Благовещенский собор воронежа. Благовещенский собор (Воронеж) Благовещенский кафедральный

Самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения, Благовещенский собор находится в Кремле на Соборной площади. Один из древнейших в Москве, он был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце. А протопресвитер Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ.

Первый, деревянный Благовещенский собор в Кремле был основан в 1397 году великим князем Василием I, сыном Дмитрия Донского. Домовый храм стоял на великокняжеском дворе близ сеней дворца, поэтому в старину он еще назывался "Благовещения, что на Сенях". Уже тогда в нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола. И расписывать этот деревянный кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из Городца.

В 1484–1489 г.г., спустя почти столетие после основания, Благовещенский собор выстроили в камне. Тогда великий князь Иван III повелел возвести новое благолепное здание, дошедшее до наших дней.

И хотя в то время в Москве уже трудились искуснейшие итальянские архитекторы, приглашенные строить Московский Кремль, строительство Благовещенского собора высочайшим указанием было поручено русским псковским мастерам Кривцову и Мышкину. И это произошло спустя десятилетие после катастрофы, случившейся с первым Успенским собором, который в 1472 году, еще до итальянцев, возводили те самые мастера Кривцов и Мышкин. Как известно, почти полностью возведенный Успенский собор неожиданно рухнул: тогда в Москве случился «трус великий», столь редкое для первопрестольной землетрясение, пошатнувшее сооружения в Кремле.

И хотя специально назначенная комиссия установила некоторые недостатки в работе мастеров, они не только получили прощение, но и наряду с итальянскими зодчими вновь были приглашены строить в Кремле великокняжеский домовый храм. Задача перед ними стояла сложнейшая – они должны были вписать русский собор в ансамбль, возводимый итальянцами, которые сами строили точно по русским образцам русской, Владимирской и Киевской архитектуры. Так что Благовещенский собор является исключительно национальным творением русских мастеров в Кремле.

В 1484 году состоялась закладка нового собора. А на время его строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно.

В 1489 году митрополит Геронтий освятил великолепный Благовещенский собор. Он был о девяти главах и построен «по образцу греческих храмов Х века», как писал один старинный московский историк. Девятиглавие этого кремлевского собора объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных.

Однако в этом храме была одна особенность, коренившаяся в греческих традициях, – к такому выводу пришли ученые, бившиеся над этой загадкой не одно столетие. Речь идет о его знаменитой росписи.

Сын и преемник Ивана III, великий князь Василий III в самом начале своего правления повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. Есть предположение, что в каменный собор перенесли иконы письма Рублева из старого, деревянного, и что новая роспись была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал его в то время «лучший художник российский» мастер Федор Едикеев.

И в настенной росписи на паперти Благовещенского собора появились изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. У Сократа читаем: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым – наказание». У Платона: «Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям».

Уникальной росписи кремлевского Благовещенского собора были неоднократно даны объяснения в исторической литературе. Самая известная и общепринятая научная версия гласит, что это изображение древнегреческих мудрецов на стене православного храма произошло от обычая учителей христианства ссылаться на изречения древних философов, согласующиеся с христианскими истинами. Так они убеждали противников веры, и таким образом языческая мудрость древних представала предтечей именно христианской мысли.

И еще считается, что Федор Едикеев мог и не быть новатором, а использовать образы первой росписи старого деревянного храма, «во вкусе греческого письма». Дело в том, что первые митрополиты на Руси были греками по происхождению, и эта традиция воспоминания великих языческих философов могла произойти и от них. Тем более, что в раннее средневековье науками, к которым принадлежит и философия, занимались только лица именно духовного звания. Или же эта роспись была знаком уважения к церковным пастырям на Руси, где так образно почтили их великую национальную культуру, давшую мыслителей-предтеч христианства.

Однако великий князь Василий III повелел не только красиво расписать новый Благовещенский собор, но и богато, празднично позолотить его главки. Каменный собор по-прежнему именовался «на Царском дворе у сеней», только из-за обилия золота на многочисленных главках храма его прозвали еще Златоверхим собором.

Прежде он соединялся с государевыми палатами, а его восточное крыльцо вело в сад, где росли фруктовые деревьями и были ухоженные пруды с рыбками. А южные двери Благовещенского собора служили особым единоличным и благоустроенным входом для государей, где они потом отдыхали после Богослужения и раздавали милостыню бедным. Еще одна диковинная редкость: пол храма был выложен из ценных благородных камней – мрамора, агата, и яшмы, которая, говорят, была прислана царю Алексею Михайловичу персидским шахом.

Ведь, по свидетельству дореволюционного московского историка «не было ни одного из государей, который бы не ознаменовал своего усердия каким-либо приношением в храм». После Василия III, который тоже продолжал дело отца, эту традицию в свою очередь перенял его сын Иван Грозный.

Он возобновил уникальную роспись храма, пострадавшую в огне пожара 1547 года, подарил в собор храмовый образ Благовещения, взятый им в 1561 году из новгородского Юрьева монастыря, и повелел сделать в соборе с левой стороны крытую галерею. Там с 1572 года царь стоял отдельно во время богослужения после того, как вопреки церковному правилу вступил в четвертый брак. Здесь же, в южном приделе находилась и его молельня. В марте 1584 года с крыльца Благовещенского собора Иван Грозный увидел крестообразную комету. «Вот знамение моей смерти», – молвил он, и через несколько дней его не стало.

А вот его сын, царь Федор Иоаннович, любуясь пылающим на солнце золотом Благовещенского собора, дабы приумножить кремлевскому храму красоты и богатства, установил на его центральной главе легендарный крест из чистого золота – тот самый, который потом так долго и безуспешно разыскивал в Кремле Наполеон. Как известно, в итоге французский император перепутал крест на Благовещенском соборе с позолоченным крестом на колокольне Ивана Великого.

Есть интереснейшая легенда о том, что в конце XVI века пребывавшие в Москве Антиохийский и Константинопольский Патриархи напророчили царю Федору Иоанновичу близкую победу России над турецкой Османской империей, покорившей Константинополь. И тогда царь повелел еще приделать на этот золотой крест полумесяц, в знак грядущей победы русской православной державы. И с тех пор, якобы по образу центрального креста Благовещенского собора на всех московских церквях появились такие полумесяцы.

Однако это всего лишь легенда. Существует множество истолкований о смысле символа полумесяца, именуемого цатой. Есть версии, что цата – это христианское изображение якоря как символа спасения, или попранного червя как символа смерти, или чаши Грааля, в которую стекала кровь распятого на кресте Христа, или все же знак победы над мусульманством – над монголо-татарским игом, или над Османской империей.

Но именно это последнее предположение более всех остальных считается ошибочным. В то время, когда первые изображения цаты уже появляются на русских православных крестах, ни монголо-татары еще не пришли к мусульманству, ни тем более турки-османы еще не захватили Византию. Наиболее обосновано мнение, что цата – это царский знак, символ Христа как Царя и Первосвященника.

В Благовещенском соборе хранились многие православные святыни. Один редчайший по иконографическому типу образ Благовещения был написан на стене храма. «Тут Пресвятая Дева изображена у кладезя черпающей воду. При виде Ангела в облаках Она возводит на него взоры с изъявлением удивления», – рассказывал о нем старинный краевед. По восточному преданию, Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела Благую Весть о будущем рождении у Нее Спасителя. И такое изображение Праздника даже сочли единственным, но потом подобные иконы нашли еще в двух московских приходских церквях.

И еще в притворе Благовещенского собора находился чтимый образ Всемилостивого Спаса, пред которым неугасимо горели свечи и лампада. По народному преданию, от этого образа получил чудесную помощь один кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. По молитве он получил и прощение, и возвращение на службу. И к образу стали приходить люди, ожидающие доброй вести и милости.

Здесь же, в Благовещенском соборе, хранилась чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, поднесенная Дмитрию Донскому после Куликовской битвы (по легенде, этим образом его благословил перед сражением преподобный Сергий Радонежский). А в XVII столетии во имя этой иконы, еще не раз помогавшей России, был выстроен московский Донской монастырь.

Наконец, упомянем еще об одном столь значимом для Москвы и для России факте. Именно отсюда, с великокняжеского дворца и его домового Благовещенского собора начиналась история кремлевских курантов. Впервые Москва стала узнавать точное время еще в 1404 году. Тогда Афонский монах, мастер Лазарь Сербин установил за старым, деревянным Благовещенским собором на башне великокняжеского дворца часы с механической фигурой человека (!), который круглые сутки ударял молотом в "часник", – колокол, по окончании каждого часа, отмеряя таким образом время. Стоили эти часы очень дорого – около 30 фунтов серебра. И только в 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов, будущих курантов, русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля. А потом уже подобные шатры увенчали остальные кремлевские башни.

Благовещенский собор сильно пострадал в ноябре 1917 года при артиллерийском обстреле Кремля. Снарядом было разрушено его крыльцо, с которого Иван Грозный увидел комету. А после переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль. И ныне Благовещенский собор действует как музей.

Однако в Кремле раньше существовала и другая Благовещенская церковь. Уничтоженная большевиками, она теперь почти неизвестна, хотя и дала когда-то историческое имя южной кремлевской башни, близ которой она стояла в Тайницком саду, на внутренней территории Кремля.

Хотя правильнее сказать, что свое имя Благовещенская башня получила не от церкви, а от чудотворной иконы Благовещения, для которой около башни и была построена эта церковь. До возведения храма икона находилась прямо на наружной стене башни, обращенной к Кремлю и к царскому дворцу. По легенде, там, на башенной стене этот образ явился чудесно во времена Ивана Грозного.

В ту пору в башне, около которой стоял царский Житный двор, находился застенок, куда заточили какого то несправедливо обвиненного воеводу. Он был приговорен к казни за преступление, которого не совершал, и ожидая смертного часа, не переставая молился, когда надежда на оправдание и на спасение была уже потеряна. И однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Узник не поверил своему сну и просить не стал. Но сновидение повторилось, и Царица небесная вновь велела ему просить царя о свободе, обещая свою помощь. Тогда он решился обратиться к царю и прогневал его своею просьбой – Грозный в ярости велел привести к нему дерзкого пленника. Однако когда стражи явились за ним в башенную тюрьму, они увидели, что на внутренней стороне башни, обращенной к царскому дворцу, чудесным образом явилась икона Благовещения. И потрясенный царь немедленно повелел выпустить узника, а на башне сделать для иконы деревянную часовню. С тех пор эта кремлевская башня стала именоваться Благовещенской.

А в 1731 году императрица Анна Иоанновна велела выстроить для чудотворной иконы Благовещенскую церковь. И по проекту архитектора Г. Шеделя ее возвели так, что стена башни с иконой оказалась встроенной в храм. На верху самой башни устроили колокольню и на главу водрузили крест – так кремлевская башня, увенчанная православным крестом, стала церковной колокольней. А церковь по-старомосковски именовалась "Благовещенская, что на Житном дворе".

Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, но осталась невредимой чудотворная икона. На протяжении столетий притекали в ней в Кремль молящиеся о помощи.

А в 1816 году в кремлевскую Благовещенскую церковь перенесли ковчег с частицами святых мощей св. Иоанна Милостивого из разобранной в то время церкви на Кисловке, и через несколько лет в трапезной устроили во имя святого придел.

А в 1891 году началась реставрация Благовещенской церкви, так как опасались длительного и губительного воздействия сырости от Москвы-реки. Но потрясенные реставраторы обнаружили, что краски чудотворной иконы оказались нетронутыми временем. В ходе работ был открыт вход в отремонтированную башню, и тогда же в ней устроили церковный придел во имя св. Иоанна Милостивого с иконостасом из белого мрамора. Есть мнение, что там же в башне был устроен придел в воспоминание о чудесном спасении императорской семьи при крушении поезда на станции Борки 17 октября 1888 года. Этот придел был освящен во имя святых, празднуемых Церковью в тот день. Однако современные историки считают эти сведения недостоверными.

И еще в этом кремлевском Благовещенском храме до революции находилась самая чтимая в Москве чудотворная икона Пресвятой Богородицы "Нечаянная Радость", ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на Остоженке.

После революции она прошла долгий и трагический путь из Кремля по старой, православной Москве: сначала ее передали в храм Похвалы Пресвятой Богородицы, стоявшей на Алексеевском холме рядом с храмом Христа Спасителя. Затем, после сноса церкви она была передана в пречистенскую церковь св. Власия, а после ее закрытия оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда передавали в то время все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных московских церквей. Потом она была передана в Ильинский храм в обмен на список.

Есть легенда о том, что от иконы "Нечаянная радость" чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен.

В 1932 году Благовещенскую церковь в Кремле снесли, а ее придел в башне уничтожили. Вместо креста на верху кремлевской башни появился флажок. И ныне осталось только ее старое, исконное имя – Благовещенская.

Не хотелось бы заканчивать очерк на скорбной ноте. Благовещение было одним из самых светлых, весенних праздников православной Москвы. В старину существовал благочестивый обычай – в этот апрельский день на Трубной площади, где находился первый московский Птичий торг, выпускали на волю птиц.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Этот храм имеет двойную линию истории своего существования. Первоначально был построен первый собор в Воронеже, который носил название Благовещенский. В 1682 году он стал кафедральным. Через полтора столетия вокруг него начал образовываться монастырь, который стал носить имя Митрофановский. Благовещенский собор поражал своей красотой и убранством. Но к большому сожалению, не смог пережить революционное время. Его уничтожила богоборческая власть. На месте уничтоженного собора и монастыря находится основной корпус Воронежского государственного университета. Но уже в 1998 году городской властью был выделен участок для построения нового храма. Так и началась вторая линия истории существования храма.

Новая история Благовещенского собора в Воронеже началась с постановления комитета администрации города от 1998 года № 536. В нем было сказано о выделении участка земли в Первомайском сквере на проспекте Революции. Его строительство было неким символическим, потому как это была память о трех уничтоженных храмах. А он постает неким знаком о покаянии жителей города за содеянные грехи.

Архитектура нового собора относится к русско-византийскому зодчеству и имеет некие схожие черты с Владимирским собором в Воронеже. С утраченным храмом он не имеет ничего общего во внешнем сходстве. Начало его строительства было в 1998 году на территории Первомайского парка, где любят отдыхать жители города. Закладка первого камня была приурочена великому церковному празднику Успению Пресвятой Богородицы. Освящение ее в ноябре провел сам Патриарх Алексий 2.

Новый собор состоит из двух храмов: верхнего и нижнего. По вместительности он рассчитан на 6 тысяч человек. Высота составляет около 85 метров. Он входит в число самых высоких храмов России. В начале 21 века продолжалось усовершенствование здания: были поставлены новые кресты, установили колокол.

Освящение нижнего храма произошло в декабре 2003 года. А 7 апреля 2004 года была проведена первая Божественная Литургия. Первая Божественная литургия – всенощное бдение, в верхнем храме была проведена 3 ноября 2003 года накануне в честь празднования иконы Казанской Богородицы. Начиная с 4 ноября такие богослужения проводятся ежедневно.

Официальной датой открытия данного собора считают 6 декабря 2009 года. Это был день памяти святителя Митрофана. Митрополиты отслужили Божественную литургию. На честь такого события в городе 5 и 6 числа были проведены торжества, в которых приняли участие горожане. Также 5 декабря прошел крестный ход из Покровского собора в Благовещенский. Цель его заключалась в переносе мощей святителя Митрофана Воронежского. После этого в соборе провели праздничное Всенощное бдение.

Мощи и святыни собора

Как уже было сказано, в Благовещенский собор были перенесены мощи святителя Митрофана. Они помещены в раку из малахита, которую изготовили уральские мастера. Но кроме этого есть еще и прочие мощи в Благовещенском соборе Воронежа. Так например:

  • мощи священномученика Петра (Зверева),
  • часть мощей святителя Тихона,
  • мощи архиепископа Воронежского, который оказывает всем помощь и заступничество.

Кроме этого, к святыням Благовещенского собора Воронежа относят:

  • икону с частью ,
  • ковчег с частицами мощей двенадцати апостолов,
  • икона с частицей мощей Власия,
  • крест с частицей Животворящего Древа Господня, а также с каменем с Голгофы,
  • ковчег с частицей мощей Наталии Никомидийской,
  • башмачок с .

Богослужения собора

Начиная с 2009 года богослужения в соборе проводятся ежедневно. Более детальную информацию о проведении служб можно получить по телефону или на официальном сайте обители. Кроме того, расписание богослужений Благовещенского кафедрального собора Воронежа может иметь некие изменения. Так что желательно заранее побеспокоится о том, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Как добраться до храма

Адрес Благовещенского собора Воронежа следующий: г. Воронеж, проспект Революции 14. Более точнее – Первомайский сквер.

Священнослужители храма постоянно обращаются к посетителям с тем, что у туристов есть возможность ранее позвонить в храм и договориться о проведении экскурсии по территории собора. Кроме того есть возможность заказать горячие обеды. Также в Воронежской епархии работает телефон доверия по которому можно позвонить и задать интересующие Вас вопросы священнику.

Помните, что наша вера в Господа не должна быть показана только тем, что мы ходим в храмы или выстаиваем длительные службы. Это должно проявляться в наших делах, поступках, помыслах. Ведь нет никакого толку в том, если Вы будете грешить на протяжении всей недели и в воскресенье ходить замаливать грехи, а потом повторите все заново.

Храни Вас Господь!

Благовещению Пресвятой Богородицы был посвящен из первых храмов на воронежской земле. Время его основания разные исследователи указывают различное. По мнению митрополита Киевского Евгения (Болховитинова) он был основан в 1620 году. Прот. Стефан Зверев, архиепископ Димитрий (Самбикин) и известный исследователь Н.И. Поликарпов считали, что он был построен почти одновременно с основанием города Воронежа в 1586 году.

В 1682 году при первом епископе Воронежском святителе Митрофане Благовещенский храм стал Кафедральным Собором. 19 апреля 1684 г. в ответ на ходатайство святителя Митрофана Святейший патриарх Московский и всея Руси Иоаким благословил возведение каменного соборного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который и был построен в 1690 году. На подворье Кафедрального Собора располагалась с 1682 года резиденция Правящих Архиеерев, а с 1745 до 1822 года и учрежденная епископом Феофилактом Воронежская Духовная Семинария.
После кончины в 1703 году святителя Митрофана его честные останки были погребены в Кафедральном Соборе. Во время реконструкции храма святые мощи первого воронежского Архипастыря были обретены, годом позже великий покровитель нашей земли был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Инициатором канонизации святителя Митрофана стал другой праведник и светильник Воронежской Церкви архиепископ Антоний (Смирницкий). В 1834 году он предложил учредить при Благовещенском Соборе Благовещенский Митрофанов монастырь, с сохранением в нем места пребывания главы Воронежской епархии. Торжественное открытие монастыря состоялось 1 сентября 1836 года, Кафедральным Собором стал Свято-Троицкий, а Благовещенский остался важнейшим центром духовной жизни города и епархии. После революции Благовещенский Собор и Митрофанов монастырь был разрушен.
Возрождение Благовещенского Кафедрального Собора началось в 1998 году по инициативе Высокопреосвященнейшего Мефодия, Митрополита Воронежского и Липецкого в Первомайском саду в ознаменование 2000-летия Рождества Христова.

Новый Собор - звено связывающее наш сегодняшний день со славными страницами истории епархии.
15 октября 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, находившийся с первым в истории Первосвятительским визитом в Воронежской епархии освятил закладной камень новой святыни епархии. «Этот храм, - сказал Святейший Патриарх, - не только памятник истории.
Его строительство - акт покаяния за грехи наших отцов и дедов, которые разрушали святыни Отечества».
Собор превратился в одну из важнейших высотных доминант города. 23 марта 2002 года на колокольне Благовещенского собора установлен огромный колокол весом в шесть тонн. Он относится к числу благовестов и звонит басом. 2 августа 2002 года после освящения водружены кресты на малые купола храма. Нижний храм предполагается освятить в честь святителя Митрофана, первого епископа Воронежского 6 декабря 2003 года, в день празднования трехсотлетия со времени преставления святителя.

В Русской православной церкви сложилась особая традиция почитания праздника . Без такого события не произошло бы и чуда Рождества или воплощения самого Бога на Земле. Соответственно, не было бы и спасения рода человеческого. Понимая важность такого события, русский человек пытается увековечить память о нем. Одним из примеров почитания стало сооружение Благовещенского собора.

История храма

В конце XVI - начале XVII века была сооружена церковь в честь Благовещения Пречистой Девы Марии. Церковь была сделана из дерева и при первом серьезном пожаре сгорела дотла. После образования Воронежской епархии в 1684 году патриарх Иоаким благословил , главу епархии, на строительство церкви из прочного и огнеустойчивого материала - камня.

Благовещенский кафедральный собор в Воронеже

Собор был возведен и совсем скоро стал главным православным центром этого региона. Спустя некоторое время стены собора дали трещину, так как сооружен он был на краю рва. Это стало причиной строительства нового храма.

Другие Воронежские православные храмы:

Начиная с 1718 года, никаких потрясений с собором больше не случалось.

В полу собора располагалась усыпальница для иерархов края. Храм закрыли после прихода к власти большевиков, а святые мощи были изъяты. Произошло это в 1929 году. Во время ВОВ немцы использовали храм в качестве укрытия. После обстрела советскими войсками, от храма остались одни лишь руины.

В советскую эпоху главным собором всей Воронежской епархии стал Покровский храм.

Возрождение храма

К концу 90-х контроль над церковной деятельностью заметно угас, и возникла проблема, связанная с вместительностью храма. Уже на новом месте, а именно в Первомайском сквере, решили построить новый Благовещенский собор.

Городская администрация согласилась закрепить место для будущего церковного сооружения. Архитектором был назначен Владимир Петрович Шевелев.

Во время своего рабочего визита в Воронеж освятил закладку первого камня в ноябре 1998 года. В своей проповеди Патриарх выразил надежду, что для страны начинается эпоха духовного возрождения. По словам Его Святейшества, заложение фундамента и символизирует это возрождение. В этот же день спустя 3 года после визита Патриарха, освятили и подняли купол, а на праздник Покрова установили 12-метровый крест.

Внутреннее убранство Благовещенского собора

Первое богослужение состоялось 7 апреля 2004 года в престольный праздник. С того дня службы проводились ежедневно.

В октябре 2009 года настоятелем храма становится архимандрит Андрей (Тарасов). Отец Андрей брал участие в создании храмового иконостаса.

Ещё храмы в Воронеже:

Сам иконостас состоит из трех рядов. Царские врата украшены резьбой, а запрестольная мозаика является копией мозаики Софии, которая находится в Константинополе. В согласии с местными властями духовенство храма решает завершить сооружение собора.

5 декабря состоялся Крестный ход. В Благовещенский собор были благоговейно и с почитанием перенесены мощи святителя Митрофана. 18 сентября 2011 года патриарх Кирилл посетил Воронеж и совершил освящение собора.

Храм вмещает в себя более пяти тысяч человек. В будние дни в храме насчитывается не менее полутора тысяч прихожан.

Интересно! Одной значительной особенностью, которая выделяет Воронежский собор, является его высота. Храм находится на 5 месте по величине православных храмов на территории России.

Святыни храма

В храме находятся мощи святителя Митрофана, которые были перенесены в собор, где и покоятся по сегодняшний день в специальной раке. Эта рака была изготовлена из малахита уральскими мастерами по специальному заказу.

Примечательно то, что к мощам святителя едут паломники со всего мира. Некоторые называют его мучеником после смерти, так как после варварского отношения советских властей к святыне, мощи были значительно повреждены. Он, безусловно, стал одним из тех, кто смог своей жизнью и трудами что-то сделать для собственного края. Святитель пробыл двадцать лет на кафедре и не поддался на позывы староверов к расколу.

Рака с мощами святителя Митрофана Воронежского

Сегодня на территории храма установлен бронзовый памятник святому. К тому же в соборе благоговейно хранятся частицы от мощей святителя Тихона, епископа Воронежского и Елецкого и священномученика Петра.

Кроме мощей этих святых, в соборе есть много икон и ковчегов с частицами мощей таки святых:

  • священномученика Власия, епископа Севастийского;
  • 12-ти апостолов;
  • Киево-Печерских старцев.
  • преподобных старцев Оптинских;
  • мученицы Наталии Никомидийской.
Важно! Престольный праздник Благовещения отмечается ежегодно 7 апреля.

Текущая деятельность храма

Во главе духовенства храма стоит сам высокопреосвященный владыка Воронежский и Лискинский Сергий (Фомин). В штате состоят 7 священников и 4 диакона.

Службы проводятся как в нижнем, так и в верхнем храме. Каждый день в 8:00 совершается , а в 17:00 вечернее богослужение. В воскресный день совершаются две Литургии. Ранняя проходит в нижнем храме (7:00), поздняя - в верхнем (9:00).

При соборе работает , в которой группы детей обучаются церковной и музыкальной грамоте. Начало учебного года попадает на 10 сентября, а окончание на 27 мая.

«В КАЖДОМ ВЕЛИКОМ ГОРОДЕ ЕСТЬ СЕРДЦЕ. ТАКОВЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ХРАМ. КОГДА БЫЛИ РАЗРУШЕНЫ ВОРОНЕЖСКИЕ ХРАМЫ, СЕРДЦЕ ГОРОДА БЫЛО ВЫРВАНО».

АРХИЕПИСКОП ВОЛОКОЛАМСКИЙ ИЛАРИОН

Главным украшением Воронежа является кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, третий по величине православный храм России и первый в сердцах воронежцев. В строительство Благовещенского кафедрального собора Воронежа было внесено немало безвозмездных пожертвований, как от различных организаций, так и от православных горожан, что само по себе, является серьёзным нравственным барометром – дети отмолили грехи отцов и дедов своих, во времена безбожия разрушавших святыни России. История гласит, что строительство собора было одобрено царской грамотой ещё в далёком 1682 году, а в 1834 году, после обретения святых мощей епископа Митрофана, рядом с собором был возведён Митрофановский мужской монастырь, безжалостно уничтоженный большевиками и объявленный ими «оплотом контрреволюционных сил». Ныне на этом месте располагается Воронежский государственный университет, а новый собор Благовещения Пресвятой Богородицы поражает своим величием в Первомайском сквере города, расположенном на проспекте Революции.

Возведение нового собора началось в 1998 году и 28 августа того же года, в день великого церковного праздника - Успения Пресвятой Богородицы, это место было освящено митрополитом Воронежским Мефодием, а Алексий II, патриарх Московский и всея Руси освятил первый закладной камень Благовещенского кафедрального собора Воронежа. Особое покровительство Божией Матери видится в том, что самые значимые события возведения храма всегда совпадали с датами Богородичных праздников. Так в праздник Покрова Богородицы был освящён массивный крест собора, в августе 2003 года был образован благотворительный «Фонд святителя Митрофания». А в престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля 2004 года, в соборе свершилось таинство первой Божественной литургии, официально же храм открыл свои двери для верующих 6 декабря 2009 года. С этого знаменательного момента в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа начались постоянные богослужения.

«Об освобождении из заточения» поставить свечу перед иконой Божией Матери «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Глубокий смысл заложен в зажжении свечи церковной пред иконой Божией Матери «Благовещение Пресвятой Богородицы» и сотворении молитвы об освобождении от заточения. Неисповедимы пути Господни – случается так, что близкие наши осуждены на заточение (праведно ли, неправедно ли – не суть важно) и нуждаются в нашей помощи. Но, как мы можем помочь им, если суровый закон сказал своё веское слово? Не выпустишь заключённого из клетки, как птицу небесную… Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы» – это символ освобождения всего человечества от скверны мирской на пути к спасению, написанная в память о благостной Вести, принесённой архангелом Гавриилом Деве Святой, возвещающей, что избрана Она быть Матерью Спасителя мира. И мы, в горе нашем и тревоге, смиренно молим Богородицу об освобождении пленённого и ставим свечу пред иконой Её святою...

«Об избавлении от страданий» поставить свечу перед иконой Великомученицы Наталии Никомидийской

С просьбами смиренными об избавлении от страданий обращаемся мы к святой угоднице Божией, Наталии Никомидийской и возжигаем свечу пред её святым образом. Небесная покровительница всех страдающих, Наталия, сама прошла все круги мученичества за веру православную. Возжигая свечу пред ликом её святым, попросим смиренно частичку веры её, любви и упования на Господа. В годы гонения на христиан, бескровная мученица укрепила мужа своего, Андриана в христианской вере, изнемогая от тягости душевной и великого ужаса, сама попросила мучителей умертвить его первым, дабы не поддался он малодушию и не отрёкся от Бога при пытках. Сердце её истекало кровью, при виде мук мужа своего, она готова была много раз сама подвергнуться казни, дабы сберечь любимого. Но Господь распорядился иначе – дав ей силу душевную укрепить дух Андриана ради его спасения в вечности: «"Блажен ты, муж мой, что уверовал в Иисуса Христа, ты стяжал этим духовное сокровище. Не жалей ничего мирского: ни богатства, ни молодости, ни красоты. Всё это - пыль и тлен. Господу же угодна только вера наша и дела добрые".

«О помощи в делах житейских» поставить свечу перед иконой Митрофана

О помощи в делах житейских ставим мы свечи пред образом первопрестольника Воронежского - Святителя Митрофана. Стараниями заботника святого, молитвенно ходатайствующего за нас пред Господом, получаем мы чудесную помощь в делах наших трудных, и есть тому множество примеров. Духовный огонь свечи церковной, поставленной пред иконой Святителя Митрофана, вкупе с молитвой искренней и просьбами о помощи достигает высот Божественных, и получаем мы заступничество праведника по силе веры нашей. Иноческая жизнь иеромонаха Митрофана, совпала с тяжелейшим для Руси временем церковного раскола, и Богом ему была дана миссия вести народ русский к вере истинной, помогая каждому страждущему в делах его праведных. Святитель Митрофан оставил нам духовное завещание: «…употреби труд во благо, мало ешь - здрав будешь; твори благо, бегай злого - спасен будешь; храни умеренность - богат будешь». Помните об этих святых заповедях – всегда, ставьте свечи пред иконой Святителя Митрофана и молитесь о помощи в делах житейских.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Воронеже являет собою олицетворение единства неба и земли, он соединяет в себе две основные православные формы – крест, ориентированный по четырём сторонам света и круг, символом которого являются пять золочёных куполов, венчающих храм. Монолитные пояса декоративных колонн опоясывают святые стены, цоколь колоннады имеет ступенчатую форму, символизирующую путь наш нелёгкий к достижению вершин духовных. Шпиль четырёхъярусной колокольни, пристроенной к собору с западной стороны, как страж могучий, возвышается над этим местом святым. В праздники церковные благовестный колокол издают очищающий душу звон, и стекается народ православный в Благовещенский кафедральный собор Воронежа для свершения благодарственных молитв и участия в православных таинствах. Храм состоит из двух приделов – верхнего, где хранятся нетленные мощи праведников и нижнего, наименованного в честь святителей: епископов Воронежских, Тихона и Митрофана и митрополита Ростовского - Дмитрия. Все церковные службы проходят в нижнем приделе, способном вместить единовременно до пяти тысяч человек. Это, воистину – одно из глобальных сооружений современного мира, обитель святая Господа нашего, Пресвятой Богородицы и столп веры православной. Здесь мы молимся, благодарим, каемся, смиренно просим милости божьей, здесь ведём духовную беседу с Господом, здесь по просьбам основателей проекта: «Помни Всегда», служители церкви свершают молитвы по вашим православным запискам. Подать записку для свершения церковных таинств в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа можно на этой странице проекта: подать православную записку.


Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Воронеже - великий Дом Святой, где верующие черпают духовные силы, где царит мир, согласие и любовь человеческая, сливающаяся в единстве с любовью Божественной. Шестиярусный иконостас, изготовленный мастерами Свято-Троицкого братства, и царские врата храма отделаны декоративными чеканными окладами, облачение святого престола вышито золотыми и серебряными нитями. В местном ряду иконостаса расположены иконы наиболее почитаемых в Воронежской епархии святых, венчают нижний ряд иконостаса образ Господа: «Спас на престоле» и образы Пресвятой Богородицы. На клеймах царских врат иконостаса изображена сцена празднования Благовещения, а в нижней части врат расположены попарно евангелисты. Святой реликвией Благовещенского кафедрального собора Воронежа является икона Божией Матери - «Благовещение Пресвятой Богородицы», великий двунадесятый праздник в честь которой свершается ежегодно 7 апреля.


В верхнем приделе собора хранятся нетленные мощи святого Митрофана – первого епископа Воронежского и святителей: Тихона Задонского и священномученика Петра Зверева. Святые мощи праведников этих торжественно перенесли в Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Воронеже за день до освящения храма. Многие люди плакали, сопровождая священную процессию, и возносили молитвы святым прямо на улицах города. Освящённая скульптура в честь Святого Митрофана воздвигнута нашими современниками: памятник отлит из бронзы, а фигуру первого епископа Воронежского окружают четыре Ангела Господних. В храме с благоговением хранятся нетленные мощи праведника Власия – епископа Севайстийского и мощи благородного Силуана Афонского. Здесь пребывает ковчег с частицами мощей Наталии Никомидийской - святой мученицы за веру православную. Особо почитается в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа православные реликвии, имеющие великую исцеляющую силу - частица Креста Господня и камень святой, взятый с лобного места распятия Иисуса Христа – горы Голгофы.



Случайные статьи

Вверх