Пересказ произведения "Борис Годунов" Пушкина А.С.

20 февраля 1598 г. князья Шуйский и Воротынский беседуют в кремлёвских палатах о последних событиях в Москве. После смерти сына Ивана Грозного Феодора Московским царством фактически правит Борис Годунов, брат монахини-царицы, жены Феодора. Бояре подозревают его в убийстве малолетнего царевича Димитрия в Угличе. Патриарх, бояре и весь народ уговаривают Бориса «принять царство», но он отказывается, затворившись с сестрой в монастыре.

На Красной площади народ волнуется: согласится ли Борис на уговоры бояр и патриарха? На Красное крыльцо выходит думный дьяк Щелкалов и объявляет, что Собор постановил на следующее утро, отслужив молебен, идти с иконами и хоругвями к царице и просить её благословить Бориса на царство. Пойдут патриарх, синклит, бояре, выборные люди и «весь народ московский православный».

На Девичьем поле возле Новодевичьего монастыря собралась толпа. Люди забрались на заборы, крыши домов, даже на колокольню и купола церквей. Вся Москва пришла узнать, согласится ли Борис стать царём. Вдруг все начинают выть и падать ниц, умоляя Бориса. Приходит весть, что Борис принял царство. Народ славит царя.

Через 5 лет, в 1603 году, ночью в Чудовом монастыре монах Григорий восхищается способностью летописца старца Пимена записывать события, очевидцем которых был Пимен. Григорий рассказывает свой сон, повторившийся трижды: по крутой лестнице он взбирается на башню и видит перед собой всю Москву; на него показывают пальцами, ему стыдно и страшно, он срывается с высоты. Пимен советует Григорию отречься от всего мирского. Григорий возражает, ведь сам Пимен в молодости участвовал в войнах с татарами и литовцами, был при дворе Иоанна. Старец приводит в пример Григорию конец жизни Иоанна Грозного, принявшего монашеский постриг, и его сына Феодора, проводившего жизнь в молитвах. Пимен открывает Григорию, что был свидетелем убиения Димитрия и что убийцы назвали Бориса. Григорий узнаёт, что сейчас Димитрию было бы 19 лет, как и ему.

Игумен Чудова монастыря в палатах патриарха сообщает патриарху о побеге монаха Григория Отрепьева, который был боярского рода, грамотен, сочинял каноны святым и должен был стать преемником летописца Пимена. Внезапно им овладела еретическая мысль быть царём на Москве. Патриарх и игумен решают не тревожить царя сообщением о побеге Григория.

В царских палатах Борис размышляет о том, что царствует уже шестой год, но несчастлив, потому что предчувствует горе, хотя кудесники сулят спокойствие. Он перечисляет благие дела для своего народа: во время голода отворил народу свои житницы, дал золото и работу, после пожара построил народу новые дома. Но чернь проклинала его, потому что ненавидит живую власть и умеет любить только мёртвых. Тогда Борис перестал заботиться о народе. Царя тревожат несправедливые обвинения в убийстве жениха дочери, царя Феодора и собственной сестры-царицы. Только чистая совесть могла бы успокоить царя, но мысль об убийстве царевича не даёт ему покоя.

В корчме на литовской границе Григорий в мирской одежде и двое его попутчиков, бродяги-чернецы Мисаил и Варлаам, пьют вино. Григорий узнаёт от хозяйки, что на заставах ловят какого-то разбойника и что есть окольный путь в Литву. В корчму входят приставы с намерением поживиться чем-то от монахов и рассказывают о сбежавшем Григории Отрепьеве. Григорий вызывается прочитать приметы разбойника и умышленно « читает» приметы Варлаама. Но Варлаам сам по слогам разбирает приметы разбойника и узнаёт в нём Отрепьева. Григорий вынимает кинжал и убегает.

В Москве в доме Василия Ивановича Шуйского Афанасий Михайлович Пушкин после ухода гостей передаёт Шуйскому сведенья от своего племянника Гаврилы Пушкина, который в Кракове видел царевича Димитрия. Тот якобы открылся на одре болезни духовному отцу и был отведён Вишневецким, которому служил, к королю Сигизмунду, пообещавшему Димитрию поддержку. Шуйский и Пушкин уверены, что Дмитрий самозванец, но понимают, что бояре, дворяне и народ недовольны Борисом. « Явных казней нет», как при царе Иоанне, но многие « заточены, замучены в изгнанье» . Знать и чернь возмущены замыслом царя отменить Юрьев день – возможность раз в году крепостному сменить хозяина.

В царских палатах царевич Феодор чертит географическую карту Московского царства, а царевна Ксения тоскует по погибшему жениху. Дворецкий князя Василия и слуга Пушкина доносят о гонце из Кракова. Приходит и сам Шуйский и рассказывает об опасности появления самозванца из Литовской земли. Царь приказывает оградить заставами границу с Литвой и под страхом страшных пыток просит Шуйского поклясться, что Шуйский во время следствия видел мёртвого Димитрия. Шуйский уверен, что видел труп Димитрия, и не хочет лукавить. Борис успокаивается, перестаёт страшиться Самозванца. потому что он «пустое имя, тень…» Царь сетует на тяжесть управления страной: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха».

В Кракове, в доме Вишневецкого, на приёме у Самозванца разные люди. Патер Черниковский обещает поддержку за признание русским народом римского папы. В верности клянутся князь Курбский, шляхтич Собаньский, опальные московские бояре и дворяне во главе с Хрущовым, донской казак Карела.

В замке воеводы Мнишека в Самборе Мнишек и Вишневецкий обсуждают Димитрия и Марину Мнишек: « А дело-то на свадьбу страх похоже» . Во время танцев Марина назначает Димитрию свидание у фонтана. Гости говорят, что Марина красива, но подобна безжизненной мраморной нимфе, а в Димитрии видна царская порода.

Ночью в саду у фонтана Самозванец с трепетом ожидает свидания, желая сделать Марину московскою царицей. Марина призывает Самозванца не медлить и занять московский престол. Димитрий объясняется ей в любви и, будучи не уверен в том, что Марина любит его, а не сан, открывает ей тайну своего самозванства. Марина не готова разделить участь самозванца. Димитрий принимает решение не унижаться больше пред гордою полячкой. Он не боится разоблачения, потому что королю, папе и вельможам нет дела до того, Димитрий он иль нет. Он – предлог раздоров и войны. Услышав « слова не мальчика, но мужа», Марина обещает свою любовь Димитрию после того, как он займёт московский престол. Димитрий решает идти на Москву.

16 октября 1604 года на литовской границе князь Курбский радуется возвращению на родину из изгнания, идёт в битву, как он думает, за царя, сына Иоанна. Самозванец невесел, потому что « Литву позвал на Русь», показал врагам дорогу в Москву, но считает, что виноват не он, а Борис-цареубийца.

В Царской Думе совещаются царь, патриарх и бояре. Борис отправляет Трубецкого и Басманова в Чернигов, осаждённый бунтовщиками, на помощь воеводам, отказывается от участия иноземных держав и собирается призвать в войско весь народ. Затем он обращается за советом к патриарху. Патриарх рассказывает о слепом, который исцелился, прикоснувшись ко гробу царевича Димитрия, и советует перенести святые мощи в Москву, чтобы доказать, что царевич был убит в Угличе. Все смущены речами патриарха, потому что если мощи святы, то Димитрий невинно убиенный. На помощь приходит князь Шуйский: «Не скажут ли, что мы святыню дерзко В делах мирских орудием творим?» Он сам обещает поговорить с народом и разоблачить Самозванца.

На равнине близ Новгород-Северского 21 декабря 1604 года происходит сражение русской армии с армией Димитрия. В армии Димитрия немцы, французы, ляхи, воюющие слаженно. Русские воины раздражены тем, что царю Димитрию служат иноверцы. Армия Димитрия побеждает и славит его.

На площади перед собором в Москве народ ожидает окончания обедни и молебствия. Люди верят, что на Москву идёт настоящий царь Димитрий, а не проклинаемый в церкви разбойник Отрепьев. Мальчишки дразнят юродивого, а старуха даёт ему копеечку и просит помолиться за неё. Мальчишки отнимают копеечку. Юродивый жалуется на них вышедшему из церкви царю и требует зарезать детей, как Борис велел зарезать маленького царевича. Царь просит молиться о нём, но юродивый отвечает: « Нельзя молиться за царя Ирода…»

В Севске Самозванец расспрашивает пленного московского дворянина Рожнова о событиях в ставке врага. Самозванец узнаёт, что Годунов встревожен поражением, раной Мстиславского, что царь назначил Шуйского воеводой, а Басманова отозвал в Москву и посадил в Думе. Пленный рассказывает, что в Москве тихо, но возобновились пытки и казни. Доносчиков допрашивает сам царь. Самозванец решает завтра же вступить в бой, хотя его войско насчитывает лишь 15 тысяч, а войско царя - 50.

В лесу Самозванец снимает со смертельно раненного коня узду и подпругу, чтобы конь умер на воле. Пушкин поражён, что Самозванец больше жалеет коня, чем погибшего в бою Курбского. Самозванец обвиняет в поражении запорожцев, не выдержавших отпора, и восхищается немцами, собираясь составить из них почётную дружину.

В Москве в царских палатах Борис опасается нового нападения Самозванца, вновь собравшего рассеянное войско в Путивле. Царь собирается поставить в воеводы незнатного Басманова, «не род, а ум». Он открывает Басманову свою основную задачу – усмирить народ. Во время приёма иноплеменных гостей Борис падает, из уст и ушей хлещет кровь. В последнем монологе царь напутствует своего сына, предлагает избрать советником Шуйского, а воеводой Басманова, ослабить, а со временем снова затянуть державные бразды, не изменять ход державного правленья, хранить церковный устав, быть молчаливым, в семье быть главой, почитать мать и любить сестру. Перед смертью Борис велит боярам и Басманову присягнуть на верность Феодору и принимает монашеский постриг.

В ставке Пушкин предлагает воеводе Басманову присягнуть « законнейшему» наследнику. Басманов знает, что Димитрий самозванец. Он верен юному царю: «Пока стою за юного царя, Дотоле он престола не оставит…» Пушкин сознаётся, что войско у самозванца не больше 8 тысяч и слабое, но его приверженцы сильны народным мнением. Басманов страшится измены, победы бунтовщиков, но не хочет изменять присяге, «доверенность младого венценосца Предательством ужасным заплатить».

На Лобном месте Пушкин обращается к народу и объясняет, что Божий суд уже поразил Бориса, что Россия покорилась Димитрию, а Басманов привёл полки ему к присяге. Пушкин обещает боярам, дворянам, людям приказным, ратным, гостям, купцам и всему честному народу милости от Димитрия. Толпа идёт в Кремль в царские палаты « вязать Борисова щенка» .

Борис Годунов Трагедия (1824 - 1825, опубл. 1831)

20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова вен¬чаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие собы¬тий: «Народ еще повоет да поплачет,/Борис еще поморщится немно¬го, И наконец по милости своей/Принять венец смиренно согласится...», иначе «понапрасну Лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царем. Борис колеблется, затем, прерывая свое монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Про¬буждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует веселой «младости» Пимена: «Ты рать Литвы при Шуйском отражал,/Ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив!» Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился;/Но с той поры лишь ведаю блаженство,/Как в монастырь Господь меня привел»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Гри¬горий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесни¬ка молодого инока, - в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привел видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареу¬бийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завер¬шить свою летопись и передать дальнейшее ее ведение Григорию. Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царем на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху. Патриарх отдает приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение. Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колду¬ном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки: «Я думал свой народ в довольствии, во славе успокоить, Я отворил им житницы, я злато/Рассыпал им Я выстроил им новые жилища...». Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят, Мне счастья нет». И все же источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»). Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мир¬ское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приста¬вы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его примета¬ми. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи. Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пуш¬кин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе поль¬ского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бо¬риса убиенный...». Димитрий «умен, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдет, то быть грозе великой». Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появив¬шемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что само¬званец выдает себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетлен¬ности его тела - три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посе¬щал, Но детский лик царевича был ясен,/И свеж, и тих, как будто усыпленный». Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он - Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждет от Самозванца: иезуиту Черниковскому дает обеща¬ние подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опаль¬ным слугам Бориса - возмездие. В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавлива¬ется на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Мари¬ны. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все ее помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоин¬ства и он не дает ей гордую отповедь, называя себя Димитрием. 16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литов¬ской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падет не на меня - А на тебя, Борис-цареубийца!» На заседании царской думы речь идет о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдает Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей на службу высылали». Но самое опасное - слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шепот». Шуйский вызывается само¬лично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяга». 21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским. Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончи¬лась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Ни¬колка со словами: «Николку маленькие дети обижают Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит». У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофи¬ческий разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», - подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин. Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассе¬янное войско, - говорит Борис Басманову, - И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через не¬сколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал -/Кровь хлынула из уст и из ушей». Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Го¬рячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царст¬вовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу...» После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с ца¬ревной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим соверша¬ется обряд пострижения. Ставка. Басманов, высоко вознесенный Феодором (он «начальству¬ет над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царем провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не вой¬ском, нет, не польскою помогай, А мнением; да! мнением народ¬ным». Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привел ему к при¬сяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты!/ Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несется толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!/Да гибнет род Бориса Годунова!» Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса - Федор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жа¬лость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Н а р о д безмолвствует».

    В центре произведения стоит, несомненно, личность Бориса Годунова , который виновен в смерти сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия. Одиозная фигура – Дмитрий Отрепьев , самозванец, выдававший себя за убиенного царевича. В результате своих козней и хитроумных планов, Лжедмитрию удается свергнуть Годунова и уничтожить всю его семью.

    Князь Шуйский – также неоднозначный персонаж. Он хитер и лукав, готовый служить «и вашим, и нашим».

Другие герои

  1. Среди других персонажей, играющих второстепенную роль с разворачивающихся драматических событиях, Марина Мнишек , влюбившая в себя Гришку Отрепьева и выведавшая у него все его планы.Кроме того, в трагедии звучат имена князя Воротынского , бояр Мосальского , Басманова , Пушкина , отца Пимена , летописца, свидетеля убийства царевича Дмитрия , детей Бориса Годунова – Федора и Ксении , юродивого Николки и бродяг-чернецов Варлаама и Мисаила .

Годунов поддается уговорам

Идет 1598 год. После кончины царя Федора Иоанновича, народ умоляет его шурина Бориса, укрывшегося ото всех в монастыре, принять корону. Бояре, патриарх также уговаривают Бориса на царство.

Князь Воротынский переживает, что будет дальше, если Годунов не согласится взойти на престол. Шуйский уверен в успехе предприятия, иначе убийство царевича Дмитрия просто бессмысленно. С другой стороны, князья уверены, что и они могли бы с не меньшим успехом править страной. Тут вдруг доносится шум, это на Красную площадь собирается народ, который жаждет видеть Бориса Годунова на престоле.

Многие бессильно рыдают, кто-то начинает кричать. В толпе смятение, неразбериха. В конце концов, поддавшись общему настроению и долгим уговорам, Борис Годунов соглашается принять власть. Однако он предупреждает, что делает это только по большой необходимости. Сам он не хочет власти. Почему так долго не решается Борис Годунов сесть на трон? Возможно, он уже тогда предчувствует беду, запах которой буквально витает в воздухе.

Чудов монастырь

Далее действие переносится в 1603 год. В Чудовом монастыре, в келье сидят монахи. Проснувшись, молодой монах Григорий с интересом наблюдает за старцем Пименом, который пишет летопись. Не в силах держать в себе свой странный сон, повторявшийся целых три раза, он рассказывает его всем присутствующим.

Старец пытается списать увиденное на молодость монаха, его бурлящую кровь, однако Григорию явно не дают покоя его ночные видения. Он уже жалеет, что так рано, не узнав, как следует, жизни, стал монахом. Тем временем Пимен вдруг вспоминает приход в монастырь и покаяние самого Иоанна Грозного. Пытливый Григорий просит старца рассказать о расправе над малолетним царевичем Димитрием. Григорий понимает, что сейчас убиенному было бы столько же лет, сколько и ему самому.

Старец рассказал молодому монаху (Гришке Отрепьеву), что на время убийства, в котором подозревали Бориса Годунова, мальчику было около семи лет. Отрепьев, он потрясен услышанным и вскоре сбегает из монастыря. У него уже созрел план: он назовет себя царевичем Димитрием и взойдет на престол.

Тем временем очень тревожно и неспокойно на душе Бориса Годунова, который мучается воспоминаниями об убийстве ни в чем не повинной души юного царевича и страшными сновидениями.

Самозванец направляется в Москву

Самозванец добирается до самой литовской границы и решает остановиться на ночлег в корчме, вместе бродячими монахами. Однако, неожиданно на постоялом дворе, появляются сторожевые приставы, которые разыскивают преступника, объявившего себя царевичем.

Приметы, которые те зачитали, совпадают с приметами Отрепьева. Самозванцу грозит арест, его пытаются поймать, однако шустрому Григорию удается бежать.

Тем временем по Москве ползут недобрые слухи о самозванце. Князь Пушкин передает их князю Шуйскому, а тот обо всем сообщает самому Борису Годунову. Император очень напуган, он требует у Шуйского признания, на самом ли деле царевич Димитрий был убит тогда. Борис негодует, он сыплет угрозы в адрес Шуйского, принесшего ему недобрую весть.

Тем временем Отрепьев, будучи в Кракове, за поддержку со стороны поляков обещает им, что, взойдя на престол, сам станет католиком и обратит в католичество всех своих подданных. Те готовы помогать самозванцу, с радостью поддерживают Гришку Отрепьева и донские казаки.

Григорий Отрепьев движется по направлению к Москве. По дороге, он влюбляется в дочь воеводы Мнишека. Во время свидания с Мариной Мнишек, Отрепьев раскрывает перед ней все свои карты. Она узнает, что он никакой не царевич Димитрий, а всего лишь самозванец.

На его чувства Марина на самом деле не отвечает, ею движет холодный расчет. И то ли в шутку, то ли всерьез дает Григорию обещание стать его супругой, как только он взойдет на престол.

Конец династии Годуновых

Тем временем Борис Годунов в страшных раздумьях, он призывает к себе бояр, чтобы совместно придумать план, как расправиться с самозванцем. А на могиле убиенного царевича происходят настоящие чудеса. Отрепьев продолжает идти на Москву, а Годунов вдруг умирает при невыясненных обстоятельствах. Лжедмитрий, по приказу князя Пушкина, провозглашен царем, с семьей Годунова расправляются очень жестоко.

И детей, и жену вскоре находят задушенными, а народу объявляют, что они, якобы, отравились. И когда люди узнают, что отныне править ими будет самозванец, они безмолвствуют. Однако, это не просто молчание, это молчание-протест. Это говорит о том, что народ не такой уж и глупый, как о нем думают власти. Он тоже умеет думать и делать выводы.

Власть Лжедмитриев

Согласно идее, вложенной Пушкиным в данное произведение, России необходима крепкая рука, власть, которая бы думала не только о своей выгоде, но и о чаяниях народа. И, конечно, эта самая власть ни в коем случае не должна быть опорочена чьей-то безвинно пролившейся кровью, погубленной жизнью.

Именно поэтому народ, который вначале, не зная истины, слепо поддерживал Бориса Годунова, затем стал его люто ненавидеть. Кроме убийцы, он увидел в нем еще и деспота, который заботится только о своем благе и совсем не думает о движущей силе государства – о самом народе.

По трактовке Пушкина, именно в этом настоящая трагедия Бориса Годунова. В том, что он лишился уважения масс. Народ, который делает историю, всегда остается на бобах. Созданными его трудом благами пользуются все, кроме него самого.

И пока он молчит и думает, что ничего не способен изменить, властвуют Лжедмитрии…Однако доколе хватит его поистине безграничного терпения?

Известный русский критик Белинский назвал «Бориса Годунова» первой подлинно русской драмой, которая создана на принципах реализма и историзма. За Пушкиным, руководствуясь этими же принципами, стали писать свои произведения и другие писатели и поэты.

Тест по трагедии Борис Годунов

Год написания:

1825

Время прочтения:

Описание произведения:

Пьеса Борис Годунов, которую написал русский классик Александр Пушкин в 1825 году, была создана после прочтения Пушкиным "Истории государства Российского". Пьесу Александр Сергеевич посвятил периоду царствования Бориса Годунова (1598-1605 годы), а также вторжению Лжедмитрия I.

Интересно, что когда Пушкин встретился с императором Николаем I, он зачитал ему несколько отрывков из пьесы Борис Годунов. Известно, что эта встреча поспособствовала тому, что Пушкин был освобожден из ссылки.

Драму Борис Годунов Пушкин написал, несколько подражая стилю исторических хроник Уильяма Шекспира , то есть это белый стих с прозаическими сценами.

Читайте ниже краткое содержание пьесы Борис Годунов.

20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий:

Народ ещё повоет да поплачет,
Борис ещё поморщится немного, ‹…›
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится...

Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царём. Борис колеблется, затем, прерывая своё монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует весёлой «младости» Пимена:

Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив!

Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился; / Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привёл»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого инока, - в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привёл видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царём на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.

Патриарх отдаёт приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.

Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки:

Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить, ‹…›
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им ‹…›
Я выстроил им новые жилища...

Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят ‹…›, Мне счастья нет». И все же источник тяжёлого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).

Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приставы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его приметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.

Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе польского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный...». Димитрий «умён, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдёт, то быть грозе великой».

Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что самозванец выдаёт себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетленности его тела - три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал ‹…›, Но детский лик царевича был ясен, / И свеж, и тих, как будто усыплённый».

Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он - Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждёт от Самозванца: иезуиту Черниковскому даёт обещание подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса - возмездие.

В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавливается на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоинства и он не даёт ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.

16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падёт не на меня - А на тебя, Борис-цареубийца!»

На заседании царской думы речь идёт о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдаёт Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей ‹…› на службу высылали». Но самое опасное - слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шёпот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяги».

21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.

Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают ‹…› Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит».

У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», - подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.

Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, - говорит Борис Басманову, - И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал - / Кровь хлынула из уст и из ушей».

Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу...»

После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обряд пострижения.

Ставка. Басманов, высоко вознесённый Феодором (он «начальствует над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царём провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным».

Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привёл ему к присяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! / Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несётся толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! / Да гибнет род Бориса Годунова!»

Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса - Феодор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».

Вы прочитали краткое содержание пьесы Борис Годунов. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Борис Годунов становится царем после убиения семилетнего царевича. Однако в одном монастыре находится безродный черноризец, который решает объявить себя царевичем Димитрием. Литовцы и поляки поддерживают его. Самозванец приходит в Москву, некоторые князья помогают ему. Годунов боится божьей кары и умирает. Воцаряется Лжедмитрий. Но народ не приветствует Лжедмитрия, потому что от мощей настоящего царевича Димитрия происходят исцеления, и народ не верит Лжедмитрию.

Главная мысль

Пьеса учит, что народ на Руси не так глуп и чувствует неправду.

Читать краткое содержание Пушкин Борис Годунов

В драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» описаны события конца 16 и начала 17 века.

Действие начинается с разговора князей Шуйского и Воротынского в 1598 году. Бояре, патриарх, народ уже месяц уговаривают Бориса Годунова стать царем. Однако он сидит в монастыре и не выходит. Воротынский беспокоится, что будет, если Борис так и не пожелает взойти на престол. Шуйский уверен, что этого быть не может, иначе можно считать, что царевича Димитрия убили зря. Шуйский рассказывает, что он был послан в Углич после совершения преступления и узнал настоящего виновника убиения младенца царевича. Обличить Бориса он не посмел.

Князья рассуждают о том, что они не менее знатные, чем Годунов, и один из них тоже мог бы стать царем. Тут они слышат, что на площадь идет народ. Из разговоров становится ясно, что Годунов не согласился пока. Патриарх обещает людям завтра продолжать переговоры с Борисом.

На Красной площади собрались люди и ждут решения. У одной бабы плачет ребенок, и она его успокаивает. Народ упрашивает Бориса властвовать над ними. Потом все начинают плакать. Многие даже не понимают причину всеобщего плача. Та баба с ребенком бросает своего малыша на землю, потому что пришло время, когда надо громко кричать. Борис соглашается принять царский венец. Он напоминает боярам, что принял царствование только по необходимости.

Дальше действие переносится в 1603 год. В Чудовом монастыре в келье сидят монахи. Молодой Григорий после сна наблюдает за старцем Пименом, который пишет летопись. Григорий рассказывает свой сон, повторявшийся трижды. Пимен объясняет тревожное сновидение молодостью монаха, его горячей кровью. Григорий жалеет, что так рано ушел в монастырь. Пимен вспоминает царя Иоанна Грозного, как он приходил в монастырь каяться. Григорий просит Пимена рассказать об убийстве царевича Димитрия. Старец сказал, что царевича нашли у царицы зарезанным, мать была в горе. Когда привели подозреваемых убийц, они назвали Годунова. Григорий узнает, что убитому царевичу было около семи лет, и сейчас бы он был ровесником Григория.

Становится известно о побеге из монастыря молодого монаха Григория Отрепьева. Старец Пимен, говорит, что Отрепьев напоследок сказал, что станет называться царевичем Димитрием и пойдет править в Москве. Тем временем Годунов в царских палатах мучается от страшных видений. Он спокойно не может жить, потому что часто вспоминает убитого младенца царевича.

Самозванец добирается до литовской границы и останавливается переночевать в корчме вместе бродячими монахами. Вдруг на постоялый двор приходят сторожевые приставы, они ищут преступника, объявившего себя царевичем. Зачитав грамоту с приметами самозванца, они разоблачают Отрепьева, но Григорий сбегает от них.

В Москве князь Пушкин сообщает князю Шуйскому о самозванце. Шуйский поражен, на следующий день он является к Борису Годунову и сообщает новость ему. Борис Годунов напуган, он начинает выспрашивать у Шуйского, точно ли царевич Димитрий был убит тогда. Борис грозит Шуйскому.

Самозванец в Кракове обещает католическому священнику, что он, истинный правитель Руси, воссядет на престоле и примет католичество, а потом обратит в католичество и всех людей. За эти обещания поляки готовы помогать самозванцу. Некоторые из окружения самозванца искренне верят ему и поэтому, думая, что служат своей стране, помогают. Таков князь Курбский. Донские казаки с радостью поддерживают самозванца.

Григорий Отрепьев направляется к Москве. Уже он в Самборе, и там он влюбляется в дочь воеводы Мнишека. Ночью на свидании с Мариной Отрепьев раскрывает ей свою тайну, говорит, что он всего лишь черноризец, назвавшийся царевичем Димитрием. Гришка Отрепьев потерял голову, он мечтает только о любви Марины. Она холодна и расчетлива. Смеется над Григорием, что он не выдержал и все рассказал ей. Обещает стать его женой, только когда самозванец будет царем.

Борис Годунов собирает бояр и просит их придумать, как справиться с самозванцем. Патриарх рассказывает, что около могилы убиенного царевича совершаются чудеса. Если бы царевич не был убит, не было бы чудес.

В Москве при народе Бориса Годунова обличает юродивый Николка. Он говорит, что его воины обижают. Просит Годунова приказать из зарезать, как это было сделано с царевичем.

Лжедмитрий продолжает наступление, Борис Годунов тем временем неожиданно умирает в Москве. По приказу князя Пушкина Лжедмитрий провозглашен царем, дети Годунова и его жена задушены. Народу сказано, что Мария Годунова и ее дети отравились. И когда люди слышат, что царем их будет царевич Димитрий (самозванец), они молчат. Этот молчаливый протест показывает, что народ не так наивен и бездумен, как думают власти.



Случайные статьи

Вверх