Тема социального проекта по профориентации. Презентация на тему «Социальный проект Выбор профессии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63

г.Екатеринбург

ПРОЕКТ

«Ступени к будущей профессии.

Модель работы по профориентации

в МБОУ СОШ № 63»

Скатова Ирина Викторовна,

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 63

2011 г.

Паспорт проекта

Название проекта : «Ступени к будущей профессии. Модель работы по профориентации в МБОУ СОШ № 63».

Номинация конкурса : «Модель профориентационной работы в образовательном учреждении».

Скатова Ирина Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 63.

Образовательное учреждение : муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 63

Руководитель МБОУ СОШ № 63 : Салова Наталия Петровна.

Актуальность проекта

Сегодня в мире существует более 7 000 профессий. В мегаполисах популярностью пользуются только несколько сотен из них. По данным компании MAR Consult , в настоящее время по профессии не работает около половины населения России (52 %). После выпуска из вузов желающих работать по специальности ждет основное препятствие – ситуация на рынке труда (полученная специальность оказывается невостребованной, низко оплачивается или же, наоборот, конкуренция на рынке труда настолько высока, что трудоустроиться практически невозможно).

Поэтому в современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ее важнейший аспект – организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом их способностей и интересов, а также потребности общества. В современном обществе значимо социально- профессиональное сопровождение молодежи в решении вопросов профессионального самоопределения и планирования профессиональной карьеры.

Анализ ситуации на рынке труда показал значимость формирования индивидуальных траекторий жизненного и профессионального самоопределения и построения карьеры для молодых людей с учетом их интересов, способностей, личностных особенностей и требований рынка труда. Каждый регион формирует свой запрос на рабочую силу. Потенциальные работодатели стремятся отобрать лучших работников, способных успешно и максимально эффективно выполнять свои обязанности. В связи с этим вопросы профессионального становления молодежи и сопровождение данной работы становятся чрезвычайно важными.

Основной задачей современного образования является полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, раскрытие его интеллектуальных способностей, и, наконец, подготовка учащихся к социальному и профессиональному становлению. Одним из способов решения проблемы довузовской профессиональной подготовки в средней школе является профильное обучение или дифференциация.

Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности.

Подобная педагогическая практика позволяет решить значительное количество проблем: индивидуально подойти к развитию каждого ученика, “на деле” познакомить учащихся с профессиями разных профильных направлений, избежать ошибок профессионального выбора, усилить учебную подготовку каждого при поступлении в вуз.

Существует два основных направления ориентации подростков на рабочие профессии:

профессиональная пропаганда и профессиональное просвещение;

развитие интересов, склонностей, способностей школьников, их самооценки через включение в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.

Ключевую роль в профориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе.

Актуальность профессионального самоопределения школьников подчеркивается и в современной концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся и предполагающей за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество в целом. По подсчетам социологов правильный выбор профессии в 3-3,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 20% увеличивает производительность труда и в 2,5 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Предполагается, что система работы по профориентации должна дать школьникам возможность попробовать себя в разных направлениях.

Цель: Создать систему комплексной профориентационной работы с учащимися.

Задачи:

    Создание условий для формирования осознанного выбора профессии в соответствии со своими способностями, психофизическими данными и потребностями общества.

    Формирование у школьников знаний об организации производства страны, современном оборудовании, о путях профессиональной подготовки.

    Развитие интереса к будущей профессии, формирование у учащихся положительной мотивации к трудовой деятельности и внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути.

    Организация и проведение различных мероприятий по профессиональной ориентации школьников.

    Разработка и внедрение элективных курсов.

    Оказание помощи подросткам с низким уровнем мотивации профиля.

    Формирование у учащихся навыков самостоятельной познавательной деятельности, подготовка их к решению задач различного уровня сложности.

    Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.

    Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.

    Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Противоречия :

Между потребностью общества в наличии эффективной системы учебной профессиональной ориентации в общеобразовательной школе и недостаточной теоретической и методологической разработанностью данной проблемы в педагогической науке;

Между потребностью учеников в личностном и профессиональном самоопределении и реальными условиями профессиональной ориентации, имеющимися в образовательном учреждении, недостаточными для обеспечения данного процесса.

Основные направления работы

1. Организационно-методическая работа. Информационно-аналитическая деятельность.

2. Совместная работа школы с учреждениями СПО, НПО, вузами, предприятиями, библиотеками города, центром «Диалог», участие в городской программе «Профи-дебют: масштаб – город».

3. Организация работы с родителями учащихся и выпускниками школы.

4. Мониторинг качества профориентационной работы.

Участники проекта

    Учащиеся 1 – 6 классов . Основное направление в работе - развитие интересы и способности школьников, создать поля самоактуализации учащихся младших классов и подростков в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.

    Учащиеся 7 – 9 классов . Основное направление в работе – организация помощи подросткам при формулировании конкретных личностных задач профессионального и личностного самоопределения и психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы.

    Учащиеся 10 – 11 классов. Основное направление в работе - подготовка выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.

Координатор проекта – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Координационный совет : классные руководители, родительские комитеты, кураторы из учреждений НПО, СПО, вузов.

Учителя-предметники, социальный педагог, директор, библиотекарь .

Одна из самых важных проблем выбора профессиональной направленности – это избегание ошибок выбора. И если ошибку выбора профильного направления можно еще исправить, то, учитывая современные условия получения высшего образования, можно предположить, насколько дорого могут сегодня обходиться ошибки выбора профессии.

Ожидаемые результаты

    Адекватная система представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг.

    Наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта.

    Владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора.

    Активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта.

Критерии оценки результатов проекта

    Выбор профессии:

Выбор профессии сделан;

Учащийся выбирает между 2–3 профессиями;

Выбор профессии не сделан.

    Уровень знаний о профессии:

Высокий уровень знаний (знает суть профессии, какие она предъявляет требования к человеку, какие есть противопоказания к работе по данной специальности; знает, какие образовательные учреждения обучают данной профессии, какой уровень образования нужно иметь и какие экзамены необходимо сдать для поступления);

Средний уровень (знает, в чем суть профессии, ее требования, но не знает, какие образовательные учреждения обучают этой профессии или знает образовательные учреждения, но о профессии знает лишь в общих чертах);

Низкий уровень знаний (не знает практически ничего о ни профессии, ни об образовательных учреждениях, в которых эту профессию можно получить).

    По причине выбора профессии:

Профессия интересна самому ученику, ему нравиться заниматься этим делом;

Главное – престиж профессии, ее высоко оплачиваемость, интерес к профессии не обязателен;

Ученик выбрал профессию на примере или по совету родителей.

Нормативно-правовая база

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

2. Закон об образовании.

3. Конвенция Международной Организации Труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов».

4. «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы».

5. Закон РФ «О занятости населения в РФ».

Основные требования к общеобразовательной школе на новом качественном уровне

    Повышение ответственности и активной роли школы в воспитании и социальной адаптации подрастающего поколения.

    Обеспечение широкого взаимодействия школы с семьёй, другими уровнями образования, органами управления образованием, детскими и молодежными общественными организациями для более эффективного воспитания и социализации детей и молодежи.

    Повышение качества управления образовательно-воспитательной деятельностью на основе формирования демократического стиля руководства учебно-воспитательным процессом.

    Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной поддержки учащихся.

    Внедрение инвариантных моделей содержания образования с учетом современной социокультурной ситуации, новых ценностей воспитания и обучения, обеспечивающих индивидуализацию обучения и воспитания, реализацию личностно-ориентированного подхода.

    Профилактика асоциального поведения учащихся и молодежи округа, направленная на преодоление негативных проявлений среди детей и молодежи.

    Усиление взаимодействия школы со средствами массовой информации, системное противодействие информации, наносящей вред духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

    Развитие системы дополнительного образования как центра социализации не только для учащихся детей, но и для жителей, в первую очередь молодежи муниципального образования.

Основные принципы работы по профориентации:

Личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора;

Каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований;

Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря своим смыслам и ценностям;

Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.

I . Организационно-методическая работа.

Информационно-аналитическая деятельность.

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Сентябрь

Координатор

Сформировать, изучить и обобщить лучший опыт работы преподавателей по профориентации учащихся.

В течение учебного года

Координационный совет

Создать банк методических материалов по предпрофильной и профильной подготовке учащихся.

В течение учебного года

Библиотекарь

Систематизировать имеющиеся материалы для проведения профориентационной работы с учащимися, для пропаганды профзнаний среди родителей.

Май – июнь

Координатор

Расширить фонд библиотеки справочно-информационными материалами об учебных заведениях города, правилах приема, специальностях и т.д.

В течение учебного года

Директор, библиотекарь

Оформление информационного стенда «Я и моя профессия».

Координатор, библиотекарь

Организовать выставку литературы по профессиям.

Сентябрь (обновление – 1 раз в месяц)

Библиотекарь

II . Работа с педагогическим коллективом

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Совещание при завуче «Организация профориентационной работы с учащимися в соответствии с нормативно-правовыми документами по профориентации».

Август – сентябрь

Координатор

Проверка рабочих программ по элективным курсам и профильным предметам.

Август

Координатор

Педсовет «Работа учителя по формированию устойчивых интересов у учащихся».

Ноябрь

Заместитель директора по методической работе

Организация взаимопосещений уроков, мероприятий по профориентации с целью обмена опытом

В течение учебного года

Координатор

Участие в городском форуме руководителей образовательных учреждений «Перспективы взаимодействия учреждений общего, среднего и высшего профессионального образования при переходе на двухуровневую систему образования».

Февраль - май

Уральский государственный экономический университет

Ведение профдиагностической карты классного коллектива, выявление интересов, склонностей учащихся.

В течение учебного года

Классные руководители, координатор

Фестиваль педагогических идей

Май – июнь

Директор, координатор

III. Работа с учащимися

1 – 6 классы

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Выставка рисунков «Профессия моих родителей»

Октябрь

Классные руководители

Анкетирование «Хочу - могу».

Ноябрь

Классные руководители

Конкурс сочинений «Что я знаю о своей будущей профессии?»

Январь

Учителя русского языка

Классный час «Калейдоскоп профессий».

Февраль

Классные руководители

НПК «Хочу стать академиком», защита проектов.

Февраль - март

Учителя-предметники, заместитель директора по УВР

Тренинговые занятия по самоопределению и профессиональной ориентации в библиотечном информационном центре «Правобережный», 6 классы.

Март

Конкурс семейных презентаций «Трудовые династии».

Апрель

Заместитель директора по воспитательной работе, родители

В течение учебного года

Координационный совет

7 – 9 классы

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Экскурсии в учреждения СПО и НПО.

В течение учебного года

Координационный совет

Экскурсии на предприятия города.

В течение учебного года

Координационный совет

Встреча поколений «От трудовых традиций – к трудовым династиям».

Ноябрь

«Найди свое дело» – анкетирование и консультация по профессиональной ориентации в библиотечном информационном центре «Правобережный», 8 – 9 классы.

Ноябрь - декабрь

Классные руководители, библиотека № 7

Выставка творчества учащихся «Мои увлечения»

Февраль - март

Классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе

Классный час «Мое призвание и моя будущая профессия».

Февраль

Классные руководители, родители

Собеседование с учащимися 9-х классов о продолжении образования

Февраль

Диагностика учащихся 9-х классов с целью выявления профессиональной направленности.

Март - апрель

Школьный психолог, классные руководители

Конкурс агитбригад «Путешествие в мир профессий»

Март – апрель.

10.

Круглый стол «Подведение итогов года».

Май

Координатор

11.

Ярмарка профессий.

Май

Координационный совет

12.

Элективные курсы:

- «Экология и здоровье», 7 класс

- «Исторический портрет», 7 – 9 классы;

- «Занимательная физика», 7 класс;

- «Химия в доме», 8 класс

- «Методы и приемы решения задач по планиметрии», 8 – 9 классы;

- «Мир графики и чертежей», 9 класс.

В течение учебного года

Учителя-предметники

13.

Коллективная работа над социальным проектом «Здоровое питание», 8-е классы.

В течение учебного года

Классные руководители, диспетчер по питанию, кураторы из УрГЭУ.

10 – 11 классы

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Создание профильных классов:

Социально-гуманитарный (профильные предметы: история, русский язык, литература, элективный курс «Деловой английский»);

Социально-экономический (профильные предметы: алгебра и начала анализа, информатика и ИКТ, обществознание; поддерживают профиль – физика и экономика).

Август

Директор, заместитель директора по УВР

Экскурсии в ведущие вузы города в Дни открытых дверей.

В течение учебного года

Классные руководители

Встречи с преподавателями и студентами вузов.

В течение учебного года

Координатор

День науки. Защита проектов, рефератов.

Декабрь

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Посещение выставки «Образование от А до Я».

Март - май

Классные руководители

IV . Работа с родителями

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Родительское собрание «Подросток выбирает профессию», 7 – 9 классы.

Ноябрь - март

Заместитель директора по воспитательной работе

Конференция «Роль семьи в правильном выборе профессии».

Февраль

Заместитель директора по правовому регулированию

Привлечение родителей к сотрудничеству, организация встреч с целью привлечения подростков к разным видам профессий.

В течение учебного года

Координационный совет

Конкурс семейных слайд- и видеофильмов «Профессиональная династия моей семьи».

Март - апрель

Заместитель директора по правовому регулированию, классные руководители

V . Взаимодействие с выпускниками школы

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Поведение совместных классных часов «Мой выбор».

Сентябрь

Классные руководители

Приглашение выпускников на школьный День науки.

Декабрь

Заместитель директора по УВР

КВН между старшеклассниками и выпускниками.

Декабрь

Заместитель директора по воспитательной работе

Праздник «Последний звонок», выступление выпускников прошлых лет с напутственным словом выпускникам нынешним.

Май

Заместитель директора по воспитательной работе

VI . Мониторинг качества профориентационной работы

1. Провести анкетирование учащихся 10, 11 классов по выяснению уровня удовлетворенности проводимой работы в школе по профориентации.

2. Анализ дальнейшего продолжения образования и трудоустройства выпускников 9, 11 классов.

3. Анализ участия в конкурсах, выставках по профориентации, уровня проведения мероприятий со школьниками.

Список литературы

Аверкин В.Н. Путевка в жизнь. Образование, профессия, карьера: учеб.-справ. пособие для 9,10,11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006.

Болсуновская Н. Профориентация в Интернете: О сайтах и профориентационных ресурсах в Интернет // Народное образование. - 2007.

Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под редакцией Бабосова, Минск, Народная Асвета,1988.

Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2007.

Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: УГППУ, 1997.

Климов Е. А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. / Е. А. Климов. М.: «Просвещение», 1990.

Немова Н.В. Профильная ориентация девятиклассников: элективные курсы и «образовательные информационные карты» / Н.В.Немова // Директор школы. – 2005, № 6.

Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль, 1990.

Рекомендации по реализации профильного обучения на третьей ступени общего образования в форме индивидуального учебного плана обучающегося // Управление школой: Прил. К газете «Первое сентября». – 2004, № 8.

Школа и выбор профессии. /Под ред. А.Е.Голомштока, М., 1970.

Щербо И.Н. Реализация профильного обучения в школе / И.Щербо. – Директор школы. – 2005, № 4.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Проект по профориентации учащихся

« Профессии, которые мы выбираем »

Руководители проекта:

Зам. директора по УМР Проскурякова С.В.

Преподаватель специальных дисциплин Пахомова И.А.

г. Лабинск 2016г.

Введение

Необходимость формирования у девятиклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %- по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью ссуза или вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.

В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший:

    что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

    что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),

    что он может (возможности и способности),

    что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Профессии, которые мы выбираем», который предлагается учащимся 9 –х классов попробовать себя в профессии Повар

Цели проекта:

    формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора;

    показать обучающимся значимость и необходимость рабочих профессий;

    привлечь внимание школьников к развитию и совершенствованию экономики и социальной сферы через профессиональное самоопределения молодежи с учётом региональной специфики и в соответствии с государственной политикой в области образования.

Задачи:

    осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;

    ознакомление с основными принципами выбора профессии;

    знакомство с особенностями современного рынком труда;

    составление индивидуального образовательного плана или программы

    саморазвития в соответствии с диагностическими данными.

Организация занятий «Профессии, которые мы выбираем» опирается на использование следующих важных принципов :

    свободного выражения своего мнения;

    взаимоуважения;

    доверительности;

    обратной связи;

    безоценочности.

Особенности организации:

Место проведения занятий: ГБПОУ КК ЛСТТ

Продолжительность проекта: учебный год

Методы:

    лекционный метод передачи знаний;

    психодиагностические методы исследования личности;

    методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

    обучение по программе профессионального обучения по профессии

16675 Повар.

Для того чтобы правильно выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:

    информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;

    информация о профессии 16675 Повар.

Учащиеся должны знать:

    значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;

    правила выбора профессии;

    понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

    понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

    осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Учащиеся должны уметь:

    соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

    составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;

    использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;

    анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;

    классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке (“профессия”, “специальность” и др.);

    пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Предполагаемые конечные результаты, порядок их контроля и оценки, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект.

В результате реализации авторского проекта, направленного на социально-экономическое развитие региона, предполагается достижение результатов, направленных на формирование активной жизненной позиции обучающихся, повышение их гражданского самосознания, развитие личности молодого человека, его духовно – нравственное становление и подготовку к жизненному и профессиональному самоопределению.

Работа по профориентации обучающихся будет продолжена в 2017 – 2020 учебных годах с ежегодным промежуточным мониторингом полученных результатов. Оценка ожидаемых результатов и долгосрочный эффект от реализации проекта предполагает качественное развитие кадрового потенциала Краснодарского края через подготовку специалистов для работы в организациях и учреждениях из числа местных жителей.

Заключение

Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Список литературы.

    Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М. :Просвещение, 1990. - 653с.

    Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.

    Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.

    Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб: Речь, 2007. – 365 с.

    Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С.Пряжников – М.: ВАКО, 2005.- 288 с

    http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fszn.permkrai.ru%2F%3Fo%3D563%26id%3D2241%26m%3


Анкетирование класса: Вопросы: Что ты какие профессии востребованы в нашем регионе? Знаешь ли ты кем работают твои родители? Знаешь ли ты какие обязанности у твоих родителей на работе? Хотел бы ты больше узнать о профессиях? Какая профессия тебе больше нравиться?



Что такое профессия? ПРОФЕССИЯ - (от латинского professio), род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования человека. К концу xx века число профессий достигло тысяч.


Влияние черт личности на выбор профессии. Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей профессии. Профессия должна быть интересна. Выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, и где ты добьешься наибольшего успеха. А для этого точно определи свои лучшие качества и интересы.


Психологические типы профессий. Мы выяснили, что есть психологические типы профессий: Человек- природа- это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями. Человек техника - ведущий предмет труда- технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.


Психологические типы профессий. Человек человек - для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства. Человек знаковые системы, главный ведущий предмет труда условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.


Вакансии города: - грузчик – 342 раб. места; - уборщик, дворник – 397 раб. мест; - подсобный рабочий – раб. мест; - санитарка – 228 раб. мест. - слесарь – 366 раб. мест; - электромонтер – 190 раб. мест; - сварщик – 137 раб. мест; - водитель – 297 раб. мест; - врач – 535 раб. мест; - медицинская сестра – 516 раб. мест; - инженер – 393 раб. места; - менеджер – 126 раб. мест.


Профессии, которых слишком много на рынке труда Волгограда: на бирже зарегистрировано 200 экономистов, вакансий -16 юристов 100 человек, вакансий - 14 бухгалтеров 202 человека, вакансий Следовательно, этим профессиям не желательно обучаться, есть перебор этих специалистов на рынке труда.


Профессии наших родителей. Числов Андрей. Моя мама, Марина Владимировна, работает бухгалтером. На работе каждый день она считает многочисленные цифры, складывает, отнимает. И она любит свою простую профессию. Проходят дни бегут года, Меняется страна, Но неизменные всегда Бухгалтера дела: Учет, кредит, баланс, зарплата Останутся всегда. Такая вот работа у бухгалтера - Приходит рано,а уходит поздно, То у него проверка, то отчет, А то найти копеечку не может.









Кравченко Андрей. Моя мама продавец в магазине. Много профессий разных, важных, нужных и прекрасных. Ты приходишь в магазин – продавец там есть один. Все подскажет: что купить, сколько надо заплатить, подобрать, найти, примерить, взвесить, завернуть, отмерить, настроение поднять. Снова в гости Вас позвать!


Кислов Максим. Мой папа – заместитель прокурора г. Волгограда, он майор. Он стоит на страже выполнения закона, если кто-то нарушит закон. То должен понести наказание. Моя мама – работает в Администрации Волгоградской области главным специалистом в комитете по экономике, она – экономист.






Вывод: Мы подтвердили гипотезу о том, что необходимо заранее обучаться профессии в соответствии со своими способностями, а также изучать рынок спроса профессий в городе, чтобы не стать безработным. Нужно иметь желание, выучиться и любить свою профессию. Тогда будешь удовлетворен своей жизнью.































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Визитная карточка проекта

Куриленко Людмила Михайловна– классный руководитель 11 класса;
Кокарева Елена Алексеевна – классный руководитель 9 класса;
Байзель Надежда Гурьяновна – учитель технологии.
Координатор проекта: Зобкова Екатерина Николаевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Самофаловская средняя общеобразовательная школа» Городищенского района Волгоградской области

Вид проекта

Педагогический, долгосрочный, практико-ориентированный

Профессиональная ориентация, как средство профессионального самоопределения в сельской школе

Цель проекта

Определить процесс формирования профессиональных ориентаций учащихся средней общеобразовательной школы. как составляющую профессионального самоопределения и профессионального пути личности.

Методические задачи

  • определение сущности профессиональной ориентации, профессионального самоопределения учащихся школы в условиях отсутствия спициалистов;
  • – определение проблемы, стоящие перед подростком при профессиональном самоопределении;
  • – систематизация основных методов и форм формирования профессиональной направленности;
  • – создание системы диагностических мероприятий по определению выбора профессионального самоопределения учащихся;

– оказание помощи классным руководителям, учителям предметникам в профессиональном самоопределении подростков;
– создание базы информационных источников и дидактического материала.

Ведущая идея

В сельских школах отсутствуют в штатном расписании должности социальных педагогов и педагогов-психологов и должностные обязанности частично перешли к классным руководителям, поэтому возникла необходимость систематизировать работу по профориентации. Материал проекта может быть использован классными руководителями, учителями-предметниками.

Классные руководители 5-11 классы, учителя-предметники, учащиеся МБОУ «Самофаловская сош»

Введение

В педагогике центром внимания становится личность учащегося, ее направленность. Направленность личности, по определению Л.Ф.Железняк, – сложное личностное свойство, которое определяется системой ее потребностей, преобладающих мотивов, мировоззрением и выражается в жизненных целях, установках, отношений к активной деятельности по достижению этих целей. Важной стороной общей направленности личности является ее профессиональная направленность, которая представляет собой совокупность потребностей, установок, интересов, склонностей, идеалов, убеждений, определяет выбор жизненных целей и способствует развитию всей совокупности нравственных качеств личности, ее познавательной активности, работоспособности.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, теоретические и методические основы профессиональной консультации молодежи, системный подход к профориентации школьников, общественно-значимые мотивы выбора профессии, формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Различные исследования показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоты физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость жизнью.

Социальная значимость указанной проблемы определила тему педагогического проекта:

Объектом исследования является процесс профессионального самоопределения.

Предметом исследования являются условия самоопределения подростков.

Ресурсы:

  • информационные: интернет ресурсы, профессиональная литература, методическая литература;
  • кадровые: классные руководители 1-11 классов, учителя-предметники, администрация учреждения, представители государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №11», представители местного почтового отделения, представители поселковой парикмахерской «Для Вас», представители ООО «ТопАгро» свинокомплекса «Самофаловский», представители поселкового медицинского пункта.

Партнеры: образовательные учреждения г.Волгограда, предприятия п. «Самофаловка».

Цель данной работы: определить процесс формирования профессиональных ориентаций учащихся средней общеобразовательной школы. как составляющую профессионального самоопределения и профессионального пути личности.

Задачи:

  • Рассмотреть сущность определения профессиональной ориентации, профессионального самоопределения учащихся школы в условиях отсутствия спициалистов.
  • Определить проблемы, стоящие перед подростком при профессиональном самоопределении.
  • Рассмотреть основные методы формирования профессиональной направленности.
  • Создать систему диагностических мероприятий по определению выбора профессионального самоопределения учащихся, способствующих созданию личностной траектории развития каждого учащегося, исходя из его природных возможностей.
  • Определить роль информационных источников в профессиональном самоопределении подростков.

Гипотеза: предполагаем, что полученная информация об уровне профессионального самоопределения учащихся поможет классным руководителям сельских общеобразовательных учреждений в дальнейшей работе по профессиональной ориентации.

Методы исследования.

  • Изучение научной литературы и периодических изданий.
  • Диагностические исследования.
  • Анализ собственной системы работы по данной проблеме.

База исследования: МБОУ «Самофаловская сош».

Актуальность

Важной чертой человека, определяющей успешный характер его деятельности, глубокую личную заинтересованность и удовлетворенность работой, является профессиональная ориентированность.

Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Родители, как правило, настаивают на освоении школьником той профессии, которая обеспечит его высокий социальный статус и материальное благосостояние, а если еще и школьные оценки по конкретному предмету высоки, то поступление в определенный ВУЗ может оказаться неизбежным.

Как правило, уже на первом курсе студент начинает понимать – его эта специальность или нет. Тех, кто удовлетворен своим выбором – единицы (проблемы ошибок при профориентации школьника встают перед многими). Эту проблему решает профориентационная работа, проводимая со всеми учениками школы. Каждый учитель имеет общее представление о целях и задачах профориентационной работы с учениками. Эту работы обычно проводят классные руководители и учителя-предметники (так как в последние годы в сельских школах отсутствуют в штатном расписании должности социальных педагогов и педагогов- психологов).

Цель профессиональной ориентации учащихся следует рассматривать в общей связи с более широкими целями и задачами современной школы.

Современные ученики не мотивированы к получению знаний, умений и навыков и, как следствие, совершенно не знают многих профессий, где им можно было применить свои силы.
Наша школа пытается разработать свою систему профориентационной работы с учащимися, что очень непросто сделать в отсутствие общегосударственной доктрины в этой области.

В проекте предусмотрен минимальный теоретический, методический материал необходимый для проведения профориентационной работы классными руководителями (Приложения №1-9 ).

Технологическая карта проведения профориентационной работы

Возрастные этапы

Содержание работы Участники Результат периода
1-4 классы Примерная тематика классных часов «Профессиинаших родителей» (Приложение 10 ), «Все профессии важны, все профессии нужны» (Приложение 11 ), «Профессиональные праздники в нашем календаре», «Есть такая профессия Родину защищать», «Хочу быть …», «Я стараюсь учиться, чтобы …», «Трудовые династии».
Занятия в внеурочной деятельности: «Почемучка», «Риторика», «Занимательный английский», «Волейбол», «Куклы и мы». Проведение школьного этапа предметной олимпиады, фестиваля учебных проектов. Участие в школьных предметных неделях,международных, всероссийских конкурсах («Умка», «Эрудит России»…) Проведение общешкольных тематических мероприятий. Конкурсы рисунков, поделок.

Тестирование, диагностика.
Классный руководитель, родители, учащиеся 1-4 классов.

Целью профориентационной работы в этот период является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.

При организации профориентационной работы в начальной школе важно учитывать, что у детей в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии обучающихся в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой деятельности.

5-7 классы Примерная тематика классных часов: «О людях науки и искусства», «Знаменитые люди и их профессии». Экскурсии «Почтовая связь в нашем поселке». «Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист» (фотоприложение).
Проведение школьного этапа предметной олимпиады, фестиваля учебных, социальных проектов. Участие в школьных предметных неделях,международных, всероссийских конкурсах («Кенгуренок», «Леонардо», «Эрудит России»…) Проведение общешкольных тематических мероприятий. Организация проектной, исследовательской работы по предметам. Участие в акциях, волонтерской деятельности.
Реализация раздела профориентационной работы в тематическом плане по технологии. Профориентационные игры «Ассоциация», «Угадай профессию», «Профконсультация» (Приложения 9, 12, 13 )
Встречи с представителями различных профессий
Тестирование, диагностика (Приложения 7, 8 ) Прохождение программ дополнительного образования.(«Юннаты», «Звонкие голоса»…)
Классный руководитель, учащиеся 5-7 классов, работники почты п. Самофаловка, работники парикмахерской «Для Вас» п.Самофаловка. Цель : развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии
В настоящее время роль первичного профессионального самоопределения значительно возросла. Это связано с необходимостью выбора профиля обучения, который предопределяет профессиональный выбор учащихся, в старших классах школы. Поэтому крайне важно готовить учащихся к осуществлению выбора уже в 5-7 классах. Тем более что это подкрепляется и внутренними (возрастными) причинами, ведь подростковый период, период перехода к юности, имеет свои психологические и социальные особенности.
Подростковый возраст является переходным, наиболее кризисным периодом жизни большинства детей. Это объясняется тем, что именно в этом возрасте начинают бурно развиваться все компоненты личности, сопровождаемые психофизиологическими изменениями.
8-9 классы Профориентационные игры «Ассоциация», «Угадай профессию», «Профконсультация» (Приложения 9, 12, 13 ), тесты и занятия «Мотивы выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. Карта интересов» (Приложение 7 ), использование периодической печати и литературы «Что? Где? Когда?», классные часы «Работодатели и работники на рынке труда», «Рынок труда и школа», «Азбука профессий» (Приложение 15 ) и т.д. Проведение школьного этапа предметной олимпиады, фестиваля учебных, социальных проектов. Участие в школьных предметных неделях,международных, всероссийских конкурсах(«Кенгуренок», «Леонардо», «Эрудит России»…) Проведение общешкольных тематических мероприятий. Организация проектной, исследовательской работы по предметам. Участие в акциях, волонтерской деятельности.
Приложения 14, 16 ) Профориентационные игры «Ассоциация», «Угадай профессию», «Профконсультация» (Приложения 9, 12, 13 ),
Конкурсы рисунков, поделок.
Встречи с представителями различных профессий
Тестирование, диагностика (Приложения 7, 8 )
Прохождение программ дополнительного образовании.
Классный руководитель, учитель технологии, буклеты. Учащиеся 8-9 классов. Цель : формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей
Старшие подростки (8-9 кл.) – это период первоначального формирования жизненных планов, период развития профессионального самопознания.
Основные задачи на данном этапе: сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов.
Подросток начинает осознавать всю сложность проблем выбора, поэтому необходимо создание информационной основы для решения вопроса «Кем быть?»
Профориентационные работники должны осознать значение всестороннего изучения личности, поскольку этот период должен заканчиваться формированием профессионального первоначального плана, рекомендации педагогов будут обоснованными только при условии длительного и всестороннего изучения динамики развития личности.
10-11 классы Примерная тематика классных часов «Профориентация – реальность или миф?», «Профессии о которых мы мало знаем», беседы «Как выбрать профессию?» (Приложение 18 ) Участие в областных конкурсах исследовательских, проектных работ, встречи с выпускниками «Они учились в нашей школе». Проведение школьного, муниципального, регионального этапов предметной олимпиады, фестиваля учебных, социальных проектов. Участие в школьных предметных неделях,международных, всероссийских конкурсах («Кенгуренок», «Леонардо», «Эрудит России»…) Проведение общешкольных тематических мероприятий. Организация проектной, исследовательской работы по предметам. Участие в акциях, волонтерской деятельности.
Реализация раздела профориентационной работы в тематическом плане по технологии (Приложение 17 )) Профориентационные игры «Ассоциация», «Угадай профессию», «Профконсультация» (Приложения 9, 12, 13 ),
Конкурсы рисунков, поделок.
Встречи с представителями различных профессий
Тестирование, диагностика (Приложения 7, 8 )
Прохождение программ дополнительного образовании.
Классный руководитель,
учащиеся 10-11 классов,
выпускники школы.
Цель: формирование ценностно – смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений обучающихся.
Развитие способностей через углублённое изучение отдельных предметов.

Этап (10–11 классы) – период уточнения социально-профессионального статуса.

Основные задачи на данном этапе: сформировать устойчивый профессиональный интерес, развить профессионально важные качества в избранном виде труда, развить нормы, ценности конкретного трудового коллектива.

Осуществляется выполнение данных задач через углубленное изучение предметов, «пробу» сил, дальнейшую работу по самопознанию, контроль и коррекцию профессиональных планов, оценку результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовку к ней, саморазвитие. Это период формирования нравственной и психологической готовности к выбору профессии.

Продолжает изучаться профессиональная направленность личности, проводится диагностика. На основе данных диагностики делается заключение о желательной группе профессий и уровне подготовки учащихся к решению вопроса о выборе профессии.

Это период активной профессиографической деятельности. Необходимо научить старшеклассников «примерять» профессию к себе, вносить изменения и производить коррекцию профессиональных планов и выбирать программу самовоспитания

Предполагаемые результаты:

  • Проведение консультаций помогут учащимся в выборе профессии.
  • Разработка методических рекомендаций по ведению профориентационной работы будут востребованы.
  • Адаптирование подрастающего поколения в различных отраслях хозяйства через организацию совместной деятельности.
  • Повышение квалификации педагогов и наставников, занимающихся профориентационной работой.

Реализация профориентационной работы с обучающимися позволила:

– познакомить обучающихся на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее востребованным в регионе профессиям; способствовать выработке навыков самопрезентации, как залога начала успешной трудовой деятельности;
– расширить представления обучающихся о профессиях и отраслях экономики, требованиях к кадрам в условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий и рыночных отношений, потребностях местных предприятий, государственных учреждений и учебных заведений в работниках;
– создать дополнительные условия психолого-педагогической комфортности при обучении учащихся, сформировать у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
сформировать у обучающихся положительное отношение к труду и людям рабочих профессий.

Перспективы работы по данной теме позволят:

– содействовать развитию у обучающихся отношение к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
– подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ с направленностью на востребованные рабочие профессии.

Используемая литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. /Под редакцией М. Гуревича, В.И. Лубовского. М., 1982.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология /Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 263 с.
3. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения /Под ред. Т.Н. Мальковской. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
4. Данилова В. «Как стать собой». Психотехника индивидуальности. Харьков. ИМП «Рубикон» РИП «Оригинал», 1994.
5. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1998. – 272 с.
6. Игры, обучение, тренинг, досуг. М.: Новая школа, 1994.
7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1984., 2-е издание 1990.
8. Марищук В.Л., Блудов Ю.П., Плахтиенко В.А. Методы психодиагностики в спорте. М., 1984.
9. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
10. Мартынов С.С. Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации). – Омск, 1976. – 196 с.
11. Методика и технология работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, А.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
12. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию.– М.: Перспектива, 2002. – 52 с.
13. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2002. – 200 с.
14. Овчарова В.Н. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
15. Пряжников Н.С. Игровой метод профориентации. /Под ред. Е.А.Климова. Пермь, 1989.
16. Профессиональная адаптация молодёжи.– М.: Издательство Московского университета, 1969. – 128 с.
17. Профессиональная ориентация молодёжи / Под ред. А.Д. Сазонова, Н.И. Калугина, А.М. Меньшикова. – М.: Высшая школа, 1989. – 272 с.
18. Профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие для студентов пединститутов /Под ред. А.Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 1988. – 233 с.
19. Профессиональная ориентация учащейся молодёжи: Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск, 1980. – 87 с.
20. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот (методическое пособие). – Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1999. – 68 стр.
21. Профессиональная ориентация школьников: Межвузовский сборник научных трудов.– Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1987. – 156 с.
22. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся. М., 1988.
23. Тестирование детей. Автор составитель В. Богомолов. Изд-во «Феникс», 2005.
24. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя /Под ред. Л.В. Ботяковой, А.Е. Голомштока, С.С. Гриншпуна и др. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.
25. Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н.Э. Профессиональная ориентация в УПК.– М.: Педагогика, 1985. – 121 с.
26. Школа и выбор профессии / Под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой. – М.: Педагогика, 1987. – 176 с.
27. Школа и труд / Под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес. – М.: Педагогика 1987. – 216 с.

Используемое оборудование: раздаточный опросник по сисиеме Климова Е. К.

Приложения:

В помощь классным руководителям, учителям-предметникам. Полезные сайты по профессиональному самоопределению.

  1. Понятие профориентации.
  2. Положения системы профориентации.
  3. Структура деятельности педагогического коллектива.
  4. План ознакомления учащихся с профессиями в процессе беседы.
  5. Работа с родителями.
  6. Занятия с учащимися по определению выбора профессий.
  7. Анкеты.
  8. Игра «Профконсультация».
  9. Классный час «Профессии наших родителей».
  10. Классный час «Все профессии важны».
  11. Игра «Ассоциация».
  12. Игра «Угадай профессию».
  13. Фрагмент тематического планирования по технологии для 8класса.
  14. Занятие «Азбука профессий».
  15. Тематическое планирование курса «Человек и профессия» 9 класс.
  16. Примерный тематический план по технологии 10-11 классы.
  17. Беседа «Как выбрать профессию».
  18. Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения.
  19. Фотоприложения.

Елена Чаплыгина
Социальный проект «Какие они, профессии?»

Лысенко Наталья Борисовна, старший воспитатель

Оферкина Любовь Михайловна, музыкальный руководитель

АнтоноваТатьяна Сергеевна, инструктор по физическому

воспитанию МБДОУ ЦРР - д/с «Золушка»

Тип проекта : творческий (познавательный)

Длительность : апрель-май 2015г.

Возрастная группа : старшая группа (5-6 лет)

Участники проекта : дети старшей группы, старший воспитатель Лысенко Н. Б., музыкальный руководитель Оферкина Л. М., инструктор по физическому воспитанию Антонова Т. С., родители воспитанников.

Сроки реализации : апрель-май 2015г.

Образовательная область : «Познавательное развитие»

Актуальность проекта :

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу . Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде . В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии . Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика , милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают , как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка . Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Проблема : Так как проведенная диагностика показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности взрослых, я спланировала работу в данном направлении, т. к. считаю, что знакомство детей с профессиями , их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов. Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно - ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, я имею в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру.

Цель проекта : Формирование у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями пекаря , библиотекаря, пожарного, продавца. Повышение познавательной активности в рамках познавательной деятельности.

Задачи проекта :

1. Закрепить знания детей о профессиях : пекарь, библиотекарь, пожарный, продавец.

2. Развивать познавательный интерес детей к профессиям , расширять детский кругозор.

3. Определить значимость профессий .

4. Формировать уважение к труду взрослых разных профессий .

5. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях , изо и других видах деятельности.

Планируемые результаты :

1. Более глубокие знания детей о профессиях пожарного

2. Появление интереса, желания узнать как можно больше о других профессиях .

3. Рассказы детей об этих профессиях .

4. Понимание значения слово «профессия » и где её можно получить, приобрести.

5. Формирование бережного отношения к результатам труда взрослых, уважение к человеку- труженику.

6. Активизация речи детей по теме проекта (спец одежда, пожарный «рукав» , формуляр читателя, закваска, печь, замес, витрина и т. д.)

7. Появление исследовательского интереса (выпечка хлеба, варка каши, издательство книг, газет и т. д.)

Реализация проекта проводится в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования, раздел «Познавательное развитие» .

В ходе реализации проекта необходимо выяснить , что знают дети о профессиях и что хотят узнать .

Что мы знаем? Что мы хотим узнать?

Что есть такие профессии как профессия пекаря , пожарного, библиотекаря, продавца.

Знаем номер службы 01 или 112.

Где можно купить вещи, продукты.

Из чего пекут хлеб, варят каши.

Книга – это здорово!

В мире много разных профессий . Что такое спец. одежда?

Как появились первые книги?

История возникновения пожарных дружин на Руси.

Где в старину люди приобретали необходимые для жизни вещи, продукты?

Современные машины, облегчающие труд человека.

Какие ещё бывают профессии .

Как стать хорошим пекарем, врачом, строителем, библиотекарем и т. д. ?

Проблемные ситуации в ходе реализации проекта , которые заставят детей проявить познавательную мотивацию : почему книги делают из бумаги? Почему спец. одежду шьют из спец. материалов? Почему в выпечку кладут дрожжи? Можно ли сварить кашу в холодной или тёплой воде?

Этапы реализации проекта .

1 этап – постановка проблемы

Обсуждение с детьми вопроса, знают ли они что такое профессия , какие бывают профессии , какая профессия самая главная ?

Что нужно сделать, чтобы стать пожарным, пекарем, библиотекарем, продавцом?

Какими качествами должны обладать люди данных профессий ?

Какую пользу приносят люди этих профессий ?

Какую носят одежду люди этих профессий ?

Какие технологии и орудия труда используют люди данных профессий ?

Подготовка :

Отобрать иллюстрации, видеопрезентации об этих профессиях .

Подобрать познавательную, художественную литературу, рассказывающую о профессиях пожарного , пекаря, библиотекаря, продавца.

Составить конспекты ООД .

Подобрать игры, песни, танцы, стихи, пальчиковую гимнастику.

Организовать экскурсии на хлебозавод или пекарню, в пожарное депо, в детскую библиотеку, в магазин (по возможности, в редакцию газеты «Вестник Когалыма» ).

2 этап - проектирование

Обсуждение вариантов поиска информации : расспрос родителей, поиск энциклопедий, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видеофильмов, рассматривание иллюстраций, фотоиллюстраций, картинок.

Совместное обсуждение со взрослыми, какие атрибуты необходимо изготовить для с-р игр, при каких условиях и как они будут печь хлеб, варить кашу.

3 этап - поиск информации

Создание развивающей среды.

Внесение в группу иллюстрации пожарного, пекаря, библиотекаря, продавца.

Пополнение уголка книги следующими произведениями : Маршак «Рассказ о неизвестном герое» , «Пожар» ; Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?» , «Кому что нужно?» , С. Михалков «А что у вас?» , В. Маяковский «Кем быть?» , «Хлеб- всему голова» , В. Степанов «Какие бывают профессии » и др.

Внесение дидактических и настольных игр : «Кому что нужно для работы?» , «Магазин покупок» , «Ассоциации » , лото «Профессии » , «01- пароль отважных» , «В мире профессий » , «Кем быть?»

ООД (план занимательной деятельности)

Речевое развитие : Тема «Профессии » (составление рассказа по картинкам) .

Социально-личностное : Темы : «Кому нужно позвонить, если ты увидел огонь?» , «Один дома!» ,«Библиотекарь, библиотека и книги» , «Откуда хлеб на стол пришёл» .

Изобразительная деятельность : Рисование – пожарный, продавец, пекарь в спецодежде.

Коллективная аппликация (коллаж) «Мужские и женские профессии » .

Лепка предметов для труда пекаря, пожарного, продавца (каска, весы, посуда, полка для книг)

Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась :

В ходе режимных моментов;

В процессе организации педагогом различных видов детской деятельности (игровая, коммуникационная, продуктивная, познавательно-исследовательская («Почему книги делают из бумаги» , «Почему спецодежду шьют из специальных материалов» , восприятие художественной литературы);

В ходе экскурсий на хлебозавод (пекарню, в детскую библиотеку, в магазин, в пожарное депо, в издательство «Вестник Когалыма» ;

В ходе самостоятельной деятельности детей.

Предметно-развивающая среда группового помещения и внутреннего помещения детского сада (кухня, библиотека д/с, организованные экскурсии в пожарное депо, хлебозавод, детскую библиотеку, магазин стали местами поиска ответов на познавательные запросы ребят.

В рамках работы над проектом установлено эмоциональной взаимодействие с родителями воспитанников :

Рассказы родителей, бабушек. дедушек о том, кем они работают, как они выбирали профессию , что делают на работе, какую пользу приносит их труд людям;

Изготовление атрибутов к с/р играм по теме проекта ;

Привлечение детей к приготовлению разнообразных блюд, обогащали знания детей о пользе тех или иных продуктах, о творческом подходе к приготовлению пищи.

Фотовыставка «Мои родители и их профессия » .

4 этап - продукт детской деятельности

Изготовление карточек для игры в библиотеку, «продуктов» для игры в магазин (из солёного теста - хлебобулочные изделия, из бумаги и картона –шоколадки, конфеты и т. д. ; акция «Мы- друзья книги» (ремонт книг) .

Продуктивная деятельность - выпечка хлеба (булочек, печенья, приготовление каши «для настоящих героев» .

Создание альбома с рисунками детей, совместные творческие работы (аппликация, поделки из пластилина, выставка поделок.

Выпечка хлеба, печенья.

Варка каши «Дружба»

Чтение художественной литературы по теме проекта (например, чтение еврейской сказки о пекаре «Белая одёжка» ).

Сюжетно-ролевые игры : «Магазин» , «Кулинария» , «Пожарное депо» , «Семья» , «Библиотека» , «В гости к бабушке» .

Разучивание игр, загадок, физкультминуток, динамических пауз, пословиц, стихов, песен по теме проекта .

Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?

Взаимодействие с музыкальным руководителем :

Разучивание песен «Мы сегодня повара» муз. и слова Зайцевой, «Модницы» Г. Ф. Вихарёва, постановка «Танец поваров» .

Развлечение «Кем быть?»

Взаимодействие с инструктором по физическому воспитанию :

Проведении динамического часа «Пожарные на учениях» , игр- эстафет «Весёлый магазин» , «Убегу от огня» , «Тушение пожара» , «Кто быстрее испечёт» и др.

5 этап – презентация проекта

Создание альбома «Все работы хороши!» или («Мужские и женские профессии » , «Кем быть?» , «Кем работают наши родители»

Выставка атрибутов к с/р играм с привлечением родителей «Сделаем игры наших детей яркими и интересными»

Развлечение «У меня растут года!» (совместно с родителями)

Использованная литература :

1.«Беседа с дошкольниками о профессиях » Т. В. Попова, 2005г.

2.«Профессии . Какие они Т. А. Шорыгина, 2007г.

3. «Учимся, говорим, играем» Г. И Сергеенко, 2006г.

4. «Развитие речи в детском саду» Г. А. Кошлева,2009 г.

5. «ОБЖ для дошкольников» Т. П. Гарнилеева,

Интернет ресурсы :

1. http://минобнауки. рф .

2. http://www.teoriy



Случайные статьи

Вверх