признак, на основании которого объединены в группу следующие объекты: белый медведь, белый снег, белый ландыш, белый песок, белое облако. А. Все они имеют белый цвет. Б. Это тела природы. В. Это тела неживой природы. Г. У них нет общего признака. Сравни свой ответ с ответами однокласников. Кто из вас оказался прав? Запиши и обоснуй правильный ответ на этот вопрос. 5. Прочитай задание 2 в рубрике «Работа с текстом и иллюстрациями» (с. 52). По какому признаку легко отличить домового воробья от полевого? Как ты думаешь, почему снежный вьюрок отнесен к воробьям? Знания и навыки, полученные при выполнении этого задания, будут полезны тебе при проведении наблюдений за птицами (см. урок 5, задание 5). 6. Практическая работа «Измеряем рост учеников нашего класса». Ц е л ь: О б о р у д о в а н и е: 12

13 П р е д п о л о ж е н и е (г и п о т е з а) : большинство учеников в нашем классе имеют (высокий, средний, низкий) рост. Р е з у л ь т а т ы. 1. Данные измерений в группе (название) п/п Фамилия, имя Рост, см 2.Общие данные: Рост учащихся от до см от до см от до см человек человек человек 3.Диаграмма «Рост учащихся в 5 классе». В ы в о д ы: 1. Большинство учащихся нашего класса (человек) имеют рост см. Наше предположение (подтвердилось, не подтвердилось). 2. Самый высокий рост см, самый низкий см. 3. Представление данных в виде диаграммы удобно, так как 13

14 Урок 5. Наблюдение и эксперимент в биологии «Доверяй, но проверяй!». Выполни задание 1 в рубрике «Работа с текстом и иллюстрациями» (с. 52). Я думаю, что размеры квадратов (разные, одинаковые). Правый квадрат (больше, меньше, равен) левого (левому) Измерения показали, что 2. На основе длительных наблюдений за сезонными явлениями в природе сложилось множество народных примет. Вот несколько примет ненастной погоды: А. Закрываются цветки одуванчика. Б. Ласточки и стрижи летают низко. В. Воробьи купаются в пыли. Г. Паук-крестовик отрывает паутину и прячется. Д. Муравьи закрывают ходы в муравейник. Имеют ли эти приметы научное объяснение? Попробуй объяснить 1-2 приведенные здесь приметы. 3. Прочитай пункт 3 рубрики «Хотите знать больше?» (с). Какую загадку «загадали» летучие мыши учёным? Почему одних наблюдений оказалось недостаточно, чтобы её разгадать? 14

15 Рис. 6. Летучая мышь ушан. Фото Jimmy Hoffman Известно ли тебе, какие еще животные ориентируются в пространстве таким же образом? Какие приборы созданы человеком по этому же принципу? 4. Опыт «Как зрачок реагирует на свет?» Ц е л ь: выяснить, как зрачок человека реагирует на свет. О б о р у д о в а н и е: зеркало, источник света. Г и п о т е з а (п р е д п о л о ж е н и е) : при увеличении яркости света размер зрачка изменится он станет (больше, меньше). П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь д е й с т в и й: рассмотри в зеркало свой зрачок; обрати внимание на его размер. Затем повернись к окну или к лампе. Через 5 секунд вновь посмотри в зеркало. Р е з у л ь т а т: С в е т 15

16 А. Зрачок до опыта Б. Зрачок после опыта Моё предположение (подтвердилось, не подвердилось): при увеличении яркости света зрачок (расширяется, сужается). Ответь на вопросы: 1. Объясни наблюдаемые в ходе опыта изменения. Для этого вспомни, какую роль выполняет зрачок. 2. Какие результаты получили твои одноклассники? Совпадают ли сделанные вами выводы? 5. В учебнике на с. 30 приведены примеры вопросов, ответы на которые в настоящее время существуют только в виде предположений гипотез. Используя дополнительные источники информации, подготовь небольшое устное сообщение по одному из этих вопросов. Запиши не менее 2-3 источников информации, которыми ты воспользовался

17 Урок 6. С какой целью в биологии используется моделирование? «Заросший пруд» Предположим, недалеко от твоего дома есть пруд, в котором растёт одна кувшинка. Каждый день число кувшинок удваивается. Если не мешать им расти, то за 30 дней они полностью покроют водную поверхность. При этом все другие организмы в пруду погибнут. Сколько времени у тебя останется на спасение пруда, когда он зарастёт наполовину? Рис. 7. Кувшинки Ответ: 2. Установи соответствие и составь пары. Соедини линиями объекты по определеному признаку. Что это за признак? Самолет Девочка Земля Пруд Аквариум Кукла Глобус Авиамодель В каждой паре один объект оригинал, а второй. 17

18 3. Разгадав ребус, ты узнаешь название растения, которое поселили в самый первый аквариум. 4. Моделируем распускание цветков вьюнка. Ц е л ь: выяснить, почему раскрываются цветки вьюнка. О б о р у д о в а н и е и м а т е р и а л ы: цветная бумага для аппликации или для принтера, ножницы, карандаш, линейка, миска с водой. Г и п о т е з а: возможно, цветки вьюнка распускаются потому, что Ход работы 1. Пользуясь схемой, нарисуй и вырежь цветки. Сложи лепестки, как показано на рисунке. 2. Налей в миску воды. 3. Положи вырезанные цветки в воду сложенными лепестками вверх. Рис. 8. Последовательность выполнения опыта с распусканием бумажных цветов Р е з у л ь т а т: А. Я наблюдаю, как Б. Я думаю, что это происходит потому что В. Похожее явление происходит и с цветками вьюнка: 18

19 В ы в о д: наше предположение (подтвердилось, не подтвердилось) 5. Внимательно рассмотри в учебнике схему «Этапы моделирования» (рис. 20, с. 35). Используя результаты выполнения предыдущего задания, дополни её. А. Изучаемый объект -. Б. Что бы ты хотел узнать об этом объекте? В. Что представляет собой модель? Г. Что ты узнал, изучая модель? Д. Что ты нового узнал об изучаемом объекте? 6. Творческое задание. Чтобы представить будущее нашей планеты, уче ные используют компьютерное моделирование, а писатели фантасты своё воображение. Прочитай и выполни первое задание в рубрике «Творческие задания» (с. 51). Обсудите ваши работы в классе. Чей вариант оказался особенно необычным? А наиболее правдоподобным? Каких вариантов оказалось больше ярких, оптимистичных или мрачных? 19

20 Урок 7. Какое оборудование необходимо биологу? 1. Какое изобретение было подсказано человеку каплей воды? Проверь своё предположение. 2. Просмотри иллюстрации в учебнике. Выпиши названия приборов и инструментов, которые используют биологи в своих исследованиях. Как меняются приборы и инструменты с теченим времени? 3. «Невероятное путешествие Левенгука». Представь себе ситуацию: Антони ван Левенгук невероятным образом оказался в нашем времени. Его знакомят с современными увеличительными приборами. Что бы он мог сказать на это? 20

21 4. В каком исследовании, о котором ты узнал из учебника или из дополнительных источников информации, тебе хотелось бы принять участие? Что тебя особенно заинтересовало? 5. Практическая работа «Опыт с элодеей». Ц е л ь: О б о р у д о в а н и е и м а т е р и а л ы: 1 стеклянный стакан (чаша), 2 стеклянная воронка, 3 пробирка, 4 - штатив, 5 настольная лампа, 6 несколько побегов элодеи, 7 пищевая сода. Рис. 9. Оборудование для работы Дополнительная информация. Элодея многолетнее водное цветковое растение семейства Водокрасовые. Одно из 21

22 наиболее распространённых аквариумных растений. Г и п о т е з а: растения на свету выделяют. Р е з у л ь т а т ы 1.Из указанного оборудования был собран прибор. Он выглядел следующим образом: 2. Собранный прибор мы поместили. (под лампу; на солнечный свет) 3. Через (укажи промежуток времени) мы заметили, что из срезов веточек элодеи выделяются и поднимаются. Этот газ стал накапливаться в, постепенно вытесняя. 4. Для того, чтобы узнать, что это за газ, мы использовали. Внесенная в пробирку. Значит накопившийся газ. В ы в о д: на свету растения выделяют. 22

23 Разгадав ребус, ты узнаешь, как называется процесс, который происходит в зелёных растениях на свету. Ответ: 23

24 Урок 8. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели 1. Что здесь изображено? Рис. 10. Глаза стрекозы крупным планом 2. Объясни, почему важно знать, что представляет собой та или иная иллюстрация. 3. Как ты думаешь, каким образом получено это изображение? С какой целью делают подобные снимки? 24

25 4. Еще один вид иллюстраций в учебнике это схемы, графики и диаграммы. Очень важно научиться понимать их и извлекать нужную информацию. Рассмотри диаграмму «Динамика численности популяции бродячих собак в Москве». Запиши не менее трех выводов, которые ты можешь сделать на основании анализа приведенной в диаграмме информации Какие вопросы возникли у тебя при изучении этой диаграммы? 5. Проверь себя. Разгадай кроссворд, прочти слово в выделенной колонке

26 Возникновение живых существ из неорганических веществ и материалов. 2. Научное предположение. 3. Процесс получения знаний о различных объектах и явлениях окружающего мира. 4. Определение отношения одной величины к другой, принятой за единицу измерения. 5. Сложное устройство, используемое для моделирования изучаемых объектов или явлений. Слово: Оцени свою работу: (количество баллов равно количеству правильных ответов) 26


Технологическая карта урока математики 1 класс «Планета знаний» Тема: «Числовой луч» Перевозкина Елена Алексеевна ГБОУ гимназия 426 учитель начальных классов Тема урока: Числовой луч Урок изучения нового

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Вариант 8 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля

Глава 3 МИР МОДЕЛЕЙ Все мы с детства пользуемся различными моделями и словом «модель». Мы говорим: модель самолета, модель машины, модель космического корабля или подводной лодки, компьютерная модель и

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛИЦЕЙ БРЯНСКОГО РАЙОНА" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету биологии 5 класс Год реализации: 208-209 учебный год Составлена на основе программы

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой) Содержание данной педагогической диагностики

Условные обозначения В учебнике ты встретишь помощников в своей работе значки. Познакомься с ними. Обрати внимание: это цель работы на уроке. Текст и задания, отмеченные этим значком, особенно важны. Это

Проверочная работа по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 класс Вариант 21 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по предмету «Окружающий мир» даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает

Итоговые контрольные работы 208 год Спецификация контрольных измерительных материалов по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (3 класс) Спецификация контрольных измерительных материалов по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (3 класс). Назначение

Контрольная работа по окружающему миру. 1 класс (итоговая) Спецификация итоговой проверочной работы для 1 класса по окружающему миру. Итоговая работа направлена на оценку овладения учащимися первоначальными

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Вариант 3 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля

Итоговая контрольная работа по окружающему миру (3 класс) Спецификация контрольных измерительных материалов (КИМ). Обобщенный план работы Уровни сложности: Б - базовый, П - повышенный. Проверяемые элементы

Контрольные работы в 3 классе Контрольная работа 1 по теме «Земля наш общий дом» 1. Допиши предложения. Я живу на планете, на материке, в стране, в городе. 2. Перечисли планеты Солнечной системы. 3. Заполни

Календарь увлекательных заданий для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Составила: воспитатель Москвина Надежда Анатольевна МАРТ 2017 год. Уважаемые родители, прежде чем вы начнёте заниматься

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ИЗО часть 1 Д/И «Угадай, что получится?» Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество. Материал: Лист бумаги, карандаши. Задание: Педагог предлагает кому-то первому из детей

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Вариант 7 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля

Основные свойства живого. Разнообразие жизни ВВЕДЕНИЕ В заданиях отметьте один правильный ответ. Характерным признаком живого является способность к процессу А оттаивания В растворения Б размножения Г

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Вариант 16 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля

Беляева Елена Анатольевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории Класс: 1 Предмет: окружающий мир Тема: Разнообразие растений и животных Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Образец Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля

Проект урока по окружающему миру 2 класс. Тема: Материки и океаны. МБОУ «Мгинская средняя общеобразовательная школа» Автор разработки: Манина Ирина Владимировна, учитель начальных классов УУД: 1. Учиться

5 получение информации Понять, для чего и как получают (собирают) информацию, какие инструменты используются для получения информации, что значит работать с информацией. Научиться получать информацию с

Вариант 12577 1. Внимательно рассмотри рисунок, на котором изображена комната. Внутренняя часть окна может быть изготовлена из стекла. Она отмечена на рисунке стрелкой с соответствующей надписью. Какие

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ИЗО Д/И «Угадай, что получится?» Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество. Материал: Лист бумаги, карандаши. Задание: Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать

Вариант 21564 1. Рассмотри рисунок, на котором изображён кабинет. Внутренняя часть окна может быть изготовлена из стекла. Она отмечена на рисунке стрелкой с соответствующей надписью. Покажи на рисунке

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Вариант 9 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля

РАСКРАСЬ САМ КРОСCВОРД ЗАДАНИЕ ПРО КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ Нарисуй стрелочками движение воды в природе на картинке с ландшафтом КАПЕЛЬКА ТИЛЬГУ НЕ ДЕЛАЕТ НИЧЕГО ТАКОГО, ЧТО МОГЛО БЫ ВЫЗВАТЬ ЗАТОРЫ В

Учитель: Цыганкова И.Н. Email: [email protected] Skype: irinatsygan73 Тематическое планирование по окружающему миру для учащихся заочной формы обучения. Экстернат дальний. 2 класс. Рабочая программа

ВВЕДЕНИЕ Здравствуй, наш юный друг! Приглашаем тебя в удивительную страну физики Если ты любишь задавать вопросы и хочешь больше узнать о мире, в котором живешь, то эта книга для тебя. Откуда летним утром

Совёнок-2017 задания первого тура Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании www.covenok.ru Анкета

Календарно-тематическое планирование по предмету Окружающий мир (название предмета) год обучения 2018-2019 количество часов 68 часов Название изучаемой темы Контроль Характеристи основных видов деятельности

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Вариант 13 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля

Урока в году урока в четвер ти Календарно-тематическое планирование по окружающему миру во 2 классе Дата Тема урока Виды деятельности (элементы содержания, контроль) 1 четверть-9 ч Где мы живём? (2ч) 1

ВПР Окружающий мир 4 класс Вариант 1 Всероссийская Проверочная Работа Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по предмету «Окружающий мир» даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и

Содержание раздела, темы урока 1 Родная страна. Город и село. Проект «Родной город» 2 Природа и рукотворный мир. Наше отношение к миру. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем?»

УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я72 П19 Условные знаки: личностные качества; метапредметные результаты. П19 Пасечник, В. В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника

Ноябрь 2016 года Поздравляем всех участников с началом 9-го полугодового интеллектуального марафона! Не удивляйтесь, что мы представляем задания 1-го тура таким образом. Многие годы мы пользовались услугами

Проверочная работа по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 класс Вариант 22 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по предмету «Окружающий мир» даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает

Просветительский центр Новаяшкола Летняя продлёнка ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙПРОЕКТДЛЯУЧАЩИХСЯНАЧАЛЬНОЙШКОЛЫ ПАСПОРТПОЗНАВАТЕЛЬНОГОПРОЕКТА БАЛЛЫ СУММА Тема: «ПОЛЁТ» Дорогие друзья! Вот и наступило лето! Такая пора,

Предмет: математика, 2 «Б» класс Преподаватель: Дегтярѐва Л.В. Урок практикум. Тема: Угол. Прямой угол. Цель: Познакомить с понятиями «угол», «прямой угол», выделять основные части угла вершину, стороны.

Задачи урока: уточнить и закрепить представления учащихся об особенностях художественной и научной речи; развивать орфографические и речевые навыки; развивать мотивацию к творчеству и к самостоятельному

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс Тема: «Зима - покой природы», учитель МАОУ Гимназия 2 Лалетина И.А. Тема Цель темы Планируемый результат Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы:

Мониторинговая работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2014 Мониторинговая работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2014 Фамилия, имя школа, класс Прочитай текст. ВАРИАНТ 1 Птенцы Это было в станице весной. Ярко светило

Проверочная работа по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 класс Вариант 25 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по предмету «Окружающий мир» даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает

1. Что изображено на фотографии? Как люди обычно используют эти предметы? 2. Представитель какой профессии изображён на фотографии? Какую работу выполняют люди этой профессии? Какие качества характера

Проверочная работа по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 класс Вариант 24 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по предмету «Окружающий мир» даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает

Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты УУД: У обучающегося будут сформированы: У обучающегося будут сформированы: -положительное отношение к учению; технология 1 класс

1 Планируемые результаты освоения учебного предмета технология 1 К класс Личностные результаты УУД: У обучающегося будут сформированы: У обучающегося будут сформированы: -положительное отношение к учению;

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Вариант 4 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля

Развитие сенсорики 1-3 года Какого цвета предметы? Предложите ребенку рассмотреть картинку. Попросите показать на картинке предмет красного, синего, зеленого, желтого, белого, черного цвета. Что одинакового

Вариант 21571 1. Внимательно рассмотри рисунок, на котором изображены предметы с садового участка. Цветочный горшок может быть изготовлен из глины. Он отмечен на рисунке стрелкой с соответствующей надписью.

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Вариант 5 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля

ВПР 206 г. 4 класс ОКМ. Вариант 42. Критерии Система оценивания проверочной работы Оценивание кратких ответов на задания 2 4, 6., 6.2 Правильный ответ на каждое из заданий 3.2, 4, 6. и 6.2 оценивается

Капустина Антонина Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 4 г.о. Сызрань Технологическая карта урока окружающего мира Учебный предмет Окружающий мир Класс 2 Тип урока урок-закрепление. Тема урока

С первыми лучами восходящего солнца заметно меняется облик лужаек, лесных полян. Сверкают всеми красками радуги капли росы. Начинают порхать легкокрылые бабочки, отправляются на поиски нектара пчелы и шмели. Из множества растений они отдают предпочтение тем, у которых раскрылись яркие венчики. С каждым часом цветочная палитра обогащается все новыми колерами. А к вечеру цветки в определенной последовательности закрываются. Вместе с тем некоторые дремавшие днем растения, наоборот, раскрывают свои цветки лишь в сумерки и благоухают до утра.

Первым, кто заинтересовался таким поведением цветущих растений, был великий шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-1778). Долгое время он жил в небольшом университетском городке Упсала, руководил кафедрой ботаники. Линней создал систему классификации живых организмов, которая завершила огромный труд ботаников и зоологов первой половины XVIII века. Ученый этим по праву снискал себе мировую славу.

Линней открыл и изучил явление, которому дал название “сон цветов”. Он долго наблюдал за тем, как “просыпаются” и “засыпают” цветки. Изучая эти ритмы, ученый установил их закономерности у разных растений и нашел для своих наблюдений практическое применение. Однажды в его саду появилась необыкновенная клумба. На ней были посажены растения, которые распускали и закрывали венчики в строгой очередности и последовательности. “Циферблат” этих своеобразных часов был разбит на ряд секторов, в каждом из которых высаживались определенные виды растений. Такие часы без стрелок и цифр тем не менее работали безошибочно и без перерыва. Каждый час распахивал лепестки какой-нибудь цветок, другие же в это время оставались закрытыми.

Эти необычные часы были гордостью хозяина и немало удивляли многочисленных гостей ученого. С легкой руки Карла Линнея часы-клумбы появились во многих городах Европы. Однако они “шли” неточно, и главной ошибкой их создателей было механическое, без учета местных временных, пространственных и климатических условий, использование таблицы Линнея.

Дело в том, что в каждой конкретной местности цветочные часы показывают время по-разному. Это вызвано как географическими, так и экологическими факторами. К примеру, если козлобородник луговой на клумбе Линнея начинал раскрываться уже в три часа утра, то под Москвой он раскрывается между 4 и 5 часами утра. Один и тот же вид будет в разное время открывать цветки под Ленинградом, на Украине и на Кавказе.

Какие же причины заставляют растения открывать и закрывать свои венчики в определенное время?

Такое “поведение” растений объясняется особенностями их эволюции и условиями обитания. Главное воздействие оказывает смена дня и ночи. Только при условии достаточной освещенности в зеленых растениях протекает реакция фотосинтеза. С рассветом травы и деревья словно пробуждаются. Однако каждому виду определено свое время. Одни растения раскрывают венчики с восходом солнца, другие распрямляют лепестки гораздо позже, некоторые же и вовсе не распускаются днем.

Цветки очень чувствительны к изменениям температуры и влажности воздуха. Одни из них не переносят сырости, поэтому они в конце дня закрываются, так как ночью влажность воздуха повышается, а водяной пар при снижении температуры конденсируется в капельки росы. Вот и прячут на ночь такие растения свои тычинки и пестики, закрывая их лепестками и чашелистиками. А как только сверкнут лучи солнца, их цветки начинают раскрываться, так как многим из них не только не вредит, но даже полезна дневная жара.

Другие же растения любят тепло, но не переносят зноя. Они, как правило, распускаются ранним утром или во второй половине дня, а когда солнце стоит в зените – укрываются от жары. И так изо дня в день, в одно и то же время, покуда длится эстафета цветения.

Однако не только этим объясняется ритмичность жизни растений. Более важное значение в работе биологических часов играет связь растений с насекомыми-опылителями, у которых также существует свой ритм жизнедеятельности. Оказывается, их биологические часы идут синхронно. Такое соглашение о режиме работы взаимовыгодно для партнеров. Растение раскрывает свои цветки и готовится отдать пыльцу и нектар точно в то время, когда к нему подлетят пчелы, шмели, осы, бабочки, мухи. Благодаря такой согласованности насекомым в поисках корма не приходится совершать холостые вылеты. Такое поведение крылатых существ можно сравнить с поведением покупателя, который идет в магазин только во время его работы и не торопится туда в неурочное время.

Ученые экспериментально установили, что внутренние биологические часы растений надежно работают даже в тех случаях, когда искусственно устраняются на несколько дней внешние признаки суточного режима, например восход или закат солнца, отсутствует колебание температуры воздуха и др. Цветки раскрываются как по команде, в определенное время суток, а насекомые точно соблюдают установленный час свидания.

Именно таким негласным контрактом объясняется ночное цветение некоторых видов растений. Они распускают свои венчики лишь с наступлением темноты. Днем их цветки “спят”, потому что дневные насекомые с их короткими хоботками не в состоянии перенести пыльцу с тычинок на глубоко расположенное в трубочке венчика рыльце. Ночные же насекомые, прежде всего бабочки, отлично справляются с этим. А чтобы предмет их внимания был хорошо заметен, лепестки распускающихся ночью цветков окрашены, как правило, в белый, бело-розовый или желтый цвета. В этих же целях растения источают свои ароматы. Обоняние насекомых очень развито, и запах нектара они чувствуют на значительном расстоянии. Вспомните, как приятно пахнут с наступлением сумерек маттиола (левкой), душистый табак, ночная фиалка (гесперис).

Со времени создания Карлом Линнеем цветочных часов прошло более двух столетий. Но загадка суточных ритмов растений продолжает до сих пор интересовать ученых. Биологами уже давно исследуются пространственные аспекты приспособления растений и животных к окружающей среде, а проблемы биологических ритмов изучены в гораздо меньшей степени, хотя результаты наблюдений показывают, сколь поразительными могут быть приспособления растительных организмов в этом отношении. Однако, несмотря на усилия исследователей, сегодня можно лишь догадываться, каким же образом и при помощи каких средств растения столь верно определяют время, вернее, приурочивают свои физиологические процессы к определенному поведению животных или другим факторам. Вот уж действительно удивительное рядом!

Биологам еще предстоит снять завесу с тайны биологических часов. А наблюдательные путешественники и сейчас смогут воспользоваться живыми хронометрами, созданными природой. Но во избежание ошибки лучше воспользоваться одновременно несколькими индикаторами. В мире растений существует строгая очередность. Например, цветки мака-самосейки не откроются раньше соцветий козлобородника, а венчики цикория всегда закрываются позже, чем цветки картофеля. Скажем, на лугу вы заметили, что цветки смолки обыкновенной уже открылись, а соцветия козлобородника еще не закрылись. Значит, сейчас около 10 часов 30 минут.

Следует, однако, помнить, что “ходят” цветочные часы лишь в солнечную погоду. В пасмурный день некоторые цветки вовсе не раскрываются или цветочные часы начинают обнаруживать значительные погрешности.

Не следует также забывать, что цветочные часы показывают лишь солнечное время данного пункта. Мы же живем по усредненному поясному времени. При этом в пунктах, лежащих в западной и восточной частях каждого пояса, расхождение с солнечным временем составляет 1 час. Кроме того, в целях экономии электроэнергии устанавливают на весенне-летний период декретное время, которое также значительно отличается от местного солнечного времени. Поэтому каждому туристу рекомендуется составить на основании собственных наблюдений цветочные часы для района своих путешествий с учетом поясного и декретного времени.

При этом, конечно, не обойтись без знания особенностей растений. Систематические наблюдения за жизнью цветков станут исходным материалом для составления таблицы распускания и закрывания их венчиков.

Бодяк огородный

Растет на влажных лугах, в заболоченных кустарниках, по берегам рек. Стебель прямостоячий, бороздчатый, почти голый. Голые листья перисто-раздельные, с яйцевидными сегментами, усаженными по краям колючками. Прикорневые и нижние стеблевые листья с крылатыми черешками. Корзинки (“цветки”) располагаются по два-три на верхушке стебля и прикрыты верхушечными листьями. Крохотные трубчатые цветки желто-белой или желто-зеленой окраски. Их трубочка короче отгиба. Цветет почти все лето. Свои соцветия-корзинки раскрывает в 7-8 часов утра, закрывает в 14- 15 часов.

Бодяк полевой

Этот злостный сорняк доставляет немало неприятностей земледельцам. Он глушит посевы многих культур, снижает их урожайность. Листья у него цельные с крепкими колючками по краям. Цветки розово-фиолетовые, трубочка в несколько раз длиннее отгиба. Обертки грязно-пурпурные, их листочки снабжены колючками. Корзинки собраны в небольшое метельчатое соцветие. Распускается в 8-9 часов утра.

Вербена лекарственная

Местами в южных районах европейской части СССР и в Средней Азии растет как сорняк. Встречается в лесу, по берегам водоемов, в садах, огородах, на пустырях. Стебель четырехгранный, прямостоячий, вверху разветвленный. На нем супротивно размещены листья, сидящие на коротких черешках. Мелкие невзрачные цветки собраны в длинное колосовидное соцветие. Венчик бледно-лиловый, с косым, почти двугубым отгибом. Цветок вербены начинает раскрываться между 7 и 8 часами утра.

Вьюнок полевой

Его граммофончики открываются в 9-10 часов утра и лишь в 20 часов закрываются.

Гвоздика полевая

Растет в сосновых и смешанных лесах, на полянах, среди кустарников. Стебель простой или от основания ветвистый, как и листья, гладкий. На ланцетно-линейных листьях хорошо заметны три жилки. Цветет в июне – сентябре. Цветки на верхушках веточек одиночные, реже их бывает два-три. Зубцы чашечки ланцетные, заостренные. Лепестки (их пять, бледно-розовые, с темными пятнами) раскрывает в 5-6 часов утра,

Картофель

Примерно в 8 часов картофельное поле становится от раскрывшихся цветков белым или розовым (в зависимости от сорта). В 15-16 часов цветки закрываются.

Кислица обыкновенная

Ее листочки начинают распрямляться в 3-4 часа утра, а в 9-10 часов распускаются белые, реже розоватые цветки. В 18-19 часов они закрываются.

Козлобородник луговой

Его большое ярко-желтое соцветие напоминает соцветие (корзинку) одуванчика, только гораздо крупнее. Стебель прямой, ветвистый, с многочисленными узкими заостренными сизо-зелеными листьями. На каждом экземпляре распускается несколько корзинок на длинных, полых внутри, не утолщенных в верхней части цветоносах. Соцветие состоит из язычковых обоеполых цветков.

Растение цветет, по существу, все лето. Одновременно можно наблюдать и распускание корзинок, и созревание семян. Отцветший козлобородник бросается в глаза наличием лохматых “папах”. Однако перед ненастьем, чтобы укрыться от влаги, его плоды с длинными серебристыми хохолками собираются в плотный пучок, прикрываются листочками обертки, что несколько напоминает козлиную бороду. Отсюда и название растения.

Соцветия раскрываются с восходом солнца. Но вот на ваших глазах они стали торопливо закрываться и вскоре спрятали все свои язычковые цветки. Можете не сомневаться: сейчас 10-11 часов. Соцветие снова раскроется лишь утром следующего дня.

Колокольчик крапиволистный

От других видов колокольчиков он отличается прежде всего листьями, похожими на листья всем знакомой крапивы двудомной. Стебель прямостоячий, острогранистый с красноватым оттенком, иногда достигающий метровой высоты. В верхней части стебля в июне – августе поочередно распускаются красивые цветки, образующие короткометельчатое или кистевидное соцветие. Цветок довольно крупный – 3-6 см в длину. Чашечка в 2-3 раза короче венчика. Венчик сине-фиолетовый или лиловый (очень редко белый), колоколообразный, с пятью лопастями, снабженными по краям ресничками. Цветки колокольчика крапиволистного раскрываются в 8-9 часов утра.

Коровяк скипетровидный

Его плотное верхушечное соцветие-кисть напоминает скипетр. Длинные (до 25 см) листья удлиненно-эллиптические, заостренные, по краю городчатые, на ощупь бархатистые, густо покрыты мягкими волосками, на стройном, высоком (до 2 м) стебле все лето один за другим распускаются многочисленные цветки. Венчик состоит из пяти желтых лепестков. Тычинок пять, у трех из них нити беловойлочно-опушенные, а у остальных – голые. Раскрывает свои цветки в 5-6 часов утра.

Кувшинка белая

В хорошую погоду цветки появляются на поверхности водоема в 5-6 часов утра.

Лютик едкий

Раскрывает цветки в 7-8 часов утра, закрывает в 15-16 часов.

Мак-самосейка

В южных районах европейской части СССР его можно увидеть в посевах пшеницы, ржи, яровых культур, возле дорог. Каждый цветок мака живет не более двух дней. Лепестков всегда четыре, они ярко-красные или розовые. Цветки раскрываются в 5 часов утра, закрываются в 20-21 час.

Мать-и-мачеха обыкновенная

Это интересное растение зацветает раньше всех. Листьев еще и в помине нет, а на глинистых склонах, в оврагах, по берегам рек и ручьев видны его соцветия-корзинки. Цветоносные побеги покрыты маленькими чешуевидными листочками. Они прижатые, яйцевидно-ланцетные, буровато-красноватые. Только после цветения развиваются прикорневые листья, сидящие на длинных черешках. Они округло-сердцевидные, неравномерно-зубчатые. Сверху листовая пластинка зелёная, голая, гладкая и кажется холодной. По народному понятию, это – “мачеха”. А нижняя поверхность листа – покрыта беловатым войлоком. Она мягкая, нежная – “мать”. Вот откуда происходит название этого растения. растения.

Корзинки мать-и-мачехи одиночные, состоящие из множества цветков (краевые цветки – язычковые, пестичные; срединные – трубчато-колокольчатые, обоеполые). Все они раскрываются в 9-10 часов, а закрываются около 18 часов.

Одуванчик лекарственный

Растение раскрывает свои корзинки в 5-6 часов утра, а после 17 часов их уже и не заметишь среди сплошной зелени трав.

Ослинник двулетний

Встречается на лесных опушках, главным образом на песчаных почвах, вдоль дорог. Растет как прямостоячий, вверху немного разветвленный, густо облиственный очередными цельнокрайними продолговатыми листьями, достигающими 20 см в длину. Прикорневые листья на длинных черешках, верхние – сидячие. Листовые пластинки с красными пятнами. Цветет в течение всего лета и даже осенью. Цветки собраны в длинную кисть. Венчик состоит из четырех больших ярко-желтых лепестков. Плод – длинная четырехгранная коробочка.

Цветки ослинника распускаются примерно в темноте цветущее растение напоминает – свечу. Поэтому иногда его называют “ночной свечкой”. Каждому распустившемуся цветку суждено жить менее суток уже в 12-13 часов следующего дня, независимо от состояния погоды, его лепестки увянут.

Смолка обыкновенная

Многолетнее растение из семейства гвоздичных. Образует небольшие дернинки. Внизу, у самой земли, растет густая копна обратноланцетных сизоватых листьев. Стебель простой, голый, темно-красный, липкий. Тронешь его рукой – и кажется, что он намазан смолой. Таким образом растение защищает себя от насекомых, которые повреждают его цветки, расположенные по пять – семь в мутовках, в совокупности образующих метельчатое соцветие. Чашечка трубчатая, с пятью зубчиками, на ней можно насчитать десять красных жилок. Лепестков, как и у большинства гвоздичных, пять. Они малиновые или пурпурные.

Раскрываются цветки в 10-11 часов и весь день весело сверкают рубинами среди сочной зелени. Они закроются лишь в 21 – 22 часа, когда зайдет солнце.

Цикорий обыкновенный

Эта трава начинает цвести в июле. Нежные голубые краевые цветки (“лепестки”) распрямляются с 7 до 8 часов утра, а сворачиваются, будто вянут, в 16-17 часов.

Шиповник

Цветки шиповника раскрываются рано утром, когда восходит солнце, и посещаются насекомыми до самого заката.

Ястребинка зонтичная

Имеет высокий прямостоячий стебель, щитковидно-ветвящийся на верхушке. Листья ланцетные, с завернутыми внутрь краями. Золотистые цветки собраны в корзинки, образующие щитковидное соцветие. Корзинки раскрываются ранним утром, а закрываются в 16-17 часов.

Время распускания и закрывания венчиков некоторых растений средней полосы европейской части России (ч)

Открывают цветки

  • Козлобородник луговой 4.00- 5.00
  • Мак-самосейка, кувшинка белая, одуванчик лекарственный, гвоздика полевая, коровяк скипетровидный, ястребинка зонтичная, шиповник 5.00- 6.00
  • Бодяк огородный, цикорий обыкновенный, лютик едкий, вербена лекарственная, картофель 7.00- 8.00
  • Бодяк полевой, колокольчик крапиволистный 8.00- 9.00
  • Мать-и-мачеха обыкновенная, вьюнок полевой, кислица обыкновенная 9.00- 10.00
  • Смолка обыкновенная 10.00-11.00
  • Ослинник двулетний 21.00

Закрывают цветки

  • Козлобородник луговой 10.00-11.00
  • Ослинник двулетний 12.00-13.00
  • Бодяк полевой 13.00-14.00
  • Лютик едкий, картофель 15.00-16.00
  • Ястребинка зонтичная, цикорий обыкновенный, одуванчик лекарственный, кувшинка белая 16.00-17.00
  • Мать-и-мачеха обыкновенная 17.00-18.00
  • Кислица обыкновенная 18.00-19.00
  • Мак-самосейка 20.00-21.00
  • Смолка обыкновенная 21.00-22.00


Непривередливый, но очень симпатичный вьюнок известен в народе под названием березка. Его нежно-розовые или белые цветы расстилаются роскошным ковром по земле. Многие хозяйки используют декоративные сорта растения, чтобы украсить свой приусадебный участок, а также балкон. Насыщенные оттенки синего или фиолетового цвета смотрятся умопомрачительно на фоне серых многоэтажек. Ученым известно около 250 разновидностей семейства Вьюнковых. Однако стоит обратить внимание на описание нескольких фаворитов садоводов.

Сажать тянучку нужно на расстоянии 25 см к другим культурам. Если его используют для заполнения территории, то отдаленность от остальных растений составляет 50-60 см.

Общие характеристики

В природе березку можно встретить у себя на огороде. Она напоминает лиану в миниатюре. Кстати, латинское название вьюна означает «свертывать» или «обертывать», что очень точно передает характер растения. Стебли и корневища напоминают тонкие тросы, которые мастерски обвивают любые строения: живые либо нет. На вопрос, как выглядит вьюнок, следует ответить описанием каждой его части по отдельности:


Ценность этой культуры еще и в том, что она имеет множество цветовых решений. Как показано на фото, вьюнок бывает однотонным, двух- и трехцветным. Доминирующими оттенками этих «европейских лиан» являются:



Начинают цвести вьюны с конца весны. В итоге целое лето и до осенних заморозков можно любоваться великолепием этих нежных цветочков.

Выращивать представителей семейства Вьюнковых нужно на некислой и относительно влажной почве. Также следует обеспечить им достаточное освещение или хотя бы рассеянное.

Вьюнок полевой

С этим травянистым растением чаще всего борются на огородах или клумбах. Однако, как показывает практика, с ним можно и дружить. В состав вьюнка полевого входят десятки полезных элементов, которые помогают в борьбе с заболеваниями:

  • печени;
  • дыхательных путей (бронхит, астма);
  • кровеносной системы;
  • кожных высыпаний;
  • почек (снимает отечность).

Более того, он обладает антисептическими свойствами. Культуры, которые растут по соседству с ним, менее подвержены воздействию плесени или грибков. С него можно сделать первоклассную мульчу. Такой субстрат не только дезинфицирует почву, но и делает ее рыхлой, а также влажной.

Благоприятным грунтом для этого вида служит суглинок или супесок (с большим содержанием песка).

Полевая березка бывает как многолетней, так и однолетней. Белые или розовые мелкие цветочки (редко встречаются синие и фиолетовые) обильно устилают стелющийся стебелек. В большинстве случаев он имеет гладкую поверхность, но иногда встречаются экземпляры и с волосяным покрытием. К полноценному описанию вьюнков полевых необходимо добавить следующее:

  • стебель в длину достигает всего 100-150 см;
  • период цветения: с середины апреля до первых заморозков;
  • листья вытянутой треугольной формы (как копье), расположенные на черешках;
  • конусообразные цветы растут на длинных цветоножках одиночно либо соцветиями (1-3 почки);
  • тонкие корни вьюнка достигают 3 и даже 6 метров в длину;
  • способ размножения: семенной или корневой (отпрыски).

Такая березка служит прекрасным украшением для сада. С ее помощью хозяйка умело спрячет некорректные пробелы в . Изысканный живой ковер на заднем дворе из золотистого сорняка создаст чарующую атмосферу.

Вьюнок садовый

Этот вид тянучки отличается разнообразием ярких и контрастных красок. Таким цветущим ковром можно оформить неприглядный склон на даче. Очень часто на огородах пустуют незасеянные участки земли. Почему бы не использовать садовый вьюнок, чтобы приукрасить свою дачу. В саду им можно декорировать аллеи. Кучерявые синие или белые бордюры из вьюна придадут райскому уголку некой помпезности. Дизайнеры рекомендуют делать ширму или перегородку из этих растений. Она прекрасно отделяет одну часть сада от другой либо служит тенью для других культур.

Для выращивания золотистого сорняка в контейнере достаточно одной ветки. Тогда у него больше пространства, чтобы он разросся и создал густой, роскошный каскад.

Лианы-летники зависимы от солнечных лучей. Так, цветок вьюнка закрывается и скручивается, если на улице пасмурно или идет дождь. Хотя это растение неприхотливое, все же есть некоторые особенности его посадки и выращивания:


Если на зелени выступают белые разводы, значит, лиану поразила мучнистая роса. Несколько обработок фунгицидными средствами уничтожат вредителя.

Важно правильно поливать вьюнок садовый, фото этого сорта для вертикального озеленения приведено ниже. Не следует слишком обильно заливать грядки, ведь это приводит к разрастанию зелени, а не соцветий. Однако из-за дефицита влаги бутоны будут осыпаться. Без подкормки цветы вырастут мелкими и блеклыми. Поэтому перед посадкой землю удобряют торфом.
Почву присыпают , когда тянучка выкидывает бутоны. Комплексными удобрениями (азотными или калийными) обрабатывают грядки раз в две недели. Субстрат раскладывают на почву, а затем смывают водой, используя лейку.

Чтобы высадить в грунт рассаду, нужно еще в начале марта посеять семена в контейнер. Хранить емкости следует в теплом и солнечном месте, регулярно поливая.

Трехцветный

Он считается самым эффектным для высаживания в горшки (контейнеры). Сочетание синего (ультрамариновый оттенок) и белого оттенка с огненно-желтой (лимонной) серединкой делает его неповторимым. Благодаря такой расцветке он великолепно красуется на террасах и клумбах мегаполисов. Вьюнок трехцветный – однолетник, который вырастает до 50 см высотой. Стебли усыпаны густой зеленью. Сизовато-зеленые листья служат изумительным фоном для крупных пестрых цветов с волнистой окантовкой. В диаметре они достигают 5 см.
Кроме прочего, существует еще три разновидности трехцветного вьюна:

  • «Blue» и «Rainbow» Flash. Максимально плотно растут как цветы, так и листья, образуя шаровидной формы кусты.
  • «Royal Ensign». Цветы имеют темную расцветку – бархатные фиолетовые цветы с характерным черным отливом.
  • «Crimson Monarch». Яркий малиновый оттенок соцветий.

Это самые быстрорастущие декоративные виды. За 2-3 месяца корневища прорастают до 2-х метров в глубину. Если они рвутся, то образовывают новые отростки.

Вьюнок – растение однолетнее, которое выращивают из семян. Благодаря тому, что этот сорт низкорослый, он имеет множество боковых отростков. Поэтому такие экземпляры напоминают форму сферы. Изумительно смотрятся на террасах, окнах или лоджиях.


Комнатный

В доме или квартире можно выращивать вьюнок комнатный, который был специально выведен для таких условий. Этот сорт очень капризен. Его нельзя держать на открытом воздухе – подоконнике либо балконе. Попадание прямых лучей солнца приведет к пожелтению листьев, а также к пересыханию основы корня. Кроме этого, комнатная березка очень любит влагу. Поэтому ее нужно регулярно поливать и обрызгивать. Молодую тянучку можно смело купать в ванной. Эти процедуры необходимо делать в зимний период, когда воздух в квартире пересушен из-за отопления. Ставить горшок с вазоном нужно в укромном месте, ведь сквозняки для него опасны.

Если высаживать лиану в контейнер, то ее следует поставить на южную сторону дома или ближе к восточной.

Уход за этими тремя видами вьюнка – полевого, садового и комнатного – не требует особых усилий. Это светолюбивое растение станет достойным украшением приусадебного участка либо террасы.


Ах, чашечка вьюнка... сияет розовым в орнаменте зеленом...

Ах, чашечка, ах, чашечка вьюнка
Сияет розовым в орнаменте зелёном.
Обнял вьюнок все травы, край лужка,
Драпировал узором, нежным флёром...

Привстав на цыпочки, к деревьям льнёт,
Стараясь, день и ночь украсить всю окрестность.
Поймёт ли кто усердия полёт?
Сердечко бьётся, тихо распуская нежность…

Опоре малой весело вьюнок
Ответит, граммофончики развесив.
Получит радость тот, кто одинок,
И будет нежно петь им теплый летний ветер.
Джамрина









Ботаники растение называют ипомеей.
Растение же это любители-цветоводы чаще называют вьюнком или граммофончиками. Для него подходит и то и другое. «Вьюнок» - потому что легко и быстро обвивает опору, «граммофончики» - из-за воронковидных, довольно крупных цветков самой разнообразной окраски - пурпурной, розовой, фиолетовой, голубой. Встречаются полосатые и махровые формы.









Растение это - из семейства вьюнковых, рода ипомея, в котором около 500 видов травянистых растений. Чаще всего в садах встречается ипомея пурпурная, но кроме нее есть ипомея красно- голубая - с красной звездочкой внутри лазоревого цветка, а на юге растет ипомея крупноцветковая с белыми грамофончиками.






Родина ипомеи - южные страны, вьющееся, слегка опушенное растение, длинные, до 2-З м стебли сплошь покрыты сердцевидными заостренными листьями с множеством цветков. Яркая окраска и запах нектара привлекают пчел, бабочек, различных мух, которые опыляют растения. Интересно, что цветки бывают раскрыты лишь в первой половине дня.





Цветки вьюнка трехцветного имеют воронковидную форму и желтый центр, вокруг которого расположена белая полоса, ярко контрастирующая с окраской остальной части цветка.







Внешне на ипомеи похож полевой вьюнок, Convolvulus arvensis L. Народные названия: березка, повилика, вьюн. Он тоже из семейства вьюнковых. Это многолетний сорняк с подземным корневищем белого цвета и бледно-розовыми цветками. Растет он в посевах, вдоль дорог. К этому роду вьюнковых относятся и декоративные виды.





Ипомеей хорошо затенять солнечные террасы или веранды, обвить перголу, посадить их вдоль сетчатой ограды и закрыть участок от посторонних любопытных глаз.






Можно просто обсадить дом с южной стороны, обвить южные окна, и микроклимат в доме станет более благоприятным - прохладным и влажным, а доски, которыми обит дом снаружи, не будут рассыхаться. На давно освоенном участке с помощью шпалеры с ипомеей можно отделить сад или огород, участок хозяйственного назначения или стоянку для автомашины. И это будет самая красивая ограда. Если обсадить ипомеями беседку со столом и скамьями, то получится уютное место для отдыха. Арки из гнутых металлических прутьев над дорожкой к дому, увитые ипомеей, превратят эту дорожку в зеленый коридор. Еще проще соорудить такую арку над калиткой у входа на участок, украсить крыльцо или балкон.






Ипомеи можно посадить и в цветнике. С их помощью разбивают плоское пространство большого цветника, отчего он становится более живописным. Из ипомеи можно создать различные зеленые фигуры или фонтан со струями-стеблями, разлетающимися во все стороны или направленными в одну сторону. И все, что нужно для этого, - опоры соответствующей формы и ваша фантазия.





Очень интересный вариант - использование в качестве опор зеленых и засохших деревьев. Здесь открываются беспредельные возможности для творчества, вплоть до создания произведений искусства. Сучья плодовых или лесных деревьев можно прикрепить с помощью проволоки к вбитым в землю трубам, а затем обвить их ипомеей.






Лекарственные свойства вьюнка известны еще с времен Авиценны, который рекомендовал его для лечения астмы, заболеваний легких, печени и селезенки.
В химический состав растения входят психоактивные алкалоиды, поэтому в средние века вьюнок применялся для изготовления колдовской мази.
Растение обладает слабительным, желчегонным, мочегонным, гипотензивным и ранозаживляющим свойствами. Семена вьюнка усиливают перистальтику кишечника и повышают секреторную деятельность толстого кишечника. В народной медицине считается, что более эффективно применение свежего растения, так как сушеное сырье теряет большую часть действующих веществ.
Растение ядовито, следует соблюдать осторожность!





Цветки вьюнка трехцветного распускаются ранним утром и на протяжении всего дня демонстрируют свои яркие краски. Они живут только один день, поэтому закрывающиеся вечером цветки назавтра не распускаются.





В собрании сказок братьев Гримм есть легенда «Стаканчики Богоматери», в которой повествуется о том, как извозчик напоил утомлённую Богоматерь вином из цветков вьюнка, поскольку не имел стаканчика. С тех пор будто бы эти цветы так и прозвали - «стаканчики Богоматери».






И, как всегда, сказка:

Все цветы росли вверх, протягивая руки к солнцу, за дарами, которыми оно так щедро наделяло все живое. Только Вьюнок ползал в тени, не в силах подняться с земли, потому что у него не было крепкого хребта.
- Почему ты не карабкаешься вверх, как другие цветы? - спросила у Вьюнка мягкотелая Улитка.
- Что мне, почтенная делать, когда у меня нет хороших друзей? - простонал Вьюнок.
- Друзей можно обрести, надо только уметь,- подмигнула Улитка.
- Друзей за деньги не купишь, а у меня и денег нет, - беспомощно развел руками Вьюнок.
- Есть нечто более могучее, чем деньги. Это лесть. Скажи Колу в изгороди, что он самое красивое дерево в саду, и он позволит тебе виться вокруг себя и карабкаться вверх, - поучала Улитка.




Вьюнок, правда, сомневался, чтобы видавший виды седой Кол оказался таким простаком и поверил столь грубой лжи.
А не лучше ли подмазаться к какому-нибудь существу женского пола? Хоть к той же Черемухе, воробьи прочирикали ей уши о ее красоте, и она охотно позволяет этим бездельникам вить гнезда в своих ветвях. Не выйдет - он ничего не потеряет, а выйдет - обретет все.



Вьюнок подполз к Черемухе и слащавым голосом прошептал:
Жеманная Черемуха притворилась, что не слышит. Вьюнок начал виться вверх, настойчиво повторяя:
- Черемуха, Черемуха, как ты хороша!
Черемуха накинула на плечи белую шаль - упорная лесть Вьюнка ей, видимо, пришлась по душе.
- Теперь ты еще прекраснее! - восхищался Вьюнок.
- Скажи мне это на ухо! - игриво засмеялась Черемуха.
И Вьюнок вился все выше и выше. И вот уже шептал Черемухе не ухо:
- Ты…ты прелестнейшая из черемух! Больше он ничего не умел сказать. Но Черемухе достаточно было и этих нескольких слов, чтобы поверить в искренность Вьюнка.



Когда ветер сорвал с плеч Черемухи белую шаль, Вьюнок забыл даже эти немногие слова. Бедная Черемуха! Она с нетерпением ждала, что Вьюнок посватается к ней, но, когда настала осень, от тоски засохла, и садовник распилил ее на дрова.
Весной Вьюнок огляделся, кому бы польстить теперь. Вьюнок набрался смелости и приблизился к Колу в изгороди.
- Кол, послушай, Кол, - заговорил с ним Вьюнок. - Я все думал и никак не мог придумать…
- А? Ты это мне говоришь? - спросил глуховатый Кол.
Вьюнок продолжал терпеливо:
- Тебе, кому же еще. Я хотел тебе сказать…
- А?
- Поднимусь поближе к твоему уху. - Вьюнок проворно завился вверх. - Теперь ты слышишь? - спросил он.
- Теперь слышу.
- Я все думал и не мог придумать, почему никто не видит твоей красоты и силы? Разве изгородь устояла бы, не будь тебя? Ты ведь вся ее опора. По-моему, ты не только силен, но и красив. Самое красивое дерево во всем саду.
- Поднимись повыше, - попросил польщенный Кол, а Вьюнку только этого и надо было. За одну ночь он взобрался Колу прямо на голову и накричал ему в ухо столько похвал, что растроганный старикашка даже всплакнул, а воробьи от смеха за животики хватались.
- Ты единственный меня понимаешь,- лепетал Кол. - Ты мой лучший друг. Все остальные слепы. Даже поэты - они не посвятили мне ни одного прочувствованного стихотворения. Черемуху, Клен, Дуб - их поэты воспевают и славят, а скажи, чем эти деревья лучше меня?
- Да что ты! - воскликнул Вьюнок. Мне на них даже смотреть противно.
И случилось, что ребенок, увидев Кол, обвитый Вьюнком, воскликнул:
- Смотрите, какие красивые цветы!
- Ты слышал? Устами младенца глаголет истина,- торжественно подтвердил Вьюнок.
- Останься со мной на всю жизнь,- прокряхтел Кол. - Будешь говорить всему саду о моих достоинствах, а я буду подпирать тебя, чтобы ты не оставался в тени.




Но жить вместе им пришлось недолго. Пришла зима и нахлобучила Колу на голову большую снежную шапку, и прогнивший Кол под ее тяжестью свалился.
Вьюнок не скорбел по погибшему другу, а стал присматриваться, к кому бы теперь примазаться.
И к весне Вьюнок - хотите верьте, хотите не верьте - уже кружился и вился вокруг самого могучего Дуба.
Анна Саксе, Латвия





Аккорд свой нежный на исходе лета
Нам грамофончиком сыграл вьюнок.
Ах, лета уходящего примета, -
Спасибо, добродушный мой цветок!

Вьюнок мой милый, снова грустью думы
В прохладе вечера томят сильней.
Всё кажется, что в череде угрюмой
Нам мало выпало отрадных дней.

Обняв штакетник старого забора,
Ты ищешь в нём спасение своё.
Но только эта шаткая опора
Продлить не сможет счастие твоё.

Пусть ты цветёшь порою неприметно,
Цветок неярок твой, но духом горд.
И в предосенних, тихих звуках ветра
Я слышу твой венчающий аккорд!
Александр Соловьев




А в ботаническом саду префектуры Чиба (Япония) выращивают вот такую красоту:












Знакомый скромный цветочек!

Растения - предсказатели погоды

Человек давно заметил, что у многих растений накануне перемены погоды изменяется положение отдельных частей. Они могут уловить то, что не под силу нашим органам чувств. Такая способность зеленых «детей солнца» объясняется зависимостью их жизни от условий среды: температуры, влажности и давления воздуха, а также от солнечного света.
Дело в том, что растения, в отличие от животных, в борьбе за жизнь и сохранение потомства не могут убежать или улететь от непогоды, спрятаться в защищенном месте. Поэтому они по своей природе очень чувствительны и заблаговременно реагируют на малейшее изменение состояния атмосферы. Одни растения перед дождем закрывают цветки, чтобы защитить от повреждения пыльцу и уменьшить теплоотдачу; другие - при низкой относительной влажности воздуха уменьшают испарение, обильно выделяя ароматный нектар, привлекающий крылатых тружениц - пчел и других насекомых; третьи - «плачут» липкими капельками сока; четвертые - меняют форму и положения листьев. Подмечая изменения в поведении растений, наблюдательные люди могут предсказать погоду.
Растений - «барометров» много. Это верные предсказатели погоды. Расскажем о некоторых из тех, которые произрастают на территории Дунайского биосферного заповедника.
Одуванчик - хороший «метеоролог». Перед ненастьем цветки его закрываются, как бы прячась от дождя. Отцвел одуванчик, а на месте соцветия появляется белый пушистый шарик. Вероятно, каждый видел, как легкие белые парашютики одуванчика разлетаются даже при слабом ветре. Но это в сухую погоду. Перед дождем же ветер никак не может сорвать, словно приклеенные, семянки. А все потому, что, чувствуя изменения погоды, растение складывает свой пушистый шарик, как зонтик.
Интересно наблюдать за луговым клевером . Растение чутко реагирует на тепло, влагу и на изменение атмосферного давления. К ненастью клевер складывает свои листки и склоняет головки соцветий, а перед устойчивой хорошей погодой стебли и листья его расправлены, соцветия подняты вверх.
Присмотритесь к обыкновенному полевому вьюнку . Если цветки вьюнка закрываются - близок дождь, распускаются в пасмурную погоду - к хорошим солнечным дням.
Перед наступлением дождливой погоды цветочные венчики чистотела заметно поникают.
Если небо хмурится, а цветки лютиков открыты - дождя не будет. А бывает так: на небе ни облачка, и вдруг среди бела дня цветки лютиков закрываются - ждите дождя. При устойчивой сухой погоде они только к вечеру сжимаются и поникают на подвижных стебельках. С рассветом опять загорается желтое пламя цветков.
Цветок белой кувшинки - своеобразная метеостанция. При солнечной погоде в 7-8 часов утра из воды начинают подниматься и раскрываться бутоны белой кувшинки, которую иначе называют водяной белой лилией. В конце дня, часов в 17-18, они незаметно уходят под воду. Бывает, что лилия опаздывает с выходом на поверхность. Начало девятого, а она едва-едва поднимается над водой. Значит во второй половине дня будет дождь. А уж если совсем не поднимается из воды - либо будет затяжной ливень, либо наступит похолодание.
В ожидании дождливой погоды не раскрывают своих бутонов роза и шиповник .
Перед наступлением ненастной погоды цветоножки картофеля изгибаются вниз и цветки поникают.
Морковь в огороде и та предсказывает погоду. Ее белый семенной зонтик перед дождем опускается вниз.
Перед дождем на листьях ивы появляются капельки. Порой с ее листьев капли капают так часто, что под деревьями земля становится мокрой. Отсюда, наверное, и пошло народное название - «плакучая».
За сутки или двое до дождя на листьях конского каштана проступают «слезы» - липкие капельки сока.
С давних времен человек, присматриваясь к сезонным явлениям природы, подмечал предвестников хорошей и плохой весны, лета или осени и тем самым пытался проникнуть в тайну долгосрочного предопределения погоды будущего сезона. Приведем некоторые приметы долгосрочного прогнозирования.
Если весной из березы течет много сока - лето будет дождливым. Осенью листья березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней весны, снизу - поздней, а если равномерно - средней. Если в октября с нее лист не опал - жди суровой зимы. А если все происходит в обычные календарные сроки, то в конце января - начале февраля будет продолжительная оттепель.
Если летом очень много полевого осота , зимой будет холодно, если же много щавеля - зима будет теплой.
Если летом на деревьях появляется много желтых листьев, наступит ранняя осень.
Пока лист на вишне не опал, выпавший снег тает.
На дубе много плодов к суровой зиме.
Дуб раньше ясеня лист распустит - к сухому лету.
Дружный листопад - к суровой зиме.
Если орехов обильно, а грибов мало, - зима будет снежная и суровая.
Кожура на луковицах тонкая - зима будет мягкая, толстая и грубая - зима суровая.
Проверьте, так ли это.

Подготовила Ольга Ганган



Случайные статьи

Вверх