Митрополит Иона (Сысоевич) краткая биография. Из жития ионы сысоевича Из жития ионы сысоевича

Иона Сысоевич (ок. 1607 - 20 декабря 1690) - митрополит Ростовский и Ярославский в 1652-1690 годах, сподвижник патриарха Никона. Иона не мог похвастать своей родовитостью, его отец был простым священником, служившим на погосте близ деревни Ангелово, что неподалёку от Ростова. Был иноком в Воскресенском монастыре Углича, затем настоятелем ростовского Белогостицкого Георгиевского монастыря, а в 1646-1652 годах -- архимандритом ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. В 1652 году Иона был рукоположен патриархом Никоном в сан митрополита Ростовского и Ярославского.

10 июля 1658 года из-за охлаждения отношений с царём Алексеем Михайловичем Никон удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, самовольно оставив кафедру. 2 сентября 1664 года Иона Сысоевич стал местоблюстителем Патриаршего престола, то есть временно исполняющим обязанности Патриарха.

В ночь с 17 на 18 декабря 1664 года в Успенском соборе Московского кремля шла заутреня, на которой присутствовал Иона. В это время в собор неожиданно вошёл бывший патриарх Никон и предложил Ионе принять у него благословение, и, таким образом, подтвердить легитимность опального патриарха. Авторитет Никона был настолько велик, что Иона повиновался. Его примеру последовали прочие священнослужители и простой народ.

Поступок Ионы вызвал гнев царя Алексея Михайловича. И хотя Иона Сысоевич сумел убедить царя, что сделал это ненарочно, под влиянием испуга от неожиданного появления Никона, карьера была загублена. По приговору всех архиереев Иона был удалён от управления делами патриархии и отправлен назад в Ростовскую митрополию. Это не помешало ему активно участвовать в жизни первопрестольной, Иона присутствовал на соборах почти каждый год.

Ростово-Ярославская митрополия была одной из богатейших митрополий страны. Иона Сысоевич управлял ею около 40 лет, с 1652 по 1690 гг. Он пользовался огромным влиянием в своей епархии, обладал немалыми материальными возможностями, здесь он смог проявить свой талант архитектора. Митрополит Иона прославился как великий строитель. Он украсил митрополию великолепнейшими зданиями и храмами.

Самое знаменитое творение митрополита Ионы – грандиозный ансамбль Ростовского Кремля. Он также перестроил близлежащие монастыри (включая Борисоглебский), ансамбль Успенского собора , Толгский монастырь в Ярославле и Воскресенский монастырь в Угличе. В построенном митрополитом Ионою Ростовском кремле был разбит висячий сад. Он создал знаменитые ростовские звоны. Самый большой колокол назвал в честь своего отца - «Сысоем». Возможно лично сочинял музыку звонов. О колоколах Ростовского собора он писал: «На своём дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки».

Владыка не обделял вниманием и Ярославль – крупнейший, экономически развитый город митрополии. За время управления митрополией Ионы Сысоевича в городе было возведено около 50 каменных церквей, и, естественно, ни одна из них не сооружалась без его благословения. Роль владыки в этом огромном каменном строительстве была немалой и разнообразной, причем под храмоздательной деятельностью его следует понимать не только строительство и украшение церквей, но и прославление святынь, в них находившихся, и учреждение крестных ходов.

Строительство Митрополичьих палат с домовой церковью – единственное в Ярославле, которое осуществлялось по непосредственному заказу митрополита Ионы. По его желанию, скорее всего, храм при архиерейской резиденции был освящен во имя самого почитаемого на то время ростовского святого – Леонтия Ростовского. Кстати сказать, и церковь при подворье владыки в Москве, где он бывал во время своих частых и долгих отлучек по церковным делам, имела такое же посвящение.

5 июля 1690 года владыка удалился на покой. Скончался Иона Сысоевич 20 декабря того же года. Погребён в Ростовском кафедральном соборе.

Выдающийся церковный деятель митрополит Иона управлял одной из богатейших русских митрополий страны – Ростово-Ярославской – около 40 лет, с 1652 по 1690 г. Он пользовался огромным влиянием в своей епархии, обладал немалыми материальными возможностями, что позволило владыке с необыкновенным блеском проявить данный ему талант архитектора.

Митрополит Иона прославился как неутомимый труженик, большой знаток и любитель строительства. Он украсил свою митрополию великолепнейшими по времени зданиями и храмами. Причем, 14 храмов было построено на его средства.

Митрополит Иона III (Сысоевич) родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово недалеко от Ростова. Его отец прожил долгую жизнь и в конце ее стал схимонахом.
Иона принял монашество в Воскресенском монастыре Углича, затем был архимандритом Георгиевского монастыря в Белогостицах, а в 1646-1652 годах - Авраамиевского Богоявленского монастыря в Ростове.
В 1652 г. патриарх Никон возвёл Иону в сан митрополита Ростовского и Ярославского. В 1654 и 1656 годах Иона присутствовал в Москве на Соборах об исправлении церковных книг. Охлаждение отношений между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, привело последнего к самовольному оставлению кафедры - 10 июля 1658 года Никон удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.
В 1663 году митрополит Иона участвовал в разборе дел патриарха Никона. 2 сентября 1664 года он стал местоблюстителем Патриаршего престола. В ночь с 17 на 18 декабря 1664 года в Успенском соборе Московского кремля шла служба, на которой присутствовал Иона. В это время в собор вошёл бывший патриарх Никон и предложил Ионе принять у него благословение, таким образом подтвердить легитимность опального патриарха, что Иона и сделал. Его примеру последовали прочие священнослужители и простой народ.
По приговору всех архиереев Иона был удалён за этот поступок от управления делами патриархии и отправлен назад в Ростовскую митрополию.

Митрополит Иона был известен своим усердием к церковному благолепию; он устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил существовавшие ранее монастыри и церкви. Были построены церкви в Авраамиевом монастыре, собор и Михаило-Архангельская церковь (1658) в Белогостицком монастыре, церкви, стены и башни Митрополичьего двора (Ростовского кремля) (1670-1675), звонница, декоративное убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря (1680), звонница Ростовского собора (1680-1682), собор Петровского монастыря (1682-1684), Митрополичий двор с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре.


Н.Рерих. Двор Ростовского кремля. 1903 г.

Изумительно красив комплекс Воскресенского монастыря в Угличе (1674-1677 гг) - монастыря, где Иона когда-то принял постриг. Архитектура этого монастыря напоминает Ростовский архиерейский дом (Ростовский кремль) и строительство митрополитом комплекса в Угличе можно считать его подготовкой к созданию более монументального и цельного творения в Ростове.


Воскресенский монастырь в Угличе (фото из Интернета).

Многие постройки, которые возводились по замыслу Ионы и на его средства, имеют схожие черты, для них характерны своеобразные архитектурные приёмы: надвратные церкви в окружении симметричных башен, малые звоннички. Они были украшены фресками и наделены щедрыми митрополичьими вкладами.

В основу архитектурного замысла заложена идея монастыря-города «во образ небесного горнего града», большим приверженцем которой был митрополит Иона. Не случайно в построенном Ионой Ростовском архиерейском доме (кремле) был также разбит прекрасный сад, который был призван напоминать о райском вертограде.
Митрополит Иона известен и тем, что создал знаменитые ростовские звоны. Возможно, он сам сочинял музыку звонов.
О колоколах Ростовского собора Иона писал: «На своём дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки». Самый большой колокол, который находится на звоннице в Ростове, Иона назвал в честь своего отца - «Сысоем».
5 июля 1690 года Иона удалился на покой. Скончался он 20 декабря того же года. Погребён в Ростовском кафедральном соборе.


Мастер Флор Терентьев, литейщик Московского пушечного двора. Колокол Сысой. 1688 г..
Вес колокола - 2000 пудов (32 тонны). Диаметр его основания 360 см. Только вес языка 75 пудов (1, 2 тонны). Раскачивают его не менее двух человек. Это один из красивейших по звучанию колоколов.
(фото колокола - с форума Санкт-Петербургского клуба речных туристов)

Иона Сысоевич
Иона Сысоевич
Портрет митрополита Ионы (XIX век)
15 августа 1652 - 20 декабря 1690
Предшественник: Варлаам (Старорушин)
Преемник: Иоасаф (Лазаревич)
Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Рождение: около
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Смерть: Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Похоронен: {{#property:p119}}
Династия: {{#property:p53}}
Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Иона Сысоевич родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово недалеко от города Ростова . Был иноком в Воскресенском монастыре города Углича . Позже стал архимандритом Белогостицкого Георгиевского , затем в 1646-1652 годах - Авраамиевского Богоявленского Ростовских монастырей.

В 1663 году митрополит Иона участвовал в разборе дел патриарха Никона. 2 сентября 1664 года он стал местоблюстителем Патриаршего престола . В ночь с 17 на 18 декабря 1664 года в Успенском соборе Московского кремля шла заутреня, на которой присутствовал Иона. В это время в собор вошёл бывший патриарх Никон и предложил Ионе принять у него благословение, таким образом подтвердить легитимность опального патриарха, что Иона и сделал. Его примеру последовали прочие священнослужители и простой народ. По приговору всех архиереев удалён за это от управления делами патриархии и отправлен назад в Ростовскую митрополию.

При нём, в 1658 году, была выделена часть Ростовской митрополии и из неё учреждена особая епархия - Великоустюжская . В 1666 году присутствовал на соборе , осудившем Никона. С 1674 по 1690 год участвовал на всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве.

5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря того же года. Погребён в Ростовском кафедральном соборе . Преемником Ионы стал митрополит Иоасаф (Лазаревич) , продолжившей его деятельность по строительству храмов.

Строительство и колокольные звоны

Митрополит Иона был известен своею ревностью к церковному благолепию; он устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил существовавшие ранее монастыри и церкви. Были построены Введенская трапезная (1650) и Никольская (1655) церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор (1657) и Михаило-Архангельская церковь (1658) в Белогостицком монастыре, стены и башни Митрополичьего двора (т. н. Ростовского кремля) (1670-1675), его церкви Воскресенская (1670) и Григорьевского затвора (1670), Белая, Отдаточная и Ионинская палаты (1672-1680), церковь Спаса на Сенях (1675), Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря (1680), звонница Ростовского собора (1680-1682), собор Петровского монастыря (1682-1684), церковь Иоанна Богослова в Митрополичьем дворе (1683), Троицкий собор в Зачатьевском (Спасо-Яковлевском) монастыре (1686-1691), комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, Митрополичий двор с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре. Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами, для них характерны своеобразные архитектурные приёмы (напр., надвратные церкви в окружении симметричных башен, малые звоннички). В построенном митрополитом Ионою Ростовском кремле был разбит висячий сад .

Создал знаменитые ростовские звоны. Самый большой колокол назвал в честь своего отца - «Сысоем». Возможно лично сочинял музыку звонов. О колоколах Ростовского собора он писал: «На своём дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки».

Источники

  • // Русский биографический словарь : В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.
  • . Биографическая энциклопедия
  • . Ростовский кремль

Напишите отзыв о статье "Иона Сысоевич"

Ссылки

  • Румянцева В. С. . ГМЗ «Ростовский кремль»
  • Рутман Т. А. // История и культура Ростовской земли. Материалы конференции 2003 г. Ростов, 2004.
  • Сагнак И. В. . ГМЗ «Ростовский кремль»

Литература

  • Мельник А. Г. О храмовых интерьерах второй половины XVII в. Ростова Великого, созданных по заказу митрополита Ионы // Сообщения Ростовского музея. Выпуск 3. - Ростов, 1992. - С. 89-105.
  • Мельник А. Г. Byzantine Traditions in the Interior Decoration of the Churches of Rostov the Great, Created upon the Order of Metropolitan Iona (1652-1690) // Acts: XVIIIth International Congress of Byzantine Studies: Selected papers: Moscow, 1991. Volume III: Art History, Architecture, Music. / Byzantine Studies Press, Inc. - Shepherdstown, WV, 1996. P. 447-453.
  • Мельник А. Г. Новые данные о мастерах-строителях конца XVII века из вотчины ростовского митрополита Ионы // История и культура Ростовской земли. 1999. - Ростов, 2000. - С. 207-212.
  • Мельник А. Г. // Иеротопия . Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А.М. Лидов. - М ., 2006. - С. 740-753. - ISBN 5-85759-376-X.

Отрывок, характеризующий Иона Сысоевич

Моя бабушка спокойно растила своего маленького сына, а дедушка наконец-то обрёл свою давнишнюю мечту – возможность каждый день «с головой окунаться» в так полюбившийся ему алитуский лес.
Таким образом, все были более или менее счастливы и пока что никому не хотелось покидать этот поистине «божий уголок» и опять пускаться странствовать по большим дорогам. Они решили дать возможность папе закончить так полюбившуюся ему школу, а маленькому бабушкиному сыну Валерию дать возможность как можно больше подрасти, чтобы было легче пускаться в длинное путешествие.
Но незаметно бежали дни, проходили месяцы, заменяясь годами, а Серёгины всё ещё жили на том же самом месте, как бы позабыв о всех своих обещаниях, что, конечно же, не было правдой, а просто помогало свыкнутся с мыслью, что возможно им не удастся выполнить данное княжне Елене слово уже никогда... Все Сибирские ужасы были далеко позади, жизнь стала каждодневно привычной, и Серёгиным иногда казалось, что этого возможно и не было никогда, как будто оно приснилось в каком-то давно забытом, кошмарном сне...

Василий рос и мужал, становясь красивым молодым человеком, и его приёмной матери уже всё чаще казалось, что это её родной сын, так как она по-настоящему очень его любила и, как говорится, не чаяла в нём души. Мой папа звал её матерью, так как правды о своём рождении он пока ещё (по общему договору) не знал, и в ответ любил её так же сильно, как любил бы свою настоящую мать. Это касалось также и дедушки, которого он звал своим отцом, и также искренне, от всей души любил.
Так всё вроде понемногу налаживалось и только иногда проскальзывающие разговоры о далёкой Франции становились всё реже и реже, пока в один прекрасный день не прекратились совсем. Надежды добраться туда никакой не было, и Серёгины видимо решили, что будет лучше, если эту рану никто не станет больше бередить...
Мой папа в то время уже закончил школу, как ему и пророчили – с золотой медалью и поступил заочно в литературный институт. Чтобы помочь семье, он работал в газете «Известия» журналистом, а в свободное от работы время начинал писать пьесы для Русского драматического театра в Литве.

Всё вроде бы было хорошо, кроме одной, весьма болезненной проблемы – так как папа был великолепным оратором (на что у него и вправду, уже по моей памяти, был очень большой талант!), то его не оставлял в покое комитет комсомола нашего городка, желая заполучить его своим секретарём. Папа противился изо всех сил, так как (даже не зная о своём прошлом, о котором Серёгины пока решили ему не говорить) он всей душой ненавидел революцию и коммунизм, со всеми вытекающими из этих «учений» последствиями, и никаких «симпатий» к оным не питал... В школе он, естественно, был пионером и комсомольцем, так как без этого невозможно было в те времена мечтать о поступлении в какой-либо институт, но дальше этого он категорически идти не хотел. А также, был ещё один факт, который приводил папу в настоящий ужас – это участие в карательных экспедициях на, так называемых, «лесных братьев», которые были не кем-то иным, как просто такими же молодыми, как папа, парнями «раскулаченных» родителей, которые прятались в лесах, чтобы не быть увезёнными в далёкую и сильно их пугавшую Сибирь.
За несколько лет после пришествия Советской власти, в Литве не осталось семьи, из которой не был бы увезён в Сибирь хотя бы один человек, а очень часто увозилась и вся семья.
Литва была маленькой, но очень богатой страной, с великолепным хозяйством и огромными фермами, хозяева которых в советские времена стали называться «кулаками», и та же советская власть стала их очень активно «раскулачивать»... И вот именно для этих «карательных экспедиций» отбирались лучшие комсомольцы, что бы показать остальным «заразительный пример»... Это были друзья и знакомые тех же «лесных братьев», которые вместе ходили в одни и те же школы, вместе играли, вместе ходили с девчонками на танцы... И вот теперь, по чьему-то сумасшедшему приказу, вдруг почему-то стали врагами и должны были друг друга истреблять...
После двух таких походов, в одном из которых из двадцати ушедших ребят вернулись двое (и папа оказался одним из этих двоих), он до полусмерти напился и на следующий день написал заявление, в котором категорически отказывался от дальнейшего участия в любых подобного рода «мероприятиях». Первой, последовавшей после такого заявления «приятностью» оказалась потеря работы, которая в то время была ему «позарез» нужна. Но так как папа был по-настоящему талантливым журналистом, ему сразу же предложила работу другая газета – «Каунасская Правда» – из соседнего городка. Но долго задержаться там, к сожалению, тоже не пришлось, по такой простой причине, как коротенький звонок «сверху»... который вмиг лишил папу только что полученной им новой работы. И папа в очередной раз был вежливо выпровожен за дверь. Так началась его долголетняя война за свободу своей личности, которую прекрасно помнила уже даже и я.
Вначале он был секретарём комсомола, из коего несколько раз уходил «по собственному желанию» и возвращался уже по желанию чужому. Позже, был членом коммунистической партии, из которой также с «большим звоном» вышвыривался и тут же забирался обратно, так как, опять же, немного находилось в то время в Литве такого уровня русскоговорящих, великолепно образованных людей. А папа, как я уже упоминала ранее, был великолепным лектором и его с удовольствием приглашали в разные города. Только там, вдали от своих «работодателей», он уже опять читал лекции не совсем о том, о чём они хотели, и получал за это всё те же самые проблемы, с которых началась вся эта «канитель»...
Я помню как в одно время (во времена правления Андропова), когда я уже была молодой женщиной, у нас мужчинам категорически запрещалось носить длинные волосы, что считалось «капиталистической провокацией» и (как бы дико сегодня это не звучало!) милиция получила право задерживать прямо на улице и насильно стричь носящих длинные волосы людей. Это случилось после того, как один молодой парень (его звали Каланта) сжёг себя живьём на центральной площади города Каунас, второго по величине города Литвы (именно там тогда уже работали мои родители). Это был его протест против зажима свободы личности, который перепугал тогда коммунистическое руководство, и оно приняло «усиленные меры» по борьбе с «терроризмом», среди которых были и «меры» глупейшие, которые только усилили недовольство живущих в то время в Литовской республике нормальных людей...
Мой папа, как свободный художник, которым, поменяв несколько раз за это время свою профессию, он тогда являлся, приходил на партсобрания с длиннющими волосами (которые, надо отдать должное, у него были просто шикарные!), чем взбесил своё партийное начальство, и в третий раз был вышвырнут из партии, в которую, через какое-то время, опять же, не по своей воле, обратно «угодил»... Свидетелем этому была я сама, и когда я спросила папу, зачем он постоянно «нарывается на неприятности», он спокойно ответил:
– Это – моя жизнь, и она принадлежит мне. И только я отвечаю за то, как я хочу её прожить. И никто на этой земле не имеет права насильно навязывать мне убеждения, которым я не верю и верить не хочу, так как считаю их ложью.
Именно таким я запомнила своего отца. И именно эта его убеждённость в своём полном праве на собственную жизнь, тысячи раз помогала мне выжить в самых трудных для меня жизненных обстоятельствах. Он безумно, как-то даже маниакально, любил жизнь! И, тем не менее, никогда бы не согласился сделать подлость, даже если та же самая его жизнь от этого зависела бы.

Иона Сысоевич родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово недалеко от города Ростова. Был иноком в Воскресенском монастыре города Углича. Позже стал архимандритом Белогостицкого Георгиевского, затем в 1646-1652 годах - Авраамиевского Богоявленского Ростовских монастырей.

15 августа 1652 года Иона был хиротонисан (рукоположен) во епископа патриархом Московским и Всея Руси Никоном и возведён в сан митрополита Ростовского и Ярославского. В 1654 и 1656 годах присутствовал в Москве на Соборах об исправлении церковных книг.

Охлаждение отношений между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, привело последнего к самовольному оставлению кафедры - 10 июля 1658 года он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

В 1663 году митрополит Иона участвовал в разборе дел патриарха Никона. 2 сентября 1664 года он стал местоблюстителем Патриаршего престола. В ночь с 17 на 18 декабря 1664 года в Успенском соборе Московского кремля шла заутреня, на которой присутствовал Иона. В это время в собор вошёл бывший патриарх Никон и предложил Ионе принять у него благословение, таким образом подтвердить легитимность опального патриарха, что Иона и сделал. Его примеру последовали прочие священнослужители и простой народ. По приговору всех архиереев удалён за это от управления делами патриархии и отправлен назад в Ростовскую митрополию.

При нём, в 1658 году, была выделена часть Ростовской митрополии и из неё учреждена особая епархия - Великоустюжская. В 1666 году присутствовал на соборе, осудившем Никона. С 1674 по 1690 год участвовал на всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве.

5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря того же года. Погребён в Ростовском кафедральном соборе. Преемником Ионы стал митрополит Иоасаф (Лазаревич), продолжившей его деятельность по строительству храмов.

Строительство и колокольные звоны

Митрополит Иона был известен своею ревностью к церковному благолепию; он устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил существовавшие ранее монастыри и церкви. Были построены Введенская трапезная (1650) и Никольская (1655) церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор (1657) и Михаило-Архангельская церковь (1658) в Белогостицком монастыре, стены и башни Митрополичьего двора (т. н. Ростовского кремля) (1670-1675), его церкви Воскресенская (1670) и Григорьевского затвора (1670), Белая, Отдаточная и Ионинская палаты (1672-1680), церковь Спаса на Сенях (1675), Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря (1680), звонница Ростовского собора (1680-1682), собор Петровского монастыря (1682-1684), церковь Иоанна Богослова в Митрополичьем дворе (1683), Троицкий собор в Зачатьевском (Спасо-Яковлевском) монастыре (1686-1691), комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, Митрополичий двор с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре. Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами, для них характерны своеобразные архитектурные приёмы (напр., надвратные церкви в окружении симметричных башен, малые звоннички). В построенном митрополитом Ионою Ростовском кремле был разбит висячий сад.

Создал знаменитые ростовские звоны. Самый большой колокол назвал в честь своего отца - «Сысоем». Возможно лично сочинял музыку звонов. О колоколах Ростовского собора он писал: «На своём дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки».

Он развернул в своей митрополии грандиозное строительство, плодами которого стали Ростовский кремль , перестройка близлежащих монастырей (включая Борисоглебский), ансамбль Успенского собора , Толгский монастырь в Ярославле , Воскресенский монастырь в Угличе и Михайло-Архангельский монастырь в Великом Устюге .

Биография

Иона Сысоевич родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово недалеко от города Ростова . Был иноком в Воскресенском монастыре города Углича . Позже стал архимандритом Белогостицкого Георгиевского, затем в 1646-1652 годах - Авраамиевского Богоявленского Ростовских монастырей.

В 1663 году митрополит Иона участвовал в разборе дел патриарха Никона. 2 сентября 1664 года он стал местоблюстителем Патриаршего престола . В ночь с 17 на 18 декабря 1664 года в Успенском соборе Московского кремля шла заутреня, на которой присутствовал Иона. В это время в собор вошёл бывший патриарх Никон и предложил Ионе принять у него благословение, таким образом подтвердить легитимность опального патриарха, что Иона и сделал. Его примеру последовали прочие священнослужители и простой народ. По приговору всех архиереев удалён за это от управления делами патриархии и отправлен назад в Ростовскую митрополию.

При нём, в 1658 году, была выделена часть Ростовской митрополии и из неё учреждена особая епархия - Великоустюжская . В 1666 году присутствовал на соборе , осудившем Никона. С 1674 по 1690 год участвовал на всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве.

5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря того же года. Погребён в Ростовском кафедральном соборе . Преемником Ионы стал митрополит Иоасаф (Лазаревич) , продолжившей его деятельность по строительству храмов.

Строительство и колокольные звоны

Митрополит Иона был известен своею ревностью к церковному благолепию; он устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил существовавшие ранее монастыри и церкви. Были построены Введенская трапезная (1650) и Никольская (1655) церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор (1657) и Михаило-Архангельская церковь (1658) в Белогостицком монастыре, стены и башни Митрополичьего двора (т. н. Ростовского кремля) (1670-1675), его церкви Воскресенская (1670) и Григорьевского затвора (1670), Белая, Отдаточная и Ионинская палаты (1672-1680), церковь Спаса на Сенях (1675), Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря (1680), звонница Ростовского собора (1680-1682), собор Петровского монастыря (1682-1684), церковь Иоанна Богослова в Митрополичьем дворе (1683), Троицкий собор в Зачатьевском (Спасо-Яковлевском) монастыре (1686-1691), комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, Митрополичий двор с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре. Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами, для них характерны своеобразные архитектурные приёмы (напр., надвратные церкви в окружении симметричных башен, малые звоннички). В построенном митрополитом Ионою Ростовском кремле был разбит



Случайные статьи

Вверх