Ставка ндпи на нефть. Что такое налог на добычу полезных ископаемых (ндпи)

Налог на добычу полезных ископаемых - льготы по нему определены в положениях НК РФ — можно в установленных законом случаях не уплачивать либо существенно снижать. Рассмотрим особенности соответствующих механизмов снижения платежной нагрузки на хозсубъект, добывающий полезные ископаемые, подробнее.

Какие льготы установлены для плательщиков НДПИ

Под льготами для плательщиков НДПИ правомерно понимать:

  • возможность не уплачивать соответствующий налог в принципе;
  • возможность пользоваться нулевой ставкой по НДПИ;
  • возможность использовать вычеты по соответствующему налогу.

Рассмотрим подробно сущность каждой из отмеченных преференций, позволяющих снизить сумму налога к уплате.

О сроках, установленных для оплаты НДПИ читайте в материале .

Льготы по НДПИ: когда можно не платить налог

НДПИ может не уплачиваться в установленных законом случаях:

1. Если добываемое сырье или минерал не могут быть отнесены к объектам налогообложения (перечень ископаемых, которые не считаются объектами налогообложения по НДПИ, зафиксирован в п. 2 ст. 336 НК РФ).

2. Индивидуальными предпринимателями. Это возможно в случае, если одновременно соблюдаются следующие 2 критерия:

  • ископаемое добывается для личных нужд ИП — то есть без дальнейшей переработки в производстве или перепродажи;
  • ископаемое относится к категории общераспространенных.

Перечень общераспространенных ископаемых зафиксирован в рекомендациях, которые утверждены распоряжением МПР России от 07.02.2003 № 47-р. К таким ископаемым относятся, в частности, обычный песок, ПГС (п. 2.2 рекомендаций).

3. Любыми хозяйствующими субъектами, если осуществляется извлечение полезных ископаемых, которые залегают над недрами — то есть в почвенном слое (преамбула к Закону «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I). Это возможно, например, если хозяйствующий субъект — строительная фирма и в ходе работ она извлекает песок из почвы в котловане.

Критерии определения глубины почвенного слоя не зафиксированы в федеральном законодательстве РФ. Но во многих региональных правовых актах есть норма, по которой хозяйствующий субъект, извлекающий полезные ископаемые из земли в пределах глубины 5 метров, не должен оформлять лицензию на их добычу и становиться, таким образом, субъектом уплаты НДПИ. В свою очередь, если ископаемые извлекаются с большей глубины — лицензия нужна (например, ст. 15 закона Нижегородской области «О недропользовании» от 03.11.2010 № 169-3).

Собственно, факт наличия лицензии у ИП или юрлица на добычу полезных ископаемых — единственный критерий установления у того или иного лица статуса плательщика НДПИ (письмо Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901).

В свою очередь, добыча ископаемых без лицензии штрафуется на основании положений п. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Кроме того, вред, нанесенный природе, должен быть компенсирован (ст. 51 закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I).

Льготы по НДПИ: нулевая ставка

Существует достаточно широкий спектр полезных ископаемых, при добыче которых нет необходимости уплачивать НДПИ по причине того, что для них установлена нулевая ставка.

Основной перечень данных ископаемых зафиксирован в п. 1 ст. 342 НК РФ. К таковым относятся, в частности:

  • любые ископаемые в части нормативных потерь;
  • попутный газ;
  • любые ископаемые, добытые на месторождениях с некондиционными запасами,
  • сверхвязкая нефть;
  • природный газ, газовый конденсат, добываемые на полуостровах Ямал, Гыданский и используемые в целях производства сжиженного газа (при соответствии объемов и сроков добычи критериям, которые зафиксированы в подп. 18 и 19 п. 1 ст. 342 НК РФ);
  • нефть и газ, добытые на залежах, которые расположены на принадлежащих России участках Каспийского моря (представленных внутренними видами РФ, территориальным морем, континентальным шельфом РФ, российской частью дна) при условии, что данные залежи соответствуют характеристикам, определенным в подп. 20 п. 1 ст. 342 НК РФ;
  • нефть, которая добывается из скважин, которые соответствуют критериям, зафиксированным в подп. 21 п. 1 ст. 342 НК РФ;
  • прочие случаи, зафиксированные в п. 1 ст. 342 НК РФ.

Если рассматривать примеры иных оснований для применения нулевой ставки — можно обратить внимание на формулировку, приведенную в подп. 11 п. 2 ст. 342 НК РФ: налоговая ставка 35 руб. за 1 000 куб. м при добыче природного газа принимается равной нулю, если сумма определенного показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа и вычисляемого по отдельно приведенной методике, с произведением трех сомножителей — ставки для газа, базового значения единицы условного топлива, а также коэффициента сложности добычи газа, будет меньше 0.

Льготы по НДПИ: вычеты

Исчисленная сумма НДПИ может быть уменьшена налогоплательщиком по основаниям, которые отражены в ст. 343.1, 343.2 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 343.1 НК РФ налогоплательщики, добывающие уголь, могут уменьшить НДПИ на расходы, которые имеют отношение к обеспечению безопасности труда. При этом вместо данной льготы (при ее неприменении) налогоплательщик может включить соответствующие расходы в те издержки, которые учитываются при расчете базы по налогу на прибыль.

В соответствии с п. 3 ст. 343.2 НК РФ налогоплательщики, добывающие нефть в Татарстане и Башкортостане, вправе рассчитывать на особые льготы, установленные для черного золота. Так, если нефтяная компания осуществляет добычу углеводородов в Татарстане по лицензии, выданной до 01.07.2011, а также при условии, что начальные запасы нефти по месторождению составляют 200 млн тонн и более на 01.01.2011, применяется вычет, исчисляемый в миллионах рублей по формуле, определенной в п. 3 ст. 343.2 НК РФ.

Вычет может быть применен в рамках налогового периода с 01.01.2012 по 31.12.2018.

Кроме того, плательщик НДПИ может применить еще один вычет — в виде уменьшения налогооблагаемой базы (определяемой исходя из стоимости ископаемого) по ископаемому, которое реализуется на рынке, на расходы, связанные с доставкой соответствующего продукта потребителю. Порядок применения данного вычета регламентирован ст. 340 НК РФ.

Итоги

К числу льгот по НДПИ относится возможность:

  • не платить данный налог в принципе;
  • пользоваться нулевой ставкой по нему;
  • применять вычеты.

При этом основания для неуплаты НДПИ, определенные для ИП и юрлиц, в ряде случаев различаются.

Платежи, осуществляемые по ресурсам, являются важной частью любой налоговой системы . Вот почему плата за НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) занимает одно из главных мест в экономике , собственно, и прибыль от такого налога получается немалая.

По форме платежи различаются на:

  • целевые;
  • косвенные;
  • непосредственно прямые платежи.

Оплачивают такой налог предприниматели, занимающиеся непосредственно добычей ПИ. Каждый предприниматель, вне зависимости от того, какое именно ископаемое он добывает, вычисляет налог самостоятельно.

Плательщики и объект налогообложения

Как уже было сказано ранее, такой налог оплачивают ИП, которые имеют лицензию и занимаются добычей ископаемых, к которым относятся уголь , нефть , металлы и так далее.

Такие ИП обязательно встают на учет в налоговую и в дальнейшем облагаются налогом как плательщики НДПИ. После того как ИП получает лицензию на соответствующие работы, он обязан в течение месяца встать на учет в налоговый орган, расположенный по месту .

Ели же говорить об объектах налогообложения, то ими, согласно ст. 336 , являются:

  • те ископаемые, которые были получены ИП за пределами Российское Федерации;
  • те ПИ, которые были получены из потерь добывающего производства, если они имеют лицензию;
  • те ископаемые, которые были получены ИП непосредственно на территории страны.

Однако так же в статье указаны и те объекты, которые не облагаются налогом. Это:

  1. ПИ, которые были получены из собственных отходов ИП.
  2. ПИ, полученные при ремонте, использовании либо образовании геологических объектов, относящихся к культурному наследию страны.
  3. Коллекционные материалы.
  4. ПИ, не относящиеся к государственным и используемые ИП исключительно для личного пользования.

Налоговые ставки на 2019 год

В 2019 году действительны следующие виды ставок :

  1. Ставки для льготников , составляющие 0% (и, соответственно, 0 рублей). Подходят под определенный ПИ.
  2. Адвалорные ставки , исчисляемые в процентах. Характеризуются стоимостью добытого ПИ.
  3. Ставки специфического типа (исчисляются за тонну и в рублях). Характеризуются количеством добытого ПИ.

Если говорить о льготной ставке , то таковая применима к следующему виду добычи:

  • к ПИ в части понесенных нормативных потерь, оговоренных в статье 336;
  • в отношении попутного газа;
  • к ПИ, которые ранее были списаны либо считаются некондицией, и потому не облагаются налогом;
  • к подземным водам, которые содержат ПИ;
  • к минеральным водам, которые используются ИП исключительно в лечебных целях без права на реализацию, то есть не продаются;
  • к подземным водам, которые не реализуются, а используются ИП в сельском хозяйстве (к примеру, для полива растений);
  • к ПИ, которые были добыты во вмещающих и вскрышных породах.

С 1 января 2019 года будет постепенное уменьшение пошлины и нагрузки по нефтедобывающей отрасли в связи с повышением НДС с 18% до 20%.

Особенности налогообложения

Следует учесть, что некоторые виды ископаемых облагаются по особенной системе. Для их расчета выведены специальные формулы.

Непосредственное определение налоговой базы , исходя из того, какое именно количество ресурсов было добыто, происходит по следующим ПИ:

  • металлы драгоценного типа;
  • уголь;
  • нефть.

Причем пять лет назад правительство РФ решило, что налоговая база в отношении газового конденсата будет определяться исключительно по количеству.

Вне зависимости от того, какой именно вид ПИ добывает предприниматель, он должен высчитывать налоговую базу по нему самостоятельно . То же самое касается и ресурсов, которые были извлечены ИП вместе с основными. При этом вес и объем ПИ можно вычислить двумя способами, указанными ниже.

Если говорить о прямом способе , то он подразумевает использование специально предназначенных для этого приборов. Благодаря таким приборам и можно вычислить характеристики ресурсов.

Если же прямой метод не действенен, то используют косвенный . В связи с этим ИП должен высчитать налоговую базу на основании тех показателей, которые свидетельствуют о содержании добытых ПИ по отношению к той сырьевой массе, которая была добыта.

И первый, и второй способ определения должны быть указаны в учетной политике ИП. Что же до учета методики, то она будет осуществляться на протяжении всего того времени, пока ИП добывает полезные ископаемые. Откорректировать методику можно лишь в том случае, если будут внесены какие-либо поправки относительно разработки месторождений, которые имеют прямое отношение к добываемым ПИ.

Если же говорить о технических условиях, то поправки, как правило, вносятся в результате изменения процесса добычи.

Для некоторых ископаемых, перечисленных выше, необходимо знать налоговую базу. Но что же это такое? Это сумма стоимости добытых ПИ. Вычислить ее можно одним из следующих способов :

  • по имеющейся расчетной стоимости;
  • благодаря рыночным ценам без льгот по компенсации разницы между расчетной и оптовой ценой;
  • на основании того, какие цены на ПИ в настоящее время на мировом рынке.

Нефть

Налогом облагаются следующие разновидности данного сырья:

  • стабилизированная нефть;
  • сырье без соли;
  • сырье без воды.

При этом для вычисления налога его ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику роста цен на сырье во всем мире (Кц) . Из полученного показателя вычитается показатель Дм , который характеризует способ добычи сырья.

Для вычисления налога ставка умножается на коэффициент, который характеризует динамику цен во всем мире на нефть.

В итоге из того числа, которое получается, вычитают Дм, который характеризуется особенностью того, как именно добывается сырье

Кндпи * Кц * (1 — Кв * Кз * Кд * Кдв*х Ккан), где

Кндпи равен 559 рублям, все остальные коэффициенты можно найти в статье 342 Налогового кодекса РФ.

Именно по такой формуле и вычисляется конечный результат.

Газ

В случае с газом ставка также твердая и умножается она на базовое число Еут и на коэффициент, который характеризует, насколько сложно было добыть газ (Кс) .

Кроме того ставка, которая устанавливается для газового конденсата, умножается еще и на корректирующее число, которое обозначается как Ккм .

Если речь идет о налоговой ставке, касающейся природного газа, то здесь произведение Кс, Еут и базовой ставки суммируется с тем показателем, который характеризует расходы, которые были потрачены на транспортировку ПИ.

Определение объекта налогообложения при расчете НДПИ представлено ниже.

Уголь

В случае с углем ставка также рассчитывающаяся за тонну в зависимости от того, какой вид угля имеется ввиду (бурый, антрацит и т.д.).

Однако при необходимости ставки могут корректироваться на:

  • коэффициенты, которые по каждому виду ПИ устанавливаются отдельно, на каждый последующий квартал ежеквартально;
  • те коэффициенты, которые учитывались при расчете ранее.

Такие коэффициенты публикуются официально.

Драгоценные металлы

Если речь идет о такого типа металлах, то налог по ним определяется благодаря данным обязательного учета при добыче, регламентируемого законом РФ. Учет таких металлов осуществляется в соответствии с №41-ФЗ и Постановлением 371 .

Наименование ПИ Действующая ставка, исчисляемая в процентах
Соли К 3,8
Руды фосфоритового, апатитового, апатито-нефелинового типа; сланцы; торф. 4
Руды тех металлов, которые относятся к черным. 4,8
Сырье, получаемое из радиоактивных металлов; бокситы, нефелины; воды, протекающие под землей, термального и промышленного типа; соли NaCl и природного типа; сырье неметаллического типа, в большинстве случаев эксплуатируемое в строительстве; неметаллическое сырье горно-химического типа. 5,5
Концентраты, которые содержат в себе золото; породы битуминозного типа; неметаллическое горнорудное сырье. 6
Концентраты, в состав которых входят драгоценные металлы (сюда не входит золото); металлы драгоценного типа, которые относятся к комплексной руде; камнесамоцветное и кварцевое сырье. 6,5
Лечебные грязи либо минеральные воды. 7,5
Алмазы, обнаруженные в природе, а так же другие каменья, относящиеся к дорогостоящим; комплексные руды многокомпонентного типа; металлы, редко встречающиеся на территории страны. 10

Или юридических лиц, которые занимаются добычей недр в согласии с определением законодательства.

Осуществление выплат производится согласно главе 26 Налогового Кодекса РФ . Элементы налогообложения включают в себя порядок уплаты, плательщиков, налоговую базу, процентную ставку.

Каков налоговый период для НДПИ

Недра предоставляются в пользование, когда предпринимателем получена лицензия на осуществление разработок.

Она включает в себя основной документ на официальном бланке с гербом РФ и приложения, которые регулируют условия добычи. Последние могут иметь графическую или текстовую форму.

Как рассчитывается размер выплат

Налоговая ставка для добычи полезных ископаемых определяется статьей 342 НК РФ . Она варьируется от 0 до 16,5 процента. Определяющими факторами можно назвать:

  • вид полезных ископаемых;
  • отдельные полученные ископаемые;
  • характеристики извлеченных ископаемых.

Установленные налоговые ставки можно разделить на два типа. Адвалорные измеряют в процентах, здесь налоговой базой считается стоимость полученных полезных ископаемых.

Этот тип ставок применяется для большинства видов. Специфические ставки исчисляются в стоимости за тонну.

В этом случае налоговая база – количество полученных ископаемых. Применяются специфические ставки для некоторых видов, например, нефти и газа.

Льготная ставка 0% предназначена при добыче следующих видов полезных ископаемых:

  • минеральные воды, получаемые в лечебных целях;
  • подземные воды, применяемые для сельскохозяйственных целей или полученные на новых участках недр;
  • сверхвязкая нефть;
  • попутный газ;
  • ископаемые, полученные в результате разработок списанных или некачественных запасов;
  • потери во время проведения разработок, находящиеся в рамках регламента, определенного Постановлением Правительства РФ № 921 от 29.12.2001 .

При начислении налоговых выплат для газа также предусмотрен ряд корректирующих величин. Они показывают единицу топлива (Еут), сложность работ по извлечению ресурса (Кс). Дополнительно применяется корректирующее число, обозначаемое Ккм.

Что еще влияет на размер налоговой ставки

Ставка налога на добычу полезных ископаемых зависит не только от вида, но и от региона, где проводятся разработки.

Льготная ставка доступна для ряда регионов: Иркутская область, Краснодарский край, Ненецкий округ, Республика Якутия, а также зоны, расположенные за Северным полярным кругом. В этот перечень входят моря: Азовское, Каспийское, Охотское, Черное.

Важно: льготная ставка распространяется на добычу, осуществляемую в рамках, определенных статьей 342 НК РФ .

В 2016 году в расчет взносов за нефть, добываемую в Каспийском море, были внесены некоторые коррективы. В результате, льготная ставка остается в силе дольше.

По прежним условиям, когда накопленный объем добычи нефти достигал 10 миллионов тонн, с первого числа следующего месяца нельзя было применять нулевое значение коэффициента. Теперь этот объем составляет 15 миллионов тонн.

В сравнении с предыдущим годом, в 2016 увеличилось базовое значение. Если раньше оно составляло 766 рублей за тонну, теперь это 857 рублей. Эта разница указана в пп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ .

Как осуществляется налоговый вычет при добыче угля

Как определяется налоговая база для НДПИ

Налоговой базой для плательщиков, занимающихся горными разработками и другими видами добычи, считается стоимость полезных ископаемых, полученных в течение календарного месяца.

Именно этот срок, согласно порядку выплат НДПИ, определен как отчетный период. Связанные с отчетностью и непосредственно уплатой операции регламентируются по статьям с по НК РФ.

Если предприятием извлекается углеводородное сырье или уголь, в качестве налоговой базы рассматривается количество полученных полезных ископаемых.

Если разработки только начаты на морском месторождении, стоимость полученного сырья рассчитывается в другом порядке, согласно статье 340.1 НК РФ .

О новых участках недр сотрудники налоговой службы сообщают в органы, уполномоченные следить за показателями запасов полезных ископаемых.

  1. Прямым. Здесь для проведения измерений используют стандартное оборудование, например, весы.
  2. Косвенным. Этот способ применяется, когда первым провести замеры невозможно. В таком случае количество продукта рассчитывают с помощью формул.

Как высчитать стоимость добытых ископаемых

Для расчета стоимости извлеченных продуктов есть три способа.

  1. Расчет на основании цены, по которой ископаемые реализуются.
  2. Второй способ применяют в случаях, когда государством не выделяются субсидии на компенсацию разницы между оптовой стоимостью и ценой реализации. Здесь расчет производится без учета .
  3. Если товар не был реализован в течение налогового периода, расценка на полученные полезные ископаемые определяется на основании расчетов. При отсутствии продаж, назвать реальную цену сложно. Чтобы полученная цифра была предельно приближена к фактической, следует учесть расходы на добычу ресурсов. Среди прочих затрат сюда включается оплата труда и дальнейших исследований, обслуживание рабочего оборудования.

Если доставка материалов осуществляется самим поставщиком, прибыль от реализации уменьшается. Потребуется учесть такие затраты, как оплата топлива, таможенных пошлин, страховые перечисления.

Порядок начисления НДПИ в 2016 году

Сумма для уплаты НДПИ начисляется в виде процентов от стоимости полученных полезных ископаемых. Эти проценты равняются налоговой ставке.

При налогообложении добычи газового конденсата и нефти, для вычислений потребуется перемножить два значения:

  • объем налоговой базы, выраженный в количестве полученного вещества;
  • налоговой ставки, которая скорректирована с учетом коэффициента, отражающего динамику расценок на нефть в мире.

Налог на добычу полезных ископаемых начисляется за налоговый период для каждого вида веществ в отдельности.

Выплаты осуществляются за получение материалов из недр, а также потерь или отходов горнодобывающего, или другого производства.

В общей сложности, налоговая выплата формируется из суммы начислений по добыче каждого отдельного вида полезных ископаемых.

В некоторых случаях налог насчитывают по каждому участку разработок. Эту сумму можно рассчитать и из общей выплаты. Для этого нужно знать долю извлеченных полезных ископаемых на определенном участке от общего объема добычи.

Какое еще использование недр предусмотрено законодательством

Согласно Законодательству РФ, недра могут использоваться для ряда целей.

  1. Геологические исследования. Проводятся как в местном, так и в широком масштабе. Во время таких исследований оценивается наличие полезных ископаемых и прочие процедуры. Добыча минеральных ресурсов при этом не производится.
  2. Сбор коллекционных предметов. Сюда входят имеющие ценность палеонтологические и другие находки.
  3. Постройка не относящихся к разработке недр объектов и их последующий ввод в эксплуатацию.
  4. Обновление важных геополитических объектов.
  5. Поиск и извлечение полезных ископаемых.

Плательщики налоговых сборов – это физические и юридические лица, занятые данным видом деятельности. Все остальные виды деятельности под налогообложение не попадают.

Плательщики не всегда могут сразу отнести добываемый продукт к одному из видов полезных ископаемых. При определении конкретной группы нужно учитывать международные, государственные и региональные стандарты.

Определенную роль играют и требования, установленные самим предпринимателем. Однако на практике ориентируются всегда на самые высокие стандарты.

Критерии, установленные предпринимателем, актуальны только в отсутствие региональных. Точно также между региональными и государственными стандартами приоритет – последние.

Как распределяются налоговые выплаты

Когда плательщик вносит сумму НДПИ, 40% средств идет в федеральный бюджет. Большая часть – 60% – поступает в бюджет субъекта РФ. Стоит отметить, что это не относится к добыче углеводородного сырья, а также общераспространенных ископаемых, таких как глина или песок.

Если добыча ведется на территории автономного округа, который считается частью региона, средства распределяются на основании договора, заключенного между областью и автономной зоной.

При извлечении углеводородного сырья, вся сумма налога перечисляется в федеральный бюджет. Если выплата осуществляется по добыче общераспространенных ископаемых, все деньги перечисляются в доход субъекта.

При ведении разработок за пределами территории РФ, а также под эти условия попадают континентальный шельф и исключительная экономическая зона, средства идут в федеральный бюджет.

Налог на добычу полезных ископаемых относится к обязательным выплатам.

Налоговой базой в зависимости от вида ресурсов считается стоимость или количество полученных продуктов. Налог начисляется для каждого вида полезных ископаемых в отдельности.

Плательщики НДПИ – это индивидуальные предприниматели и организации, занимающиеся разработкой недр и извлечением определенных ресурсов.

43 Налог на добычу полезных ископаемых

На сегодняшний день в налоговой системе Российской Федерации установлено более десятка действующих налогов. Все они различаются по своим определенным свойствам, функциям и играют важную роль в деятельности любого государства. Одним из значимых видов налогов является налог на добычу полезных ископаемых или НДПИ .

НДПИ - это прямой федеральный налог, который уплачивается недропользователями. Данный налог установлен и описан в главе 26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая была утверждена и вступила в силу 1 января 2002 года. Согласно этой главе объект налогообложения по НДПИ – это полезные ископаемые: добытые из недр на территории России; добывающиеся из недр за пределами России на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, в т.ч. и арендуемых; извлеченные из фактических отходов или фактических потерь производства добычи, в случае, если такое промышленное извлечение лицензируется. Основной закон, принятый исторически в период формирования добывающего сектора экономики России, это закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» .

Плательщиками такого вида налога являются предприятия и физические лица-индивидуальные предприниматели, добывающие полезные ископаемые по лицензии на право пользования недрами. В НК РФ определено, что обозначенные лица подлежат обязательной постановке, осуществляемой в течение 30 календарных дней с момента госрегистрации лицензии на пользование участком недр, на учет в качестве налогоплательщиков НДПИ.

Вступив в силу, НДПИ объединил в себе ранее действующие налоги и платежи, такие как: платеж за пользование недрами, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Была установлена, применительно к нефти, специфическая ставка НДПИ, корректируемая ценой нефти на мировом сырьевом рынке, а также при помощи валютного курса рубля и соответствующих коэффициентов, которые определены в НК РФ .

В 2015 году был нарушен тренд систематического ежегодного роста цены на нефть. Уровни цен на нефть варьировались от 46,3 долларов за баррель в 2009 году до 106,9 долларов за баррель в 2014 году. Однако к началу 2015 года цена нефть резко упала и в течение года не выходила за пределы 70 долларов за баррель. 18 октября 2015 года ее значение составило 47,26 долларов за баррель (см. рис. 1). В связи с этим повысилась степень инвестиционных рисков, затягивая или замораживая реализацию инвестиционных и инновационных проектов .

Рисунок 1. Среднемесячные цены на нефть марки Brent в период с 18.08.2014 по16.10.2015гг.

Налоговая база по НДПИ определяется количеством добываемых полезных ископаемых. При добыче учитывается: нефть, природный газ, газовый конденсат (кроме добытого на новых морских месторождениях углеводородного сырья), уголь, а также стоимость иных полезных ископаемых в процессе добычи .

Налоговая база по НДПИ – стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду, с учетом установленных различных ставок, определяемая обособленно для каждого вида добытого полезного ископаемого. Способ оценивания, исходя из расчетной стоимости, применяется при отсутствии объемов их реализации в соответствующем налоговом периоде .

Расчетная стоимость добытых полезных ископаемых определяет самостоятельно налогоплательщик на основании информации налогового учета. При этом применяется такой же порядок признания доходов и расходов, который применяется при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организации .

По всем видам полезных ископаемых зафиксированы определенные ставки в соответствии со статьей 342 НК РФ. Распределение ставок происходит в зависимости от вида природных ресурсов. Ставки условно разделяются на два вида: твердые, распространяющиеся на нефть, газ, газовый конденсат и уголь (применяются по отношению к налоговой базе исходя из количества добытых природных ресурсов), а также адвалорные, действующие по остальным видам полезных ископаемых (ставки привязываются к стоимости ресурсов). В первом случае законодательство предусматривает понижающие коэффициенты. Их применение возможно только после выполнения плательщиками НДПИ определенных требований НК РФ .

Существуют льготные налоговые ставки 0%, применяемые по: полезным ископаемым в части нормативных потерь; попутному газу и др.

В соответствии с действующим законодательством, ставка НДПИ для природного газа составляла 622 рубля за 1 тысячу кубометров – до 31 декабря 2013 года; 700 рублей за 1 тысячу кубометров – до 31 декабря 2014 года. Твердая ставка в размере 788 рублей за 1 тысячу кубометров газа действует с 1 января 2015 года. Налогообложение для природного газа происходит по ставке, умноженной, на коэффициент, значение которых также прописано в действующем законодательстве . Ставка НДПИ в отношении газового конденсата составляла 590 рублей – до 31.12.2013; 647 рублей – до 31.12.2014. Твердая ставка в размере 679 рублей действует с 01.01.2015 года за 1 тонну газового конденсата. Базовая ставка НДПИ при добыче нефти установлена в следующих размерах: 470 рублей – до 31.12.2013; 493 рублей – до 31.12.2014. На 2015 год была запланирована ставка в размере 530 рублей за 1 тонну. Из приведенных статистических данных можно заметить, что ставки НДПИ по различным видам полезных ископаемых растут с каждым годом .

Ежегодно законодательство по НДПИ претерпевает изменения, касающиеся ставок. Так в 2014 году было принято решение ввести новый метод расчета ставок НДПИ по добыче газового конденсата и природного газа. Базовый параметр единицы условного топлива стал определяться по каждому конкретному участку, учитывая средние рыночные цены на углеводородное сырье и соотношение природного газа и газконденсата при добыче на таком участке недр. Нужно подчеркнуть, что на коэффициенты влияют различные факторы. Ранее действующая ставка НДПИ по природному газу устанавливалась ежегодно на перспективный период трех лет, при этом добывающие предприятия не были уверены, что их налоговые расходы не увеличатся по прошествии этого периода. Нововведенная методика расчетов позволила снизить риск неопределенности в налоговой сфере, что способствует более точному корпоративному прогнозу результатов деятельности предприятий и поиску путей снижения затрат, при необходимость. Также минимизирован риск резкого повышения НДПИ на газконденсат . Поэтому такое изменение является скорее положительным явлением, прежде всего для функционирования компаний.

Кроме того, с начала 2015 года используется новый порядок расчетов ставков по НДПИ в отношении нефти. Ставки НДПИ на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную были увеличены и на 2015 год составили 766 рублей за 1 тонну вместо запланированных ранее 530 рублей

Порядок и условия взимания НДПИ установлены правительством Российской Федерации, а суммы таких платежей перечисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, представленным в таблице 2. Тем самым данные величины предопределяют не только экономику отдельных добывающих предприятий, но и оказывают существенное воздействие на экономику России в целом. Так в 2013 году сумма поступлений по НДПИ в федеральный бюджет составила 1 640 316 миллионов рублей, в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации 25 490 миллионов рублей; в 2014 году – 2 535 256 миллионов рублей и 40 522 миллионов рублей соответственно. Таким образом, прогнозируемая уплата НДПИ в 2015 году не только будет способствовать наполнению бюджетов субъектов Российской Федерации, но и на 1/3 заполнит федеральный бюджет .

В 2014 году Минфин России предсказывал, что в 2015 году выплаты в бюджет по НДПИ на нефть в десять раз должны превысить выплаты от НДПИ на газ. Они ожидали 3,979 триллионов рублей поступлений в бюджет от начислений нефти и 381,214 миллиардов рублей поступлений от газа. Данное ожидание было прописано в законопроекте о федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов .

Таблица 2. Установленные нормативы распределения сумм платежей по НДПИ

Согласно таким данным, в 2016 году выплаты в бюджет от НДПИ на нефть запланированы в объеме 4,621 триллионов рублей, газовые выплаты – 394,292 миллиардов рублей, в 2017 году – 5,091 триллионов рублей и 402,388 миллиардов рублей соответственно . По расчетам Министерства финансов, в совокупности по НДПИ на углеводородное сырье должен был принести в бюджет 4,415 триллионов рублей в 2015 году, 5,093 триллионов рублей в 2016 году, 5,589 триллионов рублей в 2017 году. НДПИ на газконденсат по их оценкам должен был привести в бюджет в 2015 году 54,911 миллиардов рублей, в 2016 году – 77,515 миллиардов рублей, в 2017 году – 95,61 миллиардов рублей .

В связи с дефицитом бюджета в сентябре 2015 года Президент Владимир Путин поручил правительству проработать задачу пополнении бюджета за счет перенаправления в него сверхдоходов экспортеров нефти, полученных в период и после девальвации рубля. Вследствие этого в октябре текущего года Минфин предложил пересмотреть методику расчета НДПИ на нефть с тем, чтобы повысить поступления в бюджет ориентировочно на 609 миллиардов рублей за 2016 год и еще до 1 триллионов рублей за период 2017–2018 годов. По мнению нефтяников, данное изменение может грозить частичной остановкой многих проектов или вызовет существенное падение добычи.

На данный момент времени базовая ставка НДПИ рассчитывается по формуле, в которой учитывается актуальная текущая цена на нефть, уменьшенная на 15 долларов по текущему актуальному курсу. Начиная с 2016 года такой вычет Министерство финансов предложило установить в рублях по курсу доллара на 2014 год, с условием ежегодной индексации по инфляции, вместо того, чтобы использовать средний курс доллара к рублю в текущем налоговом периоде. В данном случае налогом не облагаемая часть цены на нефть, которая должны быть выражена в рублях, станет меньше. Для вычета предлагалось установить курс доллара в 2016 году – 43,8 рублей, вместо прогнозируемых 63,5 рублей, в 2017 году – 47,1 рублей вместо планируемых 64,8 рублей, а также в 2018 году – в 49,8 рублей вместо 65,8 рублей . Позитивным последствием окажется сокращение вычета: в 2016 году его объем составит только лишь 657 рублей вместо ожидаемых 953 рублей на баррель, в 2017 году - 707 рублей, а ожидалось 972 рублей, в 2018 году - 747 рублей вместо планируемых 987 рублей. Из этого следует, что государственный бюджет пополнится дополнительными доходами в объеме 609 миллиардов рублей в следующем году и еще 525 и 476 миллиардов рублей в 2017-2018 годах соответственно.

При существующей системе расчетов налога государство изымает в виде НДПИ и экспортных пошлин от 35% при низких ценах на нефть, в случае, если они ниже 40 долларов за баррель, и до 48% (при стоимости выше 110 долларов за баррель) выручки, что представлено в материалах Минфина. При корректировке формулы налоговые изъятия могут составить от 45 до 47% от совокупной выручки добывающего предприятия.

В середине октября текущего года Правительство России приняло окончательное решение по вопросам изменения проводимой налоговой политики в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК). Руководство страны приняло решение не оказывать давления на нефтяную отрасль и тем самым заморозить пошлину на нефть до конца августа. Помимо решения вопроса касающегося нефти, правительство решило повысить НДПИ на газ на весь 2016 год. Согласно новым правилам, в методике расчетов вводится дополнительный коэффициент, представляющий экспортную доходность добытого газа. Эта единичная корректировка обеспечивает повышение единицы условного топлива на 36,7 % *(исключительно для «Газпрома»).

Сохранение ставок позволяет поддерживать нефтеперерабатывающих организаций, не успевших провести модернизацию перерабатывающих мощностей, т.к. сохранившийся уровень ставов вывозных таможенных пошлин на нефть повышает маржинальность деятельности компаний. Сохранение ставков не должно привести к увеличению стоимости нефтепродуктов, т.к. ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты пропорциональны ставкам вывозных таможенных пошлин на нефть. Помимо этого, было принято решение о изменении ставок на: добычу полезных ископаемых по нефти, газу и газовому конденсату. Такое действие сможет пополнить бюджет страны дополнительно на 101,6 миллиардов рублей.

Вследствие подобных изменений необходимо будет скорректировать инвестиционные программы нефтяных и газодобывающих компаний. Ранее президент «Роснефти» и глава «Газпром нефти» прогнозировали снижение добычи нефти на горизонте трех лет на 25–30 миллионов тонн ежегодно из-за повышения налогового давления на отрасль. Также считается, что может сократиться совокупный объем инвестиций. По данным за первое полугодие текущего года при условиях снижения общего денежного потока в нефтяной отрасли произошло увеличение инвестиционных вложений российскими нефтяными компаниями. Такая ситуация сложилась, вероятно, за счет сокращения денежного потока, что подтверждается снизившимися налоговыми отчислениями, при одновременно получении компаниями прироста остающихся в их распоряжении финансов за счет опережающего роста рублевых сумм налоговых вычетов по НДПИ и экспортным пошлинам, а никак не за счет сокращения уровня собственных издержек.

По мнению экспертов, ежегодное увеличение налоговой нагрузки по НДПИ в среднем прогнозируется на уровне 6 %. Именно в первом году реализации предложенных мер рост нагрузки должен составить – 7,6 %, в связи с чем, основные последствия от вероятного внедрения предложенных мер можно ожидать к первой половине 2017 года. Рост налоговой нагрузки может оказать существенное влияние на небольших участников рынка нефтедобычи путем снижения доходность их бизнеса.

Таким образом, непрекращающиеся налоговые маневры усложняют нефтяным компаниям оценку эффективности их проектов и привлечение инвестиций в новые регионы по нефтедобыче. Как показывают данные, налог на добычу полезных ископаемых – наиболее прибыльный в России. Отечественная нефтяная отрасль получала существенную бюджетную поддержку на протяжении долгого времени. При этом даже в период кризиса нефтедобывающие компании оказались в выигрыше от девальвационных процессов, которые компенсировали снижение цен на нефть. Экспортные контракты составляются в долларовом эквиваленте, а отчитываются отечественные нефтяные компании в рублях. Нефтянка отрасль на данный момент единственная, пережившая относительно безболезненно дополнительную налоговую нагрузку. Именно поэтому государство, как и прежде, надеется получать высокий доход от отчислений для покрытия дефицита бюджета. Однако чрезмерный рост налогового давления на отрасль может вызвать снижение добычи нефти и как следствие уменьшить поступления средств в бюджет. Поэтому правительству следует найти баланс при увеличении давления на нефтяную отрасль и не отклоняться от него, иначе произойдет обратный эффект.

  • Гордиенко М.С. Анализ бюджетной политики Российской Федерации до 2020 г. // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 6-2. С. 280-284.
  • Грызунова Н.В. // Экологические активы как инструмент финансовой стратегии организации. Вестник Университета Российской академии образования. 2008. № 1. С. 140-143.
  • Лупей Н.А., Соболев В.И. Финансы. Учебное пособие / Москва, 2012
  • Гордиенко М.С. Анализ основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015-2017 гг. // Экономика и практический менеджмент в России и за рубежом Материалы II Международной научно-практической конференции. Коломенский институт (филиал) Московского государственного машиностроительного университета: сборник. Под ред.: Маруков А.Ф. и др. 2015. С. 107-113.
  • Сычева Е.И. Теоретические основы налогового учета как элементы системы налогового администрирования // Экономические науки. 2007. № 33. С. 146-149.
  • Гордиенко М.С. Бюджетная обеспеченность регионов Российской Федерации в 2009-2014 гг. // Science Time. 2015. № 5 (17). С. 101-107.
  • Грызунова Н.В. Моделирование структуры оборотного капитала предприятия (организации) на основе регулирования налоговой нагрузки // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 6. С. 257-260.
  • Гордиенко М.С. Факторы вариативности расходной части бюджетов Российской Федерации 2005-2012 гг. // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. Т. 5. № 3. С. 120-130.
  • Гордиенко М.С., Глубокова Н.Ю. Анализ налоговых поступлений в бюджеты муниципального уровня Российской Федерации в 2014 году // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 65-73.
  • Гордиенко М.С. Внутренний государственный долг как важнейший стабилизатор бюджетной политики Российской Федерации. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 1. С. 122-136.
  • Гордиенко М. С. Бюджетная политика России: эволюционное развитие, оценка качества: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.10/Гордиенко Михаил Сергеевич. – Москва, 2014. – 251 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Об определении показателя (Тр), рассчитываемого в соответствии с пунктом 14 статьи 342.4. главы 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

    Значение показателя (Тр) с 1 января 2016 года принимается равным 0 (нулю). Значение показателя (Тр) с 1 января 2017 года принимается равным 0 (нулю). Значение показателя (Тр) с 1 января 2018 года принимается равным 0 (нулю). Значение показателя (Тр) с 1 января 2019 года принимается равным 0 (нулю).

    Расчетная цена реализации газа за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств (Цдз), определенная в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № 107 , за налоговый период июнь 2019 года составляет 16 021 руб. за 1000 куб. м газа (без НДС).

    С информацией о расчетной цене за 2015-2019 гг. можно ознакомиться ниже:

    Налоговый период

    2015 г.

    2016 г.

    2017 г.

    2018 г.

    2019 г.

    сентябрь

    Данный показатель используется в целях расчета базового значения единицы условного топлива, определяемого пунктом 1 Статьи 342.4. главы 26 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, используемого в свою очередь для исчисления за налоговый период налоговой ставки, предусмотренной подпунктами 10, 11 пункта 2 Статьи 342 главы 26 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации.

    Об определении величины расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств - членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств.

    Величина расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств - членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств определенная в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № 107, с 1 марта 2016 года составляет 3399 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2017 года составляет 2573 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2018 года составляет 2496 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2019 года составляет 2896 руб. за за 1 тыс. куб. м (без НДС).

    О средней по Единой системе газоснабжения расчетной цены на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения) (Цв)

    В соответствии с пунктом 3 Правил определения средней по Единой системе газоснабжения расчетной цены на газ горючий природный, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения), расчетной цены реализации газа за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых государств и расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств - членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых государств (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2015 № 107, единая по системе газоснабжения расчетная цена на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения) (Цв), определяется по формуле: Цв= ЦоптНН/0,9955

    где ЦоптНН- предельный минимальный уровень оптовых цен на газ, используемый для определения оптовой цены для потребителей Нижегородской области, определенный в соответствии с пунктами 15(1) и Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021, на налоговый период.

    С 1 июля 2015 года на основании приказа ФСТ России от 08.06.2015 № 218-э/3 (столбец 1 приложения к приказу) значение ЦоптНН - 4034 руб. за 1000 куб.м. газа. Значение показателя Цв составляет 4052 руб. за 1000 куб. м. газа (4034/0,9955, округленное в соответствии с пунктом 2 Правил).

    С 1 июля 2017 года на основании приказа ФАС России от 13.06.2017 № 776/17 (столбец 1 приложения к приказу) значение ЦоптНН - 4192 руб. за 1000 куб.м. газа. Значение показателя Цв составляет 4211 руб. за 1000 куб. м. газа (4192/0,9955, округленное в соответствии с пунктом 2 Правил) и применяется до пересмотра регулируемых оптовых цен на газ в Российской Федерации.

    С 1 сентября 2018 года на основании приказа ФАС России от 03.08.2018 № 1088/18 (столбец 1 приложения к приказу) значение ЦоптНН - 4335 руб. за 1000 куб.м. газа. Значение показателя Цв составляет 4355 руб. за 1000 куб. м. газа (4335/0,9955, округленное в соответствии с пунктом 2 Правил) и применяется до следующего пересмотра регулируемых оптовых цен на газ в Российской Федерации.

    О средней по единой системе газоснабжения расчетной цене на газ (Црд), обеспечивающей равную доходность поставок газа потребителям Российской Федерации и потребителям, находящимся за пределами территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, рублей за тысячу куб. метров и о понижающем коэффициенте (Кпониж), обеспечивающем соответствие изменения роста цен на газ средним параметрам ежегодного изменения цен на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения)

    Значение Црд:

    Значение Кпониж:



    Случайные статьи

    Вверх