Мартин Милостивый — святой Мартин Турский. Святитель мартин милостивый Гуси и овцы

Мартин Турский (ок. 315-397). Христианский святой, родился в Паннонии (в настоящее время Венгрия); он стал епископом Тура ок. 370 года. Он был проповедником, основателем первых монастырей во Франции и разрушителем языческих капищ. Его влияние испытала вся Западная Европа, и много, церквей было посвящено ему во Франции и Англии. Одет Мартин либо как епископ, либо как римский воин, носящий плащ, который он намеревается рассечь своим мечом. B любом случае рядом с ним может быть хромой нищий (см. 2, ниже). ГУСЬ у его ног может намекать непосредственно на время года, когда празднуется его день (11 ноября [по православному календарю Св.Мартин Милостивый поминается 12. октября. - А.М.]), которое, как считается, совпадает со временем миграции гусей (или временем, когда их режут и едят). Повествовательные циклы особенно часто встречаются во французских соборах XIII-XIV веков. Отдельные сцены широко распространены в ренессансном искусстве Северной: Европы.

1. Посвящение Св. Мартина в рыцари. Он получает свой меч от императора Констанция, сына Константина Великого [автор называет императора Констанцием II, что является -ошибкой: у Константина Великого было три сына - Константин 11, Констанс и Констанций; в данном случае речь должна идти o последнем.- А.М.], а щит - от адъютанта, другой прилаживает ему шпоры.

2. Милосердие Св. Мартина; Мартин, отрезающий часть своего плаща. После вступления в римскую армию Мартин нес; свою службу в Галлии. Однажды он повстречал нищего, дрожавшего от зимней стужи. Мартин отрезал половину своего paludamentum (или военного плаща) и отдал её бедняку. В ту ночь ему приснилось, что Христос пришел к нему обернувшимся в тот кусок, который Мартин отдал. Святой обычно на коней изображается в тот момент, когда разрезает свой плащ мечом или накидывает часть его на плечи нищего, который стоит перед ним на коленях. Изображается также видение ему во сне Христа.

3. Св. Мартин отрекается от своего оружия. Мартин, попросивший о своем увольнении из армии, как это принято среди многих христианских пацифистов, был обвинен в трусости, поскольку битва была неизбежна. Но в начавшемся бою он смело выступил вперед, неся один лишь крест, и пораженные враги взмолились тогда о мире. Он изображается стоящим перед вражескими войнами с крестом в руке, тем временем его командир с изумлением смотрит на происходящее.

4. Месса Св. Мартина. Однажды Мартин служил мессу в мало подходящей для этого блузе, отдав свою ризу нищему, которого встретил по пути в церковь. За алтарем огненный шар - символ его горячего милосердия - спустился на его голову, а ангелы покрыли его руки "золотыми рукавами, полными драгоценных камней".

(IV век) родился в Венгрии, которая во время правления Константина Великого называлась Паннонией. ещё в детстве Мартин был обращен в христианство и убежал в монастырь, но его отец, бывший военным трибуном, настаивал на том, чтобы его сын стал солдатом. Мартин вступил в императорскую конницу и был направлен во Францию. Однажды в Амьене холодным зимним днем Мартину случилось повстречать нищего, который пытался спастись от холода, обмотавшись какими-то тряпками. Мартин снял свой плащ и, разрезав его мечом надвое, отдал половину его нищему. В ту ночь ему в видении явился Христос и сказал: «Сделай для меня то же, что ты сделал для этого бедного человека». И тогда Мартин решил посвятить всю свою жизнь религии и попросил освобождения от военной службы. Когда император обвинил Мартина в трусости перед врагом, Мартин сказал, что он с радостью встретил бы врага, вооружившись лишь одним крестом. Прежде чем император смог проверить мужество Мартина, были получены сведения, что враг просит о примирении. Считается, что именно вера Св. Мартина заставила вражескую армию отступить. Мартину разрешили покинуть армию, и он начал жизнь в уединении, сначала на острове в Тирренском море, а затем близ города Пуатье, Франция, где он основал монастырь Лигюже, который считается первым монастырем во Франции. В Лигюже он узнал, что жители Тура назначили его своим епископом. Согласно легенде, к скиту Св. Мартина привел людей гусь, и Св. Мартин был вынужден приступить к новым обязанностям. Согласно другой легенде, чтобы заставить Св. Мартина покинуть скит, один из жителей Тура сказал ему, что его умирающая жена просит Св. Мартина прийти и причастить ее. Мартин поспешил в город, где по настоянию народа был возведен в сан епископа. Он оставался епископом Тура в течение тридцати лет.

В живописи эпохи Возрождения его часто изображали в епископском одеянии, иногда с гусем. На других картинах Св. Мартин, облаченный в воинские доспехи и сидящий верхом на коне, разрезает мечом свой плащ, дабы укрыть нищего.

Святой Мартин Турский

– подвижник аскезы

Ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский. Никто из древних мучеников не может в этом отношении сравниться с ним. О почитании его свидетельствуют тысячи храмов и поселений, носящих его имя . Для средневековой Франции (и для Германии) он был святым национальным. Его базилика в Type была величайшим религиозным центром меровингской и каролингской Франции, его мантия (сарра) – государственной святыней франкских королей. Еще более значительно то, что житие его, составленное современником, Сульпицием Севером, послужило образцом для всей агиографической литературы Запада. Первое житие западного подвижника – оно вдохновило на аскетический подвиг множество поколений христиан. Оно было для них, после Евангелия, а может быть, и раньше Евангелия, первой духовной пищей, важнейшей школой аскезы. Почти в каждом святом меровингской эпохи, которую Мабильон называет "золотым веком агиографии", мы узнаем фамильные черты детей Турского отца. Перед этим влиянием на ряд столетий – во всяком случае, до "Каролингского Возрождения" – бледнеют и полу-восточная школа Иоанна Кассиана и родственные ему традиции Лерина и Бенедикта Нурсийского. Все три последние подвижнические школы построены на началах духовной "рассудительности", умеряющей крайности аскезы во имя деятельного, братского общежития. Школа св. Мартина резко отличается от них героическою суровостью аскезы, ставящей выше всего идеал уединенного подвига. Аскетическая идея в век Григория Турского (VI в.) выражена с величайшей силой и величайшей односторонностью . И поиски истоков этой идеи неизменно возвращают нас к Турскому подвижнику IV столетия.

Критическая проблема биографии св. Мартина впервые остро поставлена в недавней работе Бабю . Этот талантливый, при всей своей радикальной прямолинейности, исследователь (безвременно погибший на войне в 1916 г.) убедительно показал, что мы знаем образ Мартина таким, каким он отражен в произведениях литератора Сульпиция Севера . Житие вышло не из круга близких учеников святого, сложилось не в его монастыре. Блестящий писатель, ритор, историк, увлеченный, подобно многим из его современников, аскетическим идеалом, Север воплотил этот идеал в необычайно ярком, набросанном сильными мазками, в импрессионистской манере поздней античной риторики, образе далекого Турского аскета. Существование личной связи между ними несомненно. Совершенно напрасно французский ученый пытается свести ее к одному путешествию Севера в Тур, в последний год жизни святого . Но столь же несомненно, что автор не обладал добродетелью объективного самоограничения. Страстный радикал, он живет в резкой оппозиции к церковно-общественному строю своего времени, беспощадно относясь ко всему галльскому епископату, к императорской власти. Созданный им образ св. Мартина естественно вкладывается в круг аскетических и эсхатологических идей автора. Бабю идет дальше. Предполагаемое им молчание, которое будто бы долго окутывает личность Мартина и его дело, приводит критика к скептическим заключениям: Мартин, если не как историческая личность, то как герой западной аскезы, есть всецело создание Севера. Мы не можем присоединиться к этой тезе по внешним и внутренним основаниям. Ученики Мартина, посещавшие Сульпиция и св. Павлина (Ноланского), служившие живою связью между единомышленниками-друзьями , и другие его ученики, занимавшие уже в то время епископские кафедры , ставят известные пределы фантазии агиографа. С другой стороны, Мартин, созданный только по литературным образцам, не мог бы получить такой неповторяемой оригинальности образа. От человеческого воображения требуют, как и во всех аналогичных случаях "созданий", чересчур многого. К сожалению, если фантазия писателя бессильна создать религиозную реальность, она способна по своему окрасить, исказить ее. Бабю прав: "Легенда здесь оказывается более историчной, чем реальность; она одна осталась живой в истории" . Св. Мартин не создал крепкой организации, живой школы, которой бы мог завещать свою память. Для последующих поколений Мартин жив лишь постольку, поскольку воспринят Севером. И поскольку восполнен и, жив также.

О. Ипполит Делеэ, подготавливавший издание жития св. Мартина для Acta Sanctorum, посвятил большую, исчерпывающую работу критическим проблемам, вызванным книгой Бабю . С обычным своим историческим тактом, он ввел в истинные пропорции контуры проблемы, поставленной Бабю. Для внешней биографии Мартина он дал, быть может, окончательную форму. Однако, глава современного болландизма, верный своему историческому стилю, не пожелал подойти к труднейшей задаче: воссоздания духовного облика святого.

Правда, задача эта вообще из тех, которые выходят из кругозора современной исторической науки. До сего дня мы не имеем истории святости, не имеем даже истории аскезы. Книги, посвященные этой теме, по большей части, не выходят из области внешних фактов, внешних связей, литературных аксессуаров. Вне этого научного изучения остается обильная назидательно-легендарная литература. Но для последней не существует ни критической проблемы, ни чисто исторической: влияний, филиации, развития в сфере духовной жизни. Проблема научного изучения святости, как явления духовной жизни, только поставлена на очередь. Чрезвычайно интересная "История аскезы" Штратмана остановилась на самых первых шагах христианской аскезы. Известная книга Пурра о "Христианской духовной жизни", столь заманчивая своей темой, разочаровывает ее трактовкой. Для св. Мартина мы находим в ней пять страниц чисто внешнего очерка, общеизвестные даты из главы: "La vie monastique en Gaule". Для духовной жизни и духовного облика святого – ничего. В сущности, и сейчас несколько строк протестанта Гаука, которые знаменитый историк посвятил мимоходом Турскому святому, остаются наиболее ценной характеристикой его подвижничества . Впрочем, Гаук еще не знает всех трудностей своего источника.

Вот почему книги Бабю и Делеэ не только оставляют возможным, но прямо вызывают на новое изучение агиографии С. Севера. Мы подходим к ней, желая усмотреть образ Мартина – христианского подвижника, найти руководящую идею его подвига. Быть может, эта задача окажется неразрешимой или превышающей наши силы, но постановка ее обязательна. Это "единое на потребу" церковно-исторической науки. "Все прочее к ней приложится", – или история христианской церкви в наших книгах будет по-прежнему оставаться коллекцией ор-д-эвров.

Известно, на какую сверхчеловеческую высоту поставил Сульпиций своего героя. Никто из восточных подвижников не может сравниться с ним. Он занимает место рядом с апостолами и превосходит всех святых . Основное впечатление от этого образа – подавляющей духовной мощи : Мартин, окруженный ангелами , общающийся со святыми и Христом, постоянно посрамляющий диавола и грозно повелевающий земным владыкам. На небесах он немедленно же по смерти занимает для своих поклонников положение, которое по праву принадлежит только Христу или, столетиями позже, Богоматери: "единственной, последней надежды на спасение" . Но, прежде всего, он великий чудотворец.

Собственно говоря, ударение, которое ставит Сульпиций на этой чудотворной силе Мартина, мало согласуется с его общей оценкой чуда. Чудеса могут творить все, по слову Господа. Только "несчастные, выродки, сонливцы, не будучи в состоянии творить их сами, краснеют от чудес св. Мартина и не верят им" . Чудотворение совместимо даже с недостойной совестью. Сульпиций знает примеры чудотворцев, одержимых бесом тщеславия . Не без юмора он рисует встречающийся в его время тип мнимого святого (errore sanctus), раздутого молвой и поклонением. "Если у него последуют хоть какие-нибудь маленькие чудеса, он будет считать себя ангелом" .

И однако, по тому, как Сульпиций построил свое житие, видно, что для него это выявление духовной мощи имеет первенствующее значение. Действительно, только здесь, а не в аскетическом подвиге, Мартин превосходит восточных отцов (главная идея "Диалогов"). Превосходит не только изумительностью чудес – воскрешение мертвых, – но и формальным их характером. От проницательного критика не укрылось, что, в отличие от чудес Антония Великого (литературный образец для Севера), Мартин обладает чем-то вроде "fluide personnel". Мартин представляется источником самостоятельной мощи – virtus; Антоний творит чудеса всегда по молитве: не он, а Бог исцеляет . Конечно, между св. Афанасием и Сульпицием не может быть богословских расхождений по вопросу о чуде ; но разница в психологическом восприятии чуда огромная. Именно, благодаря личностному характеру силы, становятся возможным чудо, совершаемое Мартином по ошибке, как остановка погребального шествия (впрочем, signo crucis) . Чудеса творят и другие именем Мартина. Можно приказать собаке замолкнуть in nomine Martini: "и лай прервался в глотке; она умолкла, словно ей отрезали язык" .

Источник этой сверхчеловеческой силы – аскеза . Но как раз аскетические достижения Мартина интересуют агиографа в самых общих чертах. По-видимому, восточный опыт остается непревзойденным, – и в этом известная порука Северовой правдивости. Если не для Мартина, то для аскетического кружка Сульпиция Севера представляется очевидным, что, в частности, диетический режим Египта должен быть смягчен в Галлии . Подвиг Мартина в воздержании, в постах , бдениях и молитвах, не столько в чрезмерности их, сколько в непрерывности, perseverantia . Кардинальная добродетель Мартина – это мужество – fortitudo . Совершенно стоическими чертами рисуется ровная невозмутимость его духа – aequanimitas: "никто никогда не видел его разгневанным, никто – взволнованным, никто – печальным, никто – смеющимся: всегда он был один и тот же – unus idemque" . С этой невозмутимостью согласуется gravitas и dignitas его речей . Ровность духа не изгоняет с лица Мартина выражения "небесной радости", придававшей ему нечто не от человеческой природы .

Эта вечная ясность, кажется, исключает покаянное настроение, плач о грехах, и, действительно, Сульпиций нигде не указывает на покаяние, как на мотив аскезы . Сам Сульпиций – грешник – знает "страх суда и ужас наказаний"; "воспоминание о грехах делает его печальным и измученным" . Но это не для героя. Мартин в изображении Севера свободен от страха и раскаяния . Вера в свою спасенность выражается и в предсмертных словах, обращенных к диаволу: "Что ты стоишь здесь, кровожадный зверь? Ничего ты не найдешь во мне, злодей: я отхожу на лоно Авраамово" . Здесь выражено не только личное самосознание. Известный моральный оптимизм утверждается Мартином и в общей сентенции: "Старые преступления очищаются достойной жизнью, и, по милосердию Божию, должны быть освобождены от грехов те, которые перестали грешить" . Не на милосердии, которое все покрывает, лежит здесь ударение, но на melior vita; святой серьезно считается с возможностью перестать грешить. Правда, несколько иной оттенок принимает эта мысль в радикальном заключении: и диавол может надеяться на прощение, если раскается хотя бы перед Судным днем: "уповая на Господа Иисуса Христа, я обещаю тебе милосердие" . Здесь не может быть и речи о заслугах. Но для человеческих усилий и борьбы открыто свободное поле.

С кем ведется эта борьба? Мы ничего не слышим об искушениях плоти и духа, о борьбе с грехом. Мартин выше человеческих слабостей. Но диавол, несмотря на постоянные поражения, не устает его преследовать. Мартин от юности поставлен в роковую неизбежность этого единоборства . Поистине, он имеет дело с жалким противником. Бессильный соблазнить, враг мечтает только обмануть, но Мартин с неизбежным провидением разоблачает его во всех личинах и отражает его диалектику . Всегда победоносная, борьба не перестает быть напряженной. "Тяжка, Господи, телесная брань... службу Твою буду верно нести, под знаменами Твоими буду сражаться, доколе Сам повелишь" . Мартин, некогда отказавшийся от службы императору, становится воином Христовым. Этот язык милитаризма обычен для христианского подвижничества. Еще ап. Павел освятил его употребление . Разница лишь в том, что не знающая поражений война утрачивает для Мартина свою опасность .

Совершенный воин Христов – это мученик, проливший кровь за Христа. Но и этот венец, поистине, принадлежит Мартину. "Хотя условия времени не могли дать ему мученичества, он не лишается славы мученика, ибо волею своею и доблестью мог и хотел быть мучеником... Родись он в другое время, он добровольно взошел бы на дыбу, сам бы бросился в огонь... веселясь язвами и радуясь мукам, он смеялся бы среди пыток" . Впрочем, своими добровольными страданиями "он совершил бескровное мученичество" . Какова же цель этого вольного мученичества или войны? На этот счет Сульпиций необычайно лаконичен, как и вообще он неохотно вводит нас во внутренний мир святого. Иногда мы слышим, что Мартин подвизается "ради вечности" : Царство Божие, как обетование грядущего , (не достижение настоящего в особой мистической жизни) требует жертвы, отречения. В этом путь Христов. "Беседы его (Мартина) с нами все были об одном: как нужно оставить прелести мира и тягости этого века, чтобы свободно, несвязанными следовать за Иисусом . Созерцание и богообщение нигде не полагаются целью аскезы. Сама молитва рассматривается, как труд и духовное упражнение. Подчеркивается ее непрерывность, и язык автора пользуется для ее характеристики механическими сравнениями. "Не проходило ни одного часа, ни мгновения, когда бы он не прилежал молитве или не трудился над чтением, хотя даже среди чтения или иных занятий он никогда не ослаблял ума от молитвы. Подобно тому, как кузнецы среди работы, ради облегчения труда, бьют время от времени о наковальню, так и Мартин даже тогда, когда, по внешности, был занят другим делом, всегда молился" . Конечно, молитва Мартина изображается и иначе: как акт волевого напряжения, устремленности к небу. Таковы некоторые молитвы при совершении чудес и особенно предсмертная молитва Мартина .

Была и у Мартина "некая внутренняя жизнь", и "дух его всегда был устремлен к небу", но Сульпиций бессилен говорить об этом .

Эти черты естественно смыкаются в цельный образ: христианского стоика, героическими трудами завоевывающего Царство Небесное. Таким остался Мартин в памяти ближайших варварских столетий, живших под могучим впечатлением его легенды.

Однако впечатление это грешит большой односторонностью. Существенно иные черты привходят в образ стоика, осложняя, изменяя его до неузнаваемости. Со страниц Сульпиция глядит на нас другое лицо, в котором мы с трудом признаем героя-Мартина. Но это именно лицо запечатлено такой духовной красотой и неповторимым своеобразием, что для нас оно обладает гораздо большей убедительностью, чем понятный варварам эпический Мартин. Этот другой Мартин не только следует за Христом по пути отречения; он с необычайной для его современников чуткостью воспринял в себя образ Христа и живет органическим подражанием ему. Образ Христа смягчает суровость его подвига, сообщая ему эмоциональную жизнь. Мартин видит Христа в уничижении и любви. Когда искуситель является ему в образе Христа, но в царственном одеянии, "sereno ore, laeta facie", Мартин легко посрамляет его: "Господь Иисус не обещал прийти в пурпуре и сияющим диадемой: я не поверю в пришествие Христа, если не увижу Его в том одеянии и образе, в котором Он страдал, носящим язвы крестные" . В нищем, которому Мартин отдает половину своего плаща, является ему Христос . Бедность и для Мартина и для Севера является одной из основных добродетелей . Вот почему – а не из аскетической борьбы со своей гордостью – Мартин ищет унижения.

Живя в крайней скудости, он имеет жалкий вид . Когда решался вопрос о посвящении его в епископы, собравшиеся иерархи были шокированы его "жалким лицом, грязной одеждой, запущенными волосами" . Этой vilitas в одежде Мартин не изменил и после посвящения: ей соответствовала humilitas в его сердце . Его смирение идет так далеко, что разрушает самые основы иерархического строя в миру и в Церкви. Будучи воином и пользуясь услугами раба, Мартин переворачивает наизнанку социальные отношения между ними, оказывая своему слуге рабские услуги: прислуживает ему за столом, снимает и чистит его обувь .

Епископом Мартин "никого не судил, никого не осуждал, никому не воздавал злом за зло... так что, хотя он и был архипастырем, но его безнаказанно оскорбляли даже низшие клирики" . Смирение заставляет его, в сознании своего недостоинства, отступаться от чуда. Тот самый Мартин, который не колеблется воскрешать мертвых, вдруг объявляет себя недостойным исцелить больную девушку и уступает лишь принуждению епископов . Принцип уничижения, конечно, аскетический принцип. Но качество его, религиозное сознание его иное, чем в аскезе трудовой и героической.

Самоуничижение одной стороной своей сближается с аскезой, т. е. с самопреодолением (закон нищеты проистекает из обоих источников); но само по себе оно есть нечто большее, чем аскетическое средство: непосредственное выражение религиозного опыта, у Мартина – сопереживания Христа. Потому-то оно стоит у него в теснейшей связи с любовью, проистекающей из того же откровения Христа. "На устах его один Христос, в сердце его одна любовь, один мир, одно милосердие" . Мартин молится за своих оскорбителей . Он выкупает пленных . Он просит у комита , императора , освобождения узников, прощения опальных. Он не может примириться с тем, что пролилась кровь еретиков, и порывает общение со всем виновным в этом грехе епископатом . Любовь Мартина находит выражение в жестах, которые могут быть названы этически гениальными. Все мы помним, как он, еще будучи воином и оглашенным, одевает нищего оторванной половиной своего плаща. На восемь столетий упреждая христолюбца Франциска, Мартин целует прокаженного – акт, в котором мы вправе видеть как выражение любви, так и аскезы унижения.

Любовь его изливается и на животных, с чуткостью, необычной для западного христианина IV столетия. Если бл. Августин с любопытством наблюдает погоню собаки за зайцем , то Мартин в аналогичном случае спасает преследуемое животное . Сульпиций с удивлением останавливается перед зрелищем этой неоскудевающей любви, редкой, "в наш холодный век, когда она хладеет даже в святых мужах" . Даже умирающий, Мартин колеблется между любовью к покидаемым братьям и желанием соединиться со Христом .

Быть может, здесь всего уместнее упомянуть о неожиданных чертах юмора в строгом облике Мартина. Ни в стоическом бесстрастии, ни в юродстве смирения они не находят объяснения, но легче всего уясняются, как выражение любви к тварям (подобно юмору Франциска). Замечательно, что немногочисленные примеры "духовного остроумия" Мартина, приводимые Севером , обращены к природе и животным. Таково сравнение остриженной овцы с христианином, отдавшим одну рубашку.

Впрочем, и любовь сближается Сульпицием с аскезой. Любовь Мартина только сострадание, никогда – сорадование: следовательно, она исполняет его скорбью: "чьим горем не болел он? чьим соблазном не уязвлялся? Чья гибель не заставляла его стенать?" И, перечисляя права Мартина на "бескровное мученичество", Север, вслед за "голодом, бдениями, наготой, постами, поношениями завистников, преследованиями злых", непосредственно приводит "заботу о немощных, беспокойство за подвергающихся опасностям" . Так господствующая идея аскезы стремится подчинить себе все проявления духовной жизни, первоначально от нее независимые. Аскеза, равнозначащая мученичеству, как источник святости и мощи (virtus) – такова первая и последняя идея Северова жития св. Мартина.

На этом принципе Сульпиций строит целую социальную философию, антикультурную и разрушительную в своих выводах. Принцип аскетического уничижения, "истощания" перерастает форму личной добродетели (смирения) и делается мерилом для суда над миром. Это потому, что в основе его у Сульпиция лежит не опыт собственной моральной нищеты, ("блаженны нищие духом"), а созерцание нищего, истощившего себя Христа. В свете уничижения Христова истлевают все культурные ценности.

Мартин – сын воина, не получивший никакого образования . Это не мешает прелести его бесед и глубокому проникновению в смысл св. Писания . Все остальное в науке для Севера – утонченного ритора – вредный вздор. С обычным тщеславием обращенных литераторов , он старается извинить свой будто бы "необработанный слог" . Но к чему все это? "Царство Божие не в красноречии, а в вере... Долг человека искать вечной жизни, а не вечной памяти" . "Какую пользу получило потомство, читая о битвах Гектора или о философии Сократа? Когда не только подражать им глупость, но безумие не нападать на них самым жестоким образом" .

Эти выпады против античной культуры в устах Севера не новы; они общи у него с бл. Августином, Иеронимом, почти всеми его современниками. Оригинальна для Севера суровость в отвержении социальных форм жизни. Он ненавидит деньги даже тогда, когда они употреблены на доброе дело. Один святой пресвитер из Киренаики отказывается взять десять солидов, дар для своей бедной церкви, с таким обоснованием: "Церковь не строится золотом, но разрушается им" . Так и Мартин бросает дары, полученные им от императора, – "как всегда, на страже своей бедности" . Впрочем, мы видим Мартина, принимающим денежные суммы, – но для выкупа пленных, – и расточающим их на эту благую цель прежде, чем тяжелое бремя золота достигло монастырского порога . В монастыре Мартина нет места никаким искусствам или ремеслам, кроме письма; да и тем занимаются малолетние .

Служба государству "бесполезна" . Мартин считает несовместимой воинскую службу со званием христианина и бросает ее перед битвой. "Christi ego miles sum: pugnare mihi non licet" . Не раз отмечался своеобразный республиканизм Севера, вернее, ненависть к царской власти, сказавшаяся в его Хронике . Достаточно суров он к государям и в своей агиографии Мартина . Юлиан называется тираном без упоминания о его язычестве: при этом отношение его к Мартину, в изображении Севера, далеко от жестокости . Валентиниан изображен суровым гордецом, не допускающим к себе святого: огонь, охвативший его трон по силе Мартина, научает его уважать чудотворца . Максим, характеристика которого странно двоится, необычайно искательный перед Мартином, встречает с его стороны открытое неуважение. "Не взирая на многократные приглашения, Мартин уклонялся от его пиров, говоря, что не может быть участником трапезы того, кто лишил одного императора царства, другого жизни" . Но если этот урок можно объяснить принципом лояльности, то следующий говорит о невысокой оценке царской власти, как таковой. Мартин, удостоивший, наконец, своим присутствием царский пир и получивший из рук Максима первый кубок, передает его после себя не императору, а пресвитеру, говоря, что "недостойно было бы для него предпочесть самого царя пресвитеру" . Императрица, жена Максима, не знает, как сильнее унизиться перед Мартином. Она прислуживает ему за столом и, распростершись на земле, "не может оторваться от его ног" . Не смирение ее, а унижение перед Мартином приковывает внимание автора, который вводит в свое повествование и других правителей – префектов и комитов – в тех же двух положениях: личного унижения или наказанного тиранства. Мартин отказывается пригласить на пир префекта Винценция, несмотря на приводимый последним пример Амвросия Миланского: этот поступок мотивируется нежеланием поощрять тщеславие вельможи . Комит Авициан – это "зверь, питающийся человеческой кровью и смертью несчастных... Мартин видел у него за спиной демона огромной величины". Но, укрощенный Мартином, тиран, по крайней мере в Type, безвреден .

Сульпиций не находит достаточно резких слов, чтобы заклеймить, с одной стороны, преступное вмешательство государства в дела Церкви , с другой – раболепство развращенного епископата перед государем . Один Мартин "почти исключительный пример того, как лести царской не уступила святительская твердость" . Даже тогда, когда Мартин печалуется перед императором за осужденных, "он скорее повелевает, нежели просит" . Смиренный перед всеми, сносящий обиды клириков, умывающий ноги гостям , Мартин становится необычайно суров и властен в обращении с представителями государства. Чтобы посрамить их гордость, он забывает о собственном смирении. А между тем в основе, как личной кротости, так и общественной непримиримости, один и тот же религиозный опыт: образ уничиженного Иисуса .

Этот евангельский образ, оживший в Мартине, требует от него и дальнейшего отрыва от исторического даже церковного быта. Мартин (или Север) не для того восстает против вмешательства государства в дела Церкви, чтобы бороться за церковную теократию. К церковной иерархии они проявляют большую холодность. Мы видели, как низко ценил Мартин свою собственную епископскую власть . Известно, что он, как и Север, живет в открытой вражде с галльскими епископами . При избрании своем Мартин встретил оппозицию именно со стороны епископата . Да и впоследствии у него, по словам Севера, не было врагов, кроме епископов . Они готовы были, по словам Севера, добиться от императора смертного приговора для Мартина, как виновного в соучастии с еретиками (присциллианистами) .Святой уклоняется от общения с епископами Галлии , за исключением двух, ему преданных, не посещает соборов и считает, что "в его время едва ли не один Павлин исполняет евангельские заповеди" . Сульпиций также много повествует о преследованиях против него лично одного епископа (единственного бывшего ранее благосклонным) . Даже упоминая о борьбе Мартина с арианством в Иллирии, он делает ответственными за ересь иерархов и в рассказах о Востоке находит место упрекнуть Александрийского епископа в жестокости к монахам .

Итак, ни государство, ни культура, ни церковная иерархия не пользуются уважением в глазах Мартина и Сульпиция. То анахорет, то бродячий миссионер , Мартин не дает опутать себя никакими социальными узами. Непокорный никому, он не требует и от других повиновения. Не только епископ без власти, но и аббат без авторитета, он терпит самые возмутительные оскорбления и распущенность своего ученика Бриция: "если Христос терпел Иуду, почему мне не терпеть Бриция?"

Является ли послушание необходимой добродетелью монаха? Из Сульпиция это неясно. Он много рассказывает о суровости послушания у египетских отшельников . "Высшее право для них жить под властью аввы, ничего не делать по собственному усмотрению". "Первая их добродетель – повиноваться чужой власти" . Но в пустыне живут и анахореты, бегающие людей, их посещают ангелы , это высший подвиг. Сравнительно с ними жизнь в киновии жалкий удел . О послушании Мартина мы ничего не слышим. После краткой аскетической школы св. Илария, он ведет жизнь анахорета. Даже будучи аббатом, он сохраняет быт отшельника и, по-видимому, не делает никакого употребления из своей власти.

Пренебрежение св. Мартина ко всякой правовой санкции, ко всякой организационной форме становится окончательно понятным, когда мы вспомним, что Мартин и его круг живут чрезвычайно обостренным эсхатологическим сознанием. Мир кончается. "Нет сомнения, что антихрист... уже родился, уже дорос до отроческих лет" .Диавол знает, чем искушать Мартина, принимая образ пришедшего в мир, чтобы судить его, Христа . Так образ Христа уничиженного сливается с Христом Страшного Суда, и на двойном огне Евангелия и апокалиптики испепеляется мир человеческой, даже церковной культуры .

Суровое отвержение культуры, являясь истечением аскезы мироотречения, аскезы "гумилиативной", не представляется несовместимым с героическим, – скажем точнее: "агонистическим" – идеалом аскезы. Мартин – герой, победивший в себе все человеческое, может гнушаться царями земными, попирать все относительные ценности социальной жизни. Но, возвращаясь к этому "агонистическому" образу, признаемся в своем бессилии: нам не удалось примирить его с другим Мартином, смиренным учеником евангельского Иисуса. И в этой неудаче нашей мы не можем не винить биографа.

Сульпицию не удалось начертать своего портрета – который хочет быть иконой – без глубоких внутренних противоречий. Как согласовать бесстрастность и ясную невозмутимость аскета с мучительной болью любви, с образом страдающего Христа? Мартин, "которого никто не видел взволнованным или печальным", всегда болеет за других, бесстрастный стонет. Воскреситель мертвых, повелитель бесов и стихий, насыщенный силой, струящейся из него, колеблется исцелить больную "по недостоинству". Что значит "важность и достоинство речей" в епископе, позволяющем оскорблять себя всем и в самой внешности являющем юродство? Его лицо, сияющее "небесной радостью" и имеющее в себе что-то "сверхчеловеческое", кажется епископам "жалким". Да и диавол, искушавший Мартина в образе царственного Христа, напрасно предстал ему sereno ore, laeta facie: не таким знал Мартин Христа. За всеми этими внешними промахами агиографа вскрывается одно основное противоречие: противоречие между идеалом стоического мудреца и образом страдающего Христа.

Я знаю, как опасно констатировать противоречия в сфере религиозной жизни. Противоречивое по человечеству оказывается антиномически-объединенным в целостной, но трансцендентной истине. В христианской святости находит себе место и светлый, мудрый старец и жалкий в глазах мира юродивый. Но как соединимы они в одном лице, в опыте одной человеческой жизни? Если они соединимы, то необычайно трудна задача биографа, который должен показать за проявлениями духовных сил их целостный исток: в единстве освящающейся личности.

Признаемся, что это не удалось Северу. Для всякой интерпретации есть границы, за которыми начинается долг критика.

Мы привыкли к тому, что агиограф оказывается ниже своего задания по немощи литературных средств. Слишком часто писатель, бессильный жизненно отобразить явление необычайной духовной силы, прибегает к условным образам, общим местам, литературным заимствованиям. Сульпиций Север показывает, что и большой талант несет с собою опасности: искажения жизни литературной формой.

Ритор Север весь пропитан традициями блестящей, но упадочной школы, – он и не думает бороться с нею. Талант нервный, насильственный, он работает исключительно с помощью художественных "фигур", среди которых гипербола – мы могли не раз убедиться в этом – является излюбленной. Он готов всегда пожертвовать строгой мерой ради пуэнты, красоте – истиной. Он никогда не бывает скучен, всегда держит читателя в напряжении, волнует его, – но в этом волнении слишком много остроты, я бы сказал – пряности.

Ритор – декадент, поставленный судьбой рядом со святым, по-своему преданный ему, он не сумел смирить себя, свой талант до чистой объективности. Вместо сбора колосьев на богатой духовной ниве, в поте лица, в страде нелегкой жатвы, он увлекся срыванием васильков и маков, сплетая венки в честь св. Мартина – стремясь украсить прекрасное. И тут его богатство обратилось в скудость. Сульпиций неизбежно стилизует Мартина. Но у него есть две темы стилизации. Отсюда раздвоение образа.

Прежде всего, он хочет нарисовать аскета в египетском стиле. Материалом служит для него житие св. Антония и те обильные рассказы паломников, – быть может, еще не облекшиеся в литературную форму , образцом которых служит весь первый диалог – "Постумиан". Он поставил себе, как мы видели, определенную цель: показать, что Мартин не уступает никому из восточных святых. Естественно, он и берет краски из жития Антония. Мы могли констатировать влияние этого памятника в портрете стоического героя. Идеал "??????? ", намеченный в Vita Antoni, окрашивает аскетику Евагрия, Лавсаик Палладия, – словом, все "оригенистское" течение раннего египетского монашества. В этом первом портрете св. Мартина мы находим обилие риторики, и очень мало конкретных черт. Сульпиций не много умеет рассказать о героической аскезе Мартина – и почти ничего, в этой связи, о его духовной жизни. Думается, мы не ошибемся, если отнесем многое в этом портрете на счет стилистических образцов автора. Поставленные в необходимость выбирать между двумя образами св. Мартина, мы без колебания жертвуем образом агонистического аскета.

Мартин – смиренный и нищий ученик Христов не имеет никаких литературных образцов. Это явление столь яркой религиозной гениальности, которое само в себе носит печать подлинности. Значит ли это, что второй портрет Мартина во всем безупречен?

Мы имели не раз случай наблюдать совпадение между аскетическими тенденциями св. Мартина и общественными взглядами самого Севера. Это совпадение было бы вполне естественным, если бы Север был учеником св. Мартина – только его учеником. Но его жизнь протекает вдали от Мартина, он принадлежит совсем иной среде. Богатый землевладелец, удалившийся в свою виллу, литератор, загоревшийся модным тогда аскетическим движением, он мог найти в турском святом воплощение своих идеалов. Мы слишком мало знаем жизнь Сульпиция, чтобы оценить это сложное взаимоотношение: между святым и его поклонником. Но все же должны остерегаться целиком отнести на счет св. Мартина весь социально-политический радикализм Сульпиция. Аскетическому радикализму последнего не хватает одной добродетели – смирения. Это проводит резкую грань между смиренным, почти юродивым апостолом любви и неумолимым врагом епископов и императоров. Возможно, вероятно даже, что и св. Мартин живет в неприятии современного ему общественного и иерархического мира. Но характер этого неприятия едва ли совпадает с будирующими настроениями его биографа. Большего сказать не можем. Здесь мы обязываемся к критическому воздержанию. Одно ясно: этот Мартин не мог быть создан Севером, он не от литературы, в нем мы должны признать одно из величайших проявлений христианской духовности, хотя между ним и нами стоит, как всегда в истории, не слишком прозрачное, или не всегда бесцветное, стекло.

Восточная Церковь не многое помнит о Мартине, но это немногое говорит о "Мартине милостивом", апостоле любви. Воин Мартин, одевающий нищего своим плащем, едва ли не единственная значительная черта его биографии, сохраненная в славянском Прологе .

Западному средневековью пришлось по иному обеднить образ Мартина, чтобы спасти его цельность. Я говорю не о житии святого, сохраненном в целости рукописной традицией, а о влиянии живого образа, насколько мы можем наблюдать его в традиции святости по памятникам меровингской агиографии. Ближайшие поколения были увлечены египетским идеалом героического бесстрастия и пожертвовали непонятным и даже соблазнительным для них образом страдающего Христа. От социального отрицания Севера они сохранили надолго враждебность к государственной власти, но восполнили ее чуждой аскетам IV в. высокой оценкой культуры. Только XII век воскрешает для себя образ униженного и страдающего Иисуса, и только великий Франциск в юродстве любви и браке с "госпожой Бедностью" повторяет подвиг св. Мартина.

Г.П. Федотов
Lecoy de la Marche, Vie de Saint Martin, Tours, 1895, p. 378.
см. его Vitae patrum, а также жития галльских святых, изданные в Mon. Germ., Scriptores Rerum Merovingicarum.
E.-Ch. Babut. Saint Martin de Tours. Paris, s. a., 1912.
Vita Martini, Epistolae et Dialogi, ed. Halm. CSEL vol. I (Vindob. 1866).
год смерти св. Мартина, как и вся его хронология очень шатки. Последняя работа H. Delehaye дает для его жизни следующие рамки: род. ок. 315, ум. 397.
таковы были Галл и Евхерий, известные из диалогов Севера, и Виктор, упоминаемый в переписке св. Павлина. Paulini Noiani. Epist. XXIII ed. Hartel.
plerosque ex eis postea episcopos vidimus. Quae enim esset civitas aut ecclesia, quae non sibi de Martini monasterio cuperet sacerdotem ? V.M. c. 10.
Babut. o. c. p. 166.
"St. Martin et Sulpice Severe". Analecta Bollandiana. t. XXXVIII, Bruxelles 1920.
Н. Strathmann. Geschichte der fruhchristlichen Askese. I. 1914.
Pourrat. La spiritualite chretienne. I. Des origines de 1"Eglise au Moyen Age. Paris 1918.
Hauck. Kirchengeschichte Deutschlands I, p. 49-61.
Apostolica auctoritas V. M. 20,1; consertus apostolis et profetis Ep. II, 8; meritoque hunc iste Sulpitius apostolis conparat et prophetis, quem per omnia illis esse consimilem D II 5, 2.
in illo iustorum grege nulli secundus Ep. II, 8 ; nullius umquam cum illius viri meritis profiteor conferendam esse virtutem D I 24, 2.
ut... potens et vere apostolicus haberetur V. M. 7, 7; imperat... potenti verbo (птицам) – eo... circa aves usus imperio, quo daemones fugare consueverat. Ep. III, 8; nес labore victum, nес morte vincendum Ep. III, 14. Ср. видение Мартина Северу: vultu igneo, stellantibus oculis, crine purpureo Ep. II, 3.
D I 25, 3; D II 5, 7; D II 12, 11.
D II 13.
sarcina molesta me... ducit in tartara. Spes tamen superest, illa sola, illa postrema ut quid per nos obtinere non possumus, saltim pro nobis orante Martino mereamur. Ep. II, 18.
D I 26, 5-6.
D I 20. Ср. рассказ о недостойном иноке Анатолии V.M. с. 23,3: signis quibusdam plerosque coartabat; об испанском лже-Христе (multis signis), ib. 24, 1.
D I 21.
Вabut, о. с. р. 83 n. 1.
Athanasius Alex. Vita sancti Antoni, c. 53.
и некоторые чудеса Мартина совершаются по молитве: imminens periculum oratione repulit с. 6, 6; cum aliquandiu orationi incubuisset (при воскрешении мертвого); aliquantisper oravit (над мертвым V. M. с. 8, 2) Cf. с. 14, 4; с. 16, 7: familiaria arma с. 22, 1: D. II, 4: nota praesidia, D II 5, nota subsidia D III 8, 7; D III 14, 4. Чудеса, совершаемые без молитвы: V. М. с. 12, 13, 14, 1-2, с. 15, с. 17, 18, 19. Ep. III, 8; D II, 2, 3; D II, 8, 7-9; D II, 9, 1-3; D III 3, 3; D III 8, 2, Virtus III 9, 3; D III 10.

Мартин Милостивый — святой Мартин Турский

25 октября – день памяти святого Мартина Милостивого, епископа Турского (316-397 гг.).

Святой Мартин родился в Паннонии, римской провинции в Центральной Европе. С детства его вдохновляли мысли о монашестве и поражал пример святого Антония Великого, жизнь которого была известна и в тогдашней Европе. Но семья Мартина была нехристианской, и его родители не желали и слышать о каком-то странном для них монашестве. Они настояли на том, чтобы будущий святой стал воином, что, по их мнению, могло обеспечить его жизнь до старости. Мартин дослужился до военачальника, но всё так же продолжал думать об уединённой жизни отшельника.

Ещё Николай Сербский замечал, что в мире множество людей находится не на своём месте. Король часто выглядит как слуга, слуга — как король. Мартин, например, был военачальником, походившим на монаха. Святой Николай говорил, что Господь намеренно делает так, чтобы каждый смог возрасти в лучших для него условиях и потрудиться ради того, чтобы умножать красоту соприродным ему способом.

Так и святой Мартин в конце концов оставляет армию и уходит в ближайший монастырь Лигуже (Ligugé), близ Пуатье, где всем сразу становится видна высота его жизни. К его советам начинают прислушиваться. Мартин принёс в обитель традиции восточного монашества, которое тогда расцветало в Египетской пустыне и славилось десятками имён удивительных старцев и подвижников.

Как и многие другие подвижники, святой Мартин всеми силами избегал священного сана, но его обманным путём вызвали в город Тур, якобы помолиться там о некой больной, и там рукоположили в епископа. Нужно представлять себе средневековые пути сообщения, когда по пересечённой местности человек проходил не больше 15 километров в день, чтобы оценить самоотверженность святого, который тотчас отправился в путь, чтобы помолиться о неизвестной ему девушке. Но таковы сердца святых – в них восстанавливается родственность по отношению к человечеству, и они не могут чувствовать себя спокойно, пока другому больно.

Люди спрашивают – что такое любовь? А она всегда выражается в действии, когда кто-то светлый все силы отдаёт на то, чтобы радость пришла в жизнь другого, даже незнакомого ему человека…

Став епископом в городе Туре, Мартин почти тотчас же основывает знаменитую обитель в Мармутье (Marmoutier), куда снова приносит идею и правила восточного аскетизма, примером чего ему послужили Антоний Великий и египетские подвижники. В Мармутье правилами были стремление к безмолвию, простая одежда, общность имущества и послушание, которое понималось не как дисциплинарное подчинение (что будет характерно для более позднего европейскому устава Венедикта Нурсийского), но как вслушивание в красоту Духа Святого в наставнике, и подражание этой увиденной красоте неба на лице другого человека. Особое внимание в Мармутье уделялось молитве и изучению Писания.

Количество братии в Мармутье не превышало 80 человек, но когда святой Мартин умер во время молитвы, на его похороны пришло около 2000 монахов, такую удивительную славу подлинного наставника имел этот человек, открывавший Европе традицию восточного наставничества-старчества.

О посмертной славе святого говорит множество храмов и поселений, носящих его имя. Его жизнь вдохновляла людей стремиться к свету, даже когда на твоём пути немало препятствий. Хотя восточная традиция не была новостью для тогдашней Галлии, где прежде трудился святой Ириней Лионский (ученик Поликарпа Смирнского, ученика апостола Иоанна Богослова), но, как говорил старец Софроний Сахаров, – каждое новое поколение людей нуждается в примерах подлинности, красоты и святости своего времени, чтобы прежние подвиги ушедших веков не казались людям похожими на сказку. В этом и была миссия Мартина Турского – возвращать людей, даже слышавших о христианстве, к глубине и красоте предания и настоящести, когда основанием духовной жизни становится встреча с Богом.

Кто-то из древних аскетов Египта говорил, что Богу каждый угождает тем даром, который имеет. Давид писал псалмы, Авраам принимал странников, Моисей заботился о народе - но каждый равно угодил одному Богу, Который смотрит на склонности душ человеческих. В Его мире есть место и уединённому молитвеннику и социальному служителю, и всем людям, только бы они стремились к добру и свету.

Прозвище святого Мартина, которое сохранила история, было — «Милостивый». Однажды, ещё будучи не монахом, но воином, он увидел обнаженного бедняка и, мечом разделив свой плащ на две половины, отдал несчастному. В то время половина экипировки воина осуществлялась за счёт его личных средств, а половина — за счёт казны. И он отдал свою половину. Ночью ему приснился Христос, окутанный половиной его плаща. Как тут не вспомнить слова Христа «что вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне» (Мф 25:40).

Мартин и в епископстве продолжал заботиться о всех нищих и больных, увечных и голодных, за что народ и звал его Милостивым. Святой желал деятельного служения и умело совмещал это служение с высоким аскетизмом. Впрочем, аскетика и должна служить возрастанию любви, а без этого она не имеет цели. Ведь в истории церкви и святые аскеты славны не аскетикой, а любовью. Как говорит об этом святой Макарий Великий, все дары и способности подвижника – только внешнее проявление его сути. А глубина его открывается в подлинной любви, выражающейся в заботе о людях.

И, быть может, для нас, жителей других веков, обстоятельства такой древности кажутся чуть ли ни сказкой, но, как мудро замечал Честертон, «сказки больше, чем правда: не потому, что они рассказывают нам о том, что драконы существуют, а потому, что они говорят, что драконов можно победить». И жизнь святого Мартина Милостивого — ещё одно подтверждение того, что, даже когда посреди своей, уже вовсе не сказочной жизни, добрый человек встречает дракона, – то несмотря на всю мощь зла дракон всё же будет повержен в конце. Просто радость счастливого окончания всегда приходит именно в конце, а не в середине истории. Но это никак не влияет на то умение, с которым милосердный Бог ведёт всех добрых к добру.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram , чтобы не пропускать интересные новости и статьи!



План:

    Введение
  • 1 Жизнеописание
  • 2 Покровительство
  • 3 В поп-культуре
  • Примечания
    Источники

Введение

Статуя в Хёхстском замке, изображающая св. Мартина отдающим свой плащ нищему

Святитель Мартин Турский или Мартин Милостивый (лат. Martinus , 317 или 337 римская провинция Паннония - 11 ноября 397, Турень, Франция) - епископ Тура, один из самых почитаемых во Франции святых.

Память святого отмечают 11 ноября (католики и некоторые православные церкви) и 12 октября (православные) .


1. Жизнеописание

Святитель Мартин родился в начале IV в. в Паннонии. С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого. Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нес свою службу в качестве офицера. Еще будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку. Благочестивая традиция отождествляет этого нищего со Христом.

Когда представилась возможность оставить армию, Мартин удалился в пустынь Лигуже (Ligugé), что вблизи Пуатье, где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь, ставший, по слову автора жития, рассадником монашеского делания в Галлии. Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всем следуя преподобному Антонию.

Вскоре обманом (для того чтобы помолиться об одной больной) святой был вызван в город Тур и провозглашен епископом. Сам он до этого избегал рукоположения даже в диаконы, предпочтя более скромную должность заклинателя - чтеца особых молитв над бесноватыми. Мартину были присущи редкостная доброта и заботливость. В сочетании с мужественным и величавым обликом бывшего военного это особенно располагало к нему людей. Мартин постоянно заботился о больных, нищих, голодных, получив за это прозвание Милостивого. Вместе с тем святой не оставил мечты о монашестве.

Заняв святительскую кафедру в Туре, Мартин почти одновременно основал обитель в Мармутье (Marmoutier), где были установлены обычные для восточного монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, единократное вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание в своем монастыре, где он сам часто уединялся для молитвы, святитель Мартин уделял молитвенному подвигу и изучению Священного Писания. Из Мармутье вышло немало епископов, потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди кельтов-язычников. О размахе деятельности св. Мартина говорит то, что на его похороны в 397 году собралось около 2 тысяч монахов (в то время как в самом Мармутье число братии не превышало 80 человек).

«Святой Мартин делится плащом с нищим» , картина Эль Греко

Мигель Хименес. «Святой Мартин делит плащ с нищим». Сарагоса, 1498

Святитель Мартин почил о Господе во время молитвы в Канде (Candes), в храме, расположенном по-над местом слияния рек Вьенны (Vienne) и Луары (Loire). Местные жители хотели похоронить его у себя, однако жители Тура похитили тело, выставив окно храма, и отправились с ним восвояси вверх по течению на лодках. По местному преданию, несмотря на осеннюю пору, по пути их следования расцветали цветы и пели птицы.

Восточные традиции были органичны для тогдашней Галлии: ведь христианское просвещение она приняла от Иринея Лионского, бывшего учеником Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь, был непосредственно связан с апостолом Иоанном Богословом, главой Малоазийской церкви.

Ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский. Никто из древних мучеников не может в этом отношении сравниться с ним. О почитании его свидетельствуют тысячи храмов и поселений, носящих его имя. Для средневековой Франции (и для Германии) он был святым национальным. Его базилика в Type была величайшим религиозным центром меровингской и каролингской Франции, его мантия (сарра) - государственной святыней франкских королей. Еще более значительно то, что житие его, составленное современником, Сульпицием Севером, послужило образцом для всей агиографической литературы Запада. Первое житие западного подвижника - оно вдохновило на аскетический подвиг множество поколений христиан. Оно было для них, после Евангелия, а может быть, и раньше Евангелия, первой духовной пищей, важнейшей школой аскезы. Почти в каждом святом меровингской эпохи, которую Мабильон называет «золотым веком агиографии», мы узнаем фамильные черты детей Турского отца. Перед этим влиянием на ряд столетий - во всяком случае, до «Каролингского Возрождения» - бледнеют и полу-восточная школа Иоанна Кассиана и родственные ему традиции Лерина и Бенедикта Нурсийского. Все три последние подвижнические школы построены на началах духовной «рассудительности», умеряющей крайности аскезы во имя деятельного, братского общежития. Школа св. Мартина резко отличается от них героическою суровостью аскезы, ставящей выше всего идеал уединенного подвига. Аскетическая идея в век Григория Турского (VI в.) выражена с величайшей силой и величайшей односторонностью. И поиски истоков этой идеи неизменно возвращают нас к Турскому подвижнику IV столетия.

Монастырь в Лигуже существует по сей день.


2. Покровительство

Святой Мартин Турский считается одним из пяти католических покровителей Франции:

  • Святой Ремигий Реймский
  • Святой Мартин Турский
  • Святой Дионисий Парижский
  • Святая Жанна д’Арк
  • Святая Тереза из Лизье

3. В поп-культуре

  • Образ Святого Мартина имеет большое значние в фильме Пола Верхувена «Плоть и кровь», действие которого происходит в средневековье.

Примечания

  1. Православный календарь - days.pravoslavie.ru/Days/oktqbr"12.htm

Источники

  • Григорий Турский, «История Франков»
  • Житие святого Мартина Милостивого, епископа Турского. // Жития святых, изложенные по руководству Четьих-миней свт. *Димитрия Ростовского. Октябрь. День двенадцатый. - Оптина Пустынь, 1993.
  • Федотов Г. П. Святой Мартин Турский - подвижник аскезы. // Православная мысль. 1928, № 1.
  • http://www.nsad.ru/index.php?issue=11§ion=4&article=130 - www.nsad.ru/index.php?issue=11§ion=4&article=130
  • http://la-france-orthodoxe.net/ru/sviat/martin2 - la-france-orthodoxe.net/ru/sviat/martin2
  • http://www.orthodoxengland.btinternet.co.uk/saintsm.htm - www.orthodoxengland.btinternet.co.uk/saintsm.htm
  • http://www.abbaye-liguge.com/ - www.abbaye-liguge.com/
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 18:04:04
Похожие рефераты:

Святой Мартин, Мартин Милостивый или Мартин Турский - когда-то он был одним из самых почитаемых святых Западной Европы. В одной только Франции времен Средневековья его имя носило 3667 храмов. Не меньшим уважением этот римский воин, ставший монахом, пользовался в соседней Германии. В одном только Кельнском архиепископстве в конце XII века Святому Мартину было посвящено больше храмов, чем Деве Марии и апостолу Петру. Одним из них является построенная в романском стиле церковь Большой Санкт-Мартин (Groß Sankt Martin) - самый известный и узнаваемый храм города после Кельнского собора.

День Мартина (Martinstag) приходится на 11 ноября. В современной Германии его отмечают не только католики, но и протестанты. Вторые, правда, празднуют днем раньше и чествуют другого Мартина - родившегося накануне. 10 ноября они вспоминают отца немецкой Реформации (Martin Luther), а 11 числа - его крещение в День Святого Мартина, что, как понятно, повлияло на выбор имени будущего теолога и основоположника протестантского вероучения.

Вне зависимости от конфессий День Мартина 11 ноября издавна весело встречают по всей Германии, так как на него традиционно приходилось окончание сельского года - день оплаты батраков, выплаты налогов, смены хозяев, заключения арендных договоров на землю, гуляний перед началом тогдашнего предрождественского поста. Не случайно именно в этот день в 1810 году в Пруссии было отменено крепостное право.

В память о Святом Мартине в немецких детских садах и школах в начале ноября устраивают вечерние шествия с самодельными бумажными фонарями и всадником в форме римского воина, после чего жгут костры и отправляются по домам собирать сладости, а к столу в эти дни подают жирных мартинских гусей.

Фоторепортаж: Праздничное шествие в Линдларе под Кельном

  • День Святого Мартина

    Всадник в красном плаще

    Ноябрь. С деревьев облетают последние листья, все уже привыкли к тому, что стрелки часов переведены на зимнее время. Приближается 11 число. В эти дни повсюду в Германии можно наблюдать красочные детские шествия - с фонариками, песнями, музыкой и римским легионером на коне. Такие шествия организуют школы, детские сады - и, например, Музей под открытым небом в Линдларе около Кельна.

  • День Святого Мартина

    Перед шествием

    Готовятся к этим шествиям серьезно и задолго. Фонарики дети, как правило, делают сами: в школах или дома с родителями. Фантазия при этом не знает границ. Процессии посвящены памяти Мартина Турского - католического святого, особо почитаемого не только в Германии, но также во многих других европейских странах. Наиболее широко - во Франции.

    День Святого Мартина

    Воин и епископ

    Святой Мартин считается покровителем солдат, бедняков и сукноделов. Легенда гласит, что он, римский офицер, увидев однажды нищего, замерзавшего на улице, отрезал для него половину своего форменного плаща. Позже Мартин стал служителем церкви, был избран епископом Тура. Правда, не желая занимать этот пост из скромности, он даже прятался поначалу, и прихожане искали его с фонарями...

    День Святого Мартина

    Крестьянский календарь

    Так можно кратко изложить факты, необходимые для того, чтобы понять смысл происходящего на улицах Германии 11 ноября и за несколько дней до этой даты. Начинаются шествия вечером. В путь процессии обычно отправляются от приходских церквей, детских садов и школ и проходят по соседним кварталам, растягиваясь на сотни метров. Полиция на это время перекрывает проезжую часть.

    День Святого Мартина

    Приятное с полезным

    Одними шествиями дело, конечно, не ограничивается. В эти дни дети небольшими группами, вооружившись фонариками, ходят по домам, к знакомым, заглядывают в магазины, распевая песни о Святом Мартине и ожидая сладостей. Главным же праздничным блюдом является мартинский гусь. Эта традиция связана с деревенским календарем. День памяти Святого Мартина считался датой завершения сельского года.

    День Святого Мартина

    Крестьянский календарь

    …Урожай был собран и уже частично продан, поэтому в этот день крестьяне платили налоги и подати, рассчитывались с батраками, а те получали возможность наняться в другое место. Отличный повод попраздновать. Тем более что на календаре приближается начало строгого предрождественского поста. Чтобы не тратить лишний корм зимой, в это время как раз забивали нагулявших жир гусей.

    День Святого Мартина

    Гуси и овцы

    Кроме того, согласно легенде, именно гуси своим гоготом выдали верующим место, где прятался их только что избранный епископ. Он укрывался в одном из амбаров. Исходя из этих фактов, идея проводить Sankt-Martins-Umzug в музее, посвященном деревенской жизни, более чем уместна. Музейные гуси сейчас, правда, предусмотрительно попрятались, но овцы с неподдельным интересом следят за происходящим.

    День Святого Мартина

    "Иду с моим фонариком, а мой фонарик - со мной"

    В музее процессия стартует у главного входа. Взрослые следуют с факелами, дети несут фонарики. Музыканты играют, остальные - поют, точно описывая то, что сейчас делают: "Ich gehe mit meiner Laterne und meine Laterne mit mir" - "Иду с моим фонариком, а мой фонарик - со мной"... Вскоре среди деревьев стали заметны отблески мартинского костра.

    День Святого Мартина

    Святой Мартин и нищий

    Рядом с костром на лугу с фруктовыми деревьями своего часа, то есть выхода на импровизированную сцену, уже давно поджидал изрядно замерзший нищий. Конечно, он мог бы погреться у огромного костра, только что зажженного под присмотром пожарных, но сценарий праздника этого не предусматривал. Далее главные герои легенды о Святом Мартине разыграли перед детьми сцену, нами уже описанную.

    День Святого Мартина

    Благодарные зрители

    Юная публика, познакомившаяся на специальных занятиях с историческими фактами и их религиозной подоплекой, со знанием дела давала самодеятельным артистам верные советы и с нетерпением ожидала момента, когда Святой Мартин поделится с нищим частью своего красного плаща. Что он и сделал, спешившись.

    День Святого Мартина

    Мартинский костер

    Все это время костер разгорался сильней и сильней, а пожарные следили за тем, чтобы зрители не приближались к нему с подветренной стороны, куда летели искры. Традиция разводить костер на День Святого Мартина, по всей видимости, также связана с крестьянской жизнью. В таких кострах сжигали пришедшие в негодность корзины, использовавшиеся во время сбора урожая.

    День Святого Мартина

    Сдобные человечки

    Неподалеку от костра своего часа на деревянном столе ожидали так называемые сдобные человечки (Weckmänner) с глазами-изюминками и чем-то похожим на курительную трубку в руках, но на самом деле - епископским посохом. Правда, эта традиционная выпечка связана с традицией почитания другого епископа - Святого Николая, день которого отмечается 6 декабря, но….

    День Святого Мартина

    Немного филологии

    … в Рейнской и Рурской областях их начинают выпекать и продавать уже ко Дню Святого Мартина. В разных немецкоязычных регионах Европы насчитывается, в общей сложности, более двух десятков разных названий сдобного человечка. Наиболее распространенное и понятное почти всем название Weckmann происходит от слова Weck (булочка), а не от глагола wecken (будить), как можно было бы ошибочно предположить.

    День Святого Мартина

    Песни праздника

    С наступлением темноты фонарики зажили какой-то своей, отдельной и особенной жизнью. Отовсюду вразнобой, перебивая друг друга, доносились голоса детей, распевавших песни, посвященные Святому Мартину, небу, звездам и фонарикам.

    День Святого Мартина

    Ах вы, гуси, мои гуси!..

    После начала шествия прошло больше часа. Кто-то из взрослых уже отправился с детьми к стоянке машин, но большинство любовалось пылающим среди музейной поляны костром. Осталось только попробовать мартинского гуся, но это уже совсем другая история.


Если в биографии отца немецкого протестантизма Мартина Лютера даты (1483-1546) сомнений не вызывают, то со Святым Мартином Милостивым дела обстоят сложнее. Даже годы его рождения в разных источниках расходятся (от 310 до 336), что влечет за собой нестыковки в биографии, которые, однако, не ставят под вопрос основные вехи его подвижнического пути. Время смерти также вызывает споры. В любом случае, жизнь он прожил долгую.

Солдат, мечтавший стать монахом

Сцену с Мартином Турским, увидев ее в церкви, трудно перепутать с какими-то другими сюжетами из жизнеописаний католических святых. Изображаемые события датируются серединой IV века. Восседающий на коне или спешившийся молодой гвардеец римского легиона, Святой Мартин разрезает мечом свой форменный плащ, чтобы отдать его половину нищему - почти голому человеку, замерзавшему около ворот, по всей вероятности, французского города Амьена в Галлии. Он был тогда важным стратегическим пунктом на карте Римской империи.

В жизнеописании святого повествуется о насмешках, которые вызвал его поступок у других воинов. Кроме того, за преднамеренную порчу военного имущества Святому Мартину грозил трехдневный арест, а если бы он отдал весь плащ - еще более строгое наказание. Согласно легенде, уже следующей ночью этот нищий, вернее - Иисус с половиной того самого плаща, явился воину во сне, сказав, что таким образом испытал его веру.

Поняв знак свыше, Святой Мартин принял христианство и заявил о желании оставить военную службу, чтобы целиком посвятить себя новой вере, которая лишь в начале IV века при Константине Великом (272-337) начала становиться официальной религией Римской империи, уравненной в правах с другими.

Уже в армии Святой Мартин вел скромную и благонравную жизнь, почти монашескую, пользуясь особым почтением. Большую часть своего жалования жертвовал бедным. Будучи офицером, имел лишь одного слугу, однако сам часто выполнял за него работу.

На службу в элитную конную лейб-гвардию он попал против собственной воли в 15-летнем возрасте по настоянию отца - римского трибуна, а также в соответствии с действовавшим тогда эдиктом, предусматривавшим военную карьеру для детей римских офицеров. Даже имя Martinus говорило о предстоящей военной службе, означало "посвященный Марсу" - богу войны.

Первое знакомство Мартина с христианством произошло еще в детстве. Хотя родители были язычниками, в Павии, куда был переведен служить отец мальчика, Мартин, не спросив разрешения старших, получил наставления в основах веры и готовился принять таинство крещения. Уже тогда у него впервые появилось желание удалиться от мира, податься в отшельники.

Из Галлии - в Галлию

Жизнь Святого Мартина пришлась на переходный период между Античностью и Средневековьем. Важно отметить, что его церковные наставники принадлежали к числу противников арианства - еретического учения, утверждавшего, что Христос не единосущен Богу, сотворен им, то есть не равен ему.

В самом начале своего миссионерского пути Святой Мартин посетит родину - римскую провинцию Паннония на территории нынешней Венгрии. Его мать, жившая там, приняла от него христианство. Паннонию он покинет под давлением сторонников арианства, взявших верх в этой части империи. Через некоторое время по этим же причинам Святой Мартин будет вынужден оставить Милан и отправиться на остров близ Генуи, чтобы стать там отшельником.

Уже тогда будущий епископ Тура, получивший к тому времени низший клерикальный чин экзорциста, приобрел известность среди христиан, поэтому вскоре к нему на остров потянулись последователи, что вынудило его отказаться от затворнических планов.

К 360 году изменение расклада сил в противостоянии с арианами позволило Святому Мартину отбыть из Италии к месту прежней своей военной службы в Галлию, но уже в качестве миссионера. В местечке Лигуже неподалеку от города Пуатье он заложил монастырь, который считается первым аббатством Западной Европы и существует до сих пор, хотя и пустовал некоторое время. Еще большей известностью в этом регионе пользуется созданное им аббатство Мармутье. Несколько десятков учеников Святого Мартина из этой обители стали позже епископами по всей Европе.

Биографы указывают, что сильное влияние на Святого Мартина оказали труды Афанасия Великого - одного из греческих отцов церкви, а также жизнь Преподобного Антония - основателя отшельнического монашества. Католический святой Мартин Милостивый почитается не только католиками и протестантами, но и в православных церквях - как в Греции, так и в России.

Святой исповедник

Мартин Милостивый не закончит свой земной путь в результате насильственной смерти, хотя многократно подвергался этой опасности во время миссионерских поездок по языческим землям. Дожив до глубокой старости, он умрет своей смертью во время очередного пасторского путешествия. Уже скоро его назовут апостолом Галлии и признают в народе святым, причем не за героическую мученическую смерть, как это происходило до него, а за праведную подвижническую жизнь христианского исповедника и чудотворца. В этой категории святых он станет первым в истории католической церкви.

11 ноября 397 года (некоторые историки называют 400 год) на похороны Святого Мартина соберутся две тысячи монахов и огромная толпа жителей Тура, пришедших проводить своего высокочтимого епископа. Согласно легенде, берега Луары, по которой везли его тело, несмотря на осень, покрывались цветами, природа оживала. Это стало одной из причин того, что днем памяти Святого Мартина выбрали не дату его смерти, а день погребения.

Еще при жизни он был широко известен далеко за пределами собственной епархии. Это подтверждает, например, легенда о том, что в момент смерти Святого Мартина тогдашнему епископу Кельна Святому Северину (Severin von Köln) явился ангел, возвестивший об этом событии. Он поделился видением с другими священниками, о чем был сделана запись. Через несколько дней она подтвердилась, весть дошла до этих мест своим обычным ходом...

Аскет на кафедре епископа

Епископом Тура Святой Мартин стал против своей воли, а по настоятельному желанию верующих в начале 370-х годов. Точная дата неизвестна. Для выборов и введения в сан из монастыря его вызвали обманом, якобы к больной женщине. Многие другие церковные иерархи относились к Мартину Турскому с неприятием, главным образом из-за строго аскетического образа жизни, простой одежды, а также, по их мнению, неподобающего этому высокому положению неухоженного облика. Даже во время служб он сидел не на епископской кафедре, а рядом - на простой крестьянской скамейке. Резиденцией епископа была монашеская келья.

Святой Мартин участвовал в христианизации кельтских племен, основывал новые приходы, являл собой пример скромности, милосердия, заступничества, доброты и заботливости, творил чудеса… Его первый биограф Сульпиций Север (363-410) повествуют о нескольких случаях воскрешения мертвых, исцеления проказы, не говоря уже об изгнании бесов. В его облике, манере держать себя и говорить было что-то от библейских пророков, что имело влияние как на простых людей, так и на римских императоров. Он добивался их расположения, не проявляя никакого подобострастия.

Национальный святой

Покровитель бедных, нищих, беженцев, пастухов, домашних животных, виноградарей, мельников… Национальным святым французов и немцев он сделался после того, как меровингский правитель Хлодвиг I (466-511) выбрал его патроном франкских королей. На протяжении долгих столетий одной из важнейших реликвий Франкского государства считалась мантия Святого Мартина. Ее хранили в королевском дворце и брали в военные походы. Помещения, в которых ее оставляли, называли капеллами, от латинского "саppa" - плащ, монашеская ряса. Так произошло немецкое слово Kapelle - общее обозначение придворных часовен. От Меровингов мантия перешла Каролингам. В 1562 году швейцарские сторонники идей кальвинизма осквернили его могилу, а мощи почти полностью сожгли. Уцелело лишь несколько костей.

По Европе традиция почитания Святого Мартина распространялась, в частности, с ростом Франкского государства между V и IX веками. Сначала - на территориях справа от Рейна, затем - в Гарце, Тюрингии и вплоть до побережья Северного моря, то есть тогдашней Фрисландии. В VI веке первые церкви, посвященные этому святому, появились также в Испании и Италии. Особую роль в этом играли монахи бенедиктинского ордена.



Случайные статьи

Вверх