Воплощаем детскую мечту – рисуем на стенах: настенный креатив в интерьере кухни. Трафареты для ванной комнаты Иллюстрации на стены ванной

Традиционные обои и декоративная штукатурка многим просто надоели. Хочется чего-то необычного, оригинального и модного. Рисунки на стенах в квартире – идеальное решение.

Мне, например, неприятно, если я, приходя в гости, вижу такие же, как у меня, обои или кафельную плитку. Думаю, я не одинока в своих эстетических предпочтениях. Что же делать? Как создать оригинальный и эксклюзивный декор?

Повезло тем, у кого друзья художники – картина маслом по штукатурке – это потрясающе, но, слишком дорого. Есть ли более доступные варианты, которые тоже будут смотреться стильно и эффектно?

Доступные варианты оригинального декора

Есть несколько техник, которые можно использовать для оформления стен и потолка:

  1. Рисунки карандашом на стену – по трафарету.
  2. Оформление фактурными жидкими обоями .
  3. Неординарное окрашивание «микс».
  4. Фрески.
  5. Наклейки в технике 3Д.

Все эти техники позволяют декорировать стены самостоятельно. Единственное требование – предварительно надо сделать ремонт. Для эффектного декора нужна ровная, специально обработанная основа.

Рисунки по трафарету – увлекательно и модно

Можно сделать трафарет своими руками, еще проще – купить в строительном магазине. В продаже сейчас небольшой выбор интересных узоров и рисунков, поэтому интересней в плане дизайна хенд-мейд.

А можно сделать простой, но красивый трафарет самостоятельно:

  • За основу трафарета берем любой понравившийся рисунок, например, кленовый лист. Можно также скачать интересные рисунки из сети и распечатать на принтере.
  • В качестве исходного материала нужен прочный и гибкий прозрачный материал. Подойдет прозрачная папка для бумаг (плотная) или лист прозрачного тонкого пластика.

  • Можно ограничиться и плотным картоном, но надо обработать его по краям клеем ПВА, чтобы краска не размазывалась при нанесении и не размачивала контур. А можно заламинировать, что намного надежней.

  • Закрепляют трафарет на стене при помощи специального клея, скотча или изоленты. Надо наклеивать аккуратно, чтобы не повредить штукатурку.

  • После нанесения краски при помощи аэрозоля, кисточки или валика, перемещаем трафарет по предварительно нанесенной разметке дальше.

Важно соблюдать основное правило – всего должно быть в меру. Не стоит делать много рисунков. Достаточно одного, но красивого и стильного. Можно расположить декор по углам комнаты или создать на одной стене оригинальную композицию.

  • После высыхания краски дополнительно можно покрыть рисунок матовым или глянцевым лаком на водной основе, тогда стены можно будет легко мыть.

Пастель – это мелок, состоящий из красящего пигмента, мела и связующих компонентов.

  • Мягкая (сухая) пастель – представлена более чем 110 оттенками, великолепно смешивается и позволяет создавать мягкие плавные «бархатистые» рисунки.

  • Масляная – в основе этой пастели воск и минеральное масло с добавкой красителей. Этот вариант ярче и насыщенней. Великолепно подходит для рисунка по простому трафарету.

  • Восковая – состоит из воска и пигментов. Это самый стойкий к истиранию вариант пастели, но для рисования необходима ровная оштукатуренная поверхность. Цвета яркие, интенсивные. Красиво сочетается с сухой пастелью.

Восковые карандаши – состоят из натурального воска, такие стоят дороже и подходят для декора детских комнат, так как абсолютно безопасны. Есть карандаши из синтетического воска, цена которых в два раза ниже, можно применять в декоре любых помещений.

В отличие от пастели карандашами можно выполнять рисунки в любой технике (графика, пейзаж, натюрморт, растушевка).

Восковые рисунки карандашом на стене очень интересны, но как работать с этими материалами:

  1. Острие, торец или бок воскового карандаша позволяют делать линии разной толщины и насыщенности.
  2. Штрихи можно растушевывать тампоном или просто руками.
  3. При растушевке получается интересный эффект «размытости», который скроет некоторые огрехи рисунка.

  1. Можно рисовать в смешанной технике – поверх линий, нарисованных восковым карандашом можно нанести краску на водной основе – закрасятся только те места, где нет воска.
  2. Точить восковой карандаш удобно ножиком для овощей или перед заточкой подержать его под струей горячей воды.

  1. Если есть желание рисовать и сухой пастелью и воском, то сначала наносим пастель, а потом восковые линии. По воску сухая пастель просто не ляжет.

  1. Стереть некоторые линии или подправить рисунок можно обычной школьной резинкой или катышком белого хлеба.

Для любых рисунков очень удобна меламиновая губка – удаляет практически все краски без следа, помогает сделать красивый и четкий контур.

Графика в современном стиле

При помощи трафарета и набора простых карандашей разной степени жесткости также можно оригинально декорировать комнату или коридор. Рисунок на стене в графическом стиле прекрасно подчеркивает интерьер в духе современного минимализма или же в выдержанном азиатском стиле.

Приступая к творчеству, надо учитывать, что жесткий карандаш (Н) дает тонкую светлую линию, а мягкий (М) грифель более толстую и насыщенную. Для растушевки и штриховки лучше пользовать карандашом маркировки НМ (твердо-мягкий вариант грифеля).

Эта техника удобна тем, что рисунок всегда можно стереть обычным ластиком или смыть губкой. Закрепить узор на стене поможет обычный прозрачный лак. Интересно, но даже обычный лак для волос тоже хорошо фиксирует рисунки, сделанные простым карандашом.

Интересная идея для графических рисунков – обводить контур тени, которую отбрасывает обычный проектор для диафильмов. В принципе подойдет и лампа с узким плафоном. Нам нужен направленный луч света, к которому можно приложить эскиз рисунка.

На стене отображается нужный нам узор, а мы его просто обводим карандашом и декорируем по своему усмотрению.

Некоторые особенности росписи по штукатурке

Трафарет готов, краски выбраны и куплены. Пора приступать к оформлению.

На этом этапе важно соблюдать определенную последовательность:

  1. Стена должна быть чистой, в идеале, недавно оштукатуренной. Но можно рисовать и по светлым обоям, главное, чтобы они были чистыми.

  1. При помощи линейки и уровня наносим разметку, карандашом отмечая края трафарета. Надо располагать его четко по вертикали и горизонтали, без перекосов.
  2. Перед тем как наносить краску лучше потренироваться на листе бумаги и выбрать подходящий цвет и технику нанесения.

  1. Приклеиваем трафарет к стене и начинаем наносить краску. Для любых типов отделки подходят акриловые красители (они универсальны и ложатся на любую облицовку), но смыть их с поверхности будет сложнее, чем пастель или воск.

  1. Важно чтобы не было потеков. Поэтому наносим краску небольшими порциями кисточкой, а лучше губкой.
  2. Кисточку держим прямо, перпендикулярно к стене и как бы вбиваем краску в стену.

Удобно пользоваться при отделке аэрозольными красками, но в этом случае надо защитить стену от случайного попадания капель краски. Подойдет обычная бумага или пленка.

Красиво смотрятся анти трафареты. Если делаем выкройку узора сами, то вырезанную внутреннюю часть не выбрасываем, она пригодится для анти трафарата.

При такой технике краска наносится вокруг узора, образуя своеобразный ореол вокруг элемента, как видно на фото. Интересный декор получается, если чередовать узоры с внешним и внутренним раскрашиванием.

Объемные узоры при помощи шпаклевки или жидких обоев

Объемные рисунки при помощи окрашенной акриловой шпатлевки смотрятся очень эффектно и дополнительно скрывают незначительные дефекты стен. Толщина слоя шпаклевки может быть от одного до трех миллиметров. Наносится такой узор тоже при помощи трафарета, который аккуратно снимают, когда слой шпаклевки немного подсохнет.

После того как узор высохнет, неровности легко убрать при помощи жесткой губки. Окрашивать орнамент можно после полного высыхания. Для стойкости инструкция по дизайну рекомендует покрыть дополнительно узор прозрачным водорастворимым лаком.

Еще одна интересная и довольно простая техника декорирования – отделка мокрыми (жидкими) обоями. Благодаря большому выбору цветов и фактур можно создавать как абстрактные узоры, так и целые художественные композиции.

Большой плюс этого материала – фактурность и включение различных фракций (мрамора, крошки металла, слюды). Композиции из жидких обоев могут быть как маленькими, в виде чередующихся медальонов по периметру, так и большие (центральные) на всю стену.

Но без должного опыта лучше ограничиться оригинальными небольшими барельефами, которые можно сделать своими руками, по трафарету.

Фрески и наклейки 3Д

Если нет желания заниматься живописью, но хочется создать уникальное оформление. То на помощь придут фрески или наклейки на стены. Выбор вариантов этого оформления огромен – от бюджетных, до уникальных, полностью имитирующих старинную роспись.

Резюме

И все же, мне кажется, самому украсить интерьер, если есть на это время, интересно и увлекательно.

Стандартные дома не имеют лица и лишены индивидуальности. Окраска стен в различные тона и поклейка обоев мало изменят жилье и не смогут выделить его среди таких же планировок квартир. Придать интерьеру оригинальный вид и сделать комнату неповторимой могут рисунки на стенах своими руками. Даже если вы не умеете рисовать, найдутся способы украсить поверхности помещения простыми изображениями.

Придать интерьеру оригинальный вид и сделать комнату неповторимой могут рисунки на стенах

Традиция украшения стен росписью

На Руси традиционно украшали свое жилье рисунками. На стенах, печи и между окнами красовались кони с лебедиными шеями, яркие птицы и пышные цветы, колоски и солнце. Изображения чаще были схематическими и доступны всем, без особых талантов к малярству. По рисунку можно было определить местность, откуда человек родом.
В современных культурах сохранились традиции украшать стены росписью. На востоке с помощью узоров с бордовыми и золотистыми красками внутреннему убранству дома придают богатый вид. Жилье выглядит роскошнее, чем живет его хозяин.
Японскую цветущую сакуру можно увидеть на тростниковых ширмах, разделяющих помещение на комнаты. Между цветами обычно порхают птицы.

В современных культурах сохранились традиции украшать стены росписью

В Греции рисуют виноград. Переплетение лозы, резные листья и спелые гроздья. Дополняют основную тему розы. Эти растения традиционно росли в долинах и на склонах гор. Украшали сады и дворцы. Их изображения перешли на стены внутри домов простых граждан, украшавших жилье своими руками.
Современную квартиру украсит рисунок на стенах. Необходимо продумать композицию, чтобы она соответствовала тематическому оформлению и назначению комнаты. Кабинет будет выглядеть нелепо с мультяшными героями. Пестрое изображение в спальне нарушит обстановку отдыха и покоя.

Современную квартиру украсит рисунок на стенах

Подготовка поверхности под рисунок

Можно делать рисунок в технике фрески или наносить изображение на сухую штукатурку.

В любом случае необходимо подготовить стену:

  1. Очистить поверхность до кладки.
  2. Нанести слой цементно-песчаной штукатурки для выравнивания. При необходимости сделать несколько слоев.
  3. Покрыть стену грунтовкой.
  4. Под фреску наносится состав с известью.
  5. Для сухой росписи стена покрывается шпатлевкой, зачищается и грунтуется.

Необходимо продумать композицию, чтобы она соответствовала тематическому оформлению и назначению комнаты

Уверенные в своих способностях могут использовать технику рисунка по влажной штукатурке и создать фреску. Набросок делается по стене карандашом. Затем создается изображение темперными красками. Рисовать надо быстро, пока не высохла штукатурка. Она придаст линиям природную плавность переходов цветов.
Точное сходство с реальными предметами не надо и легко можно справиться своими руками. Для фрески важна общая композиция без прорисовки отдельных мелких элементов. Об остальном позаботится сырая штукатурка.
Четкие линии и переходы тонов делаются по сухой прогрунтованной стене. Сначала создается фон, затем прорисовываются элементы. Спешить не надо и можно заниматься отделкой в кабинете или спальне несколько дней. Фон и плавные переходы оттеков проще всего создавать баллончиком с краской. Контуры и мелкие элементы прорисовывать тонкой кистью.

Преображение кабинета и визуальное изменение размеров

Я решил своими руками создать уникальный интерьер в квартире. Для начала решил преобразить кабинет, чтобы в новой обстановке продумать отделку остальных комнат. Застелил пол и начал подготовку стены. Рисунок и краски приготовил заранее. Работать решил в технике фрески.
Маленький кабинет станет просторнее, если на стене изобразить улицу или алею парка, уходящие за пределы помещения. Долго искал картинку, соответствующую моему вкусу. В результате своими руками нарисовал дома, окруженные деревьями и дорогу между ними, ведущую на пляж. Я хотел сделать кабинет теплым, добавив изображение южного солнца.

Фрески на стену в интерьере

Первым был баллончик с синей краской. По углам небо темное. Затем голубой цвет и середина почти белая. Полоска воды виднелась в бирюзовым отливом. Ультрамарин подчеркивал глубину воды, белые барашки волны. На небе желтой краской нарисовал круг и закрасил его баллончиком с краской на тон темнее. В кабинете стало теплее от нарисованного своими руками солнца.
Затем широкой кистью прорисовал дома, средней деревья и заборы. По серому фону тонкими линиями подчеркнул брусчатку. Последними кабинет на стене украсили мелкие детали окон, крыш, контуры летающих птиц.
Потратив пол дня, я своими руками преобразовал кабинет до неузнаваемости. Создание фона и крупных элементов баллончиком значительно ускорили работу. Я закончил рисунок на стене до того, как высохла штукатурка. Через день покрыл свой шедевр специальным воском. Можно использовать матовый лак.

Отделка стен в квартире с помощью фрески

Что может изобразить не умеющий рисовать

Не уверенным в своих силах художникам советую начинать с рисунка по сухой штукатурке. Работу можно делать своими руками несколько дней, разбив ее на этапы.

Следует заранее приготовить:

  • поверхность стены;
  • эскиз будущего рисунка;
  • акриловые и масляные краски;
  • кисти разной ширины;
  • аэрограф и баллончики с краской;
  • трафарет для орнамента;
  • валик.

Дерево нарисовать легко. Его контур может украсить прихожую, кабинет, спальню. В зависимости от стиля, изображение может быть однотонным и многоцветным. Не составляет сложности изобразить своими руками ветки с птицами, цветы и бабочек.
На тонком пластике нарисуйте контуры небольших изображений или геометрические элементы. С помощью ножниц сделайте шаблон и нанесите валиком разноцветные узоры по стенам.

Не составляет сложности изобразить своими руками ветки с птицами, цветы и бабочек

Восточные узоры для терпеливых

Коран запрещает рисовать все живое. Поэтому в мусульманских странах жилье украшают узорами. Геометрические орнаменты переплетены фантастическими лианами, украшены необычными растениями. Создание аналогичного декора не требует таланта художника.

Необходимо терпение:

  • нарисуйте эскиз будущей росписи;
  • разбейте на элементы;
  • создайте шаблон геометрической основы рисунка;
  • добавьте растительные элементы.

Краски подбирайте по назначению комнаты. Для кухни и гостиной яркие, контрастные. В спальне пастельные тона. В кабинет строгие тона, сдержанные оттенки. Рисунок на стене для сохранения покрывайте матовым прозрачным лаком.

Восточные узоры для терпеливых

Способы переноса рисунков на стену

Простой, освоенный в детстве способ увеличения картинки по квадратам, я применил в спальне. Нашел красивое изображение. Немного изменил его с помощью фотошопа. Затем распечатал на принтере, предварительно нанеся сетку. Не хотел чертить ее своими руками. Стену разбил на такое же количество квадратов. Затем карандашом прорисовал контур рисунка на стене.

Рисунок на стене своими руками украсит жилье и придаст ему индивидуальность. Чтобы не потерять самого себя в мире, населенном 7,5 млрд. человек, это просто необходимо. В таком разрезе о финансовой стороне можно бы и не упоминать, да надо: 100 000 руб. за более-менее приличную настенную роспись на заказ – это еще дешево.

Вполне выразительные рисунки на стене в квартире могут быть выполнены в разной манере и техникой различной сложности, см. рис. Эта статья в конечном итоге исходит из старого анекдота: «Вы умеете играть на скрипке? – Не знаю, никогда не пробовал…». Что ж, попробуем разрисовать стену без опыта в живописи.

Отступление 1

В Италии времен Возрождения некий богатый меценат (обычно в эту историю вписывают Лоренцо Медичи) прослышал о молодом талантливом художнике по имени Доменико Гирландайо и послал кого-то из своих приближенных – пригласить его ко двору. Прихлебатель, желая набить себе цену, потребовал от Гирландайо пробную работу. Тот пожал плечами, поставил на мольберт холст и от руки нарисовал на нем круг точнее и ровнее, чем можно было тогдашним циркулем. В ответ на удивленный взгляд заявил: «Твой господин в живописи разбирается, он поймет».

Вернулся посланник к сюзерену, показал «тест». Лоренцо расхохотался: «Пошлите ему 100 флоринов и мою просьбу прибыть ко двору в удобное для него время! А ты, болван, так и не понял, как над тобой поиздевались! Прочь в глаз моих, мне тупицы и невежды ни к чему!»

Смысл этой истории вот в чем: чтобы поставить руку и глаз для профессиональной живописи кистью, природных способностей мало, нужна долгая учеба и практический опыт. Гирландайо – один из титанов Ренессанса, у него учился Микельанджело Буонарроти (есть другой великий Микельанджело – Караваджо). А мы сперва попробуем разукрасить стену без набитых рук и тренированных глаз. Возможно, в процессе работы это придет, тогда можно будет взяться за высокие техники. В любом случае, что и как будет выражать рисунок, зависит от ума, а не тела.

Доступные техники

Как нужно расписывать стену без опыта и профессиональной подготовки, как можно попробовать, а как с кондачка лучше не надо, показано на фото. Однако конечное решение безусловно за вами: Гирландайо заметил кто-то из живописцев, зашедших в ювелирную лавку его отца – маленький Доменико с раннего детства страстно увлекался рисованием.

Примечание: Гирландайо – прозвище, перешедшее от отца, тот изобрел ставшие очень популярными головные гирлянды. Полное имя его сына-художника – Доменико ди Томмазо Бигорди. Он основал художественную династию, так что Гирландайо в энциклопедиях несколько.

Так надо

На поз. 1 рис. с фото – простейший вид росписи стен, по трафаретам. На поз. 2 один и тот же трафарет применяется дважды: сначала для набивки блеклого заднего плана, а затем для насыщенного смыслового изображения. Контуры стволов и сучьев на поз. 3 намечены либо карандашом, либо малярным скотчем и залиты краской кистью, т.е. просто замазаны. Для тонких веток и листьев в данном случае нужны как минимум 9 видов трафаретов; это близко к предельному их количеству для одного рисунка. Постановки руки хватит небольшой врожденной, нанести штрихи на стволах. Мелкие огрехи (напр., отходящая от сука ветка толще его, отмечено желтым) в данной технике малозаметны и простительны.

Можно попробовать

Для рис. на поз. 4 трафаретами не обойдешься, там порядка 2-х десятков только крупных контуров. Они переносятся на стену (см. далее) и закрашиваются от руки кистью. Пытаться разграничивать контуры малярным скотчем нельзя: без узких цветовых переходов на границах контуров рисунок выйдет неживым. Чтобы создать рисунок наподобие того, что на поз. 5, нужно, кроме переноса и закрашивания контуров, овладеть также техникой растушевки (тоже см. далее). Для рисунка на поз. 6 нужна также рука, поставленная как минимум в объеме художественной школы или соотв. врожденные способности и ранее приобретенные практические навыки.

Контур – потом

Человек с художественными способностями, но пока без опыта, способен создать впечатляющий рисунок на стене в комнате в т. наз. технике оконтуривания, когда четкие контуры наносятся на цветовые пятна, см. рис. справа. Стену сначала «мазюкают» как чертик творческий положит под коленку левой ноги, а когда краска высохнет, приглядываются – чего там прорисовывается – и обводят. Но это техника для новичков довольно рискованная: творческая неудача означает дорогой ремонт.

Так сначала лучше не надо

Рисунок на поз. 7 – аэрография. Техника это любителям вполне доступная, но здесь придется ограничиться упоминанием о ней: аэрографическая живопись технически совсем не такая, как прочие, и для нее требуется довольно дорогое специальное оборудование: компрессор, шланги, краскопульт со сменными форсунками. Пытаться использовать вместо аэрографа аэрозольные баллончики для граффити не стоит: в них давление слишком мало, чтобы можно было выводить тонкие плавные цветовые переходы на больших площадях.

На поз. 8 – фреска, дело очень сложное. Техникой фресковой живописи владеют далеко не все профессиональные художники. Трафареты для панно на поз. 9 нужны дорогие фирменные, прорезанные лазером в производственных условиях. И это еще не все: стена должна быть тщательнейше подготовлена мастером высокой квалификации. Во-первых, там на самом деле не однотонная заливка, а тончайший цветовой градиент. Во-вторых, его нужно вывести мелкофактурной краской, чтобы фон не бликовал при любом освещении.

Чего еще не надо

Детская самое место для воплощения фантазий, но дополнительные ограничения на характер росписи стен в детскую комнату накладывает психофизиология детского зрения. Первое, четкие яркие пятна насыщенных цветов тут недопустимы. Психика ребенка, живущего в комнате вроде той, что слева на рис., если не исковеркана уже, то к тому придет, разве что родители догадаются заменить рисунок.


Однако мягкие теплые пастельные тона в детской использовать нужно тоже с умом. Мельчить и наводить геометрически правильные контуры, как в центре на рис., также нельзя – аналитическое мышление у ребенка еще не сложилось, такая роспись будет утомлять его зрение и ум.

И уж совершенно недопустима в детской стенная роспись психоделического характера, даже если в ней скрыт портрет любимого щенка, справа на рис. Детские психиатры и психологи избегают пользоваться тестами Роршаха и Люшера, их действие на неокрепшую психику может оказаться разрушительным, а тут родители все время держат перед глазами своего несчастного чада нечто подобное.

Чем рисовать?

Обычно краски подбирают под сюжет и манеру рисунка, но начинающему лучше поступить наоборот. Любители расписывают стены более всего акриловыми вододисперсионными красками: их просто разбавлять, они смешиваются без ограничений, ими можно выводить достаточно плавные полутона, а при необходимости акриловые краски смываются со стены, не оставляя на ней следов; грунтовка под них нужна также акриловая. Но возможны и другие варианты; напр. маслом можно написать рельефный рисунок, гуашью и темперой получить особенно тонкую растушевку. О красках для росписи стен см. видео обзор ниже:

Видео: о красках для росписи стен

Что рисовать?

Выбрать исходную картинку на стену по принципу «нравится – не нравится» отнюдь и отнюдь не возбраняется. В конце концов, на том стоит и профессиональное искусство. В таком случае нужно сфотографировать подлежащую росписи стену и в любой программе компьютерной графики попробовать приложить к ней отобранные оригиналы или свое собственное творение. Обычно для этого пользуются фотошопом – в нем можно тут же подредактировать оригинал.

Если вы создали исходник в векторном софте CorelDraw, то удобнее будет использовать комплектный Corel PhotoPaint, он по возможностям обработки изображений не уступает фотошопу, а по базовому набору эффектных фильтров его превосходит. Чтобы окончательно доработать векторную картинку, ее элементы в CorelDraw группируют и переводят в растр (опция convert to bitmap). Затем выделяют уже битовую картинку и выбирают опцию редактирования битового изображения (edit bitmap). Автоматически запустится PhotoPaint, и после обработки растровая картинка останется на своем месте в векторной композиции.

Как скомпоновать и подправить рисунок

У начинающих скорее возможна, чем вероятна, такая ситуация: картинка все никак не складывается. Или же отобранная вроде как сама на стену просится, но что-то в ней не так. Чтобы понять, что же тут не так, где и как нужно подправить, чтобы вышло так, необходимо ознакомиться с началами поэтики живописи и следующими из них основными правилами композиции изображений.

Отступление 2

Поэтика – наука о выразительных средствах различных видов искусства. Начало поэтике положил и самое название ей придумал Аристотель. Есть поэтика поэзии, поэтика балета, поэтика скульптуры, поэтика фотографии и т.п. Поэтика нечто вроде грамматики для языка, но языки искусства более похожи на английский, чем на русский: без грамматики любой язык невыразителен, но жестких канонов в искусстве не более, чем в английском – правил без исключений.

Золотое сечение

Основа правильной композиции рисунка – золотое сечение. Его обнаружили древние греки. Не придумали, в природе золотое сечение встречается сплошь и рядом. Пропорции нашего тела, вплоть до мелких и мельчайших его деталей – обширный набор золотых сечений; многие растения растут по правилу золотого сечения, см. рис. Изображения, созданные с применением золотого сечения, наиболее выразительны и легко воспринимаемы.

Композиция

Способов применения золотого сечения в изобразительном искусстве известно множество. Чтобы создать в интерьере красивое смысловое изображение, начинающим лучше воспользоваться классической схемой его компоновки: участок стены с пропорциями прим. 3:4 условно делят 2-мя горизонтальными и 2-мя вертикальными линиями так, чтобы получилось 9 прямоугольников приблизительно золотой пропорции. Точно не получится, т.к. пропорция золотого сечения Φ число иррациональное, но это и не страшно, глаза и воображение зрителей сами подправят.

Любой зритель автоматически, как ноги при ходьбе переставляет, «глаз положит» сперва на область восприятия 1-й степени, затем пройдется взглядом по остальным пересечениям невидимой сетки, следуя против часовой стрелки, и, наконец, окинет взором диагонали. Центральное пятно при этом почти все время будет в поле его зрения, но мельтешить в нем нежелательно: тут для полноты восприятия нужны крупные либо фоновые (мягкие, размытые), либо яркие, притягивающие внимание детали, напр. одежда Христа в «Распятии» Гойи, или водяная мельница в примере с сеткой далее. Сами, наверное, видите – на этой картинке крокодил ни к селу, ни к городу.

По диагоналям располагают динамичные элементы; в зависимости от направления их зримого движения его значение различно (обозначено на рис.) Независимо от расположения в композиции действует доминанта темного: вверху темное подавляет, по бокам и внизу притягивает взгляд. Это наследие наших пращуров: в темноте может крыться опасность. Темное, расположенное на диагонали, действует как движущееся, но ставить темноту слева вверху на диагонали входа нельзя: вхождение будет нежелательным, а сюрприз неприятным, даже угрожающим. Как видите, даже такая, нарочно безобразно наляпанная композиция, с использованием золотого сечения может что-то да выражать.

Отступление 3

Обратите внимание на изгиб фигуры Венеры Милосской. Древние мастера знали свое дело, и понимали, что без призыва к основным инстинктам покровителей и заказчиков не обойтись. Но, как ни ставь эту статую в любой обстановке, чтобы смотрелась, «самое интересное место» Венеры немного уходит из зоны первичного восприятия вверх-вправо, т.е. по диагонали борьбы. Дескать, губу особо не раскатывайте, Афродита все же, не шлюха какая-то. Хотя натурой скульптору наверняка служила именно проститутка. Вплоть до конца XVII в. профессиональных натурщиц не было, а художникам позировали представительницы древнейшей профессии. Почитайте хотя бы «Асканио» Дюма-отца, как Бенвенуто Челлини пришлось перешерстить едва ли не все бордели Парижа, чтобы найти модель для своей Венеры. Которая прославлена, пожалуй, не меньше Милосской.

Попроще

Разумеется, создавать сразу сложную композицию по всем правилам не всегда обязательно. Напр., можно обойтись без диагоналей. Если глаза расположить во 2-й и 3-й зонах (по глубине восприятия они почти равноценны), то получится вполне живая картинка, см. рис. Справа. Сами глаза могут быть немного различными, так только лучше смотреться будет.

Правило погоды

Золотое сечение действует не всегда. Напр., очень распространенный случай: становимся лицом к северу, как олицетворению зимы и холода. Слева у нас тогда будет запад, справа восток. Западный ветер в холодное время года несет непогоду, а восточный – оттепель или бодрящий морозец. Весной первое настоящее тепло приходит, как правило, тоже с востока или юго-востока. Соотв., картина на стене «под ветер» создаст осеннее или весеннее настроение, см. рис.

Готовимся рисовать

Испортить стену неудачным опытом никому не охота, поэтому начинающим лучше сначала попрактиковаться на чем-то вроде этюдника для стенной живописи. Именно – на куске фанеры. Его покрывают стартовой штукатуркой (наращивать слой до строительной толщины не надо), а затем финишной. Далее – пробуем рисовать, оттачиваем технику. Не вышло – сдираем покрытие шпателем, и – все сначала, пока на появится уверенность, что и на стене будет не хуже.

Готовим стену

Во многих источниках стену под роспись рекомендуют выравнивать сухой штукатуркой (листами гипсокартона) на гипсовом клею. Дело благое, но дорогое и сложное. Выравнивания стены под живопись по строительным нормам не требуется: если стена совсем уж плохая, то ее ошкуривают, шпаклюют выбоины и покрывают финишной штукатуркой, белой или цветной. Вдруг стена сырая, с плесенью, потеками – расписывать ее нельзя, сначала нужно отремонтировать.

Примечание: если вы все же намерены ровнять стену гипсокартоном (напр., под панно с одуванчиками, как на рис. в начале), то обязательно берите фирменный материал и комплектную затирку к нему, иначе швы между плитами будут видны.

Рисуем

Трафарет

В росписи стен по трафарету есть 2 существенные хитрости. Первая – скачанные шаблоны наверняка придется масштабировать. Если делать это в исходных сжатых форматах.jpg, .png, то артефакты сжатия могут сильно размыть или увести контуры, а контур трафарета – все для него. Небольшое отклонение от контура способно буквально убить рисунок. Поэтому скачанные трафареты нужно масштабировать так:

  • Исходный рисунок в фотошопе пропускаем через опцию АвтоУровни; если знаете, что это значит, желательно еще Уровнями вручную убрать верхний пик.
  • Далее переводим в серый, и затем в черно-белый с 50% порогом.
  • Подчищаем оставшуюся грязь, переводим обратно в серый.
  • Увеличиваем до нужного размера, можно добавить резкости по маске (unsharp mask).
  • Сохраняем для печати в несжатых форматах.bmp или.tif; в крайнем случае – .gif.

Вторая – набивать трафарет не обязательно одним цветом. Наоборот, продвигаясь по трафаретке, желательно менять краску. Таким образом можно оживить и довольно монотонный трафарет, см. рис.

Для примера ниже даем достаточно простые рисунки под трафарет, которые можно довольно сильно масштабировать в растровом формате. Перышко и золотую рыбку придется заливать с растушевкой; пора и нам переходить к техникам, ее требующим.

Мажем-трем

Растушевка залитых краской областей возможна 3-мя способами: смывкой, стиранием и растиранием. Все они ведутся от центра к краям, и обязательно в несколько приемов: тереть сразу все ни в коем случае нельзя. Потер, отошел, посмотрел, еще потер, снова от центра в краям, и т.д. Растушевывают краску кистью, тампоном или пальцем. Общие правила окрашивания под растушевку – чем теплее тон, тем глубже он должен лежать. Если цветовая гамма однотонная, под низ идут светлые и блеклые тона. Впрочем, правила эти весьма относительны.

Смывку делают только тампоном. Нижний слой краски должен быть полностью высохшим, а верхний – только схватившимся. Его частично снимают легчайшими, без надавливания, касательными движениями. Цвет растушеванной области будет цветовой суммой цветов слоев.

Для растушевки стиранием верхний слой краски накладывают на еще чуть влажный нижний и трут уже придавливая. Теперь цвет растушеванной области будет цветовым произведением цветов слоев, т.к. верхняя краска втирается в нижнюю. Растиранием создают мелкие растушеванные фрагменты на больших площадях, по сухой или не вполне высохшей подстилающей краске.

Примечание: аэрография позволяет получить только цветовую сумму красок.

Как вырисовывается растушевкой начавший желтеть лист, показано на рис. ниже:

  1. Заливаем контур фоновым цветом;
  2. По его высыхании наносим грязно-зеленоватый;
  3. Подсох 2-й слой, смываем лишнее;
  4. Заливаем цветом позеленее;
  5. Подсохло – стираем ненужное и тут же наносим мазки еще более насыщенного зеленого;
  6. Высох 3-й слой, растираем по нему зелень.

На след. рис. даны цветы, которые можно выполнить на стене сочетанием заливки контуров по трафарету с растушевкой. Для масштабирования их нужно сохранить сразу в формате.gif (необходимая подготовка уже сделана), но лучше перенести их контуры на стену по сетке, см. ниже.

Контур на стене

Перенос рисунка на стену по сетке и раскрашивание контуров это уже вполне профессиональный вид стенной росписи. В настоящее время это весьма кропотливое и ответственное дело может быть существенно упрощено с помощью современной техники.

Без сетки

В фотошопе есть специальный инструмент выделения контуров. Полученный контурный рисунок увеличивают до нужного размера: фотошоп позволяет работать с картинками до 10 000х10 000 px, что при более чем достаточном для стены разрешении 72 dpi дает изображение 3,5х3,5 м, а при вполне достаточном 24 dpi – 10,5х10,5 м. Далее контурную картинку распечатывают кусками в лист А4 (такая опция есть практически у каждого принтера), или в том же фотошопе делят большую картинку на куски и печатают их по отдельности. Затем листы бумаги склеивают в одно полотно, накладывают его на стену и твердым карандашом прорисовывают контуры; последний, но не поддающийся автоматизации этап – раскраска.

Проектором

К сожалению, картинки с тонкой деталировкой и мягкими цветовыми переходами фотошоп расконтуривает нечетко. В таком случае придется воспользоваться диапроектором: высветить слайд с выбранным рисунком на стене и руками обвести контуры. Стандартные размеры слайда 18х24 или 24х36 мм, но сфотографировать картинку вряд ли выйдет: пленочные фотокамеры и слайдовая пленка на глазах становятся раритетами, а лаборатория, печатающая слайды с файлов, найдется не во всяком большом городе.

Выручит в этом случае обычный бытовой принтер, но печатать нужно на прозрачной пленке; пленка для принтеров продается в компьютерных магазинах. Чтобы с такого слайда можно было перенести изображение на стену, аппаратное разрешение принтера должно быть от 1200 dpi, но сейчас почти все бытовые принтеры имеют большее. Один только нюанс: уменьшать картинку в фотошопе нужно не геометрически (по размерам), а увеличивая ее разрешение.

По сетке как по сетке

Наконец, можно применить давнишний способ разметки стен под живопись – классический перенос по сетке. Участок стены разбивают примерно на 100 равных квадратов (для формата 3:4 на 96, 8х12) и печатают в масштабе исходную картинку. При подготовке ее на компьютере можно сразу наложить такую же сетку. Далее контуры рисунка переносят на стену по точкам (см. рис.), это самый трудоемкий этап.

Пересечения линий контуров с линиями сетки отмечают точками с помощью циркуля: на оригинале им берут нужный размер и переносят на стену, «отшагивая» раствором циркуля столько раз, какой взят делитель масштаба, а затем по точкам наводят контур, все время держа перед глазами оригинал. Сначала намечают крупные контуры; каждый наведенный контур отмечают цифрой, обозначающей цвет заливки. Таким способом даже любитель может создать весьма подробно детализованную картину, см. рис.

Примечание: контуры под однотонную заливку можно наложить на стену совсем просто – светильник оборачивают трафаретом и обводят тени, см. рис. справа.

Как убрать карандаш

Во всех описанных выше случаях проблемой могут оказаться карандашные линии: графит просвечивает почти сквозь каждую краску, кроме масляной. Художники и чертежники знают старый способ снять карандашные линии, нисколько не портя основы – катышки из мякиша черствого черного хлеба, только нужен настоящий ржаной хлеб, напр. бородинский. «Хлебным ластиком» не трут, а катают или шлепают, как тампончиком.

Нетрадиционно

Помимо описанных, известно множество нетрадиционных способов создавать рисунки на стенах, и все время появляются новые. Мы здесь для примера приводим некоторые, техника которых достаточно проста и более-менее устоялась. Простейший – рисование пальцами. Для него нужна поролоновая подушка, пропитанная краской. Ее лапают пальцами и мазюкают пятерней по стене, см. рис. Хорошо таким способом получаются перья, чешуя, шершавые стволы деревьев, языки пламени, венчики цветов со множеством лепестков и т.п.

По второму способу рисуют самим штампом. Он должен быть из войлока или фетра – поролоновый быстро раскисает от краски. Штамп наклеивают на жесткую основу и штампуют им стену; под каждый цвет нужен отдельный штамп. Если штампик совсем маленький, ок. 1 см, выйдет настенный пуантилизм. Если же штампы покрупнее, ими можно просто прошлепать стену, дорисовать маркером черешки с листьями, получится фруктовое панно, см. рис.


Отдельно в этом ряду стоит техника т. наз. высокого трафарета. Фактически это один из способов декора стен, но им возможно создавать и смысловые изображения, см. рис. справа.

Работают по высокому трафарету следующим образом, см. рис. ниже:

  • Трафарет из жесткого материала толщиной 2-6 мм крепят к стене. Чем больше опыта у мастера, тем толще может быть трафарет. Новичкам лучше пробовать себя с трафареткой 2-4 мм.
  • Трафарет затирают гипсовым раствором консистенции густой сметаны или хорошо размятого пластилина, поз. 1 на рис.
  • Когда гипс схватится, но будет еще влажным, трафаретку аккуратно снимают, поз. 2.
  • Стеком (лепестковым мастихином) подмазывают промежутки (поз. 3); им же снимают излишки по краям и со стены. Кистью, тампоном и пальцами ровняют и оглаживают края узора; если надо, наводят рельеф и фактуру.
  • Полностью высохший гипс грунтуют кистью под покраску, поз. 4.
  • Красят стену фоновым цветом флецевой кистью или мохнатым валиком, поз. 5.
  • По высыхании краски прокрашивают вершины рельефа кистью или, как на поз. 6, живописным маркером, масляным или акриловым. Помните только, что не использованные до конца художественные маркеры спустя некоторое время присыхают и теряют пригодность.

Сделать собственное жилье оригинальным — это естественное желание каждого человека. Рисунки на стенах – одно из популярных решений в украшении интерьера дома или квартиры. Такая живопись будет выглядеть намного оригинальней, чем скучные и однообразные обои. Но услуги профессионального художника стоят очень дорого, а вот сделать рисунки на стенах в квартире может каждый.

Подготовка стены и материала

Прежде чем начать роспись стены, поверхность необходимо выровнять. Делается это при помощи сухой штукатурки. Для этого на поверхность укладывают гипсокартон. Затем лист обрабатывают специальной акриловой грунтовкой для краски. Этот материал повысит прочность поверхности и облегчит рисование.

Также можно поклеить на стенку флизелиновые обои, предназначенные для нанесения краски. Главное, чтобы поверхность стены была сухой и обезжиренной.

Для настенных рисунков нужны влагостойкие краски средней консистенции. Начинающим художникам лучше всего использовать гуашь, акрил, темперу или водяные краски. Допускается рисование краской из баллончика, которой традиционно делают граффити. Только людям без опыта ее использовать не рекомендуется.

Кисти нужно подбирать по типу красок. Для акварели рекомендуется брать мягкую широкую кисть. Для гуаши и акрила следует подбирать более жесткую и среднюю по ширине. На время покрасочных работ хватит трёх кистей.

При желании старые обои можно расписать перманентными маркерами. Качество такого материала не хуже обычных красочных материалов.

Техника нанесения

Рисунок на стену удобно наносить распылителем, особенно если изображение имеет крупные размеры. Преимущество этого инструмента заключается в плавном переходе красок в тот или иной оттенок. Единственным серьезным недостатком распылителя можно назвать уязвимость вещей в комнате. Перед началом работ надо накрыть мебель и стены. В работе следует использовать респираторную маску и защитные очки.

Трафаретный метод рисования на стенах — самый простой из возможных. Трафарет можно изготовить самому с помощью плоттера. Для начала нужно отыскать и распечатать подходящую картинку или узор на тонкую пластиковую пленку. Затем просто вырезать те элементы, которые войдут в композицию рисунка.

В крайнем случае, готовый трафарет можно приобрести в строительном магазине. Если подходящий трафарет не будет найден, следует обратиться в полиграфическую студию и заказать его по выбранному эскизу. После нанесения краски трафарет нужно аккуратно промыть водой во избежание нежелательного смешения цветов. Приклеивать трафарет к стенке лучше всего скотчем или клеем.

Создавать рисунки на стене можно при помощи проектора. Этот не менее оригинальный способ позволит изобразить на штукатурке даже самую сложную картину совершенно неопытному человеку, будь то пейзаж или портрет. Сначала нужно загрузить фото в проектор, навести его на стенку до нужной величины, обрисовать контуры присутствующих элементов и просто их разукрасить.

Прежде чем делать рисунки на стенах, нужно нанести эскизы на слегка смоченную поверхность. Делают это карандашом, но лучше использовать копировальную бумагу или кальку.

Профессиональные художники разделяют место рисования на равные клетки, чтобы легче переносить изображение с бумажного рисунка на стену.

Существует метод припороха для более удобного ориентирования. Отделку нужно проколоть иголкой в тех местах, которые будут составлять границы переходов на изображении. Дырочки засыпают цветным порошком или углем.

По окончании работы готовое изображение нужно закрепить лаком. Его наносят очень осторожно, в малых количествах и короткими мазками, чтобы краска не потекла и не размазалась. После этой процедуры лак необходимо быстро высушить феном или вентилятором, иначе он может потечь.

Идеи для рисунка

Рисунки на стене в квартире своими руками должны смотреться гармонично, поэтому их нужно подбирать в зависимости от того, в какой комнате их делают. Дизайнеры рекомендуют рисовать абстрактные мотивы, геометрические фигуры или изящные узоры в ярких тонах. Детскую нужно оформлять, используя мотивы из мультфильмов и сказок. Уместными будут изображения игрушек и животных. Только для детей не стоит делать монохромные и контрастные рисунки, это может повредить психике ребенка. В спальню лучше подобрать успокаивающие рисунки в холодных тонах, преимущественно природные мотивы, такие как лес и море. А еще лучше изобразить звезды. На кухне рисуют картинки в теплых, но ярких тонах. Больше всего подойдут натюрморты.

Самый популярный мотив, который может подойти любой комнате — это растительность (деревца, цветы, травы). Благодаря таким изображениям в доме создается атмосфера уюта и защищенности.

Весьма оригинальным художественным решением для настенного рисунка является изображение мировых достопримечательностей. Можно нарисовать один объект или несколько вместе. Рисунок с несколькими достопримечательностями лучше делать контурно и в черно-белых цветах.

Для создания сюжетных рисунков потребуется очень много времени, опыта и места в комнате. Такое масштабное изображение лучше смотрится в детской, ведь для ребенка можно изобразить интересную сказку. Учитывая сложность работы, лучше ее рисовать с помощью проектора.

Рисунки в технике 3D на стенах в квартире своими руками — это вещь невероятно сложная. Для создания такого шедевра нужно много времени, места и опыта. Улицы городов, предметы быта, природа — это все трехмерное изображение, которое может стать украшением стен. Будет смотреться оригинально, если в нише нарисовать окно с видом на море. Для имитации нужно лишь нарисовать ставни, остальное зависит от воображения художника.

Делать рисунки на обоях своими руками можно в прямом смысле. Это отличная возможность поработать вместе с детьми, которые будут воспринимать это дело как игру. Но для начала надо потренироваться на ватмане. И в итоге получится уникальный во всех отношениях шедевр. Как видите, рисунки на стенах своими руками сделать не так сложно, как кажется с первого взгляда.

Фотогалерея

Приветствую любителей путешествий по страницам Музея Дизайна.


В любом большом городе, каким бы красивым и ухоженным он не был, всегда найдется квартал старых домов с грязными и облупившимися стенами. Граффити делают их более веселыми и яркими.

Не всегда декор стен интересен и часто рисунки появляются вопреки запретам местных властей. Зато красочные и интересные тематически картины надолго остаются в памяти жителей города и даже привлекают туристов.

Начнем с Америки. Эта парочка целуется на улице Нью-Йорка. Костюмы карнавальные, на лицах маски. Парень одет моряком, а девушка веселый Арлекин.

От них исходит радуга романтического сияния, которая яркими и насыщенными тонами украсила торец дома и осветила праздником весь квартал.

Подпись на настенных полотнах Kobra можно встретить и в других городах. Уличный художник с таким псевдонимом известен за пределами страны.

Его работы украшают Берлинскую стену в Германии. Встречаются его граффити и в других странах. Для работ Кобры характерно высокое мастерство и философский смысл работ.

Необычный дом смотрит на мир через пальцы в знаке V – победа и силуэт человека. Большой зрачок отражает женский образ, другие более мелкие детали.

Несложный белый рисунок оживил не только фасад, но сделал более светлой и интересной улицу перед домом. Очень точно переданы черты лица, часть которого видна, каждая деталь и морщинка на пальцах. Силуэт мужчины полупрозрачный стоит на пороге, словно прикованный широким поясом к дверному полотну.

Своеобразный антихудожественный флэшмоб. Молодежь Нью-Йорка решила залить краской рисунок на фасаде дома. Они взобрались на крышу, и поливают стену краской, создав своеобразный перформанс из своего протеста.

Заодно портят плющ, который местами вьется по стене, окна жильцов и рисунок кролика, который был нарисован давно.

Дуэт польских художников Etam Cru расположил свои полотна по всему городу. Точнее большую часть по городам Польши, но много картин украшают торцы многоэтажных домов и в других странах.

Чаще всего это соседняя Болгария и далекие Штаты. Sainer и Bezt имеют специальное оборудование, в виде вышек, чтобы создавать свои шедевры на несколько этажей вверх.

Интересна тематика стрит арта, создаваемого дуэтом. В рисунках много юмора и мистики, чувствуется влияние востока и народный фольклор. Часто от их героев веет сарказмом.

Девушка любит птиц, ее японская прическа увенчана скворечником, на пальце сидит птица в шляпе. Своеобразные символ городских сумасшедших защитников природы. Но, в общем, картина смотрится красиво и в ней много доброты.

Оформление стен черно-белыми красками. Возле входа в магазин хорьки воруют яйца. Зверушки выглядят веселыми и довольными. Их гибкие тела балансируют на тонких веревках и ловко передают добычу.

Зеленый слон и его пестро одетый всадник летят на воздушном шарике. Вероятнее всего, что они просто падают, поскольку слон трубит, а парень испугано зажмурил глаза.

Веселая картина украшает участок фасада без окон. Фон дуэт Etam Cru не закрашивает, предоставляя возможность героям выглядеть более ярко и контрастно.

Жители Вальпарасо сделали декор стен своими руками. А вот росписью ступеней занимался настоящий художник. Каждый торец изображает городской пейзаж на берегу океана.

Даже в развешенном на веревке белье чувствуется морская тематика. Оно выглядит, как сигнальные флажки.

Сразу несколько видов искусства смешались в оформлении лестницы и зданий возле нее. Это и традиционная чилийская мозаика из камней. Панно из штурвалов, сухих веток и живых цветов.

Уродливое граффити на стене, которое сделали подростки. И музыкальные ступени в виде клавиш пианино.

Стрит арт Сантьяго более пестрый и наполнен чилийским искусством. Красный цвет создает фон. По нему расположены рисунки символические для индейских племен.

На лице полумаска из перьев и изображение глаз в виде птиц. Яркие насыщенные тона, использование контраста на грани китча.

Аналогичный торец украшает карта Чили и ее символы. Страна лежит на сомбреро, символе солнца. Гитара и жаркая пустыня с кактусами, пестрые попугаи и прямоугольники домов современных городов.

Эту стену в Мехико разрисовывали поклонники журнала Unknown, который много десятилетий подряд печатал только фантастические рассказы и мистику.

Издавался он в Америке, но популярным был во всех англоязычных странах. Жуткие существа, смесь животных и механизмов, часто описывались на его ненаучных страницах.

Таким увидели читатели журнала жителя другой планеты. Декор стен в стиле мексиканского фэнтези.

На фоне полукруглой стены из бетона и коричневого камня огромный аспид сражается с крысами. Черно-белый рисунок передает напряжение тел.

Прорисована каждая чешуйка на теле змея. Видно, как из последних сил борются серые зверьки. Здание стало интересней, но веселее его художник не сделал.

У чехов свои традиции в стрит арт. Большое печальное лицо во всю витрину смотрит на улицу. Глаза широко открыты и в них удивление и любопытство.

Еще один невеселый человек на улице. Самое главное, что картонку не забыли подстелить. И туфли сняли заранее.

Философский рисунок на стене. Знак бесконечности и повторение истории. Разрушаем и строим, затем опять приходят танки и снова идет строительная техника. Такое движение вечно.

Размышление о жизни после или мысли о том, что будет по ту сторону. Прага красивая и неповторимая своими историческими зданиями, гостиницами, памятниками.

Туристам интересно осматривать город. Только настенными рисунками их столица Чехии привлечь не сможет.

Лондон любит видеть на своих стенах сюрреализм. Англичан считают консерваторами, но они создали много новых течений в искусстве, с улиц столицы Великобритании вышла на подиумы мини юбка.

Оформление стен мифическими созданиями традиционно для острова. Вот и этот осьминог обзавелся головой слона. Но такие фасады намного привлекательнее чешских страшилок.

Обратите внимание на объемность рисунка из цветных клякс и мазков. Какие грустные и мечтательные глаза. Художник настоящий мастер своего дела. Девушка просто очаровывает своей скрытой красотой и натуральностью.

Лис задремал в уголочке, обняв свой хвост. Он устал и присел на минутку. Такой рисунок украшает железные ворота в Бристоле.

По синему небу ходит солнце, ныряет в море, чтобы отдохнуть и снова продолжает свой путь. Именно так изобразил английский художник смену дня и ночи.

Бразилия известна своими карнавалами, яркими красками, темпераментными танцами ночи напролет. Поэтому и идеи декора стен включают в себя всю палитру насыщенных тонов.

Художник рисует птичку. Голова как живая, влажные глазки отражают свет. Гладкий клюв блестит. Перышки мягкие и пушистые. По наброску видно, что пичуга будет малиновой и веселой.

Портрет старика в традиционном для Сан Пауло стиле. Лицо и сложенные пальцы рук словно сшиты из пестрых лоскутов разной формы. Рядом располагаются контрастные по цвету участки.

Словно жизнь пожилого человека проявилась на его изображении. Часть тяжелая, черная, но много светлых радостных событий. Все они оставили свой след на лице и руках морщинками, мозолями и седым волосом.

Этот закашлявшийся любитель сигарет и пускающая пузыри рыбка украшают решетки для стока дождевых вод. Так веселые бразильцы украшают обочины дорог.

В Рио-де-Жанейро портрет пожилого мужчины нарисован на ступенях длинной лестницы. Он черно-белый, но такой стрит арт также можно встретить в солнечной стране.

Самый веселый и пестрый район города. Хотя его жители имеют уровень жизни ниже среднего и такие дома чаще называют трущобами. Но яркие краски на стенах преобразили фасады, и жить в таких строениях приятнее, печали отступают.

Глаза парижанки полны любви, романтики, надежды. Художник не стал использовать цветные краски, они только отвлекут от главного, эмоций и чувств, которые можно увидеть в женском зеркале души.

Старый Солдовский склад текстиля расположен на улице Форигни в столице Франции. Вот так рекламируют качество своего товара старые купцы. Моряки просто отнимают друг у друга простынь. При этом она остается целой, поскольку еще и крепкая.

Девочка в цветном зонтике мечтаний смотрит на пролетающих мимо рыб. Под ней черные и неинтересные реальные будни. Люди наглухо закрылись, не пропуская в свою жизнь надежду и сказку.

В Австралии своя культура и традиции. Поэтому декор стен отличается. К рисункам аборигенов добавилась живопись разных народов, которые приплыли на этот далекий материк. Каждый внес свою лепту, и образовалось интересное, ни с чем несравнимое направление, которое отражает близость с природой и местный быт.

Фасад украшен реальными изображениями, но они несколько необычны. Смешались вместе звери, люди, морские рыбы и жучки. Реалистичнее всего изображены мартышки.

Только они значительно больше девочки и женщины-птицы. Морской конек нарисован очень подробно, он летит впереди и показывает дорогу.

О том, что такой декор стен непривычен для Мельбурна, говорит перекошенный пожарный кран. Видно водитель засмотрелся и наехал на него.

Фоном для зеленого богомола служит рисунок отвалившейся штукатурки. Красный кирпич покрыли белой краской и нарисовали объемный переход.

Затем посадили сверху улыбающуюся саранчу. Красиво и весело. На двери соседнего гаража вариант пчелки Маи в детском исполнении.

Портрет юного аборигена в боевой раскраске. Мальчик вышел на охоту.

Немцы практичны и большие педанты. Поэтому они не стали долго раздумывать и рисовать, а создали лицо из пленки и украсили стену берлинского завода в месте, где из здания выходит труба. Теперь пловец в шапочке потягивает коктейль.

Пародия на чиновника, полная сарказма. Деловой человек скован временем, поскольку у него каждая минута на счету. К занятости добавляется еще и немецкая пунктуальность.

Главное, это часы и дресс-код, поэтому закованные руки поправляют галстук. Отсутствие головы не мешает исполнять свои обязанности и указания начальства.

Часы на башне превращены в глаз, наблюдающий за окружающими.

Кейптаун расположен в жарком пустынном климате. И судя по рисунку, зебры пасутся в его окрестностях в большом количестве.

Стрит арт Южной Африки традиционными приемами показывает единство человека и животного мира. Ведь они очень во многом схожи, отличие только в лице.

Достаточно надеть маску, и ты становишься частицей дикой природы. Примерно так выразил свои мысли художник.

На стене подробно, во всех деталях изображено, как взлетает лебедь. Потекшая краска только подчеркивает его связь с землей и как нелегко ему оторваться и подняться ввысь.

Парочка среди цветущих деревьев украшает торец московского дома. Основные цвета одежды традиционны для русского костюма. Белый, черный и красный. Хотя по внешнему виду герои картины больше похожи на жителей Прибалтики. Такое оформление стен создано недавно.

Старичок смотрит в окно старого дома. Стекло отражает новые высотки Москвы. Такая грустная и реалистичная картина на глухой части фасада исторического района столицы.

Русские люди, даже если они не ходят в церковь, в душе остаются православными. Не удивительно, что портрет батюшки украсил одну из стен.

Теперь мы перебрались на западный берег реки Иордан, в Вифлеем. На заборе, увенчанном колючей проволокой, среди мусора, нарисован мальчик.

Он символ местной природы. Рубашка синяя, с белыми облаками и поющей птицей. А ноги одеты в брюки из железных труб.

Еще один символ жизни Пакистана. Птица, символ мира, в бронежилете и под прицелом, держит в клюве зеленую ветвь.

Декор стен в Стамбуле выполнен в национальном стиле. Два всадника сражаются. Красный фон и воины нарисованы в коричневых тонах.

Цвет огня и крови символизирует доблесть и отвагу, которую проявляли турки в боях согласно их легендам. А под копытами лошадей машины и строительный мусор, реальность современной жизни.

Эта многоцветная пестрая лестница, также находится историческом районе Стамбула. Улица ведет на вершину горы и полностью, на всю ширину состоит из ступеней.

В Боготе семья решила искупаться прямо на площади и заодно украсить стены домов. Два перпендикулярных торца превратились в картину. Вместо серого кирпича синее море и почему то краснокожие люди.

Оригинальные идеи декора бетонной скамьи для свиданий. Каждому определено свое место. Думать за всех будет шляпа. А влюбленные просто посидят рядышком молча.

Девчонка с фоторужьем на стене дома поразила мальчишку своим фотоаппаратом. Такая великолепная и мощная оптика позволит сделать четкие снимки с очень большого расстояния. А нижняя часть похожа на автомат. Великолепная реальная картина на кирпичной стене в Колумбии.

В Аргентине можно увидеть совершенно противоположные по стилю рисунки на стенах. Это реалистичное изображение плывущей черепахи.

Неуклюжие на земле, они просто парят в воде, как птицы в небе. Для предания ей фантастических размеров, которые описывают моряки в своих рассказах, художник на нижнюю кромку трубы посадил мужчину с собакой.

Этот декор стен дома также в Буэнос-Айрес. Только это типичный сюрреализм. Определить точно, что изображено, невозможно.

Четыре мужчины на фоне теплохода и радужного сияния идет по переходу. Это своеобразные этапы развития и становления человека. Его взлеты и падения, уверенное движение по дороге к достижению благополучия.

В Лиссабоне много старых домов с заложенными кирпичом окнами. Местные художники решили украсить эти мертвые фасады. Это тень крадется ночью. Она сбежала от своего хозяина и начала вести преступную жизнь.

Низ дома разрисован подростковым граффити. Зато вверху крокодил просунул свои лапы через дверные проемы и высматривает что-то вверху. Рядом мультяшный герой.



Случайные статьи

Вверх