Русские земли и княжества в XII - первой половине XIII в
← 1132 - 1471 Столица Киев Язык(и) Древнерусский Религия Православное христианство Население восточные славяне...
Страница 2 из 3
3.ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАБОТЫ НА ВЛ.
3.1.Для выявления дефектов, возникающих на ВЛ и своевременного их устранения должны производиться периодические осмотры и проверки, а также измерения различных параметров.
Наименование работы |
Периодичность |
Исполнитель |
I. Дневной осмотр |
Не реже I раза в год |
Электромонтер кв.гр. II |
2.Осмотр отдельных участков ВЛ инженерно-техническим |
Не реже I раза в год | |
3.Верховой осмотр со снятием напряжения |
По мере необходимости |
Электромонтер с гр. III по ТБ |
4.Осмотр ВЛ, включенных в план капремонта на будущий год |
В течение года, предшествующего году проведения капремонта |
ИТР с гр. IV по ТБ |
5.Внеочередные осмотры |
После автоматического отключения ВЛ от релейной защиты, после стихийных явлений |
Назначается главным инженером |
6.Проверка загнивания деталей деревянных опор |
Первый раз через 3÷6 лет после ввода в эксплуатацию, далее не реже чем 1р. в 5 лет, а |
|
7.Проверка состояния ж/бетонных опор и приставок |
В процессе осмотров и перед подъемом на опору |
Электромонтер квалификационной группы не ниже II. |
8.Проверка состояния антикоррозионного покрытия металлических опор и траверс, |
Не реже 1р. В 6 лет |
Электромонтер квалификационной группы не ниже II. |
9.Проверка расстояния от проводов до: |
При приемке ВЛ в эксплуатацию и по мере необходимости на основании осмотров |
Электромонтер квалификационной группы не ниже II. |
10.Измерение сопротивления заземляющего устройства |
Не реже 1р. В 12 лет у опор с разъединителями, с повторными заземлениями не реже 1р. В 6 лет, в процессе осмотра |
Электромонтер квалификационной группы не ниже II. |
11.На ВЛ 0,4кв измерение сопротивления петли фаза-нуль |
При приемке ВЛ в эксплуатацию и в дальнейшем 1р. в 5 лет, а также после замены проводов и подключения новых потребителей |
Электромонтер квалификационной группы не ниже II. |
Электромонтерами и инженерно-техническими работниками в соответствии с годовым план-графиком. Осмотры по всей трассе ВЛ производятся в целях визуальной проверки состояния ВЛ. При осмотрах определяют состояние опор, провода, траверс, изоляторов разрядников, разъединителей, приставок, бандажей, хомутов, нумерации, плакатов, состояние трасс. Результаты осмотров заносятся в "Листок осмотра".
3.2.2.Осмотр ВЛ, включенных в план капитального ремонта на будущий год, производится инженерно-техническими работниками в целях уточнения объемов капитального ремонта.
3.2.3.Верховые осмотры производятся с отключением линии по решению главного инженера предприятия электрических сетей,
РЭС в целях тщательного осмотра траверс, крюков, штырей, проволочных вязок проводов, крепления узлов и элементов.
3.2.4.Внеочередные осмотры связаны, как правило, с нарушением нормального режима работы или автоматического отключения ВЛ от релейной защиты, а после успешного повторного включения проводят при необходимости. Осмотры носят целенаправленный характер, производят его с применением специальных технических средств передвижения и поиска мест повреждения. Также выявляют неисправности угрожающие повреждению ВЛ или безопасности людей.
3.2.5.Ежегодные графики контрольных выборочных осмотров должны составляться так, чтобы ими были учтены в течении ряда лет все линии по всей длине / не ограничивалось осмотром ежегодно одних и тех же участков/.
3.2.6.Дефекты обнаруженные при осмотре, включая выявленные предыдущими проверками, но не устраненные, должны подробно и четко записаны в "Листки осмотра" и доведены до сведения мастера.
О дефектах аварийного порядка, угрожающих целости ВЛ или жизни людей, лицо, производящее обход, обязано доложить немедленно руководству РЭС или дежурному диспетчеру. Такие неисправности и дефекты должны устраняться немедленно.
3.3.1.Проверка степени загнивания деревянных элементов опор с помощью специальных инструментов производятся в целях выявления дефектов. Проверка степени загнивания производятся в сечениях, наиболее подверженных загниванию:
а) в сечении верхнего бандажа крепления стойки к приставке:
б) на уровне земли:
в) на глубине 50см ниже уровня земли.
3.3.2.Проверка сопротивления заземления опор должна производиться в целях выявления дефектов "Сопротивление заземления выше нормы", "Разрушение заземляющего контура".
Проверка сопротивления заземления опор должна производиться в сухую погоду, в периоды наибольшего просыхания грунта.
Полученное значение сопротивления заземления сравнивается с нормативным и в случае превышения нормативного значения более чем на 10% производится соответствующая запись в "Листе осмотра".
3.3.3.Проверка расстояний от проводов до поверхности земли и различных объектов производится в целях выявления дефектов ″ Нарушение габарита с землей", " Нарушение габарита на пересечении". Полученное значение расстояния сравнивается с наименьшим допустимым значением. Если расстояние менее допустимого, то диспетчерский номер одной из опор пролета и наименование дефекта указываются в "Листке осмотра".
3.3.4.Проверка сопротивления петли "фаза-нуль" производится в целях выявления превышения сопротивления петли "фаза-нуль" выше нормативного.
3.3.5.Проверка состояния железобетонных элементов опор производится в целях выявления дефектов " Оголение арматуры, растрескивание бетона".
Результаты периодических, внеочередных осмотров и проверок /по листам осмотров/ заносятся в журнал дефектов. В этот журнал заносятся замечания, сделанные при контрольных осмотрах ВЛ ИТР.
Дефекты, устранение которых требует капитальных затрат и материалов, включаются в план очередного капитального ремонта, если по своему характеру эти дефекты не являются аварийными. По журналу дефектов определяется объем работ по капитальному и внеочередному ремонту линий:
Наименование работы: Периодичность
1.Вырубка отдельных деревьев, угрожаю- По мере необходимости
Щих падением на ВЛ и кустарников
Охранной зоне ВЛ, обрезка веток деревьев
2.Восстановление знаков и плакатов на __,__
Отдельных опорах
3.Выправка опор __,__
4.Перетяжка проводов __,__
5.Перетяжка проволочных бандажей __,__
6. Удаление набросов на проводах По мере необходимости
7.Замена оборванных заземляющих спусков __,__
8.Обновление диспетчерских наименований __,__
9.Подтрамбовка грунта у основании опор __,__
10.Заделка трещин, выбоин, сколов ж/б __,__
Опор и приставок
11.Установка предохранительного кожуха __,__
Для защиты электрокабеля
12.Ремонт и замена оттяжек __,__
13.Замена вводов __,__
При техническом обслуживании ВЛ периодически проводятся профилактические проверки, измерения и испытания, периодичность которых должна соответствовать требованиям .
Опоры . Отклонение от вертикального положения металлических, железобетонных и деревянных опор должно быть не более 1:200, 1:150 и 1:100 соответственно. Отклонение от горизонтали (уклон) траверс железобетонных и деревянных опор должен быть не более 1:100 и 1:50. У деревянных опор разворот траверс относительно линии, перпендикулярной оси ВЛ, не должен превышать 5°; у железобетонных и стальных опор - 100 мм.
В зонах с высокой степенью загрязненности атмосферы измеряется поперечное сечение металлических элементов опор, уменьшившееся в результате коррозии. Для этой цели используются ультразвуковые толщиномеры, позволяющие измерять остаточное сечение элемента без предварительной его очистки от грязи и ржавчины. Допустимый коррозийный износ поперечного сечения металлических элементов опор и тросовых оттяжек не должен превышать 10% от площади первоначального сечения.
У стоек железобетонных опор измеряется ширина раскрытия трещин. Трещины шириной до 0,3 мм должны закрашиваться влагостойкой краской; 0,3…0,6 мм - затираться полимерцементным раствором. Стойки опор при ширине раскрытия трещин более 0,3 мм и их количестве более двух в одном сечении должны быть усилены железобетонным бандажом, а при длине таких трещин более 3 м необходима замена опоры.
В тросовых оттяжках железобетонных анкерно-угловых опор измеряется тяжение. Измеренные тяжения не должны отличаться от проектных значений более чем на 20%.
Один из методов измерения, не требующий специальных приборов, основан на зависимости между периодом собственных колебаний оттяжки и величиной тяжения в ней. В оттяжке рукой возбуждаются колебания и с помощью секундомера определяется период ее собственных колебаний. Величина тяжения Т рассчитывается по формуле
, Н (7.1)
где l - длина оттяжки, м;
m - масса оттяжки, кг;
- период собственных одноволновых колебаний, с.
Тяжения в оттяжках можно определить по упругой деформации (прогибу) натянутого стального каната, поскольку существует прямая зависимость между тяжением Т и силойР , вызывающей прогибf каната:Р =Т f . Выполненные по указанному принципу измерители тяжения в оттяжках (ИТО) позволяют осуществлять измерения с погрешностью, не превышающей 2%.
Степень внешнего или внутреннего загнивания деревянных опор определяется приборами, принцип действия которых основан на измерении хода и усилия, с которым игла прокалывает древесную стойку. Граница между здоровой и загнившей частями древесины определяется по резкому изменению этого усилия. Загнившую древесину игла прокалывает с усилием менее 300 Н .
В результате измерений определяется диаметр здоровой части древесины при внешнем загнивании (или эквивалентный диаметр при внутреннем загнивании). Стойка деревянной опоры бракуется и подлежит замене при диаметре здоровой части менее:
12 см (ВЛ до 35 кВ);
15 см (ВЛ 35 кВ и выше с проводами сечением до 120 мм 2);
18 см (ВЛ 35 кВ и выше с проводами сечением более 120 мм 2).
Провода и тросы . Стрелы провеса проводов и тросов должны отличаться от проектных значений не более чем на 5%. Расстояния от проводов ВЛ до поверхности земли должны быть не менее:
5 м - для ВЛ до 1 кВ с самонесущими изолированными проводами;
6 м - то же, но с голыми проводами;
6 м - для ВЛ выше 1 кВ с изолированными проводами;
7 м - для ВЛ напряжением до 110 кВ в населенной местности;
6 м - то же, но в ненаселенной местности;
5 м - то же, но в труднодоступной местности;
8 м - для ВЛ напряжением 220 кВ в населенной местности;
7 м - то же, но в ненаселенной местности;
6 м - то же, но в труднодоступной местности.
Расстояния от проводов ВЛ до различных объектов и сооружений в местах пересечений и сближений ВЛ с этими объектами должны быть не менее установленных .
При уменьшении площади поперечного сечения проводов вследствие обрыва, истирания или оплавления отдельных проволок более чем на 16% (алюминиевые провода) и более чем на 33% (сталеалюминиевые провода) дефектный участок провода должен быть заменен.
У изолированных проводов определяются размеры повреждения изоляции. Места незначительного повреждения изоляции ремонтируются с помощью термоусаживаемых ремонтных лент или манжет. При значительных повреждениях изоляции дефектный участок вырезается и заменяется новым.
Изоляторы и арматура . Сопротивление одного фарфорового изолятора гирлянды, измеренное мегаомметром, должно быть не менее 300 МОм. Такие измерения могут выполняться только на отключенной линии. Без отключения линии измеряется распределение напряжения по изоляторам гирлянды. Для этого используется измерительная изолирующая штанга. Напряжения на фарфоровых изоляторах гирлянды составляют от 5 до 20 кВ на одном изоляторе. Наибольшее напряжение приложено к изолятору со стороны провода, а наименьшие напряжения - к изоляторам в середине гирлянды. Сумма напряжений на изоляторах гирлянды не должна отличаться от фазного напряжения ВЛ более чем на+ 10% у металлических и железобетонных опор и более чем на+ 20% у деревянных опор.
В качестве примера в табл. 7.1 приведено усредненное распределение напряжения по гирлянде из 7 фарфоровых изоляторов для ВЛ напряжением 110 кВ. Нумерация изоляторов начинается от траверсы опоры.
Таблица 7.1
Изолятор бракуется, если напряжение на нем меньше 50% указанного в табл. 7.1.
Испытания и измерения установленных на ВЛ стеклянных подвесных изоляторов, изоляторов всех типов для подвески грозозащитного троса и полимерных изоляторов не производятся; их контроль осуществляется только внешним осмотром. Стеклянные изоляторы бракуются и подлежат замене при появлении на поверхности стекла волосянных трещин.
Сцепная арматура бракуется, если ее поверхность сплошь поражена коррозией, на поверхности есть трещины, следы оплавления и механической деформации, шарнирные соединения имеют износ более 10%.
У трубчатых разрядников измеряются внешний и внутренний искровые промежутки и диаметр дугогасительного канала. Длина внешнего искрового промежутка должна соответствовать проектному значению, длина внутреннего искрового промежутка не должна отличаться от проектного более чем на 5 мм. Диаметр дугогасительного канала в зависимости от типа разрядника не должен превышать начальный диаметр более чем в 1,3…1,5 раза.
Заземляющие устройства . Измерения сопротивлений ЗУ выполняются ежегодно в период наибольшего высыхания грунта.
Сопротивления повторных заземлений нулевого провода ВЛ напряжением до 1 кВ должны быть не более 30 Ом. В сетях такого напряжения, работающих с глухозаземленной нейтралью, измеряется полное сопротивление петли «фаза-нуль» и рассчитывается ток однофазного короткого замыкания. По величине этого тока проверяется надежность срабатывания защитного аппарата, установленного в начале линии.
На ВЛ напряжением выше 1 кВ сопротивления ЗУ устанавливаются в зависимости от удельного сопротивления грунта и должны быть не более величин, указанных в табл. 7.2.
Таблица 7.2
Результаты измерений сопротивлений ЗУ оформляются соответствующими протоколами.
Проверка ЗУ со вскрытием грунта производится не менее чем у 2% опор от общего числа опор с заземлителями. Указанную проверку следует проводить в населенной местности и на участках с наиболее агрессивными и плохо проводящими грунтами. Элемент заземлителя должен быть заменен, если коррозией разрушено более 50% его сечения.
Для того, чтобы своевременно обнаружить неисправость и предотвратить повреждения ВЛ необходим осмотр электромонтёрами и электротех. Персоналом.
Бывают осмотры:
Периодические;
Внеочередные
Осмотры с земли
Верховые.
Сроки проведения периодических осмотров зависят от местных условий, от назначений воздушных линий, вероятности повреждений и также состояние окружающей среды.
Рекомендуется на ВЛ проводить периодические осмотры без подъема на опору не реже чем один раз в 6 месяцев. Периодические осмотры выполнять светлое время суток. Кроме периодических осмотров электромонтажником воздушные линии должны быть осмотрены воздушный техническим персоналом. Такие осмотры выполняется не реже одного раза в год. Определяется необходимое сроки ремонта на ВЛ, а также объем ремонтных работ.
Кроме периодических осмотров производят также и внеочередные. Необходимость внеочередных осмотров возникает во время гололеда, бурь, туманов и в других случаях. При проведении внеочередных осмотров присутствует главный энергетик предприятия. Внеочередные осмотры могут также проводиться в ночное время суток для лучшего обнаружения разрядов при перекрещении изоляторов.
Осмотры, которые проводят с земли, не позволяет в полной мере проявить все повреждения ВЛ, поэтому их дополняют верховыми осмотрами. Верховые осмотры проводятся не реже чем один раз в шесть лет проводят на вл 35кВ и выше. При этом тщательно осмотривают верхнюю часть опор, троссы, изоляторы и арматуру.
Работы на воздушной линиях при их эксплуатации.
При эксплуатации ВЛ в них появляются различный факторы, которые нужно своевременно устранить. К таким факторам относят:
- загневание отдельных частей деревянных опор
- появление ржавчины на подложках железных опор и других элемантах металл. Опор.
-повышение сопротивления контактов соединений
- увелечение стрелл повеса проводов
-неудовлетворительное состояние разрядников.
Для выявления и устранения указанных дефектов на ВЛвыплняют след. Виды работ:
Проверка сепени загнивания деревянных опор. Наиболее подвержены загниванию участки опор расположенные к земле либо вблизи уровня земли, и так же в местах, где отдельные части деревянных опор соединяются между собой.
Проверка контактных соединений. Проверку контактных соединений проводят только для болтовых зажимах (проверки связанные с измерением переходного сопротивления или измерения падения напряжений на соединении).
Проверка металлических опор на разрушение коррозией. Чтобы предотвратить вредное влияние коррозии, маталл. Элементы опор покрывают антикоррозионными покрытиями. Однако со временем эти покрытия разоушаются поэтому за ними приходится периодически следить.
Проверка состояния трассы ВЛ. При проверки обращают внимание на то чтобы трасса содержалась в чистоте и на ней не находились посторонние предметы. Провода не должны иметь набросов и оборванных проволок.
Защита ВЛ от птиц. Большой проблемой при эксплуатации ВЛ являются птицы, которые гнездятся на триверсах высоковольтных опро, загрязняют гирлянды изоляторов. Устанавливают комплект защит от птиц ПЗУ.
6. Борьба в обледенением проводо. В осенье зимний период когда выподает мокрый снег можно наблюдать снеговые отложения на проводах. Оброзовавшиеся снеговые отложения при понижении температуры превращаются в лед, и в таком виде остаются на проводах длительное время, увеличивается нагрузка на провода и опры, что может привести их к повреждению. Для контроля за обледенением проводов применяются специальные датчики. При прохождении ВЛ в районах, где может быть гололед с толщиной стенки 15 мм и более рекомендуется применять устройство сигнализации появления гололеда. Борятся с гололедом несколькими способами: 1.Лед можно расплавлять теплом эл. тока (увелечение токовой нагрузки); 2.Механически удаляют гололед.
Похожая информация:
Вновь сооруженную BЛ принимает приемочная комиссия. Линия должна удовлетворять требованиям действующих ПУЭ и СНиП.
При приемке в эксплуатацию новой ВЛ напряжением до 1 кВ сдающая организация передает эксплуатирующей организации следующую документацию:
При приемке ВЛ напряжением 10 кВ и выше кроме перечисленной документации должны быть переданы: трехлинейная схема; журналы соединений проводов; журнал по монтажу заземления опор; журнал монтажа проводов и тросов на анкерных участках.
Включение ВЛ под рабочее напряжение производится после допуска линии в эксплуатацию в соответствии с Правилами пользования электрической энергией. На опорах ВЛ должны быть установлены (нанесены) обозначения, предусмотренные ПУЭ. На первой опоре от источника питания указывается наименование ВЛ.
Система эксплуатационного обслуживания ВЛ включает техническое обслуживание и ремонт.
К техническому обслуживанию BЛ относятся работы по систематическому и своевременному предохранению отдельных конструкций и деталей от преждевременного износа путем проведения профилактических измерений и устранения мелких повреждений и неисправностей, а именно:
Периодические обходы BЛ
проводятся с целью наблюдения за состоянием линии и ее трассы и выявления неисправностей, которые могут быть обнаружены при осмотре линии с земли. Периодичность осмотров должна осуществляться не реже 1 раза в 6 мес. На участках линии, где часто наблюдаются повреждения, а также на линиях, подверженных загрязнению или воздействию каких-либо других внешних факторов, которые могут вызвать повреждения, сроки между периодическими обходами могут быть сокращены до одного месяца. Обходы ЛЭП осуществляет электромонтер. Кроме того, 1 раз в год производится осмотр ВЛ инженерно-техническим персоналом с целью определения объема ремонтных работ, проверки общего состояния линий лицами более высокой квалификации.
При осмотре опор ВЛ необходимо обратить внимание на их наклон поперек и вдоль линии, проседание грунта у оснований опор, отсутствие в креплениях деталей опор болтов и гаек, трещин сварных швов; определить состояние номеров, условных наименований линий, предупредительных плакатов по технике безопасности, количество и ширину раскрытия трещин железобетонных опор, ослабление и повреждение оттяжек опор, наличие на опорах птичьих гнезд.
При осмотре трассы BЛ следует обращать внимание на наличие деревьев, различных предметов (лесоматериалы и др.). высоту зарослей. Особую опасность представляют несогласованные строительные и земляные работы, которые производятся под BЛ и в охранной зоне, а также работы по сооружению и реконструкции линий электропередачи и линий связи в этой зоне.
При осмотре проводов и тросов обращают внимание на наличие оборванных или перегоревших жил, следов оплавления и разрегулировки проводов, набросов, усталостных разрушений в месте крепления провода, коррозии проводов и тросов, неисправности петель провода на анкерных опорах.
При осмотре изоляторов исследуют наличие следов перекрытия гирлянд и отдельных элементов, отклонение от нормального положения подвесных гирлянд вдоль линии, отсутствие замков или шплинтов в гирлянде, ржавление арматуры, загрязненность и сколы тарелок изоляторов, трещины в шапках изоляторов, наличие птичьего помета на гирлянде.
При осмотре арматуры необходимо проверять наличие гаек, шплинтов, шайб на деталях арматуры, следов перегрева на натяжных зажимах и соединителях; отсутствие коррозии зажимов и арматуры, вытяжку или проскальзывание проводов в зажимах.
При осмотре заземляющих устройств и средств защиты от атмосферных перенапряжений обращают внимание на состояние заземляющих спусков на опоре и указателей срабатывания разрядников.
После окончания обхода BЛ электромонтер заполняет листок осмотра, куда заносит все выявленные дефекты и неисправности. В случае выявления дефектов аварийного характера электромонтер обязан сообщить об этом своему руководителю.
Листок осмотра сдается мастеру, который своей подписью удостоверяет взятие на учет обнаруженных дефектов. На основании собранных данных составляется план работы, в котором указываются сроки устранения дефектов.
При осмотрах с земли не удается проверить состояние верхней части опоры, узлов крепления гирлянд изоляторов с опорой и арматурой, а также и мест крепления грозозащитных тросов. Поэтому на ВЛ 10 кВ и выше не реже 1 раза в 6 лет производится верховой осмотр линий с выборочной проверкой состояния проводов и тросов в зажимах.
На линиях с пролетами более 120 м, не оборудованных защитой от вибрации, и на участках, проходящих по открытой местности выборочную проверку состояния провода и троса в зажимах рекомендуется производить 1 раз в 3 года, на остальных линиях - не реже 1 раза в 6 лет. На воздушных линиях 0,4- 10 кВ верховые осмотры проводятся по мере необходимости.
Внеочередные (специальные) осмотры BЛ электропередачи производят при возникновении условий, которые могут вызвать повреждения линий, а также после автоматических отключений, даже если работа линии не нарушена.
К условиям, вызывающим повреждения, относятся: голо- ледно-изморозевые отложения, сильный туман, моросящий дождь или мокрый снег, пожары на трассе, сильный ветер, вскрытие рек и наступление ледохода.
Цель осмотров при гололедно-изморозевых отложениях - наблюдение за скоростью гололедообразования и размерами гололедных отложений для организации их своевременной плавки.
При интенсивном тумане, моросящем дожде или мокром снеге осматриваются участки BЛ, подверженные интенсивному загрязнению. При увлажнении слоя загрязнения возрастает ток утечки по поверхности изолятора, что может привести к перекрытию изоляции. Опасность перекрытия может быть определена по силе потрескивания и характеру поверхностных разрядов.
При пожарах на трассе BЛ следует принять необходимые меры, чтобы не допустить приближения огня к опорам. В случае больших лесных и торфяных пожаров персонал обязан определить их характер, скорость движения огня и направление его распространения, состояние опор линий и сообщить об этом своему руководителю.
При сильном ветре и морозах возможны повреждения, которые (если не принять соответствующие меры) могут привести к аварии (сильный наклон опоры, перемещение проводов в зажимах, разрегулировка проводов). Для осмотров в этих случаях рекомендуется применять вертолеты, самолеты и специальную технику.
Весной, при вскрытии рек и наступлении ледохода и половодья, организуется специальное наблюдение. В зависимости от результатов наблюдений принимают меры для защиты опор от повреждений (защита фундаментов, подрыв ледяных заторов и др.).
Целью внеочередных обходов после автоматического отключения линии является определение места и причины ее отключения, необходимости и объема ремонтных работ.
Стрелу провеса измеряют в основном с помощью двух реек, теодолита и карманного высотомера.
При измерении стрелы провеса с помощью двух реек, электромонтеры по одному располагаются на двух опорах и устанав
ливают визирные рейки. По команде одного из монтеров или производителя работ обе рейки перемещают до такого положения, при котором низшая точка провода совпадает с прямой линией, соединяющей обе визирные рейки. Расстояние от места крепления провода до одной из реек составляет стрелу провеса. Правильное определение стрелы провеса достигается при одинаковом расстоянии обеих реек до мест крепления провода.
Для измерения габарита и стрелы провеса с помощью теодолита последний устанавливают на некотором расстоянии от оси ВЛ, определяют расстояние от места установки теодолита до проекции провода на поверхность земли и измеряют угол ф между горизонталью и воображаемой линией, между трубкой теодолита и проводом.
Габарит определяют по формуле
Где I - расстояние от места установки теодолита до проекции провода; ф - измеренный угол; h - высота расположения оптической трубки теодолита.
Для определения габарита линии используется также карманный высотомер массой 120-150 г. Высотомер представляет собой коробку, в одно из оснований которой вставлено стекло с нанесенными на нем двумя рисками. Для измерения габарита под проводом устанавливают колышек и отходят на такое расстояние, чтобы при визировании одна риска на стекле прибора совпала с проводом, а другая - с вершиной колышка. Затем измеряют расстояние от места установки прибора до колышка и высоту колышка. Полученное расстояние делят на коэффициент высотомера (обычно он равен 2), прибавляют высоту колышка и получают габарит линии электропередачи.
Перед началом работ расчетами определяют длину вставки (или вырезки), необходимую для регулировки стрелы провеса. После отключения линии и подготовки рабочего места на опорах устанавливают раскаточные ролики, на которые из поддерживающих зажимов перекладывают провод по всему анкерному пролету. На одной из анкерных опор провод расцепляется и опускается на землю с помощью такелажных приспособлений и тяговых механизмов. После этого в одном из пролетов с помощью соединителей производят вырезку, либо вставку провода. Марка провода вставки должна быть идентична марке провода линии. Затем провод вновь натягивают и крепят к анкерной опоре, а на промежуточных опорах перекладывают провода с роликов в поддерживающие зажимы.
Контроль соединений проводов. При эксплуатации проводов необходим регулярный контроль за состоянием их контактных соединений. Качество соединения определяется отношением сопротивления провода в месте соединения к сопротивлению равного по длине участка целого провода. Начальное переходное сопротивление должно быть не более 1,2 сопротивления целого участка проводника.
Рис. 2. Замер напряжения измерительной штангой на подвесных изоляторах
Определение сопротивления контактного соединения производят путем замера величины падения напряжения на участке провода с соединителем с помощью универсальной измерительной штанги (рис. 1).
Рис. 1. Определение переходного сопротивления контактного соединения с помощью измерительных штанг
Контроль изоляторов
существляют путем измерения напряжения на изоляторе с помощью изолирующей штанги и измерительной головки с переменным или постоянным искровым промежутком.
При использовании штанги с переменным искровым промежутком (рис. 2) щуп головки измерительной штанги накладывают на шапки двух смежных изоляторов, штангу поворачивают вокруг оси до пробоя искрового промежутка и по показанию стрелки прибора измерительной головки определяют напряжение пробоя.
Определение степени загнивания деревянных опор. Детали деревянных опор проверяют на загнивание не реже 1 раза в 3 года.
Наличие загнивания устанавливают путем простукивания древесины молотком массой 0,4 кг по всей длине стойки. Чистый звонкий звук характеризует отсутствие загнивания, а глухой указывает на его наличие. Данную операцию проводят в сухую не морозную погоду, так как при простукивании влажной или мерзлой древесины звук искажается.
Для определения степени загнивания используются приборы, принцип действия которых основан на измерении усилия прокалывания древесины иглой. (На основании многочисленных измерений установлено, что игла проникает в загнившую древесину с усилием менее 300 Н.)
Рис. 3. Прибор для измерения глубины загнивания древесины с помощью иглы: 1 - ручка, 2 - винт, 3 - корпус, 4, 10 - гайки, 5 - внутренний цилиндр, 6 - пружина,
7 - указатель, 8 - ушки, 9 - цепь, 11 - игла, 12 - упор
Прибор состоит из корпуса с цилиндром, внутри которого перемещается игла с указателем (рис. 3). На цилиндре нанесена шкала, показывающая усилие, с которым игла входит в древесину. Величина хода цилиндра в корпусе равна величине углубления иглы. Вращая винт, перемещают гайку 4 внутри корпуса. Прибор к опоре крепится с помощью цепи. Упор обеспечивает устойчивость прибора при замерах. Для измерения степени загнивания вращением ручки углубляют иглу прибора в древесину и по шкалам определяют величину углубления иглы и усилие прокола. При наружном загнивании прокол продолжают до тех пор, пока усилие не превысит 300 Н.
Наиболее удобным в работе является прибор, определяющий механическую прочность древесины при ввертывании буравчика (рис. 4). При заглублении буравчика пружина 4 закручивается на угол, величина которого пропорциональна степени прочности древесины. На цилиндрической поверхности прибора нанесены четыре одинаковые шкалы 5 (по 12 делений) условного сопротивления древесины смятию. Деления 1-3 соответствуют гнилой древесине, деление 4 - не загнившей, но мягкой крупнослойной древесине (не подлежит браковке), деления 5-7 соответствуют древесине средней прочности, а 8-12 - древесине высокой прочности. Для определения видимого наружного загнивания производится прокалывание древесины нажатием. По рейке определяется глубина, а по шкале 7 - усилие прокалывания.
Рис. 4. Прибор для измерения глубины загнивания древесины с помощью буравчика: 1 - буравчик; 2 - рейка со шкалой; 3, 4 - пружины;
5, 7 - шкалы; 6 - ручка
Загнивание пасынков и стоек замеряют с трех сторон под углом примерно 120°, а траверс - сверху и снизу. После измерений заполняют специальную ведомость, в которой указывают наружный диаметр места измерения, результаты замеров и данные линии (наименование линии, тип опоры, ее номер и др.). На основании результатов измерения делается заключение о необходимости ремонта опоры линии электропередачи.
Очистка трассы линий электропередачи производится с целью исключения аварий из-за падения деревьев на провода, перекрытия линий ветвями подрастающих деревьев, а также для защиты от пожаров. Очистка площадок опор производится для защиты сельхозугодий от сорной растительности, произрастающей на этих площадках.