Сценарий ко дню снятия блокады ленинграда. Сценарий мероприятия «День снятия блокады Ленинграда Мероприятие к снятию блокады ленинграда

Внеклассное мероприятие, посвященное дню снятия блокады города Ленинграда. Сценарий

Сценарий внеклассного мероприятия "Дневник памяти"

Гарастюк Марина Станиславовна, учитель истории и обществознания МБУ СОШ № 49, г. Тольятти
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию сценарий для внеклассного мероприятия, посвящённого дню снятия блокады города Ленинград. Данная разработка поможет в подготовке к мероприятию классным руководителям, заместителям директора по УВР.

Цель мероприятия: способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти
Задачи:
1) приобщить учащихся к пониманию ценности человеческой жизни и значению подвига советского народа в Великой Отечественной войне;
2) воспитать уважение к подвигу народа в годы Великой Отечественной войны, старшему поколению.
Форма мероприятия: патриотический «Огонек»
В основе мероприятия - страницы дневника Веры Инбер
Использованы произведения: О. Бергольц, Ю. Воронова, А. Гейнца и С. Данилова, Т. Зыковой, А. Розенбаума, Д. Эстрина.
Оборудование : мультимедийная презентация - аудио и видио сопровождение, фото блокадного Ленинграда.
Участники : учащиеся 9 - 11 классов
Ход мероприятия:
Учитель: Сегодня наше мероприятие проходит в форме «Дневника памяти», мы вспоминаем одну из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны – Блокаду города Ленинграда. 27 января 1944 г. - день снятия блокады, стал памятным днем нашей истории.
Звучит фрагмент из песни М. Бернеса «Слушай Ленинград»
Ученик № 1: В календаре много разных памятных дат, но для любого жителя Петербурга 8 сентября - день памяти, день скорби, день начала блокады. Сегодня, через десятилетия, мы хотим рассказать о том, как это было. Рассказать тем, кто, к счастью, этого не испытал. Мы привыкли говорить 900 дней. Но подвиг города не нуждается в преувеличениях. Запомните это число - 872 дня.
Звучит фрагмент «Священная война»
Ученик № 2 :
1941 год. На второй день войны в городе была объявлена первая воздушная тревога. А уже 10 июля - началась битва за Ленинград. В августе рухнул последний, Лужский рубеж обороны. Части вермахта вышли на западе к станции Лигово, на юге - вошли в Чудово. 8 сентября пал Шлиссельбург. Кольцо замкнулось.

Запись в дневнике от 8 сентября 1941 года:
«Удивительная, редкостная осень. Дождей нет. И в сухом и тихом тепле деревья желтеют сохранно, не теряя листьев. Так и стоят - пурпурные, янтарные, лимонно-желтые...»
Ученик № 3 : 8 сентября в 7 часов вечера на город упали первые бомбы. Шесть с половиной тысяч зажигательных бомб - и это только в первую бомбежку. На командный пункт городского штаба противовоздушной обороны начали поступать первые сообщения о разрушениях, пожарах, жертвах, В первый день бомбежки было зарегистрировано 178 пожаров.
Фрагмент артиллерийского обстрела
Автор : Запись от 17.сентября 1941 года:
«Как-то странно сделалось на душе, когда свежий женский голос сказал кратко: «До конца войны телефон выключен» Я попыталась что-то возразить, протестовать, но сама поняла, что бесполезно. Через несколько минут телефон звякнул и умолк... до конца войны».
Ученик № 1 : Планы Гитлера в отношении Ленинграда были бесчеловечны.
Ученик № 4 : Гитлер заявлял «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет самого себя… не позднее чем через 3 - 4 недели Ленинград, как спелое яблоко, упадет к нашим ногам».
Ученик № 5 : Из дневника начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера:"...Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов…… Блокировать город Ленинград кольцом. Требований о капитуляции не выдвигать.
Ученик № 2 : Согласно директивам германского командования, блокада была направлена именно против гражданского населения Ленинграда. Ни город, ни его жители нацистам были не нужны. Ярость нацистов по отношению к Ленинграду была ужасающа.
Ученик № 5 : Из дневника начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера: «…Проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».
Ученик № 6 : Характерный комментарий к этим планам дал Гейдрих в письме к рейхсфюреру СС Гиммлеру: «…Четкие распоряжения касательно городов Петербург и Москва не могут быть реализованы в действительности, если они изначально не будут исполняться со всей жестокостью».
1-й чтец:
В глазницы обугленных окон
Глядится холодный восход,
Молчат на проспекте широком
Автобусы, вмерзшие и лед,
Не сдавшиеся воле судеб
Застывшие автофургоны
С голодной надписью «Хлеб»... (М. Дудин)
Автор : Запись от 10.-11.09.41
«Когда машина обогнула площадь, внезапно нам открылись черные клубящиеся горы дыма, подсвеченные снизу пламенем. Все это громоздилось в небе, взбухало, пускало страшные завитки и отроги. Шофер повернулся и сказал глухо:
- Немец бомбы бросил и поджег продовольственные склады
.. Сгоревшие Бадаевские склады - центральная кладовая Ленинграда, его «продовольственное сердце». Зловещий дым, жирный, смолистый и тяжелый, - это были горящий сахар, мука, масло..»
2 - 3 чтец (читают по очереди).
Начинается проигрыш песни «Блокадный вальс»
Кто не был там, тот, слава Богу, не был.
Не видел сквозь рассвета пелену
Беззвучно умирающее небо
И город, распахнувшийся в войну.
Не страшен страх, рождающий удушье,
Клинком мороза жалящий поддых.
Страшней, когда привычно равнодушно
Проходишь мимо не своей беды.
Когда душа надорвалась, устала,
Когда глаза устали без конца
Смотреть, как надает с небес начало
Чьего-то неизбежного конца.
Кто не был там, тот не поймет, поверьте,
Как росчерк гари, вспухший в небосвод,
Срывает с неба маску тихой смерти.
И слава Господу, что не поймет.
Песня «Блокадный вальс»
Ученик № 2 : Не успели ленинградцы оправиться от первого испытания, как на следующий день немецкая авиация повторила массированную бомбардировку города. В этот налет наблюдателями было отмечено падение 1790 зажигательных и 35 крупных фугасных бомб. Затем в ход пошла дальнобойная артиллерия
Ученик № 3 :
12 сентября - первое сокращение норм выдачи населению продуктов. Первое, но не последнее... 11 сентября 1941 гола был произведен первый полный учет продовольствия. Результаты - более чем плачевные. Над городом в полный рост поднялся бледный цриарак голода. 20 ноября нормы достигли своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов, остальным 125. Но даже в том кусочке хлеба, который получал ленинградец, почти половину составляли заменители.
Метроном На экране появляется рецептура блокадного хлеба.
Ученик № 4 : И вдруг - по радио поздравление:
Ученик № 5 :
«Дорогие товарищи! Послезавтра мы будем встречать Новый год. Год тысяча девятьсот сорок второй.
Ещё никогда не было в Ленинграде такой новогодней ночи, как нынешняя. Мне незачем рассказывать вам, какая она. Каждый ленинградец знает об этом сам, каждый чувствует сейчас, вот в эту минуту, её небывалое дыхание... И все-таки, вопреки всему, да будет в суровых наших жилищах праздник.
Ведь мы встречаем тысяча девятьсот сорок второй в своем Ленинграде - наша армия и мы вместе с ней не отдали его немцу, не дали ему вторгнуться в город. Мы остановили врага. Наш город в кольце, но не в плену, не в рабстве. Это уже безмерно много.
Да, нам сейчас трудно… Вот уже пятый месяц враг пытается убить в нас волю к жизни, сломить наш дух, отнять веру в победу. Но мы верим.. нет, не верим, - знаем - она будет! Может быть, товарищи, мы увидим наш сегодняшний хлебный паек, этот бедный, черный кусочек хлеба, в витрине какого-нибудь музея...»
Савченко Автор: Запись от 29 января 1942 года:
«Хлебозавод все же не прекратил работу, как мы этого боялись. Когда водопровод перестал работать, восемь тысяч комсомольцев - так же, как и все, ослабевшие от голода, озябшие, - стали конвейером от Невы до пекарских столов завода и подавали туда воду недрами из рук в руки.
Вчера у булочных очереди были громадные, хлеб привезли -только к вечеру Но всё же он был...»
Чтец :
Нет лекарств, чтоб голод укрощали
И пока он в городе везде,
Мы себе негласно запрещаем
Говорить друг с другом о еде.
А начнешь, - недобрый взгляд заметя,
Тут жс смолкнешь, будто шел на грех
К этому привыкли даже дети,
Хоть сегодня им труднее всех.
В разговорах я храню запреты
На еду, которой не забыл,
На супы, на каши и котлеты.
Но о них не думать - выше сил.
Ученик № 1 :
Пытаясь заглушить муки голода, люди ели домашних животных и птиц. Варили суп или студень из столярного клея. Употребляли в пищу лекарства. Многие ездили на Бадаевские склады, собирали комья мёрзлой земли. Правда, сахар, превратившийся во время пожара в густой сироп, ещё раньше организованно собрали и переработали. Но «бадаевская» земля считалась ценным продуктом. Её глотали, запивая кипятком, или вымачивали и пили чуть сладковатую мутную воду.
Ученик № 2 :
Голодная смерть косила людей. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
Звучит фрагмент Era
Ученик № 3 :
Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.
Ученик № 6 :
Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда Милютина Зоя Александровна: « Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ».
Ученик № 7 :
Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда, Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай: « Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».
Звучит фрагмент песни Матусовского
Ученик № 2 :
Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.
Чтец
- Девчушка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула
А оказалось – умерла.
Ученик № 5 :
Не хватало досок на гробы, не было сил, чтобы похоронить родного человека, товарища, друга. Промерзшая земля не поддавалась ни кирке, ни лому. В январе горком партии принял постановление «О производстве земляных работы. На Волконском и Пискаревском кладбище появились первые братские могилы.
Общие ямы... Зима была жестокая, морозы доходили до 30 и 40 градусов, 25 января из-за нехватки топлива, торфа замерли машины последней электростанции.
И в эту стужу город горел, горел от бомб и снарядов, от печек-буржуек.
Ученик № 3 :
Норма - «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» - продолжала действовать до 25 декабря, когда хлебный паек начат потихоньку расти.
Чтец :
Скрипят, скрипят по Невскому полозья
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На Охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь, - к вечеру добраться б.
Глаза бесстрастно смотрят в темноту
Скинь шапку, гражданин.
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведет
О том, чтоб не прощала, не щадила,
Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
Ко мне взывает братская могила
На Охтинском, на правом берегу. (О. Бериольц)
Метраном.
Чтец :
Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чем то скажу, но они не услышат.
Спрошу - не ответят …
A в комнате - трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю: не встанут.
Я все понимаю …
Зачем же я хлеб натри части ломаю? (Ю. Воронов)
Звучит грустная мелодия.
Ученик № 6 :
Правительство делало все, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ».
Чтец :
Дорогой жизни шёл к нам хлеб
Дорогой дружбы многих к многим
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (Надпись на памятнике)
Ученик № 1 :
«Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.
Ученик № 2 :
Первая блокадная весна входила в город медленно. Морозы держались долго. Улицы города не убирались всю зиму они были покрыты снежно-ледяным панцирем. Страшно выглядели дворы домов, заваленные золой, мусором, нечистотами.
Автор : Запись от 30 03.42:
«Сейчас, в эти дни, решается весенняя участь города: быть эпидемии или не быть". Вспыхнет какая-нибудь инфекция или нег? Дух замирает при мысли, что на Ленинград могут обрушиться тифы, дизентерии. У кого хватит сил перенести все это? И кто будет ухаживать за больными?
Весь город - все, кто только в силах держать лопату или лом, чистят улицы. А это все равно что привести в порядок загрязненный Северный полюс: глыбы льда, торосы мусора, сталактиты нечистот. Есть много добровольцев.»
Ученик № 1 :
Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым.
Звучит песня «В далеком, тревожном году»
Ученик № 3 :
Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.
- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.
Ученик № 8 :
- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.
- Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда».
Ученик № 9 :
- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.
Ученик № 7 :
- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.
Чтец :
В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта? ..
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом - паспорта
И в этом нет беды, но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого, что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, чем тогда. (Ю. Воронов)
Метроном
Звучит фрагмент песни «Дети войны»

Ученик № 2 :
И вот в Ленинграде, в тяжелейших условиях блокады, русский человек остался человеком, продолжал жить духовной, культурной жизнью.
Седьмую симфонию Дмитрий Шостакович писал в Ленинграде и в один из сентябрьских дней рассказал об этом по радио.
Фрагмент радиопередачи
29 марта 1942 года объединенный оркестр Большого театра и Всесоюзного Радиокомитета исполнял Седьмую симфонию.
Звучит фрагмент Седьмой симфонии Д. Шостоковича.
Ученик № 1 :
И народ, пришедший слушать Ленинградскую симфонию, встал и стоя рукоплескал композитору, сыну и защитнику Ленинграда. Все глядели на него, маленького, хрупкого человечка в больших очках, и думали «Этот человек сильнее Гитлера...»
Чтец:
Им холод
Кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей.
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
Хамзина
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист…
Над вихрем
Бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки
Победно и скорбно неслись…
Татарникова
А чтобы всё это
Сегодня свершилось,
Они
Сквозь израненный город брели.
И сани
За спинами их волочились –
Они так
Валторны и скрипки везли.

Чтец:
И тёмная пропасть
Концертного зала,
Когда они всё же добрались сюда,
Напомнила им
О военных вокзалах,
Где люди
Неделями ждут поезда:

Чтец:
Пальто и ушанки,
Упавшие в кресла,
Почти безразличный, измученный взгляд…
Так было.
Но лица людские воскресли,
Лишь звуки настройки
Нестройною песней
внезапно обрушили свой водопад…

Чтец:
Никто не узнал,
Что сегодня на сцену
В последнем ряду посадили врача,
А рядом,
На случай возможной замены,
Стояли
Ударник и два скрипача.
Чтец:
Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно, гремела оркестр –
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»
И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие тёмных квартир.
И слушал её
Ошарашенный мир…
Вы так бы смогли,
Если б вы умирали?..
Запись от 24 мая 1942:
«В одноэтажном здании студенческой столовой теперь открыта «столовая усиленного питаниям». В каждом районе их несколько. Бледные, истощенные, слабые люди (дистрофия II степени) медленно бредут сюда, щурясь от весеннего света, как бы сами дивясь тому, что остались жить. Порой они садятся отдохнуть, подставив под солнечные лучи обнаженную до колена ногу или засучив по локоть рукав: солнце лечит цинготные язвочки.
Но среди ленинградцев есть и такие, которые уже не ходят, не в состоянии двигаться (дистрофия III степени). Они неподвижно лежат в своих промерзших за зиму квартирах, куда не в силах пробиться весна. В такие квартиры идут молодые врачи, студенты медвузов, медсестры…»
Ученик № 4 : 1943 год.
12 января началась операция «Искра». Операция по прорыву блокады.
Чтец :
О дорогая, дальняя, ты слышишь?
Разорвано проклятое кольцо!
Ты сжала руки, ты глубоко дышишь,
В сияю ш их слезах твое лицо.
Пусть эти слезы сердце успокоят …
А на врагов - расплавленным свинцом
Пускай падут они в минуты боя
За все, за всех, задушенных кольцом.
За девочек, по-старчески печальных,
У булочных стоявших, у дверей,
За трупы их в пикейных одеяльцах,
За страшное молчанье матерей... (О. Берггольц)

Звучит фрагмент «Адажио»

Ученик № 5 : Такого Ленинград еще не видел и не переживал за всю предшествующую историю блокады... Если по отношению к обстрелу употребимо слово «рекорд», то можно сказать, что летом 1943 года фашистская артиллерия побила все рекорды обстрелов. В июле продолжительность обстрела составляла 9 часов 14 минут в день. И так месяц за месяцем.
Ученик № 1 :
В октябре служба противовоздушная оборона была вынуждена нанести на стены Ленинградских домов 1300 надписей: «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».
Ученик № 4:
Тихим и хмурым утром 14 января жители города были ошеломлены мощьным гулом, доносившимся с юго-запада. В это время на позиции фашистов обрушились артиллерийские залпы 14 тысяч стволов. В воздух поднялись больше 1200 самолетов. Части второй ударной армии, взламывали вражескую оборону.
Звучит фрагмент из передачи по радио Левитан о прорыве
Автор : Запись от 27 января 1944:
«Величайшее событие в жизни Ленинграда полное освобождение его от блокады. И тут у меня, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И это все»
Звучит стихотворение в исполнении Воронова
Учитель :почтим минутой молчания всех тех, кто погиб во время блокады Ленинграда (Звучит Реквием)

Литературный вечер ко дню снятия блокады для старших дошкольников

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: Материал будет интересен воспитателям, педагогам начальных классов и педагогам дополнительного образования. Можно использовать в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками.

Цель:
-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи:
-обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
-формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;
-знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
-активизировать словарь;
- формировать чувство патриотизма;
-развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Оборудование и материалы (оформление зала): музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «Блокада Ленинграда», детские рисунки по теме, стенд с наглядным материалом о Блокаде, ваза с цветами, макет вечного огня.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы по теме;
-прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет;
-слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе;
-показ иллюстраций о Ленинграде.

Ведущий 1: Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже, если это правда,
Такая правда –
Не права.
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили. Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, Как сила, нам нужна!
Дети под музыку заходят в зал


Ребенок: Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА...
Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,
Про спасение Летнего сада...
Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ
О суровой судьбе Ленинграда.
Ведущий 2: Ленинград! Как много в этом слове. Сразу столько воспоминаний. В этом году исполнится 75 лет, как сомкнулось кольцо блокады вокруг города. Но город не сдавался.
Наступили 900 тяжелых и голодных дней.


Ведущий 1: Город бомбили и днем, и ночью. Защищать город вышли все от мала и до велика, и старики, и дети.
Ребенок: От взрывов продыху не знали,
Те, кто уехать не смогли.
И днем, и ночью шла бомбёжка,
И днём, и ночью шёл обстрел.
На клумбах не цветы, картошка росла:
Защитник есть хотел.
Воспитатель 2: Были разрушены дома, сорваны крыши, во многих окнах были выбиты стекла. Окна заклеивали бумагой.
Ребенок: Черные окна,
И взрывов гул.
В грохоте, гари
Питер тонул.
Хмурые лица
И взгляд потухший.
Город унылый,
Серый и скучный.
Ведущий 1: Для жителей наступило очень тяжелое время, была зима, есть было нечего.
Склады с продовольствием разгромили. Варили и ели все что находили.
Ребенок: Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.

Владимир Сорокин
Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.
Ведущий 2: Хлеб выдавали по карточкам, норма хлеба была очень мала – всего 125гр. Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Если вдруг карточку потеряешь, то и вовсе останешься голодным. Кроме хлеба больше ничего не было.


Я - хлеб. У меня есть душа.
Я - хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
Я слышу осколков удушливый свист.
Я - ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони как лист,
Голодный блокадный ребенок.
Я - хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза. Цвет лица восковой
С трудом поднимает ручонку.
Я - хлеб. И пока я живой
Не дам умереть я ребенку.
Я – хлеб. Я живой.Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
Я - хлеб.
У меня есть душа.
Я - хлеб…
Воспоминания жителей блокадного Ленинграда (читают родители)
Вспоминает Милютина Заря Александровна: « Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ».
Другая Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай: « Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».
Ведущий 1: В городе не было воды, от бомбежек и от холода вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов. Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. С водой нужно было подниматься в гору, радовало одно, была зима и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах.
Ребенок: Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
И Смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда..
Как хорошо, что ты замерзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольешься из ведерка,
Я привезу тебя домой.
Ведущий 2: Тепла в домах не было, стоял холод. Люди жгли все, что попадало под руку. В те времена, люди дорожили и ценили книги, но им пришлось жечь даже их. Со слезами на глазах они жгли мебель, книги…
Ребенок: От холода и голода умирали люди.
Ладожское озеро народу помогло.
Мы дорогу жизни вечно помнить будем,
Выстояли люди всем врагам назло.
Ведущий 1: Дороги были разбиты и разбомблены. В город и из города можно было выбраться только по Ладожскому озеру. Озеро замерзло и по нему была проложена дорога, по которой доставляли в блокадный город продовольствие и все что требовалось городу. Из города по этой дороге вывозили детей, стариков и раненых. Эта дорога называлась «Дорогой жизни».
Многие машины не доезжали до места назначения, проваливались под лед вместе с продовольствием и вместе с детьми.
Ребенок: И только Ладога спасала,
Когда стояли холода.
Тогда "Дорогой жизни" звала
Её народная молва.


Ведущий 2: Очень сложно было детям, ведь многие остались без родных и близких. А нужно было продолжать жить. Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды. Дети помогали взрослым в борьбе против фашистов, работали наравне с ними.
Песня: «Им было всего лишь двенадцать, но были они Ленинградцы» - поют дети подготовительной группы.


Ведущий 1: Ребята в это трудное время не забывали и про учебу. Они с огромным желанием ходили в школу, хотя там тоже было холодно, даже замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…
У многих случались голодные обмороки, многие валились с ног от холода и бессилия. Смертность была огромная, дети умирали даже на уроках…
Ребенок: Девчонка руки протянула,
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.
Её из школы на носилках,
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки,
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.
Ведущий 2: В годы Блокады очень трудно приходилось женщинам. Ведь им нужно было растить и беречь детей, оберегать свою семью. Женщины тоже вставали на защиту рядом с мужьями и детьми. А по – другому они не могли поступить…


Стих читают воспитатели
Ленинградке
Еще тебе такие песни сложат,
Так воспоют твой облик и дела,
Что ты, наверно, скажешь: - Не похоже.
Я проще, я угрюмее была.
Мне часто было страшно и тоскливо,
Меня томил войны кровавый путь,
Я не мечтала даже стать счастливой,
Мне одного хотелось: отдохнуть...

Да, отдохнуть ото всего на свете -
От поисков тепла, жилья, еды.
От жалости к своим исчахшим детям,
От вечного предчувствия беды,
От страха за того, кто мне не пишет
(Увижу ли его когда-нибудь),
От свиста бомб над беззащитной крышей,
От мужества и гнева отдохнуть.

Но я в печальном городе осталась
Хозяйкой и служанкой для того,
Чтобы сберечь огонь и жизнь его.
И я жила, преодолев усталость.
Я даже пела иногда. Трудилась.
С людьми делилась солью и водой.
Я плакала, когда могла. Бранилась.
С моей соседкой. Бредила едой.

И день за днем лицо мое темнело,
Седины появились на висках.
Зато, привычная к любому делу,
Почти железной сделалась рука.
Смотри, как цепки пальцы и грубы!
Я рвы на ближних подступах копала,
Сколачивала жесткие гробы,
И малым детям раны бинтовала...

И не проходят даром эти дни,
Неистребим свинцовый их осадок:
Сама печаль, сама война глядит
Познавшими глазами ленинградок.
Зачем же ты меня изобразил
Такой отважной и такой прекрасной,
Как женщину в расцвете лучших сил,
С улыбкой горделивою и ясной?
Но, не приняв суровых укоризн,
Художник скажет с гордостью, с отрадой:
- Затем, что ты - сама любовь и жизнь,
Бесстрашие и слава Ленинграда!
8 марта 1942.
Ольга Бергольц.
Ведущий 1: Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена.
Минута молчания под звук Ленинградского метронома.

Ведущий 2: Очень страшное было время. Погибло очень много народа. В настоящее время нам напоминает о том страшном времени - памятник погибшим под Ленинградом.
Ребенок: Под шелестом опущенных знамён
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискарёвских плитах нет имён,
На пискарёвских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой. (Вольт Суслов)
Ребенок: Пискарёвские плиты – священный гранит
С миллионом непрожитых жизней...
Имена, словно знамя на теле, хранит,
Как присягу на верность Отчизне.
Семьдесят лет с той жестокой поры,
Но не скоро затянутся раны...
Каждый год, в небеса отпуская шары,
В землю кланяюсь Вам, ВЕТЕРАНЫ!
Ведущий 1: Нельзя не отметить подвиг девочки Тани Савичевой. Таня была такой же девочкой, как и вы, училась, помогала родителям. А во время войны она вела дневник, в нем она записывала даты смерти своих родственников.
Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года в возрасте 14-ти с половиной лет от туберкулеза кишечника.
Ребенок: На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья,
Ошеломляет
Души и сердца.
Ребенок: Это - всем живущим
в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -
Время,
Возвышает
Образ Тани,
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
Ребенок: В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это - боль, которая клубится.
Это - сердце, что летит сюда...
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Ребенок: Встань пред миром,
Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живет, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена!
Воспитатель 2: Во Всеволожском районе Ленинградской области создан мемориальный комплекс “Цветок жизни”, в состав которого входит траурный курган “Дневник Тани Савичевой”.

Блокада Ленинграда(сценарий)

« И помнит мир спасённый…» (к годовщине снятия блокады Ленинграда).

Песня « Слушай, Ленинград!» (слова А.Чуркина, музыка В. Соловьёва-Седого), 1-ый куплет. (Слайды № 1- 3)

- …Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!(Юрий Воронов)

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. (Слайды № 4-5)

Ленинград! Этот город стал также символом неисчислимых бед и страданий, которые принесла человечеству вторая мировая война.

По «плану Барбаросса», утверждённому Гитлером в декабре 1940 года, фашисты хотели захватить Ленинград раньше, чем Москву. Они ненавидели Ленинград и боялись его. Бои под Ленинградом шли больше двух с половиной месяцев. (Слайд № 6)

В августе 1941 года кольцо блокады вокруг Ленинграда сомкнулось. Начались суровые 900 дней блокады. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он хотел стереть этот город с лица земли. (Слайд № 7)

Фашисты окружили Ленинград, обстреливали его из артиллерийских орудий всех калибров и беспрерывно бомбили город с воздуха. На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость. (Слайд № 8)

Но Ленинград стоит, к победе кличет,

И все слова бессильны и пусты.

Чтобы потомкам передать величье

Его неповторимой красоты.

И люди шли, чтоб за него сражаться,

Тот, кто не трус, кто честен был и смел, -

Уже бессмертен. Слава ленинградцам!

Честь – их девиз. Бессмертье – их удел. (А.Гитович)

Зимой 1941-1942 годов в городе не было топлива и электричества. Истощенные, голодные, измученные непрерывными бомбёжками и артобстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых домах. Замёрзли водопровод и канализация. За водой приходилось ходить на реку Неву. (Слайд № 9)

Смерть входила во все дома. 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. (Слайды № 10-11)

Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины. (Слайд №12)

Пытаясь заглушить муки голода, люди ели домашних животных и птиц. Варили суп или студень из столярного клея. Употребляли в пищу лекарства. Многие ездили на Бадаевские склады, собирали комья мёрзлой земли. Правда, сахар, превратившийся во время пожара в густой сироп, ещё раньше организованно собрали и переработали. Но «бадаевская» земля считалась ценным продуктом. Её глотали, запивая кипятком, или вымачивали и пили чуть сладковатую мутную воду.

Голодная смерть косила людей. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. (Слайд № 13). Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: « Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». (Слайды №14-17).

Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся. (Слайды № 18-21)

Враг силой не мог нас осилить, (Слайды № 22-23)

Нас голодом хочет он взять,

Отнять Ленинград у России,

В полон ленинградцев забрать.

Такого во веки не будет

На невском святом берегу,

Рабочие русские люди

Умрут, не сдадутся врагу. (Николай Тихонов)

Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда Милютина Заря Александровна (Слайд № 24): « Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ».

Другая тимуровка блокадного Ленинграда, Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай: « Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».

Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. (Слайд №25)

В далёком тревожном военном году,

Под гром батарей, у страны на виду

Стояли со взрослыми рядом

Ребята у стен Ленинграда.

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой,

Им было всего лишь тринадцать,

Но были они ленинградцы. (А.Коростылёв)

Песня «Слушай, Ленинград!»(2-ой куплет)

Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. (Слайд № 26)

Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда». (Слайд № 27)

Правительство делало все, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». (Слайд № 28)

Дорогой жизни шёл к нам хлеб

Дорогой дружбы многих к многим

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги. (Надпись на памятнике)

- « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

Вся страна узнала о подвиге шофёра Филиппа Сергеевича Сапожникова. Из-за поломки машины Филипп Сапожников отстал от своей колонны. Произошло это чуть ли не сразу после выезда колонны с базы снабжения, и поэтому весь остальной путь ему пришлось совершать в одиночку.

На озере Сапожникова настигла метель. Она лезла во все щели старенького «газика», шумела и бесновалась вокруг одинокой машины и, что особенно неприятно водителю, засыпала снегом ветровое стекло. Проще было остановить машину и терпеливо дождаться конца непогоды. Но мёрзнуть Сапожникову не хотелось. Позади осталась дальняя дорога, а впереди, в каких-нибудь десяти километрах, лежал заветный западный берег. Хоть и медленно, но Сапожников продвигался к конечной цели рейса.

Больше всего беспокоила опасность сбиться с пути. Он часто выскакивал из кабинки и, протирая рукавицей ветровое стекло, старался разглядеть хоть какие-нибудь признаки грузовой трассы. Кругом виднелись одни сугробы. Над Ладогой опускалась ночь.

Так Сапожников проехал ещё несколько километров…И вдруг случилось самое худшее, что может подстеречь шофёра в подобных условиях: жалобно чихнув, замолчал мотор.

Встревоженный Сапожников выскочил из кабины. Он понимал, что обязан действовать как можно расторопнее – иначе мотор остынет, и потом никакими силами его не заведёшь. Окоченевшими, негнущимися пальцами он перебрал карбюратор, продул шланг, но мороз, видно, действовал ещё быстрее. Все попытки завести мотор ни к чему не привели.

Как поступать в таких случаях? Выход, который нашёл Сапожников, возможно, и не предусмотрен в служебных наставлениях для шофёров, но ничего другого он придумать не смог. Сапожников облил бензином свою меховую рукавицу, чиркнул спичкой и, поддев пылающую рукавицу на заводную ручку, стал разогревать мотор.

Ветер раздувал пламя, и, как ни ловчи, оно доставало пальцы, причиняя мучительную боль. Стиснув зубы, Сапожников решил потерпеть. В конце

концов цель была достигнута: мотор загудел. Теперь оставалось проехать несколько последних километров, чтобы сдать товар на складе и отправиться к себе в роту, где его ждал отдых. Эти последние километры оказались самыми тяжёлыми.

Пальцы Сапожникова, в особенности на правой руке, покрылись волдырями. Всякое прикосновение к ним вызывало настолько острую боль, что он невольно вскрикивал. И всё же надо было добраться до берега…

Сапожников забрался в кабину. Зажмурив глаза, он огромным усилием воли заставил себя взяться за баранку, но удержать её не смог. Тогда он упёрся в баранку локтями и повёл машину.

Его «газик», который шарахался из стороны в сторону, первыми заметили регулировщики, дежурившие у Вагановского спуска к озеру. Подбежав к «газику», регулировщики увидели в кабине бледного водителя с перекошенным от боли лицом. Локтями он упирался в баранку, а растопыренные осторожно пальцы держал перед собой.

« Позовите кого-нибудь из шофёров,- прохрипел он, - мне самому машину в гору не поднять…»

Когда к «газику» Сапожникова подбежала медсестра и, взглянув на обожжённые пальцы пострадавшего, сразу же велела ему идти в медсанчасть, Филипп Сергеевич медленно покачал головой.

« Обожди, сестричка, не торопись, - сказал он тихо, с трудом преодолевая боль. – Успеем ещё полечиться…»

Сапожникову хотелось прежде всего сдать на склад доставленный им хлеб. Так он и поступил, упрямая душа.

Герой не тот,

Кто шествует на плаху

С улыбкой беззаботной на губах.

Не тот,

Кто никогда не знает страха,

А тот, кто первым побеждает страх.

И если он однажды скажет:

« Надо!» -

То люди знают –

Рядом будет он…

Я говорю спасибо Ленинграду,

Что он людьми такими

Наделён. (Юрий Воронов)

На подступах к Ленинграду советская армия вела тяжёлые бои, чтобы прорвать вражеское кольцо. 18 января 1943 годаЛенинград вновь и навсегда соединился с Большой землёй. (Слайды № 29-30)

Но ещё целый год гитлеровцы бомбили и обстреливали Ленинград, каждый день несли смерть и разрушения. И вот настал момент решительного удара. (Слайды №31-33)

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение. (Слайды № 34-35)

За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады. (Слайды № 36-37)

Под шелестом опущенных знамён

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискарёвских плитах нет имён,

На пискарёвских плитах только даты.

Год сорок первый…

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой. (Вольт Суслов)

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

Наш долг – любить Родину так, как они, сделать для Родины всё, что они не успели.

Герои не умирают. Они и сегодня зовут вперёд.

Спасибо же вам, живущим в нашей памяти, в наших делах!

Люди! Через века, через года

Помните о тех, кто уже не придёт никогда!

Люди! Пока сердца стучатся!

Помните, какою ценой завоевано счастье!

Люди! Заклинаю вас! Помните!

Отряд! Равняйсь! Смирно! Защитникам города-героя Ленинграда – вечная память!

Песня « Слушай, Ленинград» (слова. А.Чуркина, музыка В.Соловьёва-Седого, 3-ий и 4 ый куплеты) (Слайды № 38-44)


Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Ленинграда.

Стоит над Невой город

Большой и красивый,

Город – герой, город – солдат,

Город – труженик.

(звучит «Лунная соната» Л. Бетховен, проекция слайдов Санкт-Петербурга)

У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя: Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде, о блокадном Ленинграде.

Опять война,

Опять блокада,-

А может, нам о них забыть?

(сб. «Победа», стр.126.)

История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900-дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противником была смерть, а ее союзниками – голод, жажда, холод, тьма… блокада.

И старейшая поэтесса России – Анна Ахматова, ленинградка до глубины сердца, - в эти же дни написала свою «Клятву»:

И та, что сегодня прощается с милым,

Пусть боль свою в силу она переплавит,

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться ничто не заставит!

Годы идут, но прошлого не уносят: герои тех лет и сегодня с нами. Обратимся же к ним и вместе с ними переживем, хотя бы мысленно, те бесконечно долгие 900 дней, каждый из которых отмечен подвигом.

(Звучит метроном).

Я сегодня весь вечер буду,

Задыхаясь в табачном дыме,

Думать о людях,

Умерших очень молодыми.

Которые на заре или ночью

Неожиданно и неумело

Умирали, не дописав неровных строчек,

Не долюбив,

Не досказав,

Не доделав.

Из обращения Военного совета к жителям Ленинграда:

« Товарищи ленинградцы, дорогие друзья! Враг пытается проникнуть к Ленинграду. Он хочет разрушить наши жилища, разграбить народное достояние, залить улицы и площади кровью невинных жертв. Но не бывать этому. Встанем все как один на защиту своего города, своих очагов, своих семей, своей чести и свободы». (Звучит «Священная война»).

К началу сентября 1941 года ценой огромных потерь гитлеровские войска вышли на ближние подступы к городу и блокировали его с суши. (Ф. Шопен. Прелюдия. № 12). Организаторы защиты Ленинграда быстро и четко расставили сотни тысяч людей на участки, решающие судьбу обороны. Одни направились в ряды народного ополчения, на строительство оборонительных рубежей, другие - на фабрики и заводы. Всего в Ленинграде в августе было организовано 79 рабочих батальонов численность свыше 40 тысяч человек. Город отдавал в армию лучших. Горожане создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиною 626 км, достроили 1500 дотов и дзотов. Люди работали по 12-14 часов в сутки. До октября 1941 года из Ленинграда вывезли 96 предприятий, эвакуировали музеи, театры, но жители не допускали и мысли, что немцы могут подойти к самому городу.

Илья Авраменко «Слушай, отчизна!».

Слушай, отчизна!

С тобой говорит Ленинград

Гулом заводов, не знающих сна и покоя.

Или стихотворение «Из писем на Большую землю». Ю. Воронов.

См. сборник «Победа», стр. 13., стр.121 соответственно.

30 августа 1941года железнодорожная связь с Ленинградом прервалась. К тому времени там находилось свыше 2,5 млн. жителей, среди которых были женщины, старики, дети. Сообщение Ленинграда со страной поддерживалось только по Ладожскому озеру, а запасы продовольствия в городе были ничтожны. 8 сентября 1941 года для ленинградцев наступил один из самых черных дней. Сомкнулось блокадное кольцо. Почти 900 дней Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Вся страна помогала защитникам города. По льду Ладожского озера была проложена трасса. Грузовики шли под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали «Дорогой смерти», а позже появилось и другое название «Дорога жизни». И все же хлебную порцию снижали: она составила 250 граммов для рабочих и 125 граммов для всех в сутки.

(Показать кусочки хлеба). Именно так выглядел этот тяжелый сырой кусочек.

Сто двадцать пять блокадных

С огнем и кровью пополам.

О. Бергольц.

Этот ломтик, эту темно-коричневую липкую массу, отдававшую горечью, трудно назвать хлебом. Она на 40% состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесин.

Из писем на большую землю. Ю. Воронов.

Наш город в снег

До пояса закопан…

(см.сборник «Победа» стр.121)

Всего в ноябре голод унес свыше 11 тысяч жизней, в декабре – 53 тысячи, в марте - 90 тысяч.

Город переживал трагические дни. Город казался черным. Черные сугробы на перекрестках. Тишина, глухая, беспробудная. Но город жил. 12 августа 1942 года в большом зале филармонии, как и в довоенные времена, не было ни одного свободного места. Почти все оркестранты были одеты в красноармейскую и краснофлотскую форму. Оркестр играл мощно и слаженно. Исполнялась Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Она посвящена Ленинграду и ленинградцам.

(Звучит запись Седьмой симфонии Д. Шостаковича)

В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. Всего было выпущено и отремонтировано около 1500 танков, тысячи боевых и морских орудий, много боевых кораблей, тысячи автоматов и минометов. А в школах учились дети. Учились как могли, насколько хватало сил – а их было немного. Руки стыли, чернила замерзали, ветер гулял по классам, но ребята учили русскую историю – они хотели знать. Что нас не победить, что все враги всех времен разбивались о Россию.

Так было, так есть и так будет всегда.

Чтение стихотворения Ю. Портнягина «Еще война гудит невдалеке».

Звучит запись Ю. Левитана. «От Советского информбюро…»

И вспять покатилась орда

Мы снова весь путь повторяли,

Мы брали назад города,

Мы близких на веки теряли.

До сих пор в Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге, на стенах сохранилась надписи: «при обстреле эта сторона улицы наиболее опасна». На самом деле эта сторона уже давно не опасна, но забывать ничего нельзя, вот в чем дело. Молодежь иногда не понимает, почему старики говорят «Ленинград», неужели нынешнее название запомнить не могут? В ответ на это послушайте стихотворение Людмилы Тервонен, блокадницы, выжившей в те страшные годы.

Я верю, что простят нас внуки,

Когда в час встречи, в час разлуки,

Мы говорим: «Мой Ленинград».

Другое говорить не можем –

Названья нет для нас дороже,

Чем Ленинград, чем Ленинград.

Не потому, что здесь родились,

Учились, жили и трудились,-

Трагедия у нас в судьбе:

В блокаду умирали вместе,

Но выжить было делом чести,

И выжили в мучительной борьбе,

Теперь пишу – «Санкт – Петербург».

Названье это принимаю,

Люблю, горжусь и понимаю…

Но лишь всплывут воспоминанья –

Блокады, горя и страданья,

Я говорю: «Мой Ленинград!».

Сценарий проведения концерта, посвящённого

прорыву и снятию блокады Ленинграда

14:00 часов,

25.01.13,

малый актовый зал

Звучит мелодия военных лет

1 ведущий:

В жизни у каждого коренного ленинградца есть три дня в году, которые он не забудет никогда. Один трагический, день скорби и печали, - 8 сентября – день установления блокады Ленинграда.

Два других более радостные: 18 января – День прорыва блокады; и 27 января – День полного снятия блокады Ленинграда.

2 Ведущий:

Дорогие ветераны и жители блокадного Ленинграда, к Вам обращаемся мы, Ваши внуки и правнуки. Мы говорим Вам: «Спасибо!» Спасибо, что отстояли Ленинград! Спасибо, что мы живём под мирным небом!

1 ведущий:

Спасибо Вам, дорогие наши!

Встречи с Вами являются для нас уроками мужества, стойкости, любви к своей Родине!

Презентация «Была война, была блокада»

2 Ведущий:

Прорвались все-таки

Бомбят

Горят Бадаевские склады.

В огне пожаров Ленинград

Пришел он-

Первый день блокады.

1 ведущий:

Их будет много - девятьсот!

Но город наш, со смертью споря,

Все одолеет, все снесет:

Обстрелы, холод, голод, горе.

2 Ведущий:

C тех пор прошли уже года

Исчезли с улиц баррикады

Но день тот с нами навсегда-

Жестокий

Первый день блокады

1 ведущий:

900 страшных дней. 900 дней ужаса, обстрелов. 900 дней надежды на победу.

Андреева Екатерина:

Опять война,

Опять блокада, -

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда

Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

2 Ведущий:

. Флейта.

1 ведущий:

Слово предоставляется ветерану-блокаднику Будрину Борису Фёдоровичу.

________________________:

Стрелки непочиненных часов,

Как трамваи, неподвижно стали.

Но спокойно, под набат гудков,

Девочка играет на рояле.

У нее косички за спиной.

На диване в ряд уселись куклы.

Бомба, слышишь?

В корпус угловой...

Стали стрелки. Город окружен.

До своих - большие километры.

Хлеб, как пряник, съеден по пути.

Раскладушка в ледяном подвале.

Но, как прежде, ровно с девяти

Девочка играет на рояле.

2 Ведущий:

Для Вас, дорогие ветераны, выступает Валентина Караева. Фортепиано. «Ностальгия».

2 Ведущий:

Все ленинградцы встали на защиту своего города. Наряду со взрослыми сражались дети. Им пришлось вынести на своих плечах все тяготы военного времени. Они трудились на заводах, помогали раненым в госпиталях, гасили зажигательные бомбы на крышах. Они трудились, сражались, учились.

Выступление учащихся 3 «А» класса

фон – музыка Шостаковича

Девчонка руки протянула,

И головой на край стола,

Все думали она уснула,

А оказалось - умерла.

Ее из школы на носилках

Домой ребята понесли,

В ресницах у подруг слезинки,

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова,

Занятья после похорон.

В далёком тревожном военном году

Под гром батарей у страны на виду,

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась раскрытой тетрадь,

Не выпало им дописать, дочитать,

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой,

Им было всего лишь тринадцать,

Но были они ленинградцы!

1 ведущий:

Дорогие ветераны, трудно даже представить, что пришлось Вам перенести в те грозные военные годы. Ни вражеские атаки, ни лютый голод, ни холод не сломили Вас!

2 Ведущий:

Осаждённый Ленинград жил и боролся! Ленинградцы оставались героями до последнего вздоха! Все жили с надеждой на торжество победы.

1 ведущий:

Трудные годы, но мы находили,

Время, чтоб петь и плясать.

2 Ведущий:

Для Вас выступает Екатерина Штефан с песней «Ангелы добра».

2 Ведущий:

27 января 1944 года блокада города была снята.

Попова Алеся:

За залпом залп. Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут,

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо,

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут...

1 Ведущий: Уважаемые ветераны, мы помним Ваш подвиг! Мы чтим его! Всё человечество в неоплатном долгу перед Вами!

2 Ведущий:

Всем! Всем – кем город был спасён,

И выстоял, и не согнулся!

Вместе:

От всей души земной поклон –

Живым и тем, кто не вернулся!



Случайные статьи

Вверх