Воздушные линии электропередачи. Ремонт воздушных линий

4.15.1. Работы по замене элементов опор, демонтажу опор и проводов ВЛ должны выполняться по технологической карте или ППР.

4.15.2. Подниматься на опору и работать на ней разрешается только после проверки достаточной устойчивости и прочности опоры, особенно ее основания.

4.15.3. Прочность деревянных опор должна проверяться замером загнивания древесины с откапыванием опоры на глубину не менее 0,5 м. Для определения прочности железобетонных опор и приставок должно проверяться отсутствие недопустимых трещин в бетоне, оседания или вспучивания грунта вокруг опоры, разрушения опоры (приставки) с откапыванием грунта на глубину не менее 0,5 м.

4.15.4. На металлических опорах должно проверяться отсутствие повреждений фундаментов, наличие всех раскосов и гаек на анкерных болтах, состояние оттяжек, заземляющих проводников.

4.15.5. Необходимость и способы укрепления опоры, прочность которой вызывает сомнение (недостаточное заглубление, вспучивание грунта, загнивание древесины, трещины в бетоне), должны определяться на месте производителем или ответственным руководителем работ.

Работы по укреплению опоры с помощью растяжек следует выполнять без подъема на опору, т. е. с телескопической вышки или другого механизма для подъема людей с установленной рядом опоры, либо применять для этого специальные раскрепляющие устройства, для навески которых не требуется подниматься по опоре.

Подниматься по опоре разрешается только после ее укрепления.

Опоры, не рассчитанные на одностороннее тяжение проводов и тросов и временно подвергаемые такому тяжению, должны быть предварительно укреплены во избежании их падения.

До укрепления опор запрещается нарушать целость проводов и снимать вязки на опорах.

4.15.6. Подниматься на опору разрешается членам бригады, допущенным к верхолазным работам и имеющим следующие группы:

III - при всех видах работ до верха опоры;

II - при работах, выполняемых с отключением ВЛ, до верха опоры, а при работах на нетоковедущих частях неотключенной ВЛ - не выше уровня, при котором от головы работающего до уровня нижних проводов этой ВЛ остается расстояние 2 м. Исключение составляют работы по окраске опор (п.4.15.17 настоящих Правил)

Отдельные виды работ на высоте должны выполнять не менее 2 работников, имеющих группы, установленные настоящими Правилами для выполнения этих работ.

4.15.7. При подъеме на деревянную и железобетонную опоры строп предохранительного пояса следует заводить за стойку.

Не разрешается на угловых опорах со штыревыми изоляторами подниматься и работать со стороны внутреннего угла.

При работе на опоре следует пользоваться предохранительным поясом и опираться на оба когтя (лаза) в случае их применения.

При работе на стойке опоры располагаться следует таким образом, чтобы не терять из виду ближайшие провода, находящиеся под напряжением.

При замене деталей опоры должна быть исключена возможность ее смещения или падения.

4.15.8. Не разрешается откапывать сразу обе стойки опоры при замене одинарных и сдвоенных приставок П - и АП-образных опор. Следует заменить приставку на одной стойке опоры, закрепить бандажи и утрамбовать землю и только тогда приступать к замене приставок на другой стойке. Заменять сдвоенные приставки необходимо поочередно.

4.15.9. Не разрешается находиться в котловане при вытаскивании или опускании приставки.

4.15.10. Способы валки и установки опоры, необходимость и способы ее укрепления во избежание отклонения определяет ответственный руководитель работ. В случае применения оттяжек с крюками последние должны быть снабжены предохранительными замками.

4.15.11. При работах на изолирующих подвесках разрешается перемещаться по поддерживающим одноцепным и многоцепным (с двумя и более гирляндами изоляторов) и натяжным многоцепным подвескам.

Работа на одноцепной натяжной изолирующей подвеске допускается при использовании специальных приспособлений или лежа на ней и зацепившись ногами за траверсу для фиксации положения тела.

4.15.12. При работе на поддерживающей изолирующей подвеске строп предохранительного пояса должен быть закреплен за траверсу. Если длина стропа недостаточна, необходимо пользоваться закрепленными за пояс двумя страховочными канатами. Один канат привязывают к траверсе, а второй, предварительно заведенный за траверсу, подстраховывающий член бригады подает по мере необходимости.

4.15.13. При работе на натяжной изолирующей подвеске строп предохранительного пояса должен быть закреплен за траверсу или за предназначенное для этой цели приспособление.

4.15.14. На поддерживающих и натяжных многоцепных изолирующих подвесках допускается закреплять строп предохранительного пояса за одну из гирлянд изоляторов, на которой работа не ведется. Не допускается закреплять этот строп за гирлянду, на которой идет работа.

В случае обнаружения неисправности, могущей привести к расцеплению изолирующей подвески, работа должна быть прекращена.

4.15.15. Не разрешается при подъеме (или опускании) на траверсы проводов, тросов, а также при их натяжении находиться на этих траверсах или стойках под ними.

4.15.16. Выбирать схему подъема груза и размещать подъемные блоки следует с таким расчетом, чтобы не возникали усилия, которые могут вызвать повреждение опоры.

4.15.17. Окраску опоры с подъемом до ее верха могут с соблюдением требований п.4.15.6 настоящих Правил выполнять работники, имеющие группу II. При окраске опоры должны быть приняты меры для предотвращения попадания краски на изоляторы и провода (например, применены поддоны).

Работа на опорах при совместной подвеске ан них нескольких линий, на вводах в дома

4.15.18. При работ с опоры, телескопической вышки, гидроподъемника без изолирующего элемента или другого механизма для подъема людей расстояние от работника, применяемого инструмента, приспособлений, канатов, оттяжек до провода (электропередачи, радиотрансляции, телемеханики), находящегося под напряжением до 1000 В, должно быть не менее 0,6 м.

4.15.19. При производстве работ, при которых не исключена возможность приближения к проводам (электропередачи, связи, радиотрансляции, телемеханики) на расстояние менее 0,6 м, эти провода должны быть отключены и заземлены на месте производства работ.

4.15.20. Работы по перетяжке и замене проводов на воздушных линиях напряжением до 1000 В и на линиях уличного освещения, подвешенных на опорах линий напряжением выше 1000 В, должны выполняться с отключением всех линий напряжением до и выше 1000 В и заземлением их с двух сторон участка работ.

Работы следует выполнять по наряду бригадой в составе не менее двух работников; производитель работ должен иметь группу IV.

Работы без снятия напряжения

4.15.21. При выполнении работ на ВЛ без снятия напряжения безопасность персонала обеспечивается по одной из двух схем:

Первая схема. Провод под напряжением - изоляция - человек - земля. Схема реализуется двумя методами:

Работа в контакте, когда основным защитным средством являются диэлектрические перчатки и изолированный инструмент. Этим методом выполняются работы на ВЛ напряжением до 1000 В;

Работа на расстоянии, когда работа выполняется с применением основных (изолирующие штанги, клещи) и дополнительных (диэлектрические перчатки, боты, накладки) электрозащитных средств. Этот метод применяется на ВЛ напряжением выше 1000 В.

Вторая схема. Провод под напряжением - человек - изоляция - земля. Работы по этой схеме допускаются при следующих условиях:

Изоляция работающего от земли специальным устройством соответствующего напряжения;

Применение экранирующего комплекта по ГОСТ 12.4.172;

Выравнивание потенциалов экранирующего комплекта, рабочей площадки и провода специальной штангой для переноса потенциала. Расстояние от работника до заземленных частей и элементов оборудования при работах должно быть не менее расстояния, указанного в табл.1.1.

4.15.22. Конкретные виды работ под потенциалом провода должны выполняться по специальным инструкциям или по технологическим картам, ПОР (ППР).

4.15.23. Работники, имеющие право выполнения работ под потенциалом провода (с непосредственным касанием токоведущих частей) ВЛ напряжением выше 1000 В, должны иметь группу IV, а остальные члены бригады - группу III.

4.15.24. Не разрешается прикасаться к изоляторам и арматуре изолирующих подвесок, имеющих иной, чем провод, потенциал, а также передавать или получать инструмент или приспособления работникам, не находящимся на той же рабочей площадке, при выполнении работ с площадки изолирующего устройства, находящегося под потенциалом провода.

4.15.25. Перед началом работ на изолирующих подвесках следует проверить измерительной штангой электрическую прочность фарфоровых изоляторов. При наличии выпускающих зажимов следует заклинить их на опоре, на которой выполняется работа, и на соседних опорах, если это требуется по рельефу трассы.

4.15.26. Работы на изолирующей подвеске по ее перецепке, замене отдельных изоляторов, арматуры, проводимые монтерами, находящимися на изолирующих устройствах или траверсах, допускаются при количестве исправных изоляторов в подвеске не менее 70%, а на ВЛ напряжением 750 кВ - при наличии не более пяти дефектных изоляторов в одной подвеске.

4.15.27. При перецепке изолирующих подвесок на ВЛ напряжением 330 кВ и выше, выполняемой с траверс, устанавливать и отцеплять от траверсы необходимые приспособления следует в диэлектрических перчатках и в экранирующем комплекте.

4.15.28. Разрешается прикасаться на ВЛ напряжением 35 кВ к шапке первого изолятора при двух исправных изоляторах в изолирующей подвеске, а на ВЛ напряжением 110 кВ и выше - к шапкам первого и второго изоляторов. Счет изоляторов ведется от траверсы.

4.15.29. Установка трубчатых разрядников под напряжением на ВЛ напряжением 35 - 110 кВ допускается при условии применения изолирующих подвесных габаритников, исключающих возможность приближения внешнего электрода разрядника к проводу на расстояние менее заданного.

4.15.30. Не разрешается находиться в зоне возможного выхлопа газов при приближении внешнего электрода разрядника к проводу или отводе электрода при снятии разрядника. Приближать или отводить внешний электрод разрядника следует с помощью изолирующей штанги.

Не разрешается приближаться к изолированному от опоры молниезащитному тросу на расстояние менее 1 м.

4.15.31. При использовании троса в схеме плавки гололеда допустимое расстояние приближения к тросу должно определяться в зависимости от напряжения плавки.

4.15.32. Не разрешается работать на ВЛ и ВЛС, находящихся под напряжением, при тумане, дожде, снегопаде, в темное время суток, а также при ветре, затрудняющем работы на опорах.

Работы в пролетах пересечения с действующими ВЛ

4.15.33. При монтаже и замене проводов и тросов раскатывать их следует плавно, без рывков, тяговые канаты направлять так, чтобы избежать подхлестывания и приближения к проводам, находящимся под напряжением. Для оттяжек и контроттяжек следует применять канаты из растительных или синтетических волокон, выбирая их минимальной длины и натягиваю без слабины.

Используемые при работе лебедки и стальные канаты должны быть заземлены.

4.15.34 Провод (трос) каждого барабана перед раскаткой должен быть заземлен.

4.15.35. Перед началом монтажных работ (визировка, натяжка, перекладка из роликов в зажимы) раскатанный провод (трос) должен быть заземлен в двух местах: у начальной анкерной опоры вблизи натяжного зажима и на конечной опоре, через которую производится натяжение. Кроме того заземления должны накладываться на провод (трос) и на каждой промежуточной опоре, где производится работа.

4.15.36. Для провода или троса, лежащего в металлических раскаточных роликах или зажимах, достаточным является заземление обойм этих роликов (зажимов). При естественном металлическом контакте между металлической обоймой ролика (зажима) и телом металлической или арматурной железобетонной опоры дополнительных мероприятий по заземлению металлического ролика (зажима) не требуется.

4.15.37. При работе на проводах, выполняемой с телескопической вышки (подъемника), рабочая площадка вышки должна быть с помощью специальной штанги соединена с проводом линии гибким медным проводником сечением не менее 10 квадратных миллиметров, а сама вышка заземлена.

Провод при этом должен быть заземлен на ближайшей опоре или в пролете.

4.15.38. Не разрешается входить в кабину вышки и выходить из нее, а также прикасаться к корпусу вышки, стоя на земле, после соединения рабочей площадки телескопической вышки с проводом.

Не допускается использовать металлический трос в качестве бесконечного каната.

4.15.39. Петли на анкерной опоре следует соединять только по окончании монтажных работ в смежных с этой опорой анкерных пролетах.

На анкерной опоре ВЛ напряжением 110 кВ и выше петли до соединения должны быть закреплены за провода или за натяжные изолирующие подвески, но не ближе чем за четвертый изолятор, считая от траверсы, а на ВЛ напряжением 35 кВ и ниже - только за провода.

4.15.40. При выполнении работы на проводах ВЛ в пролете пересечения с другой ВЛ, находящейся под напряжением, заземление необходимо устанавливать на опоре, где ведется работа.

Если в этом пролете подвешиваются или заменяются провода, то с обеих сторон от места пересечения должен быть заземлен как подвешиваемый, так и заменяемый провод.

4.15.41. При замене проводов (тросов) и относящихся к ним изоляторов и арматуры, расположенных ниже проводов, находящихся под напряжением, через заменяемые провода (тросы) в целях предупреждения подсечки расположенных выше проводов должны быть перекинуты канаты из растительных или синтетических волокон. Канаты следует перекидывать в двух местах - по обе стороны от места пересечения, закрепляя их концы за якоря или конструкции. Подъем провода (троса) должен осуществляться медленно и плавно.

4.15.42. Работы на проводах (тросах) и относящихся к ним изоляторах, арматуре, расположенных выше проводов, находящихся под напряжением, необходимо выполнять по ППР, утвержденному руководителем организации. В ППР должны быть предусмотрены меры для предотвращения опускания проводов (тросов) и для защиты от наведенного напряжения. Замена проводов (тросов) при этих работах должна выполняться с обязательным снятием напряжения с пересекаемых проводов.

Работы на ВЛ под наведенным напряжением; на одной отключенной цепи многоцепной ВЛ

4.15.43. Персонал, обслуживающий ВЛ, должен иметь перечень линий, которые после отключения находятся под наведенным напряжением, ознакомлен с этим перечнем, значениями наводимого напряжения. Наличие наведенного напряжения на ВЛ должно быть записано в строке «Отдельные указания» наряда.

4.15.44. В случаях наличия на отключенных ВЛ и ВЛС наведенного напряжения перед соединением или разрывом электрически связанных участков (проводов, тросов) необходимо выровнять потенциалы этих участков. Уравнивание потенциалов осуществляется путем соединения проводником этих участков или установкой заземлений по обе стороны разрыва (предполагаемого разрыва) с присоединением к одному заземлителю (заземляющему устройству).

4.15.45. На ВЛ под наведенным напряжением работы с земли, связанные с прикосновением к проводу, опущенному с опоры вплоть до земли, должны выполняться с использованием электрозащитных средств (диэлектрические перчатки, штанги) или с металлической площадки, соединенной дл выравнивания потенциалов проводником с этим проводом. Работы с земли без применения электрозащитных средств и металлической площадки допускаются при условии заземления провода в непосредственной близости к каждому месту прикосновения.

4.15.46. Применяемые при монтаже проводов на ВЛ под наведенным напряжением стальные тяговые канаты сначала необходимо закреплять на тяговом механизме и для выравнивания потенциалов заземлять на тот же заземлитель, что и провод. Только после этого разрешается прикреплять канат к проводу. Разъединять провод и тяговый канат можно только после выравнивания их потенциалов, т. е. после соединения каждого из них с общим заземлителем.

4.15.47. При монтажных работах на ВЛ под наведенным напряжением (подъем, визирование, натяжка, перекладка проводов из раскаточных роликов в зажимы) провод должен быть заземлен на анкерной опоре, от которой ведется раскатка, на конечной анкерной опоре, через которую проводится натяжка, и на каждой промежуточной опоре, на которую поднимается провод.

4.15.48. По окончании работы на промежуточной опоре заземление с провода на этой опоре может быть снято. В случае возобновления работы на промежуточной опоре, связанной с прикосновением к проводу, провод должен быть вновь заземлен на той же опоре.

4.15.49. На ВЛ под наведенным напряжением перекладку проводов из раскаточных роликов в поддерживающие зажимы следует производить в направлении, обратном направлению раскатки. До начала перекладки необходимо, оставив заземленными провода на анкерной опоре, в сторону которой будет проводиться перекладка, снять заземление с проводов на анкерной опоре, от которой начинается перекладка.

4.15.50. При монтаже проводов на ВЛ под наведенным напряжением заземления с них можно снимать только после перекладки проводов в поддерживающие зажимы и окончания работ на данной опоре.

4.15.51. Во время перекладки проводов в зажимы смежный анкерный пролет, в котором перекладка уже закончена, следует рассматривать как находящийся под наведенным напряжением.. Выполнять на нем работы, связанные с прикосновением к проводам, разрешается только после заземления их на рабочем месте.

4.15.52. Из числа ВЛ под наведенным напряжением организациям необходимо определить измерениями линии, при отключении и заземлении которых по концам (в РУ) на заземленных проводах остается потенциал наведенного напряжения выше 25 В при наибольшем рабочем токе действующей ВЛ.

Все виды работ на этих ВЛ, связанные с прикосновением к проводу без применения основных электрозащитных средств, должны выполняться по технологическим картам или ППР, в которых должно быть указано размещение заземлений исходя из требований обеспечения на рабочих местах потенциала наведенного напряжения не выше 25 В.

4.15.53. Если на отключенной ВЛ (цепи), находящейся под наведенным напряжением, не удается снизить это напряжение до 25 В, необходимо работать с заземлением проводов только на одной опоре или на двух смежных. При этом заземлять ВЛ (цепь) в РУ не допускается. Допускается работа бригады только с опор, на которых установлены заземления, или на проводе в пролете между ними.

4.15.54. При необходимости работы в двух и более пролетах (участках) ВЛ (цепь) должна быть разделена на электрически не связанные участки посредством разъединения петель на анкерных опорах. На каждом их таких участков у мест установки заземлений может работать лишь одна бригада.

4.15.55. На отключенной цепи многоцепной ВЛ с расположением цепей одна над другой можно работать только при условии, что эта цепь подвешена ниже цепей, находящихся под напряжением. Не допускается заменять и регулировать провода отключенной цепи.

4.15.56. При работе на одной отключенной цепи многоцепной ВЛ с горизонтальным расположением цепей на стойках должны быть вывешены красные флажки со стороны цепей, оставшихся под напряжением. Флажки вывешивают на высоте 2-3 м от земли производитель работ с членом бригады, имеющим группу III.

4.15.57. Подниматься на опору со стороны цепи, находящейся под напряжением, и переходить на участки траверс, поддерживающих эту цепь, не допускается. Если опора имеет степ-болты, подниматься по ним разрешается независимо от того, под какой цепью они расположены. При расположении степ-болтов со стороны цепей, оставшихся под напряжением, подниматься на опору следует под наблюдением находящегося на земле производителя работ или члена бригады, имеющего группу III.

4.15.58. При работе с опор на проводах отключенной цепи многоцепной ВЛ, остальные цепи которой находятся под напряжением, заземление необходимо устанавливать на каждой опоре, на которой ведутся работы.

Пофазный ремонт ВЛ

4.15.59. Не допускается при пофазном ремонте ВЛ заземлять в РУ провод отключенной фазы. Провод должен быть заземлен только на рабочем месте. На ВЛ напряжением 35 кВ и выше при работах на проводе одной фазы или поочередно на проводах каждой фазы допускается заземлять на рабочем месте провод только той фазы, на которой выполняется работа. При этом не разрешается приближаться к проводам остальных, незаземленных фаз на расстояние менее указанного в табл.1.1.

4.15.60. При пофазном ремонте для увеличения надежности заземления оно должно быть двойным, состоящим из двух отдельных установленных параллельно заземлений. Работать на проводе разрешается не далее 20 м от установленного заземления.

4.15.61. При одновременной работе нескольких бригад отключенный провод должен быть разъединен на электрически несвязанные участки.

Каждой бригаде следует выделить отдельный участок, на котором устанавливается одно двойное заземление.

4.15.62. При пофазном ремонте ВЛ напряжением 110 кВ и выше для локализации дугового разряда перед установкой или снятием заземления провод должен быть предварительно заземлен с помощью штанги с дугогасящим устройством. Заземляющий провод штанги должен быть заранее присоединен к заземлителю. Эта штанга должна быть снята лишь после установки (или снятия) переносного заземления.

Не допускается при пофазном ремонте на ВЛ с горизонтальным расположением фаз переходить на участки траверсы, поддерживающие провода фаз, находящихся под напряжением.

Условия производства работ при пофазном ремонте ВЛ напряжением 35 кВ и выше должны быть указаны в строке «Отдельные указания» наряда (приложение №4 к настоящим Правилам).

Расчистка трассы от деревьев

4.15.63. Работы по расчистке трассы ВЛ от деревьев выполняются с учетом требований Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ (ПОТ Р М 001-97).

4.15.64. Работы по расчистке трассы ВЛ от деревьев выполняются по наряду.

4.15.65. До начала валки деревьев рабочее место должно быть расчищено. В зимнее время для быстрого отхода от падающего дерева следует проложить в снегу две дорожки длиной 5-6 м под углом к линии его падения в сторону, противоположную падению. Не разрешается влезать на подрубленные и подпиленные деревья.

4.15.66. Производитель работ должен перед началом работы предупредить всех членов бригады об опасности приближения сваливаемых деревьев, канатов и т. п. к проводам ВЛ.

4.15.67. Во избежание падения деревьев на провода до начала рубки должны быть применены оттяжки.

Не допускается валить деревья без подпила или подруба, а также делать сквозной пропил дерева. Наклоненные деревья следует валить в сторону их наклона, но при угрозе падения деревьев на ВЛ их валка не разрешается до отключения ВЛ.

4.15.68. Не допускается в случае падения дерева на провода приближаться к нему на расстояние менее 8 м до снятия напряжения с ВЛ.

4.15.69. О предстоящем падении сваливаемого дерева пилильщики должны предупредить других рабочих. Стоять со стороны падения дерева и с противоположной стороны не разрешается.

4.15.70. Не допускается оставлять не поваленным подрубленное и подпиленное дерево на время перерыва в работе или при переходе к другим деревьям.

4.15.71. Перед валкой гнилых и сухостойких деревьев необходимо опробовать их прочность, а затем сделать подпил. Не допускается подрубать эти деревья.

Не допускается групповая валка деревьев с предварительным подпиливанием и валка с использованием падения одного дерева на другое. В первую очередь следует сваливать подгнившие и обгоревшие деревья.

Обходы и осмотры

4.15.72. При обходах и осмотрах ВЛ назначать производителя работ не обязательно. Во время осмотра ВЛ не допускается выполнять какие-либо ремонтные и восстановительные работы, а также подниматься на опору и ее конструктивные элементы. Подъем на опору допускается при верховом осмотре ВЛ. Проведение целевого инструктажа обязательно.

4.15.73. В труднопроходимой местности (болота, водные преграды, горы, лесные завалы и т. п.) и в условиях неблагоприятной погоды (дождь, снегопад, сильный мороз и т. п.), а также в темное время суток осмотр ВЛ должны выполнять не менее двух работников, имеющие группу II, один из которых назначается старшим. В остальных случаях осматривать ВЛ может один работник, имеющий группу II.

Не разрешается идти под проводами при осмотре ВЛ в темное время суток.

При поиске повреждений осматривающие ВЛ должны иметь при себе предупреждающие знаки и плакаты.

При проведении обходов должна быть обеспечена связь с диспетчером.

4.15.74. Не разрешается приближаться на расстояние менее 8 м к лежащему на земле проводу ВЛ напряжением выше 1000 В, к находящимся под напряжением железобетонным опорам ВЛ напряжением 6-35 кВ при наличии признаков протекания тока замыкания на землю (повреждение изоляторов, прикосновение провода к телу опоры, испарение влаги из почвы, возникновение электрической дуги на стойках и в местах заделки опоры в грунт и др.). В этих случаях вблизи провода или опоры следует организовать охрану для предотвращения приближения к месту замыкания людей и животных, установить по мере возможности предупреждающие знаки или плакаты, сообщить о происшедшем владельцу ВЛ.

Работы на пересечениях и сближениях ВЛ с дорогами

4.15.75. При работах на участках пересечения ВЛ с транспортными магистралями (железные дороги, судоходные реки и каналы), когда требуется временно приостановить движение транспорта либо на время его движения приостановить работы на ВЛ, работник, выдавший наряд, должен вызвать на место работ представителя службы движения транспортной магистрали. Этот представитель должен обеспечить остановку движения транспорта на необходимое время или предупреждать линейную бригаду о приближающемся транспорте. Для пропуска транспорта провода, мешающие движению, должны быть подняты на безопасную высоту.

4.15.76. При работах на участках пересечения или сближения ВЛ с шоссе и проселочными дорогами для предупреждения водителей транспорта или для остановке, по согласованию с Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД), его движения производитель работ должен выставить на шоссе или дороге сигнальщиков.

При необходимости должен быть вызван представитель ГИБДД.

Сигнальщики должны находиться на расстоянии 100 м в обе стороны от места пересечения или сближения ВЛ с дорогами и иметь при себе днем красные флажки, а ночью - красные фонари.

Обслуживание сетей уличного освещения

4.15.77. По распоряжению без отключения сети освещения допускается работать в следующих случаях:

При использовании телескопической вышки с изолирующим звеном;

При расположении светильников ниже проводов на расстоянии не менее 0,6 м на деревянных опорах без заземляющих спусков с опоры или с приставной деревянной лестницы.

В остальных случаях следует отключать и заземлять все подвешенные на опоре провода и работу выполнять по наряду.

4.15.78. При работе на пускорегулирующей аппаратуре газоразрядных ламп до отключения ее от общей схемы светильника следует предварительно отсоединить от сети питание провода и разрядить статические конденсаторы (независимо от наличия разрядных резисторов).

Работы на ВЛ напряжением 6-20 кВ с проводами, имеющими защитное покрытие (ВЛЗ 6-20 кВ)

4.15.79. Работа на проводах ВЛЗ 6-20 кВ должна проводиться с отключением ВЛ.

4.15.80. Расстояние от работников до проводов ВЛ и других элементов, соединенных с проводами, расстояние от проводов ВЛ до механизмов и грузоподъемных машин должно быть не менее указанных в таблице 1.1. Расстояние от провода с защитным покрытием до деревьев должно быть не менее 0,55 м.

4.15.81. Для работ по удалению с проводов упавших деревьев ВЛ должна быть отключена и заземлена.

4.15.82. На неотключенной ВЛ допускается выполнять работы по удалению набросов и ветвей деревьев с применением изолирующих штанг. При выполнении указанных работ без применения защитных средств линия должна быть отключена и заземлена.

Работы на ВЛ напряжением 0,38 кВ с проводами, имеющими изолирующее покрытие (ВЛИ 0,38 кВ)

4.15.83. Работы на ВЛИ 0,38 кВ могут выполняться с отключением или без отключения ВЛ.

4.15.84. Работы с отключением ВЛИ 0,38 кВ выполняются при необходимости замены жгута проводов целиком, при разъединении или соединении (одного или нескольких) проводов на линиях, проходящих во взрыво - и пожароопасных зонах (вблизи бензоколонок, газораспределительных станций и т. п.).

Допускается отключение не всей линии, а только провода, на котором предстоит работа. Провод, после его определения по маркировке и проверки отсутствия на нем напряжения, должен быть отключен со всех сторон, откуда на него может быть подано напряжение, и заземлен на месте работы.

4.15.85. Без снятия напряжения на ВЛИ 0,38 кВ могут выполняться работы по:

Замене опор и их элементов, линейной арматуры;

Перетяжке проводов;

Замене соединительных, ответвительных и натяжных зажимов;

Подключению или отсоединению ответвлений к электроприемникам;

Замене участка или восстановлению изоляции отдельного фазного провода.

4.15.86. При выполнении работ без снятия напряжения на самонесущих изолированных проводах с неизолированным нулевым проводом необходимо изолировать нулевой провод и металлическую арматуру с помощью изолирующих накладок и колпаков.

4.15.87. Не допускается работа на ВЛИ 0,38 кВ без снятия напряжения в случаях:

Отключения ВЛ, вызванного ошибкой бригады;

Обнаружения повреждения на ВЛ, ликвидация которого невозможна без нарушения технологии работ;

Отсутствия или неисправности технических средств и средств защиты;

Сильного дождя, снегопада, густого тумана, обледенения опор (при необходимости подъема на опоры);

Других обстоятельств, угрожающих безопасности работ.

4.15.88. Работа на ВЛИ 0,38 кВ без снятия напряжения должна выполняться по наряду. Допускается выдавать один наряд для работы на различных участках одной или нескольких ВЛ с поочередным оформлением допуска на каждое рабочее место.

4.15.89. Бригада, выполняющая работы без снятия напряжения должна состоять не менее чем из двух работников - производителя работ, имеющего группу IV, и члена бригады, имеющего группу III.

Производитель работ и член бригады должны пройти подготовку и получить право на работы без снятия напряжения на ВЛИ 0,38 кВ, а также допуск к верхолазным работам, о чем должна быть сделана соответствующая запись в строке «Свидетельство на право проведения специальных работ» удостоверения о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках (приложение №2 к настоящим Правилам).

Ремонт воздушных линий

При ремонтах ВЛ выполняется комплекс мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных характеристик ВЛ путем ремонта или замены отдельных ее элементов.

Для ВЛ напряжением до 10 кВ структура ремонтного цикла предствляет собой чередование текущего и капитального ремонтов: Т-К- Т-К... Продолжительность ремонтного цикла для ВЛ на деревянных опорах составляет 5 лет, на железобетонных опорах – 10 лет.

Для ВЛ напряжением 35 кВ и выше предусматриваются только капитальные ремонты с периодичностью:не реже 1 раза в 5 лет для ВЛ на деревянных опорах;не реже 1 раза в 10 лет для ВЛ на железобетонных и металлических опорах.

Перечень работ, относящихся к текущим и капитальным ремонтам ВЛ, устанавливается типовыми инструкциями по эксплуатации ВЛ .

Объем ремонтных работ определяется по результатам предшествующих осмотров, испытаний и измерений. Поэтому для планирования ремонтов ВЛ ведется следующая эксплуатационно-техническая документация:паспорта ВЛ;листки осмотров;ведомости проверки загнивания деревянных опор;ведомости проверки линейной изоляции;ведомости измерений габаритов и стрел провеса проводов и тросов; ведомости измерений сопротивлений заземляющих устройств; журналы неисправностей ВЛ;журналы учета работ на ВЛ и другие документы.

На основании этих документов составляется многолетний график работ, в котором указывается перечень всех ВЛ и годы их вывода в ремонт в соответствии с техническим состоянием. На основании многолетнего графика составляются годовые графики работ.

По форме организации капитальный ремонт ВЛ может выполняться децентрализованно, централизованно и по смешанной форме. При децентрализованной форме ремонт выполняется силами предприятия, эксплуатирующего ВЛ.

Наиболее прогрессивной формой капитального ремонта ВЛ является централизованный ремонт, выполняемый по договору подряда строительно-монтажной организацией, специализирующейся на строительстве ВЛ. Бригады централизованного ремонта могут быть комплексными, выполняющими все виды ремонтных работ, или специализированными, выполняющими определенные виды работ, например замену опор.

Основными преимуществами централизованного ремонта являются высокое качество и сокращение сроков ремонтных работ. Это достигается высокой квалификацией персонала, использованием передовых методов организации и проведения работ, высокой степенью их механизации.

Законченные работы по капитальному ремонту ВЛ должны приниматься техническим руководителем предприятия, о чем делается отметка в плане-графике работ. Все работы, произведенные на ВЛ, должны оформляться соответствующими актами с указанием объема выполненных работ, даты выполнения, фамилии производителя работ.

В паспорте ВЛ должны отражаться все основные выполненные работы (замена опор, проводов, изоляторов) и изменение характеристик ВЛ, например появление новых пересечений.

3.6.1.Ремонт воздушных линий электропередач.

Напряжением выше 1000В. При текущих ремонтах ВЛ напряжением выше 1000 В выполняют: верховые осмотры BЛ; проверку состояния установки опор (отклонения, перекосы элементов и пр.), прочности соединительных мест (рис. 3.90, где а - траверсы со стойкой врубкой; б - стойки с приставкой; в - крепление гирлянды изоляторов к траверсе; г - затес верхних торцов стоек промежуточных опор; д - траверсы со стойкой без врубки; е - раскоса со стойкой; ж - верхней части AH-образной опоры), состояния противогнилостных мероприятий, бандажей, стрел провеса проводов, наличие опознавательных знаков и предупредительных плакатов; перетягивание отдельных участков сети, ремонт опор, поддерживающих конструкций; замена поврежденных изоляторов и сгнивших элементов отдельных опор; ревизию и ремонт разрядников; расчистку просек;измерение изоляции, определение падения напряжения, нагрева соединителей.

При капитальных ремонтах ВЛ напряжением выше 1000 В выполняют:ремонт фундаментов опор;плановую замену после многолетней работы до 50 % опор и их конструктивных элементов;ревизию и замену некондиционных проводов, полная перетяжка линии;частичную замену фарфоровых изоляторов (рис. 3.91, где:1-шапка; 2- тарелка; 3-стержень; 4-цементная заделка; 5-замок изолятора); выправление опор;проверка наличия трещин в железобетонных опорах и приставках;восстановление противогнилостных обмазок; испытание ВЛ в соответствии с ПТЭ и ПТБ.

Крен железобетонных опор на трассе можно устранять, не снимая напряжения с линии, если величина крена не превышает 20°, а скорость ветра –10 м/с. Выправку как вдоль, так и поперек линии производят путем создания тяжения по тяговому тросу в сторону, противоположную крену опоры. Усилие в тяговом тросе а –траверсы со стойкой врубкой; б –стойки с приставкой; в –крепление гирлянды изоляторов к траверсе; г –затес верхних торцов стоек промежуточных опор; д –траверсы со стойкой без врубки; е –раскоса со стойкой; ж –верхней части AH-образной опоры увеличивают после откопки основания опоры на нужную глубину.

Рис.3.90. Примеры сочеленений деталей деоевянных опор при сборке.


Рис. 3.91. Подвесной изолятор

Котлован выправленной опоры засыпают землей с послойной трамбовкой. При обнаружении трещин в железобетонных опорах их промазывают битумом или цементным раствором (табл.3.34). Перед промазкой цементным раствором тщательно очищают поверхность старого бетона опоры и увлажняют его. Залитые трещины затирают, сколы наращивают.

Состав цементных растворов для ремонта железобетонных опор. Таблица 3.34.

Ремонт проводов. При обнаружении повреждения провода на этом месте ставят метку и сообщают бригадиру, который определяет способ ремонта и организует его (табл.3.34).

При обрыве до 30 % проволок на место их повреждения уста­навливают ремонтную муфту, а если повреждено более 30 % проволок, то провод разрезают и соединяют с помощью овального соединителя (рис.3.92, а) методом скручивания (можно применять термитную сварку). Расстояние между ремонтными муфтами, соединителем и ремонтной муфтой, а также двумя соединителями должно быть не менее 15 м.

Количество соединителей и муфт на одном проводе в пролете должно быть не более трех, в том числе не более двух соединителей и одной ремонтной муфты. В пролетах пересечения ВЛ с инженерными сооружениями установку соединителей и муфт не допускают.



Рис.3.92.Овальный соединитель с введенными в него проводами:овальный, монтируемый обжатием(а);овальный, монтируемый скручиванием(б);овальный, монтируемый для монометаллических проводов(в);то же для сталеалюминевых проводов(г)

Ремонт проводов. Таблица 3.34

Монтаж ремонтной муфты производят в такой последовательности (см. рис.3.92): матрицу и пуансон подбирают в соответствии с маркой ремонтируемого провода; берут овальный соединитель, разрезают по продольной оси, и торцы его развальцовывают напильником; края разводят на расстояние, обеспечивающее свободную укладку в муфту ремонтируемого провода; проволоки укладывают по направлению повива, на расстоянии 200 мм по обе стороны от места повреждения накладывают бандажи; корпус муфты надевают на провод так, чтобы поврежденные жилы были на равном расстоянии от концов муфты; легким постукиванием мо­лотка через прокладку разведенные концы подгибают, материал прокладки должен соответствовать материалу муфты; производят опрессование муфты.

При установке овального соединителя его надвигают на один из концов соединяемых проводов. Второй конец провода вводят в соединитель внахлестку (см. рис. 3.92, б). Концы соединяемых проводов должны выходить из соединителя на 20-40 мм, на них надевают бандажи. Монтаж проводов овальными соединителями производят с помощью приспособлений (табл. 3.35).

Скручиваемые овальные соединители. Таблица 3.35.

Скрутку проводов производят так: ослабляют гайку откидного болта 1 (рис.3.93); снимают верхнюю откидную лау2;соединитель с введенными в него проводами устанавливают в прорезь головки корпуса и, развернув на 90°, кладут плоской стороной один конец на ползушку, а другой конец –на нижнюю плашку 3 так, чтобы концы соединителя выступали на плашки не более чем на 5 мм;устанавливают верхнюю плашку на соединитель, крепят ее гайками до упора;вставляют рычаг 4 в отверстие головки и закручивают соединитель на 4-4,5 оборотов в любую сторону.При скручивании соединителей СОАС- 150-2А и СОАС-185-2А допускают применение дополнительного рычага. Скрученный соединитель (рис.3.92, б) освобождают от плашек или матриц и вынимают из приспособления через прорезь корпуса. Натяжку проводов, соединенных между собой и поднятых на опоры, производят с усилием, достаточным для удержания их на нужном расстоянии от земли. При помощи расчетных таблиц определяют стрелу провеса, откладывают полученную величину на двух рейках. Рейки с отметками подвешивают на двух соседних опорах на высоте мест крепления провода. Монтер располагается на одной опоре так, чтобы уровень его глаз находился у нижней отметки рейки, подвешенной на этой же опоре. Во время натяжки провода монтер «визирует» (смотрит через бинокль на отметку рейки, подвешенной на соседней опоре; и дает команду прекратить натяжку провода, когда нижняя точка поднимаемого провода будет расположена на прямой, соединяющей отметки на рейках.


Рис. 3.93. Заушные узлы приспособления МИ-189А:ползушка(а); поворотная часть(б)

Ремонт воздушных линий электропередач напряжением до 1000В. Сроки и объемы капитального ремонта линий электропередач устанавливают по результатам осмотров, измерений и испытаний. В работы по капитальному ремонту входят смена опор, пасынков, траверс, проводов. При ремонтах нельзя изменять конструкцию опоры без соответствующего расчета.

При текущем ремонте производят выправку опор, подтяжку и смену бандажей, подтяжку и регулирование провеса проводов, смену изоляторов и др.

На промышленных предприятиях для охранного освещения широко применяют деревянные опоры. Для продления срока их службы при ремонтных работах производят диффузионную пропитку древесины опор. Технологический процесс дополнительной пропитки состоит в следующем: подземную часть опоры отрывают на всю зону загнивания, очищают от гнили до здоровой древесины и определяют диаметр здоровой части в наиболее опасной по гниению зоне с целью установления пригодности столбов для дополнительной пропитки.

В зависимости от зоны распространения гнили на столб надевают один, два или три бандажа (рис.3.94).В загнивших и опасных по гниению надземных участках опор расчищают трещины до здоровой древесины и заполняют антисептической пастой при помощи масленки или другого приспособления. Пасту предварительно разбавляют водой из расчета на 100 частей пасты 20 частей воды.После заполнения трещин на пасту и прилегающую к трещине поверхность опоры наносят слой гидроизоляции при помощи кисти или распылителя. Антисептической пастой одновременно с обработкой трещин заливают все места сопряжения между деталями опор.


Рис. 3.94. Расположение бандажей на столбах при летнем уровне грунтовых вод ниже уровня земли: до 120 см(а);на 120-200 см(б);на 250 и более(в)

При обнаружении загнившей заболони в столбах, имеющих неглубокую (5-10 мм) пропитку, на опасную по гниению зону надевают антисептический бандаж.Обработку деталей опор начинают с верхних, наиболее удаленных деталей, чтобы избежать соприкосновения работающего с обработанными деталями. Работы по дополнительной пропитке опор производят сразу после весеннего осмотра.

Изготовление антисептических бандажей. Антисептический бандаж состоит из двух слоев: наружного водонепроницаемого слоя, изготовляемого из толя, рубероида или пергамина; внутреннего, соприкасающегося с древесиной слоя из антисептической пасты.

Ширину бандажа принимают 50 см, длину в зависимости от толщины столба в месте установки бандажа (табл.3.36). На поверность водонепроницаемого слоя наносят антисептические пасты, составы которых приведены в табл.3.37.

Для регулирования расхода пасты на бандажи различной длины применяют мерные ковши, объем которых соответствует норме пасты для нужного размера бандажа. Пасту, взятую ковшом, накладывают на заранее отрезанный кусок толя и при помощи шпателя равномерно наносят по поверхности толя, причем на кромки бандажа шириной 1 см и полосу 5 см (которая при надевании бандажа будет перекрывать бандаж на стыке) пасту не наносят.

Нормы расхода антисептика на бандаж. Таблица 3.36.

Весовые соотношения составных частей паст (в %). Таблица 3.37.

Ремонт воздушных линий электропередачи до 1000В. Сроки и объемы капитального ремонта воздушной линии электропередачи устанавливают по результатам осмотров, измерений и испытаний. В работы по капитальному ремонту входит смена опор, пасынков, траверс, проводов. При ремонтах нельзя изменять конструкцию опоры без соответствующего расчета.При текущем ремонте выполняют выправку опор, подтяжку и смену бандажей, подтяжку и регулирование провеса проводов, смену изоляторов и др.Для продления срока службы деревянных опор производят диффузионную пропитку древесины. Технологический процесс пропитки состоит в следующем. Подземную часть опоры отрывают на всю длину зоны загнивания, очищают от гнили до здоровой древесины и определяют диаметр здоровой части в наиболее опасной по гниению зоне в целях установления пригодности опоры для дополнительной пропитки. В зависимости от зоны рас­пространения гнили на опору надевают один, два или три антисептических бандажа (рис.3.95 где1 – бандаж; 2 –битум).В загнивших и опасных по гниению надземных участках опор расчищают трещины до здоровой древесины и заполняют их ан­тисептической пастой с помощью масленки или другого приспособления. Пасту предварительно разбавляют водой из расчета одна часть воды на пять частей пасты.


Рис.3.95. Наложение антисептических бандажей на опоры при уровне грунтовых вод выше уровня земли (а), ниже уровня земли на 1,2 м (б), 1,4...2 м (в), 2,5 м (г) и при отсутствии грунтовых вод (д).

После заполнения трещин на пасту и прилегающую к трещине поверхность опоры наносят кистью или распылителем слой гидроизоляции. Одновременно с обработкой трещин антисептической пастой заливают все места сопряжения между деталями опор. При обнаружении загнившей заболони в опорах, имеющих неглубокую (5... 10 мм) пропитку, на опасный по гниению участок надевают антисептический бандаж. Обработку опор начинают с верхних, наиболее удаленных деталей, чтобы избежать дальнейшего соприкосновения работающего с ними. Дополнительную про­питку опор производят после весеннего осмотра.

Антисептический бандаж состоит из двух слоев: наружного водонепроницаемого слоя из толя, рубероида или пергамина; внутреннего слоя из антисептической пасты, соприкасающегося с древесиной. Ширина бандажа 50 см, длина зависит от толщины столба в месте установки бандажа (табл.3.37).

Для регулирования расхода пасты, наносимой на бандажи различной длины, применяют мерные ковши, объем которых соответствует требуемому количеству пасты для того или иного размера бандажа. Пасту, взятую ковшом, накладывают на заранее отрезанный кусок толя и с помощью шпателя равномерно распределяют по поверхности, причем на кромки бандажа шириной 1 см и полосу 5 см (которая при надевании бандажа будет перекрывать его в месте стыке) пасту не наносят.

Нормы расхода антисептика на бандаж. Таблица 3.37.

Ремонт воздушных линий электропередачи напряжением выше 1000 В. При текущих ремонтах ВЛ напряжением выше 1000 В выполняют следующие работы: верховые осмотры ВЛ; проверка установки опор (отклонения, перекосы элементов и пр.), прочности соединительных мест, состояния бандажей, стрел провеса проводов, наличия опознавательных знаков и предупредительных плакатов; перетягивание отдельных участков сети, ремонт опор, поддерживающих конструкций; замена поврежденных изоляторов и сгнивших элементов отдельных опор; ревизия и ремонт разрядников; расчистка просек; измерение изоляции, определение падения напряжения в линии, нагрева соединителей.

Работы, выполняемые при капитальных ремонтах ВЛ напряжением вьппе 1000 В, включают в себя: ремонт фундаментов опор; плановую замену после многолетней работы до 50 % опор и их конструктивных элементов; ревизию и замену некондиционных проводов, полную перетяжку линии; частичную замену фарфоровых изоляторов; выправление опор; проверку наличия трещин в железобетонных опорах и приставках; восстановление про­тивогнилостных обмазок; испытание ВЛ в соответствии с ПТЭ.

Крен железобетонных опор на трассе можно устранить, не сни­мая напряжения с линии, если угол крена не превышает 20°, а скорость ветра – 10 м/с. Выправку как вдоль, так и поперек линии производят путем создания тяжения по тяговому тросу в сторону, противоположную крену опоры. Усилие в тяговом тросе увеличивают после откапывания основания опоры на нужную глубину. Котлован выправленной опоры засыпают землей с послойным трамбованием. При обнаружении трещин в железобетонных опорах их промазывают битумом или цементным раствором. Перед промазыванием цементным раствором тщательно очищают поверхность старого бетона опоры и увлажняют его. Залитые трещины затирают, места сколов наращивают овальными соединителями

Методы ремонта проводов. Таблица 3.38.

Рис.3.96. Соединение проводов обжатым (а) и скрученным (б)

При обнаружении повреждения провода на месте дефекта ставят метку и сообщают об этом бригадиру, который определяет метод ремонта (табл.3.38).

При обрыве до 30 % проволок на место их повреждения устанавливают ремонтную муфту, а если повреждено более 30 % проволок, то провод разрезают и соединяют с помощью овального соединителя (рис.3.96). Расстояние между ремонтными муфтами, соединителем и ремонтной муфтой, а также между двумя соединителями должно быть не менее 15 м.

Число соединителей и муфт на одном проводе в пролете должно быть не более трех, в том числе не более двух соединителей и одной ремонтной муфты. В пролетах пересечения ВЛ с инженерными сооружениями установку соединителей и муфт не допускают.

Монтаж ремонтной муфты производят в такой последовательности: матрицу и пуансон подбирают в соответствии с маркой ремонтируемого провода; берут овальный соединитель, разрезают по продольной оси и торцы его развальцовывают напильником; края разводят на расстояние, обеспечивающее свободную укладку в муфту ремонтируемого провода; проволоки укладывают по направлению повива; на расстоянии 200 мм по обе стороны от места повреждения накладывают бандажи; корпус муфты надевают на провод так, чтобы поврежденные жилы были на равном расстоянии от концов муфты; легкими ударами молотка через прокладку, материал которой должен соответствовать материалу муфты, подгибают разведенные концы, производят спрессовывание муфты.

Контрольные вопросы

1. В каких случаях применяют воздушные линии электропередачи?

2. Какие показатели характеризуют ВЛ?

3. Какие виды опор применяют для сооружения ВЛ?

4. Каковы особенности монтажа линий электропередачи напряжением до 1000 В?

5. От чего зависит глубина котлованов для опор ВЛ напряжением до 10 кВ?

6. Какие допуски на выверку деревянных и железобетонных опор учи­тывают при монтаже ВЛ напряжением до 10 кВ?

7. Как заделывают в грунт железобетонные опоры?

8. Как обслуживают ВЛ напряжением до 10 кВ?

9. Перечислите основные ремонтные операции, выполняемые на ВЛ напряжением до 10 кВ.

Эксплуатация и ремонт проводов,тросов и их соединительных зажимов. Для воздушных линий применяются неизолированные провода сталеалюминиевые алюминиевые, из алюминиевых сплавов и др. По конструкции провода делят на многопроволочные и полые. Грозозащитные тросы применяются для защиты ВЛ от атмосферных перенапряжений. В качестве грозозащитных тросов используются стальные канаты, стальные и стале-алюминиевые провода.Концы проводов и тросов в пролетах линий и петлях анкерных опор соединяются при помощи соединительных зажимов.

В связи с этим контактные соединения проводов и тросов должны иметь механическую прочность ие менее 90 % временного сопротивления на разрыв целого провода (или троса). Электрическое переходное сопротивление контактного зажима доллшо быть примерно равны сопротивлению целого участка провода такой же длины. Соединения проводов в пролетах ВЛ выполняются при помощи соединительных зажимов, обжатием, скручиванием, опрессовкой (рис.3.97, где1 –алюминиевый корпус; 2 –стальная трубка для соединения стальной части провода; I –прессуемый участок корпусашо, как и провода). Болтовые зажимы для соединения проводов и тросов в пролетах не применяются.При соединении проводов способом обжатия очищенные от грязи концы проводов смазывают смазкой ЗЭС и вводят внахлестку в соединитель. Обжатие соединителей (рис.3.97, б) производят монтажными клещами или гидравлическим прессом, например типа МГП-12, развивающим рабочее усилие 12 т.

Соединение проводов способом скручивания овального соединительного зажима (типа СОАС или СОС) выполняют при помощи специального приспособления МИ-190, МИ-230. При этом соединитель с введенным в него проводом скручивается на 2-4,5 оборота. Для соединения стале-алюминиевых проводов применяют соедините чи фасонного сечения (рис.3.97, г). После соответствующей подготовки соединяемых концов провода сначала впрессовывается его стальная часть стальной трубкой, а затем алюминиевый корпус надвигается на стальную трубку и опрессовывается. Опрессование производится гидравлическим прессом.


Рис.3.97. Контактные соединения проводов и тросов:овальный соединительный зажим(а); соединение способом обжатия(б); соединение способом скручивания(в); прессуемый соединительный зажим для ста-леалюминиевых проводов(г).

Для защиты контактных зажимов от агрессивных сред в процессе монтажа применяется смазка ЗЭС или технический вазелин, заполняющие свободное пространство между жилами провода и зажимом.

Достаточно надежным способом соединения проводов ВЛ является термитная сварка. Сварка выполняется с применением термитных патронов при помощи специальных сварочных приспособлений, подающих провода навстречу друг другу внутри термитного патрона во время сварки. Сварка происходит благодаря сгоранию термитной массы, поджигаемой термитной спичкой.Сварные соединения в пролетах проводов ВЛ выполняются совместно с установкой прессуемых соединительных зажимов (рис. 3.98). При таком сочетании сварное соединение создает хороший переходной электрический контакт, а прессуемый соединительный зажим воспринимает механическую нагрузку. Соединительные зажимы не подвергаются никаким механическим испытаниям. Электрические характеристики их определяют измерением переходного сопротивления (см. § 2.7). Периодичность контроля переходного сопротивлния болтовых зажимов установлена 1 раз в 6 лет. Электрические измерения соединительных зажимов, выполненных обжатием, скруткой, опрессованием и сваркой, во время эксплуатации не производятся.

Часто встречающимися в эксплуатации повреждениями проводов и тросов являются частичные обрывы проволок. Если число поврежденных или оборванных проволок не более четырех, их закрепляют бандажами, при большем числе устанавливают ремонтные муфты способом опрессова-ния. При значительном уменьшении площади поперечного сечения (более 34%) поврежденный участок провода или троса вырезается и заменяется новым.

Рис. 3.98. Сварные соединения проводов в пролете ВЛ:в виде петли(а);с шунтом(б)

При эксплуатации проводов и тросов ведется наблюдение за стрелами их провеса, которые не должны отличаться более чем на +5 % от проектных. Для предотвращения коррозии стальных тросов их покрывают антикорозионными покрытиями.

Сроки и объемы капитального ремонта линий электропередач устанавливают по результатам осмотров, измерений и испытаний. В работы по капитальному ремонту входят смена опор, пасынков, траверс, проводов. При ремонтах нельзя изменять конструкцию опоры без соответствующего расчета.
При текущем ремонте производят выправку опор, подтяжку и смену бандажей, подтяжку и регулирование провеса проводов, смену изоляторов и др.
На промышленных предприятиях для охранного освещения широко применяют деревянные опоры. Для продления срока их службы при ремонтных работах производят диффузионную пропитку древесины опор. Технологический процесс дополнительной пропитки состоит в следующем: подземную часть опоры отрывают на всю зону загнивания, очищают от гнили до здоровой древесины и определяют диаметр здоровой части в наиболее опасной по гниению зоне с целью установления пригодности столбов для дополнительной пропитки. В зависимости от зоны распространения гнили на столб надевают один, два или три бандажа (рис. 1).

Рис. 1. Расположение бандажей на столбах при летнем уровне грунтовых вод ниже уровня земли:
а - до 120 см; 6- на 120-200 см; в - на 250 и более

В загнивших и опасных по гниению надземных участках опор расчищают трещины до здоровой древесины и заполняют антисептической пастой при помощи масленки или другого приспособления. Пасту предварительно разбавляют водой из расчета на 100 частей пасты 20 частей воды.
После заполнения трещин на пасту и прилегающую к трещине поверхность опоры наносят слой гидроизоляции при помощи кисти или распылителя. Антисептической пастой одновременно с обработкой трещин заливают все места сопряжения между деталями опор. При обнаружении загнившей заболони в столбах, имеющих неглубокую (5-10 мм) пропитку, на опасную по гниению зону надевают антисептический бандаж.
Обработку деталей опор начинают с верхних, наиболее удаленных деталей, чтобы избежать соприкосновения работающего с обработанными деталями. Работы по дополнительной пропитке опор производят сразу после весеннего осмотра.

Изготовление антисептических бандажей.

Антисептический бандаж состоит из двух слоев: наружного водонепроницаемого слоя, изготовляемого из толя, рубероида или пергамина; внутреннего, соприкасающегося с древесиной слоя из антисептической пасты.
Ширину бандажа принимают 50 см, длину в зависимости от толщины столба в месте установки бандажа. На поверхность водонепроницаемого слоя наносят антисептические пасты.
Для регулирования расхода пасты на бандажи различной длины применяют мерные ковши, объем которых соответствует норме пасты для нужного размера бандажа. Пасту, взятую ковшом, накладывают на заранее отрезанный кусок толя и при помощи шпателя равномерно наносят по поверхности толя, причем на кромки бандажа шириной 1 см и полосу 5 см (которая при надевании бандажа будет перекрывать бандаж на стыке) пасту не наносят.

Система эксплуатационного обслуживания ВЛ включает техническое обслуживание и ремонт.
К техническому обслуживанию ВЛ относятся работы по систематическому и своевременному предохранению отдельных конструкций и деталей от преждевременного износа путем проведения профилактических измерений и устранения мелких повреждений и неисправностей, а именно:
- обходы и осмотры ВЛ;
- установка, замена и осмотр трубчатых разрядников;
- измерение сопротивления соединений проводов (болтовых, плашечных и болтовых переходных);
- контроль тяжения в оттяжках опор;
- проверка и подтяжка болтовых соединений и гаек анкерных болтов;
- осмотр конструктивных элементов ВЛ при приемке их в эксплуатацию;
- наблюдение за работами, проводимыми вблизи линии электропередачи сторонними организациями;
- замена отдельных элементов ВЛ и выправка отдельных опор;
- измерения и испытания, направленные на повышение уровня их технического обслуживания;
- мероприятия, связанные с охраной линий;
- чистка изоляции;
- вырубка деревьев (угрожающих разрастанием в сторону линий на недопустимые расстояния), обрезка сучьев на отдельных деревьях, расчистка участков трассы от кустарника;
- замена нумерации и предупредительных плакатов.

3 Эксплуатация ВЛЭП

3.1 Осмотры и их периодичность, содержание

Воздушные линии периодически осматривают электромонтеры по обходу трасс и инженерно-технический персонал. Периодичность осмотра ВЛ напряжением выше 1000 В в зависимости от местных условий и назначения линии устанавливает главный инженер электрической сети, но не реже 1 раза в 6 мес. Инженерно-технический персонал осматривает линии не реже 1 раза в год.
Верховые осмотры линий с выборочной проверкой состояния проводов в местах крепления их на опорах производят не реже 1 раза в 6 лет, внеочередные осмотры - при гололеде, после грозы, бури, автоматического отключения ВЛ.
Выявленные во время обхода дефекты отмечают в листе обхода, а дефекты, требующие устранения, заносят в журнал дефектов. При обнаружении неисправностей, угрожающих бесперебойной работе линии, вызывают дежурную бригаду для ликвидации повреждения. Лицо, обнаружившее повреждение, должно находиться на месте до приезда дежурной бригады и отключения поврежденного участка линии.
Однако не все дефекты могут быть выявлены в результате осмотра с земли. Поэтому на линиях 35 кВ и выше один раз в шесть лет проводится верховой осмотр проводов, тросов, гирлянд изоляторов на каждой опоре линии. При этом более тщательно проверяют состояние проводов, тросов, изоляторов, арматуры, деталей крепления проводов и тросов к опоре, наличие шплинтов и замков в арматуре. Во время верхового осмотра производят выборочную выемку проводов и тросов из поддерживающих зажимов и зажимов дистанционных распорок для выявления повреждений проводов плашками зажимов, от вибрации или воздействием электрической дуги при перекрытиях. Верховые осмотры проводят как на отключенных линиях, так и под напряжением. В последнем случае для выборочной выемки проводов из зажимов используются специальные изолирующие устройства. Верховые осмотры линий напряжением ниже 35 кВ проводят по мере необходимости.
Предусматривают также проведение один раз в шесть лет проверки состояния антикоррозионного покрытия металлических опор и траверс железобетонных опор, металлических подножников опор и анкеров оттяжек с целью определения необходимости повторной защиты их от коррозии. Для этого подножники и анкеры оттяжек выборочно вскрывают на участках, где ожидается наибольшая коррозия (сырые места, места с агрессивными водами и т. п.).
Кроме периодических осмотров на линиях проводят внеочередные осмотры при наступлении гололеда, во время ледохода и паводка, при лесных и степных пожарах, после автоматических отключений линии (аварийные осмотры). В местах интенсивного загрязнения изоляции проводят внеочередные осмотры при образовании сильных туманов. В этом случае осмотры могут проводиться в темное время суток, когда лучше видны разряды по загрязненной поверхности, имеющие вид белых и желтых искр. Внеочередные осмотры проводятся также на участках, вблизи которых производятся работы посторонними организациями.
Осмотры трасс на участках производства работ посторонними организациями позволяют проверить соблюдение этими организациями всех требований по охране линий. Задачей монтера при таких осмотрах является также проведение инструктажа о необходимости соблюдения правил техники безопасности при работах вблизи действующих высоковольтных линий.
Аварийные осмотры проводят после отключения линий, даже если затем последовало успешное повторное включение. При этих осмотрах устанавливают причину отключений линий. В случае неуспешного повторного включения необходимо быстро определить место и характер повреждения, возможность включения линии без ремонта, установить объем ремонтных работ и количество необходимых материалов. Аварийные осмотры линий производятся в более короткие сроки, чем другие виды осмотра. При этом привлекается максимальное число монтеров и используется вся имеющаяся техника. Особое внимание обращается на те участки, где наиболее вероятно повреждение: места с пониженными габаритами, пересечения с дорогами, другими линиями и т. д. После грозовых отключений обращается внимание на перекрытие изоляторов, оплавление проводов и арматуры. Вблизи населенных мест особое внимание обращается на провода: набросы оставляют на проводах следы оплавления, вызывают пережоги отдельных проволок, а иногда и всего провода. Результаты аварийных осмотров должны немедленно сообщаться соответствующему инженерно-техническому работнику или дежурному оперативному персоналу. Перед выездом линейной бригады на линию дежурный оперативный персонал определяет по специальным приборам предполагаемое место повреждения и сообщает об этом инженерно-техническому работнику, организующему аварийный осмотр.
После получения результатов аварийного осмотра организуется устранение выявленного повреждения линии. Для этого бригада, которой поручается ликвидация повреждения, обеспечивается необходимыми подъемно-транспортными механизмами, а также материалами и оборудованием из аварийного резерва. В целях скорейшего восстановления повреждения организация аварийно-восстановительных работ должна начинаться одновременно с организацией аварийных осмотров. При этом подбирается состав бригады, приводятся в готовность механизмы, проверяется исправность средств связи.

3.2 Измерения, испытания

Не все неисправности на линиях могут быть выявлены в результате осмотров и ревизий. Поэтому предусматривается периодическое проведение на линиях электропередачи следующих измерений:
- электрической прочности подвесных фарфоровых изоляторов - в первый год эксплуатации и далее в зависимости от величины отбраковки изоляторов, но не реже одного раза в шесть лет. Измерения электрической прочности стеклянных и штыревых изоляторов не производятся, а их состояние определяется при осмотрах;
- сопротивления болтовых соединений проводов - при вводе линии или в первый год эксплуатации и далее один раз в шесть лет. Измерений сопротивления сварных, прессуемых или монтируемых скручиванием соединений не требуется;
- сопротивления заземления опор (проводятся после окончания строительства, переустройства или капитального ремонта заземлителей, при обнаружении на опорах линий 110 кВ и выше следов перекрытий или разрушений изоляторов электрической дугой). В сетях 35 кВ и ниже у опор с разъединителями, защитными промежутками, трубчатыми и вентильными разрядниками и у опор с повторными заземлителями нулевых проводов измерения сопротивления заземления производятся не реже чем один раз в пять лет. Кроме того, измерения сопротивления заземления проводятся у 2% металлических и железобетонных опор линий 35 кВ и ниже в населенной местности, на участках с наиболее агрессивными, оползневыми, выдуваемыми или плохо проводящими грунтами не реже одного раза в 10 лет. Все измерения сопротивления заземления проводятся в периоды наибольшего просыхания грунта;
- сопротивления петли «фаза-нуль» на линиях 0,4 кВ и ниже (производятся при приемке линий в эксплуатацию и в дальнейшем не реже одного раза в 6 лет, а также после подключения новых потребителей);
- степени загнивания древесины - не реже одного раза в три года, а также перед заменой загнивших деталей для проверки правильности отбраковки и допустимости подъема на опору;
- габаритов и стрел провеса проводов и тросов, тяжения в оттяжках опор (производимые по мере необходимости).
Проверка трубчатых разрядников со снятием их с опор выполняется один раз в три года.
Нагрузки и напряжения на ВЛ напряжением до 1000 В измеряют 1 раз в период с 1 октября по 1 января, в часы максимальных нагрузок.
Внеочередные замеры нагрузок и напряжений на этих ВЛ производят после таких работ, как замена проводов одного сечения на провода другого сечения, изменение схемы, переключение ряда вводов с одной фазы на другую (расфазировка) или при получении сообщения от потребителя о ненормальном напряжении. Нагрузку измеряют на головном участке и ответвлениях, напряжение - на головном участке, удаленных концах магистрали и отдельных вводах. Нагрузку и напряжение на линиях напряжением до 1000 В измеряют токоизмерительными клещами с телескопической вышки или опоры, соблюдая при этом правила техники безопасности.
Измерения на ВЛ выше 1000 В выполняют только на головных участках по стационарным приборам, установленным в распределительных пунктах или центрах питания. Результаты измерений заносят в специальные бланки.

3.3 Охранная зона

Охрана линии электропередачи. Электромонтер по обходу трасс ВЛ периодически извещает администрацию заводов, фабрик и других предприятий, прорабов и начальников строительств, начальников жилищно-эксплуатационных контор, по территории которых проходят воздушные линии, о том, что производство каких-либо работ или возведение построек и сооружений вблизи трасс ВЛ без согласования с эксплуатирующей организацией не разрешается; напоминает о необходимости назначения лиц, ответственных за трассы ВЛ на территории предприятий, следит за отсутствием работ в охранной зоне (по 10 м от крайних проводов ВЛ до 10 кВ).

3.4 Ремонты

Текущий ремонт воздушных линий и вводов проводит ремонтная бригада или бригада эксплуатационного участка по наряду в соответствии с графиком работ. Перед началом работ мастер учитывает все недостатки, выявленные при осмотре линии, и подготовляет необходимые материалы, инструмент и приспособления.
В объем текущего ремонта входят: выправка и укрепление опор, подтяжка бандажей, проверка крюков и штырей, замена негодных и очистка загрязненных изоляторов, подтяжка отдельных участков проводов линии и вводов, проверка надежности соединений проводов и контактов, проверка предохранителей и перемычек, восстановление нумерации столбов и вводов, проверка габаритов линии и вводов, очистка проводов от набросов, ремонт и окраска кабельных спусков и концевых муфт, проверка состояния верхней части опор и спусков заземления.
На деревянные опоры поднимаются при помощи монтерских когтей и предохранительного пояса. На антисептированных опорах необходимо работать в брезентовых рукавицах, предохранительных очках и специальной брезентовой одежде. Подъем на железобетонные опоры производится при помощи когтей с резиновыми накладками. Наиболее удобно выполнять работы по ремонту воздушных линий с телескопической вышки, имеющей подъемную корзину.
При капитальном ремонте ВЛ заменяют опоры, устанавливают новые приставки, заменяют негодные изоляторы, подтягивают и заменяют провода. Выполняют капитальный ремонт воздушных линий по мере необходимости в зависимости от их состояния. Капитальный ремонт ВЛ производит ремонтная бригада под руководством мастера. Количество человек в бригаде зависит от объема и сроков работ. По окончании ремонта мастер вносит все изменения в схему и паспорт ВЛ и делает отметку в паспорте о проведении ремонта линии.
Ремонт ВЛ производят со снятием напряжения и выполнением необходимых мер в соответствии с правилами техники безопасности (наложение заземления, вывешивание плакатов и пр.).



Случайные статьи

Вверх