Блистательная порта. «Блистательная Порта» - Империя тюрков

«Блистательная Порта»

Во второй половине XVI в. Османская феодальная империя раскинулась на трех материках: от Будапешта и Северной Таврии до северного побережья Африки, от Багдада и Тебриза до границ Марокко.

Сулейман I был не только великим полководцем, властелином меча, какими до него были его отец и дед, именно он поднял тюркскую цивилизацию, происходившую из племенных, номадических и религиозных корней, до ее пика.

Первым законодателем империи был Мехмед Завоеватель, и на заложенном Завоевателем фундаменте развернул свою деятельность Сулейман.

Сулейман стремился не создавать новую правовую структуру, а осовременил старую, приводя законы в целом в соответствие с новыми условиями новых времен и необъятно разросшейся империи. Он делал это, продолжая опираться на два главных устоя османского правления: на институт государственного управления – секулярное и исполнительное учреждение; и на мусульманский институт – религиозное и законодательное учреждение. Объединенные под «крышей» абсолютной власти султана, они представляли с точки зрения их различных функций приблизительный эквивалент западного разграничения между церковью и государством.

Османская правящая элита, армия и администрация, имели гетерогенный космополитический характер. Одним из первых хадиев Стамбула был француз, большинство визирей и других сановников Порты были по своему происхождению греками, славянами или албанцами. При Сулеймане I из девяти великих визирей – восемь были тюркизированны, т. е. славяне, принявшие ислам. Из славяноязычных мусульман состоял основной костяк армии; они же составляли самый заметный элемент при дворе и османском правительстве. В силу космополитического характера в османском обществе и государстве господствовал национальный нигилизм. Единство османского общества, как целостной системы, поддерживалось исключительно исламом и основывалось на его фундаментальной противоположности социально-экономической модели Европы эпохи Возрождения. Культ арабского языка – языка Корана и Божественного Откровения, процветал во всех провинциях империи. Перед ним преклонялись, внимали его звукам с благоговейным трепетом паладинов. На арабском алфавите писались названия кораблей, изречения на личном и памятном оружии. Девизы, лозунги и другие надписи на боевых знаменах османских полков также писались только на арабском. На нем читались молитвы и рециатации из Корана. Осуществление мусульманского судопроизводства было попросту невозможно без знания арабского алфавита и языка. Арабы гордились тем, что арабский язык – самое дорогое и любимое наследие после ислама – оставался духовным языком тюрков. В Эдирне и Стамбуле тонкости арабского литературного языка знали нередко лучше и полнее, чем в иных арабских провинциях. Во всей Османской империи непререкаемым авторитетом пользовались медресе Каира и Мекки.

Институт управления состоял наряду с султаном и его семьей из чиновников его двора, руководящих работников его правительства, постоянной армии и большого числа молодых людей, которых готовили к службе в одном или другом из вышеупомянутых мест. Они были почти исключительно людьми или сыновьями людей, рожденных родителями христианского происхождения, и, таким образом, рабами султана. Но самое удивительное, что они были горды тем, что могли оказать: «Я являюсь рабом Великого господина».

Параллельно этой управленческой структуре существовал институт мусульманства, состоявший только из лиц, рожденных мусульманами. Судьи и юристы, богословы, священники, профессора – они составляли в качестве хранителей традиций и исполнителей священного закона ислама, улемов, то сословие ученых мужей, которое несло ответственность за поддержание всей структуры просвещения, религии и закона на всей территории империи.

Османская империя, захватив территории, которые в начале века были преимущественно христианскими, с тех пор необычайно расширила свои просторы благодаря широким завоеваниям в Азии, включая такие города былого исламского халифата, как Дамаск, Багдад, Каир, наряду с протекторатом над священными городами Меккой и Мединой. Четыре пятых всего населения империи – которое к концу правления Сулеймана насчитывало пятнадцать миллионов человек и состояло из представителей двадцати одной национальности, находившихся под управлением двадцати одного правительства, – были теперь жителями азиатской ее части.

Сулейман одновременно был покровителем исламского мира, защитником его веры и защитником, истолкователем и исполнителем его священного закона. Весь мусульманский мир смотрел на Сулеймана, и тот проявил себя в полной мере законодателем.

Сулейман поручил подготовку свода законов обладавшему глубокими знаниями судье мулле Ибрагиму из Алеппо. Получившийся в результате его трудов кодекс, причудливо названный им из-за океанических размеров последнего «Мултека-уль-усер», «Слияние морей», оставался реально действующим вплоть до законодательных реформ двадцатого столетия.

Введенная Сулейманом система налогообложения охватывала практически все стороны человеческой деятельности.

Его «Канун Райя», или «Кодекс Райя», регулировал налогообложение десятины и подушевой налог, делая эти налоги одновременно и более обременительными, и более продуктивными, поднимая с уровня крепостного права, или крепостной зависимости, до статуса, приближавшегося в османских условиях к статусу европейского арендатора с фиксированными правами.

Были введены налоги на многие виды продукции, животных, рудники, торговую прибыль, а также в форме экспортных и импортных пошлин. Помимо налогообложения ощутимым источником доходов для государства была конфискация имущества высокопоставленных чиновников и других состоятельных частных лиц, впавших в немилость. Военные кампании Сулеймана с избытком покрывали первоначальные затраты на них, пополняя имперскую казну за счет военной добычи из покоренных провинций и дани вассальных христианских государств.

В финансовом отношении Османская империя становилась все более процветающей. Доходы Сулеймана, собираемые главным образом с собственных владений султана и в виде налогов на землю его подданных, вероятно, превышали доходы любого из современных ему христианских правителей. Это были доходы, которые быстро росли по мере процветания правления Сулеймана.

Сулейман развил систему образовательной подготовки мусульманского духовенства, школы которого по-прежнему финансировались религиозными фондами и функционировали при мечетях. Они давали мальчикам-мусульманам образование, которое в основном было свободным и, сверх того, значительно более обширным, чем любое образование, доступное в то время в христианских странах.

Колледжи предлагали курсы из десяти предметов, основывавшихся на либеральных гуманитарных науках Запада – грамматике, синтаксисе, логике, метафизике, философии, географии, стилистике, геометрии, астрономии и астрологии. Существовали также высшие медресе, правовые школы университетского уровня, большинство выпускников которых становились имамами или учителями.

Сулейман в великолепии этого «золотого века» был одновременно султаном-халифом и великим сеньором в традициях европейского Ренессанса. Умело соединяя священное величие восточного мира с королевской роскошью западного, султан стремился превратить Стамбул в столицу, достойную в своем архитектурном великолепии лучших городов цветущей цивилизации XVI в. При Сулеймане произошел полный расцвет того архитектурного стиля, который первым из византийской школы сумел извлечь Мехмед Завоеватель и который в осязаемой форме восславил ислам и распространение его цивилизации по миру, в котором до того времени преобладающую роль играло христианство.

Явившись связующим звеном между двумя контрастными цивилизациями, этот новый восточный архитектурный стиль благодаря таланту выдающихся архитекторов достиг своего пика.

В области литературы все еще преобладало культурное влияние Ирана.

Под активным патронажем султана классическая османская поэзия в персидских традициях достигла настолько высокой степени совершенства, какой не было никогда ранее. Сулейман ввел официальный пост имперского ритмического хроникера, вид османского поэта-лауреата, обязанностью которого было отражать текущие события в стихотворной форме в подражание манере Фирдоуси и других персидских хроникеров исторических событий.

Сулейман привнес в восточную цивилизацию новые черты великолепия, поэтому он не случайно был назван Западом Великолепным.

Ежедневная жизнь Сулеймана во дворце – от утреннего выхода до вечернего приема – следовала ритуалу, сравнимому в его детальной точности с ритуалом французских королей в Версале.

Большая часть его дня была занята официальными аудиенциями и консультациями с чиновниками. Но когда не было заседаний дивана, он мог посвящать свое время досугу, возможно, читая Книгу Александра – легендарный отчет персидского писателя о подвигах великого завоевателя, или изучая религиозные и философские труды, или слушая музыку и т. п.

Еда для его трех трапез на протяжении дня подносилась длинной процессией пажей, чтобы быть съеденной в одиночестве с превосходных фарфоровых и серебряных блюд, расставлявшихся на низком серебряном столике, с подслащенной и ароматизированной водой (изредка вином) для питья, в присутствии стоящего рядом доктора в качестве меры предосторожности от возможного отравления.

Спал султан на трех малинового цвета бархатных матрацах – один из пуха и два из хлопка, – покрытых простынями из дорогой тонкой ткани, а в зимнее время – завернувшись в мягчайший соболий мех или мех черной лисицы с головой, покоящейся на двух зеленого цвета подушках с витым орнаментом. Над его кушеткой возвышался золоченый балдахин, а вокруг – четыре высоких восковых свечи на серебряных подсвечниках, при которых на протяжении всей ночи находились четыре вооруженных стража, гасившие свечи с той стороны, в которую мог повернуться султан, и охранявшие его до пробуждения.

Его развлечения на публике оправдывали его славу поклонника великолепия. К примеру, стремясь отвлечь внимание от своего первого поражения под Веной, он летом 1530 г. отметил день обрезания пятерых своих сыновей, празднества длились три недели.

Именно тогда, присутствуя на этих, потрясающих своей роскошью торжествах, один из венецианских посланников так описал Сулеймана I: «Ему 32 года, у него смертельно бледное лицо с орлиным носом, длинная шея; без внешних признаков физической силы, обладает, как я заметил, когда целовал ее, крепкой рукой, и утверждают, что он способен натянуть лук, как никто другой. По натуре он меланхолик, большой поклонник женщин, либерал, исполнен гордости, вспыльчив и все же временами очень мягкий человек».

Двор Сулеймана имел большое дипломатическое значение. В начале правления Сулеймана единственными представителями Запада были венецианцы. Время шло, и венецианцев дополняли представители разных держав, которые вели, в том числе для Запада, записи своих собственных наблюдений об Османском государстве. Выдающимся среди них был де Бусбек, выходец из фламандской знати, который с 1554 г. являлся послом Карла V в Стамбуле и который смог оценить цивилизованные аспекты этого незнакомого мира Востока.

Эпоха Сулеймана – одна из великих вершин в истории мировой цивилизации. Согласно законам истории, за периодом расцвета следует период заката, поэтому попробуем разобраться, когда же появились первые признаки упадка Османской империи.

Итак, царствование Сулеймана I знаменует апогей Османов. Это считается безапелляционной точкой зрения. Его походы, почти всегда успешные, были самыми славными страницами в истории империи. Он провел не менее 13 кампаний – 10 в Европе и 3 в Азии, – в которые водил иногда и более двухсот тысяч солдат с сотнями пушек. Он взял Багдад и захватил Иран, Белград, Буду и Венгрию, которая стала турецкой на 150 лет после блистательной победы при Мохаче над Людвигом II. В 1529 г. султан впервые осадил Вену. Корсары, обращенные в ислам, братья Барбароссы, а вслед за ними целый сонм ренегатов разных мастей обеспечили Османам абсолютный контроль над Средиземным морем и создали свои базы в Алжире, Тунисе, Джерба, Триполи, Адене. Барбаросса основал в Северной Африке царство, которое угрожало христианскому миру. Сулейман назначил его главнокомандующим всеми военно-морскими силами Османской империи и за несколько месяцев построил для него самый мощный флот, какой только существовал в мире.

Мир трепетал перед Сулейманом I, и, несмотря на европейские распри, вызванные Реформацией, и католики, и протестанты знали, что главной проблемой является угроза с Востока. Самые боязливые готовились к Апокалипсису, который покарает христиан за разъединение и преступления; Запад пытался возродить дух Крестовых походов и ненавидел Великого турка, как они называли Сулеймана I.

Богатства султана были неслыханны и сказочны, его торговая деятельность – всеобъемлющей. Стамбул (около 700 тыс. жителей) был самым большим городом империи, в три раза больше Парижа. По темпам демографического роста Османскую империю можно было сравнить с Европой того времени: в течение XVI в. ее население выросло с 12 до 35 миллионов человек. Законодатели завершили государственную организацию. Ширилась известность самых видных османских поэтов: Баки и Фузули, которого Гибб считал «одним из самых настоящих поэтов, каких рождал Восток». Процветали искусства. Архитекторы, вдохновленные примером великого Синана (1489–1578 гг. или 1588 г.), воздвигали в столице и в провинциях величественные монументы и не боялись соперничать со Св. Софией – они сравнялись с ней благодаря мечети Сулеймание в Стамбуле и превзошли ее по красоте мечетью Селимийя в Эдирне.

Мы уже называли достаточно много географических пунктов, неоднократно упоминали те, в которых ранее побывали вместе с другими великими тюрками, – Дамаск, Каир, Багдад, а некоторые маршруты для нас новые – Белград, Буда, страны Магриба (Алжир, Тунис, Марокко). Кстати, как мы уже отмечали, большой интерес к Магрибу проявлял еще Амир Темур, в частности в беседах с Ибн Халдуном.

Посвятим несколько строк Магрибу – большому региону в Африке, история которого времен Османов пересекалась с историей Западной Европы.

Магриб был яблоком раздора турков и испанцев. Для христиан оккупация побережья Северной Африки была делом, давно решенным. Святой Людовик сделал древний Карфаген своей мишенью. У османов же только созревала мысль создания в этих странах, которые они называли «варварскими», своих баз, причем эту мысль им внушили корсары, которые не были ни тюрками, ни мусульманами по рождению. И тем не менее они блестяще реализовали ее. В 1516 г. турецкие корсары высадились в Алжире, в 1534 г. – в Тунисе, в 1551 г. – в Триполи и расположили там удобные плацдармы для походов по Средиземному морю. Христианское побережье было разграблено, галеры сожжены. В течение столетий там царила нестабильность, которая делала морские путешествия по Средиземному морю более опасными, чем переход через Атлантику. Кстати, забегая вперед, вспомним Сервантеса, который жил в Магрибе с 1575 по 1580 г. и видел там гаремы и наложниц из Прованса, Калабрии и Кастилии. Самых красивых девушек посылали в подарок султану в Стамбул. Кузина Жозефины Богарне, которую похитили на Мартинике, сумела пробиться в султанский сераль и позже получила титул валиде, а впоследствии стала всемогущей королевой-матерью султана Мехмеда II Реформатора.

Когда речь идет о периоде упадка, часто считают, что турецкое владычество ограничивалось побережьем. В действительности оккупация Северной Африки происходила постоянно вплоть до границ Марокко, который, правда, остался нетронутым. В Алжире в 1522 г. под контроль турков перешли Сахарские оазисы, а в Туггурте появился турецкий гарнизон. В Тунисе в 1556–1559 гг. турецкая оккупация практически завершилась созданием плацдармов в Кайриане и Гафзе. После корсаров была установлена власть османской администрации с ее суровыми законами. Были учреждены постоянные советы высших чиновников – диваны, – подчинявшиеся паше, представителю Блистательной Порты. В XVI в. в Алжире было более 50 тыс. жителей, почти столько же, сколько в Дамаске (70 тыс.). Повсюду правящий класс состоял из семейств тюркского происхождения, которые часто враждовали со старой арабо-берберской аристократией; в эти космополитические порты приезжали попытать счастья авантюристы разных мастей, в основном ренегаты-христиане, люди, по сути, без чести и совести. И им удавалось многого добиться. Они напоминали разбойников, кем в сущности и были. Сервантес пылал гневом к исламу и тюркам, но он писал о них со знанием дела и так подавал красочный портрет венецианца Хасана-паши, властителя Алжира, своего господина: «Каждый день он кого-нибудь вешал; одного сажал на кол, другому отрезал уши по малейшему поводу и без повода, и сами турки говорили, что он делал это просто из удовольствия и потому, что родился палачом». Такие свидетельства показывают, как воспринимали в Западной Европе образ турка.

Со временем положение в магрибских провинциях изменилось. Демографическая эволюция в Алжире привела к обеднению страны. Накануне французского вторжения в городе насчитывалось не более 30 тыс. жителей, между тем как в Багдаде проживало около 100 тыс. человек, в Дамаске – 150 тыс., в Алеппо – около 250 тыс., в Каире – 300 тыс. Моряки, которые занимали особую нишу в колониях, созданных ими и для них, и которые обеспечивали там процветание, не стесняясь, вмешивались в государственные дела, и им зачастую удавалось захватывать власть. В 1590 г. дей Туниса стал фактически правителем, а паша исполнял при нем лишь представительские функции. Дело дошло до того, что алжирский паша единолично назначал и снимал губернаторов провинций, беев, не оглядываясь на Стамбул. А в начале XVIII в. в Триполи Ахмад Паша Караманли (1711–1745 гг.), хотя и продолжал посылать в столицу взимаемые налоги, но, пожалуй, это была его единственная связь с империей. Тунис в 1705 г. стал независимым государством, а Ливия освободилась от янычар в 1816 г.

В 1830 г. в Алжире высадились французы, разгромили турков в городе и в целом в стране; лишь позже стали упоминать арабов. Блистательная Порта не смогла вернуть Алжир, но пыталась восстановить свою власть в Тунисе, где между ее агентами и французами началась тайная война за влияние. Она потеряла Сиренаику, которая заключала союз с сенуссисами, однако турки почти полностью прибрали к рукам Триполи, где турецкие гарнизоны размещались даже в самых пустынных местах, из-за этого в начале XX в. она оказалась втянутой в войну с Италией.

Так что же все-таки во времени осталось в Северной Африке от долгого турецкого присутствия? Архивы. И его народ, вспоминающий о своем османском происхождении и о традициях, значение которых не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать. Это сразу бросается в глаза. Если прогуляться по улицам магрибских городов, то в глаза бросаются просторные залы под куполами мечетей, цилиндрической формы минареты, дворцы, будто мечтавшие о другом небе, небе над Босфором. И еще в местах, называемых «сук», редкие керамические квадратные плитки, которыми все еще торгуют, ворсистые ковры воздушного прядения, ювелирные украшения – все это, несмотря на выраженный местный характер, представляет собой дальние отзвуки имперского блеска и величия Востока.

Однако вернемся к эпохе Сулеймана I – периоду безусловного апогея Османской империи. Разумеется, в XVI в. никто не замечал первых признаков «болезни», которая только-только намечалась.

Итак, абсолютным господином империи был «султан султанов, суверен суверенов, даритель корон монархам земли, тень Бога на земле», как называли Сулеймана I. Ему принадлежали все богатства, все земли. Он мог по своему усмотрению дарить и отбирать их. Земельные наделы и высшие титулы не были наследственными, они официально давались за заслуги или благодаря расположению монарха. Он был абсолютным господином рабского государства, в котором, однако, его собственная жизнь зависела от эскадрона гвардии янычар, где простой народ был более свободен, чем в любой другой стране, где право было настолько всемогущим, что тысячи законов защищали подданных, что сам великий визирь каждую неделю посещал рынки, чтобы лично убедиться в справедливости цен и отсутствии злоупотреблений. Повторим: это была тюркская империя, остро осознающая себя таковой, помнящая о своих истоках, сохраняющая характерные черты тюркского гения. Подобно всем тюркам, Сулейман любил теологические дискуссии, правда, он организовывал их только между учеными-мусульманами и не интересовался христианством, в отличие от своего предка Мехмеда II. Приведем свидетельство великого визиря Ибрагима, который, напомним, не был тюрком. Этот фаворит Сулеймана, которого предали смерти без всякой видимой причины, может быть, потому, что преданная дружба, как и безмерная любовь, в конечном счете заканчивается гибелью, однажды сказал: «На земле может быть только одна империя, как есть только один Бог на небе». Ну, чем не фраза Чингисхана и Темура Великого!

Однако, будучи тюрком по сознанию и по инстинкту, султан в большей степени был мусульманином. Он был воплощением ислама. Чтобы соответствовать тому, что с самого начала имело основание быть тюрками в западном мире, ему приходилось бороться с ересями – отсюда его кампании против шаха Исмаила, – и благодаря победам расширять империю истинного Бога – отсюда его непримиримая вражда к Габсбургам, которая мешала ему видеть восточные проблемы, хотя о них постоянно информировали его. Набожный человек, он много времени посвящал переписыванию Корана, и сохранилось не менее восьми рукописных текстов, написанных им самим. Как и все принцы его дома, он уже был европейцем. Поскольку мусульман нельзя было обратить в рабство, а в гаремах находились только рабыни и рабы, матери командиров правоверных на протяжении поколений были христианского происхождения. Христианами были почти все высокие чиновники, тоже бывшие рабы, попавшие на службу благодаря «девширми»: малолетних детей отбирали у матерей и воспитывали в духе мусульманства, чтобы сформировать из них и ядро армии – гвардию, корпус янычар, – и корпус «ичоглан», пажей, которым была предназначена блестящая карьера. Ни один из великих визирей Великолепного не был тюрком. Ибрагим, фаворит и наперсник молодости султана, был красивый греческий раб, Соколлу был босниец, Лутфи – албанец, Рустем – болгарин, – разумеется, все они приняли ислам. Такая же картина имела место среди чиновников более низкого ранга. Таким образом, как отмечает Андрэ Кло, все они были европейцы. Что касается меньшинств, они не только участвовали в системе, которую определил для них Мехмед II, но они стали важными шестеренками империи; у каждой «нации», если использовать терминологию османов, т. е. у каждого религиозного сообщества, были свои деревни, а в городах – свои кварталы, точно так же, как это было у уйгуров Синьцзяна или у хазар… В Стамбуле мусульмане не составляли и половины населения: 40 % были христиане и более 10 % – евреи. У евреев Сулейман находил большие способности и брал их на службу тем охотнее, чем больше их преследовали христиане. Их насчитывалось 160 тыс. в столице и в Саловниках.

В своем роде эта конструкция действовала четко, но требовала добровольного участия всех и зависела от богатств, успехов и отсутствия национальной идеологии.

К концу царствования Сулеймана успехов стало меньше, и вскоре они стали сходить на нет. Богатства начали таять, на горизонте, еще далеком, маячила нищета. Поднимал голову европейский национализм, опасный продукт экспорта. Империя расширилась сверх меры, и, увы, она была не в руках кочевников! Чтобы добраться до ее окраин, уходили месяцы. Слишком громоздкой армии недоставало мобильности: Иран оставался непобедимым, так как османы не могли воевать далеко от своих баз. Несмотря на впечатляющие победы на западе, Сулейман все-таки не покорил Вену и постоянно вел войны с Габсбургами.

Султан, властитель самой большой империи на Земле, верховный арбитр в европейских делах, скоро перестал водить войска в походы и стал запираться в серале среди детей, одалисок и евнухов.

На смену энтузиазму пришел голый расчет; бескорыстие сменилось интересом. Адмирал Барбаросс, как и его соперник Андреа Дориа, не хотел решающей победы, которая сделала бы его ненужной фигурой, и продолжал бесконечную войну, в которой он был необходим. Остальные действовали точно так же. Всех охватило безразличие, на смену духу творчества пришла имитация, все думали только об удовлетворении собственных амбиций. Резко сузился кругозор. Первая кампания против Ирана закончилась неудачей, ее возобновляли дважды, совершая те же ошибки и не извлекая из них никаких уроков.

Первая из этих трех войн была запятнана последовавшей казнью, по науськиванию Роксоланы, фаворита султана Ибрагима. Начало третьей спровоцировало деяние еще более отвратительное – и наверняка более роковое в летописи Османской империи, чем многие другие в анналах мировой истории.

И вот здесь следует поразмыслить о роли, скажем, по сути обыкновенной, но любимой женщины в судьбе и деяниях великого мужчины.

На протяжении двух последних десятилетий Сулейман больше, чем когда-либо, подпал под влияние чар своей славянской фаворитки, ставшей широко известной европейцам как Ла Росса, или Роксолана. Пленница из Галиции, дочь украинского священника, она получила от турок прозвище Хуррем, или «Смеющаяся», за свою счастливую улыбку и веселый нрав. В привязанности султана она заменила собой его прежнюю фаворитку Гюльбахор. Она сделала правилом ссылать и заключать в тюрьму своих соперниц, что противоречило тюркским традициям. В качестве советника она заменила ему Ибрагима, судьбу которого она смогла предопределить. С тонкой и изящной фигурой, Роксолана пленяла больше своей живостью, чем красотой. Она умиротворяла очарованием своих манер и стимулировала живостью своего ума. Быстро схватывающая и тонко чувствующая, Роксолана в совершенстве овладела искусством читать мысли Сулеймана и направлять их в русла, способствовавшие удовлетворению ее жажды власти. В первую очередь она избавилась от своей предшественницы Гюльбахор, которая была «первой леди» гарема Сулеймана после его матери, султанши валиде, и которая отправилась практически в ссылку на полгода в Магнесию.

Родив султану ребенка, Роксолана ухитрилась стать, невзирая на мусульманские законы, его признанной законной женой, чего не удалось добиться ни одной из наложниц турецких султанов за два истекших века. Когда примерно в 1541 г. внутренние покои старого дворца, где размещался гарем султана, были повреждены сильным пожаром, Роксолана создала новый прецедент, перебравшись непосредственно в Большой Сераль, где жил султан и где он занимался государственными делами. Сюда она взяла свои вещи и большую свиту, которая включала сто фрейлин наряду с ее личным портным и поставщиком, у которого было тридцать собственных рабов. По традиции до этого ни одной женщине не разрешалось ночевать в Большом Серале. Но Роксолана оставалась там до конца своей жизни, и со временем здесь был построен новый гарем, внутри его собственного закрытого двора, чтобы занять место старого.

Наконец, спустя семь лет после казни Ибрагима Роксолана обрела над султаном наивысшую власть, добившись назначения великим визирем Рустема-пашу, женатого на ее дочери Михримах и, следовательно, приходившегося Сулейману зятем, подобно тому, как Ибрагим был свояком Сулеймана. Так как султан все больше передавал Рустему бразды правления, Роксолана все больше приближалась к зениту своей власти.

Сулейман при всей терпеливости своего характера, неподкупности принципов и теплоте его привязанностей хранил внутри себя некий опасный запас холодности, скрытой жестокости, порожденных склонностью к абсолютной власти и тесно связанной с этим подозрительностью в отношении любого, кто мог бы соперничать с ним. Роксолана хорошо знала, как играть на этих струнах его натуры. Она родила султану трех наследников – Селима, Баязеда и Джихангира, старшему из которых она была полна решимости обеспечить наследование трона. Но Сулейман видел своим преемником родившегося первым сына Мустафу, матерью которого была Гюльбахор. Он был красивым молодым человеком, натурой невероятно многообещающей, «удивительно высокообразованным и рассудительным и в возрасте, когда можно править», который готовился его отцом на ряд ответственных постов в правительстве и был губернатором Амасьи. Щедрый духом и мужественный в бою, Мустафа завоевал любовь янычар, которые видели в нем достойного преемника своего отца.

В канун третьей персидской кампании Сулейман, вступивший в свое шестидесятилетие, впервые не захотел лично возглавить армии и передал верховное командование Рустему-паше. Но вскоре через посланца Рустема стали приходить сообщения, что янычары проявляют беспокойство и требуют, учитывая возраст султана, чтобы их возглавил Мустафа. Они говорили, сообщал посланец, что султан стал слишком стар, чтобы лично идти походом против врага, и что только великий визирь теперь противится тому, чтобы Мустафа занял его пост. Посланец от Рустема также передал султану, что Мустафа благосклонно прислушивался к подобным подстрекательским слухам и что Рустем умоляет султана ради спасения своего трона немедленно прибыть и взять командование армией в свои руки. Это был шанс для Роксоланы. Ей было легко сыграть на струнах подозрительности в характере Сулеймана, заронить в нем неприязнь к амбициям Мустафы, внушить ему мысли о том, что его сын имеет виды на султана, сравнимые с теми, которые побудили его отца, Селима, сместить собственного отца, Баязеда II.

Решая, идти в поход или нет, Сулейман медлил. Его мучили сомнения, связанные с тем шагом, который ему предстояло сделать в отношении собственного сына. В конце концов, придав делу безличностный и теоретический характер, он попытался получить беспристрастный приговор от муфтия, шейх-уль-ислама. Султан сказал ему, свидетельствует Бусбек, «что в Стамбуле жил торговец, чье имя произносилось с уважением. Когда ему потребовалось на некоторое время покинуть дом, он поручил присматривать за своей собственностью и хозяйством рабу, пользовавшемуся его наибольшим расположением, и доверил его верности своих жену и детей. Не успел хозяин уехать, как этот раб начал растаскивать собственность своего хозяина и замышлять нехорошее против жизни его жены и детей; мало того, замыслил гибель своего господина». Вопрос, на который султан попросил муфтия дать ответ, был следующим: «Какой приговор мог бы быть на законных основаниях вынесен этому рабу?» Муфтий ответил, что, по его мнению, «он заслуживал быть замученным до смерти».

Таким образом, религиозное сознание султана было спасено. Идя походом в восточном направлении, он достиг в сентябре своего полевого штаба в Эрегли и вызвал Мустафу из Амасьи. Друзья, предполагая о судьбе, которая могла ожидать его, умоляли Мустафу не подчиняться. Но он ответил, что, если ему суждено лишиться жизни, он не смог бы поступить лучше, чем вернуть ее обратно в источник, из которого он вышел. «Мустафа, – пишет Бусбек, – стоял перед трудным выбором: если он войдет в присутствии своего разгневанного и обиженного отца, он подвергнется несомненному риску; если он откажется, он ясно подчеркнет, что замышлял акт предательства. Сын избрал более смелый и более опасный путь». Он проследовал в лагерь своего отца.

Там прибытие Мустафы вызвало сильное возбуждение. Он смело поставил свои шатры позади шатров отца. После того как визири выразили Мустафе свое почтение, он поехал на богато украшенном боевом коне, эскортируемый визирями и под возгласы толпившихся вокруг него янычар, к шатру султана, где, как он ожидал, должен был получить аудиенцию. Внутри «все казалось мирным: не было солдат, телохранителей или сопровождающих лиц. Присутствовали, однако, несколько немых (категория слуг, особенно высоко ценившаяся турками), сильных, здоровых мужчин – предназначенных ему убийц. Как только Мустафа вошел во внутренний шатер, они решительно бросились на него, изо всех сил пытаясь набросить на него петлю. Будучи человеком крепкого телосложения, Мустафа отважно защищался и боролся не только за свою жизнь, но и за трон, ибо не было места сомнению, что, сумей он вырваться и соединиться с янычарами, они были бы настолько возмущены и тронуты чувством жалости по отношению к своему фавориту, что могли бы не только защитить, но и провозгласить его султаном. Опасаясь этого, Сулейман, который был отгорожен от происходившего всего лишь льняными занавесями шатра, высунул голову в том месте, где в этот момент находился сын, и бросил на немых свирепый и грозный взгляд и угрожающими жестами пресек их колебания. После этого, в страхе удвоив усилия, слуги опрокинули несчастного Мустафу на землю и, набросив шнурок на шею, удушили его.

Тело Мустафы, положенное перед шатром на ковре, было выставлено на обозрение всей армии. Скорбь и причитания были всеобщими: ужас и гнев охватили янычар. Но перед смертью выбранного ими лидера, лежащего бездыханным, они были бессильны.

Чтобы успокоить воинов, султан лишил Рустема – вне сомнения, не полностью против воли последнего – его поста командующего и других званий и отослал его обратно в Стамбул. Но уже через два года, после казни его преемника, Ахмеда-паши, Рустем вновь был во власти как великий визирь, бесспорно по настоянию Роксоланы.

Три года спустя скончалась сама Роксолана, горько оплакиваемая султаном. Она была похоронена в усыпальнице, которую Сулейман построил для нее позади своей огромной новой мечети Сулеймании. Эта женщина добилась осуществления своих целей, и, возможно, если бы не ее интриги, история Османской империи пошла бы по другому руслу. Она обеспечила наследование империи одним или другим из двух ее сыновей: Селимом, самым старшим и ее любимцем, который был ничем не интересующимся пьяницей, и Баязедом, средним, несоизмеримо более достойным преемником. Более того, Баязед был фаворитом янычар, которым он напоминал своего отца и от которого унаследовал лучшие качества его натуры. Самый младший из братьев, Джихангир, горбун, не отличавшийся ни здравым умом, ни крепким телом, но самый преданный поклонник Мустафы, заболел и умер, пораженный печалью и страхом за свою дальнейшую судьбу, вскоре после убийства своего сводного брата.

Два оставшихся брата испытывали взаимную ненависть, и, чтобы отделить их друг от друга, Сулейман дал возможность каждому командовать в разных частях империи. Но уже через несколько лет между ними началась гражданская война, в которой каждого поддерживали его собственные местные вооруженные силы. Селим с помощью войск своего отца в 1559 г. нанес Баязеду поражение под Коньей, заставив его с четырьмя сыновьями и небольшой, но боеспособной армией искать убежища при дворе шаха Ирана Тахмаспа. Здесь Баязед был сначала принят с королевскими почестями и дарами, полагающимися османскому принцу. На это Баязед ответил шаху подарками, которые включали пятьдесят туркменских скакунов в богатой сбруе и восхитившую персов демонстрацию мастерства верховой езды его кавалеристов. Затем последовал дипломатический обмен письмами между послами султана, требовавшими выдачи или, на выбор, казни его сына, и шахом, который сопротивлялся и тому, и другому, исходя из законов мусульманского гостеприимства. Сначала шах надеялся использовать своего заложника для того, чтобы поторговаться относительно возвращения земель в Месопотамии, которые султан захватил во время первой кампании. Но это была пустая надежда. Баязеда взяли под стражу. В конце концов шах был вынужден склонить голову перед превосходством вооруженных сил османов и согласился на компромисс. По договоренности принц должен был быть казнен на персидской земле, но людьми султана. Таким образом, в обмен на большую сумму золота шах передал Баязеда официальному палачу из Стамбула. Когда Баязед попросил дать ему возможность увидеть и обнять перед смертью своих четырех сыновей, ему посоветовали «перейти к предстоящему делу». После этого на шею принцу набросили шнурок, и он был удушен.

Вслед за Баязедом были задушены четыре его сына. Пятый сын, всего лишь трех лет отроду, встретился, по приказанию Сулеймана, с той же судьбой в Бурсе, будучи отданным в руки выделенного для исполнения этого приказа доверенного евнуха.

К тому времени накопленные богатства османов достигли опасной степени: богатство любит праздность, вырабатывает вкус к удовольствиям и стремится к постоянному росту. Коррупция начала вытеснять добродетель, и усилия потеряли всякий смысл. Любые заслуги можно было купить. Золото затмило все остальное. Каждая должность привлекала прибыльностью.

Итак, дорога к престолу для старшего сына Роксоланы – Селима II (1566–1574 гг.), получившего прозвище Пьяница, была открыта, цель достигнута, семена упадка посеяны.

Да, скоротечно время, летят столетия, но роль неординарной и к тому же любимой женщины в жизни даже великого государственного мужа незыблема, разница лишь в целевой направленности каждой из них, и мировая история тому подтверждение.


| |

Кампания 1828 года

Глава 1. Политические отношения между Россиею и Оттоманскою Портою.



Порта нарушает Букарестский трактат. Миролюбие Императора Александра. Неприязненные действия Турции. Русский Посланник оставляет Царьград. Затруднительное положение Порты. Кротость Императора Александра. Упорство Турции. Протестация 1825 года. Аккерманская конвенция. Лондонский трактат 1827 года. Новое нарушение условий Турками. Наваринская битва. Султанский гатти-шериф и враждебные действия Турции. Манифест Императора Николая.



Вскоре после Бухарестского трактата, заключенного 16-го мая 1812 года, мирные сношения России с Оттоманскою Портою приняли неблагоприятный оборот. Во время вторжения в пределы России императора Наполеона турки вероломно напали на Сербию и ознаменовали нападение грабежами и кровопролитием. Вместо льгот и разных преимуществ, обещанных княжествам Молдавскому и Валахскому, Турция обременила их новыми налогами, утесняла и доводила до крайнего разорения. Обязавшись препятствовать набегам закубанских горцев, напротив, она явно побуждала их нападать на Россию. Довершая неприязненные поступки свои, Турция останавливала русские суда в Босфоре и, захватывая грузы их, нарушала тем постановления торгового трактата с Россией, заключенного в 1783 году.
Окончив борьбу с Наполеоном, Император Александр 1 мог немедленно смирить орудиями нарушителей мирных договоров, но чуждый мести, он хотел действовать убеждением, и в 1816 году начал с Турецким правительством переговоры, целью коих было обеспечение порядка, исполнение взаимных обязанностей, и продолжение мирных, на обоюдной пользе основанных сношений. Переговоры сии продолжались около пяти лет, и все время продолжения их ознаменовано было неприязненными поступками Оттоманской Порты. Не смотря на умышленную медлительность турок, исполнение некоторых статей Бухарестского трактата приходило, однако, к окончанию, когда восстание морейских греков и вторжение в Молдавию князя Ипсиланти возбудили в народе и правительстве турецком ненависть ко всем христианам, данникам Порты.
Россия немедленно изъявила, сколь противно было видам и правилам её политики безрассудное предприятие Ипсиланти. Как держава, покровительствующая княжествам Молдавскому и Валахскому, она согласилась на принятие султаном ряда мер обороны и ограждения законного порядка, но требовала, чтобы жители княжеств, не преступившие своих обязанностей, не страдали за поступки виновников беспорядков. Представительство и требование России было отвергнуто. Посланнику Российскому в Царьграде нанесены были личные оскорбления. Почтеннейшие сановники греческого духовенства и Царьградский Патриарх, глава их, схвачены при совершении священных обрядов Православной Церкви, преданы в руки палачей и осуждены на позорную смертную казнь. Знатнейшие христиане, ограбленные, поруганные, без суда и следствия гибли в муках, и только немногие успевали спасаться бегством. Все сии меры, принимаемые правительством турецким, не могли остановить смятений.
Христиане вооружались, и пламя междоусобий распространялось повсюду. Тщетно русский посланник старался отвращать Порту от жестокостей и в ноте своей от 6 июля 1821 года показывал ей наивернейшие и единственные средства восстановить спокойствие. Объявляя справедливое негодование Российского двора против действий свирепого изуверства, он оставил Царьград.
Ослепление Оттоманской Порты было столь велико, что она не замечала грозившей ей в 1821 году опасности. Сей год можно было почесть временем, когда не только трон оттоманский, но даже самое могущество Турецкой империи должны были поколебаться в основании, угрожая падением. При начале сего года Турция была еще занята долговременным возмущением старого Али, паши Янинского, выжидавшего только случая объявить себя независимым. Более дальновидный совместник его, Мегемет Али, паша Египетский, прикрывался личиной покорности, но уже действовал, как независимый властитель.
Кроме беспрерывных губительных междоусобиц африканских владельцев непокорность босняков, скодрян и вообще всех албанцев, несовершенно прекратившиеся неистовства кирджалей и беспорядки и неповиновение разных Анатолийских пашей требовали деятельного внимания Турецкого правительства. Напротив, во всех действиях его заметны были слабость и нерешительность. С некоторого времени Турецкое правительство не обращало надлежащего внимания на возмутителей и почти не принимало против них мер. Такое летаргическое, так сказать, состояние Оттоманской Порты было встревожено внезапным и неожиданным восстанием греческих областей, лишивших Турцию средств действовать морскими ополчениями.
Открытые сношения гетеристов с Сербиею и Булгарией, возмущение пандуров, участие, какое предполагали вначале между греками и жителями Молдавии и Валахии, поколебали самонадеянность и беспечность министров султана, показывая бедственное состояние внутренних дел Турецкой империи. Тогда усилены были действия против Али паши, опаснейшего из всех врагов султана. Куршид-паша, счастливо уничтожив его, не был также счастлив против греков. Любимец своего государя, гордый успехами в Янине, он мечтал, что одного появления его будет достаточно для рассеяния морейских возмутителей. Раздробив свое войско, он не принял никаких предосторожностей. Греки, пользуясь местностью, отразили повсюду и расстроили многочисленное войско Оттоманское. Из незначительного мятежа образовалось кровопролитное междоусобие.
Никогда прежде Оттоманская Порта не находилась в положении более затруднительном. Русские войска собирались в Бессарабии на берегах Прута, готовые по первому слову монарха устремиться в недра Турецкой империи. Стечение столь многих неблагоприятных и гибельных оттоманам обстоятельств ручалось за верный успех и могло привести русских к стенам Царьграда. Но человеколюбие Александра руководило его благословляемою народами Европы политикою. Составляя Священный союз, Он положил в основание его священное правило: «Христианский монарх должен иметь одну только цель - сохранение мира и защиту собственности и прав каждого, Государя и подданного». Союзные с Россией державы, побуждаемые одинаковым желанием обеспечить всеобщий мир, старались отвратить своим посредничеством опасности, грозившие Турции.
Ничто не могло победить упрямства оттоманов. Стремясь к истреблению подвластных ей христианских народов, Турция не только производила войну в Морее день ото дня кровопролитнее и свирепее, но угрожала Сербии, спокойной и верной исполнению всех своих обязанностей султану. Военное занятие Молдавии и Валахии вопреки всем договорам и обещаниям продолжалось. Упорство султана истощило, наконец, меру терпения императора Александра. В октябре 1825 года вручена была министерству турецкому протестация против действий его, и когда смерть пресекла драгоценные дни обожаемого подданными Монарха Русского, от Него уже было объявлено, что он решается принудить Порту оружием к уважению прав России.
Начало царствования императора Николая было ознаменовано доказательствами его миролюбия и умеренности. Он хотел посредством продолжения переговоров прекратить все долговременные несогласия. Немедленно по вступлении на престол повелел Он открыть негоциацию с Портою для соглашения в делах, особенно касавшихся России. Вскоре потом 23 марта/4 апреля 1826 года вместе с королем Великобритании утвердил Он меры посредничества для успокоения Греции, чего требовало общее спокойствие Европы.
Переговоры, открытые в Аккермане, заключены были дополнительною конвенциею в дополнение к Бухарестскому трактату, что доказывало умеренность требований России. Следствием аккреманских переговоров было назначение российской миссии в Царьград. Но, пользуясь войною, открывшеюся тогда между Россией и Персией, Турция снова уклонилась от исполнения принятых ею условий конвенции.
Тогда 24 июня/6 июля 1827 года заключен был Лондонский трактат. Им соглашены были права и требования греческого народа со спокойствием и благом Турецкой империи. Сии спасительные меры примирения предложены были Порте, и союзные дворы старались преклонить султана к прекращению кровопролития. Сообщая ему планы союзных держав, объявили ему, что в случае отказа союзные флоты будут вынуждены остановить войну в Морее. Порта пренебрегла советами и предостережениями. Следствием безрассудного ослепления оттоманов было истребление турецкого и египетского флотов под Наварином 8 октября 1827 года.
Несмотря на полный успех Наваринской битвы, она была для России и союзников только поводом к новому изъявлению миролюбия, новым стараниям убедить Порту в необходимости примирения. Турецкое правительство на все предложения ответило воззванием к турецкому народу от 8/20 декабря. Приглашая мусульман к войне против России, оно назвало Россию вечным и неукротимым врагом мусульманства, умышляющим разрушение Оттоманской империи. Порта торжественно сознавалась притом, что переговорами о мире она старалась продлить время для приготовления к войне и, решаясь не исполнять условий Аккерманской конвенции, заключала условия её с умыслом при первой возможности нарушить их.
За воззванием султана к турецкому народу последовали разные притеснительные распоряжения, вредившие торговле нашей на Черном море, и нанесены были оскорбления достоинству Российского флага. Порта втайне обещала помощь персиянам, начавшим мирные переговоры с Россией и, вооружая пашей, соседствующих с Российскими пределами, старалась разрывом с Персиею занять нашу армию в Закавказском крае.
Видя, что все мирные действия остаются безуспешными, и что честь России и пользы Его подданных требуют других мер для принуждения враждебной Турции уважать священные условия договоров, Государь Император возвестил своим верноподданным о войне с Оттоманскою Портою следующим манифестом от 14-го апреля 1828 года.

«Мир с Оттоманскою Портою, в Букаресте постановленный и в течение шестнадцати лет многократно колеблемый, ныне наконец, невзирая на все усилия Наши к его сохранению, решительно ею ниспровергнут. Порта вызывает Россию на брань, грозя ей войною истребительною, воздвигает поголовное на нее ополчение, объявляет ее непримиримым своим врагом, попирает конвенцию, в Аккерман заключенную, и тем самым ниспровергает все прежние договоры, ею утвержденные, провозглашая, что самое заключение сего акта было с ее стороны токмо предлогом к сокрытию военных ее приготовлений.
Вслед за тем оскорбляются права и достоинство Российского Флага; удерживаются корабли; грузы их падают в добычу насильственного самовластия; даже подданные наши осуждаются, или изменить подданству, или оставить немедленно Турецкие владения; пролив Босфорский запирается; Черноморская наша торговля стесняется; города и области южного края, лишась сего единственного истока их произведений, угрожаются бесчисленными потерями. Но сего не довольно. В то самое время, как мирные соглашения России с Персиею приближались уже к окончанию, является внезапное в оных изменение. Вскоре с достоверностью было обнаружено, что Порта колебала решимость Персии, и поспешным вооружением пограничных ее войск, обещая сильную ей подпору, не словами уже, но самым действием вступала на поле брани.
Так довершился непрерывный ряд нарушений, возникших с самого заключения Букарестского трактата. Таков был плод великодушных усилий России к сохранению с Портою мира.
Но есть и самому великодушию пределы; преступить их воспрещает честь имени Русского, достоинство империи и неприкосновенность прав ее и славы.
Не прежде, как измерив все пространство сих обязанностей, и удостоверясь в строгой их необходимости, с прискорбием, но вместе с твердою уверенностью в правоте нашего дела, повелели Мы войскам Нашим двинуться, и с помощию Божиею действовать против врага, поправшего святость мирных союзов и прав общенародных.
Мы удостоверены, что все верные подданные Наши соединят с Нами теплые их молитвы ко Всевышнему, да предыдет всемощная Его сила христолюбивому воинству Нашему, и небесным Его благословением приосенится оружие наше, подъемлемое в оборону святые Православные Церкви и любезного отечества Нашего».

Адрес: Alemdar Cad
Троллейбус: Gülhane

Оттоманская Порта или Блистательная Порта стала символом власти в Османской империи как современный Белый дом в Вашингтоне или Кремль в Москве. Иностранные послы в Османской Турции были известны как послы в Возвышенную Порту из-за этих монументальных ворот, которые когда-то вели в офисы и дворец великого визиря. Учреждение Возвышенной Порты сыграло важную роль в Османском обществе, поскольку оно часто могло служить эффективным противовесом прихотям султанов. Ворота в архитектурном стиле Рококо, который вы видите сегодня, были построены в 1840-х годах. Его охраняемый вход теперь защищает офисы провинциального правительства Стамбула.

Атлантида Перевал Дятлова Санаторий Вейверли Хиллз Рим
Лондон Помпеи Геркуланум Несебр
Эфес Адрианов Вал Стена Антонина Скара Брей
Парфенон Микены Олимпия Карнак
Пирамида Хеопса Троя Вавилонская башня Мачу-Пикчу
Колизей Чичен Ица Теотиуакан Великая Китайская стена
Сиде Стоунхендж Иерусалим Петра

История Оттоманской Порты или Блистательной Порты

Оттоманская Порта или Блистательная Порта берет свое начало в старой восточной практике, согласно которой правитель объявлял свои официальные решения и суждения у ворот своего дворца. Это была практика в Византийской империи, и она также была принята турецкими султанами-османами начиная с султана Орхана I, и поэтому дворец султана или ворота, ведущие к нему, стали известны как «Высокие ворота». Это название изнчально относилось сначала к дворцу в Бурсе , Турция. После того, как османы завоевали Константинополь, теперь Стамбул, ворота, теперь известные как Императорские ворота (турецкий: Баб-ы Хюмаюн), ведущий к самому внутреннему двору дворца Топкапы , сначала стали известны как «Высокие ворота» или «Возвышенная Порта».

Когда Султан Сулейман Великолепный заключил союз с королем Франции Франциском I в 1536 году, французские дипломаты прошли через монументальные ворота, которые затем были известны как Баб-Али, чтобы добраться до Визиерата Константинополя, правительство султана. Французский язык - это язык дипломатии, французский перевод Блистательной Порты (прилагательное, необычайно расположенное впереди слова, чтобы подчеркнуть его важность) вскоре был принят на большинстве других европейских языков, для обозначения не только нынешних ворот, но и метафоры для всей Османской империи.

В 18 веке новое великое офисное здание в итальянском стиле было построено к западу от площади дворца Топкапы, по другую сторону улицы Алемдар Каддези. Это стало резиденцией Великого визиря и многих министерств. После этого это здание и монументальные ворота, ведущие к его дворам, стали известны как Возвышенная Порте (Bab-ı Ali); он был также известен как «Врата пажей» (paşa kapusu). Здание было сильно повреждено пожаром в 1911 году. Сегодня здание является резиденцией провинциального губернатора Стамбула.

Дипломатия

«Оттоманская Порта» или «Блистательная Порта» использовался в контексте дипломатии западных государств, поскольку их дипломы были получены при в ходе во дворец порте (что означает «ворота»). Во время Второй конституционной эры Империи после 1908 года функции классического Дивана-Хюмаюна (императорского совета в Оттоманской империи) были заменены реформированным Имперским правительством, а «порта» перешол к министерству иностранных дел. В течение этого периода кабинет Великого визиря пришёл к эквиваленту премьер-министра, и визири стали членами кабинета великого визиря в качестве министров правительства.

великого визиря и дивана) Османской империи .
Высокая Порта - на языке турецких чиновников означает резиденцию турецкого султана, а также местопребывание турецкого правительства, и наконец, самой турецкой монархии. В последнем смысле название В. Порта принято и европейцами. Такое же значение имеет выражение Блистательная Порта.

См. также

Напишите отзыв о статье "Порта"

Примечания

Ссылки

  • Зотов Н. М. сайт «Руниверс»
  • Трепавлов В. В. с.26-41 2006 N 1 Журнал «Восток » ISSN 0869-1908

Отрывок, характеризующий Порта

– И пить, – сказал один из офицеров, не желавший ссориться.
– Да, и пить, – подхватил Николай. – Эй ты! Еще бутылку! – крикнул он.

В 1808 году император Александр ездил в Эрфурт для нового свидания с императором Наполеоном, и в высшем Петербургском обществе много говорили о величии этого торжественного свидания.
В 1809 году близость двух властелинов мира, как называли Наполеона и Александра, дошла до того, что, когда Наполеон объявил в этом году войну Австрии, то русский корпус выступил за границу для содействия своему прежнему врагу Бонапарте против прежнего союзника, австрийского императора; до того, что в высшем свете говорили о возможности брака между Наполеоном и одной из сестер императора Александра. Но, кроме внешних политических соображений, в это время внимание русского общества с особенной живостью обращено было на внутренние преобразования, которые были производимы в это время во всех частях государственного управления.
Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла как и всегда независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований.
Князь Андрей безвыездно прожил два года в деревне. Все те предприятия по именьям, которые затеял у себя Пьер и не довел ни до какого результата, беспрестанно переходя от одного дела к другому, все эти предприятия, без выказыванья их кому бы то ни было и без заметного труда, были исполнены князем Андреем.
Он имел в высшей степени ту недостававшую Пьеру практическую цепкость, которая без размахов и усилий с его стороны давала движение делу.
Одно именье его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина заменена оброком. В Богучарово была выписана на его счет ученая бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте.
Одну половину времени князь Андрей проводил в Лысых Горах с отцом и сыном, который был еще у нянек; другую половину времени в богучаровской обители, как называл отец его деревню. Несмотря на выказанное им Пьеру равнодушие ко всем внешним событиям мира, он усердно следил за ними, получал много книг, и к удивлению своему замечал, когда к нему или к отцу его приезжали люди свежие из Петербурга, из самого водоворота жизни, что эти люди, в знании всего совершающегося во внешней и внутренней политике, далеко отстали от него, сидящего безвыездно в деревне.

- (этим. см. пред. слово). Двор турецкого султана. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОТТОМАНСКАЯ ПОРТА двор турецкого султана. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… …

ПОРТА - (Порта), (П прописное), порты, мн. нет, жен. (франц. Porte) (ист.). офиц. название правительства султанской Турции. Блистательная Порта. Оттоманская Порта. Высокая Порта. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПОРТА - (французское Porte, итальянское Porta, буквально дверь, врата) (Оттоманская Порта, Высокая Порта, Блистательная Порта), принятое в Европе в средние века и новое время название правительства Османской империи … Современная энциклопедия

ПОРТА - (франц. Porte итал. Porta, букв. дверь, врата) (Оттоманская Порта, Высокая Порта, Блистательная Порта), принятые в европейских документах и литературе (в средние века и новое время) названия правительства Османской империи … Большой Энциклопедический словарь

ПОРТА - (лат. porta ворота, вход, выход). Официальное название Турецкой империи и двора султана в частности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОРТА лат. porta, франц. porte, дверь; отсюда в переносном… … Словарь иностранных слов русского языка

Порта - (французское Porte, итальянское Porta, буквально дверь, врата) (Оттоманская Порта, Высокая Порта, Блистательная Порта), принятое в Европе в средние века и новое время название правительства Османской империи. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Порта - ы; ж. [лат. porta ворота] 1. Арка центрального входа в монастырской стене с массивными воротами; портал (1 зн.). * * * Порта (франц. Porte, итал. Porta, буквально дверь, врата) (Оттоманская Порта, Высокая Порта, Блистательная Порта), принятые в… … Энциклопедический словарь

Порта - У этого термина существуют и другие значения, см. Порта (значения). Высокая Порта (ворота) во времена Османской империи … Википедия

Порта (Османская империя) - Высокая Порта (ворота) во времена Османской империи. Порта (также Оттоманская Порта, Блистательная Порта, Высокая Порта) (от фр. porte, итал. porta дверь, врата) принятое в истории дипломатии и международных отношений наименование правительства… … Википедия

Порта - (,) принятое в Европе в средние века и новое время название правительства Османской империи … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Книги

  • Котёл с неприятностями. Ближний Восток для "чайников" , Сатановский Евгений Янович Категория: Политика Серия: Сатановский Евгений Издатель: Эксмо , Купить за 707 руб
  • Котёл с неприятностями. Ближний Восток для "чайников". Издание расширенное, улучшенное и дополненное , Сатановский Е.Я. , Что представляет собой Ближний и Средний Восток? Кто управляет регионом: династии и диктаторы? Почему на мусульманском Ближнем Востоке демократия бывает только исламской? Кто и как пытается… Категория: Политика Серия: сатановский евгений. книги известного политолога Издатель: Эксмо ,


Случайные статьи

Вверх