Председатель правительства назначается президентом. Правительство РФ: состав, порядок формирования, срок полномочий

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов*(15);

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров*(16);

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации*(17);

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Комментарий к Статье 83 Конституции РФ

А. В силу своего места в системе разделения властей Президент в качестве главы государства определяет в соответствии с Конституцией и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80), реализация которой возложена на Правительство (ч. 1 ст. 114). Именно этим обусловлены полномочия Президента по формированию Правительства, определению направлений его деятельности и контролю за ним (п. "а-"в", "д" ст. 83, ст. 111 и 112, ч. 3 ст. 115, ст. 117 Конституции), а также конституционная ответственность Президента за работу Правительства. Отсюда вытекает и роль Президента в определении персонального состава Правительства, в том числе в выборе кандидатуры и назначении на должность Председателя Правительства по согласованию с Государственной Думой.

Согласно Закону о Правительстве РФ Председатель Правительства назначается Президентом из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Госдумой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре (см. комментарий к ч. 2 и 3 ст. 111).

Необходимость получения согласия Государственной Думы на назначение предложенной Президентом кандидатуры Председателя Правительства обусловлена принципиальными положениями Конституции о единстве системы государственной власти, а также о важности согласованного функционирования самостоятельно действующих органов законодательной и исполнительной власти. При этом, определяя условия и порядок назначения Председателя Правительства, Конституция предусматривает способы преодоления возможных разногласий ветвей власти, с тем чтобы не допустить затягивания формирования и вследствие этого - блокирования деятельности Правительства как одного из институциональных элементов конституционного строя РФ (см. комментарий к ч. 1 ст. 11).

Выбор представляемой Государственной Думе кандидатуры Председателя Правительства является прерогативой Президента. Конституция, не ограничивая данное право, позволяет Президенту самому определять конкретный вариант его реализации, а именно вносить предложение об одном и том же кандидате дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. В свою очередь Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства, давая согласие или отказывая в согласии на назначение предложенной кандидатуры. При этом из Конституции не вытекает возможность юридических ограничений названных правомочий участников данного процесса (см. Постановление КС РФ от 11.12.1998 N 28-П "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации"*(960)).

Обсуждение и согласование Государственной Думой кандидатур на должность Председателя Правительства происходит в сроки и порядке, предусмотренные Регламентом Государственной Думы (ст. 144-148). Согласие Госдумы на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения Госдумой кандидатуры на должность Председателя Правительства Президент в течение недели вносит предложение о новой кандидатуре. В случае двукратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент в течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вносит третий раз кандидатуру на пост Председателя Правительства.

Практика взаимодействия Президента с Госдумой по вопросу назначения Председателя Правительства чрезвычайно разнообразна. Она включает как одобрение предложенной кандидатуры Председателя Правительства при первом же представлении, так и представление одного и того же кандидата трижды, а также применение согласительных процедур после двукратного отклонения кандидата. В случае трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства - вне зависимости от того, какой из возможных вариантов представления кандидатов при этом использовался, - обязательным последствием является назначение Президентом Председателя Правительства, роспуск Государственной Думы и назначение новых выборов (см. комментарий к ч. 4 ст. 111). Такой конституционно-правовой способ разрешения возникшего между Президентом и Государственной Думой разногласия с использованием механизма свободных выборов соответствует основам конституционного строя РФ как демократического правового государства.

Б. По смыслу п. "б" комментируемой статьи, Президент вправе по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства. Это право Президента связано с его статусом главы государства, определяющего основные направления внутренней и внешней политики страны. Право Президента председательствовать на заседаниях Правительства закреплено также в ст. 31 Закона о Правительстве РФ и в ст. 35 Регламента Правительства РФ. Кроме того, согласно ст. 31 указанного Закона Президент имеет право председательствовать и на заседаниях Президиума Правительства. Проекты актов Правительства, рассмотренные на заседаниях Правительства под председательством Президента, направляются Аппаратом Правительства в Администрацию Президента в порядке, установленном Президентом*(961).

В. Согласно п. "в" комментируемой статьи Президент принимает решение об отставке Правительства. Конституция и федеральное законодательство содержат целый ряд оснований для принятия Президентом такого решения.

Инициаторами отставки Правительства могут быть:

1) Президент на основании ч. 2 ст. 117 Конституции. В этом случае право Президента по собственной воле принимать решение об отставке Правительства не ограничено никакими условиями;

2) cамо Правительство в соответствии с ч. 1 ст. 117 Конституции. В этом случае Президент вправе принять либо отклонить просьбу Правительства об отставке;

3) Государственная Дума, которая в соответствии с ч. 2 ст. 117 Конституции может выразить в установленном порядке недоверие Правительству. В этом случае Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Госдумы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Госдуму;

4) Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. И в случае если Государственная Дума отказывает Правительству в доверии, Президент в течение семи дней обязан либо принять решение об отставке Правительства, либо распустить Государственную Думу и назначить новые выборы (ч. 4 ст. 117 Конституции).

Кроме того, согласно ст. 7 Закона о Правительстве РФ Президент может освободить от должности Председателя Правительства (по его заявлению или в случае невозможности исполнения полномочий), и это обстоятельство одновременно влечет за собой отставку Правительства. Президент обязан уведомить Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства в день принятия решения. Единственным случаем, когда Президент не имеет возможности выбора и обязан принять отставку Правительства, является сложение Правительством своих полномочий перед вновь избранным Президентом на основании ст. 116 Конституции и ст. 35 Закона о Правительстве РФ.

Г. Основной функцией ЦБ РФ является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он, согласно Конституции, осуществляет независимо от других органов государственной власти (п. 2 ст. 75 Конституции). Однако независимость Банка России, как и других государственных институтов, не является абсолютной: она ограничена системой сдержек и противовесов, одним из элементов которой является участие различных ветвей государственной власти в формировании органов управления ЦБ РФ. Так, например, Национальный банковский совет - коллегиальный орган Банка России - состоит из 12 человек, двое из которых направляются Советом Федерации из числа его членов, трое - Государственной Думой из числа депутатов Госдумы, трое - Президентом, трое - Правительством. В Национальный банковский совет входит также Председатель ЦБ РФ.

Согласно п. "г" комментируемой статьи Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка, а также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка. Указанная конституционная норма конкретизируется Законом о ЦБ РФ. Согласно ст. 14 этого Закона Председатель Банка России назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой по представлению Президента. Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ в срок не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя. В случае досрочного освобождения от должности Председателя ЦБ РФ Президент представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.

Случаи, когда Президент вправе вносить в Государственную Думу представления об освобождении от должности Председателя Банка России, строго регламентированы указанным Законом. Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях: истечения срока полномочий; невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии; подачи личного заявления об отставке; совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда; нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

Согласно Регламенту Государственной Думы кандидатура на должность Председателя ЦБ РФ и представление Президента об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ предварительно рассматриваются на совместных или раздельных заседаниях Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам. Данные комитеты вносят проект (или проекты) постановления Госдумы на рассмотрение палаты*(962). В случае отклонения Государственной Думой предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз. Освобождение Председателя ЦБ РФ от должности должно происходить в порядке, аналогичном его назначению на должность, предусматривающем получение большинства голосов от общего числа депутатов Госдумы.

Д. Согласно Конституции Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Эти назначения глава государства осуществляет по предложению Председателя Правительства.

Указанная норма конкретизируется Законом о Правительстве РФ (ст. 9). Согласия палат Федерального Собрания на назначение и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров не требуется.

Кадровые прерогативы Президента по назначению и отстранению от должности всех членов Правительства являются одним из важных инструментов в руках главы государства, позволяющих ему осуществлять общее руководство деятельностью Правительства и исполнительной власти в целом. Одновременно это означает, что члены Правительства обладают определенной самостоятельностью по отношению к своему руководителю - Председателю Правительства.

Полномочие Президента по предложению Председателя Правительства назначать на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров тесно связано с установлением главой государства структуры федеральных органов исполнительной власти. Из системного толкования положений Конституции следует, что структура федеральных органов исполнительной власти, которую Председатель Правительства в установленный ч. 1 ст. 112 Конституции недельный срок предлагает Президенту, включает перечень этих органов как основу для представления кандидатур на соответствующие должности в Правительстве (см. ч. 2 ст. 112) (Постановление КС РФ от 27.01.1999 N 2-П*(963)). Структура федеральных органов исполнительной власти предопределяется задачами и полномочиями Правительства по осуществлению исполнительной власти, закрепленными в ст. 114 Конституции и конкретизированными в Законе о Правительстве РФ. Для реализации этих полномочий создаются также другие федеральные органы, образующие в своей совокупности вместе с Правительством структуру федеральных органов исполнительной власти.

Необходимо отметить, что кадровые полномочия главы государства по отношению к федеральным органам исполнительной власти не ограничиваются назначениями, перечисленными в п. "д" комментируемой статьи. Поскольку Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, глава государства назначает по представлению Председателя Правительства не только руководителей, но также и заместителей руководителей этих органов (см. ст. 32 Закона о Правительстве РФ).

В соответствии со ст. 68 Регламента Правительства проекты актов Правительства по кадровым вопросам федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент, подлежат согласованию в порядке, установленном Президентом*(964). Кроме того, Президент, используя свое конституционное право назначения на должность федеральных министров, присваивает этот ранг должностным лицам, не возглавляющим федеральные министерства, руководящим иными, помимо министерств, государственными органами исполнительной власти, и включает их в состав Правительства (так называемые "министры без портфеля").

Е. Согласно п. "е" комментируемой статьи Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей высших судебных органов, а также кандидатуру Генерального прокурора; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора; назначает судей других федеральных судов. Совет Федерации в соответствии с п. "ж" и "з" ч. 1 ст. 102 Конституции назначает на должность судей КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, а также назначает и освобождает от должности Генерального прокурора. Порядок назначения указанных должностных лиц, включая процедуры взаимодействия Президента с органами законодательной и судебной власти в процессе отбора и представления кандидатур, конкретизируется нормами федерального законодательства, а также Регламентом Совета Федерации.

Так, в соответствии со ст. 9 Закона о Конституционном Суде РФ предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда могут вноситься Президенту членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными органами субъектов Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента. В случае необходимости Председатель Совета Федерации созывает для рассмотрения этого вопроса внеочередное заседание палаты.

Каждый судья Конституционного Суда назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Согласно ст. 6.1 Закона о статусе судей Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Арбитражного Суда*(965) назначаются на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей. Высшая квалификационная коллегия судей РФ представляет Президенту указанное заключение не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Арбитражного Суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

Заместитель Председателя Верховного Суда, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Арбитражного Суда, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Арбитражного Суда вносят Президенту указанные представления не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий названных должностных лиц, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

Президент вносит в Совет Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда или заместителя Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Арбитражного Суда или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда не позднее чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность этих должностных лиц в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента.

Что касается председателей, заместителей председателей и судей всех остальных судов, то они назначаются Президентом самостоятельно на основании представлений Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Арбитражного Суда, а также при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей (см. ст. 6 Закона о статусе судей). При Президенте действует Комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов*(966).

В соответствии с ч. 1 ст. 121 Конституции судьи федеральных судов несменяемы. Порядок и основания прекращения или приостановления полномочий судьи устанавливаются исключительно федеральным законом (см. комментарий к ч. 2 ст. 121).

Порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора отличен от порядка назначения судей высших судов. Он регламентируется положениями ст. 12 Закона о прокуратуре и Регламента Совета Федерации (гл. 25). В соответствии с п. "е" комментируемой статьи Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента (см. также комментарий к ст. 129).

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Генерального прокурора в течение 30 дней со дня, следующего за днем получения представления Президента. Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. При отклонении Советом Федерации кандидатуры, представленной Президентом для назначения на должность Генерального прокурора, либо предложения Президента об освобождении от должности Генерального прокурора Совет Федерации принимает постановление, в котором предлагает Президенту провести консультации с целью преодоления возникших разногласий.

На практике возникали разногласия между Советом Федерации и Президентом по поводу издания главой государства указа о временном отстранении Генерального прокурора от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела. Конституционный Суд, рассмотрев спор о компетенции между Советом Федерации и Президентом (см. Постановление КС РФ от 01.12.1999 N 17-П*(967)), установил, что конституционно-правовой статус Совета Федерации и его компетенция, закрепленная в Конституции, а также конституционные принципы организации прокуратуры РФ и уголовного судопроизводства исключают наличие у Совета Федерации полномочия по временному отстранению Генерального прокурора от должности в указанном случае. Акт о временном отстранении Генерального прокурора от должности, необходимость которого обусловлена возбуждением в отношении него уголовного дела, не только вправе, но и обязан издать Президент, который как глава государства несет ответственность за согласованное функционирование органов государственной власти (ч. 1 и 2 ст. 80, ч. 1 ст. 85 Конституции) и в силу своего конституционного статуса обязан издавать обеспечивающие исполнение Конституции и законов правовые акты (ст. 90 Конституции) во всех случаях, когда отсутствуют иные предназначенные для этого механизмы.

Исходя из необходимости взаимодействия Президента и Совета Федерации в связи с назначением на должность и освобождением от должности Генерального прокурора, Совет Федерации должен быть незамедлительно проинформирован о таком решении. При отпадении соответствующего основания акт, которым оформлено решение о временном отстранении Генерального прокурора от должности, утрачивает силу.

Ж. Согласно этому пункту Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется федеральным законом. Таким законом является Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" (в ред. от 26.06.2008). Более детально вопросы организации и функционирования Совета Безопасности регламентируются Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 07.06.2004 N 726 (в ред. от 25.07.2006). Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка. Совет Безопасности ответствен за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Совет Безопасности в соответствии с Конституцией формирует и возглавляет Президент. В состав Совета Безопасности входят: Председатель (которым по должности является Президент), Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета и исключаемые из него по представлению Секретаря Совета Президентом. Секретарь входит в число постоянных членов Совета Безопасности.

Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе в соответствии с планами, утверждаемыми Председателем по представлению Секретаря Совета Безопасности. Присутствие на заседаниях Совета постоянных членов и членов Совета Безопасности обязательно. В зависимости от содержания вопросов к участию в заседаниях могут привлекаться другие лица. Решения Совета Безопасности принимаются на заседаниях простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности. Решения Совета безопасности обретают характер нормативного правового акта только после оформления указами Президента.

Совет Безопасности в соответствии с основными задачами деятельности образует постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе. В случае необходимости выработки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности РФ Советом Безопасности могут создаваться временные межведомственные комиссии. Постоянные и временные комиссии являются основными рабочими органами Совета Безопасности.

З. Военная доктрина Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности.

Военная доктрина государства меняется в зависимости от внутренней и внешней политики государства. Действующая Военная доктрина, утвержденная Указом Президента РФ от 21.04.2000 N 706, вызвана необходимостью отражения новых реалий - становление демократической государственности, многоукладной экономики, проведение военной реформы, глубокие изменения в системе международных отношений. Положения Военной доктрины опираются на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз ее развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной безопасности РФ, а также на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.

Важно подчеркнуть, что современная Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределено сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность РФ и ее союзников.

С изменением военно-политической обстановки положения Доктрины могут уточняться и дополняться. На ее содержание могут влиять также развитие экономического потенциала, совершенствование военной организации. Эти изменения конкретизируются в ежегодных посланиях Президента, в директивах и иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности РФ.

В Военной доктрине сформулированы военно-политические основы и факторы военно-политической обстановки, а также условия, оказывающие дестабилизирующее воздействие на военно-политическую обстановку. В настоящее время серьезное внимание уделяется таким факторам, как: укрепление национального, этического и религиозного экстремизма; активизация сепаратизма; деятельность экстремистских, террористических организаций и структур и др.

Доктрина определяет перечень основных угроз военной безопасности - как внешних, так и внутренних. Она раскрывает основные направления обеспечения военной безопасности, исходя из необходимости применения для этого всей совокупности имеющихся в распоряжении государства сил, средств и ресурсов. Учитывая характер современных условий, в Военной доктрине четко определен статус ядерного оружия. Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору в любых условиях. В Военной доктрине ядерное оружие определяется как фактор сдерживания агрессии, однако Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного вооружения в критических для национальной безопасности РФ ситуациях.

Кроме этого, в Военной доктрине закреплены: основные принципы обеспечения военной безопасности; содержание военной безопасности; военная организация государства, ее цели, принципы, приоритеты развития; система руководства военной организации; военно-стратегические основы; основы применения Вооруженных Сил РФ и других войск как в международных войнах, так и во внутренних вооруженных конфликтах. В Доктрине сформулированы основные задачи Вооруженных Сил РФ и других войск, а также возможность их привлечения для оказания помощи государственным органам, органам местного самоуправления и населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Военная доктрина закрепляет и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности: цели, основные задачи, принципы и основные направления мобилизационной подготовки экономики.

Интересен вопрос о правовой природе Военной доктрины, ее основных положений. Как уже отмечалось выше при определении понятия Военной доктрины, она представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов по военным вопросам. Однако Конституционный Суд РФ в решении по так называемому "чеченскому делу" (Постановление от 31.07.1995 N 10-П*(968)) указал, что в положениях Военной доктрины РФ не содержатся нормативные предписания, что является обязательным признаком правовой нормы. Следовательно, Военная доктрина не относится к числу актов, которые могут проверяться Конституционным Судом.

И. Администрация Президента является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента и осуществляющим контроль за исполнением решений Президента. Глава государства самостоятельно формирует свою Администрацию, определяет ее структуру, функции и полномочия, назначает должностных лиц и осуществляет общее руководство деятельностью Администрации Президента. Правовую основу деятельности Администрации Президента составляют Конституция, федеральные законы, указы и распоряжения Президента, а также Положение об Администрации Президента*(969). В соответствии с Указами Президента в состав Администрации Президента входят: Руководитель Администрации Президента, его заместители - помощники Президента, пресс-секретарь Президента, руководитель протокола Президента, полномочные представители Президента, другие должностные лица, а также управления Президента и иные самостоятельные подразделения Администрации Президента.

В целях обеспечения деятельности Президента Администрация главы государства наделена необходимыми полномочиями для осуществления следующих функций: организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы; подготовка предложений о подписании Президентом федеральных законов либо об их отклонении; подготовка, согласование и представление Президенту проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту документов; обеспечение деятельности Совета Безопасности, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте; осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента; подготовка проектов обращений Президента в Конституционный Суд; обеспечение взаимодействия Президента с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами; обеспечение взаимодействия Президента с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями; содействие Президенту в реализации его полномочий по кадровым вопросам; обеспечение реализации Президентом его полномочий по решению вопросов гражданства РФ; учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту и др.

При реализации возложенных на нее функций Администрация Президента взаимодействует с органами государственной власти РФ, а также с государственными органами иностранных государств, с российскими, международными и иностранными организациями. Структура и функции Администрации Президента постоянно совершенствуются в целях наиболее полного и эффективного обеспечения многообразной деятельности главы государства.

К. В соответствии с комментируемым пунктом Президент назначает и освобождает своих полномочных представителей.

Институт полномочных представителей Президента оказывает содействие главе государства в реализации его целей и задач по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти на основе единой внешней и внутренней политики, определяемой главой государства. В настоящее время в состав Администрации Президента помимо других должностных лиц входят полномочные представители Президента в федеральных округах, полномочные представители Президента в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде.

Полномочный представитель Президента в Конституционном Суде способствует осуществлению деятельности Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина и представляет интересы Президента в Конституционном Суде*(970). Полномочный представитель Президента в Конституционном Суде назначается на должность и освобождается от должности Президентом по представлению Руководителя Администрации.

В соответствии с утвержденным Положением полномочный представитель Президента в Конституционном Суде от имени Президента: представляет сторону Президента в конституционном судопроизводстве во всех случаях, предусмотренных Законом о Конституционном Суде РФ; участвует в заседаниях Конституционного Суда в иных случаях на основании приглашения или согласия Конституционного Суда; координирует деятельность лиц, назначенных представителями Президента для участия в рассмотрении Конституционным Судом конкретных дел; вносит в необходимых случаях Президенту предложения о мерах по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда, в том числе о необходимости внесения изменений в законодательство; выполняет другие функции.

Должности полномочных представителей в палатах Федерального Собрания были введены Указом Президента РФ от 10.02.1996 N 169 "О полномочных представителях Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. от 28.06.2005). В соответствии с Положением о полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 22.06.2004 N 792, указанные должностные лица представляют интересы Президента и способствуют реализации его конституционных полномочий соответственно в Совете Федерации и Государственной Думе.

Полномочные представители Президента участвуют в заседаниях соответственно Совета Федерации и Госдумы, представляют позицию главы государства по законопроектам, рассматриваемым соответствующими палатами Федерального Собрания, представляют на рассмотрение палат кандидатуры должностных лиц, назначение которых осуществляется Советом Федерации или Государственной Думой по представлению Президента, содействуют Президенту в выполнении прочих функций, связанных с участием главы государства в законотворческом процессе и согласованном взаимодействии с Советом Федерации и Государственной Думой. Функции и полномочия полномочных представителей Президента в палатах Федерального Собрания конкретизируются также Указом Президента РФ от 13.04.1996 N 549 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе" (в ред. от 15.07.2008).

Важную роль в проведении единой федеративной политики государства, в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации играет институт полномочных представителей Президента в субъектах Федерации. С момента принятия Конституции этот институт неоднократно изменялся и совершенствовался. Так, на протяжении 1993-1997 гг. действовали полномочные представители Президента в субъектах Федерации, с марта 1997 г. по май 2000 г. - полномочные представители Президента в регионах РФ, а с 2000 г. на смену им пришел институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.

Указом Президента РФ от 13.05.2000 N 849 (в ред. от 11.04.2008) были утверждены Положение о полномочном представителе Президента в федеральном округе и Перечень федеральных округов, преобразован институт полномочных представителей Президента в регионах в институт полномочных представителей Президента в федеральных округах. Согласно Положению, полномочный представитель Президента в федеральном округе является должностным лицом, которое представляет Президента и обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель Президента в федеральном округе назначается на должность и освобождается от должности Президентом по представлению Руководителя Администрации Президента на срок, определяемый Президентом, но не превышающий срока исполнения Президентом своих полномочий. Указанное должностное лицо непосредственно подчиняется Президенту и подотчетно ему.

Полномочный представитель Президента в федеральном округе наделен широкими полномочиями, включая: координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе; организацию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями; согласование кандидатур для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатур для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом, Правительством или федеральными органами исполнительной власти; организацию контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, а также за реализацией федеральных программ в федеральном округе; внесение Президенту предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина и др.

Полномочные представители Президента осуществляют свою деятельность в семи федеральных округах: Центральном (центр - Москва), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Южном (Ростов-на-Дону), Приволжском (Нижний Новгород), Уральском (Екатеринбург), Сибирском (Новосибирск), Дальневосточном (Хабаровск). Президент вправе также вводить должности своих специальных представителей для реализации особых задач, связанных с выполнением конституционных полномочий главы государства. В частности, речь идет о специальных представителях Президента по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике, по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта и др.

Л. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (см. комментарий к ч. 1 ст. 87) и на основании п. "л" комментируемой статьи назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил страны.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (в ред. от 14.07.2008) Президент утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1-го ранга) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом (п. 10 ч. 2 ст. 4).

Согласно Закону о воинской обязанности Президент осуществляет своим указом назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров (ч. 1 ст. 43). Присвоение военнослужащим воинских званий высших офицеров (генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии, контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота, Маршал РФ) также осуществляется Президентом (ч. 1 ст. 47).

М. Согласно данному пункту Президент назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Эта прерогатива Президента является одним из инструментов главы государства, позволяющим реализовывать его конституционные полномочия, связанные с определением основных направлений внешней политики России (ч. 3 ст. 80 Конституции), осуществлением руководства внешней политикой РФ (п. "а" ст. 86), обеспечением согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (ч. 2 ст. 80).

Под дипломатическими представителями понимаются главы дипломатических представительств России в иностранных государствах, главы представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, главы российских правительственных делегаций на международных конференциях. Дипломатический ранг назначаемого представителя определяется, по Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., соглашениями России с иностранными государствами.

Высшим официальным представителем Российской Федерации является Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в иностранном государстве*(971). Согласно Положению о МИД России, утвержденному Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 865 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" (в ред. от 06.09.2008), предложения о назначении и отзыве послов в иностранных государствах и представителей РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, о назначении и освобождении глав государственных и правительственных делегаций РФ вносит Президенту министр иностранных дел (ч. 10 п. 10 Положения). Назначению или отзыву дипломатического представителя предшествуют консультации с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания, которые рассматривают предложения Президента независимо друг от друга. При этом по итогам обсуждения соответствующий комитет выносит мотивированное заключение. Заключения комитетов не требуют их утверждения палатами Федерального Собрания и официально направляются непосредственно Президенту. Назначение или отзыв дипломатического представителя осуществляется указом Президента.

Статус и полномочия Председателя Правительства Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Согласно Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г., Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации возглавляет Правительство Российской Федерации, определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Председатель Правительства Российской Федерации:

Представляет Правительство Российской Федерации в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;
. определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу;
. ведет заседания Правительства Российской Федерации, обладая правом решающего голоса;
. подписывает акты Правительства Российской Федерации;
. представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
. распределяет обязанности между членами Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства Российской Федерации.

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации входит в:

Совет глав правительств Содружества Независимых Государств.

Совет глав правительств Содружества является уставным органом СНГ. Он координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.

Совет глав правительств Содружества решает вопросы:

1. реализации поручений Совета глав государств, данных Совету глав правительств;
2. реализации положений, зафиксированных в Договоре о создании Экономического союза, а также практического функционирования зоны свободной торговли;
3. принятия совместных программ развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики и их финансирования;
4. развития систем транспорта, связи, энергетических систем;
5. сотрудничества в вопросах тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики;
6. разработки механизмов, направленных на формирование научно-технологического пространства;
7. создания органов Содружества в рамках его компетенции;
8. назначения (утверждения) руководителей органов Содружества, отнесенные к его компетенции;
9. финансового обеспечения деятельности органов Содружества;
10. сотрудничества в вопросах социальной политики;
11. контроля за деятельностью органов СНГ;
12. делегирования Совету министров иностранных дел и Экономическому совету СНГ своих полномочий, кроме полномочий, делегированных ему Советом глав государств Содружества Независимых Государств.

Совет глав правительств собирается на заседания два раза в год, внеочередные заседания могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов.

Высший Государственный Совет Союзного государства России и Беларуси

Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов Республики Беларусь и Российской Федерации. В заседаниях Высшего Государственного Совета так же участвуют Председатель Совета Министров Союзного государства, Председатели Палат Парламента Союзного государства, Председатель Суда Союзного государства.

Основные задачи Высшего Государственного Совета:

1. определяет важнейшие вопросы развития Союзного государства;
2. образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
3. назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
4. утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отчеты о его исполнении;
5. утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом;
6. утверждает государственную символику Союзного государства;
7. определяет местопребывание органов Союзного государства;
8. заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров Союзного государства о реализации принятых решений.

Высший Государственный Совет выполняет и другие функции, отнесенные к его ведению Договором о создании Союзного государства либо переданные на его рассмотрение государствами-участниками. Высший Государственный Совет в пределах своих полномочий издает декреты, постановления и директивы. Акты Высшего Государственного Совета принимаются на основе единогласия государств-участников. Акт не является принятым, если одно из государств-участников высказалось против его принятия. Голосование на заседаниях Высшего Государственного Совета от имени государства-участника осуществляет глава государства либо лицо, им уполномоченное.

Совет глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) объединяет Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Сформирована на базе Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, заключенных между Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном с одной стороны и Китаем с другой стороны соответственно от 1996 и 1997 года.

Декларация о создании ШОС подписана на встрече глав шести государств в Шанхае 15 июня 2001 г. На саммите в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 г. принята Хартия ШОС (вступила в силу 19 сентября 2003 г.) - базовый уставной документ, фиксирующий цели, принципы, структуру и основные направления деятельности Организации.

Совет глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС (СГП ШОС) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 года в столице Казахстана Астане президентами Белоруссии - Александром Лукашенко, Казахстана - Нурсултаном Назарбаевым, Киргизии - Аскаром Акаевым, России - Владимиром Путиным, Таджикистана - Эмомали Рахмоновым.

Межгосударственный совет - высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и правительств стран Сообщества.

Межгосударственный совет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.

Межгосударственный Совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год.

Помимо основных обязанностей и функций председателя Правительства Российской Федерации, прописанных в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации", Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин возглавляет следующие координационные и совещательные органы при Правительстве РФ:

Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
. Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации;
. Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период;
. Государственную пограничную комиссию.

Также Председатель Правительства РФ В.В.Путин является:

Первым заместителем председателя Совета при Президенте РФ по реализации национальных проектов и демографической политике (назначен Указом Президента РФ от 10.07.2008).

Председателем Наблюдательного совета Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк).

Председателем Совета Министров Союзного государства России и Беларуси

Глава правительства- это лицо, которое представляет интересы населения государства и является главным должностным правителем. Зависимо от вида власти в стране правитель может называться королём, царём, монархом, премьер- министром, президентом и иметь разные полномочия. Монарх как представитель исполнительной власти имеет неограниченные полномочия при форме правления абсолютной монархии. При конституционной монархии правитель имеет ограниченные возможности. Также существуют такие формы правления как парламентская республика или президентская республика, где Президент имеет возможность принимать больше решений.

Права и обязанности главы правительства в России

В России премьер-министр имеет право совершать исполнительную власть при существовании парламента, регулировать управленческие меры на местах и в отдельных федеративных регионах. Дом правительства Российской Федерации расположен в Москве- столице государства. Он имеет и свой сайт, куда обычные гражданы могут обращаться за помощью, писать жалобы или рекомендации.

Премьер-министр как отдельный правительственный орган управления страной должен действовать в рамках законов Конституции РФ, например, Законе "О правительственной власти в Российской Федерации".

Полномочия этого должностного лица регулируются в зависимости от вида правления. В России они установлены 4 статьёй Коституции РФ.

Как таковой должности премьер- министра в России нет, существует только Председатель Правительства Российской Федерации, но в народе эту должность называют на западный манер премьером, что выговаривается проще.

Полномочия главы правительства в России

Статья 114 Конституции обозначает права и обязанности премьер-министра страны и представляет их такими:

1. Определяет бюджет государства и выделяет суммы на развитие отдельных отраслей (медицина, спорт и культура, образование и другие)
2. Проводит единую в государстве политику кредитную, финансовую, денежную.
3. Обеспечивает и выступает гарантом полной безопасности населения, мирной жизни на территории РФ.
4. Управляет государственной собственностью.
5. Является представителем государства как внутри страны, так и за её пределами, совершая внутреннюю и внешнюю политику.
6. Проводит советы правительственного состава при нужде, на котором имеет право присутствовать и Президент РФ если на то есть причины.
7. Осуществляет другие функции, которые определяет Конституция.

Премьер-министр имеет законодательную власть, которая даёт ему право выдавать указы, акты, которые обязательны к исполнению всем жителям государства, то есть гражданам Российской Федерации, или поступают к рассмотрению парламенту.

Связь Президента РФ и главы правительства

Назначения премьер-министра как правительственного лица наступает после согласования с Государственной думой, которая и является парламентом. Президент РФ имеет право назначать на места в Государственной думе отдельные лица, назначать различные должностные лица как представителей власти РФ. Председатель правительства в стране назначается путём личного выбора президентом РФ, но после полного согласования вопроса с Государственной думой. Чаще всего председателем становится человек, который занял второе место по итогу выборов. В случае если три раза не принимает решения президента, он имеет право её распустить. По другой причине он не может распускать парламент.

Президент РФ выбирается путём тайного голосования длительностью занимания должностью в шесть лет с момента этого голосования. Получивший большинство голосов кандидат и становится президентом. После выбора положена присяга, в которой президент клятвенно на Библии обещает хранить верность своему народу, выступает гарантом безопасности для своих граждан и гарантирует выполнение всех прав и свобод. После присяги, то есть дня получения всех полномочий, Президент имеет право выбирать любое доверенное лицо как главу правительства и вносить предложения Думе.

Существует также широкое количество органов при правительстве, которые занимаются различными вопросами по управлению и развитию регионов и отдельных отраслей.

Представитель правительственной власти в России во всём контролируется главой государства- Президентом. На данный момент Президентом РФ является Владимир Владимирович Путин, а премьер- министром- Дмитрий Медведев, который был назначен на эту должность в 2012 году Путиным. Медведев определяет основные направления в развитии государства, является основным советчиком президента по любым вопросам управления. Особенности его деятельности, а также порядок принятия человека на эту должность рассматриваются статьями 100-107 Конституции РФ.

Стоит отметить, что впервые должность премьер-министра в России появилась 1992 году и занял её Борис Ельцин. Председатель правительства государства Российской Федерации выбирается президентом сроком на 6 лет и при окончании срока правления президента может продолжаться если новое правительственное лицо это одобрит.

Порядок назначения и увольнения

Кандидатом для выбора в Представители правительственной власти в Российской Федерации может быть только исконный гражданин государства, который не имеет ни одного гражданства другого государства. После того как новоизбранный президент РФ получает свои полномочия и проводится клятва, не позднее чем спустя две недели, должно поступить предложение в Государственную Думу о рассмотре предложения той или иной кандидатуры для выбора Представителя правительственной власти. Также не позднее двух недель с момента отставки прошлого президента и не более чем недели спустя отклонения прошлой предложенной кандидатуры президентом РФ.

Внесённое предложение обязано быть рассмотренным не позже чем через неделю данного срока. Государственная Дума должна ответить или согласием или отклонением с полным и точным указанием причин.

Если же предложенная кандидатура трижды отклоняется, он имеет право распустить её и назначить новые выборы. Увы, это правило не действует в последнее полугодие нахождения президента на своей должности или во время военных действий на территории страны. Также невозможно увольнение части правительства или отдельных человек в правительственном совете. Если Президент РФ сомневается в правильности оказанного недоверия, то он может уволить весь Совет при условии, что он функционирует не меньше года со два выборов.

Увольнение и отставка

Премьер-министр Российской Федерации может отказаться от выполнения своих должностных обязанностей и подать заявление об отставке в таких случаях:

1. Собственное желание
2. Невозможность выполнения должностных обязанностей в связи с различного рода заболеваниями и так далее. Точные причины не уточняются, Председатель во время отставки сам пишет объяснение своим действиям.

Отставка Представителя правительственной власти в Российской Федерации влечёт за собой и прекращение работы и полную отставку и самого парламента, то есть Правительства. Эти вопросы регулируются статьёй 7 Конституции РФ.

Также возможна и отставка премьер-министра не по собственному желанию, а путём увольнения Президентом РФ. Это случается в случае недоверия Государственной Думой деятельности премьер-министра РФ и его невозможность здраво выполнять свои полномочия. Отставка премьер- министра РФ рассматривается статьями 117 и 35 Конституции России. Если президент принял решение об отставке премьер- министра государства, от он обязан сообщить о своём решении Совету и Государственной Думе.

Не смотря на эти факты, Представитель правительственной власти Российской Федерации в соответствии со статьёй 4 Конституции РФ имеет право самостоятельно поднять вопрос о доверии, оказываемому ему самому. Если в доверии будет отказано, то поднимается ещё и вопрос об отставке, который, как известно, может принять только президент России- на данный момент Владимир Путин. Стоит отметить, что если президент не согласен с отказом в доверии он может уволить депутатов Государственной Думы и провести новые выборы. Новые независимые выборы должны быть проведены не позже чем через неделю после объявления о принятом решии.

Выполнение обязанностей президента

В любой ситуации, когда Президент РФ не может выполнять своих обязанностей по какому-то ряду причин, их принимается выполнять его доверенное лицо, кем и является Представитель правительственной власти Российской Федерации. Он имеет некие ограничения, ведь его работа является временной и он не получает полных полномочий, которые имеет настоящий принятый Президент государства. Председатель в роли Президента не имеет права собирать всенародные собрания, которые являются референдумами, не имеет права увольнять другие должностные лица, в том числе распускать Государственную Думу как основной орган при Президенте РФ.

Нынешнее правительство

В нынешнее время должность Председателя правительственной власти занимает Дмитрий Анатольевич Медведев. Согласие ещё в 2012 году было дано Государственной Думой президенту Владимиру Путину. Также эту кандидатуру поддержало несколько лидирующих партий государства. В мае 2012 года было создано Правительство Российской Федерации под его руководством. Его политика направлена на развитие сельского хозяйства, что продолжает и саму политику президента Владимира Путина в стране. Стоит отметить и то, что данная личность была ранее и президентом, до назначения Владимира Путина. Данные правители гармонично дополняли политику друг друга и продолжали развивать страну, выводя её на новый уровень. Во внешней политике они оба всегда пытались вести мирную и дипломатичную внешнюю политику, что приводило к удачным сделкам и договорам. К сожалению, не все действия известного политика приводили к успешному результату. Таким образом, конфликт в Грузии был осуждён европейской знатью и США.

Не так давно премьер- министр Дмитрий Медведев утвердил основной план развития страны до 2018 года включительно. Как заявляет сам политик, в связи с неустойчивыми событиями в социально- экономической сфере, а также невнятой ситуации с внешнеполитическими факторами, основная задача как на сегодняшний день, так и на ближайшие несколько лет- возродить экономику Российской Федерации и поставить перед собой новые цели, выбрать определённые приоритеты, к которым в будущем можно будет уверенно стремиться. Медведев как премьер- министр РФ отметил, что в разработке нового плана основных направлений государства были учтены все предложения, поступившие от депутатов Государственной Думы. Он лично рассмотрел все аспекты, которые могут повлиять на и способы её улучшения.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Формирование Правительства охватывает два взаимосвязанных этапа, две стадии. На первом этапе формируется институт главы Правительства. Глава Правительства - ключевая и ведущая должность в государстве. В силу значительности процедура и порядок назначения Председателя Правительства определены Конституцией и федеральным конституционным законом. Конституция устанавливает, что Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Согласно Конституции (ч. 3 ст. 111) Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Второй этап формирования Правительства связан с назначением членов Правительства: первых заместителей Председателя Правительства, заместителя Председателя и федеральных министров. Кроме того, Конституция устанавливает, что Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ" (ст. 7) Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ (с согласия Государственной Думы) и освобождается им от должности: а) по собственному заявлению Председателя Правительства; б) в случае его невозможности исполнения своих полномочий. При этом Президент уведомляет палаты Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства или вносить в Думу альтернативную кандидатуру. Дума может дать согласие на назначение либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ. Тем самым достигаются две важные цели: представительный орган участвует в назначении главы Правительства, но не является решающим источником предоставления ему власти, что неизбежно породило бы зависимость и контроль.

Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ

Кандидат на должность Председателя Правительства РФ докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее.

Решение о даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ принимается по усмотрению Государственной Думы тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с применением электронной системы. Согласие на назначение считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов. По результатам тайного голосования принимается постановление.

В случае отклонения кандидатуры Президент РФ в течение недели вносит на согласование палаты новую кандидатуру. В случае двукратного отклонения представленных кандидатур Президент РФ в течение недели вправе представить третью кандидатуру.

(ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" , ст. 24)

Председатель Правительства Р Ф возглавляет Правительство РФ, определяет в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ и указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ;

Организует его работу, представляет Правительство РФ в РФ и за ее пределами;

Ведет заседания, обладая правом решающего голоса;

Подписывает акты Правительства РФ;

Представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

Распределяет обязанности между членами Правительства.

Председатель Правительства РФ систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.

По ст. 117 Конституции РФ: Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Назначение на должность: Кандидатом на должность Председателя Правительства может быть исключительно гражданинРФ, не имеющий гражданства иностранного государства. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится в Государственную Думу не позднеедвухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Председателя Правительства, либо в течение недели со дня отклонения предыдущей кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Источники:

ФКЗ «О Правительстве РФ»

Конституция РФ

17. Заседания Правительства рф.

Основные формы деятельности Правительства РФ – заседания . Они бывают очередные и внеочередные.

Очередные – проводятся по утвержденному плану, не реже 1 раза в месяц (четверг).

Внеочередные – проводятся по решению Председателя Правительства РФ.

Заседание считается проведенным, если на нем присутствовало не менее 50% членов Правительства. Председательствующим на заседании является Председатель Правительства РФ, в его отсутствие – один из его заместителей по его поручению. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры участвуют в заседаниях лично . В случае невозможности участия в заседании заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры информируют об этом Председателя Правительства РФ.

Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Счетной палаты, Центрального банка вправе участвовать в заседаниях Правительства РФ в соответствии с ФКЗ и ФЗ либо в порядке, установленном Правительством.

Правительство может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях. Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства .

Материалы заседаний Правительства и принятые по этим материалам решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства, если иное не определено ФКЗ и ФЗ. Правительство информирует граждан через СМИ о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях, по окончании заседаний организует пресс-конференции.

Рассмотрение вопросов на заседаниях Правительства планируется на полугодовой период. План заседаний на очередной период включает в себя перечень основных вопросов с указанием по каждому вопросу даты его рассмотрения и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за подготовку вопроса. Проект плана заседаний представляется Председателю Правительства. По его решению проект плана может быть внесен для обсуждения на заседание. Рассмотрение на заседаниях дополнительных (внеплановых) вопросов осуществляется по решению Председателя. На заседание Правительства приглашаются также работники Аппарата Правительства, непосредственно осуществляющие подготовку материалов по рассматриваемым вопросам.

Правительство издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ.

Источники:

2 группа.

Регламент Правительства РФ



Случайные статьи

Вверх