Субъекты социальной политики. Функции и модели социальной политики государства Соотношение социальной политики и государственной

В таблице 2 приведены различные точки зрения на определение субъекта и объекта социальной политики.

Таблица 2

Объекты и субъекты социальной политики

Источник

Определение

Характеристика

Смирнов С.Н., Сидорина Т. Ю

Социальная политика: Учебник. М.: Издательский дом "ГУ-ВШЭ", 2007.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственных секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, другие структуры, которые влияют на разработку и реализацию государственной социальной политики.

Объектом социальной политики является население страны.

При этом в качестве объекта собственно социальной политики, или социальной политики в узком ее понимании являются граждане (домохозяйства), которые в силу определенных причин не могут обеспечить себе достаточный для нормального потребления уровень доходов. Объектом социальной политики в широком смысле являются все без исключения граждане (домохозяйства).

Е.И. Холостова

Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв. ред. д. и. н., проф.Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2007.254 с.

Субъект - это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.

Объект - нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента - индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной политики.

Осадчая Г.И.

Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. - М.: союз, 2004г.

Субъект - главный инициатор конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения.

Объект - население

К субъектам относятся органы государственной власти РФ, органы власти субъекта федерации и органы местного самоуправления

Волгина Н.А.

Социальная политика. М.: Экзамен. 2006.

Субъекты - люди, учреждения, организации, социальные институты.

Объекты - население

К субъектам относятся государство, органы государственной власти, социальные организации, социальные работники.

К объектам различные категории населения: малоимущие, престарелые, инвалиды и т.д.

По мнению Е.И. Холостовой объект можно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, а является той ее частью, которая взаимодействует с субъектом.

Холостова Е.И. подчеркивает три момента, важных для понимания объектов и субъектов в социальной политике: их различия; органическое взаимодействие, связь; их возможность меняться местами.

Далее, надо иметь в виду, что понятие "объект" может соотноситься с понятиями и "субъект", и предмет. Объектно-субъектные отношения характеризуют главным образом социальную политику как практический вид деятельности.

Когда же мы рассматриваем социальную политику как науку, то имеем дело с объектно-предметными отношениями. В этом случае объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента - индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной политики.

При анализе социальной политики как учебной дисциплины (точнее, учебного процесса) объектом (преимущественно) являются студенты, слушатели, а субъектом - преподаватели, ученые. В то же время объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижны, особенно когда речь идет о самостоятельной, научно-исследовательской и другой деятельности (в том числе практики) студентов (слушателей).

Объектом социальной политики в ее широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.

Надо также иметь в виду, что каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать свои разнообразные установки; в любой семье могут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), - т.е. каждый человек в той или иной степени нуждается в поддержке, помощи, защите.

Население структурировано на различной основе, и в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить свои социальные и другие проблемы. Поэтому, рассматривая социальную политику в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов.

Этих объектов достаточно много. Попробуем классифицировать их с учетом приоритетности оснований для этой классификации:

состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы.

Это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и дети), лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи, в которых имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;

служба и труд в экстремальных социальных условиях.

К этой группе лиц относятся участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны (чья жизненная ситуация усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья), вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;

пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации, - это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям);

девиантное поведение в его различных формах и видах.

К этим категориям относятся дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики;

трудное, неблагополучное положение различных категорий семей.

К этой группе населения можно отнести семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;

особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.).

На этом основании целесообразно выделить следующие группы: самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки;

бродяжничество, бездомность.

К этой группе относятся лица без определенного места жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

предродовое и послеродовое состояние.

Это группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

Предложенное разделение на группы не является единственным. Можно, вероятно, дифференцировать указанные группы людей более конкретно или, наоборот, выделяя более широкие категории - это зависит от целей и задач исследования, решения практических задач.

Субъекты социальной политики, к которым относятся люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной политики, можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе учитывая составные части социальной политики: практическую деятельность, науку и учебный процесс (учебные дисциплины в области социальной политики).

Субъектами социальной политики являются:

1) прежде всего организации, учреждения, социальные институты общества:

государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и социальных отношений, а также исполнительные органы управления социальной политикой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;

различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.;

администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;

2) общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.

Негосударственными благотворительными организациями в России являются, в частности, Челябинский фонд "Хоспис", "Солнышко" - Челябинская городская общественная организация инвалидов детства с нарушением психики, региональный благотворительный фонд "Соцгород" и др.

В настоящее время в стране благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", который обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в частности установление налоговых льгот;

3) люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной политики. При этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных объектов социальной политики.

По некоторым данным, в мире насчитывается около 500 тыс. профессиональных социальных работников. Много дипломированных специалистов появилось в последние годы в России. Недипломированных, но профессионально занимающихся социальной работой специалистов значительно больше, особенно в тех странах (в том числе и в России), в которых относительно недавно введена новая профессия - "социальный работник".

Точных данных о том, сколько людей занимаются социальной работой на общественных началах, нет, но их число велико (принято считать, что один социальный работник обслуживает 10-15 человек).

Социальные работники - это особая группа, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами.;

4) преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы;

5) исследователи социальной политики. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной политики. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики.

В России практически уже создано несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др. Их представители, разрабатывая проблематику социальной работы, уделяют особое значение отдельным ее направлениям.

    Субъекты и объекты политики: понятие и типы.

    Личность как субъект и объект политики.

    Политическая социализация личности.

  1. Субъекты и объекты политики.

Человеческое общество неоднородно. Во всех его сферах действуют разные социальные силы, стремящиеся добиться удовлетворения своих интересов и проявляющие ради этого активность. Этими силами являются человек, группа людей, классы, народ в целом.

В духовной сфере они действуют ради ценностей и идей. В экономической - ради отношений производства, обмена и потребления. В социальной – ради возможностей развития.

В политике действия субъектов связана с отношениями политической власти.

При этом степень активности данных сил в разных ситуациях и разных сферах неодинакова.

Субъектами политики называются те социальные силы, которые обладают политическим сознанием и активно участвуют в политической жизни. Отличительный признак любого субъекта вообще – это его активность, субъект – кто может действовать.

Чтобы быть субъектом политики, необходимы определенные условия:

    Наличие свободы воли;

    Наличие средств и возможностей для реализации решений и контроля за их реализацией;

    Наличие субъективных качеств.

Объект же – это тот, на кого направлено действие субъекта. Субъектом политики может быть отдельная личность, класс, партия, нация и т. д. – то есть кто имеет и реализует свои политические потребности. Объектами же политики являются политические отношения, политическая система, а также в других ситуациях та же личность, класс, народ и др. (ситуация с выборами).

Существуют различные классификации субъектов и объектов политики.

      Выделяют первичные и вторичные субъекты

    Первичные – это социальные силы, отдельные личности, которые осознают свои политические потребности и начинают предпринимать определенные шаги в политике.

    Вторичные субъекты. Рано или поздно человек, являясь первичным субъектом политики, начинает сознавать, что некоторых целей он может добиться, только объединившись и действуя сообща с другими людьми, поскольку оказывать давление на ту же власть проще и эффективнее, когда свои требования предъявляют тысячи. (В.И. Ленин: «Политика начинается там, где миллионы»). Так создаются вторичные субъекты – они как бы замещают первичные в политике, действуя от их лица (пример, партии обычно заявляют о том, что они представляют интересы той части населения, которая за них голосовала). Так люди создают партию, народ создает государство, социальные слои создают группы давления.

Американский политолог Алмонд по степени сформированности политического сознания выделял следующие субъекты:

  • Субъекты парохиальные – те, кто просто преследует свои повседневные интересы и не осознает своего политического участия и своей политической роли

    Субъекты – подданные – понимают свою политическую роль, но не видят возможности самостоятельно воздействовать на политическую жизнь

    Субъекты – партиципанты – сознают свое место в политике, знают политические методы и средства, активно участвуют в политике.

Некоторые исследователи среди всех субъектов политики выделили еще так называемые основные субъекты. Так, для Маркса это классы, для Парето и Моски – элиты, для Бентли – заинтересованные группы.

      По степени политической активности:

    Аполитичные, отчужденные

    Пассивные

    Компетентные наблюдатели

    Человек со всеми своими многочисленными потребностями и интересами стоит в центре общественных отношений. Его личные интересы и потребности неотделимы от возможностей общества. Только через общество каждый из нас может быть обеспечен питанием и жильем, работой и необходимыми товарами и услугами, образованием, медицинским обслуживанием. Человек также является носителем этнических, классовых, религиозных интересов и потребностей. Эти интересы и потребности направлены на то, чтобы изменить или сохранить его место и роль в обществе [мое 13, с. 55].

    Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле воспользуемся толкованием этого понятия Е.И. Холостовой: «Социальную политику можно определить как систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе» .

    Социальная политика является одной из самых главных составляющих деятельности общества, поэтому ее объектами могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями. Субъекты социальной политики - те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальнойполитики и осуществляет действия по ее реализации. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы .

    Социальная политика осуществляется на разных уровнях с позиции ее объектов: микроуровень - социальная политика фирмы (корпорации) в отношении своих работников; макроуровень - социальная политика в регионах и государстве в целом; интеруровень - межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, проблем бедности и отсталости некоторых стран. .

    С точки зрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни.

    Государственная социальная политика характеризуется едиными законодательным пространством, социальной инфраструктурой, кадровым и информационным обеспечением всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу. Региональная социальная политика учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона, потребности его жителей. На этом уровне разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы. Вместе с тем данный уровень социальной политики не всегда может учитывать запросы и нужды отдельных людей, для этого нужны специальные меры и технологии, которые присущи муниципальной социальной политике. Деятельность ее субъектов направлена на решение конкретных проблем населения. Именно на данном уровне легче оценить реальные потребности и возможности человека, проверить степень эффективности оказываемых социальных услуг .

    Исключительную возможность для раскрытия сущности социальной политики имеет критерий ее полноценности. В соответствии с ним выделяют сильную и пассивную социальную политику.

    Сильная социальная политика ориентирована на результативную последовательную реализацию обоснованных теоретических принципов и намеченных практических мер по удовлетворению социальных потребностей индивидов. Ее черты: обоснованность и согласованность концепции; выбор мер, нацеленных на максимальную реализацию поставленных целей; результативность, ориентация на достижение высокого уровня жизни населения, развитие и совершенствование человеческого потенциала, устойчивое развитие экономической системы.

    Демократическое государство, проводящее сильную социальную политику, вырабатывает совместно с другими субъектами приоритеты социальной политики и способствует их осуществлению, обеспечивая своим гражданам реализацию их прав и свобод. Тоталитарное государство проводит имперскую политику внутри страны, ограничивая права своих граждан.

    Пассивная социальная политика в условиях демократического государства означает, что государство не в состоянии справиться с выполнением своих конституционных обязанностей. Тоталитарное государство, проводящее пассивную социальную политику, разрушается .

    При достижении своей цели социальная политика выполняет две основные функции - стимулирующую и стабилизирующую. Осуществление первой функции заключается в поддержке процесса формирования рациональной структуры доходов и совершенствования отношений занятости. Это предполагает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работника в созданном продукте. Стабилизирующая функция социальной политики, предполагает перераспределение доходов, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий как для населения в целом, так и для каждой из его социальных групп. Упор соответственно делается на выплату пенсий и пособий нетрудоспособным, малоимущим, безработным, на обеспечение определенного уровня образования и медицинского обслуживания для всех слоев населения.

    Взаимодействие указанных функций предполагает необходимость постоянного поддержания их баланса. Ослабление стимулирующей функции ведет к снижению ресурсного обеспечения социальной политики, уменьшению возможностей для финансирования социальных программ. Нарушение стабилизирующей функции обусловливает нарастание социальной дифференциации и напряженности в обществе. .

    На выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:

    Главный субъект социальной политики – государство, представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений.

    Конкретными субъектами социальной политики выступают:

    Государственные ведомства и учреждения;
    органы ; о внебюджетные фонды;
    общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;
    коммерческие структуры и бизнес;
    профессиональные работники, занимающиеся разработкой социальной политики;
    добровольцы;
    граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т. д.).

    Социальное государство обеспечивает:

    Движение к достижению в обществе социальной справедливости;
    ослабление социального неравенства;

    Предоставление каждому работы или иного источника существования;
    сохранение мира и согласия в обществе;
    формирование благоприятной для человека жизненной среды.

    Объектом социальной политики является практически все население страны (с акцентом на социальную защиту малообеспеченных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации). С другой точки зрения, объект социальной политики – это сами социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и различных формах проявления.

    Система нормативно-правовых актов активно регулирует взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики. При решении конкретных задач данная структура дополняется некоторыми другими элементами, важнейшим из которых является социальная работа.

    Для проведения социальной политики существуют федеральные структуры законодательной и исполнительной власти. Правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, обладают Президент и Правительство РФ, которые разрабатывают и вносят на утверждение значительное число важнейших законопроектов по социальной сфере. При Президенте Российской Федерации образован Совет по социальной политике, Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии.

    Кроме того, существует группа пассивных субъектов социальной политики. Это банковские, кредитные учреждения, страховые компании, которые по мере накопления активов, руководствуясь соображениями своей экономической выгоды, начинают играть активную роль в области социальной политики. Примером может служить деятельность банков, стремящихся привлечь средства населения установлением повышенных процентов по депозитам, а также развитие жилищных программ, программ поддержки инвалидов и других социальных инициатив.

    Для успешного осуществления основных задач социальной политики необходимо четко представлять механизм ее реализации.

    Существует несколько технологических фаз реализации механизма социальной политики:

    1. Глубокий и всесторонний научный анализ и изучение реально существующей социальной ситуации, выявление главных проблем и основных противоречий, перспектив развития социальных отношений.
    2. Определение конкретных стратегических и тактических целей социальной политики, методов и средств их достижения, исходя из существующих материально-финансовых, организационных и иных возможностей.
    3. Нормативно-правовое оформление избранного варианта решения той или иной социальной проблемы – принятие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти.
    4. Административно-организационное и пропагандистское обеспечение мер по реализации социальной политики на уровне федерального центра, в регионах и на местах.
    5. Контроль за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение корректив в предыдущие технологические фазы.

    В социальной политике можно также вычленить два взаимообусловленных и взаимодействующих компонента: научно-познавательный и практически-организационный.

    Научно-познавательный компонент социальной политики является итогом анализа и осмысления, назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, обобщенным результатом и оценкой предыдущего курса социальной политики государства. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев населения. Весь этот аналитический материал дает возможность органам государственного управления выработать концепцию социальной политики, сформулировать ее главные задачи и направления.

    Практически-организационный компонент социальной политики государства – это непосредственное воплощение в жизнь концептуальных положений, стратегических задач. Здесь большое значение приобретают разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления в системе социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства.

    Выделение в социальной политике двух указанных компонентов носит условный характер. Абсолютизация научно-познавательного компонента социальной политики может привести к выхолащиванию ее социального смысла, к отрыву от жизненных потребностей людей. Чрезмерный акцент на практически-организационной стороне может привести к узкому практицизму, сведению социальной политики к мерам организационного характера. Оба компонента социальной политики могут рассматриваться лишь во взаимосвязи.

    Главное место в системе социального регулирования занимает государство – в лице его представительных и исполнительных органов , осуществляющих свои функции на центральном, региональном и местном уровнях.

    Государственные органы в своей деятельности исходят из определенной системы взаимосвязи и разграничения функций и полномочий. Такая иерархия должна содействовать точному соблюдению и выполнению ими конкретных обязанностей . К последним относятся

    · формулирование общей концепции и основных направлений социальной политики, ее стратегических установок,

    · обеспечение законодательной и правовой базы,

    · реализация конкретных положений применительно к местным условиям.

    Рассмотрение социальных функций государства целесообразно предварить кратким обзором генезиса и эволюции понятия “государство”, как в этимологическом, так и в практическом плане.

    При анализе феномена государственности следует в качестве исходного пункта взять теорию “правового государства”. Суть ее заключается в утверждении суверенности народа как единственного источника государственной власти, в подчинении государства обществу, в приоритете права.

    В длительном процессе становления правового государства (которое зависит от целого ряда факторов) наиболее важное значение в ряду прочих моментов имеет уровень социального, экономического и культурного развития общества.

    Правовое государство – это некий “идеальный тип” государства, к которому всегда будет стремиться прогрессивное мировое сообщество. Оно должно вобрать в себя все лучшие проявления мировой теории и практики становления государства.

    Наряду с концепцией “правового государства”, существует теоретическое понятие “социальное государство”, предусматривающее предназначение государства – в гарантировании людям достойного существования.

    “Социальное государство” включает в себя широкий спектр “забот” — от обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности до ответственности за благосостояние граждан.

    Государство такого типа предлагает наличие определенного комплекса социальных прав граждан и известный уровень социальной защищенности, социальной справедливости. Принцип “социального государства” может быть нарушен, когда социальное обеспечение неразумно или непропорционально.

    Сущность данного государства, по мнению итальянского политолога П.Флора, состоит в “правительственной ответственности за материальную обеспеченность и равенство”. Элементы такого государства можно наблюдать в государствах с социально-демократическим правлением и эффективной системой социальной защиты населения.

    Характеризуя важность данной концепции, немецкий психолог К. фон Бейле писал о том, что государство включилось в борьбу с неравенством. Такие социальные данности, как выравнивание состояний, равенство социальных шансов, равные возможности получения образования со времен Аристотеля, внушающие верхним слоям отвращение к демократии, сегодня являются явно или неявно выраженными образцами социальной политики крупных демократических стран.

    Задачи , которые государстворешает как социальный институт, выражаются в его функциях , т.е. в основных направлениях деятельности.

    Применительно к нашей проблематике, мы можем выделить в числе внутренних функций две достаточно существенные в их взаимосвязи:

    · экономическую – государство выступает как предприниматель, плановик, координатор экономических процессов;

    · социальную – государство определяет прямо или косвенно организацию общественной (социальной) жизни.

    Реализация этих функций предполагает наличие определенной структуры государственного аппарата . В современных государствах выделяют, как правило, пять основных структурных компонентов:

    а) представительные органы;

    б) исполнительно-распорядительные органы;

    в) судебные органы;

    г) органы прокурорского надзора;

    д) органы государственного контроля.

    Многоплановость функциональных проявлений государства свидетельствует о его масштабности как социально-политической доктрины во времени и пространстве.

    В контексте России само понятие “социальное государство” впервые официально прозвучало в тексте Конституции Российской Федерации (декабрь 1993 г.).

    В Конституции было закреплено положение о том, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Тем самым Россия сделала серьёзную заявку о своей приверженности важнейшему основополагающему принципу политики современного демократического государства.

    Суть этого принципа заключается в том, что создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и гармоничное развитие личности, не является частным делом отдельного индивида, а возводится в ранг общегосударственной политики. Такой подход к социальной политике соответствует ст. 25 Хартии прав человека. Провозглашение России социальным государством – важная веха в развитии государственности.

    В идеальном социальном государстве обеспечиваются гражданские права всем членам общества, соблюдается социальная справедливость, предоставляются социальные гарантии. При этом не подвергается сомнению право на существование основ рыночного хозяйства: частной собственности, конкуренции, предприимчивости.

    Еще раз необходимо подчеркнуть, что на передний план выступает не уравнительное распределение благ, порождающее массовое социальное иждивенчество, а обеспечение достойных условий жизни, прежде всего, за счет развития производства, повышения его эффективности в сочетании с индивидуальной ответственностью и активностью.

    Перед социальным государством ставится задача не достижения абсолютной социальной справедливости (что, в принципе, невозможно), а обеспечение социальной компенсации, для того, чтобы исключить социальные конфликты, какую-либо социально-групповую изоляцию из-за неравномерного распределения ресурсов (доходов).

    Объективная же реальность говорит о том, что по ряду параметров Россия вряд ли может быть отнесена к категории “социального государства”. Нынешнее состояние социальной сферы, несмотря на определенный прогресс, все еще характеризуется рядом негативных явлений.

    Резкое падение уровня жизни основной массы населения в 90-е годы привело к тому, что у значительной часть населения страны – почти у ¼, даже по официальным данным – доходы ниже прожиточного минимума. В особо тяжелом положении оказались нетрудоспособные члены общества – инвалиды, пенсионеры, хронически боль

    ные, а также семьи с детьми. Последнее тем более опасно, что речь идет уже о будущем России.

    Социальная дифференциация сопровождается и усугубляется весьма существенной межнациональной дифференциацией.

    Разумеется, принимаются определенные меры, направленные на нейтрализацию негативных последствий падения уровня жизни и частичную компенсацию наиболее нуждающимся группам населения. Однако, в целом, переход в рыночной модели социальной политики был спонтанным, непоследовательным, эклектичным набором мер с тенденцией к постоянному опаздыванию.

    До сих пор в области социальной политики не определены до конца и не разграничены функционально действия государства по разработке временных мер на конкретный период и по выработке стратегии социального развития на долгосрочную перспективу.

    Практически на всех уровнях институтов власти ощущается недостаток гибкости в подходах, слабость в прогнозировании, неопределенность в системном анализе потенциальных социальных последствий и принимаемых решениях.

    Недостаточное внимание уделяется до настоящего времени выработке принципов социальной политики с учётом федеративного устройства Российского государства, а также разграничению сфер компетенции центра и субъектов Федерации.

    Во много всё это связано с фактическим отсутствием целостной национальной концепции социального государства, сколько-нибудь устоявшегося единства в вопросе о приоритетах социальной политики, особенно на переходном этапе.

    Цели социальной политики любого цивилизованного государства никогда не были и не могут быть предметом разногласий . Основные дискуссии разворачиваются, как правило, по поводу форм и методов их реализации.

    К сожалению, в переломный период в жизни любого общества, особенно при проведении так называемой “шоковой терапии”, негативные, разрушительные тенденции в количественном и качественном отношении перевешивают созидательные, позитивные. Но, в целом, можно говорить о постоянной работе над формированием единой целостной концепции социальных реформ и социального государства, которая должна способствовать укреплению и развитию демократических тенденций российской государственности.

    Помимо государства, центрирующего системную структуру общества, предполагается наличие иных важных элементов, таких как партии и общественно-политические ассоциации , объединения, которые также являются полноправными субъектами социальной политики .

    Жизнь современного общества сложна и многогранна, и одно из наиболее видных (мест) в ней принадлежит партиям. Об их количественных параметрах можно судить по такому факту: в конце 70-х годов XX века более чем в 100 странах действовало свыше 500 партий, а в настоящее время более чем в 190 странах их численность приближается к одной тысячи.

    Партия – это наиболее политическая из всех общественных организаций, целью которой является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Партия выступает как существенный, а иногда – решающий элемент политической жизни общества. В то же время они являются выразителями потребностей, интересов и целей определенных социальных слоев и групп.

    Как правило, политические партии обладают внутренней структурой , в которой могут быть выделены следующие элементы:

    а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль;

    б) стабильный бюрократический аппарат с исполнительными функциями;

    в) активные члены партии, не входящие в бюрократическую прослойку, но участвующие в её жизнедеятельности;

    г) пассивные члены партии, примыкающие к ней, но лишь эпизодически вовлекаемые в мероприятия.

    В основе любого определения современной политической партии можно выделить четыре критерия, взаимно дополняющих друг друга:

    1) долговременность организации, что предполагает её существование и после смены нынешних руководителей;

    2) существование устойчивых местных организаций, регулярно контактирующих с руководством;

    3) изначальная ориентация руководства организаций всех уровней на борьбу за власть, а не только на оказание влияния на неё;

    4) завоевание поддержки народа с помощью выборов, каких-либо акций и т.д.

    С учетом всего высказанного выше, мы можем с большей или меньшей долей охвата дать следующее совокупное определение:

    Политические партии – это политические объединения, которые в концентрированной форме выражают политические цели, интересы и идеалы социальных групп, состоят из их наиболее активных представителей и руководят ими в процессе взаимодействия отправления (осуществления, использования, завоевания) государственной власти в обществе. Кроме того, они выступают в роли институтов-посредников, связывающие социальные группы друг с другом и с государственной властью.

    Политические партии как самостоятельные субъекты политики во всех её аспектах имеют ряд общих черт с другими общественно-политическими организациям. К ним, в частности, относятся:

    · наличие определенной организации и аппарата власти и управления;

    · существование определенных идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих сторонников;

    · фиксация общих программных установок, прокламируемых открыто либо существующих в скрытом виде (для посвященных);

    · наличие массовой социальной базы.

    Основной же признак, выделяющий партию и отделяющий, отличающий её от других общественно-политических организаций – это явная ориентация на борьбу – четко выраженную, открытую – за государственную власть. При этом следует иметь в виду при подходе к оценке любой политической партии, что сущность её определяется следующими основными характеристиками :

    1) Каковы социальный состав и социальная база партии.

    2) Кто руководит, кто возглавляет партию.

    3) Интересы, которые представляет и защищает руководящий центр.

    4) Объективная направленность её деятельности.

    Не меньшее значение имеет вопрос о функциях той или иной партии в обществе. Это довольно актуальная и весьма обширная тема, являющаяся предметом серьёзного изучения и довольно бурных дискуссий ученых-поли­тологов.


    Тем не менее, можно наблюдать единство в методологическом под­ходе к данному аспекту, который предполагает группировку функций по сходным признакам, с тем, чтобы придать им общую социально-политиче­скую системную характеристику.

    Применительно к проблеме, являющейся предметом рассмотрения в данном пособии, — социальной политике с её общими закономерностями и конкретной спецификой – представляет интерес, так называемая, первая группа функций.

    Она объединяет параметры связей партии с представляемыми социальными группами и обществом. При этом нельзя не принимать во внимание относительность и условность такой группировки, поскольку социально-политический организм невозможно представить в статичном состоянии.

    Первая группа функций включает в себя три составляющие функции:

    · представительства,

    · интеграции,

    · идеологическую.

    Основополагающее значение имеет представительство, характеризующее связь партии с интересами социальных общностей и групп. Содержание её составляет деятельность по обеспечению средств (политических и иных) выражения этих интересов, формулирование их в виде целей и идеалов, их реализация и защита в процессе взаимодействия с другими субъектами политики.

    Функции представительства интересов реализуются:

    Ø во-первых, путем аккумуляции общих интересов социальных общностей на основе совпадения и согласования специфических интересов отдельных социальных слоев и групп;

    Ø во-вторых, путем овладения государственными органами с последующим контролем над ними либо через оказание на эти органы давления в разумной форме в процессе принятия того или иного политического решения и практической деятельности по осуществлению властных полномочий.

    Функция политической интеграции направлена на консолидацию, сплочение партией тех социально-политических сил, которые должны составлять её социальную базу, при этом партии, осуществляющие руководство стремятся ослабить объективные противоречия между различными социальными общностями и обеспечить поддержку партии (либо партии власти) во всех слоях общества.

    Идеологическая функция партий выражается в политической деятельности, направленной не только на расширение и укрепление социальной базы и кадровое обновление (рост), но и на генерирование идей. Потому именно партии выступают инициаторами и штабами по разработке стратегических и тактических концепций, в соответствии с волей и интересами представляемых ими социальных общностей и групп.

    Важное место среди этих концепций занимают модели развития и функционирования общества, как в целом, так и в отдельных его сферах, в том числе и социальной. В этой связи практическая деятельность партии подразумевает, естественно, и пропаганду этих концепций и идей иного рода, отвечающих её целям.

    В социально-политическую жизнь общества наряду с партиями включены также и негосударственные общественно-политические ассоциации , которые образуются сознательно и целенаправленно для удовлетворения определенных групповых потребностей. Эти организации призваны выполнять функции руководства, управления и координации по отношению к той или иной социальной или социо-профессиональной группе людей, представителем которой они являются.

    Посредством объединения в эти ассоциации индивиды стремятся реализовать свои личные и определенные совместные интересы. То есть общественно-политические организации следует рассматривать как самоуправляемые ассоциации, основанные на принципе добровольного членства и отсутствия какого-либо принуждения по отношению к своим членам.

    Какие же особые параметры присущи негосударственным организациям?

    1) Специфика социально-политической деятельности, т. е. наличие социально обозначенных потребностей и интересов, на основе и ради удовлетворения которых данные организации и создаются;

    1) Идейные принципы – общие идеи, задачи, ценностная ориентация – объединяющие членов;

    2) Особые формы связи и перечень норм, регулирующих внутреннюю жизнь ассоциаций;

    3) Развитие специфического чувства корпоративности и осознание общности – “мы единое целое”, “мы организация”;

    4) Чёткая структура с характерной субординацией и координацией, отработанными иерархией и сферами компетенции на всех уровнях;

    5) Ресурсы создаются как на основе добровольных взносов, так и из других источников.

    В западной научной литературе, посвященной анализу проблем социальных отношений и политических процессов в современном обществе, нередко встречается, применительно к негосударственным организациям, такая дефиниция как “группы давления”.

    Объективности ради следует признать, что впервые это понятие было введено в научный оборот американским исследователем А. Бентли в работе “Процесс правления” (1908), который предлагал учитывать и анализировать не только формальные политические институты, но и особые группы людей, влияющие на властные структуры и процесс принятия политических решений.

    “Группы давления” (ещё одно определение – “группы интересов”) представляют собой некие образования, учрежденные с целью оказания влияния на государственные органы власти в направлении, благоприятном для представляемых ими людей.

    · организованность,

    · тождественность стремлений,

    · использование правительственных институтов для достижения своих целей.

    Следует отметить тождество понятийного содержания определений “группы давления” и “группы интересов”. Речь нужно вести лишь о функциональной направленности той или иной дефиниции, т. е. в зависимости от того, на что делается акцент в каждом конкретном случае – на “интересы” или “воздействие (давление)” — и применяются рассматриваемые понятия.

    В отечественной же литературе для характеристики анализируемых явлений до недавнего времени традиционно использовалась и используется доныне категория “общественно-политические организации”. В данном определении внимание фокусируется на их роль в социально-политической системе общества и принципах функционирования. В гораздо меньшей степени привлекает внимание вопрос собственно “давления” на органы власти, и, кроме того, не предполагает рассмотрение в данных понятийных рамках такого явления как “лоббизм” .

    В настоящее время в российской политической и социологической литературе всё более широко используются понятия “группы интересов” и “группы давления”.

    Хотя категории, упомянутые выше – “общественно-политические организации”, “группы давления”, “группы интересов”, “лобби” — представляют собой однопорядковые взаимосвязанные понятийные структуры, каждая из них выделяет конкретные аспекты единого родового посыла: представительство и организация различных социальных групп по каким-либо единым общественно-политическим интересам.

    Группы интересов весьма многочисленны и разнообразны. К их числу относятся:

    · профсоюзы,

    · крестьянские,

    · женские и молодёжные организации и движения,

    · ассоциации предпринимателей, ассоциации торговцев и потребителей,

    · движения ветеранов,

    · семейные ассоциации,

    · философские (общественно-политические) клубы и общества,

    · ассоциации родителей,

    · религиозные группировки,

    · экономические движения и многие другие объединения социального характера.

    При этом наиболее влиятельные из них обычно в состоянии получить официальную регистрацию, а многие могут не обладать официальным статусом.

    Группы интересов – необходимая и полезная структурная единица демократического общества. Они выполняют следующие функции.

    · Во-первых, группы интересов – это связующее звено между народом и органами власти, иначе говоря, – между интересами индивида и правительственными институтами.

    · Во-вторых, группы интересов, в принципе, способствуют активизации участия граждан в общественно-политической жизни. Поэтому участие в работе любой политической организации призвано способствовать развитию навыков социально-политической активности.

    · В-третьих, группы интересов дополняют официальное представительство граждан в органах власти. Отдельные индивиды могут участвовать в законодательном процессе “на местах” — через активное функционирование соответствующей группы давления.

    · В-четвёртых, группы интересов могут и должны быть важным средством разрешения конфликтов в обществе. Учёт правительством интересов наиболее влиятельных и представительных социальных групп ведёт к большему уровню стабильности в обществе и политике, снижает социальную напряженность, позволяет последовательно и без социального противостояния решать насущные проблемы.

    Разумеется, в деятельности групп интересов присутствует ряд проблем, как общего, так и конкретного характера.

    Так, в США далеко не весь перечень интересов находит отражение в деятельности соответствующих групп. Хотя 62 % официально принадлежат к каким-либо организациям, фактически только около 40 % принимают реальное более или менее активное участие в их деятельности, а только 30% относят себя к организациям, деятельность которых (принятие решений) имеет конкретный политический социальный результат. К общественным организациям с ярко выраженным политическим лицом (клубы, группы и т.д.) можно отнести лишь 8% населения.

    Во-первых , это уровень образования участников групп интересов. Общеизвестно, что члены общественно-политических организаций имеют, как правило, более высокий уровень образования в сравнении с лицами, не входящими в этот круг. Следовательно, члены групп имеют более высокий и стабильный доход, т.е. занимают более высокое положение на социально-экономической лестнице (бизнесмены, управленцы и т.д.).

    Во-вторых , существует проблема социального статуса участников, поскольку руководящую роль в большинстве организаций играет элита, лидеры, т. е. активное меньшинство, от которого зависит уровень и направленность принимаемых решений.

    В-третьих , — это отсутствие какой-либо формы отчётности. Группы интересов неподотчётны никому, за исключением своих членов (да и то в редких случаях). В силу этого они не несут никакой ответственности перед обществом, какая накладывается на избранных должностных лиц.

    Наконец, четвёртый момент в перечне проблем заключается в том, что конкуренция и компромиссы между различными группами интересов, по мнению западных исследователей, не всегда ведут к последовательной и позитивной линии правительства. Как раз наоборот, деятельность групп снижает эффективность и активность правительства в принятии и реализации решений в социальной и политической сферах.

    Группы интересов действуют во многих обществах. Особенно они активны в США и Европе, а также в странах, переживающих фазу перехода от авторитаризма к демократическим формам социальной организации.

    Касаясь проблемы типологии рассматриваемого феномена, следует, вероятно, отметить, что при некотором разнообразии подходов и критериев, некоторых различиях в организациях непременно присутствуют группы интересов , нацеленные на социальную сферу. Один подход (например, работы А. Алмонда, Г. Пауэлла, Р.Ж. Шварценберга) дает возможность, в частности, выявить:

    · институциональные группы интересов, т. е. формальные организации (партия, собрание, администрация, армия, церковь), поделенные иными функциями, кроме чисто социальных;

    · ассоциативные группы интересов, т. е. добровольные и специализированные организации (профсоюзы, группировки деловых людей или промышленников, этнические или религиозные ассоциации).

    Как видим, базовый критерий такой градации – степень организованности и социально-адресной специализации.

    При ознакомлении с другим подходом к данной проблеме, предложенным немецким социологом У. фон Аммоном, мы видим ориентацию на наличие определенных общественных сфер деятельности в качестве посылки, с выделением так называемых “организованных интересов”: организованные интересы в экономической сфере, организованные интересы в социальной сфере и т. д.

    Понятно, что приведенные выше примеры подходов к классификации могут страдать некоторыми недостатками, однако данное многообразие является логическим производным плюрализма самих социальных и политических процессов в обществе, что предполагает и разную степень их актуальности и приоритетности.

    Таким образом, бесспорно, наличие групп интересов (общественно-политических организаций) является органическим элементом демократического общества, адекватным отражением социально-политического плюрализма. В свою очередь, отношения между государством, партиями и общественно-политическими организациями образуют сложную структуру системы общественных отношений с различной степенью приоритетности ее элементов в конкретный исторический период.



Случайные статьи

Вверх