С 1 июля налоговая инспекция сможет. Будет ли налоговая контролировать счета в банках? Планы государства по повышению собираемости налогов с граждан

В Беларуси с 1 июля 2016 года будет проведена деноминация. Александр Лукашенко 4 ноября подписал указ № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь». Об этом сообщает TUT . BY со ссылкой на пресс-службу президента Беларуси.

Указом предписано провести с 1 июля 2016 года деноминацию официальной денежной единицы Республики Беларусь и произвести замену по 31 декабря 2016 года обращающихся денежных знаков образца 2000 года в виде банкнот на денежные знаки образца 2009 года в виде банкнот и монет в соотношении 10 тыс. рублей в образцах 2000 года к 1 рублю в денежных знаках образца 2009 года. Самой крупной будет купюра в 500 рублей.

Памятные банкноты, выпущенные в обращение Национальным банком, с 1 июля 2016 года подлежат приему при всех видах платежей без ограничений в соотношении, указанном выше, памятные и слитковые (инвестиционные) монеты, выпущенные в обращение Нацбанком, подлежат приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей без ограничений.

Указом устанавливается, что 1 белорусский рубль образца 2009 года равен 100 белорусским копейкам образца 2009 года.

С 1 июля по 31 декабря 2016 года денежные знаки образца 2000 года и денежные знаки образца 2009 года находятся в параллельном обращении и обязательны к приему при всех видах платежей без ограничений в указанном выше соотношении.

Обмен денежных знаков образца 2000 года на денежные знаки образца 2009 года осуществляется без ограничений и без взимания вознаграждения с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года - в Национальном банке, банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года - в Национальном банке.

С 1 июля по 31 декабря 2016 года изготовители, продавцы, поставщики, исполнители и их представители при предоставлении потребителям информации о предлагаемых товарах (работах, услугах) обязаны указывать цены (тарифы) в денежных знаках образца 2000 года и денежных знаках образца 2009 года.

Национальному банку поручено обеспечить выпуск в обращение денежных знаков образца 2009 года и изъятие из обращения денежных знаков образца 2000 года с учетом положений указа.

Напомним, разговоры о деноминации поднимались уже не один раз. В 2014 году Александр Лукашенко на встрече с представителями СМИ заявил , что дизайн новых банкнот и копеек уже утвержден и они «чем-то будут напоминать евро».

Он также тогда заявил, что о проведении в Беларуси деноминации будет объявлено за полгода. «Мы подумаем со специалистами, когда этот период придет. Здесь надо быть очень осторожными , - сказал глава государства. - Мы готовы в любой момент провести деноминацию. Но все-таки даже для этого технического шага должны быть определенные условия. Не должна быть такая процентная ставка, не должно быть тревог на рынке, чтобы население не волновалось. И в экономике чтобы не было кризисных явлений ».

«Поэтому мы подберем время и об этом заявим не менее чем за полгода , - отметил президент. - Параллельно в течение года как минимум будут ходить и старые рубли, и новые рубли ».

Президент отметил, что уже утверждены новые деньги, причем наравне с купюрами в Беларуси, возможно, будут ходить и монеты. По мнению главы государства, внешне новые деньги похожи на евро.

«Мы не скрываем, мы давно готовы к этому процессу , - сказал Александр Лукашенко. - Но надо подобрать время, чтобы ни в коем случае нас люди не упрекнули, что мы провели деноминацию, а кто-то на этом нажился. У меня будет жесткое требование: если мы будем в ценах округлять, то только в меньшую сторону. Люди здесь ничего не потеряют ».

Президент еще раз заверил, что о проведении деноминации будет сказано заранее. «Гарантирую! Обманывать не буду », - сказал глава государства.

С 1 июля 2018 года, вступает в действие правило прописанные в статье 86 НК РФ, в которой указано что банки должны предоставлять в налоговую все данные о движении средств на карточках физических лиц по первому запросу.

Перевод с карты на карту после 1 июля 2018 года - будет ли облагаться налогом?

Интерес к денежным переводам между физическими лицами усиливается

Средства массовой информации и социальные сети в начале июня 2018 года буквально взорвались новостью о том, что с 1 июля переводы с карты на карту будут облагаться налогом по ставке 13%. ФНС якобы будет начислять налог тем, кто не смог доказать, что полученные средства не являются доходом или по другим основаниям освобождены от налогообложения. В появившейся информации была ссылка на поправки в статью 86 НК РФ, вступающие в силу с 1 июля 2018 года. Однако никакие поправки, касающиеся усиления контроля над частными переводами с карты на карту и налогообложения этих переводов, не вносились.

Расскажем, в каких случаях налоговая служба может запросить информацию о происхождении денежных средств на счетах физического лица и доначислить налог.

Информация об усилении налогового контроля взволновала Россиян

О том, что с 1 июля денежные переводы с карты на карту могут стать объектом налогообложения, юристы и бухгалтера с удивлением узнали, когда на них буквально обрушился вал вопросов на эту тему. Вот некоторые из них:

И таких вопросов очень много. На фоне вполне серьезных разговоров о выводе из тени доходов самозанятых граждан и фрилансеров информация об усилении налогового контроля за банковскими счетами и переводами физлиц не кажется чем-то невероятным.

Что делать, если вызывают в ФНС свидетелем и спрашивают про доходы?

Что делать, если вызывают в ФНС свидетелем по статье 90 Налогового кодекса РФ?

Причина получения повестки чаще всего кроется в налоговом правонарушении

Налоговые органы наделены правом опрашивать граждан, способных пояснить обстоятельства, важные для осуществления налогового контроля, в соответствии со статьей 90 Налогового кодекса РФ.

Для чего и вызывают в качестве свидетеля, что делать на встрече с налоговыми инспекторами, какие права есть у граждан - об этом далее в статье.

Вызвать могут любого гражданина

Если налоговая в результате проверки обнаружит денежные средства, происхождение которых необходимо прояснить, соответствующий запрос будет сделан владельцу счета. Ему в течение пяти дней необходимо будет дать пояснение. В результате рассмотрения пояснения налогоплательщика (а также и в случае, если оно не предоставлено) налоговый орган принимает решение о том, имело ли место налоговое правонарушение (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Если будет установлено, что гражданин уклонялся от уплаты налогов, то ему доначислят НДФЛ и штраф 20% от суммы неуплаченного налога по статье 122 НК РФ .

Решение о привлечении к налоговой ответственности выносится по форме приложения 30 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, где в разделе 3 будет указан вышестоящий налоговый орган для подачи жалобы и разъяснен порядок обжалования. Досудебный порядок в данном случае является обязательным - необходимо предварительно обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган, а только потом при необходимости в суд (ст. 138 , 139 НК РФ).

Обзор закона о "налоговой амнистии" для физических лиц и ИП в 2018 году

Государственная дума РФ приняла в третьем чтении поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся так называемой "налоговой амнистии", то есть списания безнадежных долгов по налогам физических лиц и ИП.

Последние новости

С инициативой провести широкую налоговую амнистию, которая затронет несколько десятков миллионов россиян, выступил президент России Владимир Путин. О списании долгов по налогам физических лиц и индивидуальных предпринимателей он заявил на большой пресс-конференции 14 декабря 2017 года.

"Налоговая задолженность, которая возникла на протяжении предыдущих многих лет в силу обстоятельств, которые даже с человеком иногда не связаны, в силу несовершенства нашей налоговой системы - эти задолженности касаются где-то 42 млн человек, и общий объем этой задолженности 41 млрд руб. Я думаю, что нужно освободить людей от этих выплат, и сделать это нужно максимально дебюрократическим способом, без обращения человека в налоговые инспекции", - заявил Путин.

Депутатам понадобилось всего неделя, чтобы превратить указ президента о списании долгов по налогам в 2018 году в полноценный закон и принять его. Произошло это 21 декабря на заседании Государственной думы РФ. Соответствующие положения были вставлены в ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - списания долгов касаются статьи 6, 7, 11, 12. С их содержанием можно ознакомиться ниже.

Закон о списании долгов по налогам вступит в силу со дня опубликования.

В соответствии с документом признаются безнадежными и подлежащими списанию недоимки, которые образовались у граждан на 1 января 2015 года, по:

  • по транспортному налогу
  • налогу на имущество физических лиц
  • земельному налогу

Списываются также и пени, начисленные на вышеназванные задолженности.

По информации ФНС, задолженность граждан по этим налогам на 1 января 2015 года составляла 103 млрд рублей, позже часть этих денег удалось вернуть.

Аналогичным образом должны списать долги индивидуальным предпринимателям и тем, кто статус ИП потерял (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации).

В рамках закона о "налоговой амнистии" в 2018 году безнадежными и подлежащими списанию также будут признаны недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере, определяемом в соответствии с частью 11 ст. 14 ФЗ от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах…".

Спишут также пени и штрафы, начисленные на данные недоимки. "Налоговая амнистия" в 2018 году в этой части коснется:

  • индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, утративших статус ИП
  • адвокатов
  • частнопрактикующих нотариусов
  • других лиц, занимающихся частной практикой в установленном законами РФ порядке

Решение о признании долга безнадежным и его списании налоговая служба принимает самостоятельно без участия физических лиц и ИП на основании данных, полученных от ПФР и ФСС.

Официальный текст - статьи 6, 7, 11 и 12 Закона

"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Статья 6

Внести в статью 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4176) следующие изменения:

1) часть 3 после слов ", установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации" дополнить словами ", если иное не установлено частью 31 настоящей статьи";
2) дополнить частью 31 следующего содержания:

"31. В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.".

Статья 7

Внести в статью 19 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4183) следующие изменения:

1) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";

2) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". В случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.".

Статья 11

1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

2. Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

3. Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в части 1 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию.

Статья 12

1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

2. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.

3. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.

4. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.

Когда вступит в силу?

Авторами закона о списании в 2018 году долгов физических лиц и ИП стали вице-спикеры Госдумы: Сергей Неверов, Петр Толстой и Александр Жуков, а также глава комитета по бюджету Андрей Макаров и член комитета Андрей Исаев.

По словам Андрея Макарова, "налоговая амнистия" 2018 года начнет действовать с 1 января. Теперь официальный текст документа должна опубликовать "Российская газета", после чего он попадет в справочно-правовую систему "Консультант Плюс", где обрастет комментариями экспертов.

Как происходит налоговый контроль на самом деле?

Несмотря на то, что появившаяся информация о внесении поправок в ст. 86 НК РФ с 1 июля является фейковой, необходимо признать, что интерес ФНС к частным переводам с карты на карту, за которыми очень часто скрываются "серые" доходы, в последние годы усиливается. Об этом хорошо знают индивидуальные предприниматели, чьи счета легко блокируются за любые подозрительные операции, особенно если платежи в налоговую составляют 0,5% от оборота.

За физическими лицами без статуса ИП контроль также усиливается. В качестве примера можно привести дело пенсионера из Белгородской области, которому доначислили НДФЛ после покупки дорогого автомобиля. Налоговая посчитала, что пенсии по инвалидности и денежных средств, вырученных от продажи старого авто, было явно недостаточно для совершения дорогой покупки, и начислила пожилому мужчине НДФЛ на оставшуюся сумму, которую посчитала незадекларированным доходом. Суд первой и апелляционной инстанции оставил решение ФНС в силе. Пытаясь восстановить справедливость, пенсионер дошел до Верховного суда РФ (Определение ВС РФ от 10 ноября 2015 г. N 57-КГ15-8 г).

ВС РФ отменил решение нижестоящих судов, разъяснив, что размер расходов в налоговом периоде нельзя приравнивать к размеру доходов, а основанием для доначисления НДФЛ могут быть только незадекларированный доход, а не расходы.

С 1 июля контроль за переводами между физ лицами: правда или миф, тотальный контроль за платежами физлиц, налог с перечислений с карты на карту

Уже с 1 июля в России начнут действовать поправки к статье 86 Налогового Кодекса РФ, которые гласят, что все банки обязаны предоставлять налоговой службе информацию по движению денег на банковских картах физических лиц по требованию. Отныне, все поступления на счет, или карту физического лица, которое не удалось идентифицировать доблестные налоговики будут расценивать как прибыль, облагаемую налогом.

А вот чтобы полученные на счет деньги не учитывались как прибыль, облагаемая налогом, человеку нужно будет документально подтвердить, что это не прибыль, а например, то или иное лицо просто вернуло ему долг. В случае же, если физическое лицо не сможет доказать, что полученные средства не доход, то налоговая служба получит право на взыскание штрафа в размере 20% от суммы неоплаченного налога, а также пени, и собственно сам налог.

Поступление на счет от физических лиц

В судебных органах часто рассматриваются дела по административным правонарушениям, связанным с неоплатой подоходного налога, если на карту клиента банка перечисляются средства от другого физического лица. А в случае, если это происходит регулярно, то ФНС начинает проверять, за что лицо получило на свой счет эти средства.

Так, одной из мер избежать проблем с налоговой, является обозначение при переводе назначения платежа.

Федеральная налоговая служба всю необходимую ей информацию, получит от финансовых организаций. По закону, обо всех операциях необходимо уведомлять Росфинмониторинг, причем сумма перевода никакого значения не имеет, и банки все данные по счетам своих клиентов передают в ФНС.

Налоговая уже обладает данными по всем объектам недвижимости населения, и это дает возможность подавать запросы в банки и выявлять всю информацию по движению на счетах клиентов.

Тотальный контроль за платежами физлиц уничтожит малый бизнес

Вступающие в силу с 1 июля текущего года поправки к статье 86 Налогового кодекса, предусматривающие тотальный контроль налоговых органов за денежными переводами граждан, ударят по малому бизнесу и системе электронных платежей, считает эксперт.

Поправки обязывают все работающие на территории России банки в обязательном порядке предоставлять информацию о движении средств на счетах физлиц. При этом сумма перевода значения не имеет, и кредитные организации передают все данные в ФНС.

Таким образом, практически любые поступления на счет физического лица, особенно регулярные, могут быть расценены фискальными органами как доход и могут быть обложены штрафами в размере 20% от суммы неоплаченного налога, пенями и, собственно, самим налогом.

Физлицам придется документально подтверждать, что поступившие на их счет деньги не подлежат налогообложению. Человек может сообщить в кредитную организацию, что эти средства ему, например, подарили, или вернули долг. Избежать штрафов можно, указав назначение платежа.

Нововведение ударит, прежде всего, по самозанятым гражданам, не платящим налоги, лицам, сдающим жилье, и компаниям, работающие по "серым" и "черным" схемам.

Но больше всего пострадает мелкий бизнес, уверен финансовый эксперт Михаил Акопьян.

По его мнению, в случае ужесточения налогового законодательства пострадает и сама система электронных платежей, от которых и без того не доверяющий банкам малый бизнес начнет отказываться, переходя на расчеты в наличных.

Как сообщало EADaily, правительство в поисках дополнительных средств на выполнение майских указов президента пошло на ряд непопулярных решений, в том числе увеличение пенсионного возраста и повышение НДС с 18% до 20% .

Будет ли налог с перечислений на карту?

Повсеместно появилась информация, якобы гражданам России предстоит доказать ФНС, что средства, поступающие к ним на карту, это не доход. Иначе все деньги также будут облагаться налогом. Поправки должны вступить в силу с 1 июля. Но эта информация оказалась всего лишь фейком.

Источники ссылались на подпункт 1.1 статьи 86 Налогового кодекса. Он появился в Налоговом кодексе в сентябре 2016 года. Сообщать об открытии и закрытии счетов банки начали еще с 2014 года, только это было прописано в другом подпункте закона.

"Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа", - говорится в законе.

С 2014 года кредитные организации обязаны предоставлять в налоговую выписки по счетам. Однако не для того, чтобы сотрудники начали искать среди переводов "незаверенные доходы". Данные раскроют только в случае камеральной проверки. Также необходимо согласие руководителя вышестоящего налогового органа. Кроме того, запросить информацию могут, основываясь на первом пункте статьи 93 Налогового кодекса.

"Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля", - гласит 1 пункт статья 93 НК.

Поэтому изменений в законе, из-за которых россиянам пришлось бы отчитываться за перечисления на карту, проводиться не будет.

Новость о вводимом с 1 июля 2018 года контроле налоговой службы за поступлениями на карты физических лиц гуляет по интернету и уже вызвала множество гневных комментариев.

Проблема в том, что ни один новостной портал, разместивший у себя эту новость, не дал ссылку на собственно законодательство - все ссылаются друг на друга и, по сути, разными словами перепевают одну и ту же статью с совершенно прозрачным контекстом и сомнительным содержанием.

Правда, в изначальном тексте вроде бы есть упоминание о якобы вступающей в силу поправке к статье 86 Налогового кодекса РФ. Но правда ли это?

Начнём с того, что любая поправка в налоговом кодексе принимается отдельным федеральным законом. Оставим тот факт, что принятие федерального закона - удовольствие не быстрое (когда надо, могут и довольно быстро провести - достаточно вспомнить о так называемой налоговой амнистии). Но две вещи не отменить никаким образом:

  • закон для вступления в силу должен быть опубликован, причем только в официальном источнике (для нашего государства - это "Российская газета"),
  • ни один закон, касающийся налогов, не вступают в силу немедленно - на это требуется не меньше месяца.

Так что: если бы наша новость была правдой, соответствующая поправка в ст. 86 НК РФ была бы оформлена законом, опубликованным в "Российской газете" не позднее 1 июня 2018 года (а, возможно, и раньше).

Однако, как легко убедиться, ничего подобного не публиковалось.

Нет ничего подобного и на правовых порталах "Гарант" и "Консультант" (ну, это уже к слову).

Господа, объясните, пожалуйста, как суды могут "часто рассматривать" такие дела, если (если верить авторам новостей), контроль счетов физических лиц - это нововведение и раньше ничего подобного не было?

Еще не менее интересно: какие статьи кодекса об административных нарушениях связаны с "неоплатой подоходного налога"?! Там такие нарушения просто не предусмотрены: точнее, за непредставление деклараций (рачетов) - есть (статьи 15.5 и 15.6 КоАП), а за неуплату налогов - нету. Совсем. (Мало того, за непредставление декларации "по административке" привлечь можно только должностное лицо, но никак - обычного гражданина).

Что есть на самом деле?

Контроль за движением средств на счетах клиентов (любого вида, в том числе и обычных физических лиц без статуса предпринимателя) осуществляется банками уже давно . Эта обязанность возложена на банки законом Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Так же банкам дано право блокировать все операции по счетам, если такая операция кажется сомнительной или подозрительной (скажем, на счет пришла крупная сумма небольшими платежами в течение длительного времени или разом совершена операция на сумму свыше 600 тыс. рублей). Информация о таких клиентах уходит в Росфинмониторинг. И да, придётся доказывать, "что ты не верблюд".

Росфинмониторингу и банку. Федеральная налоговая служба такую информацию не получает.

Соглашение об обмене информацией между ФНС России и Росфинмониторингом попросту не предусматривает обязанность Росфинмониторинга передавать налоговикам все полученные им сведения по счетам - только о выявленных незаконных схемах по уклонению от налогообложения (как правило, в отношении организаций - "простому физическому лицу" так засветится будет весьма сложно).

Теперь что касается статьи 86 НК РФ, в которую якобы внесены поправки.

Касается эта статья обязанностей банков сообщать налоговикам о наличии счетов (открытии и закрытии) по всем своим клиентам, в том числе и по физическим лицам. Такая редакция этой статьи действует уже с 1 июля 2014 года.

С того же июля 2014 года появилась обязанность банка предоставлять налоговой службе сведения о движении средств по счетам, т. е. о поступлениях и расходах. Чисто теоретически это означает, что контроль за картами физических лиц - в отношении любой суммы поступлений - ведется уже четыре года!

Фактически же такие сведения предоставляются не "спошняком в отношении каждого клиента и каждого рубля", а исключительно по запросу. Причём по запросу мотивированному, т. е. обоснованному, с указанием причин этакого пристального внимания.

Мало того, прежде чем такой запрос в банк послать, налоговому инспектору придётся доказать его необходимость и получить письменное согласие вышестоящего руководителя (не начальника "своей" налоговой, а руководителя управления налоговой службы по региону). Сами понимаете, простого "да у него работы никакой нет, а машина есть" тут недостаточно - обоснование должно быть более убедительным.

Да и чисто технически в таком формате взаимодействия с банками охватить сотни тысяч счетов пристальным вниманием ФНС - нереально.

Поправка же в статью внесена с 1 июня 2018 года и только одна - её действие распространено не только на денежные, но и на так называемые "металлические" счета (в золоте, платине и тому подобное).

Так что новость - это мягко говоря фейк .

По факту счета россиян уже давно мониторятся банками, а Федеральная налоговая служба знает о их наличии и чисто теоретически имеет возможность анализировать поступления по ним уже четыре года. Однако, так как получение сведений по физическим лицам может быть только по мотивированному запросу, возможность пользоваться таким анализом для начисления налогов у налоговиков весьма ограничена (реально, чтобы такой запрос создать нужно иметь огромный массив информации откуда-то со стороны, скажем, в ходе проверки какой-то фирмы получить информацию о переводе ею каких-то крупных сумм (желательно неоднократно) некому лицу, при этом не являющегося ни предпринимателем, ни работником, ни учредителем, ни директором).

Поэтому бедные фрилансеры и прочие черно-серые самозанятые могут пока работать спокойно.

Хотя, вполне возможно, что в будущем государство заинтересуется таким удобным инструментом финансового контроля и сделает его проще.

По материалам: takovzakon.ru, tehnofan.com, bolshoyvopros.ru

МОСКВА, 30 июн — РИА Новости. Федеральная налоговая служба не будет тотально контролировать банковские счета россиян и начислять налоги на средства, поступившие на карты. Те, кто получает доходы, с которых не уплачивается налог, должны сами их декларировать и платить НДФЛ, заявил РИА Новости замглавы контрольного управления ФНС Константин Новоселов.

Так он прокомментировал распространившуюся в соцсетях информацию о том, что с 1 июля налоговая служба сможет отслеживать денежные переводы с карты на карту и запрашивать у их владельцев сведения о том, почему и с какой целью был сделан перевод.

Новоселов пояснил, что право запрашивать информацию о движении средств, в том числе о карточных переводах, у ведомства есть еще с 1 июля 2014 года. Но такой запрос можно сделать, только если в отношении этого физического лица проводится налоговая проверка и при наличии согласия вышестоящего налогового органа.

"Например, если у нас есть информация, что гражданин занимается незаконной предпринимательской деятельностью и получает доход. Или если этот факт выявился в ходе проверки компании или ее контрагентов", — пояснил он.

По его словам, в основном это касается получения доходов в крупных размерах, ситуаций с незаконным обналичиванием средств, схем уклонения от уплаты налогов.

Старые новые нормы

Представитель ФНС напомнил, что с 1 июня действительно вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, позволяющие запрашивать в банках информацию о счетах физических лиц, открытых в драгоценных металлах. "Никаких новых полномочий с 1 июля в этой части налоговым органам не предоставлялось", — сказал он.

Более того, даже если в рамках проверки налоговики найдут на счетах граждан какие-то средства, это еще не значит, что на них автоматически начислят налог.

"Не всегда средства, которые поступают на карты физлиц, автоматически можно признать доходом. Даже если в рамках проверки какого-то лица мы получим информацию о регулярном поступлении на карту гражданина денежных средств, чтобы начислить налог, нам придется сначала доказать, что этот доход получен от предпринимательской деятельности", — сказал Новоселов. При этом сами граждане по умолчанию не должны доказывать происхождение средств на карте. Собирать доказательства налоговикам придется самим.

Недобросовестные предприниматели, которых все-таки поймают во время проверки, тоже, кстати, не будут платить налог со всей суммы на карте. "У такого гражданина появится возможность учесть и соответствующие расходы, и только в этом случае можно определить налоговую базу, с которой должен быть исчислен и уплачен налог", — уточнил представитель ФНС.

Разумеется, физические лица — предприниматели, а также в определенных случаях и граждане, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя, сами должны декларировать доходы и платить с них налоги. Этот порядок установлен Налоговым кодексом.

Все перепутали

О том, что никаких изменений в этой части в законодательство не вносится и банковские счета и карты россиян не будут тотально контролироваться, РИА Новости подтвердили и в крупнейших розничных банках.

Глава Сбербанка Герман Греф сообщил, что ему неизвестно ни о каких намерениях внести изменения в регулирование личных платежей. Авторы этой "новости", по его словам, случайно или намеренно все перепутали.

В банке "Открытие" агентству подтвердили, что последние изменения в Налоговый кодекс, вступившие в силу с 1 июня, не имеют никакого отношения к контролю за переводами с карты на карту, а касаются контроля за счетами, открытыми в драгоценных металлах.

Такие счета с точки зрения налогового контроля теперь приравняли к обычным банковским счетам. Так, например, если у кого-то есть большие долги по налогам, на его банковские счета может быть обращено взыскание. А если средств на его рублевых или валютных счетах окажется недостаточно для погашения долга, теперь их можно будет взыскать и с металлических счетов.

В Сети распространилась информация о том, что переводы по банковским картам будут автоматически облагаться налогом с 1 июля 2018 года. Информация оказалась провокационной, так как нормы статьи 86 Налогового кодекса РФ в отношении предоставления банками информации о счетах и остатках средств на них не будут меняться, по крайней мере, пока что.

Ложная информация гласила, что банки будут автоматически списывать подоходный налог при переводах с карты на карту между физическими лицами в размере 13%. При этом за неуплату грозит штраф и пеня. Информация о переводах, по распространившимся провокационным данным, будет передаваться в налоговую службу с 1 июля 2018 года.

Согласно этим же данным, такие переводы коснулись бы доходов от сдачи недвижимости в аренду, так как они носят регулярный характер и явно заметны при движении средств на счетах. Наличие у налогоплательщика какого-либо другого незадекларированного дохода приведет к штрафным санкциям.

Представители финансовой сферы и эксперты банковской системы говорят, что распространившаяся ложная информация – это бред и слухи. По их словам, данная информация появлялась и раньше, но налоговые органы ее опровергали. Операция с картами не включена в перечень доходов, согласно статье 208 НК РФ.

Отмечается, что в Налоговом кодексе есть изменения, но с 1 июня. Они касаются счетов в драгоценных металлах, а в контроле за счетами в банках нет ничего нового. Банки и раньше были обязаны отвечать на запросы по поводу операций и остатков на счетах.

Переводы по картам не будут облагаться налогом в автоматическом режиме

В законодательстве на сегодняшний день нет поправок, которые относятся к предоставлению банками информации об операциях на счетах физических лиц. Нормы статьи 86 Налогового кодекса (п. 1.1) действуют еще с 2014 года и гласят, что налоговая служба имеет право потребовать у банков предоставления информация о переводах по картам физлиц только в рамках мотивированного запроса.

Обоснованной причиной требования может стать некий незадекларированный источник дохода, который вероятно имеется у конкретного физического лица.

С 1 июля 2018 года автоматического предоставления информация в налоговой по переводам с карты на карту нет. Соответственно облагаться налогом будут только проверенные операции, которые действительно имеют основания считать их укрытием от уплаты подоходного налога.

В случае, если поступившая сумма на банковскую карту окажется не доходом, а например, обычным возвратом долга, то физическое лицо при проверках обязано доказать налоговой, что это не прибыль. В первую очередь, это касается указания назначения платежа в переводах.

С 1 июля контрольно-кассовую технику (ККТ) обязаны принять компании, которые используют электронные средства платежа. Электронные средства - это различные электронные кошельки - QIWI, «Яндекс.Деньги» и др. Таким расчетом пользуются преимущественно фрилансеры, интернет-магазины и небольшие компании. Предполагалось, что в этом году на онлайн-кассы перейдет только эта группа предпринимателей, деятельность которых нередко остается в теневом секторе экономики. Однако с юридической точки зрения не определено, какие именно расчеты войдут в раздел электронных.

Введение новой кассовой техники - большая проблема для малого бизнеса, так как один аппарат стоит от 20 тыс. руб. и более. Кроме того, требуется оплата годового обслуживания каждой кассы в отдельности - 3–5 тыс. руб., так как в работе оборудования задействованы операторы фискальных данных (через них налоговая информация попадает в соответствующую службу).

Сейчас электронные средства платежа приравниваются к безналичным, но в Госдуме прошел первое чтение законопроект, который разведет два этих понятия, рассказал замначальника контрольного отдела УФНС Свердловской области Виктор Бачурин на круглом столе «Изменение регулирования: ключевые вызовы для малого предпринимательства». По словам налогового эксперта, закон, вероятно, будет принят 1 июля.

Виктор Бачурин, замначальника контрольного отдела УФНС Свердловской области:

И тут тонкая грань. Но если мы говорим про интернет-магазины, то их мы все-таки рассматриваем как электронные средства платежа.

При этом разница терминов в данном случае имеет принципиальное значение. По информации Виктора Бачурина, компании, которые используют безналичный расчет, могут установить электронную кассовую технику в следующем году (до 1 июля 2019 года), в то время как юрлица с электронным средствами платежа должны приобрести новое оборудование уже в ближайшие три недели. Такой порядок установит новый федеральный закон, который Госдума может принять уже 1 июля.

Уполномоченный по правам предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх попросила уточнить, в чем заключается ключевое отличие между безналичным расчетом и электронными платежами, как предприниматели смогут узнать крайний срок установки новой кассы.

Евгений Болотин, зампред «Уральского банковского союза»:

Безналичный платеж - операция клиента с его расчетным счетом. Что важно знать бизнесмену про электронные средства платежа - если вы собираете деньги из онлайн-кошельков, то ККТ нужно установить в этом году.

Если оплата картой - это безналичный расчет (с чем согласились не все эксперты), то с онлайн-банками ситуация неясна. Местные эксперты причислили их также к электронным средствам расчета. «Значит, новая кассовая аппаратура нужна к 1 июля всем», - подвела итог Елена Артюх.

За отсутствие онлайн-кассы к назначенному сроку и ее неправильную эксплуатацию налоговая привлекает предпринимателей к ответственности, и такая практика уже существует. До 9 апреля был введен мораторий на проверки в этой сфере, а после начались контрольные мероприятия. Количество выявленных нарушений Виктор Бачурин не озвучил, но подтвердил, что такие случаи были.

Виктор Бачурин:

По данным ФНС, за использование контрольно-кассовой техники старого типа для юридических лиц предусмотрен штраф от 30 тыс. руб.

Закон о введении контрольно-кассовой техники вступил в силу в 2017 году с целью сделать систему передачи налогов более открытой, вывести средства из теневого сектора. Онлайн-кассы не только формируют чеки, но и создают электронные фискальные документы. ККТ фиксирует данные о каждой совершенной кассиром операции в специальном фискальном накопителе и передает информацию в налоговый орган через оператора фискальных данных.



Случайные статьи

Вверх